УДК 316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
© Юлия Николаевна ДМИТРИЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии, e-mail: [email protected]
Актуальность данной темы вызвана тем, что информационное интернет-общение рассматривается как один из видов объективной реальности, влияющей на ценностно-смысловую сферу личности.
Анализируется теоретический подход к феномену самоутверждения, сравниваются взгляды представителей различных областей как зарубежной, так и отечественной науки, анализируются различные точки зрения на данную проблематику, представлены результаты факторного анализа самоутверждения молодых людей в социальных интернет-сетях.
В результате факторного анализа поведения молодых людей в социальных сетях выявлено, что статистически связанные группы интерпретируются в четырех основных факторах, которые способны объяснить психологический детерминизм самоутверждения молодежи в виртуальной среде.
У англоговорящих студентов - иностранцев из африканских государств наиболее значимым фактором самоутверждения в социальных сетях стал «эгоцентризм», т. е. желание быть в центре внимания у других участников социальных сетей.
У франкоговорящих студентов - иностранцев из африканских государств на первое место вышел фактор «самовыражение».
На первое место у российской молодежи вышел фактор «лидирование». По всей видимости, выдвижение этого фактора на первую позицию объясняется влиянием на российскую молодежь западной культуры, где лидирование рассматривается как социальная ценность.
Анализ группы старше 30 лет показал, что для зрелого поколения россиян на первом месте находится фактор самовыражения в социальных сетях.
Исследование выявило, что самоутверждение происходит под влиянием таких факторов, как эгоцентризм, лидирование, самовыражение, общение, которые не встречаются в разных сочетаниях и объединяются в трехфакторную структуру под влиянием культурно-возрастных особенностей молодых людей. Это дает основание сделать вывод о том, что самоутверждение в виртуальном сообществе по ряду показателей аналогично самоутверждению в реальном социуме, но с той только разницей, что индивидуально обусловленные тенденции и мотивы самоутверждения в социальных сетях проявляются более открыто, чем в физическом мире. Важным является и то обстоятельство, что участники в социальных сетях проявляют себя как носители не только индивидуальных, но и социально-культурных установок.
Ключевые слова: самоутверждение; социальные сети; общение; лидирование.
В связи со стремительным развитием различных глобальных информационных сетей, ростом разнообразия электронных форм связи общение между людьми становится все более дистанционным. Такое общение приобретает свои особенности, сильно отличающие его от общения при взаимодействии в реальной жизни.
Феномен самоутверждения все больше привлекает внимание специалистов и ученых самых различных областей науки: психологов, философов, педагогов. Проблема самоутверждения как научного объекта была предложена и изучена австрийским психологом и психиатром А. Адлером (1870-1937) [1], но начиная еще с Нового времени этой проблемой интересовались такие великие
ученые, как Ф. Ницше, Э. Кант, А. Шопенгауэр и другие философы.
В настоящее время основные исследования по проблеме самоутверждения направлены на изучение таких популярных средств коммуникации, как социальные сети, форумы и чаты (И.С. Шевченко, 2002; И.В. Романов, 2005; Т. А. Наумова, 2007; И.В. Андреев, 2008; Г.С. Чичкова, 2008; А.А. Мелешников, 2010; А.В. Кузнецова, 2011), а также изучение феномена интернет-зависимости (Ф.А. Саг-лам, 2009; Н И. Дрепа, 2010; А.В. Гришина, 2011).
Несмотря на то, что данная проблема пока еще не достаточно разработана, в науке и в современных исследованиях она представлена чрезвычайно фрагментарно, можно уви-
деть описание процесса самоутверждения. Приведем несколько определений.
В словарях можно встретить определение: «самоутверждение - это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности» [2].
Р.Е. Альберти, М.Л. Эммонс предлагают такое определение: «самоутверждение это процесс удержания или обретения или расширения человеком объема, его - собственно человеческого - бытия, приобретение смысла бытия» [3].
Е.П. Никитин и Н.Е. Харламенкова дают следующее определение: «самоутверждение - это процесс, рождающий в человеке чувство собственного достоинства» [4].
Итак, самоутверждение - это процесс, который можно определить как специфический род деятельности, при котором участник виртуального общения обнаруживает и подтверждает свои характерные особенности, личностные качества и способы поведения.
Процесс самоутверждения характеризуется как одна из основных, фундаментальных потребностей индивида и его способностей как творческого, сознательного существа, как некая форма творческой самореализации и одно из самых важных условий осмысленности и счастья человеческой жизни.
Субъективно потребность в самоутверждении возникает в стремлении индивида выразить самого себя, личностные качества, а также свои способности и умения, получить от окружающих признание, достигнуть с помощью этого поставленных целей, и, как результат, почувствовать чувство удовлетворения от самореализации.
Р. де Чармс рассматривал феномен самоутверждения относительно теории мотивации, когда самоутверждение определяется в качестве основного мотива. Давление со стороны внешней среды, наказание и поощрение могут снижать степень переживания самоутверждения, непосредственно до появления у индивида ощущения полной зависимости и, чем сильнее и лучше человек противостоит и сопротивляется этому, тем больше он утверждается, начинает получать удовольствие от какого-либо вида деятельности и т. д. [5].
Е.П. Никитин выделяет несколько основных характеристик процесса самоутверждения. Пространственная характеристика включает в себя область процесса самоут-
верждения - каждый акт самоутверждения осуществляется в конкретной сфере деятельности человека. Энергетическая или силовая характеристика включает в себя импульс к самоутверждению (внутреннюю потребность в самоутверждении. Импульс может быть стабильный (общий) и переменный (ситуационный импульс) и потенциал самоутверждения (способность индивида к действию для удовлетворения какого-либо импульса, к процессу самоутверждения). Потенциал может быть общим (при описании всесторонне развитого человека либо полной бездарности) или специфическим (способность человека удовлетворить ситуационный импульс к самоутверждению).
Также Е.П. Никитин отмечает, что в процессе утверждения у человека может сформироваться дефицит самоутверждения, который представляет из себя дефицит потенциала самоутверждения (специфический потенциал самоутверждения ниже того, который необходим для удовлетворения ситуационного импульса), и дефицит импульса самоутверждения (ситуационный импульс самоутверждения слабее того, который был способен инициировать полную реализацию специфического потенциала) [6].
Теоретический анализ феномена самоутверждения приводит к выводу, что исследователями выделяются три основных стратегии, которыми обычно руководствуются люди в различных сферах деятельности: стратегия доминирования (быть лучше других), стратегия самоподавления (быть как все) и конструктивная стратегия, которая основана на процессах выражения личностью своей новой идентичности (каждый раз быть лучше себя самого) [7]. Выбор стратегий самоутверждения определяется механизмами самоутверждения, самооценкой, особенностями строения «Я-концепции», а также половозрастными, психологическими, национальными, экономическими и другими особенностями.
Это, во-первых, анонимность. В некоторых случаях есть возможность получить фотографию собеседника (в виде т. н. «аватар-ки») и некоторого количества анкетных сведений, но обычно этого недостаточно для полного либо более или менее адекватного представления об оппоненте. Также часто можно встретить полное отсутствие сведений либо презентацию заведомо ложных данных
о себе. Подобное никак не регулируется и является безнаказанным, что влечет за собой такие последствия, как безответственность, раскрепощенность и неограниченное употребление ненормативной лексики в процессе общения. Минимальный риск отрицательной личностной оценки и разоблачения собеседниками способствует снижению психологического риска, что может повлечь за собой даже переход на оскорбления оппонентов.
Во-вторых, отличие в протекании процессов межличностного восприятия собеседниками в условиях отсутствия невербальной информации от общения в реальной жизни. Как правило, в условиях виртуального общения подавляющее влияние на представление об оппоненте оказывают механизмы идентификации и стереотипизации и, как ожидание, установка в партнере желаемых качеств.
В-третьих, добровольность при осуществлении общения и желательность контактов. Пользователь сети Интернет добровольно идет на контакты или избегает их, а также в любой момент имеет возможность их прервать.
В-четвертых, затрудненность эмоционального восприятия в процессе виртуального общения и в то же время сильное стремление к эмоциональному наполнению текста, что выражается в создании т. н. «смайлов» -специальных значков для обозначения эмоций собеседников или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
Наконец, в-пятых, стремление к ненормативному, нетипичному поведению. Часто участники виртуального общения презенти-руют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной жизни, проигрывая нереализуемые в реальной жизни сценарии, роли, ненормативное поведение.
Как в реальной социальной жизни существуют разнообразные правила общения, так и в виртуальном мире зарождаются и развиваются свои правила поведения. Общение в сети Интернет происходит анонимно. Подлинное имя, настоящий возраст, род занятий и семейное положение сообщить собеседнику можно, но это совершенно не является обязательным. Участники виртуального общения рассказывают о себе только то, что сами сочтут нужным. Такое устройство всевозможных социальных сетей, форумов, ча-
тов дает возможность практически полной свободы в виртуальном пространстве, которая полностью связана с процессом самоутверждения. Любой пользователь имеет возможность открыто высказывать свое мнение и убеждения, неотступно отстаивает свою точку зрения, используя различные коммуникативные стратегии, может даже прибегать к нецензурной лексике и оскорблению собеседника, что может повлечь за собой наказание в реальной жизни.
Для изучения факторов самоутверждения молодых людей в социальных сетях был составлен опросник. В исследовании приняло участие 340 человек в возрасте от 17 до 37 лет. Из них девушек - 224, юношей - 116. Также были опрошены иностранные студенты в количестве 76 человек, обучающиеся на медицинском факультете Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
В ходе факторного анализа с вращением Уапшах обращает на себя внимание то, что при объединении компонентов факторов статистически связанные группы интерпретируются в четырех основных факторах, которые способны объяснить психологический детерминизм самоутверждения молодежи в социальных сетях. При этом четыре фактора комбинируются у разных групп испытуемых в трехфакторную структуру. Выделены были четыре фактора, включая самовыражение, эгоцентризм, общение и лидирование.
Рассмотрим распределение этих факторов в трехфакторную структуру у разных групп.
У англоговорящих студентов - иностранцев из африканских государств выделились следующие факторы: эгоцентризм, лидирование, общение. Как видим, на первом месте стоит фактор «эгоцентризм» с такими компонентами, как: «взять верх над оппонентами» (0,705), «показать себя другим» (0,681), «мне нравится быть в центре внимания» (0,590), «выразить свое чувства» (0,483) и др.
Второй фактор, получивший название «лидирование», включает такие компоненты, как: «мне нравится захватить инициативу в общении» (0,647), «мне нравится быть впереди других во всем» (0,626), «мне нравится быть популярным» (0,516), «я хочу утвердиться в интернет-сообществе» (0,264).
Третий фактор «общение» включает следующие компоненты: «в споре я стараюсь
взять верх над оппонентом» (0,625), «у меня есть постоянная потребность что-то сказать кому-то» (0,618), «мне есть что сказать другим» (0,516), «мне скучно без людей и общения» (0,466),
Таким образом, наиболее значимым фактором самоутверждения в социальный сетях для этой группы стал эгоцентризм, т. е. желание быть в центре внимания у других участников социальных сетей.
У франкоговорящих студентов - иностранцев из африканских государств на первое место вышел фактор «самовыражение» с такими компонентами, как: «я ищу способы показать себя другим» (0,662), «меня тянет общаться с другими» (0,605), «мне есть что сказать другим» (0,590), «когда я говорю, другим лучше молчать». На втором месте оказался фактор «эгоцентризм» с такими компонентами, как: «мне свойственны сильные чувства» (0,655), «я знаю, как заставить собеседника согласиться» (0,533), «мне скучно без людей и общения» (0,533), «я хочу утвердиться в интернет-сообществе» (0,513). На третье место вышел фактор «лидирование» с такими компонентами, как: «мне нравится захватить инициативу в общении» (0,589), «в споре я стараюсь взять верх над оппонентом» (0,527), «мне нравится быть впереди других во всем» (0,447), «своей активностью я могу подавлять других» (0,407).
Не трудно заметить, что для этой группы особенности самоутверждения в социальных сетях тесно связаны с их культурными особенностями. В частности, их отличает повышенная эмоциональность, потребность в выражении своих взглядов, отношений и иных эмоционально-окрашенных ценностей. Эгоцентризм для них менее свойственен в силу того, что у этой группы студентов ярко проявляются особенности коллективной культуры. Еще менее выражена потребность в лидировании, поскольку в их культурном опыте, по всей видимости, роль лидера определяется не индивидуальными характеристиками личности, а сложившейся социальной иерархией. Можно предположить, что этими особенностями объясняются некоторые социальные явления в жизни африканских государств последних лет.
В отличие от рассмотренных групп испытуемых, представители российской молодежи утверждают себя в социальных сетях
под влиянием другого расположения факторов. На первое место вышел фактор «лидирование» с такими компонентами, как: «я знаю, как заставить собеседника согласиться» (0,809), «своей активностью я могу подавлять других» (0,586), «в споре я стараюсь взять верх над оппонентом» (0,466), «когда я говорю, другим лучше молчать» (0,416).
По всей видимости, выдвижение лидирования на первую позицию объясняется влиянием на российскую молодежь западной культуры, где лидирование рассматривается как социальная ценность.
На второе место вышел такой феномен, как «эгоцентризм», с такими компонентами, как: «мне нравится быть в центре внимания» (0,768), «мне нравится быть популярным» (0,766), «я хочу утвердиться в интернет-сообществе» (0,705), «мне нравится быть впереди других во всем» (0,637).
Эгоцентрическая тенденция свойственна молодым людям, воспитанным в традициях нового информационно-технического общества. Общества, в значительной мере разрушающего традиционную для России коллективную культуру.
На третье место вышел феномен «самовыражение» с такими компонентами, как: «я открыто высказываю свое мнение, убеждение» (0,691), «меня тянет общаться с другими» (0,593), «для меня важно выразить свое отношение» (0,582), «мне свойственны сильные чувства» (0,497).
Такое «обнажение» себя в интернет-сети, очевидно, характерно для отдельных участников. Логично предположить, что сохранение традиция откровения перед другими будет оправданным в группе испытуемых старшего возраста. Это предположение нашло полное подтверждение после анализа в группе старше 30 лет.
На первом месте среди факторов этой группы фактор «самовыражение» с такими компонентами, как: «у меня есть постоянная потребность что-то сказать кому-то» (0,914), «я эмоциональный человек» (0,855), «для меня важно выразить свое отношение» (0,827), «мне свойственны сильные чувства» (0,785).
На втором месте «эгоцентризм» с такими компонентами, как: «когда я говорю, другим лучше молчать» (0,966), «мне нравится быть популярным(ой)» (0,918), «мне нравится
быть впереди других во всем» (0,844), «мне нравится быть в центре внимания» (0,833).
На третьем месте фактор «общение» с такими компонентами, как: «мне есть что сказать другим» (0,516), «я могу использовать коммуникативные стратегии» (0,481), «мне скучно без людей и общения» (0,466), «я могу оригинально мыслить» (0,434).
Относительно данной группы можно сделать следующий вывод. Для зрелого поколения россиян на первом месте находится фактор самовыражения в социальных сетях, хотя данный вывод можно считать предварительным и, скорее всего, в различных возрастных группах старше тридцати лет возможно перераспределение факторов.
В целом, факторный анализ самоутверждения молодых людей в социальных сетях происходит под влиянием четырех факторов, которые встречаются в разных сочетаниях и объединяются в трехфакторную структуру под влиянием культурно-возрастных особенностей молодых людей. Это дает основание сделать вывод о том, что самоутверждение в виртуальном сообществе по ряду показателей аналогично самоутверждению в реальном социуме, но с той только разницей, что индивидуально обусловленные тенденции и
мотивы самоутверждения в социальных сетях проявляются более открыто, чем в физическом мире. Важным является и то обстоятельство, что участники в социальных сетях проявляют себя как носители не только индивидуальных, но и социально-культурных установок.
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000.
2. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
3. Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. Уметь постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению. М., 2004.
4. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000.
5. Charms de R. Enhancing Motivation: Chande in the Classroom. N. Y., 1976.
6. Никитин Е.П. Самоутверждение человека // Вопросы философии. 1997. № 9.
7. Коваль Н.А., Иванова Ю.А. Психологические детерминанты развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123). С. 122-127.
Поступила в редакцию 4.10.2013 г.
UDC 316.6
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SELF-AFFIRMATION OF PERSONALITY IN SOCIAL NETWORKS
Yuliya Nikolayevna DMITRIYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article is actual due to the fact that the information about the line communication is regarded as a kind of objective reality, affecting the value-sense sphere of personality.
The article examines the theoretical approach to the phenomenon of self-affirmation, compared views of representatives of a wide variety of areas, both foreign and domestic science, analysis of various points of view on this perspective, the results of the factor analysis of self-affirmation of young people in social online networks.
As a result of factor analysis of the behavior of young people in social networks it is disclosed that statistically related groups interpreted the four main factors that can explain the psychological determinism affirmation of youth in a virtual environment.
In English-speaking students-foreigners of African self-assertion of the most significant factor in social networks become "self-centeredness", desire to be the center of attention from other members of social networks.
In French-speaking students-foreigners from African countries in the first place is the factor of "self-expression".
In the first place with the Russian youth is factor "leadership development". Apparently, the extension of this factor is on the first position due to the influence on the Russian youth of the Western culture where leadership development is considered as a social value.
The analysis of group older than 30 years showed that the mature generation of the Russians in the first place is the factor expression in social networks.
The study disclosed that the self-affirmation is influenced by factors such as self-centeredness, leadership development, self-expression, communication, which do not occur in different combinations and combined in a three-factor structure under the influence of cultural and age characteristics of young people. This gives reason to conclude that self-affirmation in the virtual community on a number of indicators similar to affirmation in real society, but with the only difference that individually caused trends and motives of self-affirmation in social networks are often more openly than in the physical world. The important thing is the fact that participants in social networks manifest themselves as the bearers both the individual and social and cultural attitudes.
Key words: assertiveness; social networks; communication; leadership development.