Е. В. Сараеба. Профессиональные самопрогнозы студентов с разным уровнем самооценки
хология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 336-340.
6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. 191 с.
7. Орлов, А. Б. Личность и сущность [Текст] : внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 30-38.
8. Цыбра, Н. Ф. Самоутверждение личности: социально-философский анализ [Текст] / Н. Ф. Цыбра. Киев; Одесса, 1989. С. 75.
9. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян. Ереван: [б. и.], 1988. С. 18.
10. Корчагина, Г. И. Позиция самоутверждения старшего школьника: теория, диагностика, условия развития [Текст] / Г. И. Корчагина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 134 с.
Е. В. Сараеба
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ САМОПРОГНОЗЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
В статье рассматривается динамика профессиональных самопрогнозов студентов с разным уровнем профессиональной самооценки. Представлены данные эмпирического исследования профессиональных самопрогнозов студентов по модулям педагогической деятельности.
Особенности профессионального самопрогнозирования будущего специалиста определяются рядом факторов, среди которых приоритетное значение имеет специфика профессиональной самооценки.
Экспериментальные исследования В. С. Ма-гуна свидетельствуют, что люди способны адекватно оценивать собственные качества и возможности, будь то психические свойства, подготовленность к определенной деятельности или положение в обществе. Самооценки и основанные на них прогнозы зачастую не уступают по надежности специальным психологическим тестам и в определенных случаях могут служить источником информации о человеке. Адекватная самооценка способствует достоверным прогнозам о результатах деятельности. Однако самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, представляет собой не просто познавательный акт, но и выражает определенный уровень притязаний (И. Кон).
По мнению А. Н. Крылова, самооценка является формой рефлексии. Образ Я осуществля-
САРАЕВА Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ © Сараева Е. В., 2007
ет рефлексию посредством самооценок. Я-кон-цепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. «Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе» [1].
Сообразно с этим самопознание выступает как деятельность Я в качестве субъекта по познанию (или осознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля.
Следует отметить, что феноменальное поле индивида включает и сознательное, и бессознательное восприятие, считая и то, которое он осознает, и то, о котором и не догадывается. Согласно ego-psychology, Я имеет собственный источник энергии и находит удовольствие в овладении окружающей средой. Эта концепция связана с понятием мотивации компетентности, предложенным Р. У. Уайтом [2]. При описании личности эта концепция особое значение придает способам, с помощью которых люди активно осваивают окружающий их мир, а также способам их мышления и восприятия.
Благодаря процессу подсознательного восприятия мы можем почувствовать, что данный опыт расходится с Я-концепцией, раньше, чем он дойдет до сознания. Тем не менее самые важные детерминанты поведения, особенно у здоровых людей, - те, которые осознаются или могут быть осознаны (К. Р. Роджерс).
К. Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятия человеком своего Я. Однако «индивид может иметь множество Я-кон-цепций - некоторые из них хорошие, а некоторые - плохие, некоторые актуализированы в настоящем, а некоторые - возможные Я-концеп-ции - предназначены для будущего» [3].
Представляемые или репрезентируемые Я имеют больше сходства с идеальным Я личности, чем с реальным Я, но они способствуют продвижению личности к осуществлению своего идеального Я (А. А. Налчаджян). Следует подчеркнуть, что идеальный образ отражает задачи прогноза по определению будущих ситуаций и возможных проблем, которые должны служить ориентиром при решении конкретных задач сегодняшнего дня.
На основе теоретического анализа литературы по важнейшим направлениям в изучении антиципации, прогнозирования и самопрогнозирования в отечественной и зарубежной психологической литературе нами была разработана методика самопрогнозирования успешности педагогической деятельности по модулям профессиональной деятельности педагога. За основу мы
взяли модульное представление профессиональной деятельности педагога по А. К. Марковой.
Знания и умения - это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности - субъективные характеристики, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других автор называет «психологическим модулем» профессии педагога, который может быть вычислен в каждом из блоков профессиональной компетентности.
Каждый участник эмпирического исследования имел перед собой профессиограмму педагога [4], позволяющую конкретизировать профессиональные самопрогнозы, так как профессиограмма педагога К. А. Марковой содержит 10 модулей профессии педагога и по каждому модулю в ней даются объективные характеристики профессиональной деятельности и психологические характеристики профессионально важных качеств деятельности и личности педагога (психограмма).
Профессиограмма моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента в вузе. Как система требований к специалисту, она дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки студентов, а также совершенствовать программу формирования личности будущего учителя. Кроме того, все участники эксперимента были знакомы с профессиограммой учителя физики Г. А. Иванова, Г. В. Комарова, А. П. Рымкевича, А. П. Шаблина, А. И. Щербакова.
В основном исследовании участвовал 161 студент IV курса (после педагогической практики в
школе) физического факультета. Это студенты четырех выпусков университета.
Первоначально рассмотрим динамику самооценки успешности педагогической деятельности по модулям (табл. 1).
Среди студентов, участвовавших в исследовании, сравнительно много (21%) таких, которые оценили свой уровень профессионального самопознания выше среднего, хотя много и оценивших эту деятельность низко (54%). Самые высокие результаты по педагогическому общению (ниже среднего уровня - 35%, а выше - 16%). Многие студенты (78%) низко оценили свою готовность к диагностике (к развивающему обучению), и большая часть (71%) студентов рассчитывает на работу по готовым методическим рецептам. В целом можно сделать вывод, что низких самооценок гораздо больше, чем высоких, по всем модулям педагогической деятельности.
Таким образом, для студентов IV курса характерны следующие особенности профессиональной самооценки:
1) низкая самооценка почти по всем модулям педагогической деятельности;
2) больше всего самооценок выше среднего уровня и средних по осуществлению педагогического общения и профессиональному самопознанию;
3) самые низкие самооценки связаны с осуществлением индивидуального подхода и осуществлением педагогического творчества.
Профессиональные самопрогнозы на первые годы работы (самопрогноз на 5 лет) более оптимистичны, чем самооценки.
Уровни самооценки Призвание, % Мастерство, % Диагностика, % Общение, % Саморазвитие, % Творчество, % Исследование, % Самопознание, % Сотрудничество, % Профессионализм, %
Низкий 32 20 41 15 34 43 48 17 17 37
Ниже среднего 13 28 37 20 11 28 15 37 26 23
Средний 44 39 14 49 46 22 29 25 48 34
Выше среднего 4 6 6 6 3 4 2 17 5 4
Высокий 7 1 2 10 6 2 6 4 4 1
Таблица 1
Динамика самооценки профессиональной успешности по модулям педагогической деятельности
Е. В. Сараева. Профессиональные самопрогнозы студентов с разным уровнем самооценки
Таблица 2
Сравнительная таблица самооценок и самопрогнозов на 5 и 10 лет студентов IV курса физического факультета по модулям педагогической деятельности (п = 161)
№ Модули педагогической деятельности Значимые различия по критерию Смирнова-Колмогорова
Между самооценками и самопрогнозами на 5 лет Между самооценками и самопрогнозами на 10 лет Между самопрогнозами на 5 лет и самопрогнозами на 10 лет
X Уровень значимости X Уровень значимости X Уровень значимости
1 Стремление оставаться педагогом 2,349 Р <; 0,01 3,622 Р ^ 0,01 3,062 р ^ 0,01
2 Изучение эталонов и норм педагогического труда 3,176 Р < 0,01 5,126 Р < 0,01 4,068 р < 0,01
3 Изучение индивидуальных особенностей учащихся 3,176 Р < 0,01 5,126 Р < 0,01 4,290 р < 0,01
4 Осуществление педагогического общения 3,232 Р <; 0,01 4,232 Р ^ 0,01 2,619 р <; 0,01
5 Профессиональное саморазвитие 2,507 Р < 0,01 5,294 Р < 0,01 3,455 р < 0,01
6 Осуществление педагогического творчества 3,343 Р < 0,01 5,907 Р < 0,01 4,569 р < 0,01
7 Осуществление педагогического исследования 3,677 Р * 0,01 3,733 Р ^ 0,01 3,120 р ^ 0,01
8 Профессиональное самопознание 2,173 Р ^ 0,01 5,126 Р ^ 0,01 2,896 р ^ 0,01
9 Сотрудничество с коллегами 2,396 Р <; 0,01 6,074 Р <; 0,01 3,677 р ^ 0,01
10 Профессионализм 3,176 Р < 0,01 6,352 Р < 0,01 5,126 р < 0,01
Среднее значение (группа с высокой самооценкой) Среднее значение (группа с низкой самооценкой) Среднее значение (группа со средней самооценкой)
9,5
6 I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
М1 М 2 МЗ М 4 М 5 Мб М 7 М8 М9 МЮ
Модуль
Динамика профессиональных самопрогнозов студентов на 10 лет в группах с разным уровнем самооценки Обозначения: М 1 — призвание; М 2 — мастерство; М 3 — диагностика; М 4 — общение; М 5 — саморазвитие; М 6 — творчество; М 7 — исследование; М 8 — самопознание; М 9 — сотрудничество; М 10 — профессионализм.
Самые низкие профессиональные самопрогнозы связаны с реализацией исследовательской педагогической деятельности, так как многие студенты (33%) считают, что в первые годы работы в школе не смогут заниматься исследовательской работой. Очень оптимистичные самопрогнозы по сотрудничеству с другими участниками учебно-воспитательного процесса - с коллегами-педагогами (58% студентов имеют прогнозы выше среднего уровня, и только 4% - ниже среднего уровня). Многие студенты (51% и 49%) прогнозируют, что будут успешно заниматься профессиональным саморазвитием и самопознанием, так как связывают свои дальнейшие профессиональные успехи с результативностью данных видов деятельности. 52% студентов прогнозируют успехи в осуществлении педагогического общения.
Профессиональные самопрогнозы личности на 10 лет достаточно высокого уровня. Большинство студентов считают, что к этому времени они уже состоятся как педагоги. Самые высокие показатели по осуществлению профессионального саморазвития личности. Большинство студентов (84%) прогнозируют, что через 10 лет станут самодиагностами, авторами «сценария» своей профессиональной жизни. Самые низкие прогнозы связаны со становлением себя как педагога-исследователя.
Мы считаем, что это связано с тем, что у студентов преобладает внутренний локус контроля и они возлагают большие надежды на свой личностный потенциал. Кроме того, большая часть студентов считает, что саморазвитие необходимо в современной жизни. Педагогическое творчество и исследовательская работа многим представляется как что-то неопределенное.
Затем мы сравнили профессиональные самооценки и самопрогнозы на 5 и 10 лет.
Для статистических расчетов мы воспользовались критерием Смирнова-Колмогорова (см. табл. 2). Было установлено, что существует статистически значимая разница (р < 0,01) между самооценками и самопрогнозами на 5 лет, между самооценками и самопрогнозами на 10 лет и между самопрогнозами на 5 лет и самопрогнозами на 10 лет.
Самые большие сдвиги в уровне успешности профессиональной деятельности за 10 лет прогнозируются в осуществлении педагогического сотрудничества, в овладении педагогическим мастерством, в умении реализовывать развивающие индивидуальные программы и синтезировать и применять все способы педагогического труда. Мы можем утверждать, что студенты прогнозируют, что по данным модулям будут совершенствоваться ближайшие десять лет. Прогнозируются очень существенные результаты по профессиональному самопознанию и саморазвитию. Но
следует отметить, что часть студентов прогнозирует, что на деятельность, связанную с профессиональным самопознанием, будет обращать больше внимания в ближайшие пять лет. Студенты прогнозируют существенные изменения в педагогическом саморазвитии на протяжении десяти лет (см. табл. 2).
Из таблицы видно, что в первые годы работы в школе и в оставшееся время учебы в институте студенты прогнозируют совершенствование в деятельности по всем модулям, но особенно ждут больших изменений в становлении себя как творческих педагогов, готовых заниматься исследовательской работой, как профессионалов, способных осуществлять педагогическое общение.
Для сравнения результатов по самопрогнозированию на 10 лет в группах студентов с разным уровнем профессиональной самооценки обратимся к рисунку.
Самопрогнозы на 10 лет характеризуются тем, что сближаются все показатели, профессиональные самопрогнозы студентов с низким уровнем профессиональной самооценки по некоторым параметрам становятся выше, чем у студентов со средним уровнем профессиональной самооценки. В самопрогнозах на 10 лет между группами с высоким и низким уровнями профессиональной самооценки личности не обнаружена статистически значимая разница по следующим показателям: осуществление педагогического исследования, сотрудничество с коллегами.
Следует отметить, что самопрогнозы на длительный период в большей степени связаны с тенденциями к саморазвитию, чем с профессиональными самооценками. Студенты с высоким уровнем профессиональной самооценки считают, что овладели навыками педагогического мастерства, для студентов со средним уровнем профессиональной самооценки характерна направленность на овладение педагогическим мастерством, в группе студентов с низким уровнем самооценки прослеживается направленность на педагогическое общение, самопознание и сотрудничество.
Результаты данного исследования позволяют педагогам, готовящим учителей реализовать дифференцированный и индивидуальный подход не по формальному признаку.
Примечания
1. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. С. 46.
2. White, R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence [Text] / R. W. White // Psychological Review. 1959. № 66. P. 297-333.
3. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования [Текст] / Л. Первин, О. Джон. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 207.
4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. С. 266269.