Научная статья на тему 'Повышение уровня научной подготовки студентов'

Повышение уровня научной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФОРМЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕФЕРАТ / ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПОДГОТОВКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ / RESEARCH WORK / COMPETITIVENESS / FORMS OF SCIENTIFIC WORK / EDUCATIONAL PROCESS / ESSAY / LABORATORY CLASSES / PREPARATION FOR USE OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Наталья Александровна

Важную роль в повышении качества подготовки студентов, обучающихся по ОП Прикладная геодезия, в сторону активного поворота к развитию творческих способностей будущих специалистов, призвана сыграть научно-исследовательская работа, так как учебный процесс, соединяясь с научными исследованиями студентов, переходит в реальную научную и/или профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пархоменко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising the level of scientific training of students

An important role in improving the quality of training of students of OP Applied geodesy, in the direction of active rotation to the development of creative abilities of future specialists, is called upon to play scientific and research work, as the learning process, connecting with research students, goes into a real scientific and/or professional activities.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня научной подготовки студентов»

Пархоменко Н.А. Повышение уровня научной подготовки студентов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumaLomgau.ru/index.php/2017/1/35-statya-2017-1/745-00275. - ISSN 2413-4066

УДК 528

Пархоменко Наталья Александровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Повышение уровня научной подготовки студентов

Аннотация: Важную роль в повышении качества подготовки студентов, обучающихся по ОП Прикладная геодезия, в сторону активного поворота к развитию творческих способностей будущих специалистов, призвана сыграть научно-исследовательская работа, так как учебный процесс, соединяясь с научными исследованиями студентов, переходит в реальную научную и/или профессиональную деятельность.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, конкурентоспособность, формы научной работы, учебный процесс, реферат, лабораторные занятия, подготовка к использованию компетенций.

Главная задача обучения в вузе это формирование из студентов конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. В образовательной программе обучения по специальности 21.05.01-Прикладная геодезия заложены основные требования, которым должен соответствовать выпускник. Требования определяются федеральным государственным образовательным стандартом высшего образовании. ФГОС ВО, по которому ведется подготовка специалистов с квалификационной категорией инженер-геодезист, утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 7 июня 2016 года [1]. Срок получения образования по программе специалитета составляет 5 лет, объем программы составляет 300 зачетных единиц. Обучаясь по названной программе, специалисты готовятся к производственно-технологическому виду деятельности и осваивают специализацию «Инженерная геодезия». Конкурентоспособными специалистами, которые смогли бы достойно применить свои знания на производстве, не особо мотивированные на обучение абитуриенты должны стать за предстоящие пять лет обучения в вузе. Не простая задача стоит перед кафедрой, реализующей образовательную программу. Согласно ФГОС ВО, в результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы различного рода компетенции т.е накоплены знания получен опыт и отработаны умения и выпускник подготовлен к их использованию. Сформированная у студента во время обучения компетенция не является законченным продуктом в познании т.к требует от своего обладателя постоянного совершенствования усвоенных знаний, приобретения нового опыта и развития имеющихся навыков. Достичь мотивации в постоянном совершенствовании трудно и/или даже невозможно без привлечения студента в круговерть (процесс) научных исследований, организуемых кафедрой. Занятия научной деятельностью открывают перед студентом новые горизонты в настоящем и будущем.

Чтобы студент увидел те новые горизонты, которые ему открывает занятие наукой, нужны значительные усилия всех преподавателей, задействованных в реализации образовательной программы

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) это составная часть обучения, которая организуется непосредственно на кафедре, согласно учебным планам и образовательным стандартам. Развитию потенциала НИР способствует верно сформированная цель - выявление талантливой молодежи для последующего обучения в аспирантуре и/или успешной работе на производстве через повышение уровня научной подготовки во время обучения. Самая сложная из всех решаемых задач, на наш взгляд, является задача создания мотивационного механизма, позволяющего сформировать

устойчивое желание заниматься научно-исследовательской работой на всем периоде обучения. Создаваемая мотивация позволяет формированию у обучающихся компетенций, необходимых при проведении научных исследований, повышает качество усвоения изучаемых дисциплин. Кроме того, последовательное занятие научно-исследовательской работой позволяет выработке навыков грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способствует аргументировано защищать и обосновывать отстаивать свою точку зрения по полученным результатам.

В той или иной форме наукой занимаются все студенты, так подготовка рефератов, написание курсовых проектов и работ, разработка ВКР (диплома) требует проведения минимальной исследовательской работы. Полноценная научно-исследовательская работа предполагает участие студента в процессе всего периода обучения в научных кружках и обществах, тематических выставках, олимпиадах, научных конференциях. Можно сказать, что студент, обучающийся по программе 21.05.01-Прикладная геодезия, в процессе обучения охвачен несколькими формами НИР: включаемыми в учебный процесс, выполняемыми во вне учебное время и обозначенными в ФГОСе, как НИР в период прохождения практики. В реализации названых форм учувствует не только выпускавшая кафедра, совместно с лабораториями кафедры, но кафедры и факультеты университета, а также и другие команды и объединения, организующие различного плана научные мероприятия и форумы (Рис. 1,2).

Факультет гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

•эссе, рефераты, •творческие задания

Выпускающая кафедра \

геодезии и дистанционного зондирования: учебно-научно производственная лаборатория геоинформационных систем и технологий,

учебная лаборатория

геодезических приборов и измерений

• выполнение лабораторных курсовых и дипломных работ,

• практика по получению первичных профессиональных умений и навыков и, в том числе первичных умений и навыков НИР

Рисунок 1. Формы НИРС в рамках учебного плана

Обучаясь на младших курса, студенты пробуют свои силы в научно-исследовательской деятельности: разрабатывают тему рефератов, составляют эссе, выполняют творческие задания; на лабораторных работах НИР реализуется при выполнении индивидуальных расчетных или практических задач прикладного характера. Компетенции, полученные при этом, докручиваются во время прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков и, в том числе первичных умений и навыков НИР.

Первые лабораторные работы по профессиональной дисциплине - Геодезия, сразу включают студента в исследовательский процесс. Так, тема: Исследования при измерении угла теодолитом Т-30, включает изучение устройства теодолита, выполнение поверок и юстировок, измерение угла полным приемом и анализ полученных результатов с достижением необходимой точности.

На третьем и четвертом курсах уровень подготовленности студентов уже достаточен для проведения значимых научных исследований, выполняемых как самостоятельно и на лабораторных занятиях, так и под руководством преподавателя: разработке и написанию курсовых проектов и работ по профессиональным дисциплинам, подготовке к публикации научной статьи.

• Студенческий научный кружок «Геодезия»

• Индивидуальная НИР по разработке научных проблем под руководством научного руководителя

• написание статей, подготовка презента ций, докладов.

С Л

Факультеты, вуз, город, регион, РФ,

мероприятия международного уровня

Рисунок 2. Формы НИРС во вне учебное время

Так, в качестве примера, можно привести тематический план лабораторных занятий по разделам учебной дисциплины Прикладная геодезия, изучаемой студентами на 3,4,5 курсах:

• исследование способов определения объемов земляных работ для горизонтальных и наклонных площадок,

• исследование способов геодезических работ при вертикальной планировке поселения,

• исследование способов выноса в натуру проектов вертикальной планировки,

• исследование способов проектирования разбивочной инженерно-геодезической сети

Г Л

Кафедра геодезии и дистанционного зондирования

• Научные семинары, конференции, олимпиады, конкурсы, выставки

• Научно-исследовательские проекты, гранты, договоры

• написание статей, тезисов, докладов и других публикаций.

/ исследование способов геодезических разбивочных работ для выноса проектных точек в натуру.

Благоприятные условия для развития творческого потенциала создает изучение дисциплины Б1.Б.24 Основы научных исследований, по окончании изучения которой студенты готовят к публикации научную разработку, в виде научной статьи.

Все это позволяет студентам активно подготовится к производственной практике. На пятом курсе, который приближает студентов к присвоению квалификации в рамках профессиональной подготовки, они разрабатывают, выполняют и защищают выпускную квалификационную (дипломную) работу, что является и итогом всей научно-исследовательской работы, включенной в образовательный процесс. Тематика дипломных работ определятся исходя из: направлений научно-исследовательской работы кафедры, практических исследований по заказам предприятий, реализующих геодезические технологии и направления работы учебно-научно производственной лаборатории геоинформационных систем и технологий. Все преподаватели кафедры, совместно с обучающимися по всем образовательным программам, учувствуют в разработке научной темы кафедры 01201256671 «Разработка новых технологий геодезического мониторинга земель, инженерных сооружений и природных объектов с применением методов геодезии и дистанционного зондирования», под руководством доцента А.И. Уварова.

Система научно-исследовательской работы студентов представляет собой совокупность форм и различных мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы. На развернутой диаграмме (рис3.) показано участие студентов, обучающихся по ОП 21.05.01 - Прикладная геодезия в НИР кафедры за 2016 год.

Рисунок 3. Участие студентов, обучающихся по ОП 21.05.01 -Прикладная геодезия

в НИР кафедры за 2016 год

Как показывает диаграмма, ведущую роль в активизации НИР, и значит, повышении качества подготовки специалистов в сторону важного поворота к развитию творческих

способностей будущих специалистов призваны сыграть научно-практические студенческие конференции и публикации статей в научных сборниках. Что отражает и анализ анкетирования студентов 5 курса, которые в большинстве своем на вопрос: что для вас значат занятия научно-исследовательской деятельностью, отвечают - повышают ответственность за написанное слово и формируют навыки отстаивать собственную точку зрения или отработанную гипотезу. Конечно, не все так прекрасно, как нам хотелось бы видеть, ведь студент , человек подневольный и должен выполнять задания предусмотренные учебным планом и рабочими программами учебных дисциплин. Поэтому приходится вовлекать студентов в научную деятельность и прилагая определенные усилия и тем приятнее видеть после, что студент не просто работает на повышенную стипендию, а получает моральное удовлетворение и ему уже хочется блеснуть знаниями на научно-практической конференции и показаться с лучшей стороны при защите выпускной квалификационной работы (Рис.4).

Рисунок 4. Причина посещения студентами научных конференций.

Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамках образовательного процесса, может стать началом большой науки, её истоками, когда человек делает первые шаги в научных исследованиях, пишет первые работы. Студенты, отвечая на вопросы анкеты, признают, что путь в науку складывается из работоспособности и личной мотивации, а подтолкнуть на эту правильную мотивацию должен увлеченный своей работой и не за предельно загруженный документопотоком преподаватель.

Ссылки на источники:

1. Приказ Минобрнауки России от 07.06.2016 N 674 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 21.05.01 Прикладная геодезия (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2016 N 42596) [Электронный ресурс] URL http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2017).

Natalia Parhomenko

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Raising the level of scientific training of students

Abstract: An important role in improving the quality of training of students of OP Applied geodesy, in the direction of active rotation to the development of creative abilities of future specialists, is called upon to play scientific and research work, as the learning process, connecting with research students, goes into a real scientific and/or professional activities.

Keywords: research work, competitiveness, forms of scientific work, educational process, essay, laboratory classes, preparation for use of competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.