4. Тело простейших состоит из одной
клетки.
5. Основу клетки простейших составляет цитоплазма с одним или несколькими ядрами.
----Я (сю)
----ц
6. Форма тела у одних простейших непостоянная, у других — постоянная, чаще веретеновидные. Передвигаются простейшие путем образования ложноножек, либо при помощи ресничек, одного или нескольких жгутиков.
7. При питании простейшие образуют пищеварительные вакуоли. Пища захватывается с помощью ложноножек или всасывается всей поверхностью тела.
(•j \,_
ПЬ
Использование рисуночно-графичес-кого письма активизирует слуховые и зрительные процессы учащихся, укрупнение учебного материала при условии сохранения его доступности.
Пиктограммы вводятся последовательно и синхронно со словесным объяснением. Учащиеся одновременно с учителем зарисовывают их в тетрадях, используя цветные карандаши и фломастеры. На этом развивается познавательная деятельность школьников
Литература
1. Д. И. Трайтак. Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. - М., «Просвещение» - 1979 - 149с.
2. Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. «Общая методика преподавания биологии». Учебник для студентов биол. фак. пед. Институтов. Изд. 3-. - М: «Просвещение»-1976 - 384с.
3. Л. М. Фридман. Наглядность и моделирование в обучении. - М. изд-во «Знание» 1984 - 79с.
4. А. М. Розенштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалева, В. Г. Лепкина. «Использование средств обучения на уроках биологии». - М.: Просвещение, 1989-191с.
5. Э. К. Гулянц, И. Л. Базик. «Что можно сделать из природного материала». - М.: -Просвещение. 1984-175 с.
6. Дидактика современной школы. Пособие для учителей. Б. С. Кобзарь, Г. Ф. Кумарина, Ю. А. Кусый и др. / под ред. В. А. Онишука/ - К.: Рад. шк., 1987-351 с.
7. С. И. Гудилина. Игровая азбука. Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 1998-253с.
8. И. Н. Пономарева. Наглядные средства обучения экологического содержания в школьном курсе биологии. - // Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. - М.: Просвещение - 1979-с. 101-117.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
RESEARCH WORK ORGANIZATION OF PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY
COURSES STUDENTS
Л.М. Ондар, А.С. Фрокол L.M. Ondar, A.S. Frokol
Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология». Рассматриваются основные формы организации НИРС. Предлагаются рекомендации по совершенствованию научно-исследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова. Научно-исследовательская работа студентов, учебно-исследовательская работа студентов, реферат, курсовая работа, доклад, научный кружок, проблемная группа, предметная олимпиада, лабораторная работа, конференция, студенческое научное общество, грант, научное общество учащихся, фандрайзинг.
The article is dedicated to the problems of research work organization of "Pedagogics and psychology" students (course 050706). The basic forms of organization of are examined. There are suggested recommendations on perfection of research activity of students.
Keywords. Research work of students, educational-rese arch work of students, abstract, term paper, lecture, scientific group, problem group, subject olympiad, laboratory work, conference, student scientific society, underback, scientific society of students.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным педагогическим образованием. НИР развивает у студентов способности к научному и техническому творчеству, самостоятельность, инициативу в учебе и будущей жизнедеятельности, и помогает студентам приобретать навыки работы в научных коллективах и применять методы организации научной работы [4].
Система НИРС на кафедре психологии и педагогики развития личности Кызылского педагогического института ТувГУ является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, будущих педагогов-психологов. Данное направление деятельности кафедры реализуется следующим образом:
а) руководство исследовательской работой студентов при подготовке ими курсовых и выпускных квалификационных работ. Отметим, что большинство дипломных работ представляют собой самостоятельные научные исследования по актуальным психолого-педагогическим темам;
б) организация деятельности различных проблемных групп;
в) подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях;
г) проведение олимпиады по психологии и педагогике;
д) организация совместной научной работы преподавателей и студентов.
Формы и методы НИРС зависят от уровня подготовки студентов. Если на младших курсах преобладают такие формы НИРС как написание рефератов, то на старших курсах - курсовое и дипломное проектирование, постановка и модернизация лабораторных работ, участие студентов в подготовке и проведении научных экспериментов.
НИРС подразделяется на:
• учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) - работу, включаемую в учебный процесс;
• собственно НИРС - работу, выполняемую во внеучебное время.
Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс (УНИРС), осуществляется в следующих формах:
• выполнение лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов, содержащих элементы научных исследований. Так, при выполнении лабораторных работ студенты учатся составлять план, выбирать методику исследований, составлять научный отчет;
• введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия, проведение мини-исследований, а также подготовка рефератов, с которыми студенты выступают на занятиях;
• выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период практик;
• ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных.
Предметные олимпиады по педагогике или психологии представляют собой соревнования студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в рамках учебного плана специальности. Они проводятся с целью повышения качества подготовки будущих специалистов, выявления и развития творческих способностей студентов. Кафедрой педагогики и психологии развития личности они традиционно проводятся в ноябре.
Работа проблемных групп направлена на привлечение студентов к научно-исследовательской работе, пробуждение интереса к научному поиску. С сентября 2010 года на кафедре начали работу проблемные группы: «Психология и педагогика толерантности», «Социально-психологические аспекты национальных традиций тувинцев», «Педагогические технологии в образовании», «Психология
конфликта», «Этнопсихологические характеристики тыва этноса», «Профилактика девиантного поведения в образовательном учреждении».
Перспективными направлениями в работе проблемных групп являются расширение тематики проблемных групп, привлечение студентов к научным исследованиям, проводимым на кафедре, создание коллективных научных разработок, участие в совместных грантах.
Важную роль в активизации научного творчества студентов играют организационно-массовые мероприятия:
• ежегодные университетские студенческие научно-практические конференции;
• конференции республиканского, регионального, российского и международного значения.
Ежегодно студенты специальности Педагогика и психология участвуют в школьных и республиканских научно-практических конференциях, проводимых на базе МОУ СОШ № 2 г. Кызыла. Доклады студентов опубликованы в сборнике материалов школьной конференции (2010 г.), сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Толерантность - это касается каждого» (16 ноября 2010 года).
Студенты активно сотрудничают с педагогами и учащимися Кызылской школы № 2: проводят обучающие занятия и мастер-классы для членов школьного НОУ, как, например, «Секреты успешного публичного выступления», «Методика научного исследования», «Что дает наука мне, и что я даю науке?», участвуют в работе жюри секций на ученических конференциях) [1: 4].
Подобная работа не только развивает познавательные интересы и творчество студентов, стимулирует активный интерес к научной деятельности, прививает навыки научных исследований, но и укрепляет связи школы и вуза, позволяет внедрять результаты научно -исследовательской деятельности
студентов и их научных руководителей в практику работы образовательных учреждений.
По мнению студентов, участвуя в подобных мероприятиях, они приобретают навыки самостоятельной работы, опыт публичного выступления и дискуссии, учатся взаимодействовать с детьми разных возрастов, вступать в контакт с педагогами, задавать вопросы и высказывать свое мнение, и, конечно, собирают материал для дипломных и курсовых исследований.
В целом, организация НИРС студентов специальности Педагогика и психология строится на принципах добровольности, непрерывности, многоуровневости, осуществляется в разнообразных формах и включается как в структуру учебных занятий, так и организуется во внеучебное время. На кафедре созданы условия для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Вследствие этого у студентов повысился интерес к научным исследованиям теоретического и прикладного характера, что повлекло за собой увеличение количества участников НИРС.
Студенты И. Бакум и Е. Федченко участвовали в XLVИ Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» г. Новосибирск (11 -15 апреля 2009 г). Дипломом конкурсной комиссии Открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ по разделу «Педагогика и методика преподавания дисциплин» (РГПУ им.
A.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, 2009 г.) награждена студентка Е. Федченко. В ноябре 2010 года И. Глушкова, А. Дресвянникова, И. Бакум приняли участие в Международной студенческой олимпиаде по педагогике, посвященной памяти выдающегося ученого и педагога
B.А. Сластёнина [2: 6].
Возросло и количество научных публикаций молодых исследователей, которые стали активнее принимать участие в научных конференциях разного уровня. Так, студентка А. Сванес к 5 курсу имеет 6 публикаций (научные руководители Ондар Л.М., Фрокол А.С.).
Показатели участия студентов в научно-практических конференциях разного уровня за период с 2006 по 2010
гг. можно представить в графическом виде, и как видно, динамика положительная.
10 8 6 4 2 0
Для совершенствования НИРС на кафедре психологии и педагогики развития личности мы запланировали следующие мероприятия:
- Организация в КПИ ТувГУ выставок научных достижений и научного творчества студентов;
- Создание электронной базы лучших научных студенческих работ;
- Разработка преподавателями кафедры методических материалов по выполнению заданий научно-исследовательского характера в период практик, методических указаний по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), домашних заданий с элементами научно-исследовательского характера.
Одной из форм привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, повышения массовости и результативности их участия в системе НИРС кафедры и всего института является создание Школы молодого исследователя. Организация такой школы будет обусловлена причинами, связанными с предстоящей
профессиональной деятельностью
выпускников - работой в различных образовательных учреждениях.
Еще одним средством активизации НИРС является фандрайзинг.
Фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования [6]. В рамках фандрайзинговой деятельности у студентов формируются умения: поиск финансирования для реализации своих научных проектов, умение разрабатывать проекты, правильно составлять заявки на участие в различных конкурсах и т.д.
Отметим, что для совершенствования НИРС необходимо не только моральное стимулирование, но и многие виды материального стимулирования. Материальное стимулирование может быть представлено в виде селективных стипендий, надбавок к стипендиям и осуществление совместных грантов [1].
Литература
1. Миронов В.А. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов - Тверь, 2004. - 100 с.
2. Ондар Т.А. Уроки Олимпиады // Тувинский университет, 2010. - № 9 . - С. 6.
3. Ондар Л. Наука объединила школьников и студентов // Тувинская правда, 2011. - № 4. - С. 4.
4. Федосова И.В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно-исследовательской работы студентов // Современные проблемы науки и образования, 2006. - № 6 - С. 65-67/
5. Черная А.В. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам - Ростов-на-Дону, 2010 - 200 с.
6. Шафф Т. Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров. - М, 2006.
2006 2007 2008 2009 2010