Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2018
УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Марина Владимировна Двадненко, кандидат химических наук, доцент, Светлана Дмитриевна Бурлака, кандидат химических наук, доцент, Наталья Михайловна Привалова, кандидат химических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), Краснодар
Аннотация
Основами успешного усвоения материала является обеспечение наглядности при чтении лекции и проведении практических занятий. Показано, что нужная информация и ее усвоение, в большей степени зависит от способов и средств передачи этой информации. Установлено, что большого положительного эффекта можно добиться за счет визуализации учебной информации. С этой целью при организации индивидуальной работы студентов широко внедряется принцип компьютеризации информации для обучения. Проведенные исследования показали, что традиционные виды индивидуальной внеаудиторной работы студентов, состоящие из большого объема самостоятельной работы по изучению и анализу теоретической информации под руководством профессорско-преподавательского коллектива, уходят на второй план.
Ключевые слова: методы обучения, наглядные пособия, современные электронные образовательные ресурсы, информационные.
INCREASING THE LEVEL OF VISIBILITY IN TRAINING WITH MODERN
TECHNOLOGIES
Marina Vladimirovna Dvadnenko, the candidate of chemical sciences, senior lecturer,
Svetlana Dmitrievna Burlaka, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Natalia Mikhailovna Privalova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The basis for successful mastering of the material is in providing the visibility when reading the lecture and conducting the practical exercises. It is shown that the necessary information and its understanding depends more on the ways and means of transmitting this information. It is established that a great positive effect can be achieved with visualization of the educational information. For this purpose, when organizing the individual work of students, the principle of computerization of information presentation for education is widely introduced. The conducted researches have shown that the traditional types of individual - extracurricular work of students, consisting from large volume of independent work spent on the study and analysis of theoretical information under the guidance of the teaching staff go to the background.
Keywords: teaching methods, visual aids, modern electronic educational resources, information.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших целей, на данном этапе развития современного образования, стало формирование у студентов таких навыков и качеств, как готовность индивидуально и оперативно принимать решения, направленные на достижение успеха, желание творческого развития и ответственность за свои действия. Достижению этих целей, способствуют разнообразные формы и приемы обучения. Используемые средства обучения должны учитывать не только содержание и сложность изучаемого материала, но и способность воспринимать материал обучающимися разных возрастных групп.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Традиционные виды индивидуальной внеаудиторной работы студентов состоят из подготовки к практическим занятиям, которые включают проработку конспектов лекций и литературы, рекомендованной преподавателем, методических указаний к практическим занятиям, конспектирование материалов первоисточников, работы со справочной и научной литературой. Самостоятельная работа студентов, под руководством профессорско-преподавательского коллектива, должна формировать умение и навык работы по поиску и использованию предназначено специальной, нормативной, правовой, справочной литературы, других источников информации; творческое мышление, деловые способности, умение работать в одном творческом коллективе [1-3].
Главным компонентом эффективного обучения выступает принцип наглядности. В современных методах обучения, принцип наглядности связано используется как систематическое обращение не только на конкретные взаимодействие предметы и их изображения, но и на их объемные модели, такой подход обеспечивает расширение сферы их применения в системе образования. Постоянное наглядное преподнесение изучаемого материала формирует интерес к предмету и теме занятий, а также позволяет развить у студентов конструктивную деятельность и обеспечить высокую эффективность кроме восприятия сложного материала.
При подготовке рабочего материала важно предварительно продумать и обеспечить комплекты визуально представляемого материала, в качестве которого могут быть иллюстрации или рисунки, чертежи, схемы, таблицы и просто записи. Большим положительным эффектом от визуального представления материала является то, что он ускоряет восприятие и усвоение новой информации, развивает умение адаптироваться в разных ситуациях [2].
Применяемые для визуального представления материалы, могут значительно различаться по своему назначению, наполнению, способу представления. По способам визуализации представляемый материал может быть наглядным - показывает предметы и явления в реальном виде - это модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы. Карты, схемы, диаграммы - это учебные пособия, схематически передающие в графической форме или в виде иллюстрации только самое главное - основное, с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики.
Для того чтобы познакомить студентов с предметами или явлениями можно использовать картинно-стендовые пособия, как при чтении лекций, так и на практических занятиях. Очень важно при изучении инженерно-технических наук передать объемное изображение для восприятия технологических процессов и механизмов. Для этой цели удобно использовать макеты, муляжи и другие геометрические фигуры. Для развития абстрактного мышления, применяют чертежи, схемы, карты, таблицы, способствующие восприятию реальных объектов через символьные. При организации индивидуальной работы студентов широко внедряется принцип компьютеризации информации для обучения [6, 7].
В настоящее время между прогрессивными информационными технологиями и компьютерными технологиями можно поставить знак равно. Легко воспринимаемый любым поколением пользовательский интерфейс, большое разнообразие прикладных программ общего и ситуационного назначения, простой доступ к ним благодаря сети Internet - все это позволяет перевести традиционные виды индивидуальной - внеаудиторной работы студентов на новый интеллектуальный уровень.
Новаторские идей индивидуальной работы студентов могут быть очень разнообразны [3-6]:
- аннотирование, реферирование отдельных тем и вопросов по выбору студента с представлением результатов в виде электронной мультимедийной презентации;
- поиск информации в сети Интернет с помощью web-браузеров, использование баз данных, информационно-поисковых и информационно-справочных систем, автоматизированных библиотечных баз, электронных журналов.
Наиболее простым и востребованным программным продуктом в настоящее время является пакет Microsoft Office. Он содержит программы, которые необходимы для работы с текстами, числами, таблицами, изображениями, аудио- и видеофайлами. Такой пакет очень удобен в использовании, так как все составляющие его программы имеют общий удобный интерфейс. Входящие в состав пакета MS Office приложения без проблем обмениваются, при совместном к ним обращению, различными объектами без какого-либо труда.
Microsoft Office Word позволяет на высоком профессиональном уровне создавать любую текстовую информацию, что возможно благодаря заложенным в программный пакет таких широких возможностей, как большой набор всевозможных средств создания и форматирования документов, проверки орфографии, редактирования, сравнения и корректировки текстов. Microsoft Office Word позволяет рисовать схемы и создавать новые рисунки по имеющимся образцам. Программа позволяет оперативно изменять тип и стиль шрифтов, выбрать формат печатного поля на листе, изменять толщину линий начертания таблицы и линий рисунков, вести при необходимости окрашивание (маркировку) требуемых областей документа, регулировать в автоматическом режиме ширины и высоты строк и т.д., легко объединять данные и их сохранять; в ней заложена простая и понятная система поиска и замены букв, слов, выражений, легко настраивается команда переносов, автоматическая замена символов и словосочетаний.
Для демонстрации текстового материала, таблиц, рисунков в докладах и сообщениях при проведении практических занятий и чтении лекций, организации лекций-конференций используют среду Microsoft PowerPoint. При наличии даже небольшого опыта работы с этой программой можно осуществить виртуальное представление объекта (текста, схемы, рисунка).
Microsoft Excel - программа, которая позволяет быстро и эффективно организовать информацию в таблицы. Это приложение незаменимо при составлении финансовых расчетов и списков любой сложности, оно способно проводить математические вычисления с цифрами любых размеров.
Проведенный анализ показал, что, увеличивая уровень наглядности с использованием новых современных компьютерных программ повышают качество освоения теоретического материала и способствует достижению личностных результатов, формируемых при изучении дисциплин в современном ВУЗе, в условиях развития информатизации общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучерюк, В.И. Оптимальное планирование работы преподавателя вуза / В.И. Кучерюк, О. Л. Уманская, Н.А. Кривчун // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 131.
2. Баландина, И.В. Проблемы применения традиционной наглядности и технологий компьютерной визуализации в профессиональной деятельности учителя / И.В. Баландина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 10. - С. 85-89.
3. СТО КубГТУ 2.5.10-2015 «Система менеджмента качества Самостоятельная внеаудиторная работа студентов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://kubstu.rU/data/struct/0621/qms-std-2.5.10-2015-2.pdf (дата обращения: 17.05.2018).
4. Привалова, Н.М. Современные педагогические технологии процесса обучения / Н.М. Привалова, М.В. Двадненко, С. Д. Бурлака // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-3. - С. 361-362.
5. Привалова, Н.М. Новые технологии в современном образовательном пространстве / Н.М. Привалова, М.В. Двадненко, С. Д. Бурлака // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-3. - С. 370-371.
6. Ямалетдинова, А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе / А.М. Ямалетдинова, А.С. Медведева // Вестник Башкирского университета. -2016. - Т. 21. - № 4. - С. 1134-1141.
REFERENCES
1. Kucheryuk, V.I., Umanskaya, O.L. and Krivchun, N.A. (2015), "Optimal planning of the work of the university teacher", Modern problems of science and education, No. 1-1, pp. 131.
2. Balandina, I.V. (2011), "Problems of applying traditional visibility and computer visualization technologies in the professional activity of teacher", Problems and prospects of the development of education in Russia, No. 10, pp. 85-89.
3. STO KubTU 2.5.10-2015 "Quality Management System Independent self-study work of students", available at: https://kubstu.ru/data/struct/0621/qms-std-2.5.10-2015-2.pdf.
4. Privalova, N.M., Dvadnenko, M.V. and Burlaka, S.D. (2016), "Modern pedagogical technologies of the learning process", International journal of experimental education, No. 5-3, pp. 361-362.
5. Privalova, N.M., Dvadnenko, M.V. and Burlaka, S.D. (2016), "New technologies in the modern educational space", International journal of experimental education, No. 5-3, pp. 370-371.
6. Yamaletdinova A.M. and Medvedeva A.S. (2016), "Modern information and communication technologies in the educational process", Bulletin of the Bashkir University, Vol. 21, No. 4, pp. 1134-1141.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2018
УДК 378.1
РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Наталья Юрьевна Демченко, кандидат психологических наук, доцент, Яна Николаевна Кудина, преподаватель, Невинномысский государственный гуманитарно-технического институт(НГГТИ), г. Невинномысск; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Юлиана Владимировна Бессарабова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (Куб ГУ), г. Краснодар; Юруслан Ахметович Джаубаев, кандидат педагогических наук, доцент,
Карачаево-Черкесский государственный университет (КЧГУ), г. Карачаевск
Аннотация
В статье раскрывается сущность и потенциальные возможности рекреационной среды вуза как фактора профессионально-личностного развития студента. В структуре рекреационной среды вуза выделены категория субъектов (преподаватели, студенты) и её компоненты: научно-методический, материальный (пространственно-предметный), адаптационно-оздоровительный, содержательно-технологический и социально-коммуникативный, использование потенциала которых является важным ресурсом повышения эффективности образовательного процесса вуза и предметом проектной рекреационной деятельности педагогов.
Ключевые слова: рекреационная среда вуза, рекреационная деятельность педагога, образовательный потенциал среды, профессионально-личностное развитие студента.
RECREATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY - FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Natalya Yurievna Demchenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Yana Nikolaevna Kudina, the teacher, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk; Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yu-liana Vladimirovna Bessarabova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban state University, Krasnodar; Ruslan Akhmetovich Jaubaev, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk
Annotation
The article reveals the essence and potential of recreational environment of the University as a factor of professional and personal development of the student. The category of subjects (teachers, students) and its components are identified in the structure of the recreational environment of the University: scientific