УДК 796.853.23
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Сергей Алексеевич Барченко, соискатель,
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
Авторами статьи установлена ранговая структура факторов, определяющих необходимость изменения содержания тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. Наиболее значимыми являются: серьезные трудности в формировании сенсорных и двигательных навыков; необходимость совершенствования методики обучения двигательным действиям; сложность формирования моторики движений у дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. Менее значимыми являются: необходимость использования различных форм контроля и саморегулирования движений; опора в тренировочном процессе на разнообразные сенсорные функции (мышечные, слуховые, тактильные); необходимость преодоления мышечной скованности при отсутствии должного расслабления мышц.
Ключевые слова: факторы; дзюдоисты-паралимпийцы с нарушением зрения; содержание тренировочного процесса; сенсорные и двигательные навыков.
FACTORS DEFINING NEED OF CHANGE OF CONTENT OF TRAINING PROCESS OF JUDOKAS-PARALYMPIANS WITH VISUAL IMPAIRMENT
Sergey Alekseevich Barchenko, the competitor, Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
Authors of article have established rank structure of the factors defining need of change of content of training process ofjudokas Paralympians with visual impairment. Are the most significant: serious difficulties in formation of touch and movement skills; need of improvement of a technique of training in physical actions; complexity of formation of motility of movements at judokas Paralympians with visual impairment. Are less significant: need of use of various forms of control and self-regulation of movements; a support in training process on various touch functions (muscular, acoustical, tactile); need of overcoming muscular constraint in the absence of due relaxation of muscles.
Keywords: factors; judokas Paralympians with visual impairment; content of training process; touch and motive skills.
На современном этапе развития спорта к физической подготовке дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения предъявляются требования самого высокого уровня. Важны все стороны подготовки спортсменов, но физическая подготовка остается наиболее значимой. От ее уровня во многом зависит не только успешность технической подготовки, но и тактические возможности спортсмена, а также реализация личностного потенциала спортсмена в процессе соревновательной деятельности. Системная физическая подготовка первостепенно характеризуется физическими нагрузками, оказывающими влияние на морфологические и функциональные свойства организма [1]. В этом смысле системная физическая подготовка дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения остается главенствующей частью содержания спортивной тренировки [1].
В адаптивном спорте сохраняется такая же организация процесса физической подготовки, как у здоровых спортсменов. Однако, опираясь на сложившуюся систему подготовки здоровых спортсменов, подготовка паралимпийцев предполагает все же не слепое копирование, а адаптацию уже существующих подходов к содержанию тренировочного
процесса, с учетом особенностей данного контингента людей.
Таким образом, содержание тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения необходимо планировать и регулировать с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Вместе с тем, существует недостаточная разработанность подходов к содержанию тренировочного процесса данной категории спортсменов. В связи с вышесказанным, можно выделить, что существуют противоречивая ситуация между практической составляющей физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев и отсутствием достоверных научно-обоснованных данных об особенностях методики физической подготовки данной категории спортсменов. Практика показывает, что разрешить данную противоречивую ситуацию может выявление факторов, определяющих необходимость изменения содержания тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения.
Для решения этой задачи был проведен опрос тренеров дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. Всего в опросе участвовал 31 респондент. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость изменения содержания тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения (п=31)_
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Серьезные трудности в формировании сенсорных и двигательных навыков 27,7
2 Необходимость совершенствования методики обучения двигательным действиям 22,3
3 Сложность формирования моторики движений у дзюдоистов-паралим-пийцев с нарушением зрения 17,2
4 Необходимость использования различных форм контроля и саморегулирования движений 12,8
5 Опора в тренировочном процессе на разнообразные сенсорные функции (мышечные, слуховые, тактильные) 10,9
6 Необходимость преодоления мышечной скованности при отсутствии должного расслабления мышц 9,1
Наиболее значимыми факторами, определяющими необходимость изменения содержания тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения, являются: серьезные трудности в формировании сенсорных и двигательных навыков; необходимость совершенствования методики обучения двигательным действиям; сложность формирования моторики движений у дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. Менее значимыми являются: необходимость использования различных форм контроля и саморегулирования движений; опора в тренировочном процессе на разнообразные сенсорные функции (мышечные, слуховые, тактильные); необходимость преодоления мышечной скованности при отсутствии должного расслабления мышц.
Серьезные трудности в формировании сенсорных и двигательных навыков у дзю-доистов-паралимпийцев с нарушением зрения является, по мнению респондентов, важнейшим фактором, определяющим необходимость изменения содержания тренировочного процесса у этих спортсменов. Одним из тяжелейших последствий нарушения зрения является затруднение возможности к ощущению окружающего мира, что существенно влияет на характер движений и очень четко отражено в затруднении поведения в пространстве. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии, наблюдается плохая осанка, скованность в движениях, нарушения пространственной координации, а также динамического и статического равновесия.
Вторым по значимости фактором является необходимость совершенствования методики обучения двигательным действиям дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. Ограниченность двигательной деятельности ведет к тому, что движения замедлены,
мало координированы, необходимо постоянное усилие произвольного внимания. Наряду с этим, констатируется, что поведенческая активность у людей с нарушением зрения, в принципе, точно такая же, как и у обычных людей. Исключение составляет то, что недостающие части анализатора, которые связаны с функцией зрения, замещаются в результате приобретения опыта другими анализаторами, главным образом осязательным и двигательным.
Третьим по значимости фактором является сложность формирования моторики движений у дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. Моторика имеет более сложную структуру.
Не менее значимым фактором является необходимость использования различных форм контроля и саморегулирования движений. Здесь важна роль тренера. С помощью его подсказок можно исправлять ошибки в движениях у дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения.
Из этого вытекает высокая значимость фактора опоры в тренировочном процессе на разнообразные сенсорные функции (мышечные, слуховые, тактильные) спортсменов. Они как бы берут на себя функции зрительного анализатора.
Последним по значимости фактором, определяющими необходимость изменения содержания тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения является необходимость преодоления мышечной скованности при отсутствии должного расслабления мышц. Из-за дефекта зрения наблюдается мышечная скованность при отсутствии должного расслабления мышц. Избыточная напряженность мышц у лиц с нарушением зрения связана с влиянием основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями, эмоциональной и психологической скованности.
Таким образом, обучение правильному воспроизведению движения происходит в результате создания картины о динамических и кинематических характеристиках движения. Для человека с нарушением зрения главным механизмом возникновения образа о характеристике движения является непосредственное движение. Обычное схематическое представление инструмента двигательной деятельности «представление - движение - деятельность» для незрячего человека должно быть видоизменено в «движение - представление - движение - деятельность». При этом первый элемент - движение - выступает познавательным, а второй - является осуществлением.
Рассматривая факторы, влияющие на эффективность двигательной деятельности в ходе тренировочного процесса, следует учитывать, что знания, умения и навыки, будучи приобретенными элементами подготовленности дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения, весьма тесно связаны с врожденными качествами, зависящими от морфо-функциональных, физиологических и психофизиологических особенностей.
ВЫВОД. Выявленные факторы определяют необходимость изменения содержания тренировочного процесса дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения. В результате совершенствования двигательной деятельности у спортсменов с нарушением зрения должны проходить не только важные функциональные и морфологические перестройки, являющиеся первопричиной особенностей совершенствования двигательных умений и навыков, но и формирование специфических инструментов межмышечной координации в соответствии с требованиями моделируемой части двигательного действия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барченко, С.А. Методические аспекты физической подготовки дзюдоистов-паралимпий-цев с нарушением зрения / С.А. Барченко // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 4. - С. 1015.
REFERENCES
1. Barchenko, S.A. (2014), "Methodical aspects of physical training of judokas-Paralympians with visual impairment", Adaptive physical culture, No. 4, pp. 10-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2018
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА MOODLE ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Светлана Дмитриевна Бурлака, кандидат химических наук, доцент, Марина Владимировна Двадненко, кандидат химических наук, доцент, Наталья Михайловна Привалова, кандидат химических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), Краснодар
Аннотация
В статье показано, что в современных условиях при обучении на первый план выходят информационные технологии, и дистанционные методы обучения. В ходе проведенного анализа доказано, что существующие электронные информационные и образовательные ресурсы, обеспечивают полноценное освоение студентами образовательных программ высшего образования. Рассмотрена возможность эффективного обучения с использованием электронной образовательной среды Moodle. Данный ресурс обеспечивает быстрый доступ к информационным технологиям, расширяет возможности оперативного информационного взаимодействия преподавателя и студента за счет обратной онлайн или офлайн связи.
Ключевые слова: методы обучения, информационные технологии, наглядные пособия, современные электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение.
USE OF THE MOODLE ELECTRONIC-EDUCATIONAL RESOURCE FOR
IMPROVING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF TRAINING IN THE
UNIVERSITY
Svetlana Dmitrievna Burlaka, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Marina Vladimirovna Dvadnenko, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Natalia Mikhailovna Privalova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
In the article it is shown that in modern conditions, when learning, information technologies and distance learning methods come to the fore. In the course of the analysis, it is proved that the existing electronic information and educational resources provide full-fledged mastering by students of higher education educational programs. The possibility of effective learning using the electronic educational environment Moodle is considered. This resource provides quick access to information technologies, expands the opportunities for online information interaction of the teacher and student through reverse online or offline communication.
Keywords: teaching methods, information technologies, visual aids, modern electronic educational resources, distance learning.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время внедрение информационных технологий является перспективным и актуальным во всех отраслях народного хозяйства. Лидирующие позиции в системе развития и внедрения информационных технологий занимает сфера образования, которая эффективно формирует интеллектуальный уровень населения государства, потребляющий и создающий ее информационные ресурсы. Следует отметить, что с учетом современных требований к качеству образования и подготовки специалистов высокого уровня стратегия развития системы высшего образования в значительной степени опирается на создание и внедрение перспективных информационных технологий в учебный процесс.
Новые информационные технологии нацелены в основном на разработку, внедрение, сопровождение, развитие и замену традиционных технологий на инновационные. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс способствует повышению эффективности и качества обучения, за счет создания функционально-