- № 6 (11). - Вып. 5. - С. 169-176.
REFERENCES
1. Apresyan R.G. (2000), "Morality", New philosophical encyclopedia, Thought, Moscow, Vol. 3, pp. 118-119.
2. Balsevich, V.K. (2003), Physical culture for all and for everyone, Physical culture and sport, Moscow.
3. Gulyev, I.L. (1989), Philosophical, sociocultural, moral esthetic and psychological aspects of a phenomenon of karate-do, VINITI, Moscow.
4. Ilyin, E.P. (2000), Will Psychology, Peter, St. Petersburg.
5. Lesgaft, P.F. (1988), Chosen pedagogical compositions, Pedagogics, Moscow.
6. Oyama, M. (2005), It is karate, translate from English A. Kulikov, Fair-Press, Moscow.
7. Sen, E.L. (2010), "Pedagogical conditions of moral and strong-willed education of teenagers in the course of the karate occupations-do", Scientific sheets of BELGU. Serie. Humanities, No. 6 (11), Issue 5, pp. 169-176.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2018
УДК 378.147
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ВЫБОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная
академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани
Аннотация
Данная статья посвящена сущности компетентностного подхода при обучении курсантов и умений их применять полученные знания на практике. Показано, что факторами успешной реализации поставленных задач являются как личностные качества курсантов, так и опытность преподавателя, а также выбранная им методика. Автор полагает, что именно такой подход в обучении в области физической подготовки формирует у курсантов компетенции для будущей профессиональной деятельности военнослужащих.
Ключевые слова: компетентностный подход, физическая подготовка, обучение курсантов, развитие физических качеств.
UPGRADE OF MUTUAL UNDERSTANDING LEVEL AND CHOICE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT OF CADETS PHYSICAL TRAINING WITH END-ITEM AND INDEPENDENCE ORIENTATION
Aleksandr Viktorovich Gorbunov, the teacher, Branch of Military educational scientific center of the Air Force "Military and air academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" in Syzran
Annotation
This article is devoted to the essence of the competency-based approach when training of cadets and their skills to apply the acquired knowledge in practice. It is shown that the factors of successful implementation of the tasks are both personal qualities of cadets, and the experience of the teacher, as well as his chosen method. The author believes that this approach in the physical training forms the competence of cadets for the future military career.
Keywords: competency-based approach, physical training, cadets training, development of physical qualities.
В настоящее время образовательная политика государства предпринимает множественные попытки обсуждения реформирования образовательной системы. Одним из основных элементов, подвергавшимся критике, считается непосредственно парадигма ЗУН (знаний, умений, навыков). Такой образовательный подход формирует строгую и "сухую" основу знаний, тренирует умения и воспитывает по итогу навыки. Однако в этом случае не учитывается роль личности, ее участия, а порой даже необходимости приобретаемого интеллектуального багажа и стереотипно навязанных навыков. Таким образом, существует мнение о необходимости активного включения роли личности в обучении, что и предполагает собой компетентностный образовательный подход.
Необходимость в изменениях учебных программ возникла в результате постепенного понимания того, что обладание лишь теоретическими знаниями и заученными действиями вовсе не обеспечивает качественного выполнения профессиональных задач. Более того, многие учащиеся после получения образования с тревогой узнают о том, что они так и не поняли, в чем заключается практическая сторона их специальности, или вовсе боятся идти работать по выбранной профессии. И только в рамках компетентностного образования учащийся формирует наравне с теоретическим компонентом практический профессиональный блок. Тем самым, он осваивает и тонкости на теоретическом уровне, и на уровне конкретных действий. Такой подход не только воспитывает качественных кадров, но и снижает тревогу у самих учащихся.
Под компетенцией понимают способность на практическом уровне применять полученные знания и умения, а также решать все возникшие по ходу деятельности проблемы. "Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности" [4]. Таким образом, компетентностное образование ориентируется на развитие личностной сферы и формирует у учащегося способность эффективно действовать при решении профессиональных задач, полагаясь на свой практический опыт [1]. В психологическом плане механизм формирования компетентности имеет колоссальные отличия от механизма формирования академического знания. Последнее подходит для запоминания или воспроизведения, в лучшем же случае для формирования другого знания логическим или опытным путем. В компетентностном подходе механизм несколько сложнее: нельзя обучить компетентности, если учащийся личностно не включен в происходящий процесс. Компетентность представляет собой интеграцию интеллектуального, предметно-практического и личностного опыта [3].
Остановимся подробнее на внедрении компетентностного образования в области силовых структур и оптимизации физической подготовки курсантов в рамках компетент-ностного подхода. Обращаясь к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, например, очевидным является факт, что для правильного применения и использования огнестрельного оружия специалисту необходимо обладать должным комплексом знаний, умений и навыков, и, конечно же, практическим опытом, формирующим профессиональную компетентность сотрудника. Таким образом, подготовка курсантов к последующему профессиональному уровню должна осуществляться не только на уровне открытых учебников и теоретического опроса о тонкостях строения оружия.
Курсанты и слушатели должны на себе прочувствовать особенности их будущей профессиональной задачи. Следовательно, процесс обучения включает физическую подготовку курсантов на обязательном уровне. Более того, в условиях компетентностного подхода существует требование не к определенным умениям, а именно компетенциям, то есть включению своего личностного компонента в процесс обучения и физической подготовки. Это означает, что, подготавливая курсантов физически, основной задачей наставников является пробуждение в учащихся их инициативности, заинтересованности, стремлений к достижениям и интеллектуальному познанию в том числе. Всё это является факторами успешного внедрения в профессиональную сферу, что впоследствии проявляется
в виде эффективности на рабочем месте, как минимум, максимум - безопасности целого государства.
Успешность реализации вышеперечисленного может зависеть от нескольких факторов: от личностных особенностей самого курсанта, от харизматичности и опытности наставника, от методического плана обучения. Будучи ленивым или неспособным принимать скучную информацию, курсант вряд ли сможет приобрести полезные компетенции или будет заниматься этим с особым трудом и титаническими усилиями.
Остальные два фактора могут стать для него довольно весомыми. Харизматичный лидер обладает яркой способностью заразить практически любого какой-либо деятельностью. В рамках обучения курсантов это могут быть формы предъявления информации, включающие личность курсанта в сам процесс. То есть, сама личность наставника является катализатором к овладению полезных компетенций.
Методический план в большей степени играет особенно значимую роль в формировании компетенций у курсантов. Дисциплины, направленные на получение теоретических знаний и их структурирование, только в рамках организации интересных и даже подвижных семинарских занятий способны воспитать профессиональный набор компетенций необходимых будущему сотруднику. Полезной идеей служит идея об организации всевозможных викторин, творческих конкурсов и даже реализация формата КВН, естественно, по тематике осваиваемой профессии. Подобные мероприятия помогают еще больше проникнуться духом благородства своей профессии, осознать её значимость и нужность обществу и попросту разрядить учебную обстановку.
Оптимизация физической подготовки курсантов должна осуществляться, заинтересовывая и втягивая абсолютно каждого в деятельность. Так, например, физическая подготовка будущих сотрудников органов внутренних дел предполагает организацию множества различных заданий, имеющих в основном групповую и соревновательную направленность.
Рассмотрим два вида физической подготовки курсантов в условиях компетентност-ного подхода:
1. Соревновательный формат (например, соревнования или эстафеты). К этому виду относятся соревнования по спортивным играм (футбол, волейбол, кроссфит, дзюдо и другие) для общей физической подготовки и формирования состязательного духа, умения работать в команде, служат сплоченности коллектива курсантов.
Соревнования по стрельбе уже имеют компетентностную направленность, позволяя курсантам почувствовать не только соревновательный дух, но и свою причастность к выбранной профессии, например, полиции. Там же курсантам устраивают мероприятия по поимке преступников, помещая их в учебно-игровую ситуацию. Курсантов снабжают всем необходимым инвентарем для проигрывания ситуаций (наручники, оружие, документы).
Если же это морская специальность, то курсанты обучаются в специально оборудованных помещениях, с абсолютной точностью имитирующих кабину морского судна, где также соревнуются между собой в нормативах.
Структура МЧС также обеспечивает своих учащихся тренажерами, предназначенными для тренировочных занятий и сдачи нормативов. Помещение профессионально оборудовано: система орошения, вентиляция, различные люки, двери, лестницы и манекен, имитирующий пострадавшего.
Всё это позволяет максимально приблизиться к реальным условиям, в которых курсантам впоследствии придется оказаться. Более того, подобные ситуации-имитации помогают проникнуться эмоциональной стороной всего процесса.
Ни одна специальность не должна оказаться без поддержки обучения практическим навыкам. В том числе профессии, относящиеся к силовым структурам, поскольку это не только повышенная опасность и ответственность, но и секретность. Это тот вид профессии, где чрезвычайно важна оперативность, решительность, смелость, уверенность в своих полномочиях и осведомленность об обязанностях.
2. Второй формат - это комплексные упражнения, направленные на развитие общей и специфической физической подготовки, общих функциональных способностей и специфических скоростно-силовых качеств.
Так, задание по преодолению препятствий способствует овладению новых разнообразных, технически сложных двигательных навыков. Например, передвижения в проходах лабиринта с разными условиями: узкая опора, высота или неустойчивая опора. Существуют большие возможности развить ловкость, иными словами, способность оперативно и находчиво перестроить свою деятельность в связи с изменением обстановки. Таким образом, упражнения и задания постоянно меняются и усложняются, приближаясь к профессиональной деятельности [5]. Новизна достигается за счет изменений в комбинации элементов, которые необходимо выполнить, смены обстановки и условий, применения специальных внезапных сигналов и команд, расстановки препятствий и последовательности их преодоления. Сложность выполнения упражнений нарастает с выполнением приема на скорость или точность, выполнением упражнения в разных условиях (местность, темное время суток, неблагоприятные погодные условия). Развивая силу на полосе препятствий, упражнение конструируется соответствующим образом: передвижения с отягощением, сопротивлением или по труднопроходимым участкам местности [2].
Такой компетентностный подход к обучению курсантов в области физической подготовки благоприятно сказывается на включенности в процесс каждого учащегося, формирует комплекс компетенций, необходимых в профессиональной деятельности, и как следствие, обеспечивает страну надежной защитой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов, А.А. К вопросу о современных направлениях в образовании / А.А. Каримов // Материалы восемнадцатой всероссийской научно-методической конференции / Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - Иркутск, 2013. - С. 34-37.
2. Катаргин, С.В. Развитие физических качеств полицейских в процессе обучения преодолению полосы препятствий / С.В. Катаргин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 3676-3680. - URL : http://e-koncept.ru/2014/55000.htm. (Дата обращения: 01.04.2018).
3. Кельдасов, Т.Д. Теоретические аспекты внедрения компетентностного подхода / Т.Д. Кельдасов // Материалы семнадцатой всероссийской научно-методической конференции / Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - Иркутск, 2012. - С. 36-39.
4. Полькина, С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования [Электронный ресурс] : лекция // URL : http://www.orenedu.ru/files/internet/profili/didakt/docs/2b/lek2_1.html (дата обращения: 01.04.2018).
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 460 с.
REFERENCES
1. Karimov A. A. (2013), "To the question of modern directions in education", Proceedings of the eighteenth all-Russian scientific-methodical conference, Publisher: East-Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, pp. 34-37/
2. Katargin S. V. (2014), "Development of physical qualities of police officers in the process of learning to overcome the obstacle", Scientific-methodical electronic journal "Concept", available at: http://e-koncept.ru/2014/55000.htm.
3. Kaldasov T.D. (2012), "Theoretical aspects implementing of competency approach", Proceedings of the seventeenth all-Russian scientific-methodical conference, Publisher: East-Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, pp. 36-39.
4. Polkina S. N. (2009), Competence approach as a methodological basis for updating the content of education, Lecture, available athttp://www.orenedu.ru/files/internet/profili/didakt/docs/2b/lek2_1.html.
5. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2003), Theory and methodology of physical education and sport, Publishing center "Academy", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2018
УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Марина Владимировна Двадненко, кандидат химических наук, доцент, Светлана Дмитриевна Бурлака, кандидат химических наук, доцент, Наталья Михайловна Привалова, кандидат химических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), Краснодар
Аннотация
Основами успешного усвоения материала является обеспечение наглядности при чтении лекции и проведении практических занятий. Показано, что нужная информация и ее усвоение, в большей степени зависит от способов и средств передачи этой информации. Установлено, что большого положительного эффекта можно добиться за счет визуализации учебной информации. С этой целью при организации индивидуальной работы студентов широко внедряется принцип компьютеризации информации для обучения. Проведенные исследования показали, что традиционные виды индивидуальной внеаудиторной работы студентов, состоящие из большого объема самостоятельной работы по изучению и анализу теоретической информации под руководством профессорско-преподавательского коллектива, уходят на второй план.
Ключевые слова: методы обучения, наглядные пособия, современные электронные образовательные ресурсы, информационные.
INCREASING THE LEVEL OF VISIBILITY IN TRAINING WITH MODERN
TECHNOLOGIES
Marina Vladimirovna Dvadnenko, the candidate of chemical sciences, senior lecturer,
Svetlana Dmitrievna Burlaka, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Natalia Mikhailovna Privalova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The basis for successful mastering of the material is in providing the visibility when reading the lecture and conducting the practical exercises. It is shown that the necessary information and its understanding depends more on the ways and means of transmitting this information. It is established that a great positive effect can be achieved with visualization of the educational information. For this purpose, when organizing the individual work of students, the principle of computerization of information presentation for education is widely introduced. The conducted researches have shown that the traditional types of individual - extracurricular work of students, consisting from large volume of independent work spent on the study and analysis of theoretical information under the guidance of the teaching staff go to the background.
Keywords: teaching methods, visual aids, modern electronic educational resources, information.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших целей, на данном этапе развития современного образования, стало формирование у студентов таких навыков и качеств, как готовность индивидуально и оперативно принимать решения, направленные на достижение успеха, желание творческого развития и ответственность за свои действия. Достижению этих целей, способствуют разнообразные формы и приемы обучения. Используемые средства обучения должны учитывать не только содержание и сложность изучаемого материала, но и способность воспринимать материал обучающимися разных возрастных групп.