2. Матросова Л.Д. Основные аспекты использования автоматизированных информационных систем в деятельности дорожно-патрульной службы // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2016, № 4. - С. 169 - 173.
3. Государственный доклад "О состоянии защиты населения и территорий российской федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году". - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018.-428 с.
УДК 004, 656.1
А.А. Кирсанов
Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России (Центр «Антистихия»)
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Рассматриваются пути повышения уровня безопасности автомобильных перевозок опасных грузов за счет внедрения программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего устойчивую связь между системами транспортной логистики и системами экстренного реагирования.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, опасный груз, дорожно-транспортные происшествия, информационные технологии.
A.A. Kirsanov
INCREASE OF SAFETY LEVEL OF ROAD TRANSPORT OF DANGEROUS GOODS
The ways of increasing level of safety by road transport with dangerous goods due to the introduction of software and hardware complex, providing a stable connection between the transport logistics systems and emergency response systems.
Keywords: road transport, dangerous good, road accidents, information technology.
В России автомобильный транспорт является лидером по объемам грузовых перевозок. Лидерство автомобильного транспорта в объёмах перевозок грузов объясняется высокой маневренностью и возможностью доставлять груз по схеме «от двери до двери» с необходимой срочностью.
Как показывает мировой опыт, автомобилизация, наряду с безусловным положительным влиянием на социальное и экономическое развитие государства, несет в себе и отрицательные последствия, связанные с большим числом ДТП, погибших и раненых, огромным материальным ущербом, негативным влиянием на экологическое состояние окружающей среды.
В России ежегодно происходят 450 - 500 инцидентов при перевозке опасных грузов, при этом наибольшее число происшествий (72%) - в населенных пунктах [1]. Среднее число погибших при таких авариях обычно в три раза больше, чем в транспортных авариях, не связанных с перевозками опасного груза [2].
Задачи служб экстренного реагирования МЧС состоят в снижении возможного ущерба при возникновении ЧС с опасными грузами. Снижение возможного ущерба достигается за счёт:
1. Оперативного реагирования на ЧС;
2. Эффективности организации управления ликвидацией ЧС.
Оперативность реагирования спасательных подразделений играет важную роль в ликвидации последствий ЧС с опасным грузом. Поскольку особенностью таких ЧС является высокая динамика развития ситуации и возникновение вторичных поражающих факторов: возникновение и распространение первичного и вторичного токсичного облака аварийно химически опасного вещества, расширение площади пожара и др.
Анализом возможных путей оповещения о ЧС на автомобильном транспорте с опасным грузом установлено, что источником оповещения могут быть: водитель при использовании в ручном режиме устройства экстренного вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС»; водитель при использовании средств мобильной связи; очевидцы ДТП. При передаче сообщения водителем, лицу, принимающего решения (ЛПР) на ликвидацию ЧС, будет передана вся необходимая информация: характер аварии, наименование и количество груза, время и место происшествия. Однако, как показывает статистика, в более чем в 80% автомобильных аварий с участием грузовых автомобилей, перевозящих легковоспламеняющиеся горючие жидкости, водители погибают [3]. Очевидцы, сообщающиеся об аварии в «Систему-112», не могут определить характеристику опасного груза. Неполнота информации усложняет задачу принятия управленческих решений на ликвидацию последствий ЧС. Задержка оповещения о ЧС, осуществляемая очевидцами, зависит от места аварии и колеблется в пределах от 20 минут (в г. Москва) до 3 часов (в сельской местности) [4]. Такая задержка существенно снижает оперативность реагирования экстренных служб.
Для решения обозначенной проблемы необходимо создать устойчивую связь между транспортной логистикой, занимающейся транспортировкой опасных грузов, и системой экстренного реагирования в целях информирования о ЧС на автомобильном транспорте с опасным грузом. Для обеспечение такой связи необходимо:
- внедрить в транспортную логистику систему информационного обмена;
- обеспечить дополнительными обязанностями водителей и должностных лиц, ответственных за организации перевозки опасных грузов;
- оснастить автомобильный транспорт техническими средствами автоматической идентификации факта аварии.
Для реализации передачи информации о перевозимом опасном грузе от системы транспортной логистики к системам экстренного реагирования при ЧС, необходимо создать многоуровневую сетевую систему на основе информационных технологий. Такая система представляет собой WEB-совместимое интегрированное инструментальное средство доступа к информации, сбора, поиска и анализа информации, с помощью которых возможно более оперативно обрабатывать разнородные множества текстовой и графической информации [5].
Веб-портал, построенный по схеме трехуровневой архитектуры, за счет прикладного сервера обеспечивает необходимый режим разграничения доступа к данным, а также полномочия по их заполнению и редактированию. В соответствии с установленной политикой доступа для каждой категории пользователей прикладной сервер предоставляет определенный пользовательский интерфейс. При этом данные вводимые одной категории пользователей могут быть доступны другой в соответствии с правами доступа.
Для информирования в автоматическом режиме об автомобильной аварии, грузовой автомобиль должен быть оснащен системой датчиков автоматической идентификации аварии: датчик удара, датчик положения, датчик давления/уровня жидкости, датчик температуры. Все датчики подключаются к аппаратуре спутниковой навигации (ACH) ГЛОНАСС/GPS. ACH в автоматическом режиме по каналам сотовой связи передает на удаленный сервер показания датчиков вместе с геоданными [6, 7].
Предлагаемая архитектура программно-аппаратного комплекса (ПАК) позволяет расширить возможности существующих информационно-управляющих систем дежурных
диспетчерских служб РСЧС МЧС. Данный ПАК учитывает специфику возникновения ЧС на автомобильном транспорте с опасным грузом, обеспечивая в реальном масштабе времени ЛПР необходимыми сведениями для принятия управленческих решений на ликвидацию последствий ЧС. Это приводит к повышению оперативности реагирования экстренных служб и эффективному проведению мероприятий по ликвидации последствий ЧС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов В.А., Соколов Ю.И. Риски транспортировки опасных грузов. Монография / МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. - 276 е.: илл.
2. Письмо МВД России от 30.06.2008 № 13/2-119 «О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом» [Текст] // Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. - 2008. - 36 с.
3. Трясцин А.П. Улучшение условий и охраны труда водителей, занятых перевозкой опасных грузов в агропромышленном комплексе путем разработки и внедрения инженерно-технических предложений и организационных мероприятий [Текст] : дисс. ... кандидата технических наук : 05.26.01. - Орел, 2006. -216 с.
4. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий [Текст] - МФЦ ВНИИ ГОЧС, 2006.- 152 е.: ил.
5. Логиновский О.В. Построение систем электронного документооборота для органов управления: учебное пособие Логиновский О. В./Кокорюкин В. В.; М-во образования и науки РФ, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. «Информ.-аналитическое обеспечение упр. в социальных и экономических системах». - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 159, е.: ил., табл.
6. Кирсанов A.A., Карнюшкин А.И., Синицын В.В., Xaycmoe В.В. Обоснование состава датчиков автоматической идентификации ДТП с опасным грузом [Текст] / Известия ЮЗГУ. -2015. -№ 4 (17). -С. 91-98.
7. Кирсанов A.A., Синицын В.В., Прус Ю.В. Автоматизированная система идентификации характера автомобильных аварий с опасным грузом [Электронный ресурс] // Технологии в техносферной безопасности. - 2017. - № 4(74). -5 с. - Режим доступа: URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2017-4/19-04-17.ttb.pdf (дата обращения 10.04.2018 г.).
УДК 614.846
Р.Н. Кирюшин, С. О. Бомбин., Г.И.Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В данной статье раскрываются вопросы повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования с учётом проходящих реформ.
Ключевые слова: пожарная безопасность, органы местного самоуправления, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение граждан, меры пожарной безопасности.
R.N. Kiryushin, S.O. Bombín., GlSmetankina