диспетчерских служб РСЧС МЧС. Данный ПАК учитывает специфику возникновения ЧС на автомобильном транспорте с опасным грузом, обеспечивая в реальном масштабе времени ЛПР необходимыми сведениями для принятия управленческих решений на ликвидацию последствий ЧС. Это приводит к повышению оперативности реагирования экстренных служб и эффективному проведению мероприятий по ликвидации последствий ЧС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов В.А., Соколов Ю.И. Риски транспортировки опасных грузов. Монография / МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. - 276 е.: илл.
2. Письмо МВД России от 30.06.2008 № 13/2-119 «О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом» [Текст] // Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. - 2008. - 36 с.
3. Трясцин А.П. Улучшение условий и охраны труда водителей, занятых перевозкой опасных грузов в агропромышленном комплексе путем разработки и внедрения инженерно-технических предложений и организационных мероприятий [Текст] : дисс. ... кандидата технических наук : 05.26.01. - Орел, 2006. -216 с.
4. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий [Текст] - МФЦ ВНИИ ГОЧС, 2006.- 152 е.: ил.
5. Логиновский О.В. Построение систем электронного документооборота для органов управления: учебное пособие Логиновский О. В./Кокорюкин В. В.; М-во образования и науки РФ, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. «Информ.-аналитическое обеспечение упр. в социальных и экономических системах». - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 159, е.: ил., табл.
6. Кирсанов A.A., Карнюшкин А.И., Синицын В.В., Xaycmoe В.В. Обоснование состава датчиков автоматической идентификации ДТП с опасным грузом [Текст] / Известия ЮЗГУ. -2015. -№ 4 (17). -С. 91-98.
7. Кирсанов A.A., Синицын В.В., Прус Ю.В. Автоматизированная система идентификации характера автомобильных аварий с опасным грузом [Электронный ресурс] // Технологии в техносферной безопасности. - 2017. - № 4(74). -5 с. - Режим доступа: URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2017-4/19-04-17.ttb.pdf (дата обращения 10.04.2018 г.).
УДК 614.846
Р.Н. Кирюшин, С. О. Бомбин., Г.И.Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В данной статье раскрываются вопросы повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования с учётом проходящих реформ.
Ключевые слова: пожарная безопасность, органы местного самоуправления, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение граждан, меры пожарной безопасности.
R.N. Kiryushin, S.O. Bombín., GlSmetankina
ТО THE QUESTION OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF LOCAL GOVERNMENT AUTHORITIES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY IN THE TERRITORY OF THE MUNICIPAL DISTRICT
This article reveals the issues of increasing the effectiveness of local government in the field of fire safety in the territory of the municipal formation, taking into account the ongoing reforms.
Key words: fire safety, local self-government bodies, unified state system for preventing and eliminating emergencies, training citizens, fire safety measures.
Происходящие реформы управления в области пожарной безопасности коснулись не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления. Это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы[2].
В области пожарной безопасности согласно ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений ГПС; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Пожарная безопасность, являясь одним из видов безопасности, обеспечение которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п.п. «б» и «з» ст. 72 Конституции РФ, соответственно, была также подвергнута реформированию.
В настоящее время полномочиями по созданию, организации деятельности и финансированию территориальных подразделений пожарной охраны обладают как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Критерий зависимости минимальной численности личного состава противопожарной службы от численности населения заменен на показатель минимального времени прибытия первого подразделения на тушение пожара, но при этом так и не произведено разграничение зон ответственности по исполнению этого требования между уровнями государственной власти и местного самоуправления.
При изучении вопросов функционирования органов местного самоуправления в рамках Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций возникает необходимость глубокого изучения полномочий органов местного самоуправления^].
Основной характеристикой местного самоуправления является административная
самостоятельность территориальных коллективов, и их органов в отношениях с государством. Самостоятельность самоуправления основана не на собственном праве, как у субъектов Федерации, а на законе, акте центральной власти. Права муниципалитета производны, поскольку самоуправляющая территория обладает лишь административной, но не политической самостоятельностью.
Помимо совершенствования законодательной базы [1], необходима модернизация муниципальных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
Одним из перспективных направлений работы по предупреждению пожаров является расширение межмуниципального сотрудничества в этой сфере. Так, посредством объединения сил и ресурсов соседние поселения могли бы совместно осуществлять обучение граждан, в том числе, учащихся поведению в чрезвычайных ситуациях, проводить межмуниципальные конкурсы, тренировки и т.п.)[3].
Также следует усилить работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в организациях и предприятиях, прежде всего, на уровне принятия ими локальных правовых актов, предусматривающих особый порядок действий сотрудников в чрезвычайных ситуациях в целях оперативного преодоления административных барьеров.
Особое внимание органам местного управления следует обратить на создание и функционирование добровольной пожарной охраны (включая добровольные пожарные дружины на территориях), оказание им материальной помощи в плане приобретения пожарной техники, помещения и оборудования, что в ряде регионов успешно реализуется[5].
Таким образом, сегодня можно говорить о том, что в стране создана и действует на всех уровнях государственной власти система, которая должна быть гарантом обеспечения защищенности личности и общества перед угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.
В противном случае, если в обществе не будут реализовываться права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС, на медицинское обслуживание и т.д., рассчитывать на стабильное социально-экономическое развитие современного общества невозможно[4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. -19 октября.
2. Сметанкина Г.И. Реформирование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Материалы XXVII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МЧС России в 3 частях «Актуальные проблемы пожарной безопасности». 2015. Издательство: Москва, ФГБУ ВНИИПО МЧС России. - С.204-212.
3. Сметанкина Г.И. Взаимодействие органов ГПН с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности Российский научный журнал. - 2015. - № 1 (44). - С. 279-281.
4. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Роль местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проблемы и пути решения // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2015. -
Т. 1. - С. 255-260.
5. Сметанкхта Г.И., Шуткина С.А. Правовое регулирование деятельности добровольной пожарной охраны // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. -2015. -№4(17). - С. 7-9.
УДК 699.81
КБ. Кисиев, C.B. Ефимов
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
РАСЧЕТ ГРАВИЙНОГО ОГНЕПРЕГРАДИТЕЛЯ
Рассмотрены вопросы связанные с огнезащитой и взрывозащитой технологического оборудования
Ключевые слова: горючая смесь, огнепреградитель.
К. В. Kisiev, S. V. Efimov
CALCULATION OF GRAVE FIREPROOFER
Issues related to fire protection and explosion protection of process equipment are considered
Key words: combustible mixture, flame arrester.
Взрывы в технологическом оборудовании очень часто приводят к последующим пожарам, и наоборот - крупные пожары часто сопровождаются взрывами. Применение любых средств взрывозащиты технологического оборудования в этом смысле является также одним из способов предотвращения пожаров на производстве. Применяя средства локализации пламени, можно предотвратить также проникновение пламени при пожарах внутрь оборудования и последующий взрыв в нем. Что бывает очень важно для уменьшения масштабов аварии и облегчения борьбы с огнем. К средствам локализации пламени относятся различного типа огнепреградители, гидравлические затворы и быстродействующие пламеотсекатели. [1]
Производственные газовоздушные коммуникации защищают от распространения пламени сухими огнепреградителями: сетчатыми, кассетными, гравийными или металлокерамическими, основной расчетный параметр которых - критический диаметр канала огнепреграждающего элемента. [2]
На трубопровод выхода аммиака из сборника устанавливаем гравийный огнепреградитель. Далее произведем необходимые расчеты[2]
1.Определяем стехиометрическую концентрацию горючей смеси:
Фа = 1/(1 + 4,84/?) (1)
Определяем стехиометрический коэффициент при кислороде в уравнении сгорания: /? = пс +(пн-пх)/4-п0/2, ф
П,.,Пн,Пу ,пi
где - соответственно число атомов в молекуле горючего углерода,
водорода, галоидов и кислорода.
/? = 0 + (3-0)/4-0/2 = 0,75,
(р-А =1/(1 + 4,84* 0,75) = 0,216. 371