Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2011. Вып. 3 (22). С. 65-71
Повышение роли и значения воспитания
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ1
Т. Д. Шапошникова
В статье поднимаются такие вопросы современного воспитания, как повышение его роли в системе российского образования, связь православной педагогики и светского образования, просвещение учителей.
Особая роль сегодня в развивающемся мировом сообществе в процессе модернизации российского образования отводится духовно-нравственной области. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей разрабатываемых в нашей стране стандартов нового поколения, а в дальнейшем, по мнению экспертов, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект будет главным, поскольку именно на воспитании человека делается сегодня акцент в развитии мировой педагогической мысли, именно образованию отводится ведущая роль в осуществлении насущных и будущих социальных реформ в обществе, решении глобальных проблем человеческой цивилизации. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобальных проблем человечества заставляют сегодня мировое сообщество все настойчивее обращаться к проблеме духовно-нравственного воспитания, которое выступает условием и средством сохранения как самой личности, так и всего общества.
Особое значение данная проблема представляет для России: сегодняшний кризис в экономике страны, политике, национальных отношениях ученые философы, политологи, социологи, психологи связывают в том числе и с «духовным кризисом», кризисом человека — особым состоянием нашего общества, сутью которого является неспособность сделать следующий шаг в своем развитии, нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность людей, прежде всего молодежи (Б. Братусь, А. Верховский, С. Гроф, Е. Дубова, А. Кочетков, Е. Строев, прот. А. Шмеман и др.). С воспитанием же связывается дальнейшее духовное возрождение российского общества.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта №11-06-00088-а (2011 г.).
С начала 1990-х гг. в нашей школе воспитанию отводилась второстепенная роль. Отчасти еще и поэтому образовательные и воспитательные стратегии формирования духовно-нравственной личности вышли на первый план и являются сегодня для нашего общества особо значимыми. Однако очевидно и то, что не только быстро решить задачи воспитания, но даже выделить его цели оказывается совсем непросто. Обусловливается это, помимо того, что воспитание — сложнейшая сфера жизнедеятельности человека и общества, еще и тем, что, по мнению специалистов, задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе принципиально отличаются от стабильного: идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют на воспитание как социально контролируемую социализацию (В. Розин, А. Мудрик).
Как утверждают специалисты, в стабильном обществе перед воспитанием стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению. В нестабильном, изменяющемся обществе отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. На вопрос о том, что надо изменить, а тем более — в каком направлении, единого ответа нет.
В меняющемся обществе, коим пока и является российское, еще нет четкого осознания того, каким должен быть человек, как нет и устойчивого сценария его развития. В общественном сознании есть только понимание того, что нужно воспитать другого человека и иными, чем прежде, способами. В таком обществе перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопросы: «Что именно следует развивать в человеке?» и «Как это делать?». В этом и заключается главная трудность2.
Реализация духовно-нравственного компонента в современной российской школе предполагается через преподавание религиозно-культурологических и философско-религиоведческих курсов, а также через совместную воспитательную деятельность школы и различных социальных институтов, в том числе и религиозных.
В области образовательной до сих пор остаются непроясненными ряд вопросов, а именно:
• Каким образом знания об исторических и культурных основах традиционных религий должны интегрироваться в содержание предметов гуманитарного, культурологического циклов?
• Какие следует предъявлять требования к знаниям учащихся об истории, культуре и вероучении?
• В каком виде, объеме и качестве эти знания должны усваиваться школьниками, чтобы это служило реализации целей и задач общего образования?
Между тем изучение, анализ и обобщение существующей практики преподавания истории и культуры традиционных религий послужило бы одним из
2 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. С. 48—49.
оснований для выработки концептуальных подходов введения этих предметов в содержание государственных стандартов общего образования второго поколения на различных уровнях: в содержание инвариантной и вариативной их части. Однако это то, что касается образовательной стороны вопроса.
Задача же школьного воспитания представляется не только как формирование целостной картины мира, но и как приобретение школьниками целостного духовного опыта. Сотрудничество культуры, науки и религии в воспитании основываются на понимании того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, что их можно направить в русло социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота. Вопрос об участии религиозных организаций в воспитании и образовании учащихся предлагается, таким образом, решить однозначно: школа и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др.), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина. В предлагаемом современной школе решении проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся, пожалуй, именно взаимодействие с религиозными организациями менее всего ей знакомо, и поэтому вопросы некоторой интеграции светской и религиозной, христианской, православной педагогики или поиск оснований для диалога между ними представляется нам важным. С другой стороны, религиозная ситуация в России такова, что уже в практике работы школы повсеместно встречается опыт взаимодействия учителя с семьями и учащимися различных верований. Учителя должны принимать во внимание этот факт как в учебной, так и в воспитательной работе и учиться выстраивать свои взаимоотношения с учетом мировоззренческих позиций самых разных религий, атеистического мировоззрения, собственной мировоззренческой позиции.
Процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей. Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, своему народу, своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, инсти-
тутам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; честь; достоинство); гражданственность (правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших; забота о продолжение рода); труд и творчество (творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость); наука (познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание); традиционные российские религии (при светском характере образования в общеобразовательной школе учащиеся получают представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); искусство и литература (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие); природа (жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля); человечество (мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество).
В практике решения задач духовно-нравственного воспитания следует обратиться, на наш взгляд, в первую очередь к целям и задачам религиозной педагогики, ее ценностям и основным понятиям. У всех современных культур ценностно-смысловое ядро складывается под влиянием одной из мировых религий. В России такой религией было христианство; в истории страны, в становлении и развитии ее духовности и культуры особая роль принадлежит Православию. Оно является постоянной во времени этнодоминантой российского общества, т. е. связью между обществом и происходящими в нем социальными, в том числе и педагогическими, процессами. Именно поэтому, по мнению некоторых ученых, а еще и потому, что педагогика неразрывно связана с такими понятиями, как культура, духовность, а православная педагогика занимает особое место в отечественной истории, поиск целей и задач духовно-нравственного воспитания должен осуществляться в контексте интеграции основ христианской и светской педагогики (В. Слободчиков). Однако для этого необходимо, чтобы школа и религия были готовы к конструктивному диалогу, сориентированы на сотрудничество и взаимопонимание, а не на конфронтацию.
Понятие духовности у нас в последнее время сводится только к религиозности человека — им традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а еще чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
На сегодняшний день, по мнению некоторых специалистов, набирает силу «никакая» или просто «нулевая» духовность. Это т. н. «культурная духовность», за которой представляются высшие образцы человеческих достижений в искусстве, литературе, производящей деятельности: технической, интеллектуальной и т. д. (В. И. Слободчиков). Соответственно для секулярного сознания освоение высших образцов исторических и современных достижений культуры как раз и есть духовное развитие человека, а духовные ценности могут существовать только в пространстве самой культуры.
В христианстве духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Именно оно формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. В светской педагогике воспитание связано с развитием. Светская трактовка этого термина (от ярко выраженной классовой, марксистской до более мягкой культурологической, гуманистической) исходила из материалистического определения человека как «продукта среды» и поэтому преследует задачу прежде всего ее улучшения, облагораживания, создания соответствующих условий через правильную организацию детской жизни и деятельности, включая также и вопросы адаптации индивида к среде.
Духовное развитие есть актуализация возможного; оно подразумевает развитие человека в сторону Духа. Это следует понимать так, что духовность в скрытом, не пробужденном состоянии в человеке всегда была как искра Божия, как отражение Божественной любви к человеку, сотворенному по Его образу и подобию. Путь становления человека личностью, которая есть истинное, глубинное, настоящее его «я», теснейшим образом связан с духовностью. Человек может реализовывать свои творческие способности, «раздувая», выращивая свой внутренний Божественный огонь. При этом истинным творчеством может считаться только то, что согласуется с совестью, не противоречит воле Творца, укрепляет мировое добро и уменьшает зло. Человек должен осознать, что сотворен по образу и подобию Божиему, и это осознание должно руководить его действиями, направляя на труднейший путь Богоподобия3.
Воспитание направлено на правильное иерархическое устроение трех сторон человека — духа, души и тела, т. е. на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. Первое и самое важное условие — восстановление человеческой природы, подчинившей свое духовное начало психофизической сфере и тем самым затмившей в себе образ Божий. Отсюда и особое понимание духовности в Православии.
Данное понимание духовности созвучно, например, одному из ведущих принципов воспитания — принципу незавершенности воспитания (А. Мудрик). Он предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями. Принцип незавершенности воспитания предполагает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше, а в дальнейшем уже и во взрослом человеке есть нечто незавершенное и, в принципе, незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, человек всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения; что на каждом возрастном этапе каждый имел возможность «состояться заново»: заново познать себя и других,
3 Бердяев Н. А. Диалектика божественного и человеческого М., 2005. С. 420.
69
заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире и смысл своего существования4.
У Л. Толстого есть такое словосочетание — «пустыня отрочества». Речь идет
о пустыне смысловой и ценностной, духовной. И светская школа, и религии могут вести к выходу из этой «пустыни» по-разному, но, возможно, внимательно относясь к опыту друг друга.
Итак, в православной педагогике воспитание направлено на приближение человека к Богу, на раскрытие Божьего образа. Но как донести эту цель до сегодняшних учителей, в большинстве своем далеких от религии?
Практика показывает, что вопрос взаимодействия православной и светской педагогики на научно-теоретическом уровне является актуальным, однако еще более актуальным он является уже для сегодняшней педагогической практики: для этого необходимо, чтобы основные понятия, категории и характерные черты православной педагогики были понятны как современными педагогами-теоретиками, так и педагогами-практиками. К сожалению, у сегодняшних учителей и выпускников педвузов отмечаются низкий уровень информированности и знаний в области религиоведения вообще и Православия в частности, явные пробелы в элементарных знаниях о религиозной жизни страны. Решение этой проблемы видится нам пока хотя бы в элементарном просвещении учителей. В этой связи небезынтересен, например, опыт ведущего издательства страны, которое совместно со светскими авторами и представителями практически всех конфессий, представленных сегодня в России, подготовило к изданию серию книг для учителей по религиозному образованию — они дадут учителям знания по основам традиционных религий, вопросам изложения религиоведческой тематики в преподавании некоторых предметов (истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, истории религии); планируется издание книг для учителей по основам религиозной педагогики и христианской психологии. Представляются важными и своевременными, в связи с введением в 20 регионах России экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики» разрабатываемые и проводимые курсы повышения квалификации для учителей, преподающих этот предмет; различного рода семинары культурно-просветительского характера, которые помогут современному учителю и студенту вуза — будущему психологу, педагогу — не только учитывать в своей учебной и воспитательной деятельности разные мировоззренческие позиции семьи и учеников, но и соотносить с ними свою собственную позицию (например, семинар «Открытие» аспиранта ИТИИП РАО О. Воскресенского по изложению разумных оснований христианской веры, который базируется на результатах научных исторических и археологических исследований, и др.).
Опыт проведения семинаров и спецкурсов, разработанных в рамках РАО, показывает, что такой подход к духовному просвещению учителей сегодня способствует, во-первых, избавлению от предрассудков и неверных представлений в отношении религии, сложившихся за многие десятилетия отстранения Церкви от жизни нашего государства, во-вторых, пробуждению интереса к данной тематике, в-третьих, знакомству учителей-предметников с материалами, кото-
4 Мудрик А. В. Указ. соч. С. 171.
рые могут быть ими использованы в курсе преподавания своих предметов, и всех учителей для воспитательной работы, например во взаимодействии школы и религиозных организаций в совместной социально ориентированной деятельности в воспитательном пространстве школы (опыт негосударственных учреждений Санкт-Петербурга по проведению благотворительных акций и т. д.).
Таким образом, на наш взгляд, уже сегодня можно практически решать вопросы духовно-нравственного образования совместными усилиями, а сама проблема духовно-нравственного воспитания может быть поставлена таким образом: есть ли неразрешимое противоречие между традициями религиозного воспитания (вне зависимости от конфессий) и демократизацией образования — или в их сочетании можно видеть источник профессионального педагогического поиска?
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание, ценности, духовность, взаимосвязь школы и религиозных организаций.
Increasing Role and Significance of Personal
Development in Modern Society and Education
Tatiana D. Shaposhnikova
The article deals with issues of modern personal development, with its increasing role in Russian educational system, with links between the Eastern Orthodox and secular education, and with teachers' training.
Keywords: personal development, ethical education, values, spirituality, ties between schools and religious organizations.