Научная статья на тему 'Государственно-конфессиональные отношения в отечественном образовании'

Государственно-конфессиональные отношения в отечественном образовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / MODERN EDUCATION / SPIRITUALITY / MORALITY / EDUCATION / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поканинова Елена Борисовна

Рассматриваются особенности развития светского образования в современной России в условиях возрождения духовной культуры, влияние религиозных учений на систему отечественного образования, взаимоотношение образования и духовно-нравственных аспектов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT AND CONFESSIONAL RELATIONS IN DOMESTIC EDUCATION

The article deals with features of development of secular education in modern Russia in the conditions of revival a spiritual culture, influence religions on an educational system and moral aspects of education

Текст научной работы на тему «Государственно-конфессиональные отношения в отечественном образовании»

Е.Б. Поканинова

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПОКАНИНОВА Елена Борисовна - кандидат социологических наук, докторант РАГС, советник постоянного представительства Республики Калмыкия при Президенте РФ (e-mail: pokaninova@yandex.ru)

Аннотация. Рассматриваются особенности развития светского образования в современной России в условиях возрождения духовной культуры, влияние религиозных учений на систему отечественного образования, взаимоотношение образования и духовно-нравственных аспектов воспитания.

Ключевые слова: современное образование, духовность, нравственность, воспитание, духовные ценности.

Наши размышления об особенностях современного российского образования мы начнем с напоминания высказывания великого ученого Альберта Эйнштейна: «Теперь, даже хотя сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены, между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость. Хотя религия может служить тем, что определяет цели, она, тем не менее, научилась у науки, в широком смысле, какие средства приведут к достижению целей, которые она наметила. Но наука может развиваться только теми, кто полностью впитал в себя стремление к истине и пониманию. Это стремление, однако, проистекает из сферы религии. К ней же принадлежит вера в возможность, что правила, пригодные для мира сущего, рациональны, то есть, доступны разуму. Я не могу представить себе подлинного учёного без этой глубокой веры. Эту ситуацию можно выразить афоризмом: наука без религии хрома, религия без науки слепа»1.

Как влияют религиозные учения на современную систему образования и воспитания? Каковы особенности государственно-конфессиональных отношений в сфере российского образования на современном этапе? Что необходимо сделать, чтобы, сохранив светскость отечественного образования, использовать то лучшее, что есть в традиционных духовных ценностях народов, населяющих нашу страну? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.

1 Einstein, А. Science and Religion, in: Out of My Later Years, The Citadel Press, Secaucus.- New - Jersey, 1956. - P 24 - 25.

В современной России, как и во всем мире, остро встал вопрос о взаимоотношении образования и духовно-нравственного воспитания. Сложность ситуации, связанной с образованием, состоит в том, что существующая система образования готовила и продолжает готовить не столько личность, сколько специалиста. Процесс дробления науки на множество специальностей, который с неуклонно возрастающим динамизмом продолжается и до сего времени. Он внес свои коррективы в образование. Если учесть к тому же, что просветительский взгляд на образование сводился к тому, чтобы посредством разума, главным образом научного знания, просветить людей и тем самым покончить с невежеством и обманом, то получалась довольно стройная система подготовки специалистов. Проблема подготовки специалиста есть главным образом задача информационного характера - передачи конкретного знания от преподавателя к ученику.

В современном образовании знания носят материальный характер. У обучаемых есть навыки в получении знаний и сами знания. Существует комплекс образовательных технологий, и возможность использования этих технологий для внедрения духовности и получения духовных знаний. Технология в получении знания будет одной и той же как для материальных, так и для духовных знаний. Хорошо отработанная образовательная система позволяет самообучаться духовности.

«Учиться означает - учиться стать человеком, то есть личностью, способной понимать цели и задачи общества, в котором он живет, находить в этой жизни свое место, видеть пути и возможности своего сознательного участия в жизни своей страны»1.

История развития человеческой цивилизации показывает, что мировоззренческую основу любой педагогической традиции составляли духовность и нравственность, которые несли в себе мировые религии. Для восточно и южно-азиатской цивилизации это были индуизм, буддизм, конфуцианство и синтоизм; для западноевропейской и североамериканской - западное христианство (католицизм и протестантизм); для ближневосточной - иудаизм и ислам, для восточноевропейской и России - православие. Духовность определяла образ жизни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и наследственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможности воспитания и образования в процессе развития человека.

В современный период, в условиях многочисленных попыток развязывания конфликтов на религиозной и национальной почве, как никогда актуальны слова академика Н.Н. Моисеева, сказанные им еще в 1966 г.: «Мы переживаем смутное время, когда нравственность, общественное созна-

1 Гобозов, И.А. Образование и духовность [Электронный ресурс] http://society. polbu.ru/gobozov_socialphilo/ch93_i.html

ние определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и котировка доллара. Если мы не обретем общих идеалов, общих целей, если народ не почувствует снова своих мускулов, если не вернутся самоуважение и гордость за свою страну, за свою нацию, то нас долго не покинет ощущение духовной пустоты»1.

Республика Калмыкия, среди граждан которой есть представители всех четырех мировых религий, на протяжении многих лет остается зоной межконфессионального и межнационального мира. Причина тому- активное сотрудничество органов государственной власти с религиозными организациями в решении многих насущных социальных вопросов2.

Чтобы сохранить и развить успех проводимой в республике национальной политики необходимо, на наш взгляд, так построить систему образования и воспитания, чтобы, оставаясь светской, она опиралась на лучшие вековые народные традиции и духовные ценности.

Сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить современный воспитательный процесс глубинным содержанием духовности. Гуманистическая традиция различает сущность духовности и ее значение в разных видах деятельности, отделяя внешние ее проявления от внутренних, раскрывая духовность в процессе свободной творческой деятельности, направляющей эту деятельность к осознанной потребности в восхождении к гармонии и совершенству.

Современный учитель должен получить возможность профессионально грамотно, используя глубокие научные знания, устанавливать отношения с семьями, имеющими детей, исповедующими ту или иную религию, памятуя о том, что, согласно Конституции РФ, церковь отделена от государства, но не отделена от общества. А значит, учитель - человек, несущий детям свет знания, высоту идеалов, радость беспредельного бытия, -должен постигать нравственные истины, сконцентрированные в религиозных учениях.

В Калмыкии, как и в других российских регионах, основное население которых традиционно исповедует буддизм (Бурятии, Тыве, Алтайской крае) на образовательную систему серьезно влияет буддийская философия образования, пришедшая с Тибета, имеющая свою систему понятий, принципов, методологию3. Так, санскритское слово «Vidya» понималось в пяти разных смыслах: «Vid Janana» (знать), «Vid Sattayami» (случаться), «Vid Labhe» (получать, находить, чувствовать), «Vid Vicarane» (обсуждать,

1 Моисеев, Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России.- М., 1966.- С.49.

2 Поканинова, Е.Б. Межрелигиозные и государственные отношения в Республике Калмыкия: история и современность //Социология власти.- 2010.- № 5.- С.67.

3 См.: Дорджиева, Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало XX вв.). - Элиста: АПП «Джангар», 1995.- С.26

рассматривать), «Vid Cetana-akhyana-nivasesu» (чувствовать, жить). Таким образом, понятие «Vidya» означало разные аспекты понятия «образование». Другое слово «Siksha» также использовалось для выражения процесса обучения. Кроме того, существовали такие понятия, как «Adhyayana and Vinaya». Первое означает «идти около» и выражает идею об учениках, идущих к своему учителю за образованием. Второе означает «тренироваться особым способом». Первое означает «образование, обучение», а второе - «воспитание характера»1. Таким образом, в буддийской традиции представлены оба аспекта процесса образования: индивидуальный и социальный, кроме того, такая система образования направлена не только на обучение, но и на воспитание.

Говоря о влиянии буддизма на калмыцкое образование, необходимо отметить, что первая оригинальная калмыцкая письменность «тодо бичиг» («ясное письмо») была создана ламой Намкхай Чжамцо Зая-пандитой в первую очередь для распространения среди ойратов канонических книг2.

Современные представители буддийского духовенства продолжают традиции Зая-пандиты, оказывая положительное влияние на систему калмыцкого образования. Так, недавно, по инициативе Шаджин - ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, был заключен договор между Центральным калмыцким монастырем «Геден Шеддуб Чойкорлинг» («Обитель просвещенных монахов») и Калмыцким государственным университетом о подготовке филологов-востоковедов со знанием калмыцкого и тибетского языков, калмыцкой культуры, старомонгольской и ойратской письменностей.

Русская православная церковь в свою очередь предлагает органически ввести в «ткань» учебно-воспитательного процесса общеобразовательной и профессиональной школы по всем предметам и курсам общенаучного, естественно-математического, гуманитарного, общепрофессионального и специально-прикладного циклов православный взгляд, его мировоззрение, смысложизненные позиции, ценностно-целевые линии.

«Перед всеми нами стоят общие цели - формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь, - говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, - Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций. Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш

1 Foreword, L.O, Joshi, Jt. Secretary in Education in Ancient India by Ved Mitra. -Delhi, 1964.

2 См., например, Бадмаев, А. В. Зая-пандита. - Элиста, 1968; Раднабхадра. Лунный свет: история рабджам Зая-пандиты (Серия: «Памятники культуры Востока»). -СПб, 1999; Голстунский, К. Ф. [Биография Зая-пандиты] // Монголо-ойратские законы 1640г. - СПб, 1880. - С. 121-130.

народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не призираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде. В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей»1.

Исламский подход к образованию базируется на семи основных принципах:

1) превыше всего ислам ценит Знание как объективную универсальную истину, не привязанную к конкретной культуре или религии.

2) поиск этого Знания осуществляется через рациональное эмпирическое исследование. Мусульман приучают искать истину с помощью исследований и открытий, познавая себя и мир вокруг.

3) ислам считает поиск знаний долгом каждого. Невежество - не оправдание. Мусульман поощряют всегда доискиваться сути вещей, пробиваясь «через тернии к звездам». Знание чуждо этноцентризму, нельзя сказать «наше» знание, оно универсально и доступно всем независимо от времени и места.

4) нравственность знания. Погоня за знанием в вакууме, без всякой цели - это отклонение от истины (хакк). Знание - целостная реальность, как по своей сути, так и в рамках бытия и деятельности человека; факты эмпирического мира - это знаки и символы, действующие в некой системе концептуальных взаимосвязей, вместе образующих органическое единство.

5) ценность написанного слова,значение книги.

6) главенство учителя и преданность ему. «Чернила ученого более святы, чем кровь мученика». В исламе Ученые и Учителя играют чрезвычайно важную роль в обществе

7) знание должно признавать истинную природу и взаимоотношения между людьми и вещами. Признание истины в обоих сферах - онтологической и теологической, нуждается в том, чтобы образ действий людей подтверждал эту истину. Жажда знаний должна вести к освобождению человека.

Таким образом, исламский подход к образованию сосредоточен на знании, поиске и эксперименте. Поиск объективного знания рассматривается

1 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание [Электронный ресурс] http://www.pravoslavie.ru/jumal/ ideas/duhovnobraz.htm

моральным обязательством каждого человека и свидетельствует о нравственности такого знания.

Важнейшей обязанностью является образование и воспитание детей и молодежи, тех, кто должен получить вековые ценности народной жизни. Если не справиться с этой проблемой, то никакие экономические и политические программы ничего не изменят к лучшему. Они будут поглощены безнравственностью, корыстным стремлением к наживе любыми средствами. Организовать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. История XX века убедительно показала, что придуманные национальные, социальные, политические идеи чаще всего оказываются ошибочными, ложными, и даже овладевая народом на короткое время, всегда чреваты катастрофой

В связи с включением Республики Калмыкия в число 19-ти субъектов Российской Федерации, определенных для апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», на основании Соглашения о взаимодействии по вопросам апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 17 декабря 2009 г. религиозные организации совместно с органами государственной власти активно работают над созданием новой системы образования и воспитания.

При Министерстве образования и науки республики создан Координационный совет, состоящий из членов исполнительной власти, духовных руководителей конфессий, представителей педагогической общественности и родителей. Совет ответственен за проведение апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на территории Республики Калмыкия.

Проведены родительские собрания по выбору родителями (законными представителями) учащихся 4-х классов модуля этого комплексного учебного курса. Поднимаемые вопросы образования, духовности, нравственности особенно важны потому, что это отражают меру ответственности старшего поколения перед юным поколением, перед будущим страны. В связи с этим требуется четкая определенность со стороны всех тех, кто принимает участие в создании государственной системы воспитания педагогов, политиков, законодателей, представителей конфессий.

Образование и воспитание - это в первую очередь работа по сохранению и воспроизводству человеческого качества. Суть воспитания - идея усовершенствования человека. В центре образовательного и воспитательного подхода должно лежать ценностное основание, предусматривающее соответствующее поведение, отношения государственные, обществен-

ные, религиозные, корпоративные, групповые, индивидуальные. В этом ряду основополагающими являются духовные и нравственные ценности.

Современному обществу нужна твердая позиция, способная объединить людей, которые ценят достоинство человека, помнят о прошлом, не забывают о настоящем и думают о будущем своей нации и всего человечества. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, то прежде всего следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни.

Известный российский философ И.К. Ильин подчеркивал, что «судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой собственности»1.

Список литературы

Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII -начало XX вв.).- Элиста: АПП «Джангар», 1995.

Ильин, И.А. Русский учитель / Опыты православной педагогики.-М.,1993.

Einstein, Science and Religion /Out of My Later Years.- The Citadel Press, Secaucus- New -Jersey, 1956.

Foreword, L.O, Joshi, Jt. Secretary / Education in Ancient India by Ved Mitra. - Delhi, 1964.

© Поканинова Е.Б., 2011

1 Ильин, И.А. Русский учитель // Опыты православной педагогики. - М.,1993 .-С.196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.