кость смягчит свободный, естественный тон. Использование образцов норм литературного языка является залогом успешного восприятия речи говорящего и свидетельством его высокой внутренней культуры. Педагог должен дать образцы искусства красноречия, построения публичных выступлений, значимые в деловом общении.
КДО будущего менеджера определяет способ его жизнедеятельности и социального бытия. Зависимости уровня и особенностей культуры, деятельности и образа жизни специалиста могут меняться во времени, в конкретных видах и сферах его социальной практики. Однако их реальная взаимосвязь -постоянно действующий фактор развития личности, во многом определяемый качеством вузовской подготовки. Поэтому на этапе вузовской подготовки необходимо создавать условия для формирования профессиональной культуры личности, культуры делового общения, обращая существенное внимание на умения самопрезентации КДО.
Литература
1. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб., 2006.
2. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. М., 1997.
3. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д, 2006.
4. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.
5. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. М., 2004.
6. Юрочкина И.Н. Формирование деловой культуры будущих менеджеров в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009.
References
1. Morozova G.B. Psihologicheskoe soprovozhdenie organizacii i personala. SPb., 2006.
2. Suharev V.A. Jetika i psihologija delovogo chelo-veka. M., 1997.
3. Koval'chuk A.S. Osnovy imidzhelogii i delovogo obshhenija. Rostov n/D, 2006.
4. Persikova T.N. Mezhkul'turnaja kommunikacija i korporativnaja kul'tura. M., 2002.
5. Zareckaja I.I., Cherner S.L. Delovoj jetiket. M., 2004.
6. Jurochkina I.N. Formirovanie delovoj kul'tury budushhih menedzherov v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Kirov, 2009.
PROFESSIONALLY-RELEVANT PECULIARITIES OF CULTURE OF BUSINESS COMMUNICATION OF THE FUTURE MANAGER
E.A. Beskrovnaya
GES № 149, Russia, Moscow. e-mail: beso512@yandex.ru
The article reveals essence and significance of culture of business communication of future managers. Components of business communication are interrelated and manifested in personal level by means of application of self-presentation skills. Pedagogical conditions of formation of self-presentation skills at future managers during their vocational training in the university are also presented, as well as capabilities and directions of their realization.
Key words: future manager, culture of business communication, self-presentation skills, pedagogical conditions, vocational training, university, formation.
УДК 37+930
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
О.Е. Кучерова
МБОУ СОШ № 47, Россия, г. Белгород. е-mail: kucherova2005@yandex.ru
В статье обоснован ценностный смысл изучения основ православной культуры в общеобразовательной школе. Доказана историческая взаимосвязь образования в России с православием. Рассмотрена современная точка зрения на синтез культуры и православия. Раскрыты особенности преподавания курса «Основы православной культуры» на базовых идеях культурологического подхода, активно используемого в современной педагогике при анализе педагогической реальности.
Ключевые слова: православная культура, православная педагогика, религиозность, культуросо-образность, духовность, нравственность, воспитание, образование, школа.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, осо-
бенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравст-
венные компоненты в содержании образования, считает протоиерей Евгений Шестун [1]. Учитывая, что процесс образования есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человека до ее завершения и происходит он в определенной культурно-исторической среде, следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительно к конкретной культурно-исторической традиции (В.В. Рубцов).
Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве.
На самом деле традиции подлинного образования в России издавна связаны с духовностью, с православием. В.И. Троицкий связывал будущее русского образования с утверждением в школе православной духовности, о чем говорили многие выдающиеся русские педагоги, начиная с XIX в., но что не могло быть осуществлено в условиях секуляризации [2].
Сегодня в преподавании курсов «Основы православной культуры», «Православная педагогика» наблюдается два подхода: веро-учительный и культурологический.
Вероучительный подход предполагает заучивание и знание обучающимися молитв, молитвенного, по силам подвига, исполнения молитвенных правил. «Если мы рассказываем о церковной жизни, - пишет Евгений Шестун, - то предполагается, что ученик будет жить церковной жизнью». Веро-учительное образование дается в духовных школах, в конфессиональных учебных заведениях, когда не просто рассказывается учащимся о молитве, но и предъявляются определенные требования к ее прочтению. Вероучительный подход требует от человека свидетельствовать жизнью те знания, которые он получил.
При культурологическом подходе наша задача лишь объяснить, почему человек молится, почему он живет церковной жизнью, что собой представляет православный храм и т.д. То есть задача педагога объяснить, что есть добро, что зло, а как жить - это выбирает сам ученик. При таком подходе мы только просвещаем ученика, предоставляем ему
право выбора. Сила Православия, замечает Евгений Шестун, в том, что кроме вероучения, оно дает человеку вдохновенную жизнь, позволяющую творить великую культуру.
В контексте сказанного отметим три основные сферы человеческого бытия, которые определяют духовное становление человека -Церковь, семья и школа. Богословы и священнослужители, обращаясь к вопросам культуры, интересующим и волнующим наших современников, утверждают, что благодаря православию достигнут прогресс отечественной культуры, а христианство - это фундамент духовного развития общества и человека. Православные богословы убеждают и верующих, и неверующих в том, что религия необходима для развития культуры.
Объективно существующие в первой половине 1990-х гг. тенденции к возрождению православной культуры, проявившиеся в увеличении религиозности населения, восстановлении храмов, закреплении в обществе некоторых православных традиций, и рост доверия среди населении к Русской православной церкви повлияли на усиление потребностей населения в изучении православной культуры в системе государственного образования, так как религиозные учебные заведения не могли в полной мере удовлетворять данный социальный заказ.
Общеобразовательная школа, реагируя на изменение социальной и культурной сфер и выполняя функцию социализации детей, естественно не могла обойти проблему знакомства учащихся с ценностями православной культуры. В различных регионах Российской Федерации органы образования, отвечая на потребности населения в возрождении и освоении православной культуры, вводят в региональное образовательное пространство через систему воспитательной работы факультативные занятия, интегрированные сведения по истории и культуре православия. В Белгородской области этот опыт насчитывает порядка 10 лет.
В современной России на официальном уровне ставится задача разработки общенациональной идеи для России, потому что без высшей идеи не могут существовать и развиваться ни человек, ни нация. Именно эта идея несет в себе объединяющее, скрепляющее начало и совершенно естественно вхо-
дит в содержание личностных ценностей каждого человека.
Связь истории России и православной церкви существует уже много веков. Именно этой связью обусловлено своеобразие русской культуры: «с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность, приобрела универсальные измерения. Она соприкоснулась с теми библейскими и эллинистическими истоками, которые являются общими для европейской семьи культур.. , стала культурой в полном значении этого слова» [3, с. 53]. Следовательно, не случайно считают культуру стержнем нации.
В науке слово «культура» стало известно со времен эпохи Просвещения, и, по мнению французских просветителей, означало разумность, разумное устроение жизни. Позже значение слова «культура» расширилось и культуру стали разделять на духовную и материальную [4]. Современные философы (А.Я. Гуревич, В.С. Степин, М.И. Шинкарук и др.) высказывают точку зрения о том, что в основании любой культуры, независимо от ее типа и происхождения, лежит определенное мировоззрение, интегрирующее содержание всех ее форм.
Русская культура, по мнению Е.П. Бело-зерцева, не может рассматриваться без такого феномена как духовность. Более того, замечает ученый, «русская культура определяется русской национальной личностью, взятой в той мере, в какой она воплощает в себе национальный дух» [5, с. 53].
Все содержание культурного опыта человечества на протяжении тысяч лет и ныне пронизано религиозными воззрениями. Религия давала ответы на фундаментальные вопросы бытия, задавала человеку смысл его индивидуального общественного существования, являлась опорой и хранительницей культурного опыта человечества. «Религиозные образы мира были той основой, из которой вырастала устойчивая система нравственных, правовых, художественных, экономических, семейных и других ценностей, культурных норм, определяющих образ жизни и ментальность народов, цивилизаций», -замечает И.В. Метлик [6, с. 18]. Таким образом, все содержание культуры - личности, общества, народа, человечества, связанное
с религией, вполне может быть определено как религиозная культура в широком смысле или как религиозное культурное наследие.
Следовательно, следует объяснить, что понимается под религиозной культурой. Итак, религиозная культура - это: а) религия (от лат. religio - восстановление связи с Творцом, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, особые действия (культ), основанные на вере в существование Бога (в языческих религиях -богов) и направленные на общение с Ним (ними) и получение от Него (них) помощи; б) религиозную этику (наука, изучающая мораль); в) искусство и народные традиции, непосредственно связанные с религией, отражающие ее содержание.
Религиозная культура может быть осмыслена как богослужебная культура (религиозная культура в узком своем значении). Такая культура связана со специфическим видом деятельности, цель которой - установление связи человека с высшим духовным началом. Кстати, основное значение слова «религия» в православной традиции означает «восстановление связи с творцом», осуществляется в жизненном опыте человека через личную веру, покаяние и следование Христу.
Богослужебную культуру составляют религиозный культ, где запечатлены и воспроизводятся догматические положения веры, религиозные ценности, оформленные в различных таинствах и обрядах, молитвах, религиозном искусстве, и зачастую в особом, богослужебном языке. Церковь же осуществляет на этом пути практическое руководство действиями верующего человека. Основу религии составляет вера (в православии - вера в Святую Троицу, Спасителя Иисуса Христа, единственную Святую Соборную и Апостольную Церковь и воскресение из мертвых).
Если внимательно изучать историю, то мы увидим, что все самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу. Религия способствовала формированию эстетических и нравственных идеалов, являлась источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов. Кроме того, религия активно влияла на ход истории и взаимоотношений людей, народов, государств. При
изучении дисциплин гуманитарного цикла в средней школе так или иначе учителя обращаются к истории религиозной культуры, рассматривая отдельные темы на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры.
Сегодня большинство из нас находится в духовных поисках, а нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения, толерантности, неконфликтности. При всем этом не должно поступаться своей совестью, не предавать личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, святынь.
Вся древнерусская культура, по утверждению исследователей, вырастает из потребности утверждения добра, человеческого братства, отрицания предательства. Более того, если внимательно изучить многочисленные вероучения и концепции мира, «от буддизма и христианства до Живой Этики, от идей Аристотеля и Платона до теории и практики Р. Штайнера, от «Поучения детям» Владимира Мономаха до педагогической антропологии К.Д. Ушинского и школы Л.Н. Толстого, то все они так или иначе построены на гомоцентрической основе, на обращении к духу, душе, совести» [7].
В ходе своей жизни человек, осваивая знаки и символы культуры, преобразует их в свои личностные смыслы, и здесь первостепенную роль призвано играть воспитание. Ибо в процессе воспитания человек учится преобразовывать свой социально значимый опыт в индивидуальное сознание, культурные реалии становятся внутренним достоянием индивида, что способствует его саморазвитию, а следовательно, и развитию общества. Подчеркивая животворную связь педагогики и культуры, их духовное и генетическое единство, Н.Л. Шеховская [8] апеллирует к П.Ф. Каптереву, который указывал на необходимость и обязательность соблюдения в воспитании принципов природосо-образности и культуросообразности - вне культуры не может быть воспитания. «Культура есть самое высшее создание человека, самое ценное, - писал он, - и педагогический процесс есть также культурная деятельность. Поэтому не может воспитание идти против культуры, т.е. культура против культуры, дочь против матери» [9, с. 215].
Школа отражает каждый период истории человечества. Мало того, в одно и то же историческое время противоборствующие общественные и духовные тенденции обычно порождают каждая свою школу. Тем не менее, обращаясь к авторитетному мнению П.Ф. Каптерева, заметим, что воспитание есть деятельность культурная, да и возникло оно, собственно, с первыми проблемами культуры. Возможно поэтому в формировании мировоззрения школьников положительную роль должно сыграть знакомство с религиозно-мифологической картиной мира, что поможет им увидеть мир таким, каким его представляли наши предки на протяжении многих тысячелетий.
Разумное соотнесение научной и религиозно-мифологической картин мира позволит понять, что идея борьбы Добра и Зла лежит в основе всех представлений о мире, а высокая, положительная нравственность является условием существования жизни, условием существования не только на Земле, но и в Космосе - Суть Любви, Красоты, Добра остается единой в разных моделях мира. Здесь, на наш взгляд, уместно привести мнение С.И. Гессена, считавшего, что между образованием и культурой имеется точное соответствие и говорить об образовании в подлинном смысле этого слова можно только там, где есть культура. «Сколько культурных ценностей, - писал он, - столько и видов образования. Мы говорим об образовании нравственном, научном (или теоретическом), художественном, правовом и религиозном» [10, с. 35].
В современной системе вновь создаваемых и возрождаемых институтов воспитания особое место принадлежит традиционному для культуры и истории России, а также преобладающему в массовом представлении россиян - православию. Русская классическая литература, вся культура, двухтысяче-летняя история находятся в непрерывной связи с православной традицией миропонимания и историей православной церкви. Культурологические вопросы достаточно часто ставятся сегодня теоретиками современного православия в связи с церковной историей, миротворческой и нравственной проблематикой.
Современная точка зрения на синтез культуры и православия заключается в том,
что культурный прогресс рассматривается как обусловленное свыше движение общества по пути накопления духовно-религиозных ценностей. И, естественно, основным фактором прогресса культуры является православие. «Православная церковь, - говорил патриарх Пимен, - своим духовно-нравственным влиянием и патриотическим служением содействовала культурному, национальному и государственному утверждению Руси».
Выдающийся русский философ, писатель, религиозный мыслитель И.А. Ильин в своем знаменитом произведении «Наши задачи», излагая программу духовного возрождения и укрепления Российского государства, отчетливо сказал: «Значение православия в русской истории и культуре духов-ноопределяющее. Для того чтобы понять это и убедиться в этом, не надо самому быть православным; достаточно знать русскую историю и иметь духовную зоркость. Достаточно признать, что тысячелетняя история России творится людьми христианской веры; что Россия слагалась, крепла и развертывала свою духовную культуру именно в христианстве и что христианство она восприняла, исповедовала, созерцала и вводила в жизнь именно в акте православия...» [11].
До XX в. понятия «русский», «православный» означали принадлежащий к русской православной культуре. Таким мог стать человек любой национальности, принявший через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. История знает немало примеров, когда такие люди становились яркими звездочками в служении новой Родине во славу Бо-жию, т. е. гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к православию и отношению к православному государству.
Несмотря на изменение государственной политики после Октября 1917 г., когда появился Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», провозглашение принципа «свободы совести и религиозных убеждений», православные традиции оказались настолько глубоки, что православная религия осталась самой распространенной на территории России.
Язык недаром признается краеугольным камнем культуры. «Духовная культура со-
храняется, передается языком, словом, - замечает Е.П. Белозерцев. - Качество слова в России изначально определялось и оценивалось его святостью, священностью. Слово имело прежде всего сакральное значение. Слово - знак культуры, владение словом -показатель общей культуры.». Наш современный литературный язык буквально пересыпан словами и выражениями из Библии: в поте лица своего, зеница ока, лепта, вавилонское столпотворение, зарыть талант в землю, хлеб насущный и т.п. Вспомним А.С. Пушкина: «Есть Книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применимо ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которое не было бы уже пословицею народов . книга сия называется Евангелием».
А с конца 90-х г. XX в. в нашей стране началось активное возрождение православной культуры. И сегодня ее основы изучаются в школах, открываются православные детские сады и гимназии, что свидетельствует о неподдельном интересе граждан нашего общества к вопросам православного воспитания и образования.
В Приложении к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», читаем, что «православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной христианской религии. Религия в системе социально-гуманитарного знания определяется в качестве одного из основных, наряду с философским, типов мировоззрения личности, а религиозная культура - в качестве одной из масштабных и влиятельных сфер культуры, затрагивающей практически все стороны жизни индивидов, этнических и социальных групп в обществе, взаимоотношения самих обществ и государств в международном сообществе».
Таким образом, с научно-педагогической точки зрения фактор значимости изучения в учебных заведениях (школах, ссузах, вузах) основ и ценностей православия определяет-
ся, прежде всего, его местом и значением в истории всей русской культуры, нашей цивилизации на всем ее протяжении. Сегодня мы пришли к осознанию того, что православие - огромный пласт мирового и национального культурного наследия и он не может быть освоен подрастающим поколением без должного знания о православной культуре, что, собственно, и объясняет педагогическую необходимость изучения данного феномена в светских учебных заведениях.
Изучение основ православной культуры предполагает сообщение сведений о происхождении, истории православия, основных особенностях вероучения, символики, культа, содержания священных книг, изучение основных аспектов святоотеческого наследия и т.п. Это, безусловно, способствует расширению культурного кругозора школьников и студентов, способствует достижению целей социально-гуманитарного образования, способствует развитию толерантности и осознанному построению конструктивных взаимоотношений молодежи со сверстниками и другими людьми. Мировоззрение личности, система ценностных ориентаций, поведение личности определяют направленность и результаты целесообразной деятельности человека в обществе.
Решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, их творчества, духовного или материального производства, безусловно, оказывает духовно-мировоззренческая сфера культуры. Именно с этим и связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом, этическом образовании молодежи, воспитании у них таких качеств, как гражданственность, патриотизм, культура межэтнического и межконфессионального общения. И здесь становится главным для учителя - умение направить школьные уроки в такое русло, чтобы они стимулировали духовное развитие подрастающего поколения, способствовали восстановлению чувства национального достоинства русского человека, а основной целью работы учителя в условиях новой школы должна стать возможность помочь ребенку обрести себя, а также создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.
Так в чем же смысл изучения основ православной культуры? В том, что она дает возможность приобщиться человеку (ребенку) к высшим ценностям: любви, смиренности, самопожертвованию. Главная задача современного российского образования, говорит Л.С. Гребнев, «вернуться к первоисто-ку, к этой драгоценной идее, без которой не спасется не только наша страна, весь мир... Наш долг - возродить дух и культуру самопожертвования. Надо научиться каждому из нас и научить наших детей жертвовать собой ради других, ради Отечества. И понимать, что эта жертва для нас - благо, что она дана нам как некое счастье. Без осознания этой драгоценной истины нельзя быть настоящим педагогом и честно выполнять свой профессиональный долг» [12, с. 13].
Таким образом, изучение основ православной культуры в светских учебных заведениях - это вопрос не только требующий своего разрешения, но и отвечающий образовательным потребностям нашего общества, к тому же обусловленный научно-педагогической целесообразностью, связанный с вопросами оптимизации качества воспитания.
Литература
1. Шестун Е. Православная педагогика. М., 2001.
2. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее образования // Педагогика. 1998. № 2.
3. Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.
4. Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. М., 2005.
5. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград, 2000.
6. Метлик И.В.. Религия и образование в светской школе. М., 2004.
7. Вульфов Б.З., Харькин А.И. Педагогика рефлексии. М., 1999.
8. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педаго-гической мысли (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). Белгород, 2006.
9. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
10. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
11. Ильин И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. М., 1992.
12. Гребнев Л.С. О программе изучения православной культуры в современной российской школе // Преподавание православной культуры в Курской области. Курск, 2003.
References
1. Shestun E. Pravoslavnaja pedagogika. M., 2001.
2. Troickij V.Ju. Nacional'nye duhovnye tradicii i budushhee obrazovanija // Pedagogika. 1998. № 2.
3. Averincev S. Kreshhenie Rusi i put' russkoj kul'tury // Russkoe zarubezh'e v god tysjacheleti-ja kreshhenija Rusi. M., 1991.
4. Borodina A.V. Istorija religioznoj kul'tury: os-novy pravoslavnoj kul'tury. M., 2005.
5. Belozercev E.P. Obraz i smysl russkoj shkoly. Volgograd, 2000.
6. Metlik I.V. Religija i obrazovanie v svetskoj shkole. M., 2004.
7. Vul'fov B.Z., Har'kin A.I. Pedagogika refleksii. M., 1999.
8. Shehovskaja N.L. Duhovnost' nravstvennogo vospitanija v russkoj filosofsko-pedagogicheskoj mysli (vtoraja polovina XIX - pervaja polovina XX vv.). Belgorod, 2006.
9. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochi-nenija. M., 1982.
10. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prik-ladnuju filosofiju. M., 1995.
11. Il'in I.A. Nashi zadachi: istoricheskaja sud'ba i budushhee Rossii. Stat'i 1948-1954 gg.: v 2 t. M., 1992.
12. Grebnev L.S. O programme izuchenija pravos-lavnoj kul'tury v sovremennoj rossijskoj shkole // Prepodavanie pravoslavnoj kul'tury v Kurskoj oblasti. Kursk, 2003.
EDUCATIONAL POTENTIAL OF ORTHODOX
CULTURE
O.E. Kucherova
MBGEI GES № 47, Russia, Belgorod. e-mail: kucherova2005@yandex.ru
Value significance of learning basic of Orthodox culture in secondary school is substantiated in the article. It is proved the historical correlation of Russian education with Orthodoxy. It is considered the modern view on fusion of culture and Orthodoxy. Peculiarities of the course «Basics of Orthodox culture» based on the ideas of culturological approach that is greatly used in modern pedagogy when analyzing pedagogical reality, are revealed in the article.
Key words: Orthodox culture, Orthodox pedagogics, religion, cultural conformity, spirituality, morality, upbringing, education, school.
УДК 159.923.2
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.А. Карпушова
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Волгоград.
е-шаД: okarpushova@yandex.ru
В статье анализируется проблема социального сравнения как одного из механизмов развития самопознания младших школьников. Описаны возможности целенаправленного использования социального сравнения как естественного ресурса развития самопознания в школьной практике. В частности, рассмотрены организация и формы конструктивного безоценочного сравнения младшими школьниками себя со сверстниками, позволяющие им овладеть умением сравнивать сущностные характеристики своей личности и возможности развития тех или иных ее черт, качеств, способностей.
Ключевые слова: самопознание, образ сверстника, социальное сравнение, младшие школьники, конструктивное безоценочное сравнение.
В младшем школьном возрасте, согласно взглядам И.И. Чесноковой, самопознание осуществляется преимущественно в системе «я - другие люди». Ребенок формирует представления о себе через их соотнесение с другими людьми [1]. Одним из активно работающих механизмов самопознания на этом возрастном этапе является социальное сравнение.
В отличие от периода дошкольного детства, где главным объектом для сравнения выступает взрослый, с приходом ребенка в школу актуализируется сравнение со сверстниками. Причем у учащихся 1-2-х классов роль образа сверстника в самопознании не значительна. Сравнение себя со сверстниками усиливается в 3-х и особенно в 4-х классах. Это связано с тем, что расширение круга