ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ХИМИКО-ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В.А. АНДРИЕВСКИЙ, ст.п.с. МГУЛа, к.э.н.
Эффективность использования имущественного комплекса является одним из основных критериев выживания любой экономической формации. В значительной мере экономическое поражение жесткой плановой системы хозяйствования в соревновании с рыночной системой было обусловлено низкой эффективностью использования имущества.
В этой связи одним из основных факторов повышения эффективности использования имущества, и соответственно роста благосостояния страны в целом и её граждан в частности, при переходе к рыночной системе хозяйствования должна была стать приватизация имущества. Эффективность использования приватизированного имущества новыми собственниками - это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Еще более важным, с позиции интересов государства представляется вопрос повышения эффективности использования имущества остающегося в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальной собственности.
В настоящее время имеют место следующие основные тенденции повышения эффективности использования государственного имущества:
1. Приватизация (как способ распоряжения государственным имуществом).
1.1 .Основными целями и задачами приватизации государственного имущества в 2001 году являлись:
обеспечение планового задания по поступлениям в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества;
оптимизация структуры государственной собственности;
установление максимальных (оптимальных) цен на подлежащие реализации акции подведомственных акционерных обществ.
1.2. Фактические показатели приватизации в 2001 году:
- по итогам 2001 года реализованы пакеты акций 24 АО Химико-лесного комплекса, подведомственных специализированному Департаменту МИО;
по итогам аукционов по продаже акций предприятий ХЛК, подведомственных Департаменту, поступило более 1,86 млрд. руб.
1.3. Новое в процедуре приватизации в 2001 году:
направление представителя Минимущества России для работы в межведомственной Комиссии Российского фонда федерального имущества по оценке акций с правом совещательного голоса, что в ряде случаев позволило устанавливать стартовые цены продажи акций, существенно превышающие предложенные независимым оценщиком или РФФИ.
1.4. Наиболее значимые сделки приватизации химико-лесного комплекса в 2001 году:
Реализация: состоялась реализация 21,38 % акций ОАО «Невинномысский Азот» за $ 25 350 тыс.;
планируется реализация 41,01 % акций ОАО «Череповецкий Азот», причем благодаря представителю Минимущества России в комиссии по оценке стартовая цена поднялась в два раза.
Объяснение причин не состоявшихся
сделок.
Не состоялись аукционы по реализации акций ряда леспромхозов в связи с отсутствием заявок, в том числе:
0,002 % акций ОАО «Шоношский леспромхоз»;
9 % акций ОАО «Ерогодский леспромхоз»;
19,37 % акций ОАО «ЛХК «Вель-
склес».
Основными причинами несостояв-шихся сделок являются следующие:
малый размер пакета (менее блокирующего);
низкая инвестиционная привлекательность лесного комплекса, в первую очередь, предприятий первичной переработки древесины.
1.5. Направления дальнейшего осуществления приватизации в химико-лесном комплексе:
- оптимизация структуры государственной собственности с целью реализации пакетов акций (по размеру менее блокирующих) предприятий, не имеющих стратегического значения и не являющихся дивидендообразующими;
увеличение размеров госпакетов в ключевых АО;
приватизация ФГУПов (потенциальных банкротов), а также в целях привлечения инвестиций, ликвидация предприятий, передача субъектам Российской Федерации.
2. Реорганизация юридических лиц, относящихся к федеральной собственности в химико-лесном комплексе.
Количество федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), намеченных для реорганизации, направления реорганизации (преобразование в ОАО, в казенное предприятие, ликвидация, продажа как имущественного комплекса и др.).
Таблица 1
№ п/п Вид реструктуризации ФГУП Наименование отрасли (подотрасли) Количество ФГУП по реестру Количество ФГУП, по которым представлена информация о виде реструктуризации Откло- нение (гр.6- гр.5)
Реорганизация, в том числе:
- преобразование в ОАО X X X
1. Легкая промышленность 3
2. Лесная промышленность 34
3. Химическая промышлен-
ность 10
1 4. Дорожное хозяйство 18
- реорганизация путем при-
соединения
1. Легкая промышленность 2
2. Лесная промышленность 9
- реорганизации путем слияния
1. Строительный комплекс 25
ИТОГО: X 101 X
Ликвидация
1. Легкая промышленность X 1 X
2 2. Лесная промышленность 1
3. Химическая промышлен-
ность 1
4. Дорожное хозяйство 11
ИТОГО: X 14 X
Продолжение таблицы 1
№ п/п Вид реструктуризации ФГУП Наименование отрасли (подотрасли) Количество ФГУП по реестру Количество ФГУП, по которым представлена информация о виде реструктуризации Откло- нение (гр.6- гр.5)
3 Сохранение в форме ФГУП 1. Легкая промышленность 2. Лесная промышленность 3. Химическая промышленность 4. Дорожное хозяйство X 6 8 15 207 X
ИТОГО: X 236 X
4 Продажа как имущественного комплекса 1. Лесной комплекс 2. Химический комплекс X 1 1 X
ИТОГО: X 2 X
5 Создать на базе имущества федеральные казенные предприятия Предложение отсутств. X 0 X
ИТОГО: X 0 X
6 Передать в государственную собственность субъектов Российской Федерации 1. Дорожное хозяйство 2. Строительный комплекс 151*) 86
ИТОГО: 237
ВСЕГО: 600
* Из них часть ФГУПов Минтранс России предлагает приватизировать в случае отказа субъектов РФ, осуществить их прием на возмездной основе.
3. Постоянное проведение работ по мониторингу состава объектов государственного сектора экономики.
3.1 Открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности:
общее количество открытых акционерных обществ химико-лесного комплекса (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности: 51, с учетом строительного комплекса - 187;
количество ОАО химиколесного комплекса, акции (часть акций) которых закреплены в федеральной собственности:^, с учетом строительного комплекса
- 64;
количество ОАО химиколесного комплекса, в отношении которых введено специальное право («золотая акция»): 60, с учетом строительного комплекса -62.
3.2 Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения химико-лесного комплекса:
количество федеральных государственных унитарных предприятий с разбивкой по отраслям:
3.3. Информация о ходе реорганизации государственных унитарных предприятий:
с целью приватизации в Правительство РФ направлены предложения по 35 ФГУП, в том числе:
в 2001 году 9 ФГУП, из них:
1 ФГУП строительного комплекса, с целью приватизации в проект Программы приватизации на 2002 год включено 26 ФГУП, в том числе:
2 ФГУП лесопромышленного комплекса;
2 ФГУП химической промышленности;
- 4 ФГУП строительного комплекса;
Наименование показателя
фактическое значение на дату отчета
Количество ФГУП, находящихся в ведении структурного подразделения Минимущества России, в том числе по отраслям (подотраслям) экономики, вт.ч.:
1. Дорожное хозяйство
2. Лесная промышленность
3.Строительный комплекс
4. Химическая промышленность
680
387
52
181
60
3.4. Информация о планируемых поступлениях в федеральный бюджет от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Департаменту в 2002 году: 300 млн. руб.
Справочно: дивиденды
1998 год - 8,8 млн. рублей;
1999 год - 186 млн. рублей;
2000 год - 300 млн. рублей (план).
4. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения эффективности управления имуществом.
Законодательство о банкротстве, об акционерных обществах, о приватизации. Формирование основных положений поведенческой стратегии и тактики при реализации интересов государства в акционерных обществах (согласованная политика с другими акционерами, солидарное голосование, антагонистическое голосование) и во ФГУ-
Пах ( балансовые комиссии, аттестации, определение размеров чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет). Политика для АО и ФГУПов в сфере законодательства о банкротстве.
5. Задачи по повышению эффективности управления имуществом на 2002 год: обеспечение планового задания по поступлениям в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества;
оптимизация структуры государственной собственности;
установление максимальных (оптимальных) цен на подлежащие реализации акции подведомственных акционерных обществ;
приватизация предприятий в целях привлечения инвестиций, развития производства, расширения рабочих мест.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ
Э.В. АНЧИКОВ, аспирант кафедры экономики организации лесного хозяйства и лесной промышленности МГУЛа
Одним из наиболее значимых факторов развития экономики любого государства являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующих производственных мощностей с целью получения прибыли.
Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов,
включая затраты на их ремонт. Инвестиции -более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные с правом получения доходов от собственности.
Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, в то же время один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы занимают в отношении России выжидательную пози-