Научная статья на тему 'Повышение роли государства как эффективного собственника имущества химико-лесного комплекса России'

Повышение роли государства как эффективного собственника имущества химико-лесного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриевский В. А.

Рассматриваются основные тенденции повышения эффективности использования государственного имущества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE ROLE OF THE STATE AS AN EFFICIENT OWNER OF THE WOOD CHEMICAL INDUSTRY IN RUSSIA

The main tendencies of improving the efficiency of state property use are being discussed in this paper.

Текст научной работы на тему «Повышение роли государства как эффективного собственника имущества химико-лесного комплекса России»

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ХИМИКО-ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В.А. АНДРИЕВСКИЙ, ст.п.с. МГУЛа, к.э.н.

Эффективность использования имущественного комплекса является одним из основных критериев выживания любой экономической формации. В значительной мере экономическое поражение жесткой плановой системы хозяйствования в соревновании с рыночной системой было обусловлено низкой эффективностью использования имущества.

В этой связи одним из основных факторов повышения эффективности использования имущества, и соответственно роста благосостояния страны в целом и её граждан в частности, при переходе к рыночной системе хозяйствования должна была стать приватизация имущества. Эффективность использования приватизированного имущества новыми собственниками - это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Еще более важным, с позиции интересов государства представляется вопрос повышения эффективности использования имущества остающегося в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальной собственности.

В настоящее время имеют место следующие основные тенденции повышения эффективности использования государственного имущества:

1. Приватизация (как способ распоряжения государственным имуществом).

1.1 .Основными целями и задачами приватизации государственного имущества в 2001 году являлись:

обеспечение планового задания по поступлениям в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества;

оптимизация структуры государственной собственности;

установление максимальных (оптимальных) цен на подлежащие реализации акции подведомственных акционерных обществ.

1.2. Фактические показатели приватизации в 2001 году:

- по итогам 2001 года реализованы пакеты акций 24 АО Химико-лесного комплекса, подведомственных специализированному Департаменту МИО;

по итогам аукционов по продаже акций предприятий ХЛК, подведомственных Департаменту, поступило более 1,86 млрд. руб.

1.3. Новое в процедуре приватизации в 2001 году:

направление представителя Минимущества России для работы в межведомственной Комиссии Российского фонда федерального имущества по оценке акций с правом совещательного голоса, что в ряде случаев позволило устанавливать стартовые цены продажи акций, существенно превышающие предложенные независимым оценщиком или РФФИ.

1.4. Наиболее значимые сделки приватизации химико-лесного комплекса в 2001 году:

Реализация: состоялась реализация 21,38 % акций ОАО «Невинномысский Азот» за $ 25 350 тыс.;

планируется реализация 41,01 % акций ОАО «Череповецкий Азот», причем благодаря представителю Минимущества России в комиссии по оценке стартовая цена поднялась в два раза.

Объяснение причин не состоявшихся

сделок.

Не состоялись аукционы по реализации акций ряда леспромхозов в связи с отсутствием заявок, в том числе:

0,002 % акций ОАО «Шоношский леспромхоз»;

9 % акций ОАО «Ерогодский леспромхоз»;

19,37 % акций ОАО «ЛХК «Вель-

склес».

Основными причинами несостояв-шихся сделок являются следующие:

малый размер пакета (менее блокирующего);

низкая инвестиционная привлекательность лесного комплекса, в первую очередь, предприятий первичной переработки древесины.

1.5. Направления дальнейшего осуществления приватизации в химико-лесном комплексе:

- оптимизация структуры государственной собственности с целью реализации пакетов акций (по размеру менее блокирующих) предприятий, не имеющих стратегического значения и не являющихся дивидендообразующими;

увеличение размеров госпакетов в ключевых АО;

приватизация ФГУПов (потенциальных банкротов), а также в целях привлечения инвестиций, ликвидация предприятий, передача субъектам Российской Федерации.

2. Реорганизация юридических лиц, относящихся к федеральной собственности в химико-лесном комплексе.

Количество федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), намеченных для реорганизации, направления реорганизации (преобразование в ОАО, в казенное предприятие, ликвидация, продажа как имущественного комплекса и др.).

Таблица 1

№ п/п Вид реструктуризации ФГУП Наименование отрасли (подотрасли) Количество ФГУП по реестру Количество ФГУП, по которым представлена информация о виде реструктуризации Откло- нение (гр.6- гр.5)

Реорганизация, в том числе:

- преобразование в ОАО X X X

1. Легкая промышленность 3

2. Лесная промышленность 34

3. Химическая промышлен-

ность 10

1 4. Дорожное хозяйство 18

- реорганизация путем при-

соединения

1. Легкая промышленность 2

2. Лесная промышленность 9

- реорганизации путем слияния

1. Строительный комплекс 25

ИТОГО: X 101 X

Ликвидация

1. Легкая промышленность X 1 X

2 2. Лесная промышленность 1

3. Химическая промышлен-

ность 1

4. Дорожное хозяйство 11

ИТОГО: X 14 X

Продолжение таблицы 1

№ п/п Вид реструктуризации ФГУП Наименование отрасли (подотрасли) Количество ФГУП по реестру Количество ФГУП, по которым представлена информация о виде реструктуризации Откло- нение (гр.6- гр.5)

3 Сохранение в форме ФГУП 1. Легкая промышленность 2. Лесная промышленность 3. Химическая промышленность 4. Дорожное хозяйство X 6 8 15 207 X

ИТОГО: X 236 X

4 Продажа как имущественного комплекса 1. Лесной комплекс 2. Химический комплекс X 1 1 X

ИТОГО: X 2 X

5 Создать на базе имущества федеральные казенные предприятия Предложение отсутств. X 0 X

ИТОГО: X 0 X

6 Передать в государственную собственность субъектов Российской Федерации 1. Дорожное хозяйство 2. Строительный комплекс 151*) 86

ИТОГО: 237

ВСЕГО: 600

* Из них часть ФГУПов Минтранс России предлагает приватизировать в случае отказа субъектов РФ, осуществить их прием на возмездной основе.

3. Постоянное проведение работ по мониторингу состава объектов государственного сектора экономики.

3.1 Открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности:

общее количество открытых акционерных обществ химико-лесного комплекса (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности: 51, с учетом строительного комплекса - 187;

количество ОАО химиколесного комплекса, акции (часть акций) которых закреплены в федеральной собственности:^, с учетом строительного комплекса

- 64;

количество ОАО химиколесного комплекса, в отношении которых введено специальное право («золотая акция»): 60, с учетом строительного комплекса -62.

3.2 Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения химико-лесного комплекса:

количество федеральных государственных унитарных предприятий с разбивкой по отраслям:

3.3. Информация о ходе реорганизации государственных унитарных предприятий:

с целью приватизации в Правительство РФ направлены предложения по 35 ФГУП, в том числе:

в 2001 году 9 ФГУП, из них:

1 ФГУП строительного комплекса, с целью приватизации в проект Программы приватизации на 2002 год включено 26 ФГУП, в том числе:

2 ФГУП лесопромышленного комплекса;

2 ФГУП химической промышленности;

- 4 ФГУП строительного комплекса;

Наименование показателя

фактическое значение на дату отчета

Количество ФГУП, находящихся в ведении структурного подразделения Минимущества России, в том числе по отраслям (подотраслям) экономики, вт.ч.:

1. Дорожное хозяйство

2. Лесная промышленность

3.Строительный комплекс

4. Химическая промышленность

680

387

52

181

60

3.4. Информация о планируемых поступлениях в федеральный бюджет от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Департаменту в 2002 году: 300 млн. руб.

Справочно: дивиденды

1998 год - 8,8 млн. рублей;

1999 год - 186 млн. рублей;

2000 год - 300 млн. рублей (план).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения эффективности управления имуществом.

Законодательство о банкротстве, об акционерных обществах, о приватизации. Формирование основных положений поведенческой стратегии и тактики при реализации интересов государства в акционерных обществах (согласованная политика с другими акционерами, солидарное голосование, антагонистическое голосование) и во ФГУ-

Пах ( балансовые комиссии, аттестации, определение размеров чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет). Политика для АО и ФГУПов в сфере законодательства о банкротстве.

5. Задачи по повышению эффективности управления имуществом на 2002 год: обеспечение планового задания по поступлениям в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества;

оптимизация структуры государственной собственности;

установление максимальных (оптимальных) цен на подлежащие реализации акции подведомственных акционерных обществ;

приватизация предприятий в целях привлечения инвестиций, развития производства, расширения рабочих мест.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ

Э.В. АНЧИКОВ, аспирант кафедры экономики организации лесного хозяйства и лесной промышленности МГУЛа

Одним из наиболее значимых факторов развития экономики любого государства являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующих производственных мощностей с целью получения прибыли.

Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов,

включая затраты на их ремонт. Инвестиции -более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные с правом получения доходов от собственности.

Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, в то же время один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы занимают в отношении России выжидательную пози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.