Наименование показателя
фактическое значение на дату отчета
Количество ФГУП, находящихся в ведении структурного подразделения Минимущества России, в том числе по отраслям (подотраслям) экономики, вт.ч.:
1. Дорожное хозяйство
2. Лесная промышленность
3.Строительный комплекс
4. Химическая промышленность
680
387
52
181
60
3.4. Информация о планируемых поступлениях в федеральный бюджет от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Департаменту в 2002 году: 300 млн. руб.
Справочно: дивиденды
1998 год - 8,8 млн. рублей;
1999 год - 186 млн. рублей;
2000 год - 300 млн. рублей (план).
4. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения эффективности управления имуществом.
Законодательство о банкротстве, об акционерных обществах, о приватизации. Формирование основных положений поведенческой стратегии и тактики при реализации интересов государства в акционерных обществах (согласованная политика с другими акционерами, солидарное голосование, антагонистическое голосование) и во ФГУ-
Пах ( балансовые комиссии, аттестации, определение размеров чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет). Политика для АО и ФГУПов в сфере законодательства о банкротстве.
5. Задачи по повышению эффективности управления имуществом на 2002 год: обеспечение планового задания по поступлениям в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества;
оптимизация структуры государственной собственности;
установление максимальных (оптимальных) цен на подлежащие реализации акции подведомственных акционерных обществ;
приватизация предприятий в целях привлечения инвестиций, развития производства, расширения рабочих мест.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ
Э.В. АНЧИКОВ, аспирант кафедры экономики организации лесного хозяйства и лесной промышленности МГУЛа
Одним из наиболее значимых факторов развития экономики любого государства являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующих производственных мощностей с целью получения прибыли.
Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов,
включая затраты на их ремонт. Инвестиции -более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные с правом получения доходов от собственности.
Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, в то же время один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы занимают в отношении России выжидательную пози-
цию, которая обусловлена неблагоприятным инвестиционным климатом и невысоким рейтингом страны, ее высоким уровнем инвестиционных рисков.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, свойственных той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы, как природные ресурсы России, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий науч-но-технический потенциал не всегда привлекают инвесторов. Сейчас же важно сказать о том, что современное состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктур, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь данных проблем усугубляет их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется несогласованностью между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью, разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее противоречивость, чем радушие. Официальная политика предписы-
вает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невообразимые трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики, вероятно, опасаются прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику. Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является немаловажным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- снижение темпов инфляции;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с целью компенсировать им убытки
от замедленного оборота капитана по сравнению с другими направлениями их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационных центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ».
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое сообщество и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов на покупку необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются хаотично и только умножают государственные долги. Приток иностранных и национальных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей -выхода из современного экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения уровня жизни россиян. При этом следует отметить, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают. Россия заинтересована в восстанов-
лении, и обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники, экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные, потому что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны.
Главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы
при повышении эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России, понимая всю важность правильной инвестиционной политики, с недавнего времени начало оказывать ей огромное внимание и что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:
- с неготовностью предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
- с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в нереформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищенность прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за низкого уровня управления), так и невозможности адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
В целях изменения инвестиционной политики России правительство осуществляет:
- создание условий для рыночной оценки активов;
- внесение изменений в амортизационную политику, направленных на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики;
- проведение последовательной децентрализации инвестиционного процесса путем развития разнообразных форм собст-
венности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- проведение государственной поддержки предприятий за счет централизованных инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.
Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.
В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток инвестиций должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвестиций по-прежнему остаются:
- топливная (добыча и переработка нефти и угля);
- отрасли пищевой промышленности;
- рыболовство;
- производство табачных изделий;
- отрасли связи;
- торговля.
Таким образом, иностранный капитал вкладывается в эксплуатацию самых эффективных природных ресурсов, а также в отрасли с быстрым оборотом капитала и относительно емким и стабильным рынком.
Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы и к лесной отрасли. Лесоматериалы — традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.
Иностранные инвестиции идут в регионы с высоким уровнем развития. Следует отметить, что доминирование Москвы как лидера - это отчасти статистический факт, так как здесь зарегистрированы головные компании, а сами инвестиции вкладываются в конкретные предприятия по всей России.
В проводимой российским правительством политике привлечения иностранного капитала упор делается на прямые инвестиции, а не на краткосрочные спекулятивные вложения, дестабилизирующие финансово-экономическую систему государства. Под прямыми иностранными инвестициями в данном случае понимается приобретение иностранным инвестором акций предприятий или доли уставного капитала с правом на участие в управлении коммерческой организацией и контролем над ее предпринимательской деятельностью, а также непосредственное участие в создании, реконструкции, расширении и других формах развития предприятия.
Однако, здесь не все так просто. Длительная задержка с принятием основополагающих федеральных законов по инвестиционной сфере по-прежнему негативно влияет
на доверие к России со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов. Зарубежные инвесторы сталкиваются в Российской Федерации с множеством препятствий, связанных, прежде всего, с характером российской правовой системы и реализацией российского права в административной системе. Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. Правовая система России ни в каком отношении не обеспечивает такой защищенности.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда. Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в Россию.
Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения экономического и технического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода.
Специфические условия нашей страны делают этот процесс не имеющим аналогов в мире. Проблемная специфика России выражается прежде всего в:
1) обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;
2) наличии устаревшего производственного аппарата;
4) слабом развитии сельского хозяйства.
Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на рыночной основе, модернизации экономики, усиления ее
социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно привлечь 200 - 300 млрд. долл. Конечно, наивно полагать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш инвестиционный голод в полной мере. Однако в определенной степени, в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это осуществить возможно.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Э.В. АНЧИКОВ, аспирант кафедры экономики организации лесного хозяйства и лесной промышленности МГУЛа,
Н.С. ГОРШЕНИНА, доцент, к.э.н.,
П.Е. КРАВЧЕНКО, аспирант кафедры экономики организации лесного хозяйства и лесной промышленности МГУЛа
Макроэкономическая ситуация в 2000-
2001 годах определялась тенденциями к расширению производства во всех отраслях экономики и промышленности. По оценкам экспертов международного рейтингового агентства Fitch, Россия является одной из наиболее успешно развивающихся стран по макроэкономическим показателям. В июле 2001 г. международное рейтинговое агентство FITCH повысило прогноз кредитного рейтинга России со стабильного до позитивного («В»). В декабре 2001 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor's также повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации в местной и иностранной валюте с «В» до «В+».
Отличительной особенностью 2001 года являлся опережающий рост инвестиций по сравнению с динамикой ВВП и выпуском продукции базовых отраслей экономики. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 2001 г. повысилась до 17,7% против 16,8% в 2000 г. Развитию этой тенденции благоприятствовало расширение внутреннего спроса за счет увеличения собственных и
привлеченных средств на инвестиционные цели; замедление темпов роста цен производителей в промышленности и строительстве. Устойчивая положительная динамика производства и рост внутреннего и внешнего спроса изменили ситуацию в инвестиционном секторе. С ростом рентабельности бизнес стал активнее вкладывать средства в реализацию инвестиционных проектов. Характер инвестиционной деятельности является одним из наиболее ярких свидетельств противоречивости итогов 2000 - 2001 гг.
При оценке состояния и перспектив развития российской экономики следует учитывать, что всплеск инвестиционной активности в значительной степени объясняется конъюнктурными факторами. С изменением экономической конъюнктуры и с резким падением спроса на дорогостоящую импортную продукцию, отечественные производители успешно занимают ниши, предлагая на внутреннем рынке конкурентоспособные по цене и качеству продукцию.
Несмотря на положительную динамику роста инвестиций, при сложившейся технологической, воспроизводственной и