- периодического пребывания (не учитываются требования ГОСТ 12.1.005-88. Дешевле, но долго работать нельзя).
В заключение заметим, что предложенные вариант трактовки понятия АРМа и классификации его разновидностей позволит найти общий язык разработчикам средств автоматизации (которые в своей работе вынуждены руководствоваться государственными стандартами) и специалистам-пользователям МВД, что в конечном счете будет способствовать и сокращению сроков проектирования изделий, и повышению их качества. Изложенный материал апробирован в рамках учебного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России и ВМИРЭ им А.С. Попова [15 и 16].
Список литературы
1. Использование возможностей ЕИТКС ОВД в деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России : учебное пособие / под ред. И.А. Попова. - М.: Проспект, 2011. - 112 с.
2. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб-ник для бакалавров / Урал. гос. юрид. акад.; ред. П.У. Кузнецов. - М.: Юрайт. 2012. - 422 с.
3. Информационные технологии в юридической деятельности : учебное пособие для вузов / В.А. Литвинов. - СПб., М.; Харьков: Питер, 2013. - 320 с.
4. Баранов, П. Б. Об итогах реализации мероприятий Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» и приоритетных направлениях внедрения информационных технологий в деятельность МВД России. Информационные технологии, связь и защита информации МВД России - 2011. - С. 21-25. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/1-6.pdf.
5. Черников, Б. В. Информационные технологии управления : учебник для студентов высших учебных заведений / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум; Инфра-М, 2014. - 367 с. ил.
6. Исаев, Г. Н. Информационные технологии: учебное пособие / 2-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2013.
7. Сибирский, В. К. Информационно-телекоммуникационные технологии в деятельности правоохранительных органов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-college.ru.
8. Информатика и математика для юристов : учебник для вузов / ред. С.Я. Казанцев, ред. Н.М. Дубинина; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 558 с.
9. Электронный учебный курс «Информационные системы» // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr.
УДК 378.1
А.Б. Татарских*, В.В. Балахонский**
Повышение профессиональной культуры в процессе воспитательной работы с личным составом подразделений ГИБДД
В статье исследуются возможности повышения профессиональной культуры сотрудников ГИБДД в процессе воспитательной работы с личным составом. Проводится исследование эффективности воспитательной работы с личным составом подразделений ГИБДД, вырабатываются рекомендации по её совершенствованию.
Ключевые слова: сотрудники ГИБДД, воспитательная работа, профессиональная культура, образование.
A.B. Tatarskih*, V.V. Balakhonsky**. Increase in the professional culture of the colleagues of the traffic police officers in the process of educational work. In the article the possibilities of increasing the professional culture of the colleagues of the traffic police officers in the process of educational work with the personnel are investigated. A study of effectiveness in educational work with the traffic police officers is conducted, recommendations regarding its improvement are manufactured.
Keywords: traffic police officers, educational work, professional culture, education.
* Татарских, Анатолий Борисович, соискатель кафедры педагогики и общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, заместитель начальника МРЭО-14 Управления ГИБДД ГУ МВД России по СПб и ЛО. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: naftus@eandex.ru.
** Балахонский, Виталий Витальевич, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.
* Tatarskih, Anatoly Borisovich, seeker of pedagogy and general psychology, St. Petersburg University MIA of Russia, deputy chief IRED-14 Traffic Police Department of the Main Department of Internal Affairs for St. Petersburg and Leningrad region. Address: Russia, 198206, St. Peterburg, Pilot Pilytov str., 1. E-mail: naftus@eandex.ru.
** Balakhonsky, Vitaliy Vitalevich, professor of the department of philosophy and sociology of the St. Petersburg University MIA of Russia, doctor of the philosophical sciences, professor, deserved worker of higher school RF. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.
© Татарских А.Б., Балахонский В.В., 2015
Для выяснения качественного состояния и результативности деятельности по повышению профессиональной культуры в процессе воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции мы используем сравнительные данные исследований, проведенных нами в действующих подразделениях Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в подразделениях ГИБДД Республики Крым, куда один из авторов статьи был командирован в 2014 г. для оказания практической помощи по организации работы структур Госавтоин-спекции.
В качестве обобщенных критериев сравнения качественного состояния профессиональной культуры, формируемого в процессе воспитательной работы с личным составом в подразделениях ГИБДД, мы берём эффективность профессиональной деятельности и степень детерминации принимаемых решений нравственными нормами.
В соответствии с этими критериями были разработаны и получили своё применение следующие основания проводимого сравнительного исследования профессиональной культуры, формируемой в процессе воспитательной работы с личным составом в подразделениях Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в подразделениях ГИБДД Республики Крым: 1) целенаправленность, преемственность и успешность воспитательной работы с личным составом; 2) уровень использования передовых технологий воспитания; 3) степень координации воспитательной работы и взаимодействие субъектов воспитательного процесса; 4) степень индивидуализации воспитательной работы; 5) сформированность и эффективность профессиональной этики сотрудников подразделений ГИББД; 6) подготовка должностных лиц к проведению воспитательной работы в своих подразделениях.
Главными целями проводимого сравнительного анализа являются:
1) изучение изменений, происходящих в воспитательной работе с личным составом подразделений Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области и подразделений ГИБДД Республики Крым; 2) определение реально существующего качественного состояния воспитательной работы; 3) выявление положительного опыта организации воспитательной работы в подразделениях ГИБДД.
Для оценки эффективности перечисленных оснований сравнительного исследования применяется пятибалльная шкала, в которой 1 - самый низкий уровень оценки, а 5 - её самый высокий уровень.
Общая численность участников исследования - 127 офицеров подразделений Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области и 56 офицеров полиции Республики Крым. В качестве экспертов выступали 24 офицера полиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области, командированные в Республику Крым для оказания консультативной и организационной помощи в сфере работы ГИБДД.
Проводимое исследование включало в себя два последовательно реализуемых этапа, каждый из которых был ориентирован на решение взаимодополняющих познавательных задач:
- на первом этапе решалась задача сравнительного анализа воспитательной работе с личным составом подразделений Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области и подразделений ГИБДД Республики Крым;
- на втором этапе проводилась экспериментальная проверка эффективности модели проведения воспитательной работы в подразделениях ГИББД Российской Федерации.
На первом этапе исследования, проведенное нами сравнительное изучение профессиональной культуры, формируемой в процессе воспитательной работы с личным составом в подразделениях Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в подразделениях ГИБДД Республики Крым, дало результаты, которые можно представить в виде обобщенной табл. 1.
Сопоставление полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Уровень самооценки результативности проводимой воспитательной работы носит завышенный характер у всех респондентов, вне зависимости от региона, при этом он вполне сопоставим по своим количественным показателям. Это свидетельствует о недостаточно адекватной самооценке влияния воспитательной работы с личным составом в подразделениях Госавтоинспекции на уровень сформированности собственной профессиональной культуры.
2. Воспитательная работа, проводимая с личным составом подразделений ГИБДД в Республике Крым, кореллируется с уровнем аналогичной работы, проводимой в подразделениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области по двум параметрам сравнения: 1) по степени индивидуализации воспитательной работы; 2) по сформированности и эффективности профессиональной этики сотрудников подразделений ГИБДД. При этом, если второй параметр позволяет констатировать одинаково высокий уровень сформированности профессиональной этики сотрудников, то первый параметр сравнения свидетельствует о среднем уровне индивидуализации воспитательной работы в практических подразделениях, что актуализирует значение этого важного направления совершенствования воспитательной работы.
3. Наиболее низкая экспертная оценка дана степени координации воспитательной работы и взаимодействию субъектов воспитательного процесса в структурных подразделениях Республики Крым. Аналогичная работа в подразделениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области оценена как удовлетворительная, что также указывает на необходимость и возможность активизации работы по её улучшению. В этой связи представляется целесообразным особое внимание обратить на качественное улучшение организации воспитательных контактов руководителей и их подчинённых, активизацию воспитательных аспектов в служебной деятельности.
№ п/п Основания (показатели) сравнения ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области ГИБДД Республики Крым
самооценка экспертная оценка самооценка экспертная оценка
1 целенаправленность, преемственность и успешность воспитательной работы с личным составом 5 4 5 3
2 уровень использования передовых технологий воспитания 4 3 4 2
3 степень координации воспитательной работы и взаимодействие субъектов воспитательного процесса 4 3 4 1
4 степень индивидуализации воспитательной работы 4 3 4 3
5 сформированность и эффективность профессиональной этики сотрудников подразделений ГИББД 5 4 5 4
6 подготовка должностных лиц к проведению воспитательной работы в своих подразделениях 4 3 4 2
Таблица 1
уровень использования передовых технологий воспитания
степень координации воспитательной работы и взаимодействие субъектов воспитательного процесса_
степень индивидуализации воспитательной работы_
сформированность и эффективность профессиональной этики
сотрудников подразделений ГИББД
подготовка должностных лиц к проведению воспитательной работы в своих подразделениях_
ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области
самооценка
экспертная оценка
ГИБДД Республики Крым
самооценка
экспертная оценка
4. Для большинства структурных подразделений сравниваемых регионов характерен невысокий уровень использования передовых технологий воспитания личного состава. Задачи, решаемые сотрудниками правоохранительных органов на современном этапе, настоятельно требуют изменения подобной ситуации. Повышение профессиональной культуры в процессе воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции невозможно без применения и широкого использования передовых воспитательных технологий.
5. Аналогичным образом обстоит дело и с подготовкой должностных лиц к проведению воспитательной работы в своих подразделениях. Экспертная оценка данного основания воспитательной деятельности свидетельствует о необходимости усиления профессиональной компетенции должностных лиц подразделений ГИБДД в сфере методической готовности к организации воспитательной работы и широкому внедрению в воспитательный процесс передовых педагогических технологий.
Сформулированные выводы результатов сравнительного изучения профессиональной культуры, формируемой в процессе воспитательной работы с личным составом в подразделениях Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в подразделениях ГИБДД Республики Крым, позволяют выявить наиболее проблемные аспекты организации данного вида деятельности, требующие особого внимания и целенаправленных организационных усилий.
В качестве пояснения к четвертому и пятому пунктам следует указать, что в педагогической литературе представлены многообразные подходы к применению в процессе воспитания педагогических технологий [4; 8; 9; 10; 13; 14, с. 185-190; 16; 17], их выбор зависит от специфики субъектов воспитательного процесса, конкретных задач, решаемых в процессе профессиональной деятельности сотрудниками ГИБДД, особенностей субъектов индивидуализированных воспитательных действий. Подобная ситуация не позволяет смоделировать единый алгоритм воспитательной технологии, применимый к любым жизненным и служебным обстоятельствам [15, с. 161-167]. Очевидно, что подобный алгоритм должен допускать опре-делённую вариативность, детерминированную спецификой времени, места и конкретики задач, решаемых в ходе профессиональной деятельности. Поэтому в данной статье целесообразно ограничиться лишь отдельными примерами эффективного применения воспитательных технологий в подразделениях ГИБДД.
По нашему мнению, в повышении профессиональной культуры в процессе воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции большой эффективностью обладает технология делового взаимодействия, направленная на развитие профессиональных и нравственных качеств специалистов как субъектов совместной деятельности.
Данная воспитательная технология базируется на следующих основополагающих принципах: 1) единстве теории и практики; 2) учёте конкретной специфики делового взаимодействия субъектов данного вида профессиональной деятельности; 3) активном характере взаимодействия субъектов воспитательного процесса; 4) целенаправленной обоснованности постановки целей и задач воспитания; 5) групповой оценке позитивных и негативных форм и результатов профессиональных действий.
Поскольку профессиональная деятельность сотрудников ГИБДД предполагает соответствующую цикличность, т.е. регулярную повторяемость выполняемых действий, особую методологическую значимость в рассматриваемой воспитательной технологии приобретает концепция функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным [1].
Обобщенный смысл этой концепции применительно к задачам нашего исследования может быть выражен в том, что деятельность человека представляет собой взаимосвязь замкнутых циклов, состоящих из следующих актов:
1) осмысление ситуации, в которой реализуется деятельность;
2) телеологическое оформление профессиональных задач, реализуемых в данной ситуации;
3) формирование программы достижения поставленных целей и мысленное моделирование промежуточных и конечного результатов;
4) практическая реализация намеченных действий;
5) сравнение реально достигнутых и планируемых результатов;
6) коррекция программы действий в случае несовпадения планируемых и реально достигнутых результатов.
В соответствии с данной концепцией представляется возможным дифференцировать воспитательный процесс работы с личным составом в подразделениях Госавтоинспекции на следующие этапы: 1) ситуационно-аналитический; 2) телеологически-ориентационный; 3) процессуально-моделирующий; 4) практически-деятельностный; 5) сравнительно-оценочный; 6) корректирующий.
В процессе реализации технологии делового взаимодействия в воспитательной работе с личным составом подразделений ГИБДД происходит многократное функциональное повторение циклов соответствующих взаимокоординированных профессиональных действий, позволяющих повышать профессиональную культуру субъектов правоохранительной деятельности.
Воспитательная технология делового взаимодействия на различных этапах реализации может использовать многообразные воспитательные методы, такие, например, как профессионально-коммуникативные тренинги; деловые игры, моделирующие конкретные ситуации, связанные с выполнением профессиональных обязанностей; коллективное моделирование процесса осуществления профессиональной деятельности с последующим анализом ошибок и достижений; метод профессионального прогнозирования; применение приёмов, стимулирующих проявление в совместной деятельности духовно-нравственных личностных качеств (взаимопомощи, психологической поддержки в сложных и неоднозначных ситуациях, нетерпимости к нарушениям служебного долга); метод сочетания индивидуальной, групповой и административной оценки хода реализации профессиональной деятельности и т.д.
Практическая реализация воспитательной технологии делового взаимодействия в работе с личным составом подразделений ГИБДД предполагает процесс постоянного усложнения функционального содержания воспитательной деятельности в течение всего срока службы сотрудников полиции и в соответствии с возрастанием сложности задач, решаемых правоохранительными органами.
Данная особенность отражает реализацию в воспитательном процессе отмеченного П.Е. Решетниковым [11, с. 159-163] кумулятивного принципа, в соответствии с которым новые формы делового взаимодействия базируются на усвоенных ранее функциональных умениях и навыках.
Проведение сравнительного анализа воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинград-ской области и подразделений ГИБДД Республики Крым, что составляло первый этап нашего исследования, позволяет нам перейти ко второму этапу -проведению экспериментальной проверки эффективности модели проведения воспитательной работы в подразделениях ГИББД Российской Федерации.
Особенностью данного эксперимента является его проведение в условиях осуществления реальной профессиональной деятельности подразделений ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эксперимент проводился в течение 40 дней 2014 г.
Для проведения эксперимента было сформировано 5 экспериментальных групп, организованных на базе структурных подразделений районных отделов ГИБДД Республики Крым, объединяющих 46 офицеров полиции, и 5 контрольных групп, объединяющих 58 сотрудников ГИБДД подразделений Санкт-Петербурга, представляющих все районы города. Данная количественная выборка достаточно точно отражает наиболее существенные характеристики генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования, что позволяет считать её репрезентативной.
Целью проведения эксперимента является эмпирическая проверка эффективности технологии делового взаимодействия, направленной на развитие профессиональных и нравственных качеств специалистов как субъектов совместной деятельности.
Суть данного эксперимента состояла в систематическим проведении в экспериментальных группах в ходе осуществления воспитательной работы профессионально-коммуникативных тренингов, моделирующих конкретные ситуации, связанные с выполнением профессиональных обязанностей; коллективного моделирования процесса осуществления профессиональной деятельности с последующим анализом ошибок и достижений, а также индивидуальной, групповой и административной оценки хода реализации профессиональной деятельности.
Важную часть эксперимента составили предложения по внедрению в Республике Крым опыта организации воспитательной работы в подразделениях ГИБДД Российской Федерации, что позволяло сконцентрировать основные усилия воспитательной работы на:
- преемственности в постановке целей и решении задач воспитательной работы;
- внедрении в воспитательный процесс передовых педагогических технологий;
- оптимизации в применении средств воспитания;
- повышении степени координации воспитательной работы на различных уровнях организационной структуры подразделений Госавтоинспекции;
- индивидуализации воспитательной деятельности;
- формировании у субъектов воспитательного процесса стремления к самовоспитанию и повышению уровня собственной профессиональной культуры.
В ходе эксперимента эффективность предпринимаемых экспериментальных воздействий определялась путём проведения исходных, промежуточных и итоговых оценок в экспериментальных и контрольных группах.
В начале эксперимента было установлено, что воспитательная работа в подразделениях Госавтоинспекции Республики Крым проводилась на более низком качественном уровне по сравнению с аналогичной работой в подразделениях ГИБДД Санкт-Петербурга. Особо проблемными были такие параметры воспитательной работы, как 1) уровень использования передовых технологий воспитания;
2) степень координации воспитательной работы и взаимодействие субЪектов воспитательного процесса;
3) подготовка должностных лиц к проведению воспитательной работы в своих подразделениях.
Проведение экспериментальной работы по внедрению технологии делового взаимодействия, направленной на развитие профессиональных и нравственных качеств специалистов как субъектов совместной деятельности, было тесно связано с решением следующих практических задач:
1) развитие методической поддержки воспитательного процесса в подразделениях ГИБДД;
2) разработка эффективной системы поощрения и наказания;
3) развитие и индивидуализация психологического аспекта проводимой воспитательной работы;
4) активизация воспитательного воздействия мероприятий, направленных на повышение профессиональной культуры сотрудников подразделений, и обеспечение планомерной систематизации проведения данных мероприятий.
В ходе проведения эксперимента выяснилось, что качественные изменения воспитательной работы в экспериментальных группах были достигнуты в основном за счёт формирования и развития профессионально-педагогических компетенций различных субъектов воспитательной деятель-ности.
Воспитание в ходе проведения экспериментальной работы было организовано как целенаправленный и систематизированный процесс взаимодействия и воздействия всех должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на сознание и волю сотрудников в целях формирования у них высокой профессиональной культуры, соответствующей требованиям, предъявляемым к деятельности полиции в Российской Федерации.
Проводимый эксперимент включал с себя три главных аспекта: организационный, содержательный и методический.
Организационный аспект экспериментальной работы в подразделениях ГИБДД Республики Крым состоял в систематизации планирования и контроля проведения воспитательной работы, в координации воспитательной деятельности всех важнейших субъектов воспитательного процесса.
Содержательный аспект воспитательной работы связан с определением комплекса идей и теорий, а также оценок происходящего (включая собственные действия), на основе которого у сотрудников полиции формируются и развиваются мировоззрение, убеждения, профессиональная культура.
Методический аспект воспитательной работы выступает в виде инструментария (методов, средств, приёмов) реализации содержания воспитания.
Результаты проведённого эксперимента отражены в табл. 2.
Анализ итогов эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Внедрение в воспитательный процесс технологии делового взаимодействия, направленной на развитие профессиональных и нравственных качеств специалистов как субъектов совместной деятельности способствует повышению профессиональной культуры в процессе воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции.
2. Повышение целенаправленности, преемственности и успешности воспитательной работы с личным составом определяется эффективностью организационного аспекта воспитательной работы и в полной мере зависит от педагогической компетентности руководителей как субъектов воспитательного процесса. В ходе эксперимента выяснилось, что две трети руководителей структурных подразделений ГИБДД считают своё личное участие в воспитательной работе важной частью выполнения своих служебных обязанностей. Вместе с тем каждый четвёртый опрошенный не разделяет данную позицию и недооценивает значимость воспитательной работы с сотрудниками. Главными трудностями при проведении воспитательной работы с подчинёнными руководители считают: 1) свою недостаточную методическую подготовленность для проведения этого вида профессиональной деятельности (18 %); 2) отсутствие единых стандартов воспитания в подразделениях ГИБДД РФ (16 %); 3) большой временной разрыв между применением педагогических воспитательных технологий и их результативным влиянием на личностные качества (15 %); 4) сложность фиксации изменений в профессиональной культуре сотрудника как ре-зультате проведённой воспитательной работы (12 %).
3. Использование технологии делового взаимодействия в организации воспитательной работы в подразделениях ГИБДД позволяет повысить уровень целенаправленности, преемственности и успешности воспитательной работы с личным составом и степень координации воспитательной работы и взаимодействия субъектов воспитательного процесса.
4. Технология делового взаимодействия в организации воспитательной работы позволяет повысить методический уровень подготовки должностных лиц к проведению воспитательной работы в своих подразделениях.
Таблица 2
№ п/п Основания (показатели) сравнения Контрольные группы (подразделения ГИБДД Санкт-Петербурга) Экспериментальные группы (подразделения ГИБДД Республики Крым)
Исходная оценка Итоговая оценка
1 целенаправленность, преемственность и успешность воспитательной работы с личным составом 4 3 4
2 уровень использования передовых технологий воспитания 3 2 4
3 степень координации воспитательной работы и взаимодействие субъектов воспитательного процесса 3 1 3
4 степень индивидуализации воспитательной работы 3 3 3
5 сформированность и эффективность профессиональной этики сотрудников подразделений ГИББД 4 4 4
6 подготовка должностных лиц к проведению воспитательной работы в своих подразделениях 3 2 4
5. Степень индивидуализации воспитательной работы в ходе проведения эксперимента осталась на исходном уровне, характеризуемом удовлетворительной оценкой. Подобная оценка минимально достаточна, однако отсутствие повышения результативности данного параметра в ходе проведения эксперимента свидетельствует о необходимости увеличения количества субъектов организации воспитательной работы в подразделениях ГИБДД (включая профессиональных психологов).
Обобщая итоги исследования, изложенного в данной статье, представляется возможным утверждать, что в процессе применения технологии делового взаимодействия в организации воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции были апробированы и показали свою эффективность следующие направления и методы развития профессиональной культуры сотрудников.
Первое направление - это работа с руководящим составом отдела ГИБДД. Основным по степени важности здесь является метод примера [2, с. 32-37]. Если в воспитательной деятельности образовательной организации этот метод можно рассматривать как важный в ряду других, то в процессе служебной работы он является ведущим. Руководители подразделений, командиры отдельной роты дорожно-постовой службы ГИБДД и их заместители ежедневно организуют деятельность своих подчинённых. От их отношения к себе (самооценки, самоуважения), окружающим людям, своему делу в большой мере зависит эффективность работы каждого наряда или подразделения. Сюда же относится деятельность наставников, которые прикрепляются к каждому новичку в службе безопасности дорожного движения. Как правило, опытный и молодой сотрудник от одного до трёх месяцев работают в паре, и формирование культуры деятельности новичка в большой мере определяется уровнем культуры его наставника и руководства. Конкретные приёмы работы с руководящим составом сходны с приёмами работы с личностью каждого сотрудника, но должны быть организованы специально.
Другим направлением развития профессиональной культуры, показавшим свою продуктивность на практике, является формирование самосознания сотрудников ГИБДД. По содержанию здесь выделяется множество ответвлений, таких как расширение масштаба видения себя в пространстве социальных ситуаций, формирование конструктивной позиции решения конфликтных ситуаций, продуктивное использование критических ситуаций, формирование саногенного («здоровьесберегающего»; термин предложен Н.В. Самсоновой [12]) мышления, собственный анализ глубинных причин ошибок и нарушений в выполнении служебных обязанностей. Наряду с методами беседы здесь широко использовалось обсуждение профессиональных затруднений и ошибок с позиций современной практической психологии и работы с персоналом [5; 6; 7], а также некоторые элементы ролевых игр, моделирующих разные способы решения конфликтных ситуаций в работе с гражданами. Особое значение придавалось стимулированию самообразования, расширению общей культуры, осознанию её роли в жизни человека и профилактики профессио-нальных деформаций, в частности.
Третье направление формирования профессиональной культуры заключается в разностороннем использовании современных мультимедийных средств. Это не только специально подобранные презентации при проведении теоретических занятий, но и более широкое использование кино- и фотодокументов для иллюстрации профессиональных, нравственных и «здоровьесберегающих» аспектов ситуаций взаимодействия с гражданами [3, с. 202-208].
Особую роль здесь играют новые технические средства фиксации дорожной обстановки и действий сотрудников Госавтоинспекции, которыми в последние три года оборудуются все машины
дорожно-постовой службы. Эти средства предназначены для контроля и практически ранее не использовались для обучающих целей. Реально же они открывают большие возможности не только для анализа нарушений, ошибок, ненормативных форм поведения участников ситуации. Просмотр записей позволяет обратить внимание на интонацию, с которой разговаривают люди, обсудить признаки проявления позиции в общении, внешнего вида, невербальных средств общения, возможных сценариев поведения и конструктивных выходов из ситуации.
Другой вид возможностей технических средств в формирующих целях - это видеосъёмка фрагментов реальных ситуаций собственной деятельности (например, наставником или напарником) или поведения в процессе ролевой игры, обмена ролями. Современные возможности видеосъёмки, даже на фотоаппарат, дают возможность зафиксировать разнообразные события. Оказалось очень продуктивным увидеть себя со стороны, глазами других участников ситуации.
К этому же направлению можно отнести добровольное участие сотрудников в современных социальных сетях: на тематических форумах, в живом журнале, твиттерах, блогах. Нормативными актами участие сотрудников ГИБДД в работе социальных сетей запрещено. Однако знакомство с материалами этих ресурсов позволяет видеть собственную деятельность более объемно и объективно. Чтение отзывов и анализ оценок граждан - это важный ресурс формирования культуры общения. Задача руководителя занятий заключается в том, чтобы помочь осознать закономерное и случайное в этих материалах, научить продуктивным приёмам взаимодействия с гражданами разного культурного уровня.
Четвертое направление в процессе формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции связано с изменением соотношения методов поощрения и наказания в системе воспитания. Традиционно сложилось, что надлежащее исполнение своих обязанностей, служба без нареканий оцениваются как должное, и внимание руководства направлено на искоренение отклонений от нормативного исполнения обязанностей.
Изменение приоритетов в оценке деятельности давно показало свою эффективность (например, во многих фирмах поощряются сотрудники неболеющие или некурящие, в работе которых нет сбоев, потому что они заботятся о профилактике и т.п.). Традиционно при разводе нарядов ДПС внимание уделяется анализу происшествий за предыдущий день, нарушителям и провинившимся. Увеличение количества даже только устных поощрений на ежедневных инструктажах заметно снизило количество нарушений в выполнении профессиональных обязанностей, поскольку они выполняются на фоне социального уважения, повышенной самооценки, соревновательной мотивации. Позитивная направленность жизнедеятельности - один из показателей общей культуры человека.
Список литературы
1. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980.
2. Балахонский, В. В. Проблема соотношения новаций и традиций в системе образования современной России // Стратегии и модернизации образования в инновационном развитии России : материалы ХХ Международной конференции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства». - СПб., 2013. - С. 32-37.
3. Балахонский, В. В. Раскрытие творческого потенциала личности в системе образования как фактор обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4 (60). - С. 202-208.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
6. Некрасов, А. А. Жизнь без кризисов: кризис открывает ваши возможности. - М.: АСТ, 2009.
7. Некрасов, А. А. Предприниматель жизни. - М.: АСТ, 2010.
8. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
9. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
10. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии : учебно-методическое пособие. - М.: Гном и Д, 2007.
11. Решетников, П. Е. Культура полисубъектного взаимодействия // Проблемы и перспективы развития социальной работы в системе потребительской кооперации. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - С. 159-163.
12. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования : монография. - М., 2002.
13. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 2007.
14. Татарских, А. Б.; Балахонский, В. В. Педагогическая технология деловой игры в развитии профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе служебной подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С. 185-190.
15. Татарских, А. Б., Балахонский, В. В. Формирование профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего профессионального образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 161-167.
16. Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
17. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М., 1986.