Научная статья на тему 'Об основах дифференцированного подхода к формированию профессиональной культуры сотрудников ГИБДД'

Об основах дифференцированного подхода к формированию профессиональной культуры сотрудников ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ГИБДД / ДИАГНОСТИКА / ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ / НОРМЫ МОРАЛИ И ПРАВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / TRAFFIC POLICE / DIAGNOSIS / RELATED TO THE PROFESSION / ETHICS AND LAW IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY / THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарских Анатолий Борисович

В статье рассматриваются результаты изучения суждений сотрудников ГИБДД о профессии, коллегах, морально-правовых аспектах профессиональной деятельности, а также их понимании профессиональной культуры. Представлены различия в суждениях и отношениях руководителей подразделений, инспекторов дорожно-постовой службы и курсантов вузов МВД, которые могут служить основой дифференцированного подхода к формированию профессиональной культуры сотрудников в процессе учебной и служебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of a differentiated approach to the formation of the professional culture of traffic police officers

In the article the results of a study of traffic police officers judgments about the profession, colleagues, moral and legal aspects of the profession, as well as their understanding of professional culture. The differences in judgments and attitudes of department heads, supervisors, road-duty service and university students the Interior Ministry, which can be the basis of differentiated approach to the formation of the professional culture of employees in educational and professional activities

Текст научной работы на тему «Об основах дифференцированного подхода к формированию профессиональной культуры сотрудников ГИБДД»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

2. Обращение к богатейшему культурно-педагогическому наследию Екатерины II способствует разрешению злободневных проблем системы образования, выходу школы из кризиса, т.к. в основе ее идей лежит модель коадаптивного обучения. Адаптивное же обучение отвергается, поскольку не может быть оздоравливающим для субъектов образования, ибо имеет в виду приспособление ученика к школе.

3. Анализ и переработка основных положений педагогических идей Екатерины II являются одним из элементов гуманизации и демократизации системы образования, ибо идеи эти богаты гуманистическими традициями, предполагающими возрождение идеалов и духовных ценностей, восстановление естественных связей между образованием и культурой, образованием и наукой, образованием и религией.

4. Педагогические взгляды Екатерины II являются одним из источников становления и обращения к истории научной педагогики. Непосредственно под их влиянием стала развиваться прогрессивная педагогическая мысль XIX в., признававшая, что эффективное влияние на личность возможно лишь при использовании знаний о ней, накопленных изучающими ее науками.

5. Светский характер образования признается одним из основополагающих принципов государственной политики, и это означает, что в государственной школе недопустимо как религиозное, так и атеистическое воспитание. Образование должно содействовать взаимопониманию между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что педагогическое наследие Екатерины Великой принадлежит не только истории педагогики, оно должно быть востребовано и творчески осмысленно современной российской педагогикой, осваивающей гуманистические традиции и новации образования.

Список литературы

1. Тюмасева, Н. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию? / / Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 50—58.

2. Колодин, À. Поиск взаимных компромиссов // Высшее образование в России. — 2000. — № 2. - С. 66-74.

3. L' instruction publique en France pendant la Révolution. — Paris, Klincksieck, 1990. Р. 105-151.

4. Белова, С. Любовь как природосообразная педагогическая технология // Народное образование. — 2003. — № 4. — С. 134—140.

УДК 378.1

А. Б. Татарских*

Об основах дифференцированного подхода к формированию профессиональной культуры сотрудников ГИБДД

В статье рассматриваются результаты изучения суждений сотрудников ГИБДД о профессии, коллегах, морально-правовых аспектах профессиональной деятельности, а также их понимании профессиональной культуры. Представлены различия в суждениях и отношениях руководителей подразделений, инспекторов дорожно-постовой службы и курсантов вузов МВД, которые могут служить основой дифференцированного подхода к формированию профессиональной культуры сотрудников в процессе учебной и служебной деятельности.

Ключевые слова: сотрудники ГИБДД, диагностика, отношение к профессии, нормы морали и права в профессиональной деятельности, формирование профессиональной культуры.

A.B. Tatarskih*. On the basis of a differentiated approach to the formation of the professional culture of traffic police officers. In the article the results of a study of traffic police officers judgments about the profession, colleagues, moral and legal aspects of the profession, as well as their understanding of professional culture. The differences in judgments and attitudes of department heads, supervisors, road-duty service and university students the Interior Ministry, which can be the basis of differentiated approach to the formation of the professional culture of employees in educational and professional activities.

Keywords: traffic police, diagnosis, related to the profession, ethics and law in the professional activity, the formation of professional culture.

* Татарских, Анатолий Борисович, соискатель кафедры педагогики и общей психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, заместитель начальника МРЭО-14 Управления ГИБДД ГУ МВД России по СПб и ЛО. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: naftus@yandex.ru.

* Tatarskih, Anatoly Borisovich, seeker of pedagogy and general psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, deputy chief IRED-14 Traffic Police Department of the Main Department of Internal Affairs for St. Petersburg and Leningrad region. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: naftus@yandex.ru.

© Татарских А.Б., 2012

Службы ГИБДД призваны способствовать безопасности граждан и транспорта на дорогах. При этом сотрудникам соответствующих подразделений постоянно приходится взаимодействовать с людьми в спорных, конфликтных, а иногда трагических ситуациях. От уровня их профессионализма и культуры зависит не только качественное выполнение служебных обязанностей, но и мнение граждан о представителях государственных органов. В нашем исследовании была поставлена задача изучить уровень профессиональной культуры сотрудников подразделений ГИБДД и на основе диагностических данных разработать педагогические технологии ее формирования в процессе служебной подготовки и работы с личным составом. В процессе исследования выявилось, что эта работа должна быть дифференцированной в зависимости от уровня подготовленности и отношения специалистов к профессии и собственной службе.

На диагностическом этапе был организован опрос сотрудников ГИБДД с разным опытом службы и специализацией. Опрашивались три категории сотрудников. Во-первых, это руководящий состав отделов ГИБДД. В эту группу были включены опрошенные сотрудники различных отделов экспериментального подразделения (36 человек) и инспекторы отделов пропаганды ГИБДД, которые повышали квалификацию на базе Санкт-Петербургского университета МВД России и соответственно представляли самые разные регионы страны (три учебные группы — 72 человека) — всего 108 человек. Во-вторых, это инспекторы дорожно-постовой службы экспериментального подразделения (52 человека) и инспекторы, обучающиеся на заочном факультете СПбУ МВД России и имеющие определенный стаж работы в должности инспектора ДПС (36 человек) — всего 88 человек. В-третьих, это курсанты второго года обучения (специализация — ГИБДД) по дневной форме в том же университете. Четыре группы, всего 74 человека. В общей сложности опрошено 270 сотрудников ГИБДД.

Первичный опрос проводился в 2010 г. Диагностика в группах повышения квалификации, на заочном факультете и в группах курсантов осуществлялась дополнительно в 2011 и в 2012 гг. для накопления статистических данных, т.к. количество учебных групп по данной специализации ограничено. За исключением курсантов (возраст 20—22 года) большинство опрошенных имели стаж работы по профессии не менее двух лет, а большинство — около 10 лет. Опрос проводился анонимно.

Специально разработанный вопросник представлял 20 незаконченных предложений, которые нужно было дополнить собственным суждением. Предложения были сформулированы таким образом, чтобы выявить три аспекта представлений и суждений сотрудников. Это: 1) их отношение к профессии, к коллегам, к деятельности в ГИБДД и уровню подготовленности; 2) соотношение между моральнонравственными и нормативно-правовыми требованиями в деятельности сотрудников ГИБДД; 3) понимание сущности профессиональной культуры и путей её развития.

Выбор этих направлений определялся в процессе предварительного пилотажного опроса сотрудников экспериментального подразделения ГИБДД, а также целью и задачами исследования. Рассмотрим полученные результаты по каждому из перечисленных направлений, отметив при этом, что в вопроснике предложения были расположены в ином порядке и сгруппированы здесь в целях анализа.

Первая группа данных характеризует отношение к профессии и сотрудникам ГИБДД. Обобщение высказываний по первому предложению «Я стал сотрудником ГИБДД потому, что...» позволило выделить четыре основных типа суждений.

Социальные мотивы выявлены в 45 % ответов (здесь и далее приведены средние показатели по всем категориям опрошенных; различия представлены в табл. 1, 2). К этой группе ответов отнесены высказывания типа «это достойная и престижная профессия; это нужная, ответственная, интересная работа; хотел найти достойную, постоянную работу; всегда хотел работать в ГАИ; хотел стать офицером с детства» и т.п. Вынужденный выбор демонстрируют 25 % опрошенных: «так получилось; так сложилось; я не стал следователем; предложили; попал по распределению». Содержательные мотивы отражают отношение к процессу работы. Такого рода ответов — 23 %: «постоянное разнообразие; мне нравится эта работа; я люблю эту работу, нравится эта служба; видел в ней романтику; это настоящая мужская работа». Последнюю группу ответов на этот вопрос можно назвать контролирующими. Их 7 %: «нельзя допускать беспорядок на дорогах; хочу бороться с беспределом на дорогах; не нравилось, когда водители нарушали правила дорожного движения; хочу чтоб на дорогах было безопасно и удобно; нарушителей надо наказывать».

В целом можно говорить, что отношение к своей профессии у большинства опрошенных сотрудников положительное при разной мотивации. Об этом же свидетельствуют суждения, продолжающие другое предложение — «По-моему, профессия сотрудника ГИБДД — это.».

52 % занимают суждения, отмечающие высокую ответственность сотрудников, её важность, нужность, стабильность, достойность, престиж, перспективность. Гщё 25 % отметили сложность и важность профессии: «сложная и трудная профессия, но интересная, достойная; нелегкий труд, но очень нужный для людей» и т.п. 5 % отметили её личную значимость: «это жизнь, судьба, стиль жизни, призвание; призвание для людей с определенным складом ума». Только сложность, опасность, тяжесть условий, напряженность и нервный характер отмечают 12 % всех опрошенных. Столько же высказывает нейтральное или скептическое к ней отношение: «нормальная, обычная работа, работа как работа; бывает и хуже; рутина».

Гщё более позитивные характеристики выявляются при анализе ответов на предложение «Большинство инспекторов ДПС.». Отвечающие чаще всего подчёркивали положительные профессиональные или личностные черты своих сослуживцев: высокую квалификацию, профессионализм; грамотность, образованность; честность, справедливость, законопослушность, добросовестность, высокую культуру по сравнению с другими службами ОВД.

Значительно меньше — около четверти — высказываний отмечают нейтральные или отрицательные черты сослуживцев: «обычные, нормальные, неплохие люди; не понимают важности возложенной на них задачи; не в полном объеме выполняют свои функции» и т.п.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Заканчивая предложение «Чтобы повысить престиж ГИБДД, в сознании граждан, требуется.», отвечавшие высказали большое разнообразие мнений. Чаще всего (30 %) речь шла о достойной зарплате, социальных гарантиях, социальной защищенности сотрудников, социальных условиях работы и жизни после увольнения. Примерно столько же предложений (29 %) касалось пересмотра кадровой политики, необходимости развивать профессиональную культуру и уровень правовых знаний и профессионализма сотрудников; их квалификации; повышения уровня и качества этической и профессиональной подготовки.

25 % ответов относились к работе с гражданами, водителями. Предлагалось ужесточить контроль на дорогах, заставить соблюдать правила дорожного движения; узаконить более серьезные требования к водителям; детально изменить существующие правовые нормы; повысить штрафы; поставить хорошие посты регулирования; уменьшить права граждан; увеличить правовые полномочия сотрудников дорожной инспекции и изменить подход к оценке деятельности ГИБДД в целом.

16 % отвечающих предлагали знакомить граждан с профессией еще в школе; повышать культуру граждан со школьных парт, повышать культуру водителей на дорогах, воспитывать их; больше времени уделять работе ГИБДД в СМИ.

Меньше всего — 12 % — было ответов, выражающих неверие в возможность решить эту задачу в принципе. Ответы типа: «требуется долгое время и терпение; нужно сделать все по-другому; его невозможно повысить; забыть об этом» и т.п. (Общий процент ответов по этому вопросу более ста, потому что в ряде случаев предложения относились к разным группам).

Обращает на себя внимание, что повышение престижа профессии большинство отвечавших (71 %) связывают с внешними обстоятельствами — обеспечением со стороны государства, уровнем воспитанности граждан или водителей. О повышении уровня образованности и профессиональной культуры говорили в основном представители руководства. Это означает, что ответственность за низкий престиж сотрудников ГИБДД они сами возлагают, в основном, на других. Именно этот факт дает основание говорить о важности работы по формированию и развитию их профессиональной культуры.

Таким образом, отношение к профессии и к её представителям в подавляющем большинстве, позитивное, но выявляется расхождение между ответами разных категорий отвечавших. В табл. 1 приведена сравнительная характеристика суждений, высказанных сотрудниками с разным сроком службы и специализацией.

Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет показать, что представители руководства отделов, инспекторы дорожно-постовой службы и курсанты вуза МВД выделяют в профессии разные характеристики, по-разному понимают стимулы и сложности в профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД. Обсуждение этого рода противоречий имеет значение для всех категорий сотрудников, поскольку позволяет лучше понимать мотивы во взаимодействии друг с другом.

Таблица 1

Сравнительная характеристика отношения к профессии в оценке разных категорий

сотрудников Госавтоинспекции

(в % к количеству опрошенных по каждой категории)

Категории ответов Сотрудники отделов ГИБДД Инспекторы ДПС Курсанты групп ГИБДД Средний показатель по выборке

Мотивы выбора профессии

Социальная важность 47 30 31 31

Процессуальные 23 35 28 28

Вынужденные 18 8 12 12

Контролирующие 12 27 29 22

Оценка профессии

Ответственная, важная, престижная 58 26 48 45

Важная и сложная 16 38 12 22

Тяжелая, сложная, нервная 10 13 32 18

Интересная, настоящая мужская 15 17 7 13

Скептические оценки 1 6 1 2

Особенность профессии

Многофункциональность 21 7 12 13

Публичность, высокие требования 32 27 29 28

Высокая ответственность 32 36 16 27

Сложность, опасность, напряженность 7 24 35 22

Работа в плохих погодных условиях 5 13 2 6

Противоречие морали и права 3 3 6 4

Сотрудники Госавтоинспекции

Грамотные, профессионалы, преданные делу 62 35 58 51

Весёлые, хорошие, честные, ответственные, понимающие людей 18 35 15 23

Обычные, нормальные, граждане 12 27 2 14

Случайные, непрофессиональные 5 3 13 7

Недостойные, коррумпированные 3 - 12 5

Поднять престиж профессии

Г осударсгво должно изменить сознание граждан; поднять престиж органов через соцобеспечение, законы 18 38 14 24

Поднять культуру и дисциплину сотрудников через воспитание, обучение, пример руководства 27 20 27 25

Позитивная пропаганда в СМИ 35 37 19 30

Ужесточить контроль за деятельностью 9 2 18 9

Самообразование и самовоспитание 11 3 22 12

Особенно важно обсуждать выявленные противоречия с курсантами. По ответам видно, что они гораздо более скептичны по отношению к профессии и ее представителям, больше внимания обращают на негативные стороны и больше верят в силу образования, чем самосовершенствования, хотя эту позицию курсанты (22 %) называют в два раза чаще, чем руководство (11 %) и инспекторы ДПС (3 %).

Вторая группа данных характеризует суждения, связанные с оценкой морально-нравственных и нормативно-правовых требований к деятельности сотрудников ГИБДД. Мнения по этим вопросам в наибольшей степени связаны с уровнем профессиональной культуры и задачами ее формирования, и именно здесь были выявлены самые яркие различия в суждениях руководителей, инспекторов дорожнопостовой службы и курсантов вуза (табл. 2).

Продолжая фразу «Правопослушный сотрудник ГИБДД ...», руководители подразделений в подавляющем большинстве (62 %) добавляли позитивные суждения: «Каждый без исключения; все сотрудники; это профессиональный сотрудник; хороший инспектор; порядочный человек; человек с чувством собственного достоинства; каждый первый сотрудник; каждый второй; образованный и знающий свои права и обязанности; это норма» и т.п. Среди инспекторов ДПС таких ответов около трети, а среди курсантов менее четверти. Инспекторы чаще дают уклончивые, общие ответы, а курсанты (37 %) отвечают скептически: «таких не бывает; редкий случай; единичный случай».

Таблица 2

Сравнительная характеристика моральных противоречий в деятельности по оценке

разных категорий сотрудников ГИБДД

Категории ответов Сотрудники отделов ГИБДД Инспекторы ДПС Курсанты групп ГИБДД Средняя по всей выборке

Правопослушный сотрудник ГИБДД

Норма, есть, встречается всё чаще 62 31 24 39

Образец для подражания, приветствуется 23 45 17 28

Редкость, единичный случай, 10 12 37 20

Другое 5 12 22 13

Правопослушный и успешный сотрудник ГИБДД

Взаимосвязаны, необходимые качества 44 21 17 27

Залог успеха в карьере, должны быть все 31 23 13 23

На практике противоречат 14 16 25 18

Возможно при определенных усилиях 5 26 29 20

Редкое сочетание, невозможно 6 14 16 12

Умение обойти закон

Невозможно, недопустимо 85 47 34 55

Часть профессии, приобретенный навык, нормально, юридическая подкованность; 5 24 61 30

Другие варианты 10 29 5 15

Добиться законопослушного поведения возможно при

Повышении зарплаты и социальных гарантий 11 47 12 23

Ужесточении контроля и наказаний 34 13 12 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитывать нравственные качества, образованность 35 12 39 29

Очень сложно, невозможно 6 9 27 14

Большинство законопослушны 14 19 10 14

Тот, кто нарушает правовые нормы

Должен быть наказан, уволен, судим 57 34 32 41

Плохой сотрудник, деформирован 32 34 43 36

Не всегда осуждается, пользуется материальными благами, продвигается 2 23 12 12

Далеко не пойдёт, не будет успешен 9 7 6 7

Для этой работы характерно - 2 7 3

Борьба с поборами на дорогах требует

Ужесточения контроля, ответственности 35 21 24 27

Особого внимания, воспитания 38 19 27 28

Изменения сознания всех участников дорожного движения 12 29 4 15

Повышения благосостояния 15 25 26 22

Бесполезна - 6 19 8

Через несколько позиций нужно было дополнить фразу «Правопослушный и успешный сотрудник ГИБДД.». Здесь расхождения еще заметнее. 75 % руководителей предлагают позитивные суждения: «взаимосвязаны; необходимые качества; это залог успеха в карьере; должны быть все». В то же время 56 % отвечавших инспекторов ДПС дополнили предложение фразами: «должен относиться к средней ячейке класса общества; обеспеченный социальными гарантиями; получающий высокую зарплату; должен соблюдать те нормы, которых он требует от граждан; на практике противоречат

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

друг другу; возможно при определенных усилиях; редкое сочетание, невозможно». Курсанты еще более категоричны. 70 % из них дали ответы типа: «работать не может; еще не существует; бывает; это фантастика; не может быть; на данном этапе невозможно; это не всегда так».

Продолжение фразы «Умение обойти закон.» подтверждает выше выявленную тенденцию. 85 % руководителей отвечает, что это невозможно, недопустимо. Среди инспекторов ДПС таких ответов менее половины — 47 %, а среди курсантов — 34 %. В то же время «Тот, кто нарушает правовые нормы.» осуждается всеми категориями отвечавших. Ответы типа: «Должен быть наказан, уволен, судим; это плохой сотрудник; деформирован; далеко не пойдёт; не будет успешен» дают 98 % руководителей, 75 % инспекторов ДПС и 81 % курсантов. Да и остальные ответы типа: «Не всегда осуждается, пользуется материальными благами, продвигается» носят скорее осуждающий, чем принимающий оттенок. Это означает, что нарушение правовых норм и умение обойти закон в сознании большинства опрошенных сотрудников явления параллельные, что характерно для двойной морали. Нарушать нормы права нельзя, обойти их можно.

Эту позицию следует признать ключевой для формирования профессиональной культуры сотрудников ГИБДД. Индивидуальные беседы с инспекторами ДПС и курсантами позволили заключить, что дело здесь не в правовом нигилизме, а в нежелании мириться с неравенством возможностей сотрудников разного должностного уровня. «Закон должен быть одинаков для всех, тогда его будут уважать и исполнять» — в этом высказывании заключается и корень двойных стандартов, и возможность развития правового сознания через расширение его масштабности, историчности, эволюционного мировоззрения и позитивного, конструктивного мышления.

Однако в связи с дифференцированием задач по формированию профессиональной культуры разных категорий сотрудников ГИБДД важно учитывать еще один вид различий в их суждениях. Это понимание путей устранения недостатков, существующих в деятельности сотрудников Госавтоинспекции.

Дополняя фразу «Добиться законопослушного поведения инспекторов ДПС можно, если.», руководители подразделений чаще всего предпочитают ответы, связанные с ужесточением, усилением контроля и мер взыскания за проступки и некомпетентность (34 %) и повышением культуры, воспитания, образования (35 %). В то же время инспекторы ДПС высказывают такого рода мнения лишь в 13 и 12 % ответов соответственно, а на первое место ставят повышение зарплаты и социальных гарантий (47 %). У курсантов на первое место также выходят ответы, связанные с повышением культуры, воспитания, образования (39 %), но одновременно 27 % в той или иной форме высказывают мнение, что это невозможно.

Сходная картина вырисовывается при дополнении предложения «Борьба с поборами на дорогах требует.». Руководители высказываются за ужесточение контроля, ответственности и особого внимания (всего 73 % ответов), а инспекторы ДПС — за изменение сознания всех участников движения и повышение благосостояния (54 % ответов). Курсанты, так же как и в предыдущем вопросе, солидарны с руководителями в выборе ответов о необходимости повышать образованность, воспитанность, культуру сотрудников ГИБДД (27 % ответов), а с инспекторами ДПС — о необходимости повышать благосостояние (26 %). В то же время 19 % ответивших на этот вопрос считают, что справиться с поборами невозможно.

Таким образом, сравнение мнений сотрудников ГИБДД с разным опытом службы и специализацией и ответов курсантов показали множество противоречий в профессиональном самосознании, а также разное понимание путей их разрешения. Эти противоречия важно осознать и включать их обсуждение в содержание работы по формированию их профессиональной культуры.

Третья группа вопросов на диагностическом этапе экспериментальной работы была направлена на выявление суждений сотрудников о сущности профессиональной культуры, путей её развития, а также самооценки собственной культуры. Анализ суждений, определяющих понятие профессиональной культуры, показывает, что эта категория оказывается достаточно сложной для целостного понимания. Большинство отвечавших обращает внимание на какую либо его часть. Кроме того, это единственное предложение, которое инспекторы ДПС и курсанты иногда оставляли без ответа.

Суждения отвечавших фокусируются на трех аспектах профессиональной культуры. Одни из них обращают внимание на ее генезис: «зависит целиком только от воспитания в детстве; формируется с рождения; зависит от самосознания сотрудника, его этики, знания законности, права и моральных качеств; зависит от самого сотрудника; зависит от старших, как по возрасту, так и по званию». Другие суждения сосредоточены на оценке уровня развития профкультуры у сотрудников ГИБДД: «наиболее высокая; на высоком уровне; присутствует на сей день; на среднем уровне; на низком уровне; оставляет желать лучшего» и т.п. Третья группа ответов раскрывает составляющие профессиональной культуры: «складывается из общей культуры; складывается из воспитания, образования и саморазвития; это осознавание всей ответственности за действия и решения; заключается в опыте; заключается в самосознании» и т.д.

Определяя составляющие профессиональной культуры, руководители подразделений чаще ориентируются на профессионализм, выполнение обязанностей, умение работать (32 % ответов). Инспекторы ДПС и курсанты чаще выделяют умение общения, вежливость, этикет — 34 и 41 % соответственно. Понимание профессиональной культуры как комплекса профессиональных, моральных качеств и внешнего вида высказывают лишь 14 % руководителей, 7 % инспекторов ДПС и 8 % курсантов. Эти данные свидетельствуют о необходимости расширять понимание профессиональной культуры у всех категорий сотрудников при осознанности той роли, которую культура играет в повышении качества профессиональной деятельности специалистов.

Мнения сотрудников о том, как можно повысить профессиональную культуру сотрудников ГИБДД, разделились по нескольким направлениям.

Чаще всего высказываются суждения о необходимости повышать образовательный уровень. Второе направление работы — это грамотная и интересная организация воспитательной работы и деятельности сотрудников. Наиболее часто предлагается: «неформально планировать воспитательную работу; проводить занятия интересно; не загружать не относящейся к службе работой; уделять культуре больше внимания; все грамотно организовать; общаться с сотрудниками нормально».

Третье направление — повышение дисциплины, контроля, профессионального подбора кадров: «пересмотреть кадровую политику; повысить качество вновь принимаемых на работу; повысить подготовку вновь поступающих; ужесточить дисциплинарную ответственность; больше придерживаться закона; повысить требовательность; больше увольнять тех, кто не справляется». Встречаются также суждения, вновь обращающие внимание на материальное обеспечение: «ничего не нужно повышать (культура формируется от рождения); нужно повысить заработную плату; усилить социальную защищенность».

В понимании способов повышения профессиональной культуры, мнения разных категорий сотрудников совпадают гораздо чаще, чем по другим вопросам. Курсанты чаще отмечают необходимость организовать интересные занятия, тренинги, улучшить обучение, повышать квалификацию (32 % ответов). Эту же позицию часто выбирают руководители (26 %), они же чаще всего называют необходимость вести неформальную воспитательную работу (29 %), а также повышать контроль, санкции, дисциплину. Мнение инспекторов ДПС распределилось по всем позициям, но чаще, чем у других, называется необходимость менять сознание всех граждан, всю структуру, организацию работы.

Проведенный анализ разнообразных суждений сотрудников Госавтоинспекции позволил получить сведения об их самооценке, отношениях и ценностях. Эти данные легли в основу программы формирования и развития их профессиональной культуры как в служебной деятельности, так и в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Список литературы

1. Елагина, Л. В. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода (методология, теория, практика): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Челябинск, 2009.

2. Гейжан, Н. Ф, Татарских, Л. Б. Социально-психологические предпосылки формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции // Человек — гражданин — гражданское общество — правовое государство: Материалы международной научной конференции XYI Царскосельские чтения. Т. II. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. — С. 304—307.

3. Рыбин, С. С. Сущность и критерии оценки профессиональной культуры специалиста гуманитарного профиля/ /Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2006. — № 4. — С.78—87.

4. Балахонский, В. В. Философские проблемы методологии права // Философия права: Научнотеоретический журнал. — 2011. — № 5. — С. 12—15.

УДК 378.6

И.П. Лебедева*, П.Д. Томилов**

Особенности реализации компетентностного подхода в содержании основных образовательных программ военных вузов МВД

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия реализации компетентностного подхода в военных и гражданских вузах, отраженные в образовательных стандартах третьего поколения. Приводятся результаты сравнительного анализа основных образовательных программ различных факультетов военного вуза, раскрывающие направления их совершенствования с учетом с специфики образовательного учреждения.

Ключевые слова: образовательная программа, образовательные стандарты третьего поколения, компетентностный подход, военно-специальные профессиональные компетенции.

I.P. Lebedeva*, P.D. Tomilov**. Special features of the competence-based approach to the basic educational programs contents at the military training schools of higher learning for the internal affairs department of Russia. The article deals with organizational and pedagogical conditions of the competenœ-based approach realization at the military and civil educational establishments of higher learning in accordance with the educational standards of the third generation. Some results of the comparative analysis concerning the basic educational programs of various departments at the military institute are given here. Taking into account the specificity of the educational establishment the author shows the ways of the teaching and learning process improvement.

* Лебедева, Ирина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой моделирования образовательных систем Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: inna-12005@perm.ru.

** Томилов, Павел Дмитриевич, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России. E-mail: pavlettomi-lov@mail.ru.

* Lebedeva, Irina Pavlovna, professor of pedagogy, head of the educational programs design at the Perm State teachers training and humanities university, Perm, Russia. E-mail: irina-12005@perm.ru.

** Tomilov, Pavel Dmitriyevich, a military post-graduate student at the Perm military institute of Interior forces for home affairs department of Russia. E-mail: pavlettomi-lov@mail.ru.

© Лебедева И.П., Томилов П.Д., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.