УДК 378:371.48
Сергей Владимирович ПАРШИН,
преподаватель кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск)
vechnosts@mail. ш
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НАРКОКОНТРОЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL ACTION-ORIENTED READINESS OF OFFICERS OF OPERATIONAL UNITS IN DRUG CONTROL AGENCIES BY MEANS OF MODELING SITUATIONS IN OFFICIAL ACTIVITY
В статье рассматриваются особенности метода моделирования ситуаций служебной деятельности как одного из способов повышения профессиональной (физической) подготовки сотрудников органов наркоконтроля.
The article considers the peculiarities of modeling situations in official activity as one of the ways of improving professional training for officers in drug control agencies.
Ключевые слова: моделирование, профессиональная подготовка, профессиональные навыки, сбивающие факторы.
Keywords: modeling, professional training, professional skills, confusing factors.
Совершенствование профессионально значимых физических качеств и двигательных навыков сотрудников правоохранительных структур осуществляется средствами профессионально-прикладной физической подготовки, которая направлена на формирование соответствующих физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), технической, психологической готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В структуре профессиональной подготовленности сотрудников полиции важнейшими ее составляющими являются общая физическая подго-
товка (бег на скорость, выносливость, силовые упражнения) и специальная (единоборства, огневая) подготовленность. Современные требования к сотрудникам полиции требуют комплексного проявления обеих сторон подготовленности для успешного противоборства с правонарушителями, и это особенно актуально в случаях, когда в ограниченное время сотрудник должен принять решение по пресечению противоправного деяния и предотвратить его, используя либо психологическое воздействие, либо физическую силу, либо табельное оружие, и в то же время выжить, выполняя свой профессиональный долг. В
эти мгновения очень остро актуализируется вопрос адекватности ответных действий сотрудника полиции в складывающихся ситуациях оперативно-служебной деятельности по пресечению противоправных поступков со стороны нарушителей.
Мы считаем, что для подготовки сотрудника к психологическим и физическим трудностям необходимо использовать комплексные методы подготовки, к которым можно отнести метод моделирования ситуаций.
В профессиональной (физической) подготовке сотрудников наркоконтроля моделирование ситуаций подразумевает, что некоторое количество времени, занятого на развитие физических качеств и двигательных умений и навыков, будет использовано на работу с ситуациями, которые возникают или могут возникнуть в ходе служебной деятельности.
Моделирование - это процесс создания образца, примера, схемы чего-либо. Моделирование ситуации означает, что искусственно создается схема или образец того, что теоретически или практически может возникнуть в реальной жизни. Такое преднамеренно созданное подобие чего-либо может быть рассмотрено в качестве оригинала, т.е. подлинного, истинного объекта. Не для всех сфер человеческой деятельности подмена реального объекта допустима, но в сфере физического воспитания (подготовки) такая подмена вполне возможна. Так, при подготовке спортсменов часто применяется метод моделирования соревновательной деятельности.
В физической подготовке сотрудников органов наркоконтроля метод моделирования предполагает, что с помощью различных приемов можно воспроизводить условия, сходные с боевыми, которые, в свою очередь, будут способствовать появлению состояния психической напряженности различной степени интенсивности.
Между физической подготовкой сотрудника и тренировкой спортсмена можно провести параллель, особенно это заметно при обучении приемам рукопашного боя и тренировкой в единоборствах, где моде-
лирование является одной из важных частей физического совершенствования. Ведь и в спортивной подготовке, и в профессиональной подготовке сотрудника наркоконтроля преследуется общая цель, достижение определенного результата - победа над соперником (правонарушителем). [2]
Необходимость моделирования ситуаций как в профессиональном спорте, так и в служебной деятельности сотрудника объективно обусловлена еще и тем, что их деятельность сопряжена с так называемыми сбивающими факторами, которые способны привести к уменьшению проявления необходимых для достижения результата качеств или действий, спровоцировать ошибки или отклонения от выработанной тактики, а также повлиять негативным образом на психологическое состояние. Изучение проблемы сбивающих факторов привело исследователей к выводам, что основными такими факторами являются эмоциональное напряжение, физическое утомление, нестандартные ситуации, с которыми сотрудники могут столкнуться. [2] Выводы исследователей были сделаны на основе анализа мнений профессиональных спортсменов. В результате общей рекомендацией была признана необходимость адаптации к сбивающим факторам, которая может быть достигнута с помощью моделирования ситуаций и отработки действий в этих ситуациях.
Физическая подготовка сотрудника наркоконтроля направлена на формирование готовности к противоборству с правонарушителем, здесь, как и в спортивной подготовке, подразумевается наличие какого-либо противника. В центре внимания специалистов, занятых вопросами профессиональной подготовки сотрудников, оказался вопрос: "Что должен уметь сотрудник и как ему поступить, чтобы управлять действиями правонарушителя?". Считаем, что систематические тренировки с применением метода моделирования дают возможность для освоения знаний, умений и навыков, необходимых в успешных действиях против правонарушителей.
Моделирование служебной деятельности представляет собой способ обучения специалистов, который основан на имитации ситуации для решения профессиональных задач. Основным структурным элементом моделирования является проблемно-практическая ситуация, в качестве которой могут выступать элементы служебно-боевой деятельности. Основное требование к моделированию ситуации - ее реалистичность. Подготовка сотрудников к преодолению психологических трудностей, возникающих в ходе выполнения служебных задач, должна стать повседневным явлением. В освоении комплекса необходимых знаний и как следствие возможности совершенствования прикладных навыков особую актуальность приобретают моменты, связанные со сферой психологии человека. Так, высококвалифицированный сотрудник характеризуется с психологической точки зрения не только особыми свойствами эмоционально-волевой сферы, но и специфическими качествами деятельности информационно-аналитического свойства. Он должен целенаправленно принимать решения в достаточно ограниченное время, а также параллельно с этим уметь анализировать свои действия и действия противника.
Моделирование ситуаций в этом случае может служить в качестве материала, на основе которого и будет проходить обучение по освоению разнообразия действий сотрудника. Как уже говорилось, искусственно созданные ситуации в профессионально-практической деятельности вполне возможно использовать как аналог реальных ситуаций.
Применение метода моделирования обеспечивает формирование эмоциональной устойчивости как одного из важнейших факторов надежности правомерного применения специальных средств, боевых приемов и огнестрельного оружия в различных условиях, способствует более прочному закреплению техники и тактики их использования. Обучающиеся приобретают профессиональные навыки, сокращается период их адаптации к выполнению функциональных обязанностей, повы-
шается эффективность принимаемых ими решений.
Все это свидетельствует о том что данный метод является незаменимым элементом в подготовке как спортсменов, так и сотрудников наркоконтроля.
Основные преимущества моделирования служебной деятельности на занятиях по физической подготовке заключаются в следующем:
- выявление реального положения дел относительно физического и психологического состояния сотрудника и особенностей его подготовки;
- создание условий, требующих проявления стойкости, мужества, смелости, умения подчинить свое поведение требованиям долга и служебной дисциплине;
- создание обстановки, требующей постоянного проявления бдительности, высокого напряжения и поддержания готовности к неожиданностям;
- возможность самовыражения и самореализации участников процесса обучения;
- накопление обучающимися практического опыта путем погружения в будущую профессиональную деятельность;
- проработка ситуации риска, опасности, ответственности;
- обыгрывание ситуаций неизвестности, неожиданности, новизны;
- создание значительных трудностей волевого и психологического характера;
- создание обстановки, требующей проявления самостоятельности и инициативы;
- побуждение к активному поиску наилучшего способа решения задачи;
- усложнение выполнения освоенных профессиональных действий необычными, непредвиденными, нестандартными условиями, насыщенными различными помехами;
- формирование уверенности в себе и в своих товарищах в экстремальных ситуациях.
При организации процесса профессиональной подготовки, направленного на формирование психологической готовности сотрудников посредством моделирования, следует руководствоваться следующими правилами:
- вносить элементы, затрудняющие деятельность, только после освоения сотрудниками порядка выполнения действий в нормальных условиях;
- использовать в ходе занятий приемы моделирования факторов оперативно-служебной деятельности, соответствующие по смыслу и содержанию отрабатываемым действиям;
- моделировать оперативно-служебные ситуации в случайном порядке, неожиданно для сотрудников, чтобы не было привыкания к последовательности моделирования, постоянно изменять выраженность и сочетание моделируемых факторов экстремальных ситуаций;
- наиболее часто моделировать те факторы, вероятность воздействия которых для сотрудников выше;
- при моделировании факторов оперативно-служебной деятельности уровень психической нагрузки должен позволять большинству сотрудников получить положительный результат в преодолении напряженности и достижении успеха. Такая дозировка нагрузок будет способствовать формированию уверенности в себе у сотрудников, стимулировать их желание получить более сложную задачу;
- если сотрудник не справился с экстремальной оперативно-служебной ситуацией, ему на следующей тренировке нужно предложить более легкую задачу по тем моделируемым факторам, которые явились причиной затруднения.
Моделирование служебной деятельности позволяет за короткое время проиграть основные элементы жизненных ситуаций и более качественно подойти к формированию профессиональных компетенций у сотрудников наркоконтроля. Этот метод проведения практического занятия помогает формировать у сотрудников наркоконтроля умение выражать свои мысли, убедительно разъяснить правонарушителю пагубность его противоправных действий и предотвратить возможность возникновения непоправимых последствий. Особенно это важно в конфликтных ситуациях, которые порой возникают в результате того, что лицам, совершающим противоправные деяния, не удается решить возникшие проблемы общепринятым путем, что и приводит их к неадекватному поведению. В данных ситуациях своевременное квалифицированное вмешательство и грамотные тактические действия сотрудника полиции нередко уводят конфликтную ситуацию от критической, позволяют снизить напряжение в создавшейся обстановке и исключить необходимость применения силы. [3]
Итак, метод моделирования служебной деятельности позволяет овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками, формировать профессиональное самосознание сотрудников наркоконтроля, чувство ответственности за свои действия, стремление к постоянному совершенствованию и к достижению профессионального мастерства.
Библиографический список
1. Малахов, О.Б. Управление сенсомоторными реагированиями противника в конфликтных взаимодействиях единоборцев / О.Б. Малахов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 48-51.
2. Мещеряков, В.С. О моделировании ситуаций в процессе физической подготовке сотрудников органов внутренних дел / В.С. Мещеряков // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сборник материалов XIV научно-практической конференции (17 февраля 2011 г.): в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. - Ч. 1. - С 334-337.
3. Паршин, С.В. Моделирование ситуаций служебной деятельности на занятиях по физической подготовке сотрудников органов наркоконтроля как средство повышения их профессиональной подготовленности / С.В. Паршин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы IV международной научно-практической конференции (Чебоксары, 11 декабря 2014 г.) / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. - Чебоксары :Чуваш.гос. пед. ун-т, 2014. - Ч. 1. - С 271-273.