Научная статья на тему 'Содержание профессиональной психологической подготовки сотрудников органов наркоконтроля к деятельности в опасных условиях'

Содержание профессиональной психологической подготовки сотрудников органов наркоконтроля к деятельности в опасных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / DANGEROUS SITUATION / PERSONAL SAFETY / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чудинова Ольга Анатольевна, Афанасьев Александр Владимирович

В статье приводятся анализ причин гибели сотрудников правоохранительных органов при попадании в опасные ситуации служебной деятельности, факторы, своевременный учет которых позволяет обеспечить безопасность сотрудников в процессе исполнения ими служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чудинова Ольга Анатольевна, Афанасьев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING OF DRUG CONTROL OFFICERS FOR ACTIVITY IN DANGEROUS WORKING CONDITIONS

The article contains the analysis of the causes of law enforcement officers' death in dangerous working situations and factors which if they are accounted duly allow to provide safety of officers while performing the duties of the job.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональной психологической подготовки сотрудников органов наркоконтроля к деятельности в опасных условиях»

УДК 37.015

а

V

Александр Владимирович АФАНАСЬЕВ,

доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук

running_men@mail. ш

Ольга Анатольевна ЧУДИНОВА,

доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент

chudinov44ol@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ НАРКОКОНТРОЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ

THE CONTENT OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING OF DRUG CONTROL OFFICERS FOR ACTIVITY IN DANGEROUS WORKING

CONDITIONS

В статье приводятся анализ причин гибели сотрудников правоохранительных органов при попадании в опасные ситуации служебной деятельности, факторы, своевременный учет которых позволяет обеспечить безопасность сотрудников в процессе исполнения ими служебных обязанностей.

The article contains the analysis of the causes of law enforcement officers' death in dangerous working situations and factors which if they are accounted duly allow to provide safety of officers while performing the duties of the job.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, опасная ситуация, личная безопасность, профессиональная психологическая подготовка.

Keywords: law enforcement officers, dangerous situation, personal safety, professional psychological training.

Основной аксиомой науки безопасности жизнедеятельности является утверждение о потенциальной опасности для жизни и здоровья человека абсолютно любой деятельности. Правоохранительная деятельность с этой точки зрения представляет собой одну из наиболее опасных видов деятельности, так как напрямую связана с крайними проявлениями риска. Любые действия правоохранительного характера могут инициировать агрессию, на-

правленную против сотрудников правоохранительных органов. Зачастую наличие форменной одежды или иное проявление принадлежности к правоохранительным органам уже является достаточным поводом для посягательства на жизнь и здоровье сотрудника со стороны лиц, склонных к правонарушениям.

В настоящее время авторитет правоохранительных органов и доверие к их сотрудникам среди населения имеют весьма

низкий уровень, что вместе с рядом других причин зачастую приводит к ситуациям, когда нападение на сотрудника в глазах достаточно большой части населения не является чрезвычайным происшествием, причем мотивация для такого нападения с точки зрения здравого смысла может отсутствовать.

В связи с этим в последние годы особенно остро встал вопрос обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов, и в частности сотрудников органов наркоконтроля.

Главным для уяснения сущности ситуации, в которой может быть нанесен ущерб здоровью сотрудника органов наркоконтроля или получена психическая травма, является понятие «опасность».

Опасность - это стресс-фактор, отражающий осознание сотрудником того обстоятельства, что поведение правонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинить ему физический или психологический вред, привести к несчастному случаю и, возможно, гибели.

Опасность является определяющим признаком для выделения особой группы ситуаций служебной деятельности, то есть опасных ситуаций.

В терминологии сотрудников органов наркоконтроля используются понятия: «экстремальные ситуации», «чрезвычайные ситуации». Следует отметить, что не каждая экстремальная ситуация является опасной для жизни и здоровья сотрудников. Она может быть вызвана помимо опасности действиями иных стресс-факторов: повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени для принятия решения и др. Однако любая опасная ситуация является экстремальной. В опасной ситуации создается реальная угроза жизни и здоровью сотрудников органов наркоконтроля.

К числу распространенных опасных ситуаций в деятельности сотрудников органов наркоконтроля следует отнести:

- преследование и задержание вооруженных преступников;

- нападение на сотрудников органов наркоконтроля с целью завладения огнестрельным оружием;

- активное физическое сопротивление сотрудникам полиции и др.

Зарубежные и отечественные исследования психологии безопасности деятельности сотрудников органов правопорядка позволяют составить обобщенный перечень причин гибели полицейских, попавших в опасные ситуации3:

- недостаточные личностные предпосылки для нормального выполнения служебных обязанностей: отсутствие необходимых физических данных и профессиональной подготовленности, неблагоприятные психические состояния, переутомление, виктимные качества и др.;

- неиспользование или неправильное использование средств личной безопасности;

- нарушение установленных правил, особенно в отношении ареста, задержания, обыска, конфликта с задержанным и т. п.;

- переоценка своих возможностей в «чтении» других людей, их познании;

- игнорирование прикрытия при возможности его иметь;

- притупление бдительности и излишняя доверчивость;

- использование применения силы только как последней возможности, что ведет к запаздыванию в силовом реагировании;

- неумение предвидеть опасность;

- неверные действия в ситуации опасности (»открывал спину» преступникам, не торопился двигаться, не маскировался, не искал укрытия, вел себя самоуверенно и т.п.);

1 Лури В.С. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США :

автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06. М., 1991.

- неверные решения и неудачная тактика действия в ситуации опасности;

- необоснованный риск.

Учитывая изложенное, а также практику работы правоохранительных органов многих стран мира, можно выделить следующие значимые факторы, обеспечивающие безопасность сотрудников этих органов в процессе исполнения ими служебных обязанностей, которые необходимо учитывать при обучении сотрудников основам личной безопасности1:

1)тактика поведения сотрудников в опасных ситуациях;

2) физическая подготовленность к ведению рукопашной схватки;

3) умелое использование предметов экипировки;

4)навыки правомерного применения огнестрельного оружия;

5) профессионально-психологическая подготовленность.

Однако если в подготовке сотрудников для правоохранительных органов Российской Федерации первые четыре направления были разработаны и реализуются в достаточной степени, то вопросы профессиональной психологической подготовленности сотрудников не нашли широкого освещения в программах подготовки указанных специалистов. Лишь в последнее время в отечественной литературе стали появляться материалы, указывающие на необходимость детальной разработки методики психологической подготовки полицейских к выполнению служебных обязанностей, в том числе и в условиях попадания в опасные ситуации.

Профессионально-психологическая подготовленность к действиям в опасных ситуациях образуется из сформированных познавательных, эмоциональных, морально-психологических, волевых и коммуникативных качеств. Совокупность этих качеств

отражается в так называемом психологическом портрете сотрудника, способном обеспечить оптимальный уровень «выживаемости». Попытки составления такого «портрета» были предприняты в ФБР. Полученный результат представляет собой рейтинговую оценку (максимум - 5 баллов) личностных качеств, наиболее значимых для обеспечения личной безопасности2:

- профессиональная подготовленность

- 4,69;

- устойчивость к стрессу -4,62;

- доверие к самому себе при выполнении задачи - 4,62;

- доверие к оружию - 4,60;

- решительность - 4,53;

- эффективность в схватке - 4,51;

- эмоциональная устойчивость - 4,46;

- физическая подготовленность - 4,30;

- способность к совместным действиям

- 4,26;

- готовность убить - 3,81.

Формирование перечисленных качеств

в процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников связано с обучением приемам преодоления стресса. В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага - неизвестность, неопределенность и беспомощность. Если не известно, что происходит вокруг, как будет развиваться ситуация дальше и как действовать в данной ситуации, то последствия могут быть весьма тяжелыми.

При обучении противодействию стрессовой составляющей опасной ситуации наиболее эффективным является проведение специальных групповых психотерапевтических тренингов. Однако основной проблемой при использовании данного метода является отсутствие достаточно квалифицированных специалистов-психологов, способных грамотно организовать проведение подобных занятий.

В связи с этим основным методом формирования стрессоустойчивости выступает

1 Кокова Е.И. Актуальные проблемы огневой, физической, тактико-специальной и психологической подготовки сотрудников ОВД в современных условиях // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2009. № 3. С. 162-165.

2 Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности : учебно-практическое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

формирование у сотрудника органа правопорядка психологической установки на выживание.

Установка на выживание - это готовность и предрасположенность сотрудника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности.

Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении сотрудников. Такая работа - гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник.

Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижаются надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия сотрудника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений: от опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения. Принято считать, что страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Можно выделить два основных пути преодоления страха: воспитание и овладение специальными психотехническими приемами снятия страха.

Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие сотрудников. Главными составляющими в этом направлении могут быть:

- формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки в опасных ситуациях;

- развитие профессионализма и укрепления убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;

- постепенный, в течение двух-трех лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;

- моделирование опасных ситуаций (например, на психологической полосе препятствий);

- поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;

- приобретение сотрудниками навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.

Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий и эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможны также на основе применения специальных дыхательных упражнений.

Таким образом, учитывая сложившуюся систему подготовки специалистов для правоохранительных органов, в том числе и для органов наркоконтроля, необходимо уделять пристальное внимание их профессиональной психологической подготовке. Эта деятельность не должна заканчиваться на этапе профессионально-психологического отбора, проводимого при поступлении на службу. Это непрерывный процесс, достигающий наибольшей интенсивности на начальном этапе подготовки сотрудника к выполнению служебных обязанностей. Именно в первые годы службы сотрудники сталкиваются с проблемами преодоления страха, неуверенности и неопределенности выбора при попадании в различные экстремальные и опасные ситуации, неизбежно возникающие в процессе правоохранительной деятельности.

Библиографический список

1. Лури, В.С. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / В.С. Лури. - М., 1991.

2. Кокова, Е.И. Актуальные проблемы огневой, физической, тактико-специальной и психологической подготовки сотрудников ОВД в современных условиях / Е.И. Кокова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2009. - № 3.

3. Буданов, А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности : учебно-практическое пособие / А.В. Буданов. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.