УДК 796:378
Владимир Анатольевич ГЛУБОКИЙ,
преподаватель кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
д1иЬоЫу@таП. ги
Ольга Анатольевна ЧУДИНОВА,
доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
chudinov44ol@yandex.ru
ОПЕРАТИВНО-БОЕВАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ НАРКОКОНТРОЛЯ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
OPERATIONAL-COMBAT AND PHYSICAL TRAINING OF OFFICERS OF DRUG CONTROL BODIES - PROBLEMS AND PROSPECTS
В настоящей статье излагается мнение авторов на содержание оперативно-боевой и физической подготовки сотрудников органов наркоконтроля.
The article presents the authors' opinion of the content of operational-combat and physical training of officers of drug control bodies.
Ключевые слова: служебная деятельность, физическая подготовка, огневая подготовка, курс стрельб, оперативно-боевые задачи, наркоконтроль.
Keywords: official activity, physical training, firearms training, range practice, operational and combat missions, drug control.
Служебную деятельность сотрудников органов наркоконтроля, связанную с задержанием лиц, подозреваемых в совершении наркопреступлений, применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, принято называть оперативно-боевой деятельностью, а подготовку к этой деятельности -оперативно-боевой и физической подготовкой (ОБиФП).
Понятие "'оперативно-боевая и физическая готовность" сотрудника включает в
себя физическую и психическую готовность к успешному выполнению оперативно-боевых задач, умелому применению физической силы, приемов рукопашного боя (боевых приемов борьбы) и специальных средств, огнестрельного оружия при пресечении противоправных действий, а также обеспечение высокой работоспособности сотрудников в процессе служебной деятельности.
Руководство ФСКН России большое внимание уделяет повышению уровня опе-
¡Алгоритмы высшей школы
ративно-боевой и физической подготовки сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для этого приказом ФСКН России от 23 декабря 2006 г. № 439дсп утверждена Программа оперативно-боевой и физической подготовки сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Программа), где предусмотрены занятия по огневой и физической подготовке, а также по специальной тактической и оперативно-тактической подготовке для всех категорий сотрудников наркоконтроля. Кроме того, Инструкцией по организации служебной подготовки сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [2] предписано в рамках служебной подготовки проводить занятия по специальной, оперативно-боевой и физической подготовке. Занятия по оперативно-боевой и физической подготовке организуются и проводятся в течение учебного года в служебное время. Распределение часов по разделам подготовки зависит от специфики служебной деятельности сотрудников.
Огневая подготовка сотрудников органов наркоконтроля регламентируется Инструкцией по организации и проведению стрельб в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Изучив нормативные акты ФСКН России, мы пришли к выводу, что содержание физической подготовки необходимо дополнить темой "Атлетическая подготовка" (или
"Силовая подготовка"). В содержание занятий по данной теме следует включить упражнения с гирями (рывок, возможно, толчок 2-х гирь разных весов), штангой, на тренажерах. Кроме того, в эту тему следует включить силовые упражнения на гимнастической перекладине (подтягивания, подъем ног к перекладине, подъем переворотом на перекладине, подъем силой на перекладине), параллельных брусьях (сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях), комплексно-силовое упражнение либо вынести упражнения на перекладине и брусьях в отдельную тему "Прикладная гимнастика". Основанием для этого является наличие этих упражнений в приложениях 6 и 7, а, судя по перечню тем, отдельных занятий для подготовки к выполнению этих упражнений не предусмотрено.
Следует учесть опыт Вооруженных Сил РФ, где с 2009 г. вступило в действие новое Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) [3]. В Наставлении предусмотрены 8 возрастных групп, что обусловлено тем, что под первую медико-возрастную группу у мужчин подпадает категория от 18 до 30 лет, но уровень физического развития начинает снижаться в среднем после 25 лет. Следовательно, и требования по физической подготовленности к категориям до 25 лет и до 30 лет должны несколько отличаться. Это доказано научными исследованиями по физиологии человека и физиологии спорта. [4,5]. Медико-возрастные группы, на наш взгляд, должны выглядеть таким образом:
Возрастные группы Мужчины Женщины
1-я до 25 лет до 25 лет
2-я от 25 до 30 лет от 25 до 30 лет
3-я от 30 до 35 лет от 30 до 35 лет
4-я от 35 до 40 лет от 35 до 40 лет
5-я от 40 до 45 лет от 40 лет до 45
6-я от 45 до 50 лет 45 лет и старше
7-я 50 лет и старше отсутствует
Соответственно, появится необходимость в разработке требований для оценки физической подготовленности сотрудников ФСКН России в соответствии с представленными медико-возрастными группами.
При оценивании индивидуальной физической подготовки сотрудников ФСКН России оценка " удовлетворительно" , на наш взгляд, должна выставляться, если все оценки не ниже "удовлетворительно". Неудовлетворительная оценка выставляется, если у сотрудника имеется хотя бы одна "двойка" по одному из упражнений, выносимых на проверку и характеризующих уровень развития двигательных качеств. Обоснование: развитие физических качеств должно оцениваться комплексно, если сотрудник не в состоянии выполнить силовой норматив, то он недостаточно силен, если не выполняет упражнение, характеризующее физическое качество "выносливость", то он не сможет длительно осуществлять двигательную деятельность. Кроме того, выносливость является одним из показателей развития сердечнососудистой и дыхательной систем. При низком уровне развития быстроты сотрудник на коротких дистанциях не сможет догнать лицо, подозреваемое в совершении преступления, и т.д.
По нашему мнению, контрольные нормативы по физической подготовке у сотрудников органов наркоконтроля следует принимать два раза в год - один раз в летнее и один раз в зимнее время года. В летнее время года для определения физического качества "выносливость" применяется кроссовый бег, в зимнее время - лыжная подготовка. В бесснежных районах или при отсутствии снежного покрова должен производиться прием норматива в беге на длинную дистанцию.
Также при проверке и оценке оперативно-боевой и физической подготовки подразделения органа наркоконтроля необходимо учитывать количество сотрудников, отнесенных к группе ЛФК и при превышении их 30% уровня снижать оценку по оперативно-боевой и физической подготовке подразделению на один балл.
На занятиях по физической подготовке рассматриваются вопросы изучения и совершенствования приемов нападения с оружием, в том числе с ножом. На наш взгляд, фраза "нападение с ножом" требует корректировки. Данную фразу следует перестроить в соответствии с Федеральным законом "О полиции" [1]. Например, "защита с использованием ножа в состоянии необходимой обороны". По закону "О полиции" в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены этим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. В то же время мы полагаем, что использование сотрудниками органов наркоконтроля холодного оружия должно иметь очень серьезные основания, а иначе возникнут вопросы правомерности его применения.
По нашему мнению, следует увеличить количество учебных часов на изучение темы "Наружный осмотр под угрозой применения оружия, надевание наручников (связывание)". Вопросы по данной теме рассматриваются в Программе (в теме "Помощь"), но в небольшом количестве практических занятий, а способы наружного осмотра, правильного надевания наручников или связывания имеют большое прикладное значение. Более того, предлагаем ввести в содержание учебных занятий вопросы проведения наружного осмотра двумя сотрудниками органов наркоконтроля одного или нескольких правонарушителей (элементы взаимодействия, страховки), а также особенности проведения наружного осмотра одним сотрудником двух-трех правонарушителей.
При изучении темы "Удушающие приемы" возможно рассмотрение способов удушения отворотом одежды, плечом и предплечьем, эти способы имеют более прикладное значение (в Программе рас-
Алгоритмы высшей школы
сматриваются лишь вопросы удушения палкой специальной).
На наш взгляд, следует внести изменения в п. 9 гл. 1, касающийся огневой подготовки сотрудников органов наркоконтроля. Мы считаем, что проведение занятий для оперативных подразделений не реже одного раза в месяц, а для других подразделений органов наркоконтроля не реже одного раза в квартал (формулировка "не реже" требует конкретизации) является недостаточным. Хотелось бы еще обратить внимание, что огневая подготовка является основным разделом Программы для всех подразделений органов наркоконтроля (п. 33 гл. 3 Программы) и имеет решающее значение при определении общей индивидуальной оценке по оперативно-боевой и физической подготовке сотрудника органа наркоконтроля.
Одной из задач профессиональной подготовки личного состава в органах наркоконтроля является обучение сотрудников умелому обращению с табельным оружием. Содержание занятий по огневой подготовке с сотрудниками органов наркоконтроля, как указывалось выше, определено Программой оперативно-боевой и физической подготовки. Материальная часть оружия, боеприпасов, приборов наблюдения изучается, как правило, в специально оборудованных местах (классах) с использованием учебного оружия, макетов, наглядных пособий.
Особое внимание при обучении следует обращать на подготовку к стрельбе, обслуживание оружия после стрельбы, устранение задержек, выработку у сотрудников устойчивых навыков и приемов стрельбы в различных ситуациях служебной деятельности.
Стрельбы проводятся в составе подразделений в соответствии с требованиями Курса стрельб (утвержден приказом ФСКН России от 27 декабря 2006 г. № 437дсп). На занятиях по стрельбе организуются учебные места для отработки упражнений учебных стрельб, подготовки оружия и боеприпасов к стрельбе, отработки нормативов, проверки знаний материальной части оружия.
Считаем, что выполнение упражнений учебных стрельб должно осуществляться поэтапно: 1 этап - изучение и тренировка приемов стрельбы без расхода боеприпасов (вхолостую); 2 этап - выполнение подготовительных упражнений с использованием 5,6 мм малокалиберного пистолета; 3 этап - выполнение упражнений из стрелкового оружия.
Беседы с сотрудниками полиции, прибывающими на повышение квалификации в СибЮИ ФСКН России, наблюдения за действиями слушателей факультета подготовки и повышения квалификации на занятиях по огневой подготовке выявили, что не везде уделяется достаточно внимания вопросам обучения сотрудников правильному извлечению пистолета из штатной кобуры закрытого типа для пистолета Макарова. Считаем, что навыки извлечения оружия из кобуры и быстрого приведения к бою жизненно необходимы. Огневые поединки с преступниками, как правило, длятся несколько секунд, и недостаточная подготовленность сотрудника приводит к выполнению множества лишних движений при извлечении оружия, на что тратится драгоценное время.
Второй этап обучения сотрудников органов наркоконтроля стрельбе из табельного оружия предусматривает использование малокалиберного оружия для обучения основным элементам техники стрельбы. Однако, опрос слушателей, прошедших обучение в СибЮИ ФСКН России на факультете подготовки и повышения квалификации, показал, что такое оружие на занятиях по огневой подготовке в подразделениях органов наркоконтроля практически не используется.
При проведении занятий по огневой подготовке, особенно на начальном этапе обучения, использование малокалиберного оружия для обучения технике стрельбы позволяет избежать отрицательно влияющих на обучаемого факторов: громкий звук выстрела, сильная отдача, большой радиус рассеивания пробоин при стрельбе и как следствие, снижение мотивации к обучению. Считаем, что при проведении занятий
с сотрудниками необходимо использовать разработанные методики тренировок спортсменов-стрелков из спортивного малокалиберного пистолета Марголина.
Третий этап обучения стрельбе предусматривает выполнение сотрудниками упражнений стрельб из боевого оружия. На этом этапе сотрудники должны совершенствовать умения и навыки, сформированные на первом и втором этапах обучения.
При планировании и организации занятий по огневой подготовке с сотрудниками органов наркоконтроля, по нашему мнению, кроме общепедагогических принципов обучения: доступности, наглядности, систематичности и последовательности, должен реализовываться специфический принцип: "Учить тому, что необходимо в служебной деятельности". Указанным принципом руководствовался А.В. Суворов, величайший полководец в истории России. Руководствоваться этим принципом - значит проводить обучение на достаточно высоком уровне профессиональных трудностей, без каких-либо послаблений, что позволит обеспечить постоянную готовность и способность сотрудников к применению оружия в различных ситуациях служебной деятельности.
На наш взгляд, сотрудников необходимо обучать не только стрельбе из пистолета. Важно обучать еще и безопасному обращению с оружием во время несения службы (при получении и сдаче в дежурной части, действиям с оружием на месте происшествия в ситуациях его применения: после предупредительного выстрела при задержании правонарушителей, в случае ранения преступника, при смертельном исходе и т.д.). Обучать таким действиям возможно во время занятий по огневой подготовке на специально организованных
учебных местах, по разработанным ранее вводным задачам, предусматривающим вначале выполнение действий с учебным оружием без стрельбы.
Моделировать реальные ситуации служебной деятельности возможно и при выполнении специальных упражнений стрельб, предусматривающих повышение физической и психологической нагрузки, создание задержек при стрельбе, усложнение мишенной обстановки и т.д. Такие занятия позволят обучать сотрудников тем необходимым двигательным действиям по обращению с оружием, которые пригодятся им во время несения службы.
Считаем, что представленные предложения по решению проблем, связанных с оперативно-боевой и физической подготовкой, требуют дальнейших научных исследований, проверки эффективности в условиях профессиональной подготовки сотрудников. Следует также учитывать материальные затраты, связанные с решение этих проблем. В целом имеющаяся нормативно-правовая база, условия обучения в образовательных учреждениях ФСКН России, позволяют решать основные задачи оперативно-боевой и физической подготовки сотрудников органов наркоконтроля.
Можно предположить, что в перспективе требования к оперативно-боевой и физической подготовленности сотрудников будут ужесточаться - это связано, прежде всего, с реалиями настоящего времени: осложнением общей криминогенной обстановки в стране; попытками организованными преступными сообществами увеличить сбыт наркотических средств на территории Российской Федерации; внешними и внутренними угрозами национальной безопасности.
Алгоритмы высшей ШКОЛЫ
Библиографический список
1. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.06.2013).
2. Об утверждении Инструкции по организации служебной подготовки сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ : приказ ФСКН России от 04.03.2008 № 87.
3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) : приказ министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 № 200.
4. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. -М.: Советский спорт, 2009.
5. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. - Киев: Олимпийская литература, 2001.