1. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 17.
2. Белянская О.В. Непосредственная реализация прав и свобод личности: монография. Тамбов, 2005. С. 66.
3. Исаков И.Н. Правовые акты в структуре правовой политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 4.
4. О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 2.03.2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. 2006. 5 мая.
6. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
7. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. С. 54.
8. Хаманева Н.Ю. Право граждан на подачу обращений // Гражданин и право. 2000. № 1. Июль.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4: от 18.12.2006. № 230-ФЗ (ред. от
08.11.2008) // Российская газета. 2006. 22 дек.
10. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10.12.2003. № 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Российская газета. 2003. 17 дек.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3: от 26.11.2001. № 146-ФЗ (ред. от
30.06.2008) // Российская газета. 2001. 28 нояб.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2: от 26.01.1996. № 14-ФЗ (ред. от
09.04.2009) // Российская газета. 1996. 10 февр.
13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Российская газета. 1996. 27 янв.
14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2001. 31 дек.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации.
Ч. 1: от 30.11.1994. № 51-ФЗ (ред. от
09.02.2009) // Российская газета. 1994. 8 дек.
16. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЭ (ред. от 05.04.2009 г.) // Российская газета. 2002. 20 нояб.
Поступила в редакцию 6.09.2009 г.
Firsova K.D. The law enforcement certificates-documents as an element of the mechanism of direct realization of the rights and personal freedoms. Having allocated and studied various classifications of the law enforcement certificates-documents of the person and leaning on researches of other authors, it is possible to draw a conclusion that the given certificates, being the independent will directed on realization and use of the rights of the person are significant element of the mechanism of direct realization of its rights and freedom.
Key words: person; certificate-document; classification; mechanism of direct realization; element.
УДК 342.8+35
ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© А.С. Пучнин
Статья посвящена анализу деятельности избирательной комиссии Тамбовской области по повышению правовой культуры избирателей. Изложены основные принципы инновационной концепции внедрения избирательного права в образовательный процесс.
Ключевые слова: выборы; образование; инновации.
В 2009 г. Тамбовщина пребывает в меж-выборном периоде. За плечами рекордный по количеству избирательных кампаний 2008 год - 578 кампаний разного уровня, включая выборы Президента России. Впереди 2010 год, когда тамбовскому избирателю будет необходимо сформировать 50 органов местного самоуправления и уже не за горами
2011 - год выборов депутатов Тамбовской областной думы пятого созыва.
В межвыборные сезоны слегка утихают страсти, но не прекращается работа. И по этому поводу уместно вспомнить слова Авраама Линкольна о том, что выборы - это промежуток между днями голосования. Сложно не согласиться с этим тезисом, на-
блюдая за тем, как выборы пронизывают всю современную политику, а часто и мотивируют социальные или экономические процессы.
Но все-таки в этом году, когда Тамбовщина отдыхает от больших политических баталий, не просто можно, но и нужно, оценивая прошлые кампании, делать выводы и готовить будущие.
Тема, которую мы хотели бы рассмотреть, связана с повышением правовой культуры избирателей как части образовательной среды, также была заявлена на IV Всероссийскую Чичеринскую конференцию - «Выборы. Образование. Инновации», на первый взгляд не имеет практического назначения и может показаться трудносоотнесенной с выборами. Вместе с тем так же как, по словам Бисмарка, войну выигрывают учителя и приходские священники, так и выборы делает школьный учитель [1]! Или не делает!!! И тогда государство остается без гражданина, потому что роль школ в воспитании правосознания будущих избирателей трудно переоценить.
Необходимость постоянной работы с учебными заведениями не только во время больших или малых кампаний явилась одной из основных оценок прошедших избирательных сезонов. Причем полагаем, что очень важно сохранять академическую деликатность при реализации намечаемых сегодня в области проектов. Внедрение в школу или высшее учебное заведение базовых или дополнительных курсов о выборах должно проходить последовательно и именно ДЕЛИКАТНО, чтобы избежать политизированности. Здесь требуется соблюдение врачебного принципа - не навреди! Этот тезис постараемся раскрыть и доказать.
Для начала несколько слов о явке как социальном факторе. В явке заинтересованы все - государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии, общественные организации и движения. Безусловно, в силу какой-то разумной традиции явка стала оценкой деятельности избирательных комиссий, поскольку показывает, как эти комиссии смогли мотивировать участие избирателя в делах государства, насколько эффективна была информационноразъяснительная деятельность комиссий.
Вместе с тем предлагаем задаться вопросом, который может перевернуть ситуацию,
но с ног на голову! Должен ли быть заинтересован в явке сам ИЗБИРАТЕЛЬ?!
Для нас ответ очевиден - должен! С одной стороны, избиратель вправе принимать участие в выборах, с другой стороны, должно быть желание реализовывать это право. И именно это желание следует формировать и поддерживать всем заинтересованным институтам, но не опошляя его, не обращая в умозрительный гражданский долг!
Поддерживать локальный интерес к выборам в течение 3-4 месяцев достаточно просто. Для этого, как правило, хватает обилия информации о кандидатах и партиях, заявленных на выборах, особенно федерального уровня. Насыщение информационного пространства должно остаться в деятельности кандидатов, публичных органов, избирательных комиссий одной из главных задач.
На протяжении нескольких лет на научно-практических Чичеринских конференциях большая роль отводится формированию политической и правовой культуры избирателей, что совпадает с одним из главных направлений деятельности любой избирательной комиссии.
Даже участковая избирательная комиссия, действующая локально и в течение всего одного месяца, при организации своей работы авторитетно, законно, добротно, делает для развития правовой культуры избирателя чуть ли не больше, чем все остальные, поскольку формирует отношение вообще и к выборам, и к государству, как бы не врали потом проигравшие, побежденные или иные заинтересованные в кризисе государства лица и институты.
Работу в области повышения правовой культуры избирателей мы полагаем одной из важнейших составных частей подготовки и проведения выборов. И здесь у нас есть определенные наработки, равно как и у других субъектовых комиссий.
Все это происходит на плановой основе с должным или минимальным финансированием, включенным в целевые программы, или за счет текущей деятельности комиссий. Но все-таки происходит. Есть существенные доказательства, выраженные в цифрах явки -март 2008 г. собрал в области рекордное гражданское участие и для области, и для всего ЦФО - 78,48 %.
Главный субъект электоральных процессов - избиратель - требует к себе самого серьезного внимания, которое следует обращать на него не только во время избирательных кампаний и не только, когда он достиг возраста гражданской зрелости.
Итак, перейдем к сути предмета. Избирателя, а вернее гражданина, нельзя формировать и мотивировать только во время избирательных кампаний. Начало этого процесса должно приходиться даже не на школу.
Подготовка будущих избирателей - молодых людей к формированию позитивного и активного электорального поведения, отношения к выборам, Конституции России и избирательному законодательству, конструктивным политическим процессам должна происходить, как нам представляется, поступательно, многоступенчато: от детского сада до вуза, от ребенка 5-7 лет до студента.
В данном случае считаем уместным сделать несколько зарисовок мероприятий, проведенных на территории области, с целью сделать некий аналитический срез того, что есть, и того, что может быть.
У детей, которые еще не включились в политические процессы, не читают соответствующую литературу, да и не должны читать, не смотрят политические передачи, да и не должны смотреть, представление о выборах и демократии наивное и далекое от реальности. Свои впечатления о «взрослой жизни» дети изображают на бумаге как сказочное действо, с обязательным участием в нем своих родителей, иногда представляя себя в качестве избирателя, опускающего бюллетень в ящик для голосования. Это подтверждается теми рисунками, что присланы нам в ходе проведения конкурса рисунков детей и младших школьников по избирательной тематике. Мы издали альбом по его итогам «Я рисую выборы».
Эта радужность или сказочность представлений далеко не вредна, поскольку и родители, и воспитатели, и учителя неизвестно какими чудовищами должны быть, чтобы на вопрос ребенка, что такое выборы, смогли бы ответить: «Не думай об этом, государство и выборы - это плохо». Как показывает практика, у взрослого есть намерение объяснить эти процессы позитивно. Но возникает другой вопрос! Сможет ли он это сделать?!
Мы решили изучить подготовку школьного учителя в сфере выборов и провели следующий эксперимент.
Для установления уровня правовых знаний учителей начальных классов и педагогов системы дополнительного образования Тамбовской области, навыков разъяснительной работы с детьми младшего школьного возраста о выборах в государстве проведен конкурс на лучший рассказ для детей на тему: «Что такое выборы?». Итоги показали, что в учреждениях дошкольного образования педагоги имеют достаточный потенциал для систематического проведения специальных занятий с детьми старших и подготовительных групп, но более активно включились в конкурс учителя начальных классов, среди которых и были выявлены победители.
Вместе с тем, несмотря на, безусловно, необходимую для таких рассказов популярную и упрощенную форму изложения материала, встречаются фактические ошибки, путаница в событиях, что показывает недостаточную информативную подготовленность, в общем-то, талантливых педагогов.
Полагаем возможным в младшей школе вне пределов школьной программы, может быть, в игровой форме объяснять детям о том, что происходит вокруг, имея ввиду выборы, информация о которых проходит по средствам массовой информации или как-то иначе.
Школьники средней ступени и старшие школьники - это основной потенциал, с которыми надо работать всерьез, приготовляя к гражданству, несмотря на то, что избирателями они станут через несколько лет. Ведь школы - это своеобразный опорный пункт для избирательных комиссий: там и будущий избиратель, и организатор выборов в лице учителя, и традиционное место голосования избирателей (из 1026 избирательных участков в образовательных учреждениях размещено 400, или 28 %).
Именно в средней и старшей школе следует «подхватывать» будущих избирателей, но уже граждан, внушением и информированием, через личную заинтересованность, которая может проявляться в соревновательных, состязательных мероприятиях, прививая традицию выбирать и выбираться.
В последние несколько лет в начале учебного года в школах проходят выборы
Советов школьного самоуправления, президентов школ, мэров класса. В городах и районах области созданы разнообразные детские организации.
Молодежный парламентаризм - форма самоуправления, доказавшая свою жизнеспособность и притягательность для активных молодых людей. Некоторые «неактивные» в ходе школьного парламентаризма тоже подтягиваются. Это первый опыт применения избирательных правил. Тот, кто прошел школу молодежных представительных органов, может реально представлять себе цели и задачи избирательного процесса в федеративном устройстве и российской государственности.
Мы стараемся участвовать в процессе формирования молодежного парламента области, оказывая методическую помощь в организации выборного процесса в этот представительный орган.
Политическая приверженность и активная жизненная позиция объединяет старшеклассников в различные общественные движения и организации. Так, 5 февраля 2009 г. в избирательной комиссии Тамбовской области состоялась встреча с лидерами региональных отделений Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия «Единой России», Общероссийской общественной организации «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации» (СКМ РФ), молодежной организации ТРО «ЛДПР», молодежного «ЯБЛОКА», Лиги «Справедливости», Российского союза молодежи «Молодежные инициативы», Общероссийской общественной организации инвалидов «Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», Содружества молодых юристов. Намечен план взаимодействия. Мы перечислили сейчас не все молодежные организации, а только те, кто действительно проявляет интерес и к общественной деятельности, и к выборам. Подчеркиваем, список этих организаций остается открытым.
В Тамбове активно действует Детская городская дума. Ребята поражают нас независимостью мышления, открытостью высказываний, мировоззренческими позициями, политической убежденностью.
Избирательная комиссия области накопила определенный опыт работы с потенциальными избирателями и избираемыми. Дан-
ная работа проводится планово в межвыбор-ный период, когда традиционным стало проведение конкурсов среди учащихся средних общеобразовательных школ на знание избирательного права и процесса в форме письменных работ, фотоконкурсов, конкурсов рисунков и плакатов, эскизов макетов приглашений на выборы, викторин, тематических уроков, бесед. Соорганизаторами этих мероприятий становятся школы, техникумы, профессиональные училища, библиотеки при финансовой поддержке органов местного самоуправления.
Эффективность реализации Программы информационно-разъяснительной работы в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний 2007-2008 гг. можно оценить по активности избирателей в единый день голосования и, в частности, по активности молодежи до 30 лет и впервые голосующих - 18 летних избирателей. Имеется официальная статистика: на выборах депутатов Государственной Думы проголосовало 79,5 % от включенных в списки; а на выборах Президента России - 92,1 % от включенных в списки.
Концентрируются подобные мероприятия в период проведения ежегодных Дней молодого избирателя. Избирательные комиссии не ограничиваются временными рамками одного дня, установленного ЦИК России, и, как правило, организуют мероприятия, рассчитанные на 2-3 дня, даже неделю, стараясь при этом применять что-то новое, эксклюзивное. Нестандартность формата мероприятия делает его привлекательным для студентов учебных заведений области, говоря с ними на понятном им языке - коммуникативном и современном. Например, в 2007 г. впервые проведен конкурс граффити, отражающий призыв к активному участию молодежи в голосовании на выборах, в 2008 г. -выставка лучших плакатов конкурса среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования Тамбовской области «Я выбираю!», в этом году - интернет-викторина среди студентов учебных заведений области по вопросам избирательного права, ледовая дискотека «Твой ВЫБОР!». Самыми массовыми и зрелищными остаются спортивные состязания под общим девизом «Молодежь ВЫБИРАЕТ спорт»: матчевые встречи по мини-футболу и хоккею, лыжные
соревнования. Тема выбора остается актуальной для молодых людей не только в дни голосования, но и в повседневной жизни, что нашло отражение в выступлениях команд КВН, участвовавших в областном конкурсе «Молодежь ВЫБИРАЕТ.. ».
Организация и проведение подобных мероприятий не является самоцелью для избирательных комиссий области. Если проанализировать действенность и эффективность этой работы на примере хотя бы одной территориальной комиссии, мы увидим, как это отражается на явке молодежи на выборы. Территориальная избирательная комиссия города Кирсанова запланировала и провела 6 различных акций с 11 по 15 февраля 2008 г., в каждом из которых приняло участие более 300 человек, явка 2 марта 2008 г. - 93,5 % от впервые голосующих, внесенных в списки.
Можно продолжить рассказ о многочисленных мероприятиях и акциях, посвященных выборам. Но, повторимся, обилие стихийных мероприятий, проводимых в Дни молодого избирателя и вне этих дней, не заменит системных образовательных и воспитательных процессов. Подобные акции должны иметь обратную связь, а это возможно только в случае, если 16-летний гражданин, выходя из школы, готов через два года стать избирателем и знает, как им быть.
В связи с этим нами предлагается проект Концепции внедрения избирательного права в образовательный процесс. Хотя все-таки лучше этот предмет назвать просто - «Выборы».
Г. Гегель в «Философии права» утверждал: «Истинное действительно только как система» [2]. И проведенный нами анализ эффективности мероприятий, организованных в рамках Дней молодых избирателей, в процессе реализации программы по повышению правовой культуры, итогов голосования не только на федеральных, но и на муниципальных выборах, показывает, что и будущим, и молодым избирателям не хватает именно системности знаний по избирательному праву. Это серьезная недоработка организаторов учебных процессов, приводящая к правовой неграмотности и правовому нигилизму молодежи. Ребята путаются в элементарных понятиях, не знают органов управления на территории их муниципальных образований, чем отличаются полномочия депутатов представительных (законодательных
органов) различного уровня. Собственно, что такое Президент и чем он занимается - тоже не всегда знают. Наглядным примером, так сказать, своеобразным срезом может служить проведенная в апреле текущего года олимпиада среди старшеклассников в форме творческого конкурса на знание избирательного права и избирательного процесса, по результатам которой три победителя зачислены на бюджетные места в ТГУ им. Г.Р. Державина. выявившая недостаточную подготовленность самих учителей - научных руководителей участников конкурса, использовавших устаревшие нормативные акты и неактуальную литературу.
Проблематика избирательного права в средней школе изучается на ступенях основного общего (5-9 классы) и среднего (полного, 10-11 классы) общего образования как в рамках учебного плана, так и за его пределами в системе дополнительного образования. Действующий базисный учебный план содержит два компонента: образовательного учреждения и региональный. Часы регионального компонента могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов, введения новых предметов, факультативов, дополнительных модулей, спецкурсов и практикумов и т. д. Нам известно, что в 9 классах часы регионального компонента рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся. Но среди этих часов нет избирательного права. Анализ образовательных программ основного общего и полного образования показывает, что на изучение вопросов избирательного процесса в общем двухлетнем курсе общест-вознания отводится не более 3 часов, а в базовом курсе права - всего 1 час! Несмотря на это интерес школьников к предмету заметно растет год от года, что подтверждается при проведении единых государственных экзаменов. И это накладывается на не всегда качественные знания самого учителя.
Проблемы, подлежащие разрешению, следующие:
1) количество часов, отводимых на изучение вопросов избирательного права, явно недостаточно для формирования сознательной позиции обучающихся как потенциальных избирателей, способных целенаправленно и осознанно принимать участие в процес-
се формирования органов государственной и муниципальной власти;
2) изучению процесса выборов в органы законодательной власти субъектов РФ и местного самоуправления уделяется недостаточное внимание, как и изменению нормативно-правовых актов, регламентирующих этот процесс;
3) при изучении основ избирательного права исключен практикоориентированный подход;
4) изучение основ избирательного права как отдельных элективных (обязательных учебных предметов по выбору учащихся) курсов и предметов на данном этапе представляется малоэффективным в силу отсутствия разработанных на должном уровне специализированных учебных курсов и учебных пособий.
Рассмотрение инновационных методов преподавания гуманитарных дисциплин, связанных с выборами, являлось одной из целей IV Всероссийской научно-практической Чи-черинской конференции «Выборы. Образование. Инновации». Концептуально это представляется двухступенчатой системой внедрения в образовательный процесс специализированного курса избирательного права и процесса: первое - научить учителя (преподавателя), второе - научить ученика (студента). Реализация первого возможна через включение в программу повышения квалификации преподавателей отдельной темы, например, «Избирательный процесс - основа формирования власти». Для этого необходима доступная для усвоения и разработки в конкретные методические планы занятий теоретическая база, которую мы обязуемся подготовить совместно с профессорско-преподавательским составом ТГУ им. Г. Р. Державина.
Кстати, идея создания специального учебного пособия для всех уровней образовательных учреждений созрела не только как теория, но и обретает реальные формы. Имея
такое пособие, учитель основной школы, преподаватель вуза будет иметь возможность самостоятельно сформировать план урока, т. е. начнется реализация второй части концепции, имеющей выраженный практикоориентированный характер. Причем иллюстрацией к пособию будут служить наработанные комиссией методические рекомендации, фильмы, ролики, образцы агитационных материалов и т. п.
Мы понимаем, что без поддержки органов власти, областных или на местах, идея останется теорией. Наша инициатива находит своих сторонников, в частности управление образования и науки Тамбовской области.
Осознание того, что обучение основам избирательного права и процесса - не местечковая компанейщина, а общегосударственное дело, подтверждается и рядом решений ЦИК России заключить договоры с ведущими учебными заведениями страны на подготовку кадров для избирательных комиссий. Избирательная комиссия Тамбовской области рассчитывает на то, что в их число попадет и ТГУ им. Г. Р. Державина, имеющий необходимую базу, достойных специалистов и методические наработки по избирательному праву и процессу.
1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. М., 1940-1941. Т. 3. С. 86.
2. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 93.
Поступила в редакцию 9.09.2009 г.
Puchnin A.S. Increase of legal culture of voters as a part of the educational environment. Article is devoted to the analysis of activity of election committee of the Tambov region on increase of legal culture of voters. Main principles of the innovative concept of introduction of the suffrage in educational process are stated.
Key words: elections; formation; innovations.