УДК 32.019.5(470+571) НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
М.В. ДАНИЛОВ
В статье рассматривается процесс и механизмы политизации молодого поколения как технологии политического управления. На основе материалов Избирательной комиссии Саратовской области с помощью корреляционного анализа исследуются действия власти по вовлечению молодежи в политику.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: политизация, молодежь, выборы, политическое управление.
Среди многообразия форм политического участия, наиболее массовым способом вовлечения населения в политику остаются выборы. Вовлечение граждан в избирательный процесс является одной из центральных технологий политизации общества. Можно уверенно говорить, что электоральные формы являются квинтэссенцией участия человека в политической жизни. Все прочие виды политической активности в качестве итога, цели предполагают реализацию электоральных процедур как основного способа овладения властью в условиях представительной демократии. Выборы — тот «перекресток», на котором сходятся потоки институционализированного и стихийного участия, рациональной и иррациональной деятельности людей.
Политизация общества посредством вовлечения граждан в избирательный процесс, понимаемая как технология политического управления, основана на принципе мобилизационного участия в политическом пространстве. Именно в мобилизационном характере политизации раскрывается сущность давления политической элиты на неполитический социум. Мобилизационный характер электоральной политизации проявляется в соревновании элит, неудовлетворенных своим положением в иерархии властных отношений, либо стремящихся сохранить устраивающий их статус-кво, за электорат и его перетягивание на свою сторону посредством использования различных политических технологий. Как свидетельствует опыт российских выборов, электоральный процесс всегда воспринимался отечественными политическими элитами, не как стихия с непредсказуемыми результатами, а как процедуры, подверженные внешнему формирующему и корректирующему воздействию.
Институтами, реализующими данную технологию, выступают избирательные комиссии различного уровня. Тот факт, что наиболее массовая, электоральная форма политического участия оказывается в фокусе внимания государственных структур, свидетельствует о стремлении элиты контролировать политическую активность населения и направлять ее по тем каналам, которые соответствуют моделям политизации, выгодным власти. В качестве примера управляемой политизации общества могут служить программы «Правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов». Проведем анализ того, что включали в себя и как реализовывались данные программы на территории Саратовской области.
Программы правового просвещения принимались в Саратовской области, начиная с 1996 года. Они включали в себя долгосрочные и оперативные мероприятия образовательного, информационного и организационного характера, направленные на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения и обучения всех участников избирательного процесса в Саратовской области. Одним из важнейших разделов данных программ выступает «Правовое просвещение избирателей». В программе 2005-2008 годов указывалось: «Принимая во внимание, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, ведущее место в процессе правового просвещения избирателей занимает подготовка молодежи к участию в
* Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Государственный контракт № 14.А18.21.0100.
избирательном процессе: повышение правовой культуры и гражданской активности молодежи, развитие умений и навыков ораторского мастерства, культуры ведения публичных дискуссий, знаний основных положений избирательного законодательства Российской Федерации»1. Данная установка выражалась в целом комплексе мероприятий:
— был реализован проект «Музейные технологии и избирательный процесс», включавший в себя подготовку и размещение стационарной экспозиции в Саратовском областном музее краеведения, посвященной истории выборов в Саратовской области; экспозиции по избирательной тематике в краеведческих музеях муниципальных образований области;
— совместно с Министерством культуры был запущен проект «Библиотеки в правовом просвещении избирателей», заключавшийся в организации тематических выставок в библиотеках г. Саратова и муниципальных библиотеках; организации клубов молодых избирателей при муниципальных библиотеках; обеспечении нормативно-правовой литературой по избирательному праву библиотек области; проведении ежегодного конкурса среди библиотек области по повышению гражданско-правовой культуры избирателей;
— совместно с Министерством образования в Саратовской области были проведены конкурсы, олимпиады, деловые игры молодых и будущих избирателей по тематике избирательного права, избирательного процесса, гражданско-правовой тематике, в том числе ежегодный конкурс среди студентов и аспирантов Саратовской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, социологическим проблемам проведения выборов и референдумов; конкурс молодежного предвыборного плаката; конкурс школьных сочинений на темы предстоящих выборов органов местного самоуправления, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, Президента Российской Федерации;
— изготовлены и распространены среди избирателей информационные материалы, листовки, брошюры с разъяснениями основных положений избирательного законодательства;
— проведены консультативные семинары по избирательному праву и избирательному процессу для учителей, ведущих курсы «Правоведение», «Конституция Российской Федерации»;
— организовано прохождение студентами высших учебных заведений производственной практики в избирательной комиссии Саратовской области, соответствующих территориальных избирательных комиссиях;
— организованы и проведены совместно с Секретариатом Круглого стола молодежных и детских общественных объединений г. Саратова дискуссионных форумов среди молодежи Саратовской области по проблемам участия молодежи в политической жизни общества;
— создана база данных из числа старшеклассников, студентов, аспирантов — победителей и активных участников мероприятий, проводимых избирательной комиссией Саратовской области, молодежных активистов для занесения их в кадровый резерв избирательных комиссий2.
Как видим, представленный перечень достаточно внушителен и включает в себя достаточно широкий спектр мер по воздействию на политическую активность избирателей. Однако не трудно заметить и основной пробел в используемых технологиях политизации: фактически единственной целевой группой была молодежь. С одной стороны вовлечение молодежи в электоральный процесс, обучение основам знаний о выборах является, безусловно, положительным начинанием. В то же время, с позиций политических
1 Программа правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в Саратовской области на 2005-2008 годы. Утверждена Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 27 декабря 2004 года №01-10/40-П.
2 Комплекс мер по реализации Программы правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в Саратовской области на 2005-2008 годы. Приложение к Программе правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в Саратовской области на 2005-2008 годы, утвержденной постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 27 декабря 2004 года № 01-10/40 - П.
технологий, ориентация только на молодежь была ошибочной, поскольку молодое поколение является крайне недисциплинированной группой избирателей. И в следующей программе, рассчитанной на 2009-2012 годы, это обстоятельство было учтено. Как было заявлено в программе «Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления власти является низкий уровень правовых знаний и информированности о деятельности указанных органов, не только у молодежи, но и у участников избирательного процесса более старшего возраста. В связи с этим, ряд мероприятий Программы направлен именно на эту категорию избирателей»3.
Однако конкретный перечень мероприятий, призванных реализовать на практике установки данной программы оказался вновь ориентированным в подавляющем большинстве случаев на молодежь, повторяя основные положения предыдущего документа. Политизация других групп избирателей предполагалась посредством таких действий, как:
— изготовление и распространение среди избирателей информационных материалов, листовок, брошюр с разъяснениями основных положений избирательного законодательства;
— подготовка и размещение в салонах общественного транспорта информационных материалов, содержащих основные положения избирательного законодательства, информацию о предстоящих выборах. Размещение аналогичной информации на объектах наружной рекламы;
— разработка и реализация плана мероприятий по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями4.
Одной из наиболее волнующих политтехнологов проблем является связь между результатами голосования и возрастом избирателей. Своеобразной антитезой участию молодежи в электоральном процессе является активность в нем пенсионеров. Воздействие на нужные демографические группы становится центральным направлением приложения управленческих усилий. Ниже приведены данные проведенного парного корреляционного анализа данных государственной статистики о численности пенсионеров (на 1000 чел. населения) в регионах России и официальных сведений о явке на выборы в разрезе субъектов федерации на временном интервале 1990-2011 годов. Исходная предпосылка заключалась в том, что, чем выше доля пенсионеров, тем ниже влияние молодого поколения на ход и итоги голосования.
0,4
0,3
0,2
ОД
О
-0,1
-0,2
-0,3
-0,4
-0,5
-0,6
■Числопенсионеров (на 1000 чел .населения)
Рис. Изменение коэффициента корреляции между явкой на парламентские выборы и числом пенсионеров (на 1000 человек населения)
На графике показана динамика зависимости уровня электорального вовлечения в политику в связи с таким показателем, как старость/молодость региона, определяемым долей пенсионеров. В 2000-е годы произошло кардинальное изменение направленности связи между явкой на выборы и долей пенсионеров в регионе по сравнению с 1990-ми го-
3 О Программе правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в Саратовской области на 2009-2012 годы. Постановление Избирательной комиссии Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 01-09/102-П.
4 Комплекс мер по реализации Программы правового просвещения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в Саратовской области на 2009-2012 годы. Постановление Избирательной комиссии Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 01-09/102-П.
дами. В 1990-е годы мы наблюдаем наличие устойчивой положительной связи: чем выше доля пенсионеров в регионе, тем выше в нем явка на парламентские выборы. В 2000-е го- ды происходит изменение ситуации на прямо противоположную: молодые регионы (преж- де всего республики Северного Кавказа) показывают более дисциплинированное участие в голосованиях. Помимо «северокавказского» фактора, на такой расклад повлиял процесс смены поколений пенсионеров, связанный с тем, что политизированные пенсионеры 1990-х, были «разбавлены» деполитизированными пенсионерами 2000-х.
Дополнительные исследования корреляций между количеством пенсионеров и результатами парламентских выборов 2007 и 2011 годов показали, что пенсионеры остаются главным сегментом электоральной поддержки оппозиции. Так, коэффициент корреляции между голосованием за «Единую Россию» и долей пенсионеров в регионе в 2007 году составил г=-0,53, а в 2011 году — г=-0,49. Однако благодаря тому, что явка на выборы и доля пенсионеров в населении регионов находятся в обратной зависимости, негативное влияние оппозиционности пенсионного электората в 2000-е годы было компенсировано чрезвычайно высокой явкой в молодых регионах.
Анализ процесса вовлечения молодых граждан в политику убеждает нас в том, что рассматривать данный процесс нужно не как стихийный и спонтанный, а как технологически управляемый. Мы имеем в виду возможность использования политизации населения для достижения неполитических целей либо мобилизации неполитических ресурсов ради политических интересов, для чего нужны соответствующие инструменты. В случае с выборами таким инструментом, переводящим вовлечение граждан в политику в регулируемые и управляемые рамки, является так называемый административный ресурс. Административный ресурс выступает в качестве способа стимуляции политической мобилизации там и тогда, когда это необходимо правящей элите, а также может оказывать демобилизующее воздействие в тех случаях, когда неконтролируемый рост политического участия угрожает стабильности властно-элитной конструкции. В 2000-е годы был осуществлен ряд мероприятий, направленных на расширение возможностей административного регулирования явки как формального (переход на пропорциональную систему избрания Государственной Думы, увеличение заградительного барьера, запрет на создание избирательных блоков, отмена графы «против всех» в бюллетенях и порога явки), так и неформального плана (борьба за явку там, где это необходимо, организация победы нужной партии или кандидата). Такие нормативные основания задают институциональные условия «ручного» управления вовлечением граждан в электоральные процедуры.
SOME ASPECTS OF THE MANAGEMENT THE POLITICIZATION OF YOUTH IN RUSSIA M.V. DANILOV
Saratov Chernyshevsky State University
e-mail: [email protected]
The paper presents an understanding of the process and mechan- isms of politicizing the younger generation as the technology of political management. On materials of the Electoral Commission the Saratov re- gion and on the basis of correlation analysis examined the government's actions to involve young people in politics.
Keywords: politicization, political management, elections, youth.