Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА: КОМПРОМИСС СТРАХОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ И БЮДЖЕТА'

ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА: КОМПРОМИСС СТРАХОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ И БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / RETIREMENT AGE / СТРАХОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / INSURANCE PRINCIPLES / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ / PENSION ENTITLEMENT FORMATION / БЮДЖЕТ / BUDGET / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / GOVERNMENT PENSION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Аркадий Константинович, Донцова Светлана Александровна

Повышение пенсионного возраста все более активно обсуждается как важнейший инструмент преодоления «бюджетного кризиса» и залог долгосрочной устойчивости государственной пенсионной системы. Зачастую утверждается, что именно мораторий на повышение пенсионного возраста является причиной современного «дефицита бюджета ПФР». При этом традиционно ссылаются на «западные эталоны» пенсионных систем, где возраст назначения пенсий установлен на уровне 65 лет и выше, не акцентируя внимание на экономические и социальные условия, в которых функционируют успешные западные пенсионные системы. Цель. Обосновать целесообразность стабилизации пенсионной системы РФ не только на основе механизма повышения уровня пенсионного возраста, но и путем урегулирования макроэкономических факторов формирования пенсионных прав с учетом социально-экономических условия развития страны. Задачи. Выделить демографические и социально-трудовые факторы оценки пенсионного возраста в России и за рубежом; оценить возможность внедрения компромисса между интересами нынешних и будущих пенсионеров; смоделировать четыре гипотетических варианта развития системы обязательного пенсионного страхования. Методы. В работе используются методы экономического, статистического и сравнительного анализа - для мужчин, по данным статистики за 2012 г. Моделирование результатов повышения пенсионного возраста по всем вариантам осуществлялось с использованием долгосрочного макропрогноза, основанного на прогнозе Минэкономразвития России до 2018 г. (по варианту 1 от 24 марта 2015 г.). Результаты. В статье авторами дается детальное, актуарное обоснование условий и факторов изменения пенсионного возраста в РФ. Смоделировано пять вариантов развития системы пенсионного страхования в России. Сделан вывод о том, что в современных макроэкономических условиях формирования пенсионных прав повышение пенсионного возраста не только не позволит стабилизировать пенсионную систему, но наоборот, после краткосрочной и незначительной экономии на переходном периоде существенно повысит расходы бюджета ПФР и соответственно федеральные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retirement Age Increase: Compromise between Insurance Principles of Pension Entitlement Formation and Budget

A retirement age increase is increasingly being discussed as a crucial instrument for overcoming the “budget crisis” and serving as a guarantee of the pension system’s longterm stability. A moratorium on retirement age increases is widely considered to be the catalyst of the contemporary Russian Pension Fund’s budget deficit. This view often cites the “Western standards” of pension systems, where the retirement age is set at 65 years or higher, but this overlooks the economic and social conditions in which successful Western pension systems function. Aim. To substantiate the expediency of stabilizing the Russian pension system not only based on a retirement age increase but also based on the regulation of macroeconomic factors of pension entitlement formation considering socioeconomic conditions of the country’s development. Tasks. To determine demographic, social, and labour factors involved in retirement age assessment in Russia and abroad; to evaluate the possibility of a compromise between the interests of present and future retirees; and to model four hypothetical versions of mandatory pension insurance system development. Methods. The article uses methods of economic, statistical, and comparative analysis applied to men’s data according to 2012 statistics. Modelling retirement age increases across all versions was performed using a long-term macroforecast based on the projections through 2018 made by the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation (first edition dated March 23, 2015). Results. The article provides a detailed actuarial substantiation of the conditions and factors of an increased retirement age in the Russian Federation. Four versions of mandatory pension insurance system development in Russia were modelled. The authors concluded that in current macroeconomic conditions, a retirement age increase will not only fail to ensure the pension system’s stabilization, but rather significantly increase budget spending for the Russian Pension Fund and, consequently, federal spending, after a short period of modest savings.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА: КОМПРОМИСС СТРАХОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ И БЮДЖЕТА»

Повышение пенсионного возраста: компромисс страховых принципов формирования пенсионных прав и бюджета

Retirement Age Increase: Compromise between Insurance Principles of Pension Entitlement Formation and Budget

о

CD

УДК 364

< >

Соловьев Аркадий Константинович

начальник департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда России (Москва), доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России 119991, Москва, ул. Шаболовка, д. 4

Solov'ev Arkadiy Konstantinovich

Russian Pension Fund Shabolovka Str. 4, Moscow, Russian Federation, 119991

Донцова Светлана Александровна

заместитель начальника департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда России (Москва)

119991, Москва, ул. Шаболовка, д. 4

Dontsova Svetlana Aleksandrovna

Russian Pension Fund Shabolovka Str. 4, Moscow, Russian Federation, 119991

Повышение пенсионного возраста все более активно обсуждается как важнейший инструмент преодоления «бюджетного кризиса» и залог долгосрочной устойчивости государственной пенсионной системы. Зачастую утверждается, что именно мораторий на повышение пенсионного возраста является причиной современного «дефицита бюджета ПФР». При этом традиционно ссылаются на «западные эталоны» пенсионных систем, где возраст назначения пенсий установлен на уровне 65 лет и выше, не акцентируя внимание на экономические и социальные условия, в которых функционируют успешные западные пенсионные системы.

Цель. Обосновать целесообразность стабилизации пенсионной системы РФ не только на основе механизма повышения уровня пенсионного возраста, но и путем урегулирования макроэкономических факторов формирования пенсионных прав с учетом социально-экономических условия развития страны.

Задачи. Выделить демографические и социально-трудовые факторы оценки пенсионного возраста в России и за рубежом; оценить возможность внедрения компромисса между интересами нынешних и будущих пенсионеров; смоделировать четыре гипотетических варианта развития системы обязательного пенсионного страхования.

Методы. В работе используются методы экономического, статистического и сравнительного анализа — для мужчин, по данным статистики за 2012 г. Моделирование результатов повышения пенсионного возраста по всем вариантам осуществлялось с использованием долгосрочного макропрогноза, основанного на прогнозе Минэкономразвития России до 2018 г. (по варианту 1 от 24 марта 2015 г.).

Результаты. В статье авторами дается детальное, актуарное обоснование условий и факторов изменения пенсионного возраста в РФ. Смоделировано пять вариантов развития системы пенсионного страхования в России. Сделан вывод о том, что в современных макроэкономических условиях формирования пенсионных прав повышение пенсионного возраста не только не позволит стабилизировать пенсионную систему, но наоборот, после краткосрочной и незначительной экономии на переходном периоде существенно повысит расходы бюджета ПФР и соответственно федеральные.

Ключевые слова: пенсионный возраст, страховые принципы, формирование пенсионных прав, бюджет, государственная пенсионная система

A retirement age increase is increasingly being discussed as a crucial instrument for overcoming the "budget crisis" and serving as a guarantee of the pension system's long-term stability. A moratorium on retirement age increases is widely considered to be the catalyst of the contemporary Russian Pension Fund's budget deficit. This view often cites the "Western standards" of pension systems, where the retirement age is set at 65 years or higher, but this overlooks the economic and social conditions in which successful Western pension systems function.

Aim. To substantiate the expediency of stabilizing the Russian pension system not only based on a retirement age increase but also based on the regulation of macroeconomic factors of pension entitlement formation considering socioeconomic conditions of the country's development.

Tasks. To determine demographic, social, and labour factors involved in retirement age assessment in Russia and abroad; to evaluate the possibility of a compromise between the interests of present and future retirees; and to model four hypothetical versions of mandatory pension insurance system development.

Methods. The article uses methods of economic, statistical, and comparative analysis applied to men's data according to 2012 statistics. Modelling retirement age increases across all versions was performed using a long-term macroforecast based on the projections through 2018 made by the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation (first edition dated March 23, 2015).

Results. The article provides a detailed actuarial substantiation of the conditions and factors of an increased retirement age in the Russian Federation. Four versions of mandatory pension insurance system development in Russia were modelled. The authors concluded that in current macroeconomic conditions, a retirement age increase will not only fail to ensure the pension system's stabilization, but rather significantly increase budget spending for the Russian Pension Fund and, consequently, federal spending, after a short period of modest savings.

Keywords: retirement age, insurance principles, pension entitlement formation, budget, government pension system

Возраст выхода на пенсию сегодня является одним из базовых параметров, от которого непосредственно зависят экономические и социальные результаты функционирования любой страховой пенсионной системы. Однако в свою очередь уровень пенсионного возраста является прямой производной от «внешних к пенсионной системе» факторов и условий. Одним из этих факторов общепризнаны демографические характеристики населения страны (табл. 1) как в прошедшие периоды, в которых формировались государственные пенсионные обязательства, так и в будущие (по демографическому прогнозу Росстата), которые будут определять условия формирования пенсионных прав современных поколений застрахованных лиц.

Нельзя преуменьшать значимость таких внешних факторов, как макроэкономические и уровень развития современного рынка труда, в которых эти пенсионные права будут формироваться. В нашей стране, которая до сих пор не завершила переходный период к развитой рыночной экономике, именно макроэкономические и трудовые факторы играют ключевую роль в создании нормальных условий для любых изменений сложившихся параметров выхода на пенсию как на «общих основаниях», так и на «льготных» (досрочных).

В последние годы и долгосрочной перспективе даже при наличии объективных демографических изменений в продолжительности жизни нашего населения повышение возраста на страховую пенсию следует рассматривать строго в контексте долгосрочного макроэкономического прогноза. Дополнительную сложность в решении проблемы пенсионного возраста создают как многоукладность самой пенсионной системы (чрезмерная диверсификация нормативных условий формирования пенсионных прав для различных видов народнохозяйственной деятельности), так и высокие риски «переходной экономики».

В современных условиях повышение пенсионного возраста должно осуществляться не из краткосрочных интересов финансовой конъюнктуры или социально-

политических соображений, а на основе актуарных ^ расчетов, которые позволяют учитывать весь комплекс ^ факторов, условий и противоречий, сопровождающих о этот исторический процесс. ^

Актуарные расчеты позволяют найти взвешенный ^ компромисс между многочисленными противоречи- к ями. Они показывают, что повышение возраста це- ^ лесообразно лишь в случае, когда его результатом ^ станет достижение лучших по сравнению с развитием « в рамках действующего законодательства результатов ^ по всем или хотя бы по большинству из следующих ^ показателей: ш

• увеличение соотношения численности застрахо- ш ванных лиц, за которых уплачиваются страховые 2 взносы, и пенсионеров (как за счет увеличения ' численности занятых, так и через сокращения чис- з ленности пенсионеров); ^

• увеличение базы начисления страховых взносов < и их поступления в бюджет ПФР; н

• сокращение расходов бюджета ПФР; <

• повышение финансовой самостоятельности ПФР через сокращение объемов и удельного веса средств федерального бюджета, направляемых на трансферты и покрытие дефицита бюджета ПФР;

• рост уровня пенсий, который гарантирует своевременное достижение целевых ориентиров развития пенсионной системы.

Для того чтобы достичь лучших результатов по названным показателям, необходимо:

• обеспечить наличие рабочих мест для пожилых людей, остающихся на рынке труда;

• гарантировать неповышение уровня молодежной безработицы, тем самым обеспечив молодым людям возможности выработки стажа и формирования достойного уровня пенсии;

• добиться превышения эффекта от повышения возраста над его недостатками в части затрат на медицинское обслуживание пожилых работающих и т. п. Эффект от повышения пенсионного возраста может состояться только тогда, когда будет достигнут

Страна Нормативный пенсионный возраст для получения полной пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, лет Ожидаемая продолжительность жизни населения в возрасте 65 лет, лет

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Оба пола

Россия 60 55 12,76 17,1 15,41

Австрия 65 60 18,1 21,3 19,8

Бельгия 65 65 17,7 21,3 19,6

Великобритания 65 62 18,5 20,9 19,7

Дания 65 65 17,5 20,2 19,0

Испания 65 лет и 2 мес. 65 лет и 2 мес. 18,7 22,8 20,9

Люксембург 65 65 18,4 21,4 20,0

Польша 65 60 15,4 19,9 17,9

Франция 65 65 19,1 23,4 21,4

Швейцария 65 64 19,3 22,3 20,9

Германия 65 лет и 3 мес. 65 лет и 3 мес. 18,2 21,2 19,8

Нидерланды 65 лет и 2 мес. 65 лет и 2 мес. 21,0 18,0 19,6

Ирландия 66 66 18,0 21,1 19,6

Португалия 66 66 17,6 21,3 19,6

Италия 66 лет и 3 мес. 62 года и 3 мес. 22,1 18,5 20,5

Греция 67 67 18,1 21,0 19,6

Исландия 67 67 20,1 21,5 20,8

Источники: [1-4].

Таблица 1

Нормативный пенсионный возраст и ожидаемая продолжительность жизни населения в России и странах ОЭСР

Демографические и социально-трудовые факторы оценки пенсионного возраста

Страна Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2012), лет Средний страховой стаж (новые назначения, доходо-ориентированные пен- ф Ф Ф сии , 2013), лет Продолжительность трудовой деятельности, лет1?1 Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет, (2012), лет Соотношение продолжительности трудовой деятельности с ожидаемой продолжительностью жизни в возрасте 65 лет, в разах Показатели демографической нагрузки (2013)

Коэффициент демографической нагрузки за счет населения старше 65 лет, % от населения в возрасте от 15 до 64 лет Численность пенсионеров, приходящаяся на 100 человек занятого населения Численность пенсионеров, приходящаяся на 100 плательщиков ** взносов

Россия 70,24 (2012 г.), 70,76 (2013 г.) 34,2 34,2 15,41 (2012 г.), 15,69 (2013 г.) 2,2 18,3 57,5 (52,7*) 89,5 (82,2*)

Италия 82,9 32,9 30,3 20,5 1,5 32,6 69,7 66,2

Германия 80,9 37,8 19,8 1,9 32,1 51,1 59,5

Греция 80,6 30,5 32,0 19,6 1,6 29,9 75,6 62,9

Франция 82,6 35,6 34,7 21,4 1,6 27,9 71,3 69,7

В среднем по ЕС 80,3 34,3 35,1 19,6 1,8 27,8 57,4 61,5

Испания 82,4 36,6 34,8 20,9 1,7 26,6 52,5 52,3

Нидерланды 81,1 39,8 19,6 2,0 25,8 46,5 47,0

Венгрия 75,1 39,4 30,8 16,5 1,9 25,3 71,2 70,5

Чехия 78,1 43,0 34,7 17,6 2,0 24,4 58,3 58,4

Польша 76,8 33,5 32,2 17,9 1,8 20,4 58,9 57,7

Словакия 76,1 41,6 32,9 16,8 2,0 18,0 56,9 57,1

Примечания:

t — справочно: количество лет, в течение которого ожидается, что человек в возрасте 15 лет будет экономически активным на протяжении своей жизни, 2013; * — для пенсионеров труда;

** — данные о численности плательщиков взносов (contributors, государственные пенсии) из The 2015 — Ageing report; *** — недоходо-ориентированные пенсии включают в себя минимальные пенсии и минимальный гарантируемый доход; **** — расходы на выплату страховой пенсии (с учетом расходов на валоризацию, зачет в трудовой стаж нестраховых периодов, расходов на погребение и обеспечение деятельности ПФР). Источник: [5].

компромисс между интересами застрахованных лиц — нынешних и будущих пенсионеров — и страховщика (в лице ПФР и несущего по его обязательствам субсидиарную ответственность федерального бюджета).

Чтобы такой компромисс был найден, необходимо положительные финансовые результаты сопоставлять с социальными последствиями и, в первую очередь, с численностью людей, которые:

а) не доживут до назначения пенсии в связи с установлением нового пенсионного возраста (до пенсии должно доживать подавляющее большинство населения страны);

б) выйдя на пенсию в более позднем возрасте, не смогут вести нормальный образ жизни в связи с ухудшением состояния здоровья (после достижения пенсионного возраста продолжительность здоровой жизни человека должна не менее чем в 3 раза превышать продолжительность жизни, требующей ухода).

В любом случае необходимо сохранять пропорцию между продолжительностью периодов зарабатывания пенсии (от 20 лет до пенсионного возраста) и ее получения не более 2-2,4, как в развитых странах.

Для оценки возможностей компромисса между страховщиком и застрахованными лицами рассмотрим последствия наиболее радикальной схемы увеличения пенсионного возраста — до 65 лет для мужчин и женщин. Она, на первый взгляд, является наиболее привлекательной для ПФР и федерального бюджета,

поскольку дает максимальное сокращение численности пенсионеров и, как предполагают сторонники повышения пенсионного возраста, расходов. С другой стороны, она однозначно наименее выгодна пенсионерам, так как вынуждает их работать на 5-10 лет (в зависимости от пола) дольше, чем в настоящее время, без получения пенсии. Для этого смоделируем развитие системы обязательного пенсионного страхования по четырем гипотетическим вариантам (табл. 3).

Вариант 1 (базовый или действующие условия) предусматривает развитие в рамках действующего законодательства.

Варианты 2, 3 и 4 предполагают одинаковую схему повышения пенсионного возраста, но с различными последствиями для рынка труда и стажа пенсионеров.

В варианте 2 и численность наемных работников, и продолжительность стажа пенсионеров не меняются по сравнению с вариантом 1.

В варианте 3 численность наемных работников увеличивается по сравнению с базовым вариантом в результате повышения возраста, стаж — нет (т. е. повышение возраста не компенсирует потери стажа, которые случились в 1990-2000-е гг. в результате перехода к рыночной экономике и распространения теневой занятости).

Вариант 4 предполагает и увеличение численности наемных работников, и рост стажа пенсионеров (последнее — аналогично повышению пенсионного возраста).

Таблица 3

Изменение показателей возраста, стажа и численности работников по сравнению с базовым вариантом

Номер варианта Повышение возраста Увеличение численности наемных работников Увеличение стажа

Вариант 2 Да Нет Нет

Вариант 3 Да Да Нет

Вариант 4 Да Да Да

Вариант 5 Да Нет Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о со

Последний вариант — номер 5 — предусматривает, что численность наемных работников сохраняется на уровне варианта 1 (повышение возраста не влияет на численность работающих). Стаж пенсионеров растет аналогично повышению пенсионного возраста.

Варианты 4 и 5, предполагающие увеличение стажа у пенсионеров вследствие повышения пенсионного возраста, а по варианту 4 — еще и рост численности наемных работников, показывают наиболее ожидаемые в теории последствия повышения пенсионного возраста.

Однако на практике варианты 4 и 5, вероятнее всего, не будут реализованы, поскольку не имеют под собой экономических оснований.

Во-первых, в средне- и долгосрочных макропрогнозах, разрабатываемых Минэкономразвития России, не закладывается увеличение числа рабочих мест, соответственно рост численности наемных работников (и стажа) при повышении пенсионного возраста также проблематичен.

Во-вторых, по данным СПУ1, 31 из 88 млн застрахованных лиц трудоспособного возраста не заняты деятельностью, подлежащей обязательному пенсионному страхованию, а более 13,5 млн из них с 2002 г. не имеют ни одного дня стажа.

С 2002-го по 2013 г. уровень занятости застрахованных трудоспособного возраста снизился почти на 10 п.п. (с 74,3 до 64,8%) и направленность этой тенденции не изменилась до настоящего времени.

Из числа наемных работников полный год заняты только 68% женщин и 60% мужчин, а в сельском хозяйстве еще меньше — 53,4% женщин и 47,3% мужчин.

Снижение уровня занятости и хроническая незанятость проявляются сокращением продолжительности стажа у лиц, выходящих на пенсию. Так, средняя продолжительность страхового стажа только за один год (в 2012 г. к 2011 г.) при первичном назначении трудовой пенсии по старости снизилась на 1,3 года.

С учетом отмеченных тенденций в лучшем случае численность наемных работников и стаж новых назначений пенсионеров при повышении пенсионного возраста могут сохраниться на уровне, прогнозируемом для базового варианта.

С нашей точки зрения, более вероятными представляются варианты 2 и 3.

Остальные сценарные условия вариантов 2-4 предусматривают:

• начало процесса повышения общеустановленного пенсионного возраста — 2016 г., завершение — 2030 г. (у мужчин), 2045 г. (у женщин);

• шаг повышения пенсионного возраста — 6 месяцев в год (повышение осуществляется в зависимости от даты рождения);

• предельный пенсионный возраст — 65 лет для мужчин и женщин. Повышение возраста осущест-

1 Данные СПУ за 2012 и 2013 гг., загруженные в базу данных актуарных расчетов.

вляется в зависимости от года рождения застрахованного лица;

• повышение пенсионного возраста для получателей досрочных пенсий по старости осуществляется с тем же шагом и на такую же величину, как и для получателей пенсий по старости на общих основаниях. Однако на практике это условие нереализуемо, поскольку занятость в неблагоприятных для жизни (Крайний Север) и здоровья (Списки 1, 2 и др.) условиях ведет к снижению степени способности к трудовой деятельности, и в каждом из этих случаев схема изменения пенсионного возраста должна разрабатываться отдельно. Численность новых назначений пенсий по инвалидности (по случаю потери кормильца) для лиц с 55 (60) лет до нового пенсионного возраста рассчитывается на основе среднего процента новых назначений по инвалидности (по случаю потери кормильца) в возрастных группах 51-54 года — для женщин и 57-59 лет — для мужчин, по данным статистики за 2012 г.

Моделирование результатов повышения пенсионного возраста по всем вариантам осуществлялось с использованием долгосрочного макропрогноза, основанного на прогнозе Минэкономразвития России до 2018 г. (по варианту 1 от 24 марта 2015 г.), далее до конца горизонта использовались показатели 30-летнего прогноза МЭР, скорректированные с учетом изменения 3-летнего прогноза (табл. 4).

С учетом указанных условий моделирования повышения пенсионного возраста рассмотрим его демографические и социально-экономические результаты.

Численность пенсионеров

Вследствие повышения пенсионного возраста к концу переходного периода (2045 г.) численность получателей страховой пенсии сократится по сравнению с базовым вариантом на 10,9 (варианты 4 и 5) и 11,7 млн человек (варианты 2 и 3) (табл. 5).

Сокращение численности пенсионеров будет обусловлено тремя процессами, происходящими с застрахованными лицами в ходе повышения пенсионного возраста:

• часть из них, достигнув действующего пенсионного возраста, не доживет до нового. В первый год переходного периода их численность составит 15 340 человек. К концу переходного периода (начиная с 2045 г.) в возрастных группах от 55 лет (женщины)/60 лет (мужчины) до нового пенсионного возраста не будут доживать до пенсии ежегодно 150 000-160 000 человек, причем более 60% из них — мужчины. За период с 2016-го по 2050 г. умрут, не начав получать пенсию, 3,9 млн человек (табл. 6). Это 33-35% (в зависимости от варианта) от общей величины сокращения численности пенсионеров;

• другая часть переместится из группы новых назначений старого пенсионного возраста в новые на-

Макропрогноз МЭР до 2018 г., далее — прогноз на основе тенденций последнего макропрогноза МЭР до 2030 г.

Показатель Год

2015 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

ВВП, млрд руб. 75 292 117407 165122 215873 264857 314353 359 270 407411

Фонд заработной платы, млрд руб. 18561 28 516 39113 49 836 61 145 72 571 82 941 94055

Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 34021 53 402 75513 97 419 119429 143 004 167528 195389

Прожиточный минимум пенсионера (ПМП), руб. 7775 10 724 13 774 16 505 19 232 22408 26 110 30 423

Численность наемных работников, млн человек 45,46 44,50 43,16 42,63 42,66 42,29 41,26 40,11

ИПЦ декабрь к декабрю, % к предыдущему году 112,5 104,9 103,4 102,1 102,1 102,1 102,1 102,1

Соотношение ПМП и средней заработной платы, % 22,85 20,08 18,24 16,94 16,10 15,67 15,59 15,57

Темпы роста среднемесячной заработной платы, % к предыдущему году — 108,39 106,37 104,53 103,96 103,47 103,12 103,12

Темпы роста ПМП, % к предыдущему году — 105,01 103,51 102,18 102,10 102,10 102,10 102,10

Таблица 5 Численность пенсионеров, млн человек

Номер варианта Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 39,4 41,2 42,0 41,9 41,9 41,9 41,7 40,9

Вариант 2 38,7 38,3 37,5 35,8 33,7 31,7 30,0 29,9

Вариант 3 38,7 38,3 37,5 35,8 33,7 31,7 30,0 29,9

Вариант 4 38,7 38,3 37,6 36,0 34,0 32,3 30,8 31,2

Вариант 5 38,7 38,3 37,6 36,0 34,0 32,3 30,8 31,2

Снижение численности

Базовый вариант - Вариант 2 0,8 2,9 4,5 6,2 8,3 10,2 11,7 10,9

Базовый вариант - Вариант 3 0,8 2,9 4,5 6,2 8,3 10,2 11,7 10,9

Базовый вариант - Вариант 4 0,8 2,9 4,4 6,0 7,9 9,6 10,9 9,7

Базовый вариант - Вариант 5 0,8 2,9 4,4 6,0 7,9 9,6 10,9 9,7

Таблица 6

Население, не доживающее до пенсии при повышении возраста (умершие в возрасте от 55 лет женщины (60 лет — мужчины)) до достижения нового пенсионного возраста) тыс. человек

Гендерный признак Год ИТОГО (нарастающим итогом)

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Мужчины 11,6 35,1 71,5 89,8 92,0 92,1 95,8 93,0 2668,8

Женщины 3,8 8,5 17,6 27,1 37,1 51,6 63,7 55,5 1199,8

Оба пола 15,4 43,6 89,2 116,9 129,1 143,6 159,6 148,6 3868,6

значения нового пенсионного возраста (сместится на 0,5 года — 10 лет вперед в прогнозном периоде); • третья часть — лица, не приобретшие права на получение страховой пенсии, т. е. не превысившие минимальные ограничения для входа в систему, установленные законодательством (30 ИПК и 15 лет стажа после завершения переходного периода, установленного федеральным законом «О страховых пенсиях»).

В наибольшей степени, очевидно, численность пенсионеров под влиянием этих ограничений будет снижаться в варианте 1, т. е. без повышения пенсионного возраста (табл. 7), в наименьшей — в вариантах, предусматривающих рост продолжительности стажа вследствие повышения возраста (варианты 4 и 5).

Сокращение численности пенсионеров по этой причине составит в 2045 г. по 2-му и 3-му вариантам (без роста стажа) 19,8% от общей величины снижения численности пенсионеров и 13,5% от величины снижения по вариантам 4 и 5 (с ростом стажа).

Для пенсионеров в том смысле менее травматичны варианты 4 и 5 — в них наименьшая численность застрахованных лиц «выпадет» из системы по причине нехватки стажа и суммы ИПК и будет получать пенсию на 5 лет позднее нового пенсионного возраста из системы государственного пенсионного обеспечения. По остальным условиям снижения численности пенсионеров варианты 4 и 5 столь же непривлекательны для людей, как и остальные.

Таблица 7

Снижение численности получателей страховой пенсии вследствие введения нормативов по стажу и количеству ИПК для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях, млн человек

Номер варианта Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 0,01 0,08 0,55 1,24 1,98 2,84 3,75 4,55

Вариант 2 0,01 0,05 0,36 0,78 1,22 1,75 2,31 3,06

Вариант 3 0,01 0,05 0,36 0,78 1,22 1,75 2,31 3,06

Вариант 4 0,00 0,04 0,27 0,58 0,85 1,17 1,47 1,83

Вариант 5 0,00 0,04 0,27 0,58 0,85 1,17 1,47 1,83

% от величины снижения численности по сравнению с базовым вариантом

Вариант 2 0,8 1,8 8,0 12,7 14,8 17,2 19,6 28,0

Вариант 3 0,8 1,8 8,0 12,7 14,8 17,2 19,6 28,0

Вариант 4 0,6 1,3 6,1 9,7 10,8 12,2 13,5 18,9

Вариант 5 0,6 1,3 6,1 9,7 10,8 12,2 13,5 18,9

I—

Таблица 8 ^

Изменение численности работающих в связи с повышением пенсионного возраста, млн человек

Номер варианта Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 45,38 44,47 43,13 42,60 42,63 42,26 41,23 40,08

Вариант 2 45,38 44,47 43,13 42,60 42,63 42,26 41,23 40,08

Вариант 3 45,38 44,60 43,59 43,30 43,79 43,96 43,41 42,22

Вариант 4 45,38 44,60 43,59 43,30 43,79 43,96 43,41 42,22

Вариант 5 45,38 44,47 43,13 42,60 42,63 42,26 41,23 40,08

Изменение численности по сравнению с базовым вариантом

Базовый вариант - Вариант 2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Базовый вариант - Вариант 3 0,0 -0,1 -0,5 -0,7 -1,2 -1,7 -2,2 -2,1

Базовый вариант - Вариант 4 0,0 -0,1 -0,5 -0,7 -1,2 -1,7 -2,2 -2,1

Базовый вариант - Вариант 5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Рынок труда

Заметного улучшения состояния рынка труда, т. е. увеличения численности работающих, в результате повышения пенсионного возраста не произойдет. Это подтверждают два из пяти рассматриваемых вариантов (3 и 4), в которых сценарными условиями предусмотрено увеличение численности работающих вследствие повышения пенсионного возраста.

Прогнозируемый прирост численности работающих в них по сравнению с базовым вариантом слишком мал — на 2,2 млн человек, или 5% к концу переходного периода (табл. 8), притом что численность пенсионеров к этому времени сократится на 10,9 млн и 11,7 млн чел.

В актуарных предположениях для расчетов по рассматриваемым вариантам уровень занятости застрахованных лиц в возрастах от 55 (60) лет до нового пенсионного возраста был принят равным сложившемуся в настоящее время уровню занятости в 54 года для женщин (68,9%) и в 59 лет для мужчин (65,5%) (табл. 9).

В настоящее время уровень занятости в возрастных группах, подпадающих под повышение пенсионного возраста, варьируется в пределах от 62 до 28% у женщин и от 58 до 49% у мужчин, понижаясь с возрастом. Увеличение его до 68,9% (для женщин) и 65,5% (для мужчин) даст прибавку соответственно на 5,9-39,7 п. п. и на 7,5-22,6 п. п.

В наибольшей степени уровень занятости вырастет в старших возрастных группах, близких к новому пенсионному возрасту, в наименьшей — в группах,

отстоящих от нынешнего общеустановленного пенсионного возраста на 1-3 года.

Большую часть занятых в интервале от действующего пенсионного возраста до нового будут составлять женщины как по причине их преобладания в старших возрастных группах, так и вследствие того, что возраст для них повысится на 10 лет, тогда как для мужчин — всего на 5 лет.

Применение фактически сложившихся значений уровня занятости к численности застрахованных лиц соответствующих возрастных групп даст те незначительные прибавки численности работающих (не более 2,2 млн человек) (табл. 6). Ожидать большего роста численности работающих экономически неоправданно.

Более того, учитывая резко возрастающий после достижения нынешнего пенсионного возраста уровень инвалидизации, возможно, что уровень занятости и, соответственно, увеличение численности работающих в возрастных группах, подпавших под повышение пенсионного возраста, будет ниже, чем прогнозируется в моделируемых вариантах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение соотношения численности работающих и пенсионеров

Соотношение работающих и пенсионеров в базовом варианте сократится с 1,15 в 2016 г. до 0,98 в 2050 г. (табл. 10). Численность пенсионеров сравняется с численностью работающих в 2041 г.

Во всех вариантах, предусматривающих повышение пенсионного возраста, это соотношение бу-

Изменение уровня занятости застрахованных лиц при повышении пенсионного возраста, %

Возраст, лет Женщины Мужчины Прирост уровня занятости в 2050 г. по сравнению с 2015 г.

2015* 2050 2015* 2050 Женщины Мужчины

54 68,9 68,9 69,8 69,8 0,0 0,0

55 62,1 68,1 64,8 64,8 5,9 0,0

56 58,3 68,1 65,1 65,1 9,8 0,0

57 54,1 68,1 64,4 64,4 14,0 0,0

58 47,0 68,1 58,8 58,8 21,1 0,0

59 49,2 68,1 65,5 65,5 18,8 0,0

60 41,6 68,1 57,9 65,5 26,5 7,5

61 39,5 68,1 55,7 65,5 28,6 9,8

62 42,3 68,1 60,2 65,5 25,8 5,3

63 34,1 68,1 49,6 65,5 34,0 15,9

64 28,4 68,1 42,9 65,5 39,7 22,6

65 17,4 17,4 27,9 27,9 0,0 0,0

66 15,0 15,0 24,3 24,3 0,0 0,0

67 17,2 17,2 28,1 28,1 0,0 0,0

68 14,6 14,6 24,8 24,8 0,0 0,0

69 13,6 13,6 24,0 24,0 0,0 0,0

70 11,7 11,7 21,4 21,4 0,0 0,0

71 11,2 11,2 21,5 21,5 0,0 0,0

72 3,0 3,0 8,4 8,4 0,0 0,0

* Уровень занятости по возрастно-половым группам для 2015 г. принят равным уровню 2013 г. на основе данных СПУ, загруженных в базу данных актуарных расчетов.

Таблица 10

Соотношение численности работающих и пенсионеров, раз

Номер варианта Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 1,15 1,08 1,03 1,02 1,02 1,01 0,99 0,98

Вариант 2 1,17 1,16 1,15 1,19 1,27 1,33 1,37 1,34

Вариант 3 1,17 1,16 1,16 1,21 1,30 1,38 1,45 1,41

Вариант 4 1,17 1,16 1,16 1,20 1,29 1,36 1,41 1,36

Вариант 5 1,17 1,16 1,15 1,18 1,25 1,31 1,34 1,29

Изменение соотношения

Вариант 2/Базовый вариант 1,02 1,08 1,12 1,17 1,25 1,32 1,39 1,36

Вариант 3/Базовый вариант 1,02 1,08 1,13 1,19 1,28 1,37 1,47 1,44

Вариант 4/Базовый вариант 1,02 1,08 1,13 1,18 1,27 1,35 1,43 1,38

Вариант 5/Базовый вариант 1,02 1,07 1,12 1,17 1,23 1,30 1,35 1,31

дет выше, чем в базовом варианте, и, кроме того, на протяжении всего прогнозного периода будет расти. Однако рост обусловлен в основном сокращением численности пенсионеров (поскольку рост численности работающих слишком мал, чтобы оказывать заметное влияние).

В варианте 5 по завершении переходного периода соотношение численности работающих и пенсионеров составит 1,34 раза, в варианте 2 — 1,37 раза, по вариантам 4 и 3 — соответственно 1,41 и 1,45 раза (такие вариации обусловлены разными сочетаниями условий увеличения численности работающих и роста стажа пенсионеров).

Однако, анализируя полученные в результате моделирования изменения численности работающих и пенсионеров и их соотношения, не следует забывать о том, что во всех вариантах заложено единое и абсолютно нереалистичное условие повышения пенсионного возраста для лиц, имеющих право досрочного выхода на пенсию по старости: одина-

ковыми темпами и на одинаковое число лет с повышением возраста для всех остальных занятых. Оно означает, что численность получателей досрочных пенсий будет сокращаться по аналогии с пенсионерами, работавшими в нормальных условиях труда. В действительности такой подход недопустим, в связи с чем правильнее будет предполагать меньшее сокращение численности пенсионеров и, соответственно, худшие, чем заложены в анализируемых вариантах, границы увеличения соотношения работающих и пенсионеров.

Увеличение базы начисления и объемов страховых взносов

Дополнительных объемов страховых взносов повышение пенсионного возраста бюджету ПФР практически не принесет, поскольку увеличение базы начисления взносов в вариантах 3 и 4 будет столь же незначительным, как и увеличение численности

Таблица 11

Страховые взносы на страховую пенсию, млрд руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 3780 6309 8594 10 847 13 246 15 668 17 904 20 299

Вариант 2 3780 6309 8594 10 847 13 246 15 668 17 904 20 299

Вариант 3 3780 6331 8687 11 024 13 601 16 292 18 840 21 368

Вариант 4 3780 6331 8687 11 024 13 601 16 292 18 840 21 368

Вариант 5 3780 6309 8594 10 847 13 246 15 668 17 904 20 299

Вариант 2 - Вариант 1 0 0 0 0 0 0 0 0

Вариант 3 - Вариант 1 1 21 93 177 355 624 936 1069

Вариант 4 - Вариант 1 1 21 93 177 355 624 936 1069

Вариант 5 - Вариант 1 0 0 0 0 0 0 0 0

Таблица 12

Расходы ПФР по ОПС, млрд руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 6896 9335 11 790 13 754 16 421 18 942 21 125 23 504

Вариант 2 6759 8643 10 903 13 911 16 648 19 412 21 993 24 730

Вариант 3 6759 8643 11 002 14 132 17 093 20 170 23 193 26 109

Вариант 4 6760 8662 11 009 14 152 17 123 20 197 23 196 27 043

Вариант 5 6760 8662 10 910 13 930 16 678 19 439 22 013 25 635

Экономия (—) или Превышение (+) по сравнению с вариантом 1, млрд руб. и %

Вариант 2 - Вариант 1 -136 -692 -887 156 228 470 868 1226

Вариант 3 - Вариант 1 -136 -691 -789 378 672 1228 2067 2605

Вариант 4 - Вариант 1 -136 -672 -782 398 702 1255 2071 3539

Вариант 5 - Вариант 1 -136 -673 -880 176 257 497 887 2131

ДВариант 2/Вариант 1 -2% -7% -8% 1% 1% 2% 4% 5%

ДВариант 3/Вариант 1 -2% -7% -7% 3% 4% 6% 10% 11%

ДВариант 4/Вариант 1 -2% -7% -7% 3% 4% 7% 10% 15%

ДВариант 5/Вариант 1 -2% -7% -7% 1% 2% 3% 4% 9%

работающих, — максимально на 5% по завершении переходного периода, а в первые годы — не более чем на десятые доли процента (табл. 11).

Экономия расходов бюджета на государственные пенсионные обязательства

В начале переходного периода расходы бюджета ПФР во всех вариантах, предусматривающих повышение пенсионного возраста, будут ниже, чем в базовом (в 2017 г. на 298 млрд руб. — по вариантам 2 и 3 и на 297 млрд руб. — по вариантам 4 и 5, что составляет 4% от расходов базового варианта). Максимальная экономия расходов будет достигнута по всем вариантам в 2023 г.: по варианту 2 — на 9,4% от объема расходов по варианту 1, по остальным вариантам — на 8,9-9,2%.

В дальнейшем по мере повышения пенсионного возраста расходы по вариантам 2-5 постепенно приблизятся к расходам по базовому, а с 2030 г. превысят его объемы. В 2045 г. превышение расходов по вариантам с повышением пенсионного возраста относительно базового варианта составит: по варианту 2 — 868 млрд руб., или 4%; по варианту 3 — 2067 млрд руб., или 10%; по варианту 4 — 2071 млрд руб., или 10%; по варианту 5 — 887 млрд руб., т. е. 4%.

Спустя еще 5 лет, в 2050 г., превышение по расходам над базовым вариантом будет составлять: 5% — по варианту 2, 11% — по варианту 3, 15% — по варианту 4 и 9% — по варианту 5 (табл. 12).

Таким образом, более-менее ощутимую экономию по расходам (в пределах 9% от базового варианта) при повышении пенсионного возраста пенсионная система получит только в первые 7 лет. Затем еще 6 лет экономия будет уменьшаться, после чего начнется превышение расходов.

Особенно показательным является тот факт, что наиболее экономичным в первые годы переходного периода и наименее затратным впоследствии является вариант 2 (условия которого по численности работающих и стажу получателей пенсий совпадают с условиями базового варианта). Иными словами, наименьшие расходы пенсионная система будет нести либо без повышения возраста, либо если оно не повлечет за собой роста численности работающих и стажа пенсионеров (требования, противоположные желаемому эффекту от повышения возраста).

Расходы на выплату на страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты), так же как общие расходы, по реформенным вариантам выше, чем по базовому. Вариант 4 (с ростом численности работников и стажа пенсионеров) наименее экономичный в первые годы

Расходы на выплату страховой пенсии, млрд руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 6778 9142 11 529 13 425 16 019 18 468 20 584 22 891

Вариант 2 6642 8450 10 643 13 583 16 249 18 940 21 454 24 121

Вариант 3 6642 8450 10 738 13 799 16 683 19 680 22 627 25 469

Вариант 4 6642 8469 10 745 13 819 16 713 19 707 22 631 26 403

Вариант 5 6642 8469 10 649 13 602 16 278 18 966 21 474 25 025

Экономия (—) или Превышение (+) по сравнению с вариантом 1, млрд руб. и %

Вариант 2 - Вариант 1 -136 -692 -886 158 229 472 871 1229

Вариант 3 - Вариант 1 -136 -692 -791 374 664 1212 2043 2578

Вариант 4 - Вариант 1 -136 -673 -784 394 694 1240 2047 3512

Вариант 5 - Вариант 1 -136 -673 -879 177 258 499 890 2134

ДВариант 2/Вариант 1 -2,0% -7,6% -7,7% 1,2% 1,4% 2,6% 4,2% 5,4%

ДВариант 3/Вариант 1 -2,0% -7,6% -6,9% 2,8% 4,1% 6,6% 9,9% 11,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДВариант 4/Вариант 1 -2,0% -7,4% -6,8% 2,9% 4,3% 6,7% 9,9% 15,3%

ДВариант 5/Вариант 1 -2,0% -7,4% -7,6% 1,3% 1,6% 2,7% 4,3% 9,3%

Таблица 14

Расходы на выплату страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты), млрд руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 3900 5219 6709 7807 9667 11 316 12 710 14 443

Вариант 2 3813 4768 6279 8680 10 949 13 222 15 433 17 614

Вариант 3 3813 4768 6375 8897 11 383 13 962 16 606 18 962

Вариант 4 3813 4786 6371 8888 11 356 13 885 16 441 19 631

Вариант 5 3813 4786 6276 8671 10 920 13 144 15 284 18 253

Экономия (—) или Превышение (+) по сравнению с вариантом 1, млрд руб. и %

Вариант 2 - Вариант 1 -87 -451 -430 873 1282 1906 2723 3171

Вариант 3 - Вариант 1 -87 -451 -334 1090 1716 2646 3896 4519

Вариант 4 - Вариант 1 -86 -433 -338 1081 1689 2569 3731 5188

Вариант 5 - Вариант 1 -86 -433 -433 864 1253 1828 2574 3810

ДВариант 2/Вариант 1 -2,2% -8,6% -6,4% 11,2% 13,3% 16,8% 21,4% 22,0%

ДВариант 3/Вариант 1 -2,2% -8,6% -5,0% 14,0% 17,8% 23,4% 30,7% 31,3%

ДВариант 4/Вариант 1 -2,2% -8,3% -5,0% 13,8% 17,5% 22,7% 29,4% 35,9%

ДВариант 5/Вариант 1 -2,2% -8,3% -6,5% 11,1% 13,0% 16,2% 20,3% 26,4%

переходного периода и наиболее затратный в дальнейшем. Вариант 2 наиболее выигрышный из всех, кроме базового (табл. 13).

Тенденция изменения расходов на выплату страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты) аналогична расходам всего (табл. 14). Однако сами расходы на страховую пенсию (без фиксированной выплаты) с конца 2020-х гг. будут расти опережающими базовый вариант темпами и в 2050 г. будут выше на 22-36% в зависимости от варианта. Их доля в общем объеме расходов вырастет (табл. 15) по всем четырем вариантам повышения возраста на 10-12 п. п. по сравнению с базовым вариантом (с 61% до 71-73%).

Как показали актуарные расчеты, мизерная экономия расходов (не выше 9%), достигаемая в первые годы переходного периода, очень быстро исчезнет, сменившись опережающим ростом расходов, суммарный объем которых в 2050 г. превзойдет расходы базового варианта на 5-11%, а по расходам на страховую пенсию (без фиксированной выплаты) — на 22-36%.

Динамика федерального трансферта и устойчивость бюджета ПФР

Вопреки мнению о сокращении потребности в трансфертах федерального бюджета вследствие повышения пенсионного возраста, их объемы, как и объемы расходов, в долгосрочной перспективе существенно возрастут (табл. 16). Однако произойдет это только в 2028 г. До этого на протяжении 13 лет будет иметь место экономия трансферта, которая постепенно будет нарастать от 4% (137 млрд руб.) в 2016 г. до 22% (711-719 млрд руб.) в 2022 г., после чего начнется ее снижение с последующим переходом от экономии к росту потребности в трансфертах.

В 2050 г., по оценкам, потребность в трансфертах будет выше, чем при сохранении существующего пенсионного возраста:

по варианту 2 — на 38%, по варианту 3 — на 48%, по варианту 5 — на 67%, а по варианту 4 — на 77%!

Доля трансфертов в общем объеме расходов будет снижаться во всех вариантах, но в базовом варианте

Таблица 15

Доля расходов на выплату страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты) в расходах на ОПС, всего, %

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 56,6 55,9 56,9 56,8 58,9 59,7 60,2 61,4

Вариант 2 56,4 55,2 57,6 62,4 65,8 68,1 70,2 71,2

Вариант 3 56,4 55,2 57,9 63,0 66,6 69,2 71,6 72,6

Вариант 4 56,4 55,2 57,9 62,8 66,3 68,7 70,9 72,6

Вариант 5 56,4 55,3 57,5 62,2 65,5 67,6 69,4 71,2

Таблица 16 Общий объем трансферов федерального бюджета бюджету ПФР, млрд руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 3116 3025 3197 2991 3175 3274 3222 3205

Вариант 2 2980 2357 2729 3384 3452 3744 4089 4431

Вариант 3 2979 2356 2754 3438 3552 3878 4353 4741

Вариант 4 2979 2359 2749 3428 3547 3905 4357 5675

Вариант 5 2980 2360 2724 3375 3447 3770 4109 5336

Вариант 2 - Вариант 1 -136 -668 -468 394 277 470 868 1226

Вариант 3 - Вариант 1 -137 -670 -443 447 377 604 1131 1536

Вариант 4 - Вариант 1 -137 -667 -448 437 372 632 1135 2470

Вариант 5 - Вариант 1 -136 -665 -473 385 272 497 887 2131

ДВариант 2/Вариант 1 -4,4% -22,1% -14,6% 13,2% 8,7% 14,4% 26,9% 38,3%

ДВариант 3/Вариант 1 -4,4% -22,1% -13,9% 14,9% 11,9% 18,5% 35,1% 47,9%

ДВариант 4/Вариант 1 -4,4% -22,0% -14,0% 14,6% 11,7% 19,3% 35,2% 77,1%

ДВариант 5/Вариант 1 -4,4% -22,0% -14,8% 12,9% 8,6% 15,2% 27,5% 66,5%

Таблица 17

Доля трансферта федерального бюджета в общем объеме расходов на ОПС, %

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 45,2 32,4 27,1 21,7 19,3 17,3 15,3 13,6

Вариант 2 44,1 27,3 25,0 24,3 20,7 19,3 18,6 17,9

Вариант 3 44,1 27,3 25,0 24,3 20,8 19,2 18,8 18,2

Вариант 4 44,1 27,2 25,0 24,2 20,7 19,3 18,8 21,0

Вариант 5 44,1 27,2 25,0 24,2 20,7 19,4 18,7 20,8

Вариант 2 - Вариант 1 -1,1 -5,1 -2,1 2,6 1,4 2,0 3,3 4,3

Вариант 3 - Вариант 1 -1,1 -5,2 -2,1 2,6 1,4 1,9 3,5 4,5

Вариант 4 - Вариант 1 -1,1 -5,2 -2,1 2,5 1,4 2,1 3,5 7,4

Вариант 5 - Вариант 1 -1,1 -5,2 -2,1 2,5 1,3 2,1 3,4 7,2

это произойдет значительно быстрее (табл. 17). Если в 2016 г. доля трансферта составит 44-45% расходов, то в 2050 г. по базовому варианту — 13,6%, по вариантам 2 и 3 — 18%, по вариантам 4-5 — 21%.

Все трансферты федерального бюджета — на обязательное пенсионное страхование, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на компенсацию выпадающих доходов ПФР в связи с установлением пониженных тарифов и на валоризацию РПК — после снижения в начале переходного периода затем существенно возрастут по сравнению с базовым вариантом.

Объем самого крупного трансферта — на обязательное пенсионное страхование, — так же как и суммарный трансферт, в первые годы переходного периода снизится по сравнению с базовым вариантом, причем в 2020-е гг. значительно — на 30%, но затем темпы снижения замедлятся, а к концу прогнозного

периода он будет превышать базовый вариант на 38 (вариант 2) — 80% (вариант 4) (табл. 18). Изменится и его структура, в которой в конце периода существенно вырастет доля трансферта на индексацию по инфляции и на выплату досрочных пенсий по старости.

Влияние повышения пенсионного возраста на индексацию пенсий и стоимость пенсионного коэффициента

Рассматриваемые варианты повышения пенсионного возраста, различающиеся только по стажу и изменению численности работающих, очень наглядно иллюстрируют невыгодность в новой трансфертной модели массового (значительным числом застрахованных лиц) зарабатывания более высокого стажа.

Эта невыгодность проявляется в первую очередь в меньших темпах индексации пенсий в вариантах

Трансферт на ОПС, млрд руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 2281 2156 2325 2187 2442 2678 2764 2835

Вариант 2 2150 1513 1834 2375 2472 2892 3398 3908

Вариант 3 2149 1511 1843 2403 2533 2977 3609 4178

Вариант 4 2149 1512 1843 2400 2528 3005 3628 5117

Вариант 5 2150 1514 1833 2372 2467 2920 3431 4816

Вариант 2 - Вариант 1 -131 -644 -492 187 30 214 634 1072

Вариант 3 - Вариант 1 -131 -645 -482 215 91 299 845 1342

Вариант 4 - Вариант 1 -131 -644 -482 213 86 328 863 2281

Вариант 5 - Вариант 1 -131 -642 -492 185 25 242 667 1981

ДВариант 2/Вариант 1 -6% -30% -21% 9% 1% 8% 23% 38%

ДВариант 3/Вариант 1 -6% -30% -21% 10% 4% 11% 31% 47%

ДВариант 4/Вариант 1 -6% -30% -21% 10% 4% 12% 31% 80%

ДВариант 5/Вариант 1 -6% -30% -21% 8% 1% 9% 24% 70%

Таблица 19

Индексация страховой пенсии с 1 апреля

Варианты Год Индексация за 2016-2050 гг.

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 0% 0% 0% 0% 2% 0% 0% 1% 18%

Вариант 2 0% 0% 4% 3% 4% 2% 1% 0% 99%

Вариант 3 0% 0% 4% 3% 4% 3% 1% 0% 2,14 раза

Вариант 4 0% 0% 4% 3% 4% 2% 0% 0% 87%

Вариант 5 0% 0% 3% 3% 4% 1% 0% 0% 74%

(с растущим стажем) по сравнению с вариантами, где стаж остается неизменным.

В базовом варианте (без повышения пенсионного возраста) индексация пенсий исключительно по темпам инфляции (в феврале следующего года) будет осуществляться вплоть до 2030 г. Апрельская индексация начнется только с 2031 г. и составит 2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях повышения возраста по варианту 2 (с неизменной численностью работающих и неизменным стажем), варианту 3 (численность работников растет, стаж — нет) и варианту 4 (растут оба показателя) апрельская индексация начнется с 2023 г. (на 1, 1,9 и 0,9% соответственно), по варианту 5 (численность работников не растет, стаж увеличивается) — на год позже — с 2024 г. (1,8%) (табл. 19).

В последующие годы вплоть до 2044 г. (а по вариантам 2 и 3 — до 2045 г.) апрельская индексация в условиях повышения возраста будет выше, чем в базовом варианте, причем по варианту 3 (с постоянным стажем) существенно больше, чем по варианту 2 (с растущим стажем).

С 2045-2046 гг. это превышение закончится вместе с завершением пенсионного периода, и до конца прогнозного периода апрельская индексация будет производиться только в базовом варианте, однако ее уровень не будет превышать 0,9%.

Пенсионерам выгодны периоды, когда индексация осуществляется темпами, превышающими темпы инфляции. В базовом варианте в прогнозируемых макроэкономических условиях продолжительность такого периода составит 15 лет, в варианте 2 — 23 года, варианте 3 — максимальное значение — 25 лет,

вариантах 4 и 5 — 22 года (при продолжительности прогнозного периода 35 лет).

Таким образом, наиболее выгоден для пенсионеров вариант 3 (если при повышении возраста будет увеличиваться численность работающих, но средний стаж пенсионеров не вырастет), в котором пенсии вырастут в 2,14 раза сверх инфляции. Наименее выгоден вариант 5 (численность работающих не повышается, но имеет место рост стажа пенсионеров по сравнению с базовым периодом): за 35 лет пенсия будет проиндексирована на 74% сверх инфляции (в среднем на 2% в год).

Стоимость пенсионного коэффициента (СПК) во всех вариантах будет одинаковой до тех пор, пока не начнется августовская индексация. После чего, так же как в ситуации с индексацией, СПК в вариантах 2 и 3 начнет расти опережающими темпами. В 2030 г. СПК по варианту 3 превысит СПК по базовому варианту в 1,36 раза, в 2045 г. — в 1,8 раза. По варианту 2 превышение составит соответственно 1,33 и 1,68 раза, по варианту 4 — 1,32 и 1,58 раза, по варианту 5 — будет самым низким: 1,28 и 1,47 раза (табл. 20).

Таким образом, вариант 3, в котором повышение возраста влечет увеличение численности работающих, но не отражается на продолжительности стажа новых назначений пенсионеров, наиболее привлекателен для пенсионеров с точки зрения индексации пенсий и роста СПК.

Самым неблагоприятным для пенсионеров будет являться вариант 5, при котором у пенсионеров вырастет стаж, но увеличения численности работающих не произойдет.

Таблица 20

Стоимость пенсионного коэффициента, руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 80,3 101 125 144 177 204 226 258

Вариант 2 80,3 101 134 191 256 322 390 433

Вариант 3 80,3 101 136 196 266 341 420 466

Вариант 4 80,3 101 134 189 250 310 368 408

Вариант 5 80,3 101 132 185 241 293 342 379

Вариант 2 - Вариант 1 0 0 9 47 78 118 164 175

Вариант 3 - Вариант 1 0 0 11 52 89 137 194 208

Вариант 4 - Вариант 1 0 0 9 45 73 106 141 150

Вариант 5 - Вариант 1 0 0 7 41 64 89 116 121

ДВариант 2/Вариант 1 0,0% 0,0% 7,0% 33,0% 44,3% 57,9% 72,4% 67,8%

ДВариант 3/Вариант 1 0,0% 0,0% 8,8% 36,3% 50,0% 67,0% 85,5% 80,6%

ДВариант 4/Вариант 1 0,0% 0,0% 7,1% 31,6% 41,4% 52,2% 62,4% 58,0%

ДВариант 5/Вариант 1 0,0% 0,0% 5,3% 28,4% 36,0% 43,8% 51,0% 47,0%

Таблица 21

Среднегодовой размер страховой пенсии, руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 14 236 18 365 22 888 27 410 33 418 39 690 45 844 53 292

Вариант 2 14 225 18 255 23 566 31 958 41 099 51 804 63 319 72 973

Вариант 3 14 225 18 255 23 775 32 453 42 156 53 711 66 518 76 658

Вариант 4 14 225 18 289 23 735 32 317 41 791 52 844 64 771 76 187

Вариант 5 14 225 18 289 23 527 31 824 40 743 50 967 61 697 72 563

Вариант 2 - Вариант 1 -11 -110 678 4548 7682 12 114 17 475 19 682

Вариант 3 - Вариант 1 -11 -110 886 5043 8738 14 021 20 674 23 367

Вариант 4 - Вариант 1 -11 -76 847 4907 8373 13 153 18 927 22 895

Вариант 5 - Вариант 1 -11 -76 639 4414 7325 11 277 15 853 19 272

ДВариант 2/Вариант 1 -0,1% -0,6% 3,0% 16,6% 23,0% 30,5% 38,1% 36,9%

ДВариант 3/Вариант 1 -0,1% -0,6% 3,9% 18,4% 26,1% 35,3% 45,1% 43,8%

ДВариант 4/Вариант 1 -0,1% -0,4% 3,7% 17,9% 25,1% 33,1% 41,3% 43,0%

ДВариант 5/Вариант 1 -0,1% -0,4% 2,8% 16,1% 21,9% 28,4% 34,6% 36,2%

Повышение возраста и достижение целевых ориентиров пенсионной реформы

В начале переходного периода средний размер страховой пенсии по базовому варианту будет выше, чем по остальным. Это объясняется тем, что повышение пенсионного возраста коснется пенсионеров по старости и в новых назначениях первых лет повысится доля пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца, стаж которых по определению ниже. Затем размер страховой пенсии постепенно начнет повышаться в вариантах 4 и 5, предусматривающих повышение стажа пенсионеров, которых коснется повышение пенсионного возраста.

В 2024 г. средний размер страховых пенсий по всем вариантам с повышением возраста превысит базовый вариант. И в дальнейшем это превышение будет накапливаться, достигнув в 2045 г. 38, 45, 41 и 35% соответственно по вариантам 2, 3, 4 и 5. Затем начнется постепенное уменьшение разрыва в пенсиях между базовым вариантом и вариантами, в которых процесс повышения возраста закончился (табл. 21).

Сравнение показывает, что вариант 2, в котором повышение возраста не дает роста ни работающих,

ни стажа, дает для страховых пенсий почти такие же результаты, как увеличение стажа без роста численности работающих (вариант 5). Это означает, что более высокий стаж в варианте 5 (в конце переходного периода у женщин больше на 10 лет, чем в варианте 3, у мужчин — на 5 лет) по сравнению с вариантом 2 и 3 не компенсирует замедленную индексацию и рост СПК.

Средний размер страховой пенсии по старости будет вести себя аналогично страховой пенсии всех получателей, поскольку занимает в ее величине доминирующее место (табл. 22).

Приведенные результаты показывают, что в действующей трансфертной модели при наличии апрельской индексации размер пенсии будет зависеть не столько от стажа или объема пенсионных прав, сколько от численности пенсионеров (чем численность меньше, тем размер пенсии больше). Только когда доходы пенсионной системы перестают обеспечивать инфляцию (и апрельская индексация исчезает), увеличение общего объема пенсионных прав (суммы ИПК) начинает увеличивать средний размер пенсии. Это и объясняет начинающийся с 2045 г. рост среднего размера пенсии по старости в вариантах 4 и 5, когда в систему приходят новые пенсионеры с боль-

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости, руб.

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 14 742 19 030 23 686 28 394 34 598 40 970 47 094 54 600

Вариант 2 14 742 19 038 24 633 33 703 43 654 55 104 67 219 76 816

Вариант 3 14 742 19 038 24 852 34 228 44 783 57 144 70 635 80 718

Вариант 4 14 742 19 077 24 830 34 155 44 574 56 600 69 500 81 312

Вариант 5 14 742 19 077 24 611 33 630 43 447 54 572 66 167 77 399

Вариант 2 - Вариант 1 -1 8 947 5309 9056 14 134 20 125 22 217

Вариант 3 - Вариант 1 -1 8 1165 5833 10 184 16 175 23 540 26 119

Вариант 4 - Вариант 1 -1 47 1143 5760 9976 15 631 22 406 26 713

Вариант 5 - Вариант 1 -1 47 925 5236 8849 13 603 19 073 22 800

ДВариант 2/Вариант 1 0,0% 0,0% 4,0% 18,7% 26,2% 34,5% 42,7% 40,7%

ДВариант 3/Вариант 1 0,0% 0,0% 4,9% 20,5% 29,4% 39,5% 50,0% 47,8%

ДВариант 4/Вариант 1 0,0% 0,2% 4,8% 20,3% 28,8% 38,2% 47,6% 48,9%

ДВариант 5/Вариант 1 0,0% 0,2% 3,9% 18,4% 25,6% 33,2% 40,5% 41,8%

Таблица 23

Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости с ПМП, %

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 172 177 172 172 180 183 180 179

Вариант 2 172 178 179 204 227 246 257 252

Вариант 3 172 178 180 207 233 255 271 265

Вариант 4 172 178 180 207 232 253 266 267

Вариант 5 172 178 179 204 226 244 253 254

Вариант 2 - Вариант 1 0 0 7 32 47 63 77 73

Вариант 3 - Вариант 1 0 0 8 35 53 72 90 86

Вариант 4 - Вариант 1 0 0 8 35 52 70 86 88

Вариант 5 - Вариант 1 0 0 7 32 46 61 73 75

шим стажем и соответственно ИПК по сравнению с размером пенсии в варианте 3 без увеличения стажа (табл. 22).

Соотношение среднего размера пенсии по старости с ПМП в действующих условиях в лучшие годы едва достигнет 183-186% (2036-2037 гг.), а в конце прогнозного периода не превысит 179%. О достижении целевых ориентиров в данной ситуации говорить не приходится (табл. 23).

При повышении пенсионного возраста соотношение страховой пенсии по старости с ПМП будет расти и соотношение 250% будет достигнуто в зависимости от варианта в 2040-2041 гг.

Таким образом, нижний уровень целевого ориентира (2,5-3 ПМП, которые согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы должны быть достигнуты в 2030 г.) будет достигнут на 10 лет позднее. Верхний уровень данного целевого ориентира в прогнозируемом периоде достигнут не будет.

Наилучшие показатели по уровню соотношения страховой пенсии по старости с ПМП будут иметь место в варианте 4 (рост стажа и численности работающих), притом что индексация пенсий и стоимость СПК в нем находятся на предпоследнем месте среди вариантов повышения возраста. Наихудшее соотношение с ПМП в конце переходного периода (в 2045 г.) будет иметь страховая пенсия по старости из варианта 5, а в конце прогнозного периода — из варианта 2 (в обоих повышение возраста не при-

вело к росту численности работающих, из-за чего даже рост стажа пенсионеров не компенсирует отставания).

Повышение пенсионного возраста приведет к замедлению с 2018 г. снижения, а с конца 2020-х гг. (2028-2029 гг.) — к возобновлению роста соотношения среднего размера страховой пенсии по старости со средней номинально начисленной заработной платой в экономике. По окончании переходного периода этот рост сменится небольшим сокращением, на возникновение которого окажет влияние прекращение апрельской индексации (табл. 24).

В итоге в 2045 г. соотношение средней пенсии по старости со средней зарплатой в экономике будет по вариантам 2 и 5 на 12 п. п. выше, чем по базовому, по варианту 3 — на 13 п. п., по варианту 4 — на 14 п. п.

Актуарное моделирование показало, что в современных макроэкономических условиях формирования пенсионных прав повышение пенсионного возраста не только не позволит стабилизировать пенсионную систему, но, наоборот, после краткосрочной и незначительной экономии на переходном периоде существенно повышает, несмотря на снижение численности пенсионеров, расходы бюджета ПФР и соответственно федеральные. Без урегулирования этих проблем одними мерами по секвести-рованию накопленных населением пенсионных прав проблему ее финансовой стабилизации решить невозможно.

Таблица 24

Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости с СЗП, %

Варианты Год

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Вариант 1 (базовый) 39,6 35,6 31,4 29,1 29,0 28,6 28,1 27,9

Вариант 2 39,6 35,7 32,6 34,6 36,6 38,5 40,1 39,3

Вариант 3 39,6 35,7 32,9 35,1 37,5 40,0 42,2 41,3

Вариант 4 39,6 35,7 32,9 35,1 37,3 39,6 41,5 41,6

Вариант 5 39,6 35,7 32,6 34,5 36,4 38,2 39,5 39,6

Вариант 2 - Вариант 1 0 0 1 5 8 10 12 11

Вариант 3 - Вариант 1 0 0 2 6 9 11 14 13

Вариант 4 - Вариант 1 0 0 2 6 8 11 13 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант 5 - Вариант 1 0 0 1 5 7 10 11 12

о

CD

Литература

1. Social Security Programs Throughout the World: Europe, 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/2014-2015/europe/ssptw 14europe.pdf.

2. Social Security Programs Throughout the World: The Americas, 2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/2012-2013/americas/ ssptw13americas.pdf.

3. Social Security Programs Throughout the World: Asia and the Pacific, 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/2014-2015/asia/ssptw14asia.pdf.

4. Всемирный банк: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org/.

5. Eurostat: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ec.europa.eu/eurostat.

6. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/.

7. The 2015 Ageing report: Economic and budgetary projections for the 28 EU Member States (2013-2060): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/economy_

finance/publications/european_economy/2015/pdf/ee3_ en.pdf.

References

1. Social security programs throughout the World: Europe, 2014. Available at: https://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/ 2014-2015/europe/ssptw14europe.pdf.

2. Social security programs throughout the World: The Americas, 2013. Available at: https://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ ssptw/2012-2013/americas/ssptw13americas.pdf.

3. Social security programs throughout the World: Asia and the Pacific, 2014. Available at: https://www.ssa.gov/policy/docs/ progdesc/ssptw/2014-2015/asia/ssptw14asia.pdf.

4. The World Bank. Official website. Available at: http://www. worldbank.org/.

5. Eurostat. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat.

6. The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). Official website. Available at: http://www.oecd.org/.

7. The 2015 Ageing report: Economic and budgetary projections for the 28 EU Member States (2013-2060). Available at: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/european_ economy/2015/pdf/ee3_en.pdf.

Издания СПбУУиЭ

Транспортировка в логистике

Митрофанов С. В.

Организация гостиничного дела

Рубцов А. Е. Транспортировка в логистике: учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 136 с.: ил. ISBN 978-5-94047-744-0

В учебном пособии рассматриваются основные понятия и определения в логистическом транспортном процессе и раскрывается их сущность. Изложены способы транспортировки грузов в логистической системе, сущность и особенности интер-/мультимодальных перевозок грузов. Показаны роль, задачи, функции систем складирования и грузопереработки в логистике, рассмотрены основные подходы к оценке работы логистических транспортных систем, особенности планирования и реализации международных перевозок грузов. В виде самостоятельного раздела излагаются основы управления трубопроводным транспортом и внутриорганизационными транспортными системами.

Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» и профилю подготовки «Логистика», а также для аспирантов и практических работников, занятых в области транспортировок в логистике.

Митрофанов С. В. Организация гостиничного дела: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 158 с.: ил. ISBN 978-5-94047-746-4

В монографии представлено комплексное описание поэтапной организации гостиничного дела, определены взаимосвязи отдельных служб гостиничного предприятия, их технические характеристики, основанные на требованиях, применяемых к зданиям и помещениям, оборудованию гостиниц и иных средств размещения, должностные обязанности сотрудников. В исследовании представлен анализ актуальной нормативно-правовой базы, затрагивающей все аспекты деятельности средств размещения. Подробно рассмотрены вопросы классификации средств размещения и история их развития.

Издание предназначено для студентов старших курсов специальностей «Туризм» и «Гостиничное дело», также может быть интересно широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.