УДК 37.018.11
Kulakovskaya-Dyakonova A.Z., postgraduate North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, specialist at Republican center of additional education (Yakutsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Prokopyeva M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), Е-mail: [email protected]
IMPROVING PEDAGOGICAL POTENTIAL OF A YOUNG FAMILY. The modern pedagogical science faces a whole range of topical problems, still one of the most important problem if a the one of increasing the educational potential of a young family that would help to overcome some negative effects that may take place in its life. The pedagogical potential of a young family is formed mainly spontaneously, and it may happen under the influence of experience of older generation or under the influence by mass media. The authors of the paper note that a family very rarely gets its practical advice in the sphere of family pedagogy as a result of self-education or by consulting a specialist in this area. In the article the authors propose some methodological recommendations that would help young people to improve the pedagogical potential of their young families.
Key words: upbringing, education, learning, parents, children, family, personality, educational potential.
А.З. Кулаковская-Дьяконова, аспирантка каф. возрастной и педагогической психологии, ФГАОУ ВПО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», специалист Республиканского центра дополнительного образования, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
М.М. Прокопьева, д-р пед. наук, проф. каф. возрастной и педагогической психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, Е-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Множество актуальных проблем встаёт перед современной педагогической наукой. Одной из важнейших среди них выступает проблема повышения педагогического потенциала молодой семьи, преодоления в ней негативных явлений. Сегодня педагогический потенциал молодой семьи в основном формируется стихийно: под влиянием опыта старших поколений или средств массовой информации, редко в результате самообразования или посредством консультации специалиста в этой области. В данной статье нами предлагаются методические рекомендации по повышению педагогического потенциала молодой семьи.
Ключевые слова: воспитание, образование, обучение, родители, дети, семья, личность, педагогический потенциал.
Как известно, полноценное развитие ребёнка и его социализация в семье зависит от детско-родительских отношений, воспитательной возможности семьи. Дети, воспитывающиеся в атмосфере гармонии, любви и взаимопонимания, подрастают счастливыми, имеют меньше проблем со здоровьем, общением с ровесниками, трудностей с обучением в образовательные учреждения [1].
Теоретическая основа исследования сложилась из общей теории о педагогике и психологии семейного воспитания (М.М. Прокопьева, Г.Н. Волков, Ю.П. Азаров, В.Н. Гуров, Е.В. Киселева и др.), путях совершенствования педагогического потенциала родителей (И.В. Гребёнников, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).
Под педагогическим потенциалом семьи стоит понимать особенность, которая определяет воспитательные предпосылки, и может в большей или меньшей степени обеспечить полноценно успешное воспитание и развитие ребёнка [2].
Молодые родители неопытны и, бывает, нуждаются в помощи своих родителей. Проблему затрудняет отсутствие социально-нравственных ориентиров, неспособность молодой семьи противостоять негативным социальным тенденциям. Большинство молодых семей живут с родителями или же арендуют жилье, что сказывается на материальном благополучии молодых родителей. Это является социально-экономическим и технико-гигиеническим факторами, которые относятся к педагогическому потенциалу семьи, т. е. материальные возможности, которые используются для развития и воспитания детей. Также к педагогическому потенциалу семьи относятся социально-культурный, демографический и социально-педагогический факторы.
Решение актуальной проблемы в социуме как повышения педагогического потенциала молодой семьи может быть обеспечено в процессе систематически целесообразного взаимодействия семьи и образовательного учреждения [3].
Оценивая все воспитательные возможности молодой семьи, рекомендуем использовать комплекс приёмов и методов: наблюдение за поведением и учебным процессом детей, наблюдение за воспитательной деятельностью молодых родителей, анкетирование и тестирование родителей и их детей, посещение семей, индивидуальные беседы с молодыми семьями и их детьми, предложить детям нарисовать свою семью, провести методику «Незаконченные предложения» о семье, которые предлагается продолжить родителям и детям по очереди [4].
В конце проведённой работы определяются следующие уровни педагогического потенциала семьи:
Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена. В семейных отношениях доминируют понимание, поддержка, демократический стиль общения и поведения, преобладает уютная и уважительная атмосфера, активный и полезный отдых. У родителей достаточно высокий уровень педагогического потенциала, владеют техникой педагогических знаний, умеют правильно применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций родители способны обратиться за помощью к социальным институтам, в том числе к образовательным учреждениям.
Средний уровень педагогического потенциала. В семье стараются удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребёнку, но сам ребёнок не уверен, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и понимание. Внутри семьи отношения характеризуются взаимопониманием между матерью и отцом, а что касается ребёнка, часто применяется авторитарный стиль общения. Мать и отец имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда используют свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации данная семья старается разрешить свои проблемы без участия посторонних лиц.
Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена, из состава семьи никто не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на поддержку и понимание. Отсутствует уважительная и уютная атмосфера, присутствует всегда конфликт в семье, раздражительность в отношениях. У родителей низкий уровень общей культуры и отсутствует педагогический потенциал [5].
Исходя из вышеизложенного, уровень педагогического потенциала семьи является критерием успешного воспитания подрастающего поколения.
Для этого предлагаем использовать новые активные формы работы с родителями такие, как круглые столы, вечера вопросов и ответов, викторины, дискуссионные площадки, педагогические калейдоскопы, клубы по интересам, родительские собрания в нетрадиционной форме. Такие формы работы заинтересуют каждого родителя и примут активное участие с удовольствием,
если будете использовать различные инновационные технологии для решения наиболее актуальной проблемы для молодых родителей. На родительских собраниях предлагаем показать фрагменты видеозаписи, проводившихся с детьми занятий, поставить инсценировку с конкретными примерами из жизни детей.
Перед выбором формы работы с родителями нужно исходить из конкретных условий и особенностей разных семей.
Итак, уровни педагогического потенциала обуславливают основные направления в работе с молодыми родителями.
Молодые семьи с высоким потенциалом в основном входят в состав родительского комитета. Главной задачей педагога является - привлечь их к активному участию в проводимых воспитательных работах учреждения, к организации консультативной помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать опыт педагогического воспитания детей, накопленный в семьях с высоким потенциалом.
В семьях со средним воспитательным потенциалом основным направлением является воспитание навыков адекватной ор-
Библиографический список
ганизации семейного досуга, установление единых требований и норм к обучающимся.
В работе с семьями с низким потенциалом основная задача состоит в установлении контактов семьи и образовательного учреждения, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по решению конфликтных ситуаций, в изменении дет-ско-родительских отношений.
Таким образом, предложенные нами методические рекомендации могут послужить значительному повышению уровня педагогического потенциала молодых родителей, что является залогом успеха благополучной семейной жизни.
Педагогам также рекомендуем разработать модель возрождения социально-педагогической самоорганизации национальных семей на основе идей и опыта этнопедагогики, социоэтнокультурных традиций с опорой на трудовые, культур-но-досуговые, природоохранные ценности, нацеленные на повышение статуса семьи и престижа семейного образа жизни, возрождение своеобразной традиционной «философии» дома и быта, ответственности семьи за воспроизводство физически и духовно-нравственного здорового поколения.
1. Голубцева Л.А. Консолидация усилий семьи и образовательных учреждений по воспитанию детей. Якутск, 2003.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. Москва, 1993.
3. Кулаковская А.З., Прокопьева М.М. Семейные традиции в повышении педагогической культуры молодой семьи. Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015: 225.
4. Кулаковская А.З., Прокопьева М.М. Сотрудничество педагога и семьи по повышению авторитета отца в сельском социуме. Новое слово в науке: перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014: 364.
5. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: программа родительского всеобуча. Под редакцией О.И. Волжиной. Санкт-Петербург, 2005.
References
1. Golubceva L.A. Konsolidaciya usilijsem'i i obrazovatel'nyh uchrezhdenijpo vospitaniyu detej. Yakutsk, 2003.
2. Azarov Yu.P. Semejnaya pedagogika. Pedagogika lyubvi i svobody. Moskva, 1993.
3. Kulakovskaya A.Z., Prokop'eva M.M. Semejnye tradicii v povyshenii pedagogicheskoj kul'tury molodoj sem'i. Pedagogika i psihologiya sem'i: sovremennye vyzovy, tradicii i innovacii: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015: 225.
4. Kulakovskaya A.Z., Prokop'eva M.M. Sotrudnichestvo pedagoga i sem'i po povysheniyu avtoriteta otca v sel'skom sociume. Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2014: 364.
5. Pedagogicheskoe soprovozhdenie semejnogo vospitaniya: programma roditel'skogo vseobucha. Pod redakciej O.I. Volzhinoj. Sankt-Peterburg, 2005.
Статья поступила в редакцию 16.12.15
УДК 796.07
Kutergin N.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of Department of Physical Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia n.a. I.D. Putilin (Belgorod, Russia), Е-mail: [email protected] Gorbatenko A.V., senior teacher, Department of Physical Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia n.a. I.D. Putilin (Belgorod, Russia), Е-mail: [email protected]
Apalkov A.V., teacher, Department of Physical Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia n.a. I.D. Putilin (Belgorod, Russia), Е-mail: [email protected]
THE ROLE AND IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING IN TRAINING OF SPECIALISTS OF BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS. In the paper the team of the authors studies a problem of training of law-enforcement bodies and allocates it special place in the process of teaching an educational discipline "Physical Training". The authors make a search for important steps in the history of physical education in Russia. The research shows that training qualified personnel for departments of Interior Affairs began from the moment of the educational organization of the Russian Interior Ministry. The authors prove that he quality of formation of common cultural and professional competencies of students depends on how good their physical and mental health is. Physical fitness is a key means of developing and maintaining professionally important physical qualities for the successful implementation of operational service and combat missions.
Key words: professional training, physical training, students, educational institutions, health.
Н.Б. Кутергин, канд. пед. наук, доц., зам. начальника каф. физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Е-mail: [email protected] А.В. Горбатенко, ст. преп. каф. физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Е-mail: [email protected]
А.В. Апальков, преп. каф. физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Е-mail: [email protected]