1УДК 37.064.1 ББК 74.9
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
М. М. Прокопьева, А. З. Дьяконова, М. Н. Попова
Аннотация. В настоящее время не всегда прослеживается система работы с родителями по повышению их педагогической культуры. Характерные для советской школы формы работы с родителями - педагогический всеобуч, педагогическое просвещение - потеряны. Нет конкретного представления о феноменологии педагогической культуры родителей, путях, формах, методах и необходимости ее повышения в новых социально-экономических условиях. Стало ясным, что парадигма концепции повышения педагогической культуры родителей требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, опыта психолого-педагогической работы с родителями в современной школе.
Ключевые слова: воспитание, школа, родители, сотрудничество, семья, педагогическая культура.
FAMILY AND SCHOOL COOPERATION AS A CONDITION FOR PARENTS' PEDAGOGICAL COMPETENCE
M. M. Prokopeva, A. Z. Dyakonova, M. N. Popova
Abstract. The system of working with parents to improve their pedagogical culture is not always traced nowadays. Characteristic for the Soviet school forms of work with parents: pedagogical universal education is lost. There is no concrete idea of the phenomenology of the pedagogical culture of parents, ways, forms, methods, and the need to raise it in new socio-economic conditions. It became clear that the paradigm of the concept of improving the pedagogical culture of parents requires an analysis of the prevailing social and pedagogical situation, the experience of psychological and pedagogical work with parents in a modern school.
Keywords: upbringing, school, parents, cooperation, family, pedagogical culture.
Одной из важных функций государства является просвещение семьи в вопросах обучения и воспитания ребенка. Модернизация образования предполагает укрепление роли семьи в системе дошкольного и школьного образования, что отражено в основных документах образования, в том числе в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. В Докладе экспертной группы «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в средне-
срочной перспективе» 2012 г. отмечается, что родители остаются недостаточно используемым ресурсом в сфере образования [1]. Данные документы подтверждают необходимость переосмысления статуса семьи в образовании, совершенствования системы работы с родителями, в частности, в вопросах формирования педагогической компетентности семьи с целью укрепления ее педагогического потенциала.
Актуализация семьи как ресурса сферы образования обуславливает необходимость повышения уровня педагогической компетентности родителя. Педагогическая компетентность - это совокупность педагогических качеств родителя, основанная на педагогическом знании, опыте, обеспечивающая возможность быть не
только родителем (биологическим воспроизводителем), но и воспитателем высоконравственной личности, полезной для общества.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, уровень педагогической компетентности родителей имеет низкие показатели, что отрицательно сказывается на результатах воспитания подрастающего поколения и, следовательно, оказывает существенное влияние на состояние всего общества. Родители в воспитании ребенка опираются чаще на собственную интуицию, семейные этнопедагогические традиции, популярные телепередачи, не руководствуются научно обоснованными закономерностями воспитания и мало обращают внимание на психофизиологические особенности развития детей. Также отмечается, что педагогическая неграмотность родителей, недопонимание важности процесса воспитания детей влияет на качество взаимодействия с образовательной организацией. Так, родители с низким уровнем педагогической компетентности, вступая в долговременные отношения «семья - школа», встречают различные социально-психологические проблемы: недопонимание современных подходов в обучении и воспитании, неправильное осмысление деятельности педагогов, ведущее к негативной оценке работы всей школы, конфликтам с педагогами и другими родителями и др.
Таким образом, проблема формирования педагогической компетентности родителей сохраняет свою актуальность, и ее решение зависит от целенаправленной работы школы, педагогов. Педагогизация родителей предполагает разработку единых подходов, разработку программ просвещения родителей, организацию совместной деятельности с учетом социокультурных условий и мониторинга образовательных потребностей семьи, что позволит согласованно решать задачи воспитания и развития детей в современном обществе.
Следовательно, проблема формирования педагогической компетентности родителей остается актуальной. Исходя из вышесказанного, мы обозначили тему нашего исследования следующим образом: «Сотрудничество семьи и школы как условие формирования педагогической компетентности родителей».
Объектом исследования является система просвещения родителей обучающихся общеобразовательной организации.
Предмет исследования: процесс формирования педагогической компетентности родителей через сотрудничество со школой.
Цель исследования: определение условий повышения педагогической компетентности родителей.
Задачи исследования: 1) изучить процесс сотрудничества семьи и школы как условие формирования педагогической компетентности родителей; 2) выявить и обосновать педагогические условия повышения педагогической компетентности родителя; 3) подготовить методические рекомендации по организации педагогического просвещения родителей через сотрудничество.
Теоретической основой исследования является общая теория психолого-педагогической культуры семьи (И. В. Гребенников, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, В. Я. Титаренко и др.).
Просвещение семьи в вопросах обучения и воспитания ребенка в современных условиях реализуется через самообразование родителей, платные образовательные услуги специалистов, а также образовательные организации, где обучается ребенок.
Формирование у родителей необходимой педагогической основы благодаря различным формам просветительской деятельности - одна из приоритетных задач школьного образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС ООО) утверждается, что «...программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна обеспечить развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей» [2].
В настоящее время существует много проблем в педагогизации семьи. Так, самыми актуальными проблемами являются:
• нехватка времени у родителей на посещение всеобучей, организуемых школой (загруженность работой, занятость своими делами и т. д.);
• недостаточная компетентность педагогов в вопросах организации просветительской деятельности со взрослой аудиторией;
• устаревшие формы работы с семьей, родителями: лекции, собрания, круглые столы, семинары;
• низкий уровень педагогической компетентности родителей.
Просвещение через сотрудничество рассматривается нами как один из новых подходов в организации педагогического просвещения родителей.
Сотрудничество семьи и школы - это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их добровольной совместной равновыгодной деятельности, направленной на решение задач обучения и воспитания в условиях диалога, взаимоуважения, взаимосодействия [3, с. 73]. Безусловно, школе отводится координирующая роль в организации системы педагогиза-ции родителей. Одним из результатов успешного построения просвещения через сотрудничество в школьной среде является повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Сотрудничество рассматривается нами как важное условие формирования педагогической компетентности родителей. Каждому родителю приходится взаимодействовать с педагогами, другими родителями, обучающимися. Безусловно, плодотворным может быть взаимодействие, основанное на сотрудничестве. Под сотрудничеством мы понимаем совокупность качеств, способствующих совершению совместно значимых действий для эффективного решения проблем воспитания полноценной духовно и физически развитой личности. Школа по новым стандартам вступает с семьей в субъект-субъектные отношения, и в связи с этим перед школой стоит задача создания условий для активизации и включения семьи в образовательный процесс, одним из которых является организация позитивного сотрудничества с родителями обучающихся [1].
Безусловно, в современном коммуникационно-информационном социуме причиной многих проблем является низкая культура сотрудничества личности. В рамках исследования нами выявлены следующие личностные
качества, характерные для проявления сотрудничества: способность оказать доверие в процессе взаимодействия, умение находить общий язык при совместной деятельности, способность к консолидирующему началу, свободному выражению и реализации новых идей, стремление личности к конструктивному разрешению конфликтов.
В практической части исследовательской работы приняли участие 118 родителей МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска. Ввиду отсутствия единой методики оценки уровня сформиро-ванности культуры сотрудничества и для более объективного исследования был использован комплекс нескольких видов диагностики, подобранный С. А. Харченко: экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга), экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышов, С. В. Сарычев), определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфри-ева), шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновский), самооценка конструктивного поведения в конфликте (Н. П. Фе-тискин), диагностика принятия других (по шкале Фейя) [4].
Анализ результатов диагностики показал, что большинство респондентов имеют в основном средний и низкий показатели сформиро-ванности культуры сотрудничества по каждому критерию. Следует отметить, что особое внимание вызвали результаты диагностики уровня доверия (по шкале Розенберга), где у 61,5% родителей установлен низкий уровень проявления доверия. Таким образом, результаты анализа указывают на наличие проблемы, которую можно сформулировать как преобладание тенденций недоверия современных родителей не только к школе, но и к обществу в целом. Выявленная проблема является причиной возникновения деструктивных моделей поведения у родителей, препятствующих возможности реализации их личностного потенциала в условиях сотрудничества со школой. Таким образом, результаты диагностики подтвердили необходимость организации деятельности, направленной на формирование культуры сотрудничества у родителей.
Ведущую роль непосредственного организатора взаимодействия играет педагог - класс-
ный руководитель, который при организации сотрудничества с семьей должен уметь:
• принять сотрудничество с родителями как основную форму взаимодействия;
• проводить мониторинг образовательных потребностей семьи;
• создать информационную базу о каждой семье (состав и тип семьи, образование родителей, возраст всех членов семьи, бытовые условия проживания, этнокультурный фон семьи, особенности воспитания в семье, семейные приоритеты и др.);
• создать атмосферу доверия и уважения;
• сформировать осознание сопричастности родителей к общности педагогов и обучающихся школы (общая символика, традиции и др.);
• превращать конфликт в конструктивный диалог;
• проводить систему мероприятий по формированию культуры сотрудничества;
• привлекать семьи к совместному обсуждению идей и выполнению действий для создания комфортной воспитательной среды;
• дать возможность родителям ощутить чувство удовлетворения продуктом взаимодействия.
Разрешение проблем формирования педагогической компетентности родителей возможно через организацию в школе Психолого-педагогического консультативного центра семьи, основанного на принципах сотрудничества, взаимоуважения и доверия, добровольного включения в совместную деятельность с целью взаимного обмена опытом воспитания, знаниями о физическом и психологическом развитии ребенка, где активными формами организации совместной деятельности педагога с родителями выступают групповые и индивидуальные формы. Концептуальная идея Психолого-педагогического центра семьи - учиться вместе сотрудничать, помогать друг другу. Основными направлениями работы Центра являются: обучение родителей и детей, педагогические консультации семьи по вопросам воспитания, помощь в решении жизненных проблем семьи, привлечение узких специалистов из числа родителей для проведения консультаций (юристов, медицинских работников, психологов, аниматоров и др.).
В ходе комплексной работы происходит осмысление и совершенствование системы взаимодействия семьи и школы, изучение взаимоотношений родителей и детей, гармонизация детско-родительских отношений, а также развитие навыка сотрудничества педагога и родителей. Нами предлагается следующая тематика и формы работы по формированию культуры сотрудничества семьи:
«Основы конструктивного общения», ворк-шоп, 2 ч.
«Принципы сотрудничества», вебинар, 1 ч.
«Как избежать конфликтов», тренинг, 2 ч.
«Давайте говорить друг другу комплименты...», тренинг, 1 ч.
«Проектируем сотрудничество со школой», мастерская для совместной работы педагогов и родителей, 2 ч.
«Семейный опыт успешного сотрудничества со школой», конференция, 3 ч.
«Сотрудничать - значит...», мозговой штурм, 1 ч.
«Модель родителя XXI в.», ток-шоу, 2 ч.
Обучение родителей проходит во взаимодействии с использованием различных активных методов (проектный, мозговой штурм, тренинг, дискуссия, воркшоп и др.) и приемов моделирования ситуаций реального общения с целью формирования культуры сотрудничества и совместного решения проблемных, творческих и коммуникативных задач. Психолого-педагогические центры семьи при школах и других социальных институтах - современное требование жизни, где совместные действия педагогов, родителей, обучающихся становятся основой понимания единства основных субъектов воспитания, эффективности сотрудничества в созидании актуальных задач воспитания.
Можно отметить положительный опыт работы Центра психолого-педагогической помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «Тэрчи» г. Якутска под научным руководством М. М. Прокопьевой. Центр в течение последних пяти лет оказывает социальную поддержку малоимущим, многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. При Центре активно работает Школа для родителей, где различными специалистами (психологи, опытные педагоги, ученые, меди-
цинские работники, юристы, люди творческих профессий и др.) систематически проводятся занятия, тренинги, дискуссии, семинары, круглые столы, мастерские по проблемам семейного воспитания.
Таким образом, сотруднический подход в организации просвещения родителей с социально-педагогической точки зрения является актуальным условием формирования общей культуры личности педагога и родителя. Для формирования педагогической компетенции семьи требуется создание необходимых условий подготовленными педагогами, специалистами, а также самими родителями по их желанию, способными в духе взаимного доверия, уважения, со-развития, со-творчества, содействия организовать совместно со школой актуальную воспитательную среду для подрастающего поколения, их родителей, всего общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попова М. Н., Прокопьева М. М. Социально-педагогическое партнерство школы и семьи как средство повышения родительской компетентности // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12 (4). - С. 728-732.
2. Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. - 2007. - № 9. -С. 86.
3. Прокопьева М. М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики Саха (Якутия): дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 457 с.
4. Харченко С. А. Развитие культуры сотрудничества будущего педагога // Вестн. Вост.-Сиб. гос. акад. образования. - 2010. - Вып. 13.- С. 24-26.
5. Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2013. - 164 с.
6. Кулаковская-Дьяконова А. З., ПрокопьеваМ. М. Этнопедагогические традиции в повышении педагогического потенциала семьи // Педагогическое образование в России: науч. журн. - Екатеринбург, 2016. - № 1. -С. 179-182.
7. Никитина Е. Л. Повышение педагогической культуры родителей учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XIII меж-дунар. науч.-практ. конф. Ч. III. - Новосибирск: СибАК, 2012.
8. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. О. А. Щекиной. - СПб.: СПб АППО, 2013. -90 с.
REFERENCES
1. Popova M. N., Prokopeva M. M. Sotsialno-ped-agogicheskoe partnerstvo shkoly i semyi kak sredstvo povysheniya roditelskoy kompetent-nosti. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2015, No. 12 (4), pp. 728-732.
2. Bikmetov E. Yu. Vzaimodeystvie semyi i shkoly v sotsializatsii individa. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2007, No. 9, pp. 86.
3. Prokopeva M. M. Sistema sotsialno-peda-gogicheskoy samoorganizatsii semyi (na mate-riale Respubliki Sakha (Yakutiya). ScD dissertation (Education). Moscow, 2007. 457 p.
4. Kharchenko S. A. Razvitie kultury sotrudnich-estva budushchego pedagoga. Vestn. Vost.-Sib. gos. akad. obrazovaniya. 2010, Iss. 13, pp. 2426.
5. Kim T. K. Semya kak subyekt vzaimodeystviya so shkoloy: ucheb. posobie. Moscow: Prometey, 2013.164 p.
6. Kulakovskaya-Dyakonova A. Z., Prokopeva M. M. Etnopedagogicheskie traditsii v povyshenii pedagogicheskogo potentsiala semyi. Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii: nauch. zhurn. Ekaterinburg, 2016, No. 1, pp.179-182.
7. Nikitina E. L. Povyshenie pedagogicheskoy kultury roditeley uchashchikhsya. In: Lichnost, semya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. Proceedings of the XIII International scientific-practical conference. Pt. III. Novosibirsk: SibAK, 2012.
8. Shchekina O. A. (ed.) Semya i shkola: problemy i puti vzaimodeystviya v usloviyakh realizatsii novykh standartov: ucheb.-metod. posobie. St. Petersburg: SPb APPO, 2013. 90 p.
Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) e-mail: [email protected]
Prokopeva Maria M., ScD in Education, professor, Age and pedagogical psychology Department, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia) e-mail: [email protected]
Дьяконова Александра Захаровна, специалист Республиканского ресурсного центра «Юные Якутяне»; аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) e-mail: [email protected]
Dyakonova Aleksandra Z., specialist of the Republican resource center,„Young Yakutians" post-graduate student, age and pedagogical psychology Department , M. K. Ammosov North-Eastern Federal UniversityYakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)
e-mail: [email protected]
Попова Марфа Николаевна, Учитель Муниципального образовательного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Саха гимназия»; аспирант кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) e-mail: [email protected]
Popova Marfa N., teacher, Sakha gymnasium, post-graduate student, Peagogics Department, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia) e-mail: [email protected]