Научная статья на тему 'Роль и значение учебной дисциплины «Физическая подготовка» в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел'

Роль и значение учебной дисциплины «Физическая подготовка» в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / PROFESSIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / STUDENTS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутергин Н. Б., Горбатенко А. В., Апальков А. В.

В данной статье мы затрагиваем проблему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних и выделяем особое место в этом процессе учебной дисциплине «Физическая подготовка». Подготовка квалифицированных кадров для подразделений органов внутренних дел начинается с момента поступления в образовательную организацию МВД России. От хорошего физического и психического здоровья зависит качество формирования общекультурных и профессиональных компетенций курсантов. Физическая подготовка является основным средством развития и поддержания профессионально важных физических качеств для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутергин Н. Б., Горбатенко А. В., Апальков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING IN TRAINING OF SPECIALISTS OF BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS

In the paper the team of the authors studies a problem of training of law-enforcement bodies and allocates it special place in the process of teaching an educational discipline “Physical Training”. The authors make a search for important steps in the history of physical education in Russia. The research shows that training qualified personnel for departments of Interior Affairs began from the moment of the educational organization of the Russian Interior Ministry. The authors prove that he quality of formation of common cultural and professional competencies of students depends on how good their physical and mental health is. Physical fitness is a key means of developing and maintaining professionally important physical qualities for the successful implementation of operational service and combat missions.

Текст научной работы на тему «Роль и значение учебной дисциплины «Физическая подготовка» в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел»

если будете использовать различные инновационные технологии для решения наиболее актуальной проблемы для молодых родителей. На родительских собраниях предлагаем показать фрагменты видеозаписи, проводившихся с детьми занятий, поставить инсценировку с конкретными примерами из жизни детей.

Перед выбором формы работы с родителями нужно исходить из конкретных условий и особенностей разных семей.

Итак, уровни педагогического потенциала обуславливают основные направления в работе с молодыми родителями.

Молодые семьи с высоким потенциалом в основном входят в состав родительского комитета. Главной задачей педагога является - привлечь их к активному участию в проводимых воспитательных работах учреждения, к организации консультативной помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать опыт педагогического воспитания детей, накопленный в семьях с высоким потенциалом.

В семьях со средним воспитательным потенциалом основным направлением является воспитание навыков адекватной ор-

Библиографический список

ганизации семейного досуга, установление единых требований и норм к обучающимся.

В работе с семьями с низким потенциалом основная задача состоит в установлении контактов семьи и образовательного учреждения, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по решению конфликтных ситуаций, в изменении дет-ско-родительских отношений.

Таким образом, предложенные нами методические рекомендации могут послужить значительному повышению уровня педагогического потенциала молодых родителей, что является залогом успеха благополучной семейной жизни.

Педагогам также рекомендуем разработать модель возрождения социально-педагогической самоорганизации национальных семей на основе идей и опыта этнопедагогики, социоэтнокультурных традиций с опорой на трудовые, культур-но-досуговые, природоохранные ценности, нацеленные на повышение статуса семьи и престижа семейного образа жизни, возрождение своеобразной традиционной «философии» дома и быта, ответственности семьи за воспроизводство физически и духовно-нравственного здорового поколения.

1. Голубцева Л.А. Консолидация усилий семьи и образовательных учреждений по воспитанию детей. Якутск, 2003.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. Москва, 1993.

3. Кулаковская А.З., Прокопьева М.М. Семейные традиции в повышении педагогической культуры молодой семьи. Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015: 225.

4. Кулаковская А.З., Прокопьева М.М. Сотрудничество педагога и семьи по повышению авторитета отца в сельском социуме. Новое слово в науке: перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014: 364.

5. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: программа родительского всеобуча. Под редакцией О.И. Волжиной. Санкт-Петербург, 2005.

References

1. Golubceva L.A. Konsolidaciya usilijsem'i i obrazovatel'nyh uchrezhdenijpo vospitaniyu detej. Yakutsk, 2003.

2. Azarov Yu.P. Semejnaya pedagogika. Pedagogika lyubvi i svobody. Moskva, 1993.

3. Kulakovskaya A.Z., Prokop'eva M.M. Semejnye tradicii v povyshenii pedagogicheskoj kul'tury molodoj sem'i. Pedagogika i psihologiya sem'i: sovremennye vyzovy, tradicii i innovacii: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015: 225.

4. Kulakovskaya A.Z., Prokop'eva M.M. Sotrudnichestvo pedagoga i sem'i po povysheniyu avtoriteta otca v sel'skom sociume. Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2014: 364.

5. Pedagogicheskoe soprovozhdenie semejnogo vospitaniya: programma roditel'skogo vseobucha. Pod redakciej O.I. Volzhinoj. Sankt-Peterburg, 2005.

Статья поступила в редакцию 16.12.15

УДК 796.07

Kutergin N.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of Department of Physical Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia n.a. I.D. Putilin (Belgorod, Russia), Е-mail: kutergin-nb@rambler.ru Gorbatenko A.V., senior teacher, Department of Physical Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia n.a. I.D. Putilin (Belgorod, Russia), Е-mail: kutergin-nb@rambler.ru

Apalkov A.V., teacher, Department of Physical Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia n.a. I.D. Putilin (Belgorod, Russia), Е-mail: kutergin-nb@rambler.ru

THE ROLE AND IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING IN TRAINING OF SPECIALISTS OF BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS. In the paper the team of the authors studies a problem of training of law-enforcement bodies and allocates it special place in the process of teaching an educational discipline "Physical Training". The authors make a search for important steps in the history of physical education in Russia. The research shows that training qualified personnel for departments of Interior Affairs began from the moment of the educational organization of the Russian Interior Ministry. The authors prove that he quality of formation of common cultural and professional competencies of students depends on how good their physical and mental health is. Physical fitness is a key means of developing and maintaining professionally important physical qualities for the successful implementation of operational service and combat missions.

Key words: professional training, physical training, students, educational institutions, health.

Н.Б. Кутергин, канд. пед. наук, доц., зам. начальника каф. физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Е-mail: kutergin-nb@rambler.ru А.В. Горбатенко, ст. преп. каф. физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Е-mail: kutergin-nb@rambler.ru

А.В. Апальков, преп. каф. физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Е-mail: kutergin-nb@rambler.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В данной статье мы затрагиваем проблему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних и выделяем особое место в этом процессе учебной дисциплине «Физическая подготовка». Подготовка квалифицированных кадров для подразделений органов внутренних дел начинается с момента поступления в образовательную организацию МВД России. От хорошего физического и психического здоровья зависит качество формирования общекультурных и профессиональных компетенций курсантов. Физическая подготовка является основным средством развития и поддержания профессионально важных физических качеств для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая подготовка, курсанты, образовательные организации, здоровье.

Как нам всем известно, физическая культура и спорт представляют собой социальное явление, сущностью которого является удовлетворение естественных потребностей в движении, физическом развитии, в активном отдыхе и т. д. При этом физическая культура представляет собой одну из составных частей культуры общества, физическое воспитание в свою очередь, является одним из немаловажных направлений социальной политики государства.

Физическая культура - это часть гуманитарного образования, значение которой проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство, но также не стоит забывать, что физическая культура является элементом общей культуры и профессиональной подготовки обучающихся.

Крылатое выражение древнеримского писателя Ювенала: «В здоровом теле здоровый дух» более чем актуально и сегодня. Общеизвестно, физически здоровый человек, регулярно занимающийся физическими упражнениями, обладает высокой работоспособностью, меньше болеет и легче справляется со стрессами.

Воспитание личности в человеке долгий и многогранный процесс, длящийся всю жизнь, и курсантские годы - прекрасная возможность для активной работы над собой, возможность заложить хороший фундамент психического и физического здоровья, ведь физическая подготовка является неотъемлемым элементом их профессиональной подготовки.

Физическая подготовка - это планомерно организованный процесс специально направленного использования средств, для формирования двигательных навыков и умений, способствующих успешному овладению профессией сотрудника органов внутренних дел. Основное назначение физической подготовки в образовательных организациях МВД России заключается в направленном развитии и поддержании на оптимальном уровне физических качеств и психологической устойчивости курсантов, к которым предъявляются повышенные требования, связанные с особыми условиями служебной деятельности, а также в выработке функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности.

Рассматриваемая нами дисциплина тесно взаимосвязана с другими специальными дисциплинами: тактико-специальной подготовкой, огневой подготовкой, правовой подготовкой, она способствует не только повышению уровня общей работоспособности, но и формированию готовности выпускника к успешному выполнению оперативно-служебных задач.

Целью физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России является обеспечение готовности к перенесению нервно-психических нагрузок, повышение устойчивости организма к воздействию негативных неблагоприятных факторов.

При правильно организованных занятиях по физической подготовке мы решаем следующие воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья курсантов образовательных организаций МВД России;

- повышение физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности;

- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую

готовность курсанта к будущей профессиональной деятельности;

- приобретение глубоких как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков в области физической подготовки;

- приобретение опыта для использования средств физической подготовки при достижении жизненных и профессиональных целей [1].

Успешное решение поставленных задач обеспечивается за счёт:

- подбора средств, методов и форм обучения;

- высокого уровня практической и методической подготовленности научно-педагогического состава и проведения на высоком уровне учебных занятий;

- моделирование на занятиях ситуаций максимально приближенных к условиям, возникающим при несении службы сотрудниками органов внутренних дел;

- обучения различным тактикам обеспечения личной безопасности при нападении вооруженного правонарушителя и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;

- обязательной сдачей контрольных нормативов, предусмотренных данной программой.

Перед системой физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России стоят в настоящее время, по мнению многих специалистов в этой области, три группы задач, направленных на совершенствование процесса подготовки уже непосредственно будущих офицеров, в решении которых средства физической подготовки должны иметь кумулятивный эффект направленный на решение этих задач:

Первая группа задач направлена на повышение идейного, нравственного, правового и физического воспитания курсантов и слушателей, постоянное поддержание дисциплины, соблюдение устава, высокой работоспособности, совершенствование профессионального мастерства, умений и навыков.

Вторая связана со стилем работы научно-педагогического состава на разных курсах обучения и с повышением ответственности за результаты своего педагогического труда с позиции достижения цели профессионального обучения.

Третья группа задач объясняется специализированной направленностью учебно-воспитательного процесса в образовательной организации системы МВД России, эффективность которой определена должным уровнем развития у выпускников профессиональных компетенций.

При анализе психолого-педагогической литературы обнаружено, что наряду с общими задачами физической подготовки -развития и совершенствования физических качеств; воспитания самостоятельности, смелости, настойчивости, решительности, инициативы, уверенности в себе и в своих силах, морально-психологической устойчивости; формирования потребности в регулярных занятиях физической подготовкой, выделяются и специальные задачи.

Также необходимо владеть и специальными умениями и навыками, характерными для сотрудников органов внутренних дел: преодоления препятствий самостоятельно и с помощью партнера; умело применять приемы борьбы и рукопашного боя при значительных физических нагрузках и психических напряжениях в условиях, максимально приближенных к реальным; воспитание смелости и решительности при действиях в сложных (экстремальных) ситуациях.

Необходимо отметить, что выполнение служебно-приклад-ных (специальных) упражнений отличается особенностью, заключающейся в углубленном изучении боевых приемов борьбы. В большинстве своих случаев боевые приемы борьбы применя-

ются при пресечении противоправных действий, совершаемых как вооруженным преступником, так и невооруженным преступником или группой. С этой целью в учебную дисциплину «Физическая подготовка» включен раздел «Боевые приемы борьбы».

Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезоруживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости [2, с. 306]. При формировании у курсантов навыков и умений боевых приемов борьбы происходит и воспитание физических качеств как быстрота, сила, ловкость, выносливость.

При подготовке курсанта к реальным вооружённым столкновениям, нельзя брать за основу сложные многоходовые комбинации и комплексы упражнений. Здесь нужен такой подход, чтобы обучаемый понимал всю ситуацию боя, мог адекватно всесторонне оценить все составляющие компоненты данной ситуации, трезво оценивать свои возможности в достижении поставленной цели и физические параметры противника. Воспитание вышеуказанных качеств является сложной педагогической задачей, требующей индивидуального подхода.

Хотелось бы также обратить внимание на то, что некоторые авторы предпринимали попытки составить квалификационные требования к выпускникам образовательных организаций системы МВД России, в данные требования включались вопросы физической подготовки. Кроме этого были разработаны требования, в которых специалист должен знать основные положения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки в подразделении; правомерность применения боевых приемов борьбы, приемы и тактику задержания, основанную на приемах рукопашного боя, сопровождения, личного досмотра связывания, сковывания [2, с. 76].

Значимым компонентом данных требований является знание основных положений теории и методики физического воспитания, именно оно обеспечивает осознанное, самостоятельное и научно-обоснованное физическое самосовершенствование, а недостатком, анализируя рабочие программы учебной дисциплины физическая подготовка, является то, что основной акцент смещен в сторону профессионально прикладной физической подготовки и в значительной степени упущены вопросы общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры.

При дальнейшем анализе состояния процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел выявлено, что, во-первых, процесс обучения курсантов способствует решению общих задач учебно-воспитательного процесса и задач оперативно-служебной подготовки. Формы занятий по физической подготовке направлены на поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности, а также развитие профессионально-значимых психологических и двигательных умений и навыков сотрудников органов внутренних дел. Занятия по физической подготовке восполняют недостаток двигательной активности и физических нагрузок, возникающих у обучающихся в образовательной организации и сотрудников с гиподинамиче-ским характером профессиональной деятельности.

Библиографический список

Во-вторых, занятия по физической подготовке подразделяются на индивидуальную и служебно-прикладную (специализированную) физическую подготовку, характеризующуюся выраженной профессиональной направленностью. Необходимо также обратить внимание и на влияние физической подготовки к предстоящей профессиональной деятельности и реализации двигательного потенциала при выполнении собственно оперативно-служебных задач [3, с. 102].

Нравственное воспитание. В процессе обучения, проведения каких-либо спортивно-массовых мероприятий курсанты (слушатели) образовательных организаций МВД России сталкиваются как с физическими, так и морально-психологическими нагрузками: быстрая смена обстановки, требующая мгновенной реакции, сопротивление соперника, зависимость итога каких-либо спортивных соревнований от усилий и вклада каждого из членов команды, умение идти на компромисс при столкновении мнений, способность подчиняться, неукоснительное соблюдение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику способствуют формированию у них таких черт характера, как уверенность, решительность, отважность, выдержка, сдержанность, сила воли, уравновешенность, дисциплинированность [5, 17]. Кроме того, мы можем добавить то, что физическая подготовка влияет не только на физическое совершенствование, а также на умственную деятельность, работоспособность.

Что касается умственного воспитания, то в ходе занятий физической подготовкой накапливаются и усваиваются знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, о применении приобретённых умений и навыков в повседневной жизни и деятельности, связанной с выполнением профессионально-служебных обязанностей, усваиваются правила и требования гигиены. При всём этом совершенствуются внимательность, сосредоточенность, наблюдательность, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При этом, если правильно организовать занятия физической подготовкой, то они могут способствовать в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к сдаче экзаменов и зачётов.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: стратегия физического воспитания курсантов (слушателей) должна заключаться не только в специально организованных занятиях, а помимо этого ещё и самостоятельной, осознанной и активной двигательной деятельности направленной на психофизическую адаптацию к сложившимся социально-правовым условиям современной жизни.

Бесспорно, что физическая подготовка курсантов (слушателей) в образовательных организациях МВД России, прежде всего, нацелена на развитие физических качеств, формирование профессиональных умений и навыков, способствующих выполнению профессионально-служебных задач. Но при этом не стоит забывать, что решение данных задач возможно лишь при гармоничном сочетании физической подготовки с другими дисциплинами, знание которых не менее важно в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел.

1. Лойт Х.Х. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел. Главное управление кадров и кадровой политики МВД РФ. Москва, 2003.

2. Мешев И.Х. Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования. Общество и право. 2014; 4 (50): 305 - 308.

3. Мальченков Е.В. Развитие физических качеств сотрудника ОВД: учебно-методическое пособие. Барнаул, 2004.

4. Кашин С.Н. Применение средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учёбу и службу в органы внутренних дел России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2003.

5. Золотенко В.А. Cовершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.

References

1. Lojt H.H. Osnovy vospitatel'nojraboty v organah vnutrennih del. Glavnoe upravlenie kadrov i kadrovoj politiki MVD RF. Moskva, 2003.

2. Meshev I.H. Nauchno-metodicheskaya kompetentnost' prepodavatelej vuzov MVD Rossii kak problema pedagogicheskogo issledovaniya. Obschestvo i pravo. 2014; 4 (50): 305 - 308.

3. Mal'chenkov E.V. Razvitie fizicheskih kachestvsotrudnika OVD: uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul, 2004.

4. Kashin S.N. Primenenie sredstv fizicheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo otbora kandidatov na uchebu i sluzhbu v organy vnutrennih del Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2003.

5. Zolotenko V.A. Covershenstvovanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.12.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.