Битюцкая Л.Д.,
руководитель МО учителей русского языка и литературы СШ №3 г.Костаная
s
m о
<с
л w О
I—
О §
ш tS
PL,
о
ш t-
Нег1зг1 свздер: дэйектеме, танымдыц 1с-эрекетт1 жанданды-ру децгейлерг, педагогикалыц тех-никаныц цагидалары, инновациялыц здгстер мен тзстдер, ацпараттыц -коммуникативтгк технологиялар, даму технологиялары, интерак-тивтг здгстер, ойын тренингтер1, баспа конференциясы, презентация сабацтары, сабац ц^рылымы.
Ключевые слова: мотивация, уровни активизации познавательной деятельности, принципы педагогической техники, инновационные приемы и методы, информационно-коммуникативные технологии, развивающие технологии, интерактивные методы, игры-тренинги, пресс-конференция, уроки-презентации, конструктор урока.
Key words: motivation, curious activity levels activisation, principles of pedagogical technique, innovation methods and technique, information communicative technologies,
developing technologies, interactive methods, game-trainings, pressconferences, lesson-presentation, the constructor of the lesson.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,... тем легче будет учиться ученику.
Л.Н.Толстой
Ацдатпа
Автор орыс тш мен эдебиет сабактарындагы окушылардьщ мотивациясын арттыруды жетiлдiретiн тиiмдi инновациялы; тэсшдер мен эдютер сипаттай-ды, ез сабактарынан тэж1рибелш мысалдар береди
Аннотация
Автор описывает эффективные инновационные приёмы и методы, которые способствуют повышению мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы, даёт практические примеры со своих уроков.
Annotation
The author describes effective methods which help to make the motivation of the students' in leaoniny Russian and Russian Literature better. The author gives the practical advice from the lessons.
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Мотивация - важный компонент регуляции любой деятельности человека.
В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для учащихся необходима учебная деятельность как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие познавательной мотивации обучения.
Главная цель моей работы - повысить мотивацию учащихся на уроках русского языка и литературы.
Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Важнейший путь формирования мотивации - это использование познавательного интереса в учебной деятельности. Нужно постоянно формировать у учащихся мотивацию к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, её использованию. Учащегося нужно научить уметь чувствовать, уметь мыслить, уметь входить в контакт и взаимодействие с другими людьми, уметь добывать и использовать полученную информацию. Учитель должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся. Информационно-коммуникативные технологии являются одним из средств развития такой мотивации, так как делают процесс обучения более интересным, способствуют развитию познавательной мотивации. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям ребята могут формировать навыки самостоятельного познания.
Важное практическое значение для работы учителя имеют знания уровней активизации познавательной деятельности учащихся.
Выделяют следующие уровни:
1.Репродуктивный. Деятельность учителя связана с управлением познавательной репродуктивной активностью ребят. Выбор учебного материала определяется учебниками и программой. Преобладают объяснительно-иллюстративные методы преподавания. Используется стандартный набор дидактических средств, в основном решается образовательная задача обучения.
2.Интерпретирующий. Деятель-
ность учителя связана с управлением информационно-поисковой активностью учащихся.
З.Творческий. Уровень активизации познавательной деятельности связан с управлением исследовательской деятельностью обучаемых. Активизируются операционная, мотивационная и эмоциональная сферы личности, они гармонично развиваются. Здесь преобладает исследовательский метод преподавания.
Для повышения мотивации на уроках русского языка и литературы следует использовать, на наш взгляд, различные методы:
1.Словесные методы: рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2.Наглядные методы. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.
3.Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
4.Метод самостоятельной работы. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Используя план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления .
5.Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Использую
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
к
Рч
о
ш
т о
РЧ
О
и
О §
ш Е-
К
о
ш Е-
дидактические материалы с целью закрепления, применения и контроля знаний и умений.
б.Частично-поисковый. Организую работу учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
7.Метод проблемного обучения. На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя: -выдвижение проблемного вопроса, -создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
- основу для создания проблемной ситуации.
8.Метод укрупнённой дидактической единицы. На уроках русского языка школьники составляют опорные конспекты, которые впоследствии используют при подготовке к ЕНТ.
9. Дидактическая игра. Этот метод использую при закреплении материала на уроках русского языка.
10.Исследовательский метод. Для повышения мотивации учащихся использую этот метод при ознакомлении с новым материалом, а также при подготовке учащихся к научной работе.
11.Интерактивные методы: работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссия, презентация, составление кластеров, ролевые игры; использование интерактивной доски [1,2,3].
В своей работе я использую информационно-коммуникативные и развивающие технологии, новые формы и методы из личностно-ориентированной технологии В. М. Монахова.
Например: любую большую тему по русскому языку мы изучаем в течение четверти, а в конце - контрольное тести-
рование. Использую на уроках технологические карты. Даю разноуровневые индивидуальные задания, что способствует вовлечению в учебный процесс ребят и повышает интерес к предмету. На своих уроках использую следующие принципы педагогической техники: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, идеальности. «Приемы педагогической техники - это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему» [5,с.6].
Можно выделить пять основных принципов педагогической техники:
1.Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, "У Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна выписать на доске". Количество примеров неограниченно. "Я знаю, что я ничего не знаю", - говорил мудрый грек. "Я хорошо знаю историю, литературу", - звучит из уст успешного выпускника школы. Досадно. Досадно то, что выпускник не знает главного: «Он не знает, чего не знает».
2.Принцип открытости - не только давать знания - но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать" - говорил академик Александр Минц. А Бернард Шоу утверждал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность".
3.Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
4.Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов
И
обратной связи. Учитель на уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания.
5.Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников - и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда сами обучают друг друга.
Эти главные принципы являются основой для приемов педагогической техники на любых предметах. Какие же приемы можно использовать на уроках русского языка и литературы?
Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. Поэтому я выделила следующие приемы:
1. Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
Привлекательная цель (Делаю карточки в форме осенних листьев, подбираю предложения на осеннюю тематику).
Удивляй! ( Тема "Корень слова". Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть).
Отсроченная отгадка ( В начале урока даю загадку, отгадка будет при работе над новым материалом. Почему наречие называется наречием? Потому что речью раньше называли глагол. А по-английски как наречие? В переводе наречие есть
надглаголие).
Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям).
Практичность теории (Жизненная история, подтверждающая важность умения. Теорию я ввожу через практическую задачу, полезность же решения ученик осознаёт сам. При объяснении темы « Чередование гласных в корне» сначала анализируем примеры, а затем делаем вывод).
Пресс-конференция (Неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие её вопросы. Например: какие части речи изменяются так же, как имя существительное?).
Вопрос к тексту (При повторении провожу конкурс вопросов к тексту).
2. Повторение изученных ранее тем.
Своя опора (ученики составляют
опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа).
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме).
Игра "Ромашка" (ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме).
Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведении. Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?).
3. Домашнее задание.
Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий).
Задание массивом (задается большое количество слов по теме "Орфоэпия", к каждому уроку ребята заучивают слова, 10 слов - "отлично", 5 - 9 "хорошо").
т
о
Рч РР
О *
1-4
о §
к
Рч
о
56
Вестник «Oрлеу»-kst
Необычность обычного - прием по- сов.).
т о
РЧ
О
и
О §
ш Е-
К
р^ о
ш Е-
дачи домашнего задания.
...делать, француз.кий р.стение, ука. ка, немец.ий, выр.щенный. Ученики должны выписать только пропущенные буквы. Домашнее задание: сочинить сказку на определенное правило.
4. Коллективная учебная деятельность.
Организация работы в группах.
Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение).
Пресс - конференция и вопрос к тексту.
Своя опора.
Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
Аукцион знаний (Кто больше назовёт правильных ответов, тот и победитель.)
5. Игровая учебная деятельность.
Игры-тренинги. Игры приходят на
помощь в трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия...
(Представьте, что вы редактор газеты, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте).
Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное или придаточное).
Игры в случайность (игра "Что? Где? Когда?", "Ромашка").
Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо "почувствовать" пьесу и всех героев.
"Да" и "Нет" говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? - Коробочка из "Мертвых душ". Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? - Ломоно-
6. Приемы устного опроса.
Базовый лист контроля (тетрадь, в
которой фиксируется усвоение материала по темам, дата опроса, оценка.)
Программный опрос - ученик выбирает один ответ из нескольких предложенных. Этот прием позволяет готовить учеников к ЕНТ.
Взаимоопрос- ученики опрашивают друг друга.
7. Резюме - ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравится на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.).
8. Конструктор урока. Знание приемов педагогической техники не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе. Поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для "сборки уроков", что поможет разнообразить уроки.
Для учащихся необходима учебная деятельность как основа успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие познавательной мотивации обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Ляудис В.Я. Инновационное обучение. Стратегия и практика.- М., 1994.
2.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. Т.1 -М.,2006.
3.Караев Ж.А. , Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. - Алматы,2005.
4.Мухина С.А., Соловьёва А.А., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов-на-Дону, 2004.
5.Гин А. Приемы педагогической техники. Издательство "Вита". - М. - 2004