педагогический■
поиск|
1УДК 372.881.1 ББК 74.268.1Англ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Н. А. Гальченко
Аннотация. В статье представлены некоторые примеры использования технологии проблемного обучения. Автор раскрывает приемы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка. Для более глубокого изучения темы-проблемы используются такие активные формы работы на уроке, как дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры. Данная технология способствует формированию активной, творческой личности. Автор предлагает практические разработки в организации учебного процесса.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, проблемная ситуация, проблемный диалог, продуктивное мышление, познавательная активность.
THE USE OF TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING
AS THE METHOD OF ACTIVATION OF MENTAL ACTIVITY OF LEARNING
ON LESSONS OF LANGUAGE
N. A. Galchenko
Abstract. The paper presents some aspects of the use of problem-based learning technologies. The author reveals the ways of creating problematic situations in the English lessons. For a deeper study of the topic-problems are used such active forms of work in the classroom, such as discussions, debates, business and role-playing games. This technology contributes to the formation of an active, creative personality. The author offers practical developments in the organization of the educational process.
Keywords: technology of problem training, problem situation, problem dialogue, productive thinking, cognitive activity.
Современные условия развития образовательной системы Российской Федерации предполагают модернизацию технологии обучения в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта третьего поколения.
В их основе лежит необходимость формирования активной, творческой, мотивированной,
способной к самообразованию личности, умеющей продуктивно мыслить. В связи с этим актуальным становится использование таких технологий и методов обучения, которые способствовали бы формированию и развитию мыслительных способностей и познавательных потребностей учащихся, их творческому поиску, самостоятельному принятию решений. Важно не давать
учащимся информацию и знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы они сами «открывали» новые знания, активизировать их интеллектуальную деятельность на уроке.
Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Технология развития продуктивной творческой мыслительной деятельности учащихся появилась под названием "problem solving" («решение проблем»). Работы таких авторов, как А. М. Матюш-кин, В. Оконь, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. В. Брушлинский, Г. К. Селевко, Дж. Дьюи и других, посвящены разным аспектам проблемного обучения, освещают его основные положения и концептуальные основы [1, с. 5-10].
Дж. Дьюи считал, что воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых учащиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе [1, с. 12].
Разработкой и совершенствованием технологии проблемного обучения применительно к иностранному языку занимались такие ученые, как Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова, И. Л. Бим, И. А. Зимняя и другие.
По определению В. В. Сафоновой, проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся овладевают новыми знаниями не путем их заучивания, а в результате мыслительной деятельности в процессе решения проблемных задач, с целью освоения изучаемого языка, интерпретации содержания текстов и создания собственных речевых произведений творческого характера, что позволяет максимально развивать личность учащегося [2].
Технология требует такое содержание дидактического материала, которое может быть представлено как последовательность проблемных ситуаций.
Существует два вида проблемных ситуаций: психологическая и педагогическая.
Психологическая ситуация касается деятельности учеников, педагогическая - представляет организацию учебного процесса.
Учитель создает проблемную ситуацию с помощью действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Учитель направляет учащихся на ее ре-
шение и организует поиск решения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении учебного материала, его закреплении, контроле.
Таким образом, в результате деятельности на уроке обучающийся получает новые знания и овладевает новыми способами действия.
При работе с данной технологией преподавателю необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход.
Учитель может использовать следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:
• показать противоречия и предложить ученикам самим найти способ его разрешения;
• представить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• предложить классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
• побудить учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
• поставить перед ребятами конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
• определить проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
• найти проблемные задачи (например, с избыточными или недостаточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).
В статье [3] И. А. Сафиуллина раскрывает четыре составляющие для реализации проблемной технологии в учебно-воспитательном процессе:
1) отбор самых актуальных, сущностных задач; 2) определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; 3) построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; 4) личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка [3, с. 40-42].
В практике преподавания английского языка с 2-го по 11-й класс необходимо использо-
вать проблемный метод обучения на уроках разного типа (открытия нового знания, развития речевого умения, рефлексии). Осуществление такого обучения предполагает использование в учебной деятельности метода проблемных ситуаций. Учащимся предлагается коммуникативное задание, в результате выполнения которого они сталкиваются с интеллектуальным затруднением. Это затруднение связано с тем, что ученикам не хватает знаний, они не могут достичь цели известным способом. Это побуждает искать новый способ действия или объяснения.
Так, проектируя уроки английского языка, учителю нужно разработать такую проблемную ситуацию, которая способствовала бы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, вызывала бы познавательный интерес, соответствовала бы их интеллектуальным способностям и возрастным интересам.
Создавая проблемные ситуации на своих уроках, мы учитываем следующие условия:
• задание должны основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
• неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия;
• выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося положительную мотивацию в усваиваемом знании.
Так, на уроке отработки речевого умения в 5-м классе по теме «В городе» учащимся предлагается коммуникативное задание «помочь туристам, объяснив им, как пройти до разных объектов в городе». Учащиеся вспоминают необходимый для выполнения этого задания изученный лексический и грамматический материал, но сталкиваются с тем, что не знают, как правильно организовать диалог с туристом. Это стимулирует их к поиску нового способа действия. В результате на основе имеющихся знаний и анализа нового материала учащиеся овладевают способом ведения диалога с туристами в данной ситуации, которая имеет и практическую направленность.
С целью активизации самостоятельной работы учащихся в овладении знаниями, организации их поисковой деятельности, формирования у них умения учиться, умения ставить про-
блемную задачу, определять недостающие знания, находить новые способы действия можно использовать проблемный диалог. Поиск проблемы и ее решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного нами диалога.
Так, на уроке открытия нового знания в 3-м классе по теме «Правила здоровья» после просмотра видеоролика про зарядку можно организовать обсуждение просмотренного и с помощью диалога подвести их к определению темы урока. Просмотр видеоролика позволяет создать проблемную ситуацию - учащимся предлагается составить для друга правила здоровья (указав, что он должен и что не должен делать, чтобы быть здоровым). Задание заведомо сформулировано так, чтобы вызвать затруднение, так как ребята не знакомы с глаголом «должен» (must). Поэтому, зная лексику, они не могут сформулировать эти правила. Тем самым обнаруживается проблема, которую необходимо решить, чтобы выполнить задание. Далее учащиеся обсуждают варианты своих действий. Данный процесс можно организовывать с помощью подводящего диалога. Предлагаются вопросы, с помощью которых они понимают, что им не хватает знаний. Затем организовывается взаимодействие учащихся, их коллективно-поисковая деятельность, в результате которой ребята знакомятся с новым глаголом, с тем, как выразить рекомендацию, что позволит им достичь запланированных результатов.
Использование проблемного диалога на уроке позволяет учителю также обучать ребят осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, выявлять причины затруднений, осуществлять контроль своей деятельности по достижению цели). В результате у учащихся активизируется интеллектуальное развитие и творческое воображение.
Используются разные приемы создания проблемных ситуаций на уроке. Одним из способов является формулирование темы урока в виде проблемного вопроса. Так, в рамках изучения темы «Научно-технический прогресс» в 11-м классе несколько уроков посвящается обсуждению проблемы клонирования. Постановка темы урока в виде вопроса "To clone or not to clone?" пробуждает познавательный интерес учащихся к данной теме и их включение в ее обсуждение.
На этапе актуализации знаний учащиеся определяют, что они знают по этой теме, и высказывают свое мнение с аргументами:
- Is it true that cloning is a human invention?
- Are identical twins actually clones?
- What animals have already been cloned?
- Where did the first clones appear?
- Is cloning allowed in the world?
- What is your attitude to cloning?
- Do you feel positive or negative about it?
Далее в результате обсуждения мнений и
работы с информацией (текстом, аудиозаписью) выявляются разные точки зрения на эту проблему. Учитель имеет возможность столкнуть мнения учеников вопросами, что активизирует их на поиск аргументов: Is it ethical to clone a human being? Some people think that cloning is acceptable if it helps against terrible diseases like AIDS or cancer. Do you support this idea? When cloning can be allowed? [2].
Для более глубокого осознания темы/проблемы мы используем такие активные формы работы на уроке, как дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры. Для дальнейшего обсуждения проблемы предлагаем учащимся дебаты по теме «Клонирование людей» ("Cloning humans should be allowed"). Учащиеся делятся на группы, готовят свои аргументы, ведущий организует обсуждение проблемы. Итогом такого осмысления темы является написание сочинения с выражением собственного мнения (opinion essay), то есть учащиеся строят продуктивное высказывание.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как
открывать знания с учениками: пособие для
учителя. - М., 2002. - 168 с.
2. Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. - М.: Еврошкола, 2009. - 272 с.
3. Сафиуллина И. А. История развития проблемы активизации обучения в российской дидактике // Актуальные проблемы педагогической науки: сб. науч. тр. - Казань: КГПУ, 2000. - С. 40-42.
4. Гальченко Н. А. Использование новых информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку (на примере мобильного обучения) // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. № 2. - СПб., 2015. -С.13-16.
REFERENCE
1. Melnikova E. L. Problemnyy urok, ili Kak ot-kryvat znaniya s uchenikami: posobie dlya uchitelya. Moscow, 2002. 168 p.
2. Safonova V. V. Problemnye zadaniya na uro-kakh angliyskogo yazyka v obshcheobrazo-vatelnoy shkole. Moscow: Evroshkola, 2009. 272 s.
3. Safiullina I. A. Istoriya razvitiya problemy ak-tivizatsii obucheniya v rossiyskoy didaktike. In:
Aktualnye problemy pedagogicheskoy nauki. Coll. of Scientific works. Kazan: KGPU, 2000. Pp. 40-42.
4. Galchenko N. A. Ispolzovanie novykh infor-matsionno-kommunikativnykh tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku (na primere mobilnogo obucheniya). In: Aktualnye voprosy psikhologii i pedagogiki v sovremennykh us-loviyakh. Coll. of materials on the results of the international scientific-practical conference No. 2. St. Petersburg, 2015. Pp. 13-16.
Гальченко Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мурманского арктического государственного университета e-mail: [email protected]
Galchenko Nataliy A., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy Department, Arctic Murmansk State University
e-mail: [email protected]