Научная статья на тему 'Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы'

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1701
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ИКТ (ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) / МЕТОД / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчанова Ирина Петровна

Статья посвящена вопросу использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) на уроках русского языка и литературы в школах естественно-технического профиля. Раскрыты приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с применением мультимедийных технологий с целью повышения эффективности педагогического процесса в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the use ICT (information and computer technologies) at Russian and literature classes for technical school students. The author studies the techniques and methods of stirring up student’s cognitive abilities by means of multimedia technologies. As a result, the efficiency of school teaching improves considerably.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»

КОЛЧАНОВА И. П.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Аннотация. Статья посвящена вопросу использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) на уроках русского языка и литературы в школах естественно-технического профиля. Раскрыты приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с применением мультимедийных технологий с целью повышения эффективности педагогического процесса в школе.

Ключевые слова: ИКТ (информационно-компьютерные технологии), метод, урок русского языка, урок литературы, учитель, ученик.

KOLCHANOVA I. P.

INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES USE AT RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE CLASSES Abstract. The article considers the use ICT (information and computer technologies) at Russian and literature classes for technical school students. The author studies the techniques and methods of stirring up student's cognitive abilities by means of multimedia technologies. As a result, the efficiency of school teaching improves considerably.

Keywords: ICT (information and computer technologies), method, Russian language class, Russian literature class, teacher, school student.

Достижение высокой продуктивности в учебной и педагогической деятельности во многом связано с использованием учителем в ходе учебного процесса адекватных приемов и способов, побуждающих учащихся к самостоятельной творческой работе, к активному усвоению учебного материала. Важно создавать такие дидактические и психологические условия, которые будут способствовать возникновению и сохранению активности личности в познавательной деятельности. Интеграция ИКТ (информационно-компьютерных технологий) и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный и в то же время эмоциональный способ повышения эффективности качества образования.

Многие словесники скептически относятся к применению ИКТ на уроках русского языка и литературы, считая, что они мешают эмоциональному восприятию художественного произведения, что на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную и творческую сферу ребенка, а не «компьютезировать» его личность. Но постепенно, изучая

возможности компьютерной техники, учителя-филологи начинают понимать, что при умелом, дозированном использовании ресурсов ИКТ на уроке сохраняется атмосфера творческого поиска, эмоциональности, а также стремление к активному усвоению учебного материала.

В данной статье мы расскажем об использовании ИКТ на уроках словесности в школах естественно-технического профиля.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (аудитивным, визуальным), поэтому лучше усваиваются и запоминаются на долгий срок. Мультимедийные презентации дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. Особенно ярко это проявляется на уроках литературы, которые должны быть экспрессивными, эмоциональными, иллюстрированными (в том числе с помощью аудио- и видео сопровождений). Это возможно реализовать благодаря компьютерной технике с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское чтение стихов, прозы и классическую музыку.

Для создания эмоционального фона на уроке, для передачи атмосферы изучаемой эпохи, для расширения кругозора и развития эстетических чувств активно используются возможности музыкальных произведений и живописи (чтение литературных произведений на фоне музыки, иллюстрирование текстов фрагментами живописи и др.). Данные приемы обогащают урок и позволяют передать одни и те же реалии жизни разными художественными средствами (с помощью слова, образа, звука), что дает возможность учителю найти отклик в душе каждого ребенка, а ученику - осмыслить, прочувствовать и целостно воспринять проблему. Реализовать эти задачи нам помогает программа Windows Movie Maker для создания видеороликов

Работа словесника в лицее с физико-математическим уклоном имеет свои специфические трудности: ребята-подростки увлечены точными науками, они сами прекрасно владеют компьютерными технологиями. Они прилежны в учебе, интересны в общении, начитанны, но предпочитают научную литературу, дающую им чувство взрослости и интеллектуальной полноценности. Порой тема и проблема литературного произведения вызывает у них чувство недоумения и даже неприятие. В этом случае хорошо зарекомендовали себя такие приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся и способствующие возникновению интеллектуальных эмоций и чувств, как использование проблемных вопросов и заданий, создание проблемных ситуаций. При таком подходе мы тоже можем использовать презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. Например, презентация по творчеству Н С. Гумилева. Несколько слайдов. Каждый слайд

сопровождается видеорядом предметов. Какому писателю, поэту Серебряного века принадлежат эти вещи? Условно мы назовем их:

• путешественник,

• воин,

• авантюрист,

• эстет,

• книжник,

• влюбленный романтик [1].

Кто скрывается за каждым образом?

Путешественник: подзорная труба, ружье, карта Африканского континента, компас и... бутылочка с лекарством. По каждому слайду небольшой рассказ без имен и фамилий.

Вопрос: почему бутылочка с лекарством?

Все предметы - атрибуты путешественника, сильного, выносливого, никому из современников и в голову не приходило, что этот отважный человек от рождения имеет слабое здоровье, а в последнюю свою поездку подхватил малярию, которая мучила его всю жизнь.

Воин: винтовка, шашка, фуражка с кокардой, кавалерийское седло, два Георгиевских креста и. оловянные солдатики.

Вопрос: откуда детские игрушки?

И так далее. Каждый слайд - вопрос. На каждый вопрос - ответ. Вопросы и ответы, как пазлы, складываются в единое целое. Кажется, перед нами несколько образов, несколько судеб, несколько жизней. Но по некоторым деталям, которые перекликаются друг с другом, при помощи наводящих вопросов учащиеся делают вывод, что это один человек: Николай Степанович Гумилев. Презентация достаточно простая, без спецэффектов. Главное здесь -творческий подход и правильный подбор материала.

На уроках русского языка тоже используются ИКТ.

Например, при изучении в 5-ом классе темы «Морфемика» дети знакомятся с понятием «связанные корни». В учебнике этого термина нет, нам помогает мультимедиа-пособие для средней школы «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс», (урок 4) [2]. При изучении тех или иных правил для лучшего усвоения и запоминания необходимо, на наш взгляд, делать небольшой экскурс в историю языка. Так, работая по теме «Имя существительное» с использованием того же мультимедиа-продукта, учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя три формы: единственное число, двойственное число и множественное число.

На уроках закрепления изученного материала демонстрация фрагментов программы с использованием мультимедийного проектора значительно повышает интерес к предмету. Например, на экране появляется сначала таблица для повторения «Буквы И, Ы после приставок», (урок 6) [2], далее в тетрадях выполняются задания тренажера, потом на демонстрационном экране осуществляется проверка выполненной работы.

На уроке контроля ученики выполняют тест, который занимает оптимальное время (3-4 минуты), причем система сама «оценивает» знания тестируемого.

Если учителя не устраивают те задания и упражнения, которые есть в готовых программных пособиях, то можно самостоятельно подготовить презентацию и подобрать упражнения для закрепления с помощью программного обеспечения SMART Notebook, имеющего интуитивный интерфейс, который облегчает процесс создания креативных и увлекательных уроков.

В заключение скажем, что в использовании ИКТ на каждом уроке нет необходимости. Компьютер не может заменить учителя, поэтому все технологии следует использовать в комплексе с другими методическими средствами. Нужно использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и дозировано.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -(Методическая лаборатория).

2. Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.