_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 377.5
Н.Ю. Волгина
Преподаватель
Колледж ИСТиС ФГАОУ ВО « ЮУрГУ (НИУ)» г. Челябинск, Российская Федерация
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация
Преобразования в системе Российского образования требуют изменения подходов в реализации ФГОС СПО. Профессиональное самоопределение студентов во многом зависит от мотивации к учению, формировать которую необходимо средствами всех учебных дисциплин, включая общеобразовательные. Особую роль в этом могут сыграть активные методы, формы и технологии обучения и контроля.
Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление №211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011
Ключевые слова
Мотивация к учению, среднее профессиональное образование, компетентностный подход,
межпредметная интеграция
Современное общество высоких технологий нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые в наше время имеют возможность повышать уровень своего образования благодаря преемственности среднего профессионального (далее СПО) и высшего профессионального образования (далее ВПО), а также международной образовательной интеграции. В рамках Проекта 5-100 коллектив Южно-Уральского государственного университета стремится повысить свой рейтинг в системе международного образования. В связи с требованиями времени изменения произошли по всем направлениям.
Обеспечить реализацию новых целей призваны новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) СПО и ВПО, основой которых является компетентностный подход. К основным задачам СПО относятся не только овладение обучающимися профессиональными навыками, но и формирование готовности и способности студентов к саморазвитию, самосовершенствованию [2].
Коллектив Колледжа ИСТиС ЮУрГУ считает главным на этом пути системное повышение мотивации к учению студентов средствами учебных дисциплин, начиная с общеобразовательного цикла на 1 курсе.
Поскольку целью компетентностного подхода является формирование всесторонне развитой личности, роль знаний в условиях компетентностного подхода в обучении изменяется - они становятся лишь компонентом образования, а их главное назначение - быть средством деятельности [3]. В нашем Колледже компетентностный подход четко прослеживается в рабочих программах, в подборе методов и средств обучения, в контрольно-оценочных средствах. Но реализовать на практике практико-ориентированные программы оказалось труднее. Опыт работы по ФГОС выявил проблему реализации компетентностного подхода: у большинства поступающих в колледж наблюдается низкий уровень развития познавательных способностей и отсутствие желания их применять. Поэтому, в первую очередь, необходимо формировать мотивацию к получению знаний, формированию умений, развитию компетенций у обучающихся.
Мотивация - это ключ к любой успешной деятельности. Применительно к учебной деятельности студентов под мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению дисциплины [4]. Теперь не получится мотивировать студентов только оценкой, необходимо научить их радоваться своим успехам и стремиться к самосовершенствованию. Поэтому при формировании у студентов интереса к изучению дисциплин «Русский язык» и «Литература» я определяю следующие направления своей деятельности:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
- воспитание положительного эмоционального отношения к учебным предметам;
- раскрытие актуальности изучаемого материала;
- организация познавательной деятельности;
- создание ситуации успеха.
Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, творческий потенциал студентов довольно трудно в условиях традиционного обучения. Но научиться ясно и правильно говорить, излагать свободно собственные мысли, развивать умение общаться и соблюдать речевую культуру - необходимо каждому. Потому что будущий специалист, должен уметь мыслить, самостоятельно работать с информацией; творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции и пр.
Проблему повышения мотивации на занятиях общеобразовательных дисциплин в СПО можно решать в двух направлениях: отбор содержания учебного материала с ориентацией на профессиональную деятельность; организация таких форм работы студентов на учебном занятии, которые способствуют формированию образовательных компетенций, необходимых современному специалисту высокого уровня.
Основными способами повышения мотивации к обучению считаю:
- создание благоприятного микроклимата на уроке
- акцент на актуальности полученных знаний в будущей профессиональной деятельности
- использование современных методов обучения (проектный, проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др.)
- интеграция обучения и дифференциация заданий
- использование ИКТ
- организация внеурочной деятельности
- систематический контроль уровня успешности студентов, его публичность.
Созданию благоприятного микроклимата на уроке способствует установление отношений, основанных на понимании, доброжелательности, взаимоуважении. Для этого приходится постоянно работать над собой, чтобы быть интересной для современной молодежи. На занятиях создаются ситуации успеха, образовательная интрига, положительный эмоциональный настрой.
Профессионально значимое содержание дисциплины отражено в рабочей программе дисциплин. Например, для студентов специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания профильной составляющей в рабочей программе дисциплины «Литература» являются задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов - подготовка сообщений, презентаций об особенностях кулинарных предпочтений в определенные периоды развития литературы. Примерные темы:
- «Кулинарные традиции купеческого сословия» по произведениям А. Островского
- «Кулинарные изыски начала XIX века по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого
- «Модные тенденции в кулинарии рубежа веков» по творчеству И. Бунина, А. Куприна, А.П. Чехова.
- «Кулинарные изыски в первой трети XX века (по творчеству поэтов серебряного века)».
- «Кулинарные предпочтения Советского Союза» (по произведениям советских писателей)».
- «Отражение эпохи перестройки в кулинарных предпочтениях (по произведениям современных писателей)».
Эти же темы могут стать темами индивидуальных проектов.
В рабочей программе дисциплины «Русский язык» - это написание эссе о роли языка в профессиональной деятельности, составление, анализ и редактирование текстов профессиональной направленности, составление словаря профессиональных терминов.
Необходимо осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса - образовательных технологий (путей и способов формирования компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства). Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать собственные достижения и недостатки, скорректировать свою деятельность, а преподавателю - помочь ему в этом.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Для повышения мотивации на своих занятиях я использую разные формы и методы. Наиболее интересные из них активные лекции с применением ИКТ в сотрудничестве со студентами, деловые и ролевые игры, экзамен учителю, метод кластеров, метод синквейнов, метод создания опорных схем, метод проектов и многое другое.
Например, на уроке стартовой диагностики дисциплины «Русский язык» студентам предлагается составить синквейн на название специальности. Это позволяет выявить уровень осведомленности обучающихся о своей будущей профессии, затем разобраться и понять ее сущность, составив повторно синквейн после изучения требований к результатам обучения по ФГОС.
Синквейн на основ« личного представления Спец. по туризму
Общительный, знающий Предлагает тур, оформляет документы, продает
Удачный тур - счастливый отпуск! Помощник
Понятие 2 прнлаг. 3 глаг.
Фраза Вывод
Синквейн после изучения ФГОС Спец. по туризму
Коыыуника5ельный: компетентный Формирует тур. предложение, реализует тур. продукт, организует комплексное обслуживание Удачный тур - довольный клиент! Гарант хорошего отдыха
Сразу после составления синквейн появляется большое количество вопросов о специальности, в том числе и о том, почему важно быть грамотным специалисту по туризму. Повышение мотивации к изучению дисциплины и овладении профессией очевидна.
Повышает интерес к дисциплинам также межпредметная интеграция и система внеурочных мероприятий.
Интеграция между дисциплинами «Русский язык» и «Литература» способствует развитию творческого потенциала и студентов, и преподавателя, обеспечивает овладение обучающимися комплексом универсальных компетенций. Межпредметная интеграция позволяет не только усваивать содержание одной дисциплины через содержание другой, но и дает возможность для творчества преподавателя в разработке эффективных способов преподавания и средств контроля [1].
Привлечение обучающихся к участию во внеурочных мероприятиях - это еще один способ повышения мотивации к изучению дисциплин «Русский язык» и «Литература». Студенты ежегодно участвуют в предметных олимпиадах колледжа, во всероссийских и международных дистанционных олимпиадах от «Ростконкурс», «УрФО», ЦРТ «Мега-Талант», в научно-практических конференциях, охотно посещают тематические выставки, встречаются с челябинскими поэтами, писателями, журналистами и т.д.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к повышению общекультурного уровня. Роль преподавателя - помочь обучающимся сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные и профессиональные ориентиры.
Список использованной литературы:
1. Волгина, Н.Ю. Возможность интеграции при проектировании содержания дисциплин «Русский язык» и «Литература» в условиях нового ФГОС СОО. / Международный научный журнал «Инновационная наука», 2016. № 10-2. С. 151-154.
2. Волгина, Н.Ю. Система средств оценки развития готовности исполнять общие компетенции как инструмент подготовки специалистов среднего звена. / Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов конференции - Самара, 2014. С. 73-78.
3. Зубовская, Л.А. Повышение мотивации школьников через инновациионные методы обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч. -практ. конф.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
№ 12(35). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2013.
4. Леванова, А.Е., Урайская, И.Н. Формирование у студентов мотивации к обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2013. №11. URL: http://cyberieninka.ru/artide/n/formirovanie-u-studentov-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения: 16.03.2017).
© Волгина Н.Ю., 2017
УДК 37.01
Гаджиева П.Д.
канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: krik020304@mail.ru г. Махачкала, Р Д
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В данной статье представлено теоретическое обоснование особенностей организации групповой деятельности учащихся, рассмотрены основные условия на которых строится коллективная, групповая деятельность учащихся на уроках.
Ключевые слова
Групповая деятельность, коллективная работа, творческая работа.
К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
Разработка современных технологий обучения в процессе группового и коллективного взаимодействия обучающихся опирается на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Социальное взаимодействие и обучение - это направление в психологии, исследующее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия [2, с.12].
Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах, в коллективных формах работы, играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства общности «мы»; формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других; овладение способами организации совместной деятельности; развитие самосознания студента, его самоопределения и самореализации в ситуациях взаимодействия и видения своего «я» глазами других; формирование активной позиции обучающихся, становление их субъектности; приближение учебной деятельности студентов к будущей профессиональной, являющейся совместной по своей сути; моделирование в процессе учебной деятельности производственных отношений и формирование