| ?! Библиографический список
^ го
£ -е 1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 2006.
2. Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Художественные способности и одаренность § ^ в дошкольном детстве // Одаренный ребенок. 2014. № 4. С. 6-15. о^ 3. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. М., 1992.
4. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации. М., 2000.
5. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. М., 2009.
Г.В. Юстус
Повышение компетенций преподавателей на примере тренинга «Эффективная обратная связь»
В статье раскрывается проблема предоставления обратной связи обучающимся, которая позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, вариативность процесса воспитания. Также рассматриваются пути повышения эффективности взаимодействия и адаптирования участников образовательного процесса к прохождению учебных программ. В статье сформулированы основные компоненты эффективной обратной связи, обозначены ключевые вопросы, которые необходимо учитывать на этапе подготовки.
Ключевые слова: тренинг, эффективная обратная связь, коммуникативные особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Актуальность поиска наиболее эффективных методик обучения и развития преподавателей всегда была высокой, т.к. любой преподаватель является не только участником образовательного и воспитательного процесса, но и образцом для большинства обучающихся. На сегодняшний день не так много исследований посвящено инструментам, которые могут стать реальным подспорьем педагогам в их каждодневной деятельности. Наибольшего внимания заслуживают работы следующих
ученых: Е.А. Иноземцева, Ю.И. Жуков, Е.А. Жаринова, И.В. Молочкова, к О.А. Брылева, Н.М. Лыкова, Т.Н. Черняева, Л.Р. Ахмадиева, Т.А. Зло- | о казова, А.Д. Чанько, В.Н. Алешин, О.А. Пяткова, Я.Б. Частоколенко, Ц Е.Н. Шаган, Е.В. Ибрагимова, Н.М. Беленкова. ^
На примере тренинга «Эффективная обратная связь» рассмотрим, как обучение может положительно повлиять на работу. Во-первых, многие педагоги размышляют над тем, как и когда использовать обратную связь, чтобы этот инструмент был максимально эффективным: благодаря обратной связи педагог может лучше узнать, что мотивирует обучающихся и с какими текущими сложностями они сталкиваются [1, с. 18]. Во-вторых, не всегда понятно, как обратную связь, особенно отрицательную/негативную, можно применить в реальной педагогической практике максимально деликатно, как исключить возможные риски.
На любом тренинге очень важно верно сформулировать цели и задачи. Например, на тренингах по предоставлению эффективной обратной связи изначально рассматриваются ожидаемые результаты, которые мы достигаем с помощью правильной обратной связи [2, с. 36]. Наиболее часто они выглядят следующим образом:
• увеличение уровня доверия и авторитетности в глазах воспитанника за счет персонифицированного подхода;
• интегрированный синтез входящей и другой имеющейся информации для максимального улучшения образовательного и воспитательного процесса;
• объективное и безобидное выяснение уровня успеваемости, удовлетворенности взаимоотношений с учебным коллективом и основных мотивов развития и саморазвития личности;
• выяснение конкретных планов и ожиданий обучающегося на ближайшее время.
Эти компоненты позволяют достигать поставленные педагогическими работниками цели и оперативно реагировать на различные ситуации. Ведь с помощью индивидуальной обратной связи у педагога есть возможность заранее увидеть, распознать сигналы неблагоприятного развития событий и адекватно на них отреагировать. Фактически педагог прорабатывает комплекс превентивных мер, а не выступает в роли устранителя новых проблем.
На почти всех тренингах рассматриваются типовые подходы, ловушки и ключевые этапы предоставления обратной связи. Многие участники тренингов в процессе выполнения разнообразных учебных упражнений приходят к более глубокому пониманию, что эффективная обратная связь состоит из следующих компонентов.
1. Общение должно быть предварительно подготовлено. На этом этапе, безусловно, очень важно обобщить всю имеющуюся информацию, проанализировать текущую успеваемость, спросить о воспитаннике других преподавателей, поработать с родителями и собрать другую полезную информацию. Количество вовлекаемых источников получения разносторонней информации зависит от уровня текущих сложностей.
2. Организация процедуры общения. Важно обратить внимание не только на форму организации, но и на содержание общения. Вначале создаются условия, которые позволяют обучающемуся благоприятно воспринимать информацию, включая даже негативно окрашенные комментарии. А далее педагог переходит к самому процессу предоставления обратной связи.
3. Синхронизация мнений. Один из самых сложных этапов. Очень полезно понять, что фактически услышал/понял участник встречи и как он эту информацию планирует использовать. Этим этапом пренебрегать нельзя, т.к. он помогает сгладить возможные риски и исключить возможные недопонимания для всех участников процесса.
4. Подведение итогов. Модератор встречи фиксирует основные и ключевые договоренности, а также сообщает, каким образом будет осуществлен мониторинг изменений в поведении и в успеваемости.
5. Завершение общения должно быть позитивным. Давно доказано, что позитивный стиль общения существенно отражается на скорости и качестве достижения результатов. Опыт участников тренингов по обратной связи подтверждает, что это абсолютная правда, т.к. положительные результаты быстрее показывают воодушевленные на правильные изменения люди, чем те, у кого нейтральное или негативное отношение к происходящему.
На тренингах для преподавателей участникам обучения дается возможность по-разному посмотреть на обратную связь. Наибольшее количество открытий [3, с. 17], даже для опытных преподавателей, находится в осознании особенностей коммуникативного процесса (искажения информации, преломления, домысливания и других недопониманий), во временной смене социальных ролей (участники в парах поочередно пробуют себя в роли модераторов обратной связи и в роли людей, ее получающих), в наблюдениях (в процессе обучения у участников тренингов есть хорошая возможность в комфортной обстановке посмотреть, как применяют свое педагогическое мастерство их коллеги).
В процессе многолетних наблюдений сформировался пул вопросов, которые участники себе задают на обучении или после него. Предлагаем вашему вниманию часть из них. Эти вопросы позволяют не только каче-
ственно подготовиться к встрече, но и более системно оценить результа- к ты встречи. | о
1. Достаточную ли помощь я оказываю обучающемуся (воспитуемому)? | §
2. Как обозначенные преграды он планирует преодолеть и какие вари- с ЕЕ анты/возможности он видит?
3. Как обучающийся оценивает свой профессиональный и личностный рост за отчетный период?
4. Что ему необходимо для успешного развития и как я, как педагог, могу ему в этом помочь и способствовать?
5. Что мне необходимо поменять в наших взаимоотношениях в модели «педагог - воспитанник»?
6. Какие идеи и предложения есть у самого обучающегося на этот счет?
7. Как он с позиции саморефлексии оценивает свои текущие достижения и результаты?
8. Весь ли свой потенциал он смог применить в учебе и в саморазвитии?
9. Что он/она хочет достигнуть в ближайшее время и что мешает на пути достижения этих целей?
Это только часть актуальных вопросов, которые активно рассматриваются на тренингах, посвященных обратной связи. Но наличие объективных ответов даже на часть представленных вопросов существенно отражается на качестве и коэффициенте полезного действия предстоящего общения. Соблюдая некоторые из предложенных рекомендаций, вы сможете добиться отличных результатов в педагогическом процессе. Ведь самый главный постулат, которые мы синтезируем на обучении по этой теме, звучит очень просто: «Правильная обратная связь всегда предотвращает от неосознанных поступков и неправильных решений». Напомним, что этот инструмент может выступить в роли катализатора развития и одновременно в роли мощнейшего демотиватора для любого человека. Поэтому очень важно на всех этапах предоставления обратной связи действовать поступательно и максимально выверенно. И тогда эффективные коммуникации станут одним из самых безошибочных путей достижения положительного результата в работе любого педагога.
Библиографический список
1. Березина Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. М.,
2009.
2. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. М., 2005.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
М., 2006.