УДК 37.013.32
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
К.Г. Репина, Т.В. Краснощекова
Аннотация. В статье проанализированы современные педагогические технологии, применяемые в процессе обучения композиционной деятельности и направленные на творческое развитие студента: технология контекстного обучения, технология проектного обучения, интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, модерация), технология обучения студентов в мастерских, технология обучения студентов с признаками одаренности. Обосновано применение этих технологий в профессиональной подготовке бакалавров (студентов художественно-графических факультетов) в системе развития личностно ориентированного образования.
Представлены результаты экспериментальной работы по внедрению педагогических технологий в рамках преподавания дисциплины «Теория пространственного построения». Приведены примеры заданий, позволяющие студентам в процессе практической творческой работы получить новые знания, осуществить самореализацию в профессиональной деятельности. Анализ дипломных картин и эскизов к ним, выполненных в результате экспериментальной работы, подтверждает необходимость применения современных образовательных технологий при обучении студентов композиционной деятельности для обеспечения достижения профессиональной самореализации.
Ключевые слова: личностно ориентированное образование, современные педагогические технологии, композиционная деятельность, самоактуализация; самореализация.
THE PRACTICE OF USING OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING OF COMPOSITE ACTIVITIES OF STUDENTS OF IS ART-GRAPHIC FACULTY
K. Repina, T. Krasnoschekova
Abstract. The article analyzes the modern educational technologies applied in the learning process, composite activity and to the creative development of the student: technology contextual learning, project-based learning technology, interactive technology (discussions, debates, moderation), technology education workshops, technology training of students with signs of giftedness. Justified the use of these technologies in vocational training of bachelors (students of art-graphic faculty) in the development of student-centered education. The results of experimental work on the implementation of pedagogical technologies in teaching the discipline "Theory of spatial construction". Examples of tasks that allow students in the process of practical creative work to obtain new knowledge, to self-realization in professional activity. Analysis of diploma paintings and sketches to them, performed the experimental work confirms the necessity of using of modern educational technologies in teaching of compositional activities to ensure the achievement of professional fulfillment.
Keywords: personality-oriented education; modern educational technology; composite activities; self actualization; self-realization.
Развитие современного высшего образования основывается на идеях гуманизации и демократизации (А.Г. Асмолов, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.). В соответствии с этими идеями выдвигаются следующие цели образования: становление и развитие личности, ее самореализация; создание условий и возможностей для каждого учебного заведения, обучающегося, преподавателя наиболее полного раскрытия своих возможностей и способностей в процессе обучения [6;4]. Согласно Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 -2015 годы [5] художественное образование призвано решить задачи по выявлению
одаренных детей и молодежи, обеспечить соответствующие условия для их образования и творческого развития; по подготовке творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства и педагогических кадров для системы художественного образования. В системе образования преобладают идеи личностно ориентированного обучения и воспитания, предполагающие отбор и применение соответствующих психолого-педагогических методов и технологий. В связи с этим актуальной становится проблема разработки и внедрения в художественном образовании современных педагогических технологий, нацеленных на творческое саморазвитие личности. Необходимо
теоретическое обоснование применения современных психолого-педагогических
технологий в профессиональной подготовке бакалавров (будущих учителей изобразительного искусства), направленных на активизацию их творческого потенциала.
Обучение на художественно-графическом факультете педагогического вуза обладает своей спецификой. Подготовка студентов ведется в двух направлениях: обучение педагогической деятельности и овладение художественным мастерством. Будущий учитель изобразительного искусства в первую очередь должен профессионально осуществлять художественную деятельность, быть компетентным во всех областях творчества. В связи с этим ведущим видом деятельности студентов является художественная деятельность, а особенностью является практикоориентированный характер обучения. Овладение художественным опытом необходимо для решения творческих задач как в художественной, так и в дальнейшей педагогической деятельности. Несмотря на то, что обучение проводится в группах, преподаватель должен учитывать
индивидуальные способности и особенности студентов. Для студентов творческих специальностей характерно выраженное стремление к самореализации в процессе творчества, поэтому создавая художественное произведение, студенты проявляют высокую физическую, умственную и психологическую концентрацию. «Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий «откат» - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника» [12]. Одной из проблем в процессе развития художественных навыков является недостаточное количество часов по дисциплинам специальности (рисунок, живопись, композиция), в связи с этим возникает необходимость в достижении максимальной осознанности и активности со стороны студента в процессе обучения.
Профессиональная направленность студентов художественно-графического факультета требует как внутренней сосредоточенности для создания художественных произведений, так и развития коммуникативности для дальнейшей
педагогической деятельности. Следовательно, задача преподавателя помочь такому студенту в самореализации (найти свой стиль, манеру исполнения, тему и т.д.), развить креативное мышление и помочь обучающемуся
взаимодействовать с социальным миром, показать связь художественного опыта самого студента с методикой преподавания изобразительного искусства.
Основываясь на вышесказанном, мы утверждаем, что выбор педагогических технологий должен быть сделан с учетом специфики образовательного процесса на художественно-графическом факультете
педагогического вуза.
В рамках дисциплины «Теория пространственного построения» на отделении изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ныне СГСПУ) на 4 - 5 курсе обучения (2014 - 2015 гг.) была проведена экспериментальная работа, направленная на развитие профессиональных (художественных) способностей студентов. В связи с этим были отобраны технологии, которые могут быть применены при обучении композиционной деятельности. Перед преподавателями дисциплины «Теория пространственного построения» были намечены следующие задачи: освоение студентами теоретическими знаниями классификации исторических типов и видов изобразительного пространства картины, формирование умений выявлять определенные средства выразительности композиции и анализировать необходимость их применения, формирование умения использовать различные типы изобразительного пространства в авторских композициях.
Рассмотрим технологии, которые могут применяться в обучении студентов композиционной деятельности: 1) технология контекстного обучения (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, О.Е. Лебедев, Ю.Г. Татур и др.); 2) технология проектного обучения (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и др.); 3) интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, модерация и т.п.) (С.С. Кашлев, М.Н. Певзнер, А.С. Прутченков, и др.); 4) технология обучения студентов в мастерских (Г.К. Лозанов, И.П. Иванов, М.П. Щетинин и др.); 5) технология обучения студентов с признаками одаренности (Т.Ф. Акбашев, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.).
Ниже приведена таблица, наглядно представляющая выбранные нами педагогические технологии (по Г.К. Селевко [8]). Характеристика технологий включает следующие критерии: тип управления учебно-воспитательным процессом, преобладающие методы, организационные формы, преобладающие средства, подход к студенту и характер воспитательных взаимодействий [8].
Педагогическая технология Характеристика Целевая ориентация Критерий проявления профессиональных способностей
Технология контекстного обучения Самоуправление с консультацией преподавателя. Использование методов от репродуктивных до творческих. Классно-урочные, клубные, индивидуальные и групповые организационные формы с применением действенно-практических средств. В основе - деятельностно-ориентированный подход к обучающемуся Цель: приобщение учащихся к обобщённому и систематизированному опыту социальной практики общества; включение в процесс труда; содействие гражданскому, социально-трудовому становлению учащихся; осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий; формирование творческой личности Студент создает композиции с использование различных типов пространства и знает, как свой опыт применить для обучения композиции учащихся детских художественных школ и школ искусств
Технология проектного обучения Самостоятельная деятельность с консультативной помощью педагога. Использование проблемного метода. Альтернативные организационные формы с применением вербальных, программированных и практических средств обучения. В основе личностно ориентированный подход Стимулирование мотивации на приобретение знаний, развитие способностей применять знания на практике. Развитие аналитического, критического и творческого мышления Создание актуальных социально значимых проектов (эскизы росписей, макеты оформления книг, объектов и т.д.)
Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, модерация) Взаимообучение. Диалогические методы. Групповые формы обучения с использованием вербальных, программированных, аудиовизуальных и электронных средств. В основе интерактивный, демократический и подход сотрудничества Активизация умственных процессов, понимание информации, соединение теории и практики, поощрение творчества, облегчение взаимопонимания участников процесса Участие студентов в коллективных выставках, совместная работа над проектами, текущими задачами
Технология обучения студентов в мастерских «Репетитор» или работа в малых группах. Проблемно-поисковые и диалогические методы. Альтернативная форма обучения с применением вербальных и наглядных средств. В основе идея свободного воспитания Содействие личностному саморазвитию, самосознанию студентов, развитию творческого мышления Способность создавать композиции с ярко выраженными индивидуально- стилистическими особенностями
Технология обучения студентов с признаками одаренности «Репетитор» или работа в малых группах. Преобладают развивающие, проблемные, исследовательские и творческие методы. Сочетание групповых и индивидуальных форм с применением разнообразных средств на основе личностно-ориентированного и дидактоцентрического подхода Выявление и развитие способностей студентов, социальная защита одаренных, предоставление возможности реализации способностей, развитие уверенности в себе, возможность испытать чувство вовлеченности в поставленную задачу, удовлетворение от творчества Выполнение нестандартных композиций, активное участие в выставках и творческих проектах
Применение технологии контекстного обучения [1, с.32-73], [2, с.50-57] было обосновано необходимостью сопровождения самореализации обучающихся как в изобразительной деятельности, так и в педагогической, формирования осознания специфики получаемой профессии.
Основываясь на том, что развитие и профессиональное становление личности обучающегося происходит в учебно-профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий), мы предполагаем, что качественные проявления этого процесса будут диагностироваться в различных формах, продуктах данной деятельности. Приоритетной для студента художественно-графического факультета является практическая
художественная деятельность по созданию композиции картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства и др. Если акцентировать внимание только на картине, то проявлением индивидуальных особенностей личности и ее самоактуализации являются выбранные студентом стиль, жанр и способ пространственного построения композиции [14]. Согласно концепции А.А. Вербицкого, обучение и профессиональное становление студентов происходит в процессе включения в профессиональную деятельность уже на этапе обучения в ВУЗе. «Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении» [9, с.124]. Следовательно, технология контекстного обучения, в нашем понимании, является ведущей для достижения вышеописанной цели.
Согласно модели динамического движения деятельности в теории контекстного обучения А.А. Вербицкого [3, с.48] спроектировано изменение художественной деятельности обучающихся на примере изучения вопроса построения пространства в картине. Студенты совершают переход от учебной деятельности (получение теоретических знаний о типах изобразительного пространства, сложившихся в истории искусств) через квазипрофессиональную (выполнение собственных эскизов с использованием того или иного типа изобразительного пространства и осуществление профессиональной деятельности художника по созданию образа в картине) к учебно-профессиональной деятельности (применение на практике полученных знаний и навыков
построения изобразительного пространства в картине в ходе обучения композиционной деятельности).
Применение технологии проектного обучения дает обучающимся осознание социальной значимости их профессиональной деятельности. В рамках технологии студентам предлагается выполнить проект с соблюдением методической последовательности от эскиза до создания итоговой работы (оформление спектакля (книги), роспись стены в учреждении культуры (театр оперы и балета, театр драмы, Дом культуры и т.п.) с заданными критериями оценивания композиции. Данные проекты реализуются в процессе обучения и на практике (культурно -просветительской, педагогической), при выполнении научно-исследовательской работы. Подобного рода проекты позволяют студентам получить новые знания и осознать практическую и социальную значимость профессиональной работы. Проекты могут быть выполнены как в группе, так и индивидуально. Элемент соревнования (в случае, если дается одна тема на группу) позволяет студентам проявить креативность в создании художественного образа.
Практика показывает, что процессу становления, развития, самоактуализации и самореализации личности в учебно-профессиональной деятельности могут помешать внутренние и внешние барьеры. Необходимо создать условия для преодоления студентами внутренних барьеров. Преодоление внешних барьеров возможно в условиях комфортной учебной среды, положительного
психологического климата в группе, что может быть достигнуто посредством применения такой интерактивной технологии, как модерация (М.Н. Певзнер и др.) [7]. Большая часть учебных программ по дисциплинам специализации (рисунок, живопись, композиция и т.д.) в подготовке будущих педагогов-художников предполагает индивидуальную творческую работу, однако, итоговый результат (картина) подвергается рефлексии и оценке группы (своеобразная тренировка демонстрации индивидуального творчества социуму). Внешнее оценивание результатов творческой работы достаточно «болезненный» момент. «Модератор стимулирует активную деятельность всех участников коммуникации, отказываясь при этом от применения власти, а также от субъективной оценки характера и результатов группового взаимодействия» [7, с.238]. Данная технология позволяет создать наиболее комфортную внешнюю среду для творчества: выстроить субъект-субъектное взаимодействие педагога и студентов, активизировать личностный
потенциал каждого студента, создать доброжелательную и равноправную атмосферу в коллективе (нивелировать роли вожаков и аутсайдеров группы и их стереотипные суждения) [7, с.243-249]. Примером практического применения технологии модерации является анализ выполненных практических работ на коллективном просмотре (форма оценивания результатов учебной и творческой деятельности, принятая на художественно-графических факультетах вузов). Студенты делятся на «авторов» и «зрителей», и каждый имеет право высказать свое мнение об эскизах (важно не только проанализировать композиционные особенности работ, средства выразительности, но и обсудить художественный образ, выявить идею, которую реализовал «автор» и то как ее интерпретируют «зрители»). Так как подобное обсуждение может вызвать эмоциональные переживания авторов, преподаватель в роли модератора должен сглаживать моменты критики, переводить ее в «позитивную», способствующую личностному и творческому развитию студента - «автора».
Индивидуальный подход позволяет осуществить технология обучения в мастерских [8, с.423]. Технология помогает открывать самостоятельно (или с консультативной помощью мастера) новые знания, позволяет обучающему разобраться в себе, преодолеть барьеры, тормозящие самореализацию творческого потенциала. Технология также направлена на личностно-творческое
самоопределение студентов. При выполнении задания, направленного на анализ композиционного построения картин
художников, данная технология применяется нами следующим образом: студенты объединяются в малые группы и с помощью сравнения картин должны выявить различия в пространственном построении. На следующем этапе обучающиеся изучают теоретическую литературу, посвященную вопросу
пространственного построения картины и обобщают полученные знания в виде таблицы сравнения типов пространства. Итоговым продуктом становится таблица классификации пространств, их характеристик и способов построения. Таблицы, полученные в разных группах, сравниваются и обобщаются. Задание по созданию собственных эскизов с использованием различных типов пространства позволяет обучающимся самостоятельно или с помощью педагога определить технику, манеру, способ композиции и тематику, в которой хотел бы работать студент [15;16]. Задания на создание композиции на абстрактную (символическую,
образную) тему, иллюстрацию отрывка литературного или музыкального произведения позволяют выявить круг интересов студента, определить средства выразительности, композиционные схемы, необходимые для передачи задуманного образа. Это позволяет через незнание прийти к открытию и в дальнейшем использовать эти новые знания в решении авторских творческих задач. Обязательными в рамках данной технологии являются моменты «афиширования» студента. В отчетные периоды (промежуточная аттестация в конце темы, в конце семестра) устраиваются просмотры студенческих работ, что позволяет студенту осознать собственный уровень мастерства (как картины студента смотрятся на общем фоне - выделяются или находятся в рамках творческих тенденций в группе). Также технология предусматривает показ фильмов о художниках, проведение мастер-классов, встреч и бесед с художниками о творчестве, что способствует развитию самоорганизации студентов, глубокому изучению специфики профессии [10; 11]. Более глубокому самоанализу и самосознанию помогает применение таких методов, как - анкетирование и анализ предпочтений изобразительного пространства картины, выявление индивидуальных
психосемантических оценок студентов типов пространства картины [13].
Все обучающиеся на художественно-графическом факультете имеют способности к изобразительной деятельности, при этом среди них есть одаренные студенты. Работа с ними требует поиска дополнительных методов и приемов. Технология работы с одаренными студентами позволяет также
индивидуализировать учебный процесс. Технология предусматривает два направления деятельности педагога - выявление одаренности и работа с одаренными обучающимися посредством применения «стратегии ускорения» или «стратегии обогащения» [8, с.464]. Для определения одаренности используются тесты Э.Л. Торренса, П. Роршаха и др., метод анализа творческих работ студентов, метод педагогического наблюдения. Так, задания на общую тему («В музее», «Петербург А.С. Пушкина» и т.д.) или создание композиции по заданным критериям («Портрет в интерьере», «Городской пейзаж со стаффажем» и т.д.) позволяют выявить в группе нестандартные подходы к решению темы. Далее в рамках «стратегии обогащения» [8, а446] одаренным студентам предлагаются дополнительные задания и материалы для более глубокого изучения. Так, может быть предложена разработка серии работ,
выполнение работ в нетрадиционной технике (коллаж, роспись, батик, компьютерная графика и т.д.), копирование работ, позволяющие выявить композиционные приемы, необходимые для создания образа в композиции студента.
В результате применения рассмотренных выше технологий в рамках изучения учебной дисциплины «Теория пространственного построения» у студентов наблюдается рост интереса, мотивации к художественной профессиональной деятельности, научно-исследовательской и педагогической
деятельности учителя. В частности, возрастает уровень знаний студентов о пространственном построении картины. Эффективность применения названных технологий доказывает анализ дипломных картин и эскизов к ним, а также анализ успеваемости студентов по дисциплинам «Композиция» и «Теория пространственного построения». Анализируя развитие
профессиональных способностей, мы в первую очередь обращаем внимание на художественные способности, значит показателем их сформированности будет способность создания картины (художественного проекта) заданного качества. Критериями качества композиции картины является способность студентов
Эффективность применения вышеописанных технологий в учебном процессе подготовки студентов доказывает и повышение среднего балла успеваемости обучающихся
экспериментальной группы. По итогам освоения учебных курсов «Теория пространственного построения» и «Композиция» было проведено контрольное тестирование по проверке уровня знаний о типах композиционного построения, письменная работа «Анализ художественных произведений» (весенняя сессия 2014 г., 2015 г.)
Таким образом, в соответствии с идеями гуманизации и демократизации образования
применять законы композиции (показатель академических знаний студентов) и использовать различные типы пространства (показатель творческой активности студентов). Последний критерий был определен по результатам исследования, доказывающего связь выбора изобразительного пространства, используемого для построения художественной формы, проявлений особенностей личности и самоактуализации студентов [14]. Так, в дипломных работах (подразумеваются художественные станковые произведения: живопись, графика) и эскизах к ним 2013 года (проанализировано 20 дипломных работ) студенты использовали открытый, камерный и направленный типы пространства, а студенты 2015 г. выпуска (проанализировано 20 работ), занимавшиеся по программе с применением описанных выше технологий, целенаправленно использовали в разработке дипломов и эскизов все типы пространства и их производные, см. табл. 2. Многовариантность выбора изобразительного пространства картины в эскизах на практике есть отражение творческого роста студента и развития его личностного потенциала по итогам освоения дисциплины «Теория пространственного построения».
Результаты показали повышение уровня понимания учебного материала и отразились в оценке по дисциплинам. Так, студенты в 2014 г. по дисциплине «Композиция» имели в среднем оценки «удовлетворительно» и «хорошо», а в 2015 г. оценки «хорошо» и «отлично». По дисциплине «Теория пространственного построения» в 2014 г. студенты занимались в среднем на оценку «хорошо», а в 2015г. на оценку «отлично». Данные представлены в таблице 3.
одной из целей высшего образования становится создание условий для самореализации личности
Таблица 2. - Анализ использования в дипломных картинах типов изобразительного пространства
Год выпуска Количество дипломных работ (%), в основе которых использовано определенное изобразительное пространство
открытое камерное направленное кулисное лабиринтное хаотичное абстрактное
2013 25% 20% 55%
2015 20% 10% 25% 15% 15% 10% 5%
Таблица 3. - Средний балл успеваемости студентов экспериментальной группы
Год выпуска Дисциплина, количество человек и средний балл успеваемости
Композиция Теория пространственного построения
2014 (20 чел.) 3,55 (20 чел.) 4,35
2015 (20 чел.) 4,25 (20 чел.) 4,8
студента. В рамках поставленной цели в этой связи идет интенсивный поиск релевантных технологий и методов обучения с учетом специфики подготовки студентов - будущих педагогов-художников. Современное
образование, ставящее своей целью развитие личности студента, немыслимо без применения психолого-педагогических методов и приемов в практике художественного образования.
В процессе профессиональной подготовки студентов, будущих учителей изобразительного искусства, нами применяются такие технологии как технология контекстного обучения, проектного обучения, интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, модерация), технология обучения студентов в мастерских, технология обучения студентов с признаками одаренности.
В процессе экспериментальной работы был проведен анализ использования типов изобразительного пространства (как одно из проявлений самореализации студентов в профессиональной деятельности) в дипломных работах студентов художественно-графического
факультета и успеваемости по дисциплинам «Композиция» и «Теория пространственного построения». Установлено, что активное практическое освоение учебного материала с применением названных выше технологий влияет на творчество студентов, в частности, на создание эскизов к картине (графической композиции). Очевидна взаимосвязь между креативным многовариантным применением типов пространственного построения (как отражение творческой активности, профессиональной самореализации) и внедрением психолого-педагогических технологий.
Использование описанных выше технологий обеспечивает достижение высоких творческих и личностных результатов у студентов, что проявляется, в частности, в разнообразии художественных форм (типов изобразительного пространства картины), используемых для построения композиции и обеспечивающих наиболее выразительные и неповторимые образы в картинах, что сказывается и на общей успеваемости студентов.
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
5. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/193788/
6. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. -№ 2. - С. 84-86.
7. Певзнер М.Н., Зайченко О.М. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко и др. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т.1. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 556с.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 512 с.
10. Князькова О.Н. Тренинг эмоциональной устойчивости в формировании навыка самоорганизации студента-первокурсника / О.Н. Князькова // Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: материалы VII международной заочной научно-практической конференции (г. Климовск, 3 декабря 2013 г.). - Казань: Отечество, 2014. - Вып. VII. - 628 с. - С. 137-139.
11. Князькова О.Н. Арт-тренинг в формировании культуры самоорганизации личности студента / О.Н. Князькова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии: сб. материалов III Международной научно-практической конференции. -Махачкала: ООО «Апробация». - 2014. - С. 9-13.
12. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа [Электронный ресурс] / О.А. Кривцун // Психологический журнал -1996. - Т. 17. - № 2. - С. 99-110. - Режим доступа: http://www.aquarun.ru/community/krivtsun/krivtsun1 .Ыт1
13. Репина К.Г. Психосемантика различных типов изобразительного пространства картины / К.Г. Репина // Художественное сознание: консолидация естественнонаучного и гуманитарного подходов: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, г. Самара, 12-14 марта 2014г. - Самара: ПГСГА, 2014. - С. 102-107.
14. Репина К.Г. Взаимосвязь художественно -творческой самоактуализации и психологических
особенностей студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Репина Ксения Геннадьевна. - Самара, 2016. - 262 с.
15. Теория пространственного построения: методические указания для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование,
профиль «Изобразительное искусство» отделения изобразительного и декоративно-прикладного искусства факультета художественного образования / К.Г. Репина. - Самара: НТЦ, 2012. - 36 с.
16. Филиппов Ю.И. Композиция в живописи / Ю.И. Филиппов. - Самара: СГПУ, 2005. - 96 с.
Сведения об авторах:
Репина Ксения Геннадьевна (г. Самара, Россия), старший преподаватель кафедры ИЗО и ДПИ ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», e-mail: repinakg@yandex.ru
Краснощекова Татьяна Владимировна (г. Самара, Россия), кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой ИЗО и ДПИ ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет».
Data about the authors:
K. Repina (Samara, Russia), senior lecturer of the Department of Fine and decorative art of the Samara state social-pedagogical university, e-mail: repinakg@yandex.ru
T. Krasnoschekova (Samara, Russia), candidate of philosophical Sciences, associate Professor, head of the Department of Fine and decorative art of the Samara state social-pedagogical university.