способность к новаторству. Составляющие коммуникативной и дидактической креативности являются основой педагогических способностей. Педагогические способности влияют на способность к педагогическому творчеству, которая, в свою очередь, развивает интуицию. На стыке интуиции, способности к педагогическому творчеству и общего интеллекта рождаются творческие свершения [5]. Творческие преподаватели физической культуры, искренне заинтересованные в успехах студентов в области физической культуры, сейчас очень востребованы, существует даже мнение, что от наличия таких преподавателей во многом зависит здоровье нации.
В современных условиях всё большее значение приобретает такое качество, как флексибельность (от англ. flexible - гибкий). Значение этого качества в буквальном смысле означает гибкость. В более широком смысле оно означает не только умение быстро приспосабливаться к новым условиям, но и способность к постоянному саморазвитию, без которой невозможно совершенствование мастерства современного преподавателя. Особенно это качество актуально в связи с процессами модернизации системы профессионального образования. Эти процессы потребуют от преподавателей пересмотра содержания реализуемых ими образовательных программ, формирование новых профессиональных позиций и компетенций.
Библиографический список
В связи с гуманизацией системы профессионального образования отметим ещё одно важное качество преподавателя -феликсологичность (от латинского felix - «счастливый», «несущий счастье», «приносящий счастье»). Мы считаем, что в свете гуманизации образовательной системы, преподаватель физической культуры должен служить олицетворением гармонии души и тела. Его деятельность должна быть направлена на создание «ситуаций успеха» для студентов на занятиях по физической культуре. Это очень важно, чтобы студенты, многие из которых сейчас не обладают выдающимися физическими качествами, не потеряли интереса к физической культуре, а, наоборот, осознали её важность в процессе гармоничного развития личности.
Хотелось бы также выделить те качества, которые наносят существенный вред преподавателю физической культуры: выраженная авторитарность, ригидность, завышенная или заниженная самооценка и др.
Резюмируя вышеизложенное, хотим подчеркнуть, что мы осветили лишь часть качеств, которые, на наш взгляд, должны формировать профессиональную компетентность современного преподавателя в связи с ведущими тенденциями в области высшего образования, однако, в совокупности их перечень достаточно широк и профессионально достаточно подробно изложен в психолого-педагогической литературе.
1. Петренко Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46): 107 - 108.
2. Петренко Д.А., Чеджемов С.Р. О необходимости интеграции российского и зарубежного опыта в организации профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров полиции по боевой и физической подготовке на основе компетентного подхода. Вестник Университета (ГУУ). 2014; 12: 70 - 75.
3. Коробкова Т.А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации. Высокие технологии в педагогическом процессе: сборник научных трудов конференции. Нижний Новгород, 2000: 138 - 139.
4. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации. Образование и наука. 1999; 2.
5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. Москва, 2004.
References
1. Petrenko D.A. Opredelenie ponyatiya professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov dlya organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46): 107 - 108.
2. Petrenko D.A., Chedzhemov S.R. O neobhodimosti integracii rossijskogo i zarubezhnogo opyta v organizacii professional'noj podgotovki instruktorsko-pedagogicheskih kadrov policii po boevoj i fizicheskoj podgotovke na osnove kompetentnogo podhoda. Vestnik Universiteta (GUU). 2014; 12: 70 - 75.
3. Korobkova http://nature.web.ru/db/author.html?id=1003552 T.A. Assertivnost' kak vid pedagogicheskoj kommunikacii. Vysokie tehnologii v pedagogicheskom processe: sbornik nauchnyh trudov konferencii. Nizhnij Novgorod, 2000: 138 - 139.
4. Zhizhina I.V., Zeer 'E.F. Psihologicheskie osobennosti pedagogicheskoj fasilitacii. Obrazovanie inauka. 1999; 2.
5. Morozov A.V., Chernilevskij D.V. Kreativnaya pedagogika ipsihologiya. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 07.04.15
УДК 321
Yustus G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Humanities n.a. М.А. Sholohov (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
COMPETENCE DEVELOPMENT OF TEACHERS TROUGH "EFFECTIVE FEEDBACK" TRAINING. The article deals with the problem of providing feedback to learners, which allows to introduce a student-centered approach in teaching, the variability of the process of education, and discusses ways to improve communication and to adapt educational process participants to undergo training programs. The article sets out the basic components of an effective feedback, outlines key issues that must be considered during the preparation. The provided material leads to the conclusion that teaching participants the basics of the pedagogical process of effective communication, positive impact on the educational and training outcomes. The author writes about such aspects as the objective assessment of the level of studies, the motivation for the development of a personality, the plans and perspectives of a student in education, the increasing of the trust towards a teacher.
Key words: training, effective feedback, communication features of interaction of a teacher and a student.
Г.В. Юстус, канд. пед. наук, доц. Московского Государственного Гуманитарного Университета им. М.А. Шолохова,
г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА «ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»
В статье раскрывается проблема предоставления обратной связи обучаемым, которая позволяет обеспечить личност-но-ориентированный подход в обучении, вариативность процесса воспитания; также рассматриваются пути повышения эффективности взаимодействия и адаптации участников образовательного процесса к прохождению учебных программ. В статье сформулированы основные компоненты эффективной обратной связи, обозначены ключевые вопросы, которые
необходимо учитывать на этапе подготовки. Предоставленный материал позволяет сделать вывод, что обучение участников педагогического процесса основам предоставления эффективной связи положительно отражается на воспитательных и образовательных результатах.
Ключевые слова: тренинг, эффективная обратная связь, коммуникативные особенности взаимодействия преподавателя и обучаемого.
Об обучении преподавателей написано много трудов, но не так много исследований посвящено инструментам, которые могут помочь педагогам в ежедневной педагогической деятельности. В последнее время появилось много полезных работ в этой области. Наибольшего внимания заслуживают работы следующих ученых: Ю.И. Жуков, И.В. Молочкова, О.А. Брылева, Т.Н. Черняева, Л.Р Ахмадиева, Т.А. Злоказова, Е.А. Иноземцева, А.Д. Чанько, Ю.М. Жуков, О.А. Пяткова, Н.М. Лыкова, Е.А. Жари-нова, Я.Б. Частоколенко, В.Н. Алешин, Е.Н. Шаган, Е.В. Ибрагимова, Н.М. Беленкова и др.
В этой статье мы затрагиваем один из основных инструментов на каждый день - эффективная обратная связь. С одной стороны, многие педагоги размышляют над тем, как стоит эффективно использовать этот инструмент в работе, ведь благодаря обратной связи с воспитанниками и обучаемыми, мы узнаём их основные мотиваторы в обучении и сложности, с которыми они сталкиваются [1, 18]. С другой стороны, не всегда понятно, как эту информацию можно применить в реальной педагогической практике и как исключить возможные риски.
На тренингах по эффективной обратной связи, изначально рассматриваются задачи, которые мы достигаем с помощью правильной обратной связи [2, 36]. Наиболее часто эти задачи выглядят следующим образом:
- объективное выяснение уровня успеваемости, удовлетворенности взаимоотношений с учебным коллективом, и основных мотивов развития и саморазвития личности;
- выяснение планов и ожиданий обучаемого в образовательных вопросах на ближайшее время;
- повышение степени доверия и авторитетности в глазах воспитанника за счёт персонифицированного подхода;
- синтез входящей и имеющейся информации для максимального улучшения образовательного и воспитательного процесса.
Эти задачи позволяют комплексно достигать поставленные педагогическими работниками цели и оперативно реагировать на разнообразные ситуации. Ведь с помощью индивидуальной обратной связи у педагога есть возможность заранее увидеть, распознать сигналы неблагоприятного развития событий и адекватно правильно на них отреагировать.
В рамках тренингов рассматриваются типовые подходы и этапы предоставления обратной связи. Многие участники тренингов эмпирическим путем приходят к пониманию, что эффективная обратная связь состоит из следующих компонентов:
> Подготовка к общению. На этом этапе крайне важно обобщить всю имеющуюся информацию, проанализировать текущую успеваемость, спросить о воспитаннике других преподавателей, поработать с родителями и собрать другую полезную информацию.
> Организация общения. Обращаем внимание не только на форму, но и на содержание общения. В первую очередь создаются условия, которые позволяют обучаемому благоприятно воспринимать информацию, включая даже негативно окрашенные комментарии.
> Синхронизация мнений. На этом этапе полезно понять, что фактически услышал участник встречи и как он эту информацию планирует использовать. Этим этапом пренебрегать нельзя, так как он помогает нивелировать возможные риски и позволяет исключить недопонимания.
Библиографический список:
> Резюмирование. В этом случае модератор встречи фиксирует основные и ключевые договорённости, а также информирует, каким образом будет осуществлён мониторинг изменений в поведении и в успеваемости.
> Позитивное завершение общения. Учёными разных стран давно доказано, что позитивный стиль общения существенно отражается на скорости и качестве достижения результатов. Воодушевлённые на изменения люди быстрее показывают результаты, чем те, у кого нейтральное или негативное отношение к происходящему.
На тренингах для преподавателей участникам обучения даётся возможность по-разному посмотреть на обратную связь. Наибольшее количество открытий [3, 17], даже для опытных преподавателей, находится в осознании особенностей коммуникативного процесса (искажения информации, преломления, домысливания и других недопониманий), во временной смене социальных ролей (участники в парах поочередно пробуют себя в роли модераторов обратной связи и в роли людей, её получающих), в наблюдениях (в процессе обучения у участников тренингов есть хорошая возможность в комфортной обстановке посмотреть, как это делают другие коллеги, как они применяют своё педагогическое мастерство). В процессе многолетних наблюдений сформировался пул вопросов, которые участники себе задают на обучении или после него. Предлагаем вашему вниманию часть из них, эти вопросы позволяют не только качественно подготовиться к встрече, но и более системно оценить результаты встречи:
1. Как обучаемый оценивает свой профессиональный и личностный рост за отчётный период?
2. Что ему необходимо для успешного развития и как я (как педагог) могу этому способствовать?
3. Достаточную ли помощь я оказываю воспитываемому?
4. Что мне необходимо поменять в наших взаимоотношениях по модели: «педагог-воспитанник»?
5. Какие идеи и предложения есть у самого воспитываемого на этот счёт?
6. Как он с позиции саморефлексии оценивает свои текущие достижения и результаты?
7. Весь ли свой потенциал он смог применить в учёбе и в саморазвитии?
8. Что он/она хочет достигнуть в ближайшее время и что мешает на пути достижения этих целей?
9. Как он планирует преодолеть обозначенные преграды и какие варианты/возможности он видит?
Это только часть вопросов, которые активно рассматриваются на тренингах. Наличие чётких ответов даже на часть представленных вопросов существенно отражается на качестве и коэффициенте полезного действия предстоящего общения. Соблюдая некоторые из этих рекомендаций, вы сможете добиться отличных результатов в педагогическом процессе. Ведь самый главный постулат, который мы синтезируем на обучении, звучит очень просто: «Обратная связь - это не предпосылка для неосознанных поступков и неправильных решений». Ведь этот инструмент может выступить в роли катализатора развития и одновременно в роли мощнейшего демотиватора. Поэтому очень важно на всех этапах предоставления обратной связи действовать поступательно и максимально выверено. И это один из самых безошибочных путей достижения положительного результата в работе педагога.
1. Березина Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. Москва: Речь, 2009.
2. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. Москва: Речь, 2005.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Москва: Речь, 2006.
References
1. Berezina T.N. Trening intellektual'nyh i tvorcheskih sposobnostej. Moskva: Rech', 2009.
2. Monina G.B., Panasyuk E.V. Trening vzaimodejstviya s neuspevayuschim uchenikom. Moskva: Rech', 2005.
3. Lyutova E.K., Monina G.B. Trening 'effektivnogo vzaimodejstviya s det'mi. Moskva: Rech', 2006.
Статья поступила в редакцию 07.04.15