s
CL
О ö ш CL X
О
CÛ —
О ш
ш
О
Киселева Юлия Евгеньевна
Глава администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса [email protected]
Мещеряков Георгий Викторович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры государственной политики и государственного управления Кандидат экономических наук
Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье представлена характеристика термина «качество жизни» и выделены показатели для ее оценки. Приведены существующие законодательные акты, определяющие повышение качества жизни населения в качестве одного из приоритетов государства. Рассмотрены целевые направления Стратегии-2030 экономического и социального развития Санкт-Петербурга и, в частности, улучшение состояния городской среды как одного из важнейших факторов, определяющих благополучие города. Показана актуальность проблемы на примере Василеостровского района, и определены меры для улучшения качества городской среды, позволяющие в итоге опосредованно добиться повышения качества жизни населения района.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
качество жизни, показатели качества жизни, стратегия развития, городская среда
Bul' O.A., Kiseleva Yu.E., Meshcheryakov G.V.
Improving the Quality of Life in the Historical Center of Saint-Petersburg (in the Case of Vasileostrovsky District)
Bul' Olga Alexandrovna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential academy of National Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation) Master's student («State and Municipal Management»)
Kiseleva Yulia Evgenevna
Head of administration of Vasileostrovsky district of St. Petersburg Second Class actual State Councilor of Saint Petersburg [email protected]
Meshcheryakov Georgy Viktorovich
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation) Professor of the Chair of State Policy and Public administration PhD in Economics
Second Class actual State Councilor of Saint Petersburg [email protected]
Буль О.А., Киселева Ю.Е., Мещеряков Г.В.
Повышение качества жизни в историческом центре Санкт-Петербурга
(на примере Василеостровского района)
Буль Ольга Александровна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Магистрант (направление «Государственное и муниципальное управление»)
3 ABSTRACT
^ The article gives a description of the term «quality of life» and its indicators. The article pre-
o sents the existing legislation concerning people's quality of life as one of the priorities of the
® state. The article considers target areas of Strategy-2030 of economic and social development
Q- of St. Petersburg, and in particular the improvement of the urban environment as one of the
x most important factors determining the well-being of the city. Urgency of the problem is shown
2 on example of the Vasileostrovsky district, and the article identify measures to improve the
^ quality of the urban environment, allowing to achieve a result, indirectly improve the quality of
w life of the district's population.
g KEYWORDS
quality of life, life quality indicators, development strategy, urban environment
В современном обществе проблема качества жизни является одной из важнейших и наиболее актуальных. Как следствие, становится востребованным поиск новых возможностей повышения качества жизни, учитывающих особенности развития общества. Что именно подразумевается, когда мы говорим о качестве жизни? До настоящего времени ученые, исследовавшие данный вопрос, не пришли к единому определению понятия «качество жизни» и его показателей. Однако, проанализировав различные точки зрения, можно заключить, что качество жизни является динамичной категорией, и ее содержание изменяется во времени в зависимости от развития общества [2]. Несмотря на множество подходов к изучению понятия «качество жизни», во многих концепциях прослеживаются общие признаки, характеризующие данную категорию.
Прежде всего, понятие «качество жизни» носит субъективно-объективный характер. Субъективная сторона отражает степень удовлетворенности потребностей человека. И так как потребности у каждого человека индивидуальны, то и оценить свою удовлетворенность жизнью, ее условиями, степенью реализации своих различных интересов и потребностей может только сам человек, выражая свою личную субъективную оценку. Объективная сторона качества жизни показывает уровень развития общества и государства в целом. Критериями оценки, в данном случае, служат научные нормативы потребностей и интересов людей. И уже соотношение с этими нормативами позволяет объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов [4]. Другими общими чертами в определениях качества жизни являются многогранность, интегральность понятия «качество жизни» [5]. В нем охватываются все сферы общества, и оно включает в себя ряд других социально-экономических категорий. Понятие качества жизни объединяет в себе как образ жизни, так и уровень жизни.
Таким образом, качество жизни может рассматриваться как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей, связанных с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе [1].
Повышение качества жизни необходимо рассматривать как первейший государственный приоритет. Стремление общества к повышению качества жизни предполагает высокую степень удовлетворения основных потребностей населения. Выделяют прямое и косвенное управленческое воздействие на повышение качества жизни населения. Прямое управленческое воздействие — это воздействие на сами показатели качества жизни (рост реальных доходов, снижение заболеваемости и т. п.). Косвенное управленческое воздействие — это воздействие на условия, обеспечивающие повышение качества жизни. То есть речь идет здесь только о возможности опосредованного улучшения качества жизни, так как создание определенных условий не гарантирует последующего улучшения качества жизни [6].
Повышение качества жизни является одним из стратегических национальных з приоритетов, что закреплено в «Стратегии национальной безопасности Российской ^ Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 де- § кабря 2015 г. № 683: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопас- £ ности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие ^ человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных ° потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравен- о ства населения прежде всего за счет роста его доходов». ^
В данном документе угрозами качеству жизни российских граждан названы не- ш благоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.
В то же время декларируется, что повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения1.
В Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. намечены главные направления развития страны на ближайшие годы, в частности, по вопросам долгосрочной государственной экономической и социальной политики, реализации внешнеполитического курса, демографической политики. Общая цель реализации Указов — обеспечить более высокий уровень качества жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и качества работы государственного сектора. Особое внимание уделено развитию образования и здравоохранения, решению проблем ЖКХ, т. е. именно тем секторам, состояние которых больше всего беспокоит наших граждан, которые в наибольшей степени влияют на показатели качества жизни.
Современные исследователи выделяют следующие критерии качества жизни населения: здоровье, качество образования, демографические характеристики, уровень личной безопасности, экономическое развитие территории, степень развития социальной инфраструктуры, культуры, состояние городской среды, включая экологические условия, самореализация, свобода, качество трудовой деятельности и отдыха. В совокупности эти критерии образуют структуру качества жизни. Для оценки качества жизни населения не существует универсальной методики, что объясняется отсутствием единого определения данной категории, а также сложностью учета всех сторон качества жизни. Структура и состав системы показателей должны соответствовать структуре понятия «качество жизни».
Одним из измерителей качества жизни в мире является агрегированный показатель «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), разработанный группой экспертов Программы развития ООН. ИРЧП состоит из трех компонентов: ВНД на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах), уровень образования (среднее количество лет, потраченных на обучение), ожидаемая про-
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.
з должительность жизни при рождении — она зависит от уровня безопасности в стране и развития здравоохранения [3]. 0 Помимо этого можно выделить и множество отдельных частных показателей: £ численность постоянного населения, темпы его роста, ВРП на душу населения, ^ среднедушевые денежные доходы населения, доля населения с денежными до° ходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, оборот розничной о торговли на душу населения, показатель выбросов в атмосферу, отношение над селения к различным социально-экономическим и политическим процессам [1]. ш Стабильное улучшение качества жизни жителей Санкт-Петербурга определено в качестве генеральной цели Стратегии 2030 экономического и социального развития Санкт-Петербурга. Непосредственно развивают генеральную цель четыре стратегических направления: развитие человеческого капитала, повышение качества городской среды, обеспечение устойчивого экономического роста и обеспечение эффективности управления, развитие гражданского общества. Для оценки деятельности по целевым направлениям в Стратегии предусмотрены следующие численные показатели, принятые за ориентир к 2030 г.: индекс развития человеческого потенциала — 0,930; доля жителей, положительно оценивающих качество среды проживания — не менее 90%; объем ВРП — 14 000 млрд руб., на душу населения — 2385 тыс. руб., ежегодный темп роста ВРП — не менее 7%; доля населения, положительно оценивающего деятельность органов исполнительной власти — не менее 60% от числа опрошенных1.
Конкретный план действий по повышению качества жизни должен разрабатываться и реализовываться в зависимости от исходного положения общества. Так как в рамках одной статьи вся проблематика не может быть освещена, рассмотрим подробнее только одно из направлений повышения качества жизни — повышение качества городской среды. Состояние городской среды — один из важнейших факторов, определяющих благополучие города, его привлекательность.
Приоритетными для комплексного развития в нашем городе признаны территории исторического центра Санкт-Петербурга, охватывающие центральные районы, поэтому проанализируем текущую ситуацию и основные характеристики Василе-островского района с точки зрения качества городской среды. Общая площадь территории района в настоящий момент составляет 2,15 тыс. га. На западе района реализуется крупный инвестиционный проект по намыву территории. За время реализации проекта уже образовано более 200 га новой территории. После завершения работ общая площадь новой территории составит 445 га. В новом районе будет проживать около 35 тыс. и найдут работу около 60 тыс. человек.
По данным Петростата на территории Василеостровского района проживает свыше 211 тыс. человек (из них пенсионеров — 55 тыс., инвалидов — 28 тыс. человек). Планируется плавный рост численности населения до 225,9 тыс. чел. к 2021 г. Таким образом, плотность населения превышает 10 тыс. человек на 1 км2, по этому показателю Василеостровский район — на одном из первых мест в России.
Общая площадь зеленых насаждений составляет 118 га, из которых: 51 га приходится на кладбища; остальная часть зеленых насаждений — это небольшие сады, парки и скверы. Обеспеченность зелеными насаждениями жителей Василеостровского района по разным оценкам составляет от 3,1 до 6,1 м2 на каждого жителя. По данному показателю район находится в конце списка городских районов, и среди жителей существует серьезный запрос на увеличение площади парковых зон общего пользования. Таким образом, можно сделать вывод о существующей необходимости в организации общедоступной зеленой зоны отдыха, в том числе и на вновь создаваемых территориях.
1 О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до
2030 г.: постановление Правительства Санкт-Петербурга № 355 от 13.05.2014.
Одной из задач рассматриваемого нами направления Стратегии-2030 является з эффективное управление территориями зеленых насаждений Санкт-Петербурга, со- ^ хранение средообразующих, защитных, оздоровительных и иных полезных функций § указанных территорий, а также повышение их потенциала1. Ввиду того, что Василе- £ островский район как один из центральных и густонаселенных районов является тер- ^ риторией плотной застройки, рассмотрим возможности создания новой зеленой зоны. °
В конце 2016 г. планируется открытие центрального участка Западного скорост- о ного диаметра (ЗСД), который свяжет Василеостровский район с Приморским и Ад- ^ миралтейским. После завершения строительства ЗСД вдоль Финского залива по ш перспективным планам образуется участок между продолжением Морской набережной в сторону Шкиперского протока и построенным центральным участком ЗСД. Данный участок площадью 17 га расположен в зоне рекреационного назначения и на данный момент лишь частично используется жителями западной части района. На наш взгляд, целесообразной мерой является строительство на данной территории общедоступной, современной рекреационной среды, создающей буферную зеленую зону между новыми высокоскоростными магистралями и зонами жилой застройки. Парк сможет стать той необходимой зеленой зоной отдыха для жителей района, которая повысит привлекательность района в качестве жилой и туристической зоны. Его создание будет являться и мерой экологического характера.
Обширная территория позволяет предусмотреть в парке сцену и открытое пространство с целью использования площадки для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий районного и городского уровня. В парковой зоне могут разместиться веломаршруты, павильоны общественного питания, сувенирной продукции, прокат спортивного инвентаря, парковка. Проведение массовых мероприятий и парковая зона привлекут не только жителей района, но и всех горожан, а наличие автостоянки должно являться обязательным условием создания зоны.
Василеостровский район как часть исторического центра города аккумулирует в себе многообразные функции — культурную, управленческую, торговую, развлекательную, образовательную, туристскую, что приводит к его значительной транспортной перегруженности. Кроме того, как уже было сказано ранее, Василеостров-ский район — это район с высокой плотностью населения, в связи с чем весьма актуальной является проблема нехватки парковочных мест. В целях реализации задачи Стратегии-2030 по обеспечению организационно-технических мероприятий по созданию и развитию парковочного пространства Санкт-Петербурга предлагается реконструировать существующие автостоянки, а также создать на месте гаражных построек двухуровневые парковки2. Таким образом, можно будет, как минимум, удвоить количество парковочных мест.
Следующими рассматриваемыми нами задачами Стратегии-2030 по повышению качества жизни и качества городской среды являются повышение эффективности управления в области обращения с отходами производства и потребления, а также совершенствование системы санитарной очистки территории Санкт-Петербурга3. Вариантом решения данных проблем является массовая установка новых контейнерных площадок, проекта, находящегося на стадии внедрения в одном из муниципальных образований Василеостровского района — Гавань. Это инновационная система сбора и подземного хранения твердых бытовых отходов (ТБО), разработанная для массового использования в общественных местах.
1 О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г.: постановление Правительства Санкт-Петербурга № 355 от 13.05.2014.
2 О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г.: постановление Правительства Санкт-Петербурга № 355 от 13.05.2014.
3 Там же.
з Отходы собираются и накапливаются в стандартных мусорных контейнерах, уста-□l новленных на подъемной платформе, опущенной в герметичное подземное про-0 странство. Находящиеся на поверхности урны служат мусороприемниками и отправ-£ ляют отходы непосредственно в подземный контейнер. Приводя в действие подъ-^ емный механизм, управляющая компания поднимает контейнеры на поверхность для ° их очистки и опорожнения, после чего опускает их обратно под землю. Все элемен-о ты системы изготовлены в антивандальном исполнении. На поверхности отсутству-g ют какие-либо провода и рабочие механизмы системы, видны только урны — мусо-ш роприемники. Благодаря применению новой системы сбора и подземного хранения твердых бытовых отходов снаружи всегда будет только чистота, а мусор, неприятный запах, антисанитария перестанут беспокоить горожан.
Реализация предложений, изложенных в настоящей статье, на наш взгляд, позволит повысить качество городской среды, количество жителей, положительно оценивающих качество среды проживания, а значит в целом позволит приблизиться к целевым показателям Стратегии-2030 в области улучшения городской среды.
Литература
1. Благовестова Т. Е., Налетова Н. Ю. Качество жизни населения региона: методика оценки // Псковский регионологический журнал. 2014. № 20. С. 56-66.
2. Киселева А. М. Качество жизни молодежи в крупном городе: социологическое измерение // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 145-150.
3. Лимарева Ю.А., Остапченко Л. А. Анализ экономических показателей, определяющих уровень и качество жизни // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 35. С. 1-6.
4. Лубяный И. Д. Эволюция подходов к анализу категории «качество жизни» // Отраслевая экономика. 2015. № 2 (74) УЭкС [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/marketing/ item/3382--l-r
5. Махмудова М.М., Королева А. М. Качество жизни населения: сущность, методики оценки и современное состояние в Уральском федеральном округе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). С. 21-26.
6. Нестеренко Л. А. Процессы повышения качества жизни: региональный аспект // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 1. С. 161-166.
References
1. Blagovestova T.E., Nalyotova N.Yu. Quality of life of the population of the region: assessment technique [Kachestvo zhizni naseleniya regiona: metodika otsenki] // Pskov regionological journal [Pskovskii regionologicheskii zhurnal]. 2014. N 20. P. 56-66. (rus)
2. Kiseleva A. M. Quality of life of youth in the large city: sociological measurement [Kachestvo zhizni molodezhi v krupnom gorode: sotsiologicheskoe izmerenie] // Messenger of Omsk University. Economics series [Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika»]. 2015. N 2. P. 145-150. (rus)
3. Limareva Yu.A., Ostapchenko L. A. The analysis of the economic indicators determining the level and quality of life [Analiz ekonomicheskikh pokazatelei, opredelyayushchikh uroven' i kachestvo zhizni] // Economy and modern management: theory and practice [Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika]. 2014. N 35. P. 1-6. (rus)
4. Lubyaniy I. D. Evolution of approaches to the analysis of the category «quality of life» [Evolyutsiya podkhodov k analizu kategorii «kachestvo zhizni»] // Branch economy [Otraslevaya ekonomika]. 2015. N 2 (74). [Electronic resource]. URL: http://uecs.ru/marketing/item/3382--l-r (rus)
5. Makhmudova M.M., Koroleva A. M. Quality of life of the population: essence, techniques of an assessment and a current state in Ural federal district [Kachestvo zhizni naseleniya: sushchnost', metodiki otsenki i sovremennoe sostoyanie v Ural'skom federal'nom okruge] // Messenger of the Chelyabinsk State University [Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2014. N 24 (353). P. 21-26. (rus)
6. Nesterenko L. A. Processes of improvement of quality of life: regional aspect [Protsessy povysh-eniya kachestva zhizni: regional'nyi aspect] // Young scientist [Molodoi uchenyi]. 2011. N 12. V. 1. P. 161-166. (rus)