ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 12.04.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, доцент В.А. Кудинова1 Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов2 Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Болдов3 Н.Н. Маринина2
1 Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
2 Российский государственный социальный университет, Москва
3 Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
MOTOR SKILLS TRAINING MODEL TO IMPROVE SCHOOL PHYSICAL EDUCATION SERVICE QUALITY
Dr. Hab., Associate Professor V.A. Kudinova1 Dr. Hab., Professor V.Y. Karpov2 PhD, Associate Professor A.S. Boldov3 N.N. Marinina2
1 Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
2 Russian State Social University, Moscow
3 Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
Аннотация
Цель исследования - обосновать эффективность обучения технике двигательных действий как направления повышения качества учебного процесса по физической культуре.
Методика и организация исследования. По разработанным методикам определялись педагогическое мастерство, сложность решения двигательной задачи, двигательная одаренность занимающихся. Каждый показатель представлен в 10-балльной шкале оценок. В качестве экспертов выступали преподаватели вузов и учителя физической культуры. Исследование проводилось в средних общеобразовательных учреждениях г. Волгограда и Москвы в 2014-2019 гг., в нем принимали участие 12 преподавателей вузов, 47 учителей физической культуры и 705 учащихся 5-11-х классов. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования определены упражнения школьной программы, которые ученики выполняли наиболее эффективно, разработана оценочная шкала эффективности обучения технике двигательных действий, проанализирована взаимосвязь между изучаемыми характеристиками, представлен способ определения необходимого количества уроков физической культуры для изучения двигательного задания и определен порядок прохождения учебного материала. При определении эффективности обучения технике двигательных действий необходимо использовать характеристики педагогического мастерства учителей физической культуры, сложность двигательного действия и двигательную одаренность обучающихся.
Ключевые слова: оценка, эффективность, обучение, техника двигательных действий, школьники, учителя физической культуры, критерии.
Abstract
Objective of the study was to substantiate and analyze benefits of a new motor skills training model to improve the school physical education service quality. Methods and structure of the study. The new motor skills training model includes the physical education teaching mastery, physical exercise difficulty and motor giftedness tests, with each aspect rated on a 10-point scale and verified by an expert team of university professors and experience school physical education teachers. The motor skills difficulty levels were ranked by the primary error rates. The school motor activity was rated by enthusiasm/ determination in the physical education practices, and the motor giftedness was classified by the time costs of specific physical exercises, with every success in the physical exercises scored on a 10-point scale. Prior to and after every physical exercises, we rated the physical education teaching mastery, trainees' motor gifts and motor skills difficulty levels, with the individual progresses in every physical exercises per session being indicative of the motor skills training abilities/ progress. Results and conclusion. The new motor skills training model was tested beneficial for the school physical education service. The motor skills progress testes in the school physical education course are recommended to be complemented by the physical education teaching mastery tests/ expert valuations, motor skills difficulty rankings and the trainees' motor giftedness tests.
Keywords: assessment, efficiency, technique of motor actions, schoolchildren, physical education teacher, criteria.
Введение. В настоящее время в средних образовательных учреждениях проявляется нестабильность содержания учебных программ по физической культуре [1, 6], отсутствие продуктивных методик обучения, недостаточный уровень теоретической подготовленности большинства учителей физической культуры [2-4] и неразработанность критериев оценки эффективности обучения технике различных движений [5]. Эффективность обучения техни-
ке двигательных действий пока находится на начальном этапе изучения.
Цель исследования - обосновать значимость определения эффективности обучения технике двигательных действий для повышения качества учебного процесса по физической культуре.
Методика и организация исследования. По разработанным методикам определялись педагогическое мастер-
(и
V-□
. а □
и
га у
г. И
ч—
. о (и
а
■
с га
О (и .с Н
ство учителей, сложность решения двигательной задачи, двигательная одаренность занимающихся. Каждый показатель представлен в 10-балльной шкале оценок. В качестве экспертов выступали преподаватели вузов и учителя физической культуры. Исследование проводилось в средних общеобразовательных учреждениях гг. Волгограда и Москвы в период 2014-2019 учебных годов, в нем принимали участие 12 преподавателей вузов, 47 учителей физической культуры и 705 учащихся 5-11-х классов.
Педагогическое мастерство учителей физической культуры оценивали по стажу педагогической работы, квалификационной категории, индексу качества оказания физкультур-но-спортивных услуг и экспертной оценке, а двигательную одаренность учащихся - по уровням их физической подготовленности, двигательной устремленности и обучаемости двигательным действиям, экспертной оценке. Коэффициенты сложности выполнения двигательного действия определялись в зависимости от количества допущенных ошибок.
Двигательная устремленность учащихся определялась по проявлению их двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями, а уровень обучаемости -по продолжительности времени решения двигательной задачи. Каждый компонент успешности решения двигательной задачи представлен в 10-балльной шкале оценок.
Перед началом решения двигательной задачи (и после ее окончания) определялись показатели педагогического мастерства учителя, двигательная одаренность учащихся и оценивалась сложность изучаемого двигательного действия. Прирост величины произведения этих показателей за один урок каждого блока заданий характеризует уровень эффективности обучения технике двигательного действия.
Результаты исследования и их обсуждение. Средние показатели педагогического мастерства у этих учителей физической культуры изменялись от 5,98 до 6,35 балла.
Средние оценочные показатели физической подготовленности учащихся разных классов находились в диапазоне 3,87-5,43 балла, двигательной устремленности - 3,67-5,45 балла, обучаемости - 4,78-5,23 балла, двигательной одаренности - 4,87-5,28 балла.
Обучение технике двигательных действий наиболее эффективно осуществлялось у учащихся 5-х классов в лазании по канату в три приема - 6,8 усл. ед., 6-х классов - лазании по канату в два приема - 6,2 усл. ед., 7-х классов - кувырке назад в полушпагат (девочки) - 6,2 усл. ед., прыжке в длину с 9-11 шагов разбега (мальчики) - 5,8 усл. ед., 8-х классов -комбинации акробатических упражнений - 6,7 усл. ед. (мальчики) и 6,5 усл. ед. (девочки), 9-х классов - нападающем ударе при встречных передачах - 5,6 усл. ед., 10-х классов -приеме мяча после подачи - 5,6 усл. ед., 11-х классов - подаче мяча через сетку из-за лицевой линии - 5,8 усл. ед.
Параметры уровней оценочных показателей эффективности обучения технике двигательных действий: низкий -2,7 усл. ед., ниже среднего - 4,0 усл. ед., средний - 5,4 усл. ед., выше среднего - 6,8 усл. ед., высокий - 8,5 усл. ед.
У учащихся 5-11-х классов большинство показателей эффективности обучения технике двигательных действий находится на уровне ниже среднего, вместе с тем, по мере обучения в школе проявляется несущественный рост данных характеристик, что обусловлено преемственностью изучаемых упражнений школьной программы.
Эффективность обучения технике двигательных действий была выше при выполнении гимнастических упражнений (стандартные условия) и значительно ниже в игровых упражнениях (вероятностные условия). По нашему мнению, необходимо разрабатывать методики обучения технике двигательных действий для различных условий, что позволит
существенно повысить эффективность учебного процесса по физической культуре в средних общеобразовательных учебных заведениях.
Предложенный нами способ оценки эффективности обучения технике двигательных действий дает возможность распределить упражнения по степени сложности освоения, выявить необходимое количество уроков физической культуры для изучения двигательного задания.
Результаты нашего исследования показывают, что анализируемые характеристики успешности решения двигательных задач вариабельны: коэффициенты вариации изменяются от 27,0 % (экспертная оценка физкультурно-спортивной работы учителя физической культуры) до 58,2 % (физическая подготовленность учащихся).
По мере обучения в школе ухудшаются показатели оценки физической подготовленности учащихся (с 5,34 до 3,92 балла) и двигательной устремленности (с 5,35 до 3,70 балла). Наибольшая величина обучаемости двигательным действиям получена у учеников 5-7-х классов (5,06±0,29 балла). Проявляется преимущество мальчиков по показателям двигательной устремленности, а оценки обучаемости двигательным действиям мальчиков и девочек существенно не различались. Определяя показатели успешности решения двигательной задачи у каждого учителя и ученика, можно спланировать индивидуальную траекторию процесса обучения в среднем общеобразовательном учреждении.
По нашим данным, в структуре двигательной одаренности учащихся определены следующие приоритеты значимости компонентов: 5-7-й классы - обучаемость занимающихся (20,7 0%), 8-9-й классы - двигательная устремленность (21,3 %), 10-11-й классы - физическая подготовленность (20,3 %) - юноши, обучаемость (21,4 %) - девушки.
У мальчиков 5-7-х классов показатели обучаемости движениям взаимосвязаны с характеристиками эффективности обучения технике двигательных действий (г=0,512) и физической подготовленности (г=0,433), двигательной устремленности - с показателями физкультурно-спортивной деятельности учителя (г=0,437). У девочек этих классов такая взаимообусловленность проявляется между характеристиками обучаемости и показателями эффективности обучения технике двигательных действий (г=0,524), физкультурно-спортивной деятельности учителя и двигательной устремленности (г=0,411), физической подготовленности и экспертной оценки (г=0,405).
У мальчиков 8-9-х классов показатели эффективность обучения технике двигательных действий взаимосвязаны с показателями обучаемости учащихся (г=0,537), физической подготовленности - с характеристиками экспертной оценки (г=0,474) и обучаемости двигательных действий (г=0,472). У девочек взаимовлияние выявлено между результатами эффективности обучения технике двигательных действий и обучаемости учащихся (г=0,496), двигательной устремленности (г=0,464) и двигательной одаренности (г=0,432), характеристиками обучаемости и результатами двигательной одаренности (г=0,430).
У юношей 10-11-х классов достоверные взаимосвязи проявляются между показателями эффективности обучения технике двигательных действий и характеристиками двигательной устремленности (г=0,527), физической подготовленности и экспертными оценками (г=0,503), а у девушек -между характеристиками эффективности обучения технике двигательных действий и обучаемости учащихся (г=0,512), двигательной устремленности и двигательной одаренности (г=0,430).
Вывод. При определении эффективности обучения технике двигательных действий как перспективного направле-
62
http://www.teoriya.ru
№7^ 2021 Июль | July
ния повышения качества учебного процесса по физической культуре необходимо учитывать характеристики педагогического мастерства учителей физической культуры, показатели сложности двигательного действия и двигательной одаренности обучающихся.
Литература
1. Кудинова В.А. Эффективность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры / В.А. Кудинова // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 21 -25.
2. Кудинова В.А. Эффективность деятельности физкультурных кадров в субъектах Российской Федерации /В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 14-16.
3. Погудин С.М. Приоритеты и критерии эффективности физического воспитания школьников / С.М. Погудин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 5. - С. 7-9.
4. Правдов М.А. Готовность учителей физической культуры к формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся / М.А. Правдов, Д.М. Правдов, В.Ю. Карпов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 8. - С. 55-57.
5. Чернышенко Ю.К. Критерии оценки методологической эффективности педагогических методик / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 70.
4.
References
Kudinova V.A. Effektivnost obucheniya dvigatelnym deystviyam na urokakh fizicheskoy kultury [Effectiveness of teaching motor actions at physical education lessons]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2015. No. 3. pp. 21-25.
Kudinova V.A., Karpov V.Y., Kudinov A.A., Kozyakov R.V. Effektivnost deyatelnosti fizkulturnykh kadrov v sub'ektakh rossiyskoy federatsii [Physical education personnel's performance in entities of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 11, pp. 14-16.
Pogudin S.M. Prioritety i kriterii effektivnosti fizicheskogo vospitaniya shkolnikov [Priorities and criteria for effectiveness of school physical education].Teoriya i praktika fiz. kultury. 2010. No. 5. pp. 7-9. Pravdov M.A., Pravdov D.M., Karpov V.Y. et al. Gotovnost uchiteley fizicheskoy kultury k formirovaniyu regulyativnykh universalnykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya [Physical education teachers' competency to form regulatory universal educational actions in students ]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. Nap" pp. 55-57.
Chernyshenko Y.K., Balandin V.A., Shestakov M.M. Kriterii otsenki metodologicheskoy effektivnosti pedagogicheskikh metodik [Criteria for rating of methodological effectiveness of teaching methods]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2012. No. 4. P. 70. Abramishvili G.A., Karpov V.Y., Eremin M.V. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary. Age Pupils. Asian Social Science. 2015. V. 11. No. 19. pp. 329-334.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ФСИН РОССИИ,
ПЕРЕБОЛЕВШИХ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ COVID-19, НА ОСНОВЕ ТЕСТА PWC170
Кандидат педагогических наук М.В. Звягинцев1 Кандидат педагогических наук О.Ю. Похоруков2
1Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Новокузнецк
2Новокузнецкий Филиал (институт) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк
УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: физическая работоспособность, тестирование, велоэргометр, курсанты.
Введение. Коронавирусная инфекция COVID-19 - это вариант респираторного синдрома (SARS). Данная инфекция еще недостаточно изучена, нет даже четкой уверенности в длительности инкубационного периода, а о том, как происходит лечение и реабилитация, имеются весьма общие представления. Однако большинство исследователей сходится во мнении, что тяжесть заболевания зависит от общего состояния здоровья и возраста пациента [1].
Цель исследования - определить уровень работоспособности курсантов, перенесших COVID-19, по результату пробы PWC170.
Методика и организация исследования. Использовалась проба PWC170, выполняемая на велоэргометре Monark 828 Е, с применением датчика ритма сердечных сокращений и компьютерной программы, идущей в комплекте к велоэрго-метру. В сентябре 2020 г в Кузбасском институте ФСИН России начато обследование курсантов с целью выявления их уровня физического развития и физической подготовленности. В том числе курсанты выполняли пробу на определение их физической работоспособности PWC170. С конца сентября 2020 г в течение шести месяцев был выявлен 51 человек, из них 37 курсантов, заболевших коронавирусной инфекцией в институте. Из 37 курсантов в первоначальном прохождении пробы PWC170 участвовали 33 человека. Эти курсанты после прохождения лечения и полного выздоровления с разрешения МСЧ проходили тестирование на велоэргометре один раз в неделю. Полученные результаты сравнивались с
PWC]70 TEST TO RATE PHYSICAL PERFORMANCE OF FPS RUSSIAA UNIVERSITY CADETS AFTER NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19
PhD M.V. Zvyagintsev1 PhD O.Y. Pokhorukov2
1 Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk
Novokuznetsk Branch (Institute) of Kemerovo State University, Novokuznetsk
Поступила в редакцию 20.05.2021 г.
первоначальными, полученными в сентябре. При сравнении результатов необходимо было отследить, через какое время результаты пробы PWC170 вернутся к исходным, которые были зафиксированы до заболевания, т.е. в сентябре 2020 г Результаты исследования и их обсуждение. Из 33 человек перенесли заболевания в легкой форме 27 человек, в средней форме болели шесть человек. Средняя длительность больничного у болеющих в легкой форме составила 24,6 дня, у болеющих в средней форме - 35,8 дня. Заболевшие условно были разделены на две группы: курсанты, которые систематически активно занимаются спортом, - таковых было 12 человек, и вторая группа курсантов, которые занимаются спортом эпизодически или не занимаются совсем, - таковых был 21 человек. В среднем у курсантов первой группы восстановление показателей PWC170 произошло за 17,8 дня, у курсантов второй группы - за 23,4 дня. Курсанты в первой группе перенесли заболевание в легкой форме; в средней форме болели курсанты, которые не занимались спортом и имели вредные привычки (курение).
Вывод. Проведенное исследование доказывает положительное влияние занятий спортом на здоровье занимающихся посредством тренировки адаптационных способностей.
Литература
1. Ефимова А. Риск смертности увеличивается в разы: что отягчает заболевание СОУЮ-19 [Электронный ресурс] / А. Ефимова // Газета.ги - Режим доступа https://www.gazeta.ru/ social/2020/11/11/13356559.shtml, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.03.2021).
Информация для связи с автором: [email protected]