готовность учителем физическом культуры к формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 05.04.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор М.А. Правдов1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1 Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1 Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
PHYSICAL EDUCATION TEACHERS' COMPETENCY TO FORM REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN STUDENTS
Dr.Hab., Professor M.A. Pravdov1 PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1 Dr.Hab., Professor V.Yu. Karpov1 Dr.Hab., Associate Professor A.S. Makhov1
1 Russian State Social University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - выявить готовность учителей к формированию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста в процессе обучения бегу на средние и длинные дистанции. Методика и организация исследования. Проведено анкетирование 139 учителей физической культуры школ Ивановской, Владимирской и Костромской областей. При анкетировании определялось, каким образом учителя формируют регулятивные универсальные учебные действия у подростков и какие средства используют на уроках физической культуры. Результаты исследования и выводы. Результаты анкетирования показывают, что 59% респондентов понимают смысл определения «Регулятивное универсальное учебное действие» (РУУД), для 33% он не совсем ясен, а 8% не знакомы с данным понятием. Установлено, что 44% учителей физической культуры считают формирование компонентов РУУД сложным разделом для учащихся среднего школьного возраста в процессе обучения их бегу на средние и длинные дистанции, 28%, напротив, указали на его простоту и 23% затруднились ответить. Умению школьников управлять своим психологическим и эмоциональным состоянием как компоненту РУУД обучают 64% учителей физической культуры. При формировании отдельных компонентов РУУД 64% учителей физической культуры обращают внимание своих подопечных на умение контролировать в процессе урока свое эмоциональное состояние, 26% делают это лишь иногда и 8% вообще не задумываются о необходимости формирования у детей умения к саморегуляции. Учителя физической культуры не уделяют должного внимания формированию РУУД у обучающихся 5-7-х классов в процессе обучения бегу на средние и длинные дистанции. Считают необходимым разработку специальной методики формирования компонентов РУУД.
Ключевые слова: учителя, физическая культура, ученики 5-7-х классов, регулятивные универсальные учебные действия, бег на средние и длинные дистанции.
Annotation
Objective of the study was to identify the level of teachers' readiness to form regulatory universal educational actions in middle- and long-distance runners. Methods and structure of the study. The study involved 139 physical education teachers of the Ivanovo, Vladimir, and Kostroma regions. They were subject to a questionnaire survey designed to determine the way teachers form regulatory universal educational actions in adolescents and the tools they use in the physical education classes.
Results of the study and conclusions. The questionnaire survey showed that 59% of respondents understood the meaning of the term "regulatory universal educational actions", while for 33% it was not quite clear and 8% were unaware of it.
It was found that 44% of physical education teachers considered the formation of the components of the regulatory universal educational actions to be a complex study unit for the middle- and long-distance runners, 28% found it simple, while 23% were undecided.
64% of physical education teachers teach their students how to control own psychological and emotional state as a component of the regulatory universal educational actions. In the formation of individual components of the regulatory universal educational actions, 64% of physical education teachers emphasized the ability to control their emotional state during the lesson, 26% did so occasionally, and 8% did not find it important to teach children self-regulation skills. The physical education teachers did not pay due attention to the formation of the regulatory universal educational actions in the 5th-7th graders during the middle-and long-distance running practices. They considered it necessary to develop a special methodology for the formation of the components of the regulatory universal educational actions.
Keywords: teachers, physical education, 5th-7th graders, regulatory universal educational actions, middle- and long-distance running.
Введение. Современные требования к урокам ориентированы на формирование РУУД у школьников, оценка которых и определяет в конечном итоге качество всего образовательного процесса [3]. Физическая культура как учебный предмет обладает уникальными средствами, формами и методами для эффективного формирования РУУД [1, 4, 5].
Анализ проблематики формирования РУУД у подростков на уроках по физической культуре позволяет конста-
тировать, что бегу на средние и длинные дистанции в разделе школьной учебной программы по легкой атлетике учителями физической культуры не уделяется должного внимания.
Разработкой концепции формирования универсальных учебных действий занимались многие отечественные ученые, но вопрос о формировании данных учебных действий на уроках по предмету «Физическая культура» в процессе
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
освоения ими двигательных действии, связанных с проявлением выносливости, исследован недостаточно [5, 6].
Цель исследования - выявить готовность учителей к формированию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура» на основе применения комплекса упражнений в беге на средние и длинные дистанции.
Методика и организация исследования. Проведено анкетирование учителей физической культуры общеобразовательных школ Ивановской, Владимирской и Костромской областей в количестве 139 человек (59 % мужчин и 41 % женщин) [2]. Стаж педагогической деятельности, превышающий 15 лет, - у 44 0%, от 5 до 10 лет - у двух групп учителей и от 11 до 15 лет - соответственно по 20,5 %. У 15 % анкетируемых педагогов он менее 5 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Большинство учителей (74 %) в своей работе со школьниками ставят задачи и определяют для них ориентиры по достижению прогнозируемых результатов в процессе обучения, 21 % не всегда дают подобную установку школьникам и 5 % не уделяют значения данному компоненту планирования. Анализ результатов показывает, что учителями физкультуры задачи по достижению прогнозируемых результатов ставятся как перед всем классом (62 %), так и перед каждым учеником индивидуально (44 %).
Менее половины опрошенных (46 %) считают, что предлагаемые ими задачи по достижению прогнозируемых результатов в процессе обучения понятны учащимся, другая часть (41 %) полагают, что данные задачи осознаются не полностью и незначительная часть (3 %) указали на полное отсутствие понимания такого вида задач школьниками.
Выяснено, что большинство респондентов (74 %) в начале каждого урока объясняют учащимся среднего школьного возраста цель, которую им нужно будет достичь по его окончании, и задачи, которые им предстоит выполнить для ее достижения. Кроме того, 54 % учителей дают подробное разъяснение ученикам о том, какие использовать средства физической культуры для поэтапного решения поставленных задач в процессе обучения и целесообразности их применения.
Более половины учителей физической культуры (64 %) в ходе занятий обращают внимание школьников на то, чтобы они самостоятельно осуществляли контроль и делали анализ правильности выполнения упражнений и заданий. Только 33 % школьников обращаются к ним по поводу правильности выполнения упражнений и заданий. К сожалению, подобная работа со стороны учителей реализуется недостаточно, личностные результаты учеников не связаны причинно-следственными связями со средствами их достижения и не осознаются самими обучающимися.
Установлено, что лишь 49 % педагогов в своей профессиональной деятельности занимаются обучением школьников 12-14 лет самостоятельному исправлению допущенных ошибок при выполнении упражнений, 39 % обучают, но не на постоянной основе, 10 % не формируют у школьников регулятивный компонент коррекции своей деятельности.
В большинстве своем учителя физической культуры (59 %) занимаются обучением школьников самостоятельно оценивать выполненные ими упражнения и задания, 36 % не всегда и несистематически занимаются обучением в области оценивания, 3 % не уделяют времени на развитие данного компонента РУУД.
При формировании регулятивного компонента оценочной деятельности 51 % педагогов включают учеников в процесс оценивания качества выполняемых упражнений у своих одноклассников. Дают возможность учащимся выступить в качестве внешних «экспертов и проявить себя» 39 % учителей, как знающих и компетентных в плане техники выполнения упражнений, правил игры и др., но происходит это в единичных случа-
ях и несистематически, чаще всего привлекаются одни и те же ученики из числа наиболее подготовленных и знающих.
Одной из граней формируемой учителями у своих учеников системы регулятивных универсальных учебных действий является умение школьников управлять своим психологическим и эмоциональным состоянием. Установлено, что 64 % учителей обращают внимание своих подопечных на умение контролировать в процессе урока свое эмоциональное состояние, чаще всего это происходит перед выполнением контрольных нормативов и упражнений на оценку, 26 % делают это лишь иногда, 8 %о не формируют у детей умения к саморегуляции.
Анализ ответов показал, что 44 0% учителей физической культуры, стаж работы которых менее 5 лет, считают сложным раздел программы по обучению бегу на средние и длинные дистанции в плане формирования РУУД у учащихся среднего школьного возраста, 28 % указали на его простоту и 23 % респондентов затруднились ответить.
По мнению учителей физической культуры, бег на средние и длинные дистанции относится к наиболее сложным видам физических упражнений как средствам формирования РУУД у школьников (4-е место в рейтинге осваиваемых двигательных действий школьной программы).
Учителями выделены основные трудности, возникающие в процессе обучения бегу на средние и длинные дистанции: отсутствие умения у школьников рассчитывать свои силы на беговой дистанции (41 %); недостаточный уровень воспитания морально-волевых качеств (21 %) личности учащихся (воля, терпение, целеустремленность и т. д.); низкий уровень функциональной подготовленности (5 %); малое количество уроков, отводимое бегу на средние и длинные дистанции в школе (3 %).
Определено, что перед стартом в беге на средние и длинные дистанции педагоги ставят учащимся следующие виды задач: преодолеть весь отрезок беговой дистанции (27 %); правильно распределить свои силы во время бега по беговой дистанции (23 %); следить за темпом и частотой дыхания во время бега по дистанции (18 %); за техникой движений рук и ног во время бега (8 %); преодолеть беговую дистанцию за определенный отрезок времени (5 %); улучшить свой предыдущий результат на дистанции (3 %).
По мнению анкетируемых, бег на средние и длинные дистанции способствует формированию следующих компонентов РУУД у школьников: регулировать свои возможности (64 %); развивать волевые качества личности (51 %); ставить перед собой достижимые цели (17 %).
Вывод. Учителя на уроках физической культуры в школе не уделяют достаточно внимания процессу формирования РУУД. Считают, что бег на средние и длинные дистанции по своему содержанию и специфике обладает значительным потенциалом для успешной реализации образовательного процесса по формированию регулятивных универсальных учебных действий и необходимой разработки специальной методики.
Литература
1. Акамов В.В. Особенности построения урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения / В.В. Акамов, А.С. Афонин // Евсевьевские чтения. Серия: Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе: материалы конференции. - Саранск, 2016. - С. 9-14.
2. Кудинова В.А. Эффективность деятельности физкультурных кадров в субъектах Российской Федерации / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, Р.В. Козьяков // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 14-16.
3. Луканова О.В. Формирование универсальных учебных действий на уроке физической культуры в условиях реализации ФГОС / О.В. Луканова, О.А. Тряпкина // Проблемы педагогики. - 2017. -№ 9 (32). - С. 34-36.
4. Матвеев А.П. Содержание понятия «Здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования / А.П. Матвеев, А.С. Махов, В.Ю. Карпов, А.В. Корнев // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 9. - С. 59-61.
56
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2020 Август | August
физическое воспитание подрастающего поколения
Правдов М.А. Подготовка учащихся среднего школьного возраста к достижению личностных результатов по физической культуре в беге на средние и длинные дистанции / М.А. Правдов, М.С. Шори-ков // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы конференции - Шуя, 2018. - С. 129-130.
References
Akamov V.V., Afonin A.S. Osobennosti postroeniya uroka fizicheskoy kultury v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS novogo pokoleniya [Features of physical education lesson design in accordance with requirements of new generation]. Eusebius readings. Ser. Evsevevskie chteniya. Ser. Podgotovka spetsialistov v oblasti fizicheskoy kultury i sporta v pedagogicheskom vuze [Eusebius meeting. Series: Physical Education and Sports Specialist Training at Pedagogical University]. Conf. proc.. Saransk, 2016. pp. 9-14.
Kudinova V.A., Karpov V.Yu., Kudinov A.A., Kozyakov R.V. Effektivnost deyatelnosti fizkulturnykh kadrov v sub'ektakh Rossiyskoy Federatsii [Physical culture sector personnel performance efficiency by regions of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 11. pp. 14-16.
3.
4.
6.
Lukanova O.V., Tryapkina O.A. Formirovanie universalnykh uchebnykh deystviy na uroke fizicheskoy kultury v usloviyakh realizatsii FGOS [Formation of universal educational actions at physical education lesson in context of implementation of FSES]. Problemy pedagogiki. 2017. No. 9 (32). pp. 34-36.
Matveev A.P., Makhov A.S., Karpov V.Yu., Kornev A.V. Soderzhanie ponyatiya «Zdorovyesberegayushchie tekhnologii» v kontekste sovremennogo shkolnogo obrazovaniya [Content of health-promotion technologies concept in context of modern school education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 9. pp. 59-61. Pravdov M.A., Shorikov M.S. Podgotovka uchashchikhsya srednego shkolnogo vozrasta k dostizheniyu lichnostnykh rezultatov po fizicheskoy kulture v bege na srednie i dlinnye distantsii [Training of secondary school age students to achieve personal results in physical education in middle and long distance running]. Shuyskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyih uchenykh: Proc. conf. Shuya, 2018. pp. 129-130. Abramishvili G.A., Karpov V.Y., Eremin M.V. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary. Age Pupils. Asian Social Science. 2015. v. 11. V. 19. pp. 329-334.
из портфеля редакции
математические подходы к дозированию нагрузки и построению оптимальной траектории движения при реабилитации опорно-двигательного аппарата спортсменов
Кандидат философских наук О.С. Васильев1 Доктор медицинских наук, профессор Е.Е. Ачкасов2 Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1, 3
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва 2Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), Москва
3Институт возрастной физиологии, Москва УДК/UDC 796:51-7
Ключевые слова: математическое моделирование, реабилитация, опорно-двигательный аппарат, спортсмены, кривизна, гладкость.
Введение. Правильно спланированная реабилитация спортсменов после полученных травм и повреждений опорно-двигательного аппарата (ОДА) является важнейшим условием успешного восстановления спортсменов. При использовании физических упражнений в реабилитационных целях возникают два основных вопроса: дозирование локальной нагрузки на восстанавливаемую область ОДА и оптимальные характеристики траектории движения, производимого в ходе выполнения этих упражнений.
Цель исследования - построить математическую модель дозирования нагрузки и проектирования оптимальной реабилитационной траектории восстановления объема движения в поврежденном суставе исходя из индивидуальных анатомо-физиологических особенностей спортсмена на момент реабилитации.
Методика и организация исследования. Под локальной физической нагрузкой мы понимаем работу (как суперпозицию динамических и кинематических показателей), произведенную в восстанавливаемом суставе ОДА посредством активных мышечных сокращений. На этапе спортивной реабилитации нагрузку оценивают преимущественно в динамических показателях. Однако на ранних этапах реабилитации при восстановлении объема движений в суставе большое значение приобретают геометрические характеристики траектории движения (кривизна) и особенности движения по этим траекториям (гладкость). Многочисленные исследования показали, что траектории движения человека достигают максимальной гладкости при минимизации третьей производной от перемещения, то есть при минимизации рывка(г) вдоль траектории движения [1]. Условие минималь-
mathematical approaches to load dosing and optimal plan design in rehabilitation of athletes' musculoskeletal system
PhD O.S. Vasiliev1
Dr.Med., Professor E.E. Achkasov2 Dr.Biol., Professor S.P. Levushkin1 3 1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow 2Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow institute of Developmental Physiology, Moscow
Поступила в редакцию 26.05.2020 г. ности интегрированного квадратичного рывка вдоль траектории движения выглядит как минимизация функционала: J = /0r|lr(£))ll2di: min' где r(t) - радиус-вектор траектории движения на интервале времени движения [0, 7]. В физическом движении скорость перемещения точки по кривой никак не связана с геометрическими свойствами кривой, чего нельзя сказать о биологическом движении. Исследование проводилось на базе НИИ спорта и спортивной медицины РГУФКСМиТ на представителях сложнокоординационных видов спорта, имеющих различные повреждения ОДА и нуждающихся в восстановлении объема движения. Для оценки кинематических параметров траектории движения использовалась система трёхмерного захвата и анализа движения «Qualisys». Анализ данных и математическое моделирование проводились с использованием среды RStudio.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были выявлены характеристики меры гладкости при движении по разным траекториям. Были показаны корреляционные связи между характером повреждения, наличием болевого синдрома по визуальной аналоговой шкале, динамикой восстановления и нормированной по балльной шкале мерой гладкости выполняемых тестовых и реабилитационных движений.
Вывод. Восстановление объема движений в суставе по индивидуально подобранным при помощи математического моделирования траекториям эффективно и позволяет в более короткие сроки восстанавливать спортсменов, а нагрузку следует оценивать не столько динамическими, сколько геометрическими показателями.
References
1. Flash T, Hogan N. The coordination of arm movements: an experimentally confirmed mathematical model. J Neurosci. 1985 Jul;5 (7):1688-703.
Информация для связи с автором: [email protected]