УДК 378
Андрей Иванович НАУМОВ,
заместитель начальника учебно-методического отдела Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова (г. Рязань)
andrej_naumov_7 9@таП. ги
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ОПЫТ РЯЗАНСКОГО ВЫСШЕГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОГО
КОМАНДНОГО УЧИЛИЩА)
IMPROVING QUALITY OF CADETS PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF MODULE LEARNING (THE EXPERIENCE OF RYZAN HIGHER AIRBORNE COMMAND SCHOOL)
В статье на основе опыта организации образовательного процесса в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище раскрыты особенности модульного содержания профессиональной подготовки курсантов, соответствующего компетентностному формату образовательного процесса, показаны пути и условия повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов за счет внедрения модульной системы обучения в образовательный процесс.
Based on the experience of organizing educational process at Ryzan Higher Airborne Command School the article considers the specific fea-tures of module content of cadets1 professional training and those of educational process due to the competency-based approach as well as ways and conditions of improving efficiency of professional training of cadets by means of implementation of module learning system in the educational process.
Ключевые слова: компетентностный подход, модульное обучение, учебные модули, педагогические технологии, профессиональная подготовка, компетенции, компетентность.
Keywords: competency-based approach, module learning, learning modules, pedagogical technologies, professional training, competencies, competence.
Качество - внутренняя сущность предметной области, а образование (по нашему мнению, в самом упрощенном толковании) ОБРАЗ, сформированный в сознании педагогом, и ЗНАНИЯ, добытые через труд слушателем (курсантом), которые потом превращаются не только в навыки, умения, компетенции, а становятся ФУНДАМЕНТОМ (регулятором) профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации (качественного во всех отношениях). [1, с. 32-36]
Сегодня очень сложно говорить о том, что кадровой политике в области обеспечения безопасности современного общества уделяется мало внимания учеными, государственными деятелями, специалистами в области обеспечения безопасности общества и его основных институтов. [2] И все же проблема поиска наиболее эффективной системы подготовки профессиональных кадров остается актуальной. [7] Хороший опыт реализации образовательного процесса на основе модульной системы
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
накоплен в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (РВВДКУ). Именно о нем пойдет речь далее.
В основе образовательного процесса, реализующего государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования второго поколения, стояла учебная дисциплина (дисциплинарная модель структурирования содержания образования). При дисциплинарной модели образования содержание подготовки специалиста делилось на большое количество учебных дисциплин, которые, в свою очередь, разделялись на разделы и темы. Программы учебных дисциплин имели линейное построение - отдельные темы образовывали непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, учебный материал изучался один раз.
При таком построении образовательного процесса цели, методика преподавания и оценка результатов обучения проектировались для каждой учебной дисциплины. Однако в профессиональной деятельности выпускника РВВДКУ знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения различных дисциплин, преобразуются в компетенции, которыми по выпуску из училища должен обладать офицер, и используются комплексно. Поэтому дисциплинарное построение образовательного процесса не соответствует одному из основных аспектов новой образовательной парадигмы - ком-петентностной модели выпускника.
Принципиальной особенностью федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения является применение модульной модели представления содержания образовательных программ.
Сущность и основная идея модульного обучения - самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками в соответствии с заданными целями обучения. Немаловажным при этом является то, что курсантов необходимо учить не тому, ЧТО они должны думать, а тому, КАК они должны думать.
Модуль является основополагающим понятием в этой технологии.
Общепринятыми являются определения П.А. Юцявичене: "Модуль - блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей" [8, с. 219] и Т.И. Шамовой: "Модуль - это целевой функциональный узел, учебное содержание которого и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. При этом ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем" [3, с. 91].
В федеральных государственных образовательных стандартах используются следующие термины: профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности. Междисциплинарный курс - часть программы профессионального модуля, ориентированная на формирование системы знаний, умений и практического опыта, необходимых для освоения профессионального модуля. Может содержать разделы различных учебных дисциплин. [6, с. 148]
Анализ психолого-педагогических работ показывает, что модульное представление содержания образовательного процесса является довольно сложным и трудоемким процессом. Под модульным обучением можно понимать определенную дидактическую систему, которая представляет собой совокупность разнообразных форм, способов и методов общей образовательной деятельности преподавателя и обучающихся, организованную в учебных модулях и имеющую целью овладение необходимыми профессиональными компетенциями и повышение
эффективности профессиональной подготовки курсантов РВВДКУ.
При полной самостоятельности отдельного модуля он тем не менее неразрывно взаимосвязан с другими модулями и интегрирован в образовательную программу профессиональной подготовки курсантов.
Модуль выступает как средство и программа обучения. Каждый элемент имеет собственные учебные цели: познавательную и профессиональную, которые доводятся обучающимся до начала обучения. Задача познавательной цели - формирование теоретических знаний, профессиональной - формирование профессиональных компетенций на основе приобретенных знаний.
Модуль обеспечивает мотивацию обучающегося к получению знаний за счет того, что обеспечивает формирование именно тех профессиональных компетенций, которые будут необходимы ему в дальнейшем при прохождении службы в воздушно-десантных войсках на должности по предназначению.
Усвоение учебного материала и овладение необходимыми профессиональными компетенциями при модульном обучении происходит благодаря целенаправленной и осознанной деятельности курсантов, что гарантирует необходимую степень овладения новыми знаниями.
Область деятельности преподавателя при реализации модульного обучения расширяется от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Необходимо отметить, что для реального, а не формального перехода на модульное обучение нужно создать следующие условия:
- обеспечение логически связанной последовательности изучения дисциплин -дисциплины-"поставщики" должны подготовить курсанта к усвоению содержания ведущей учебной дисциплины - учебными планами и структурно-логическими схемами подготовки специалистов по конкретным специальностям;
- предварительная экспериментальная проверка основных составляющих процес-
са модульного структурирования содержания образования;
- мотивация профессорско-преподавательского состава к реальному переходу на компетентностный формат обучения в образовательной организации;
- мотивация и определенная готовность обучающихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- соответствие материально-технических ресурсов и образовательной технологии преподавания в условиях модульного обучения.
Согласно структурно-логическим схемам подготовки курсантов по специальностям высшего образования, реализуемым в РВВДКУ, процесс обучения разбит на девять учебных модулей. Целью освоения каждого образовательного модуля является формирование определенных профессиональных компетенций обучающихся. По содержанию каждый модуль включает в себя определенный набор логически взаимосвязанных дисциплин (тем, разделов) различных кафедр. В основе взаимосвязи самих модулей лежит целевая установка подготовки выпускника РВВДКУ, которая достигается выполнением требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста. При этом цели дисциплин (тем, разделов), входящих в модуль, согласовываются и ориентируются на итоговый результат, зафиксированный в модели профессиональной подготовки курсантов РВВДКУ.
В связи с этим следует обратить внимание, что, исходя из целевой установки, каждый модуль необходимо оценивать в ходе проведения комплексного промежуточного контроля (междисциплинарного экзамена, зачета, контрольного занятия и т. п. ) в рамках всех дисциплин, которые обеспечивают учебный модуль. Только тогда можно будет увидеть реальную картину с точки зрения уровня сформированности требуемых компетенций и достижения других уровней обученности.
Одним из ключевых требований компе-тентностного подхода в обучении курсантов РВВДКУ по программам, составлен-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
ным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, является четко выраженная направленность образовательного процесса на развитие у обучающихся навыков логического мышления при принятии решений, связанных с характером предстоящей деятельности по должностному предназначению. Реализация данной задачи потребовала модернизации существующей системы контроля успеваемости и качества подготовки курсантов на основе:
- внедрения модульной системы обучения;
- учета междисциплинарных связей;
- комплексного применения единых тестовых заданий в сочетании с традиционными формами контроля;
- системного подхода при организации контроля за счет активного участия всех субъектов, участвующих в образовательном процессе,
что позволяет:
- оценить эффективность применяемых в училище технологий обучения и непосредственно деятельность преподавателей, их использующих;
- более полно осуществить интеграцию между различными учебными дисциплинами;
- определить текущий и окончательный уровни усвоения обучающимися учебных модулей, разделов (тем) учебных дисциплин, степень готовности курсантов к изучению очередного модуля по уровню "остаточных знаний" и использовать полученные результаты для оперативного управления их познавательной деятельностью;
- уточнить обязанности должностных лиц училища по организации и проведению контроля.
В настоящее время нормативными документами не определен единый механизм оценивания результатов обучения, соответствующий компетентностному формату образовательного процесса. Устная и письменная формы контроля - традиционные формы, которые совершенствовались десятилетиями, привычны для преподавате-
лей и соответствовали квалификационной модели выпускника, на основе которой проектировались предыдущие образовательные стандарты. Оценочная информация, получаемая при контроле результатов обучения в традиционных формах, является в основном внутренней потребностью училища - перевод на следующий курс, выплата денежного довольствия, распределение по окончании училища (частично) и играет малую роль в повышении качества подготовки выпускников. В современных условиях необходим переход от традиционного оценивания знаний к педагогическим измерениям, основанным на педагогическом тестировании.
Педагогические тесты позволяют получить своевременную, достоверную и объективную оценочную информацию о соответствии уровня подготовки курсантов (знаний, умений, навыков и сформированных компетентностей) требованиям, заданным федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, и на этой основе принять обоснованные управленческие решения по коррекции образовательного процесса [4, с. 139; 5, с. 98].
В настоящее время в училище одним из применяемых методов контроля является педагогическое тестирование.
Конечно, у тестирования как метода контроля есть и свои ограничения и недостатки, которые необходимо хорошо осознавать, чтобы правильно применять тесты. Как показал опыт, в ряде случаев наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными формами контроля.
Применение тестов позволяет оценить степень вероятности влияния на результат случайных факторов и, следовательно, знать, насколько точен полученный результат, минимизирует затраты времени преподавателей и курсантов для определения уровня подготовленности последних.
Качество подготовки выпускников училища определяется целым рядом факторов процесса обучения, среды обучения и самих обучающихся, воздействуя на которые на различных уровнях управления, можно
обеспечить подготовку офицера воздушно-десантных войск с требуемым уровнем готовности к военно-профессиональной деятельности. Управленческие решения будут обоснованными и обеспечат необходимый эффект только в том случае, если информация о результатах обучения будет своевременной, достаточно полной и достоверной для принятия решений. Своевременность и полнота информации обеспечивается систематическим проведением оценочных процедур на всех этапах образовательного процесса в училище.
Система проверки знаний, умений и навыков, уровня сформированности компетенций у обучающихся при изучении модулей включает такие виды контроля, как текущий контроль успеваемости и качества подготовки курсантов, подразделяющийся на входной, оперативный, модульный контроль, контроль остаточных знаний, промежуточную и итоговую аттестации.
Анализ результатов контроля осуществляется в учебно-методическом отделе, на факультетах и на кафедрах.
Результаты анализа используются для:
- определения качества, глубины и объема усвоения учебного материала каждого модуля и определения соответствия уровня и качества подготовки курсантов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
- определения имеющихся недостатков в подготовке курсантов, причин их появления и степени ответственности за них основных субъектов и объектов образовательного процесса;
- подведения итогов образовательного процесса с руководящим, преподаватель-
ским составом, командирами курсантских подразделений и курсантами;
- прогнозирования результатов обучения курсантов в последующем;
- выработки предложений для оперативного управления образовательным процессом и повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов училища.
Подводя итог, необходимо обратить внимание на то, что внедрение технологии модульного обучения в рамках реализации компетентностного подхода по программам подготовки, составленным в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, требует организационной перестройки всего образовательного процесса. Это коснется планирования работы преподавательского состава, подготовки учебно-материальной базы, разработки и введения в образовательный процесс необходимого информационно-методического обеспечения, организации надлежащего контроля успеваемости и качества подготовки курсантов (слушателей). Но, несмотря на все трудности и проблемы, возникающие в процессе перехода на модульную технологию обучения и создания эффективной дидактической модели профессиональной подготовки курсантов, ничто не должно сдерживать этот процесс, являющийся ключевым направлением повышения эффективности профессиональной подготовки будущих офицеров как для вооруженных сил, так и для других министерств и ведомств силового блока, которые каждый на своем участке ответственности выступает гарантом национальной безопасности Российской Федерации.
Библиографический список
1. Беляков, Б.Л. Методология и методика научно-исследовательской деятельности или основы научной организации труда и профессионализации в Военной академии РВСН имени Петра Великого : монография / Б.Л. Беляков, И.В. Дробот, С.А. Федосеев. - М. : ВА РВСН, 2014.
Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России— -
2. Невирко, Д.Д. Кадровая политика в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации наркополицейских как фактор антинаркотической безопасности / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич // Гуманитарный вестник Военно-технический университет. - 2015. - № 2.
3. Педагогические технологии : что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М.-Тюмень: МПГУ, ТИПК, 1994.
4. Плющ, Н.Г. Внутривузовское управление качеством подготовки выпускников училища : методическое пособие / Н.Г. Плющ. - Рязань : РВВКУС, 2008.
5. Плющ, Н.Г. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетент-ностного формата : методическое пособие / Н.Г. Плющ, М.В. Митрофанов, А.И. Костен-ко. - Рязань : РВВДКУ, 2012.
6. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: Эгвес, 2009.
7. Шинкевич, В.Е. Опыт социологического осмысления проблемы мобилизации как интегральной основы формирования высокопрофессиональных качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел России (по материалам социологических исследований) : монография / В.Е. Шинкевич. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2007.
8. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989.