Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009
О главном
УДК 371.17 B.A. Кудин*
Блочно-модульная технология обучения в системе профессиональной подготовки МВД
Современные жизненные реалии выдвигают на одно из первых мест вопрос обеспечения качества высшего профессионального образования. Одним из факторов улучшения профессиональной подготовки является использование в образовательном процессе модульно-компетентностного подхода. В статье рассматриваются вопросы внедрения блочно-модульной технологии обучения в Санкт-Петербургском университете МВД России.
Ключевые слова: высшее образование, образовательные технологии, блочно-модульная система, Санкт-Петербургский университет МВД России.
V.A Kudin*. Block-modular technology of training in system of vocational training of the Ministry of Internal Affairs.
Modem vital realities put forward a question of maintenance of quality of the higher vocational training on one of the first places. One of factors of vocational training improvements is use in educational process of new technologies of training. In article questions of introduction of block-modular system of training at the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered.
Keywords: higher education, educational technologies, block-modular system, the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Изменения во всех сферах деятельности человека, информатизация и демократизация общества, интеграция российского образования в европейское пространство выдвигают на одно из первых мест вопрос обеспечения качества высшего профессионального образования.
Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., приняла на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов с высшим образованием и по существенному изменению подходов к формированию нормативных документов в области образования.
Одним из факторов обеспечения качества образования является использование в образовательном процессе модульно-компетентностного подхода.
В проекте Государственного образовательного стандарта «третьего поколения» предусматривается переход к модульно-компетентностной системе организации учебного процесса и дается определения модуля, как части образовательной программы или учебной дисциплины, имеющей определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям, и компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности [1].
Модульное обучение зародилось в конце Второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скиннера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Рассела, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуенса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 г., которая рекомендовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям» [2]. Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, генерал-лейтенант милиции. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, І. Тел. 300-47-67. E-mail: [email protected].
* Vasily Kudin, the head of Saint Petersburg university of Interior of Russia, awarded in dissertation, senior lecture. Lieutenant-general of militia.
различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной программой в удобном для них темпе.
В нашу страну модульное обучение пришло в конце 80-х гг. благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников. Авторы данного исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [3].
Модульно-компетентностный подход в высшем профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Понятие «компетенция» при этом «включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [4, с.10-11].
Анализ практики внедрения модульной системы в образовательный процесс позволяет выделить три уровня применения модульной системы в российских вузах:
- первый (низший) уровень - модульная система применяется лишь для контроля за успеваемостью. Отдельные дисциплины разбиваются на части, после изучения которых, проводится контроль знаний. Содержание дисциплин остается без изменений. Это первый шаг к созданию модульной системы;
- второй (средний) уровень - по модульному принципу связываются отдельные дисциплины. В содержании дисциплины выделяются относительно самостоятельные части, ориентированные на решение определенной проблемы либо на освоение независимого фрагмента учебной информации. На этом уровне формируется профессиональное мышление;
- третий (высший) уровень - модульная система обучения связывает все дисциплины учебного плана, т.е. обучение ведется по модульному учебному плану. Перерабатывается и пересматривается содержание и целевые ориентиры всех основных дисциплин учебного плана. Ориентация на конечный результат (компетенцию).
Модульное обучение является одной из современных прогрессивных педагогических технологий. Анализ зарубежного опыта подготовки сотрудников правоохранительных органов в европейских странах, США и Канаде свидетельствует о том, что подготовка полицейских специалистов ведется по блокам (модулям), представляющим комплекс определенных теоретических знаний и практических навыков [5]. Особый акцент делается на отработке ситуаций, приближенных к реальным условиям полицейской работы. При этом на занятиях одновременно рассматриваются все аспекты отрабатываемых действий (правовые, криминалистические, психологические и др. [6]).
Одними из первых среди образовательных учреждений Министерства внутренних дел модульную технологию в учебный процесс начали внедрять Всероссийский институт повышения квалификации МВД России (г. Домодедово) и Челябинский юридический институт МВД России. Здесь были разработаны должностные квалификационные характеристики по всем направлениям подготовки сотрудников для ОВД.
Структура должностной квалификационной характеристики представлена в виде блоков:
- блок знаний профессиональной деятельности;
- блок правовых знаний, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
- блок знаний по управленческой деятельности;
- блок психолого-педагогических знаний по работе с личным составом;
- блок знаний, необходимых при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
- блок умений исполнения служебных обязанностей.
Вузы, подведомственные Министерству внутренних дел, в 2008 г. перешли на модульную технологию организации учебного процесса с ориентацией на должностную характеристику. «Должностной» принцип создает условия для отработки профессиональных действий, формирования профессиональных знаний и практических навыков сотрудников органов внутренних дел, необходимых для эффективного выполнения служебных обязанностей в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах.
Качество профессиональной переподготовки зависит от степени обоснованности трех основных вопросов:
1) «кого учить?» - объект воздействия: должностные категории сотрудников органов внутренних дел;
2) «чему учить?» - содержание обучения, в каком объеме и до какого уровня;
3) «как учить?» - методы, приемы, формы организации учебного процесса, в котором профессиональные знания, облечены в профессиональные действия сотрудника органов внутренних дел.
Целью блочно-модульной модели является формирование нового типа сотрудника органов внутренних дел, обладающего современными профессиональными, правовыми, управленческими, психологическими знаниями, умениями и навыками (компетенциями) по эффективному выполнению служебных задач в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах.
Содержательная часть обучения раскрывается в блочно-модульном формировании учебнопрограммной документации, состоящей из шести образовательных блоков, отражающих основные
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
О главном
направления профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Введение блочно-модульной системы обучения в вузах МВД потребовало радикального изменения существующей учебно-методической документации. В соответствии с требованиями по внедрению блочно-модульных технологий в вузах МВД был переработан учебно-методический комплекс. В структуру модулей по категориям подготовки слушателей входят следующие компоненты: лекции, практические занятия, ситуационные задачи, круглые столы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, тестовые контрольно-измерительные материалы (входной-выходной контроль знаний).
Составными элементами блочно-модульной организации учебного процесса являются:
- учебная тема - наименьшая автономная единица учебного материала, обладающая качеством целенаправленности, целостности и завершенности изложения учебного материала, предназначена, в первую очередь, для самостоятельного изучения слушателем учебного материала;
- учебный модуль - автономная учебная единица, обладающая качеством целенаправленности, самостоятельности и представляющая собой логически и функционально связанное сочетание учебных тем, объеденных по функции (функциям) профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел;
- учебный блок - автономная учебная единица, отражающая направление профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел и представляющая собой совокупность функционально объединенных по соответствующему признаку образовательных модулей.
В Санкт-Петербургском университете МВД России в 2008-2009 учебном году была проведена апробация блочно-модульной технологии. Сотрудники университета, используя опыт и наработки коллег, творчески подошли к внедрению предложенных методик и в настоящее время изыскивают оптимальные пути усовершенствования программы применительно к условиям Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Анализ внедрения новой технологии показал, что она повышает качество подготовки сотрудников для органов внутренних дел и увеличивает долю практической составляющей. Модульное обучение как образовательная технология обеспечивает эффективное достижение учебной цели за счет таких свойств, как системность (логика и целостность процесса), управляемость (целенаправленность, ориентация на получение заранее запланированных результатов), воспроизводимость (возможность повторения в однотипных условиях), оптимальность (оптимизация содержания обучения, соотношения и теоретической и практической подготовки) [7].
С сентября 2009 г. Санкт-Петербургский университет МВД России использует блочномодульную технологию обучения на первых курсах для выработки у курсантов навыков сотрудников патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Курс, охватывающий все аспекты деятельности патрульно-постовой службы, включает 10 модулей, в частности, «Действие нарядов милиции по профилактике и предупреждению правонарушений», «Проведение опроса свидетелей, потерпевших и правонарушителей» и др. Весь курс изучается в учебном центре (УЦ) «Сосново», где для этого оборудованы новые ситуационные классы, модернизированы полоса препятствий и спортивный городок. С учетом новых возможностей переработаны рабочие учебные планы, подготовлены методические рекомендации, проведены занятия с профессорско-преподавательским составом. Кроме того, нашими специалистами были разработаны и активно внедряются рабочие тетради, которые заполняют сами курсанты в течение всего периода обучения по данной программе. Это не подобие школьного дневника с оценками, а серьезное пособие, своего рода конспект по специальности, который, как мы рассчитываем, будет использоваться нашими выпускниками в дальнейшей профессиональной деятельности. Сюда, в частности, включены образцы заполнения служебных документов, последовательность действий в тех или иных ситуациях (например, при проверке документов, удостоверяющих личность; составление словесного портрета; тактика личного сыска и опроса граждан и т.п.) и другие необходимые сведения.
Система профессиональных знаний, умений и навыков является основой содержания специального первоначального обучения. Знание определяется в науке как понимание. Сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, законы, выводы) [8]. Знания представляют собой как предмет усвоения, так и результат познания. Усвоенные знания характеризуются полнотой, глубиной, системностью, гибкостью, оперативностью. В настоящее время к знаниям предъявляются такие требования, как комплексность, актуальность, практическая значимость. Сотрудники ОВД должны обладать общими знаниями в области права и в смежных областях, а также специализированными знаниями, относящимися к правоохранительной деятельности [6].
Навыком называется действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля [9]. В процессе первоначальной подготовки сотрудников ОВД формируются различные виды навыков: сенсорные (например, выявление особенностей собеседника), умственные (навыки работы со служебными и процессуальными документами), двигательные (выполнение приемов задержания) комплексные (навыки стрельбы из пистолета) [6, с. 9].
Освобождая сознание от припоминания различных сведений, приемов и рекомендаций, от контроля над двигательными действиями, навыки позволяют «одновременно концентрировать внимание на чем-то другом, не менее важном: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр. Наличие навыков
обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, когда нет времени для размышлений и надо выдержать ее испытания, экономить силы и сохранять высокую работоспособность» [10].
Умения - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [9, с. 414]. Умение - способность совершать действия развернуто и осознанно. Навык - способность совершать это же действие автоматизировано, свернуто, без участия сознания. Навыки обеспечивают уверенные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях. Умения - это комплексный способ успешного выполнения профессиональных действий в нестандартных, сложных ситуациях [6, с. 10].
Задачей профессиональной подготовки является не столько формирование знания, сколько развитие умений использовать его для получения новых знаний и решения практических задач, выполнения служебных функций.
На базе сформированности определенных навыков и простых умений развиваются более сложные обобщенные умения. В этом контексте навыки становятся уже элементами умений более высокого уровня, чем те, которые лежали в основе первоначального навыка. Так, патрулирование, задержание вооруженного преступника, профилактическая беседа и многие другие действия сотрудников правоохранительных органов нельзя выполнять автоматически. В таких действиях всегда присутствует поиск, самостоятельность, творчество. Перечисленные умения относятся к сложным профессиональным умениям.
Построение учебного материала по блочно-модульному принципу позволяет успешно использовать его в системе дистанционного обучения. Блочно-модульная технология не противоречит и другим инновационным технологиям.
Достоинством блочно-модульной модели обучения является ее гибкость и ориентированность на обучаемого, а также то, что такая технология дает дополнительную возможность преподавателю управлять познавательной деятельностью, индивидуализировать обучение и, кроме того, в рамках времени, отведенного на опрос обучающихся, оценить уровень знаний каждого слушателя при помощи тестов.
Таким образом, модульное обучение позволяет существенно повысить практическую направленность обучения, осуществить отбор и получение слушателями наиболее нужной для профессиональной деятельности информации, обеспечивает приобретение выпускниками межпредметных связей, комплексных умений и навыков, способствующих их быстрой адаптации к выполнению служебных обязанностей [6, с 19].
Список литературы
1. http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fgos.htm
2. Методические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 г. и национального проекта 2006 г.).
3. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие, М., 2006.
4. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному обучению : учебное пособие. - М., Домодедово. ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.
5. Шушкевич, И.Ч. Из зарубежного опыта подготовки сотрудников правоохранительных органов. - Челябинск, 1997.
6. Казарцева, Г.А. Организация модульного обучения: В помощь преподавателям образовательных учреждений МВД России. - Челябинск, 2004.
7. Селевко, Г.К Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998. - С. 17.
8. Харламов, И.Ф. Педагогика : учебник. М., 2002.
9. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
10. Столяренко, А.М. Юридическая педагогика. - М., 2000. - С. 187.
Literature
1. Bajdenko, V.I. Revealing of structure competencies graduates of high schools as a necessary design stage of GOS VPO of new generation. - Moscow, 2006.
2. Borisova, N.V. From traditional through modular to remote training. - Domodedovo, 1999.
3. http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fgos.htm.
4. Kazartseva, G.A. Organization of modular training. - Chelyabinsk, 2004.
5. Kharlamov, I.F. Pedagogics. - Moscow, 2002.
6. Methodical bases of system of modular formation of the maintenance of educational programs and classification of educational modules compatible to the international system (on materials of the scientific researches executed by the Moscow State University name of M.V. Lomonosov within the limits of project ФПРО of 2005 and the national project of 2006) .
7. Psychology. The dictionary / Ed. A.V.Petrovsky, M.G.Yaroshevsky. - Moscow, 1990.
8. Selevko, G.K. Modern educational technologies. - Moscow, 1998.
9. Shushkevich, I.C. From foreign experience of preparation of law enforcement officers. -
Chelyabinsk, 1997.
10. Stoljarenko, A.M. Legal pedagogics. - Moscow, 2000.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009