DOI: 10.25198/1814-6457-219-35 УДК 37.378.1.14
Стамкулова Ш.А.
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия Е-mail:Sholpan_2004@inbox.ru
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Большую роль в повышении качества получаемого студентами образования играют информационные технологии. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в целом и развития их самостоятельного навыка поиска информаций в частности в условиях применения компьютерных технологий тесно связана с практическим применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Цель исследовнаия - рассмотреть необходимость определения условий использования компьютерных средств студентами как в ходе учебных занятий, так и в процессе выполнения самостоятельной работы.
При решении цели и поставленных задач автор в ходе исследования опирается на лучшие практики и теоритические положения современной педагогики, что позволило ему выделить для доказательства своих положений по данному вопросу три основных вида реализации информационных технологий в учебном процессе вуза: «углубленная» технология, применение в качестве основной технологии и в качестве монотехнологии. В статье представлены результаты исследования, проведенного в Кызылординском государственном университете им.Коркыт Ата на базе педагогической специальности «Информатика».
Анализ данных видов информационных технологий позволило автору эффективно постороить методику применения информационных технологий в учебном процессе, на основе которой научить студентов умению выбора наиболее эффективных мультимедийных технологий для организации учебного процесса по дисциплине «Информатика», дать возможность им участвовать в познавательной деятельности, тем самым развить в себе познавательную самостоятельность, а такжедоказать, что освоение современных, новейших видов, форм обучения и воспитания в сочетании с профессиональным мастерствомспособствует качественной подготовке будущего специалиста.
Ключевые слова: образование, качество образования, Казахстан, высшее учебное заведение, студенты, педагогический процесс, формирование информационной культуры, педагогические технологии, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа
Stamkulova Sh. A.
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: Sholpan_2004@inbox.ru
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION OF STUDENTS THROUGH THE USE OF
INFORMATION TECHNOLOGY
In the article the author notes that information technologies play a big role in improving the quality of education received by students. The author in his article proceeds from the fact that the organization of educational and cognitive activity of students in general and the development of their independent skill of searching for information, in particular, in terms of using computer technologies is closely connected with the practical use of information and communication technologies in the educational process, therefore, it aims to scientific positions need to determine the conditions for the use of computer tools by students both in the course of studies and in the process of performing independent ny work.
In solving the goal and the tasks set, the author relies on the best practices and theoretical provisions of modern pedagogy, which allowed him to identify three main types of information technology implementation in the university's learning process: "advanced" technology, use as core technology and as monotechnology. The article presents the results of a study conducted in KorkytAta Kyzylorda State University on the basis of the pedagogical specialty "Informatics".
The analysis of these types of information technologies allowed the author to effectively build a method of using information technologies in the educational process, on the basis of which to teach students the ability to select the most effective multimedia technologies for organizing the educational process for the discipline "Informatics", to enable them to participate in cognitive activity, thereby developing cognitive independence, as well as to prove that the development of modern, new types, forms of training and education in combination and with professional skill contributes to the quality preparation of the future specialist.
Key words: education, quality of education, Kazakhstan,higher educational institution, students, pedagogical process, formation of information culture, pedagogical technologies, information technologies, information and communication technologies, cognitive independence, independent work
В Законе «Об образовании» Республики Казахстан определены задачи дальнейшего развития системы образования: «Главная задача системы образования - становление и формирование личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей достижений науки и практики, направленных на создание необходимых условий для получения профессионального образования, внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, международные глобальные коммуникационные сети» [1].
В соответствии с этим основная задача педагогов Республики Казахстан сегодня определена как формирование сознательного мышления молодёжи, соответствующего современному этапу развития общества, воспитание творческой личности с высоким уровнем интеллекта, способной сделать правильный выбор профессии.Уровень развития общества, развития его социально-этнических культурных особенностей, новшеств, изменений, происходящих во всех сферах, в вопросах формирования здорового образа жизни, в освоении инноваций в сфере образования во многом определяется профессиональными качествами педагогов, от уровня их квалификации, способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность, от их образованности, культуры и многих других качеств.
Несомненно, в настоящее время первоочередной задачей процесса образования и воспитания обучающихся является применение различных технологий.
В Казахстане активно применяются технологии обучения Ж.А. Караева [2] , М. Жанпей-совой [3]и др. ученых.
Каждый педагог, определяя способы и формы своей работы, выбирая свою педагогическую технологию, должен, в первую очередь, работать в направлении совершенствования знаний обучающихся. В связи с этим возникает необходимость применения различных методов обучения.Наряду с применением элементов традиционной классно-урочной системы обучения преподаватель может в своей учебно- воспитательной деятельности использовать новые педагогические технологии.
Использование новых информационных технологий с учетом их возможностей приво-
дит к изменению методов организации занятий и внедрению в процесс обучения новых методов и приемов.
Новые информационные технологии могут быть реализованы в следующих трех видах:
- «углубленная» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам или разделу);
- в качестве основной технологии (при изучении определенного раздела использование наиболее значимых технологий);
- в качестве монотехнологии (все обучение, управление процессом обучения, т. е. диагностики, мониторинга основано на применение компьютера).
Основные цели использования новых информационных технологий:
-формирование умений работы с информацией, развитие коммуникативных способностей;
-подготовка личности «информационного общества»;
- увеличение объема учебного материала до уровня, который может освоить обучающийся;
- формирование исследовательских умений, умения принимать эффективные решения.
Будущее суверенной страны Казахстан определяется уровнем образования,поэтому для каждого педагога ответственным и важным делом является выбор тех педагогических технологий, которые необходимы ему в его профессиональной деятельности.Применение компьютера в системе образования играет важную роль, т.к. компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах человеческой деятельности.
Формирование основ информационной культуры будущих специалистов тесно связано с формированием у обучающихся умений и навыков работы на компьютере: чем эффективнее используется компьютер в учебном процессе, тем выше результаты обучения.
Организация учебно-познавательной деятельности студентов в условиях применения компьютерных технологий тесно связана с практическим применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Необходимо определять условия использования компьютера студентами в ходе
занятий или в процессе выполнения самостоятельной работы.
В эпоху информатизации компьютер в общеобразовательных учебных заведениях выполняет двойную роль: во-первых, он выступает в качестве объекта изучения, во-вторых, является средством обучения.Как объект изучения он рассматривается на занятиях информатики.
Например, на первом курсе изучается дисциплина «Информатика». При проведении интегрированных занятий по информатике и математике можно добиться следующих результатов:
- повышение мотивационной основы учебной деятельности обучающихся;
- развитие их творческих способностей;
- формирование математического мышления;
- мобилизация обучающихся к исследовательской работе;
- организация самоуправления;
- развитие логического мышления, способности запоминания.
Каждое занятие информатики - это часть учебного процесса, поэтому важно обучение связывать с жизнью, с практикой, являющимися критериями точности научного познания, а в учебном процессе формировать навыки и умения применять теоретические знания на практике для объяснения явлений окружающей среды, создавать условия для мотивации к учебе и позитивного отношения к ней.
Преподаватель формирует не информатика, не программиста, а интеллектуально развитую личность. А это требует от преподавателя информационных компетенций, организационных способностей, умения адаптировать студентов к изменениям, происходящим в современном обществе, развивать и направлять их исследовательские навыки.
Современное общество требует от каждого педагога, чтобы он был не только хорошим специалистом, обладающим глубокими знаниями в области своей дисциплины, но и грамотным специалистом с точки зрения теоретических знаний, знаний в нормативно-правовой, психолого-педагогической, дидактико-методической сферах и грамотным специалистом, всесторонне освоившим возможности информационных компьютерных технологий.
Внедрение информационных технологий в систему образования дает возможность выбора наиболее эффективных технологий организации учебного процесса. При выборе технологии необходимо обратить внимание на соответствие между индивидуальными способностями студентов освоить дисциплину и конкретными особенностями данной дисциплины. При работе с мультимедийными технологиями студенты имеют возможность участвовать в интересной познавательной деятельности. Они не только получают знания, но и сами могут определять и выбирать средства и источники получения дополнительных сведений.
В современном обществе компьютер занимает важное место; использование компьютерных технологий в системе образования может обеспечить подготовку грамотных специалистов, способных выдвигать новые идеи во всех сферах науки и реализовывать их на деле. Учитывая высокую скорость обмена информацией в современном мире и большой поток поступающей информации различного формата, работникам сферы образования нужно обратить внимание на мультимедийные средства.
Цель обучения информатике в Кызы-лординском государственном университете им. Коркыт Ата - это развитие творческих, исследовательских способностей студентов, подготовка их к активной, полноценной жизни и работе в современном информационном обществе. На всех занятиях по информатике широко используются новые технологии с целью развития мышления студентов и их познавательных способностей, формирования у студентов умений самостоятельно выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Подготовка молодого поколения, будущего нашей страны, в соответствии с требованиями времени требует от каждого преподавателя творческой работы и поиска.Совершенство-вание личности студента, его духовного мира, развитие его способностей и стремлений - одна из основных задач сегодняшнего дня.Если преподаватель стремится развивать творчество студентов и повысить их доверие к себе, каждый его урок должен быть интересным, разным по форме организации и проведения. Чем выше теоретическая и практическая ценность содержания занятия, тем эффективнее процесс
обучения и воспитания обучающихся. Каждое занятие преподавателя должно воздействовать на чувства и стремления обучающихся, а для этого необходимо применять разнообразные методы обучения. Существует большое количество методов и приемов обучения, выбор необходимых зависит от педагогического мастерства преподавателя.
Для того чтобы повысить интерес обучающихся к своему предмету, преподавателю необходимо эффективно и рационально организовать свою работу, по-новому организуя занятия, приобщать студентов к исследовательской работе путем проведения познавательных игр и решения экспериментальных задач.
В связи с этим в своей практике основываюсь на следующем:
- проведение на занятиях индивидуальной, парной и групповой работы;
- совершенствование компьютерной грамотности студентов;
- развитие самостоятельного и творческого мышления студентов.
Очень эффективно использование на уроках игровых элементов, повышающих творческую активность студентов. Посредством применения элементов интеллектуальных игр можно добиться быстрого развития информационной культуры и компьютерной грамотности обучающихся.
В научно-педагогической литературе существует большое количество новых педагогических инновационных технологий, соответствующих требованиям современного общества; эффективное их применение напрямую зависит от педагогического мастерства и профессионализма преподавателя - предметника.
Президент нашего государства Н.А. Назарбаев отметил: «Будущее страны в руках молодого поколения, а судьба молодого поколения в руках учителей»[4]. Значит, главная задача каждого педагога - повышать качество образования, совершенствовать формы обучения с целью повышения интереса к учебе, формирования поисковой и познавательной деятельности студентов.
Для правильной организации учебно-воспитательного процесса на занятии преподаватель при выборе методов и приемов обучения должен учитывать индивидуальные особен-
ности обучающихся. Мы знаем, что урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, и поэтому можно констатировать, что преподавание - это совокупность различных педагогических подходов и постоянный творческий поиск. Каждый преподаватель, выбирая способы и формы своей работы, педагогические технологии, должен работать над совершенствованием знаний студентов.
Все новые технологии обучения направлены на формирование навыков самообразования у студентов; применяемые в них методы и приемы, средства обучения разнообразны. Для проверки теоретических знаний применяются такие формы контроля, как вопрос-ответ, письменный контроль, тестирование; практические умения и навыки выявляются посредством выполнения упражнений, практических заданий.
Интерактивные методы обучения основываются на межличностных отношениях и удовлетворяют требования современной парадигмы образования, направленной на развитие личности. Наряду с этим они не только формируют познавательную активность и самостоятельный поиск обучающихся, являющиеся главными условиями получения качественного образования, но и способствуют их дальнейшему развитию.
Положительные стороны интерактивного обучения:
- обучающиеся наряду с получением информации могут логически аргументировать пути решения определенной проблемы;
- студент стремится глубже мыслить;
- под руководством преподавателя далее развивает знания;
- обучающемуся предоставляется возможность самостоятельного поиска;
- создаются условия для обучения в группах;
- предоставляется возможность применения метода самооценивания;
-возможность получения образования в процессе деятельности.
На наш взгляд, будущее образования за технологиями интерактивного обучения, так как это вид обучения, ориентированный на результат. Методы интерактивного обучения отличаются от традиционных методов тем, что знания, полученные в результате жизненного
СТ9МКУЛ5В9 Ш.А._П5вышение К9ЧеСТВ9 5бр935В9НИЯ 5буч9ющихся
опыта обучающихся, сбора и анализа сведений Основная задача каждого педагога - осво-
и различных материалов, прочнее сохраняются ить современные, новейшие виды и формы
в памяти и способствуют раскрытию и дальней- обучения и воспитания в сочетании с профес-
шему развитию личностных и профессиональ- сиональным мастерством, что так необходимо
ных качеств обучающихся. и важно в подготовке специалиста новой фор-
Цель всех технологий заключается в пре- мации, обладающего широкими фундаменталь-
подавании предмета с учетом индивидуальных ными знаниями, инициативного, способного
особенностей обучающихся, в совершенствова- адаптироваться к меняющимся требованиям
нии их самостоятельного поиска и формирова- рынка труда и технологий.
нии их творческих способностей. Таким образом, творческий поиск препо-
Итак, в результате применения новых обра- давателя - основа качественного образования:
зовательных технологий и интерактивных мето- только преподаватель, вооруженный новыми
дов обучения обучающиеся имеют возможность технологиями, может воспитать цивилизован-
использовать накопленный опыт в жизни. Обу- ное будущее страны. При организации учебного
чение в соответствии с требованиями времени процесса, на наш взгляд, нужно руководство-
всегда было и остается актуальной проблемой. ваться девизом, что силой, ведущей человече-
В деле воспитания творческого, разносто- ство к прогрессу, к светлому будущему являют-
ронне развитого человека новые педагогические ся образование, знания.
технологии необходимы как воздух. 25.12.2018
Список использованной литературы
1. Закон «Об образовании» Республики Казахстан. Астана, 2007
2.Караев, Ж.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения: автореф. докт. пед. наук. А., 1994. 48с.
3.Жанпеисова, М.М.. Технология модульного обучения. Алматы. 2000
4. Послание Президента РК Н.А Назарбаева.народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050» Новый политический курс состоявшегося государства. Астана, 14 декабря 2012г.
5. Кудайбергенова, К.С. Инновационный центр - главное условие применения педагогических технологий .Алматы. 2001. 75 с.
6.Садова, В.А. Современные информационные технологии как фактор развития познавательной самостоятельности студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 9 (115). С. 196-202.
7. Каргапольцева, Н.А. Педагогические аспекты гуманитарной трансформации социализирующей среды // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 66-71.
8. Чарикова, И.Н. Реализация гуманитарного потенциала проектирования в образовании как педагогическая проблема // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург.гос. ун-т. - Электрон.дан. - Оренбург: ОГУ, 2017. С. 3002-3005
9. Каргапольцев, С.М., Чарикова И.Н. Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 9 (197). С. 15-19.
Ю.Омарова, Р.С. Формирование когнитивной мотивации студентов высших учебных заведений: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Алматы, 2001. 21с.
11. Мырзабаев, А.Б. Дидактические возможности активного обучения в развитии творчества студентов: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед.наук: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Алматы, 2004. 22 с.
12.Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красиль-никова. Оренбург: ГОУ ОГУ 2006. 235 с.
13. Лапчик, М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография / М. П. Лапчик. Омск : Изд-во ОмГПУ 2007. 143 с.
14. Семёнова, З. В. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие / З. В. Семёнова, А. А. Кузнецов и [др.]. Омск : Изд-во БИНОМ, 2010. 207 с.
15. Хартадон, С.Web 2.0- это будущее образования[Электронный ресурс]/С.Хартадон//Дистанционное обучение: информационный портал.- Режим доступа:http://www.distance-leaming.ru/db/el/ 2FF50B0C29518A87C 32574DD003290BC7doc.html.(дата обращения: 07.11.2017).
16. Келейникова, В. А. К вопросу реализации ИТ-образования в рамках концепции Smarteducation / В. А. Келейникова, Е. В. Романова // Прикладная информатика. 2014. №7.С. 82-90.
References:
1. The Law "On Education" of the Republic of Kazakhstan. -Astana, 2007
2. Karaev,Zh.A. Activation of cognitive activity of students in the conditions of application of computer technology of training: the author's abstract. Doct.ped. sciences. A., 1994. 48c.
3. Zhanpeisova, M.M. Technology of modular training. Almaty. 2000
4. Message from the President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev. the people of Kazakhstan "Strategy" Kazakhstan - 2050 "The new political course of the state. Astana, December 14, 2012.
5. Kudaibergenova, K.S. The innovation center is the main condition for the application of pedagogical technologies. Almaty. 2001. 75 pp.
6. Sadova, V. A. Modern information technologies as a factor in the development of cognitive independence of university students // Bulletin of the Orenburg State University. 2010. № 9 (115). Pp. 196-202.
7. Kargapoltseva, N.A. Pedagogical aspects of the humanitarian transformation of the socializing environment // Bulletin of the Orenburg State University. 2012. No. 2 (138). P. 66-71.
8. Charikova, I.N. Realization of humanitarian potential of designing in education as a pedagogical problem // University complex as a regional center of education, science and culture [Electronic resource]: materials of the All-Russian scientific-methodical conference; Orenburg. state. un-t. - Electron. Dan. - Orenburg: OSU, 2017. P. 3002-3005.
9. Kargapoltsev, S.M., Charikova I.N. Epistemological perspectives of the project activity of university students // Bulletin of the Orenburg State University. 2016. No. 9 (197). P. 15-19.
10. Omarova, R.S. Formation of cognitive motivation of students of higher educational institutions: the author's abstract. to the asp. the scientific step. cand. ped. sciences: 13.00.01 General pedagogy, history of pedagogy and education. Almaty, 2001. 21p.
11. Myrzabaev, A.B. Didactic possibilities of active learning in the development of students' creativity: the author's abstract. to the asp. the scientific step. cand. ped.scien: 13.00.01 General pedagogy, history of pedagogy and education. Almaty, 2004. 22 p.
12. Krasilnikova, V. A. Information and communication technologies in education: study guide / V. A. Krasilnikova. Orenburg: GOU OGU, 2006. 235 p.
13. Lapchik, M.P. ICT competence of teaching staff. Monograph / M.P. Lapchik. Omsk: Publishing house OmGPU, 2007. 143 p.
14. Semenova, Z. V. Fundamentals of the General Theory and Methods of Teaching Computer Science: A Tutorial / Z. V. Semenova, A. A. Kuznetsov and [other]. Omsk: Publishing house BINOM, 2010. 207 p.
15. Khartadon, S. Web 2.0 is the future of education [Electronic resource] / S. Khartadon // Distance Learning: an information portal. - Access mode: http://www.distance-learning.ru/db/el/ 2FF50B0C29518A87C 32574DD003290BC7doc.html. (the date of the appeal: 07.11.2017).
16. Keleinikova, V. A. On the issue of implementing IT education in the framework of the concept of smart education / V. A. Keleinikova, E. V. Romanova // Applied Informatics. 2014. №7. Pp. 82-90
Сведения об авторе:
Стамкулова Шолпан Ануаровна, методист Отдела послевузовского образования Кызылординского государственного университета имени КоркытАта, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики
Оренбургского государственного университета E-mail: sholpan_2004@inbox.ru
120000, Республика Казахстан, г. Кызылорда, ул. Айтеке би, 29 А, тел. +7(7242)27-16-32