Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий'

Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATION COMPETENCES / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Елена Михайловна

Система образования не может не реагировать на появление нового «информационного» общества, которое приходит на смену обществу индустриальному. Если раньше конкурентно способный выпускник вуза должен был владеть большим объемом знаний для развития промышленного производства, то в наши дни система образования встала перед проблемой подготовки человека к жизни в обществе, где главной целью является владение информацией. В связи с увеличивающимися объемами информации в различных отраслях деятельности для выпускников учебных заведений на первый план выходит не количество знаний, полученных в период обучения, а способность самостоятельно получать информацию по своей профессии, а также по смежным отраслям. Для специалистов становится актуальным умение учиться, способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способность адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. В таких условиях самостоятельная работа студентов должна быть не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Эффективности самостоятельной работы в множащихся информационных потоках способствует применение средств компьютерной техники. Задачей учебных заведений является организация учебного процесса с вовлечением студентов в активную познавательную деятельность с использованием компьютеров. Обучаемые должны овладеть навыками компьютерной грамотности, научиться обмениваться информацией по сети, осуществлять поиск информации, самостоятельно анализировать, отбирать и использовать полученную информацию для углубления знаний и в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITH USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

The education system can't but react to emergence of new "information" society which succeeds society industrial. If earlier competitively the capable university graduate own the large volume of knowledge for development of industrial production, then today the education system rose before a problem of training of the person for life in society where a main goal is ownership of information. Due to the increasing information amounts in various fields of activity for graduates of educational institutions to the forefront there is not an amount of knowledge gained during training, but a capability independently to obtain information on the profession, and also on allied industries. For specialists there is urgent an ability to study, a capability to self-development, creative use of the gained knowledge, a capability of adaptation to professional activity in the modern world. In such conditions independent work of students shall be not just important form of educational process, and its basis. Efficiency of separate education in the multiplied information flows is promoted by application of means of the computer equipment. A task of educational institutions is the organization of educational process with involvement of students in vigorous cognitive activity with use of computers. Trainees shall seize skills of computer literacy, learn to communicate on network, to perform information search, to independently analyze, select and use the acquired information for increasing knowledge and in practical activities.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий»

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2016

Третьякова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: alena.tretyakova.76@mail.ru)

Аннотация. Система образования не может не реагировать на появление нового «информационного» общества, которое приходит на смену обществу индустриальному. Если раньше конкурентно способный выпускник вуза должен был владеть большим объемом знаний для развития промышленного производства, то в наши дни система образования встала перед проблемой подготовки человека к жизни в обществе, где главной целью является владение информацией. В связи с увеличивающимися объемами информации в различных отраслях деятельности для выпускников учебных заведений на первый план выходит не количество знаний, полученных в период обучения, а способность самостоятельно получать информацию по своей профессии, а также по смежным отраслям. Для специалистов становится актуальным умение учиться, способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способность адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. В таких условиях самостоятельная работа студентов должна быть не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Эффективности самостоятельной работы в множащихся информационных потоках способствует применение средств компьютерной техники. Задачей учебных заведений является организация учебного процесса с вовлечением студентов в активную познавательную деятельность с использованием компьютеров. Обучаемые должны овладеть навыками компьютерной грамотности, научиться обмениваться информацией по сети, осуществлять поиск информации, самостоятельно анализировать, отбирать и использовать полученную информацию для углубления знаний и в практической деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, информационные компьютерные технологии, информатизация образования, информационная культура, информационные компетенции, самообразование, организация учебного процесса.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITH USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

© 2016

Tretyakova Elena Michalovna, candidate of pedagogical science, associate professor of «Chair Town building and economy» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: alena.tretyakova.76@mail.ru)

Abstract. The education system can't but react to emergence of new "information" society which succeeds society industrial. If earlier competitively the capable university graduate own the large volume of knowledge for development of industrial production, then today the education system rose before a problem of training of the person for life in society where a main goal is ownership of information. Due to the increasing information amounts in various fields of activity for graduates of educational institutions to the forefront there is not an amount of knowledge gained during training, but a capability independently to obtain information on the profession, and also on allied industries. For specialists there is urgent an ability to study, a capability to self-development, creative use of the gained knowledge, a capability of adaptation to professional activity in the modern world. In such conditions independent work of students shall be not just important form of educational process, and its basis. Efficiency of separate education in the multiplied information flows is promoted by application of means of the computer equipment. A task of educational institutions is the organization of educational process with involvement of students in vigorous cognitive activity with use of computers. Trainees shall seize skills of computer literacy, learn to communicate on network, to perform information search, to independently analyze, select and use the acquired information for increasing knowledge and in practical activities.

Keywords: independent work of students, information computer technologies, education informatization, information culture, information competences, self-education, organization of educational process.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, - одна из приоритетных задач высшего образования, решение которой предполагает ориентацию образования на активные методы овладения знаниями, интенсификацию обучения, оптимизацию практической подготовки студентов. Потребность в систематическом получении новых знаний обуславливает необходимость формирования познавательной самостоятельности личности. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы студента является важной задачей процесса обучения в вузе [1].

Современное общество ставит перед высшей профессиональной школой задачу подготовки специалиста, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Конкурентоспособность, компетентность и

самостоятельность, как наиболее значимые черты личности, являются ключевыми для творческой индивидуальности будущего специалиста, поэтому организация процесса обучения в высшей профессиональной школе должна быть связана с их развитием. В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где самостоятельная работа студентов выступает как средство организации познавательной деятельности, как ведущая форма учебной деятельности, обеспечивающая усвоение фундаментальных, методологических знаний, построение «инструмента мышления» студента [2].

Характерной особенностью высшей школы в последние годы стало возрастание в учебном процессе доли самостоятельной работы студентов (СРС). В настоящее время самостоятельная работа активно внедряется в повседневную практику высших учебных заведений [3-6]. Это обусловлено, прежде всего, требованиями современного общества к профессиональной подготовке выпускника вуза.

Усиление самостоятельной работы студентов, увеличение её объёма в структуре учебных планов и программ обуславливается также рядом научно-педагогических и организационно-методических требований к

модернизации образовательного процесса. Во-первых, организация самостоятельной работы студентов способствует личностно-ориентированной направленности профессиональной подготовки выпускников, развитию у студентов способности к самообучению. Во-вторых, расширение доли самостоятельной работы студентов придает в большей мере учебному процессу проблемно-исследовательский характер, поскольку происходит более активное вовлечение студентов в самостоятельное решение целостной системы заданий, имеющих профессиональную направленность и возрастающий уровень сложности. В-третьих, именно самостоятельная работа студента обеспечивает саморазвитие необходимых способностей будущего выпускника к более сложным видам деятельности, способы и содержание которой не могут передаваться или осваиваться по образцам. В-четвёртых, повышение роли самостоятельной работы студентов предполагает создание соответствующих условий для её организации, усиление ответственности как студентов, так и преподавателей за результаты своей деятельности, учебного процесса в целом.

В настоящее время в вузе реализуются следующие основные подходы к организации самостоятельной учебной деятельности студентов: контролируемая самостоятельная работа, управляемая самостоятельная работа и самообразование. Они отличаются друг от друга по двум критериям: активности субъектов образовательного процесса и осознанности участия в учебной деятельности.

Контролируемая самостоятельная работа по определению выполняется студентами на уровне операции, имеет самый низкий индекс их активности и осознанности. Студенты действительно работают «под контролем». Задания, которые они выполняют, предполагают наличие определённого алгоритма или аналогии с целью формирования навыков. В связи с этим контролируемая самостоятельная работа должна осуществляться преимущественно на первых курсах и характеризоваться пошаговым контролем.

Управляемая самостоятельная работа предусматривает более высокий уровень активности студентов. Преподаватель, он не только контролирует учебную деятельность, но и стимулирует её. Конечная цель работы определяется совместно с преподавателем, что обеспечивает необходимый уровень осознания.

Управляемая самостоятельная работа предполагает уровень формирования умений, способность осуществлять перенос, обращение к межпредметным связям, инвариантный характер выполнения заданий. Они характеризуется не столько контролем хода результата самостоятельной работы студентов, сколько организацией и консультированием студентов по выполнению новых видов учебной или учебно-исследовательской деятельности, предусмотренных требованиями к формированию у студентов базовых компетенций.

Самообразование рассматривается как конечная цель организации самостоятельной работы, как идеальный план учебной и учебно-исследовательской деятельности. Самообразование возможно только на уровне действия и деятельности. Личность, способная к самообразованию, руководствуется внутренней мотивацией, самостоятельно ставит перед собой цель и выбирает способы её реализации. Она не нуждается в пошаговом и внешнем контроле. Исходя из этого, под самообразованием следует понимать организуемую самим студентом деятельность в рациональное с его точки зрения время, мотивируемую собственными познавательными потребностями и контролируемую им самим [7].

Актуализация совершенствования умений будущего специалиста осуществлять деятельность, в том числе учебную, самостоятельно обусловлена наличием противоречия в системе образования, заключающегося в необходимости получения знаний быстрыми темпами, с одной стороны, и ограниченными возможностями ус-

воения и получения новых знаний субъектом обучения традиционными методами обучения - с другой [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В последнее время наметилось немало попыток проектирования новых подходов в системе образования на основе информатизации. Перспективы и недостатки внедрения информационных (компьютерных) технологий в практику образования рассматривались в работах ряда ученых: Андреева В.И. [8], Абрамовой Н.Т. [9], Айнштейна В. [10], Валенте Ж. [11], Гершунского Б.С. [12], Доулинга К. [13], Роберта И.В. [14].

Помощь в организации СРС могут оказать информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяющие имитировать модели реальных процессов с учётом вероятностного характера окружающей реальности [15].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данного исследования - изучение способов повышения эффективности самостоятельной работы студентов с помощью современных технических средств. Необходимо выстроить процесс подготовки специалиста так, чтобы студент научился учиться, чтобы у него сформировались способности к саморазвитию, осознанному творческому применению полученных знаний.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Информатизация образования вносит существенные изменения в организацию как учебного процесса, так и в самостоятельную работу студентов. Информатизация -это глобальный процесс производства и использования современного ценного ресурса - информации, которая основывается на широкомасштабном внедрении информационных технологий.

Под информационными технологиями понимается совокупность методов и средств сбора, переработки, хранения и передачи информации, которые расширяют и углубляют знания людей [16-28]. Они включают в себя компьютерные и телекоммуникационные средства. Лидирующие позиции в системе телекоммуникационных технологий занимает Интернет.

Отличительной чертой информатизации образования является применение информационных технологий в процессе обучения студентов. Арсенал средств новых информационных технологий обширен. К ним относятся компьютеры всех классов, сканеры, базы данных и знаний, компьютерные сети, телевидение, видеоконференции, телеконференции, электронная почта и т.д. С использованием информационных технологий значительно увеличивается удельный вес самостоятельной работы студентов, и меняется её характер. Студенты получают необходимую информацию из лекций преподавателей, рекомендованной для изучения учебной литературы, периодических изданий. При этом им приходится также самостоятельно осваивать и накапливать новую информацию, используя современные технические средства и методы, т.е. акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы.

В связи с этим одной из задач подготовки студентов становится формирование информационной культуры. Это означает:

- обладание навыками компьютерной грамотности, умение пользоваться компьютером, войти в компьютерную сеть, уметь составить и направить по сети текстовое сообщение, входить в электронные конференции для использования их информации и размещения собственной информации;

- овладение навыками самостоятельного поиска информации в Интернете по изучаемой теме или выполняемой курсовой работе. Для этого следует определить: что искать (какие источники информации), где искать

(место размещения этих источников) и как искать (какие инструменты для этого использовать);

- свободную ориентацию в информационных потоках, характеризующих, например, развитие экономической теории, доступ к новой информации.

- умение самостоятельно анализировать, отбирать и использовать полученную информацию для углубления знаний и в практической деятельности [29].

В Тольяттинском государственном университете технические средства активно внедряются в процесс обучения при изучении нового материала и формировании практических навыков будущих инженеров. Студенты учатся и работе с электронным каталогом, и основам информационной грамотности, а также приобретают навыки работы по выбранной профессии.

Работа с книгой - это один из основных видов самостоятельного учебного труда студентов. Умение работать с литературными источниками является наиболее важным средством овладения будущей специальностью. Но, как показывает опыт, студенты часто испытывают большие трудности в работе с литературой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, тем более с электронным, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении [30, с. 75]. Именно поэтому в самом начале своего обучения в университете студентам предоставляется возможность обучиться основам библиотечного дела. Студенты на занятиях учатся обращаться с электронным каталогом: находить требуемую информацию по автору, названию или ключевым словам, экономно распределяя свое время. Электронный каталог доступен через Интернет, а значит практически в любом месте и в любое время.

Имея, таким образом, необходимые источники, студенты должны научиться работать с книгой, выделять главное, правильно фиксировать прочитанное. Важно научить студентов действиям, способам, приемам, которые сделают их продвижение к самостоятельному овладению материалом, а затем и к творчеству, осознанным, успешным. Самостоятельная работа - это условие профессионального роста будущих инженеров. В структуре целостного педагогического процесса обучения это, с одной стороны, внеаудиторная работа студентов, часто с учебной литературой. Внеаудиторная работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по указанному вопросу, определение его места и связи в системе изучаемых предметов, повторение, вдумчивое чтение с составлением плана прочитанного, выделением главного по каждому пункту, запись отобранного материала своими словами с использованием общепринятой символики и т.д. [30, с.74]. Работая с литературой, студенты приобретают умения, исходя из общепредметных информационных компетенций.

Широкие возможности для самообразования имеет технология дистанционного обучения. Поэтому по всем дисциплинам разрабатываются сетевые учебно-методические комплексы, включающие: конспект лекций, методические указания для лабораторных, практических и курсовых работ, информацию о количестве часов, отведенных на дисциплину, промежуточном и итоговом контроле, тестовые задания. Подготовка, создание и размещение таких электронных учебных ресурсов - процесс, требующий времени, сил, определенного уровня информационной культуры и понимания [31]. Дистанционное обучение, при котором студент и преподаватель могут взаимодействовать на расстоянии, используется не только для студентов заочной формы обучения, но и для очной при изучении лекционного материала [32-37].

Рассмотрим особенности самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин «Информатика» (1 семестр), «Системы автоматизированного проектирования в строительстве» (6 семестр) направления подготов-

ки «Строительство» профиля «Городское строительство и хозяйство».

Информатика является базовой дисциплиной для всех курсов, использующих компьютерную технику при автоматизированном проектировании.

При решении задач по информатике студентам надо знать не только новые информационные технологии, но и формировать умение самостоятельно осмыслить и решить поставленную перед ними задачу. В каждом задании имеются исходные данные, по которым нужно получить результат. В процессе принятия любого решения необходимо:

- собрать и формализовать исходные данные;

- описать последовательность шагов для решения задачи;

- подобрать подходящий способ решения задачи: либо написать самому программу, либо воспользоваться заранее известными процедурами;

- на этапах тестирования выявить недостатки, внести соответствующие поправки;

- получить желаемый результат;

- проинтерпретировать решение - определить, при решении каких задач можно воспользоваться данным методом.

Цель преподавания информатики - сформировать у студентов информационную культуру, обеспечить общепрофессиональный уровень знаний и специальную подготовку в области информационных технологий, независимо от специализации. Таким образом, создается базовый уровень подготовки студента [14].

Дисциплину «Системы автоматизированного проектирования в строительстве» студенты изучают на 3 курсе. Они продолжают развивать на занятиях базовые навыки, общие информационно-технологические компетенции с привязкой к будущей профессии.

СРС по изучению дисциплины включает аудиторную и внеаудиторную деятельность, объем которой определяется графиком учебного процесса. Практические занятия проводятся с использованием персонального компьютера для каждого студента. Практикум «САПР в строительстве», разработанный преподавателями кафедры, включает 10 лабораторно-практических работ. Данные по ним представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура практикума «САПР в строительстве»

№ и название раздела №, название, тема практической работы

1. Программный комплекс «ArchiCAD» 1. Практическая работа №1. Вычерчивание планов первого и типового этажей гражданского здания.

2. Практическая работа №2. Вычерчивание продольного и поперечного разрезов гражданского здания.

3. Практическая работа №3. Вычерчивание главного фасада гражданского здания.

4. Практическая работа № 4. Вычерчивание схемы расположения фундаментов гражданского здания.

5. Практическая работа № 5. Вычерчивание схемы расположения плит перекрытия гражданского здания.

2. Программный комплекс «AutoCAD» 6. Практическая работа №6. Вычерчивание плана первого этажа промышленного здания.

7. Практическая работа №7. Вычерчивание продольного и поперечного разрезов промышленного здания.

8. Практическая работа №8. Вычерчивание главного фасада промышленного здания.

9. Практическая работа №9. Вычерчивание схемы расположения фундаментов промышленного здания.

10. Практическая работа №10. Вычерчивание плана кровли промышленного здания.

Каждая работа имеет в своей структуре:

- цель работы;

- теоретические данные по теме;

- практические задания;

- технологию и примеры выполнения работы;

- перечень контрольных вопросов.

Средства визуализации позволяют отследить весь процесс вычерчивания здания: стен с окнами и дверями, лестниц, перекрытий, крыши. На любом этапе работы студенты самостоятельно могут проверить правильность выполнения задания и исправить ошибки.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, на разных этапах подготовки бакалавров техники и технологии закладываются основы организации самостоятельной деятельности с использованием новых информационных технологий. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы, т.к. знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, быстро забываются и не реализуются в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кофиади М.В., Проценко С.В Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики. // Молодой ученый. 2014. №8. С. 802-804.

2. Морозова Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый. 2011. №2. Т.2. С. 102-104.

3. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.

4. Руднева И.С. К истокам организации самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей во Франции // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 37-39.

5. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

6. Прелова Е.В., Гусарова Ю.В. Формирование учебно-познавательной компетенции в ходе организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 120-126.

7. 3Темуров С.Ю. Методика организации самостоятельной работы студентов по курсу математического анализа с использованием информационных технологий // Молодой ученый. 2012. №6. С. 428-431.

8. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

9. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. №6. С.58-65.

10. Айнштейн В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России, 1999. №5. С.89-92.

11. Валенте Ж. Роль компьютеров в области образования: выполнение и понимание // Перспективы. 1998. №3. С.65-76.

12. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.

13. Доулинг К. Социально-психологические аспекты взаимодействия с компьютерными обучающими средами // Информатика и образование. 1997. №8. С.103-108.

14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

15. Щербакова Е.В. Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза // Молодой ученый. 2012.

№3. С. 434-436.

16. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

17. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

18. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

19. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.

20. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал.

2014. № 4. С. 82-88.

21. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.

22. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. 10 (14). С. 10-12.

23. Новикова У.М. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 23-25.

24. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.

26. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9-13.

27. Батова Н.С., Шуварин М.В. Стандартизация ин-фокоммуникационных и информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. 2 (11). С. 98-101.

28. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2015. № 1 (10). С. 21-23.

29. Лаптева Д.Я. Самостоятельная работа студентов в условиях информатизации образования // Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». Книга 12, Москва, МГТУ «МАМИ», 2010. С.69-70.

30. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 128 с.

31. Иванова Т.В. Самостоятельная работа как условие формирования информационно-технологической компетентности студентов технического вуза // Журнал

«Вестник РУДН»: серия «Информатизация образования». 2010. №4. С.18-24.

32. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

33. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

34. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

35. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.

36. Морозова И.Г. Повышение инфокоммуникацион-ной компетенции преподавателей в проектах дистанционного обучения иностранных студентов // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 79-80.

37. Муковоз А.П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.