педагогические Ивинская Марина Сергеевна
науки ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ...
УДК 378.147
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2017
Ивинская Марина Сергеевна, кандидат педагогических наук Одинцовский гуманитарный институт (143000, Россия, Одинцово, ул. Ново-Спортивная, 3, e-mail: Marina.obolenskaya@gmail.com)
Аннотация. Активное использование современных информационных технологий обусловливает новые тенденции в области повышения качества образования. В общем понимании качество образования определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям в формировании и развитии профессиональных компетенций личности. Электронная информационно-образовательная среда представляет собой совокупность информационных, методических и технических ресурсов, обеспечивающую достижение целей обучения, воспитания и развития. Проведённый анализ позволяет выделить различные направления повышения качества образования на основе использования электронной информационно-образовательной среды: 1) размещение в системе ссылок на электронные библиотеки, базы данных, содержащие актуальную профессиональную литературу; 2) размещение оцифрованных материалов, отсутствующих в общедоступных электронных библиотеках, но являющихся при этом ценным источником профессиональных знаний; 3) размещение информации о наиболее значимых научных событиях - конференциях, конгрессах, участие в которых обеспечит накопление профессионального опыта студентов; 4) размещение информации о научных грантах, которые потенциально поспособствуют совершенствованию профессиональной компетентности студентов; 5) создание форума, активизирующего профессиональный диалог между студентами, научно-педагогическими кадрами и руководством вуза. Повышение качества образования при помощи современных информационных технологий, в частности, электронной информационно-образовательной среды, способствует, во-первых, формированию грамотного специалиста, во-вторых - личности, обладающей высокой информационной компетентностью.
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, электронная информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, электронная библиотека, информационная компетентность, профессиональная компетентность.
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION BASED ON USE OF THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2017
Ivinskaya Marina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences Odintsovo University for the Humanities (143000, Russia, Odintsovo, st. Novo-Sportivnaya, 3, e-mail: Marina.obolenskaya@gmail.com)
Abstract. The active use of modern information technologies causes new trends in improving the quality of education. In general, the quality of education determines the state and effectiveness of the education process in society, its relevance to the needs for the formation and development of professional competences of the individual. The electronic information and educational environment is a set of information, methodological and technical resources that ensure the achievement of the goals of education, upbringing and development. The analysis allows to identify different areas of improving the quality of education based on the use of electronic information and educational environment: 1) the placement in the system links to electronic libraries, databases containing current professional literature; 2) the placement of digitized materials that are not available in publicly available electronic libraries, but which are a valuable source of professional knowledge; 3) the placement of information on the most significant scientific events - conferences, congresses, participation in which will ensure the accumulation of professional experience of students; 4) the placement information on scientific grants that will potentially contribute to improving the professional competence of students; 5 the creation of a forum that activates a professional dialogue between students, scientific and pedagogical staff and the leadership of the university. Improving the quality of education with the help of modern information technologies, in particular, the electronic information and educational environment, contributes, first, to the formation of a competent specialist, and secondly, a person with high information competence.
Keywords: higher education, quality of education, electronic information and educational environment, information and communication technologies, electronic educational resources, electronic library, information competence, professional competence.
Современная социокультурная ситуация характеризуется значительным усилением интереса к новым информационным технологиям, в том числе в сфере педагогики. Под воздействием компьютеризации и информатизации трансформируются основные структурные элементы образования: во-первых, расширяется область деятельности института образования; во-вторых, изменяется система взаимодействия участников образования; в-третьих, информационно-коммуникационные технологии становятся средством достижения цели и реализации функций образования. В подобных условиях проблема повышения качества образования приобретает новые очертания, поскольку указанные тенденции делают возможным и необходимым использование современных информационных технологий при решении различных педагогических задач.
В общем смысле под качеством образования подразумевается многомерная концепция, охватывающая образовательные программы, научные исследования педагогические кадры, учащихся, академическую среду, материально-техническую базу. Ряд ученых, используя данное определение в своих исследованиях, вносят в
него некоторые уточнения. Так, Е.В. Яковлев считает, что качество образования должно отражать меру соответствия образовательных результатов операционально заданным и четко представленным целям общества [9];
B.И. Звонников и М.Б. Челышкова уточняют, что качество образования должно отражать степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и социальным ожиданиям [1]. Уточнения касаются не только образовательных результатов, но и потребителей образовательных услуг. В частности, в работах Н.А. Селезневой отмечается, что качество образования должно соответствовать потребностям общества и личности [7]; в глоссарии ФГОСТ - интересам личности, общества и государства; в новом законе об образовании в РФ - потребностям физических или юридических лица, заинтересованных в образовательной деятельности. Согласимся с мнением
C.Я. Батышева и А.М. Новикова, что потребителем образовательных услуг выступает также и сама система образования, предполагая завершения одного образовательного уровня для перехода к другому образовательному уровню [6]._
Ивинская Марина Сергеевна педагогические
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ... науки
Анализ представленных в научно-педагогической и методической литературе [10-14] определений качества образования показал единое мнение отечественных исследователей о необходимости рассмотрения качества образования как интегральной или комплексной характеристики, которая может объединять и качество образовательного процесса, и качество его результатов, и качество образовательной системы. На наш взгляд, наиболее четко такой подход отражен в работах Н.А. Селезневой, которая под качеством высшего образования понимает системную совокупность иерархических и социально значимых характеристик высшего образования как процесса, результата и образовательной системы [7].
Обратимся к рассмотрению понятия электронной информационно-образовательной среды. Л.А. Козловских определяет её как программную систему, которая обеспечивает единые технологические средства ведения учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в телекоммуникационной среде вуза [4]. Е.О. Иванова характеризует рассматриваемое понятие как созданную субъектами образования совокупность информационных, методических и технических ресурсов, обеспечивающую достижение целей обучения, воспитания и развития [2]. Л.А. Шевцова и соавторы трактуют электронную информационно-образовательной среду как комплекс цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий [8].
Несмотря на различие в формулировках, вышеприведенные определения характеризуются общей важной чертой - признанием структурности электронной информационно-образовательной среды. Это означает, что все её компоненты (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующие технологические средства) взаимосвязаны и ориентированы на достижение конечной цели - всестороннее освоение обучающимися образовательных программ.
К обязательным функциям электронной информационно-образовательной системы относятся: 1) доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; 2) фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; 3) проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 4) формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; 5) взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством интернета [3].
Структура электронной информационно-образовательной системы включает в себя следующие компоненты: 1) единая система идентификации и аутентификации, обеспечивающая возможность регистрации и авторизации пользователей в системе с любой рабочей станции; 2) электронная библиотека, предназначенная для хранения информационных ресурсов - учебных и методических материалов, публикаций, документов, мультимедийных ресурсов, выпускных квалификационных работ, дистрибутивов программного обеспечения и обеспечения доступа к ним; 3) личный кабинет пользователя системы, являющийся точкой доступа к ограниченной персонифицированной информации и обеспечивающий удаленное самообслуживание пользователей на сайте вуза, а также взаимодействие с другими модулями системы; 4) портфолио пользователя, представляющее 74
собой совокупность сведений о достижениях с прикреплением подтверждающих их документов и электронных информационных ресурсов, разработанных пользователем; 5) официальный сайт вуза; 6) электронный деканат, обеспечивающий учет, организацию, поддержку учебного процесса, а также выпуск предусмотренных нормативными актами документов о результатах обучения и движении контингента; 7) мониторинг, обеспечивающий возможность оценивания образовательного процесса, работы преподавателей, качества учебных программ и курсов, в том числе путем ответов на вопросы анкет [5].
Проведённый анализ позволяет выделить следующие направления повышения качества образования на основе использования электронной информационно-образовательной среды: 1) размещение в системе ссылок на электронные библиотеки, базы данных, содержащие актуальную профессиональную литературу; 2) размещение оцифрованных материалов, отсутствующих в общедоступных электронных библиотеках, но являющихся при этом ценным источником профессиональных знаний; 3) размещение информации о наиболее значимых научных событиях - конференциях, конгрессах, участие в которых обеспечит накопление профессионального опыта студентов; 4) размещение информации о научных грантах, которые потенциально поспособствуют совершенствованию профессиональной компетентности студентов; 5) создание форума, активизирующего профессиональный диалог между студентами, научно-педагогическими кадрами и руководством вуза.
Таким образом, повышение качества образования при помощи современных информационных технологий, в частности, электронной информационно-образовательной среды, будет способствовать, во-первых, формированию грамотного специалиста, во-вторых -личности, обладающей высокой информационной компетентностью. Оба фактора являются важнейшим условием дальнейшего профессионального роста и личностного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Университетская книга, 2009. -330 с.
2. Иванова Е.О. Электронный учебник - предметная информационно-образовательная среда / Е.О. Иванова // Образование и наука. - 2015. - №5. - С. 118 - 128.
3. Карасик А.А. Электронная информационно-образовательная среда вуза: архитектура и функции / А.А. Карасик // Новые информационные технологии в образовании: Материалы IX международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 164 - 170.
4. Козловских Л.А. Информационно-образовательная среда вуза и электронные образовательные ресурсы / Л.А. Козловских // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2008. - №3. - С 23 - 26.
5. Мещеряков В.А. Электронная информационно-образовательная среда университета в эру ФГОС ВПО / В.А. Мещеряков, А.В. Антонов, А.М. Бершадский, И.Г. Кревский // Научно-образовательная информационная среда XXI века: Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 108 - 111.
6. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: ЭГВЕС, 2010. - 456 с.
7. Селезнёва Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования / Н.А. Селезнёва. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 95 с.
8. Шевцова Л.А. Электронная форма учебника - новый компонент информационно-образовательной среды современной школы / Л.А. Шевцова, И.Н. Лескина, С.Ю. Степанова // Проблемы современного педагогиче-
педагогические науки
Ивинская Марина Сергеевна ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ...
ского образования. - 2016. - №51-5. - С. 456 - 464.
9. Яковлев Е.В. Внутривузовское управление качеством образования / Е.В. Яковлев. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 390 с.
10. Богданова А.В. Диагностика качества образования в условиях разработки национальной системы профессиональных стандартов России // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 19-21.
11. Петриченко Л.А. Методологические аспекты эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 52-56.
12. Рыжаков В.В., Рыжаков М.В. Синтез феноменологического критерия оценивания качества образования и его использования в образовательном менеджменте // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 141-145.
13. Богданова А.В. Возможности моделирования в диагностике качества образования на основе мульти-агентных связей // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 109-113.
14. Еремина Н.Ю., Кислова Н.Н. Высшее образование сегодня: к вопросу о требованиях к качеству // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 20-24.