5. Шурпаева М.И. Основные проблемы обучения русскому языку учащихся-дагестанцев на начальном этапе в условиях дагестанско-русского двуязычия. Махачкала: Издательство «НИИ педагогики», 2000.
6. Шурпаева М.И. Особенности формирования и развития навыков первоначального чтения в процессе обучения русскому языку как второму. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 131 - 133.
References
1. Bezrukih M.M. Trudnosti obucheniya pis'mu i chteniyu vnachal'nojshkole: lekcii 1-4. Moskva, 2009.
2. Luriya A.R. Yazykisoznanie. Moskva, 1979.
3. Ramzaeva T.G., L'vov M.R. Metodika obucheniya russkomuyazyku vnachal'nyh klassah. Moskva: Prosveschenie, 1979.
4. Shurpaeva M.I. Fonologicheskie osnovy obucheniya russkoj gramote uchaschihsya dagestanskoj nacional'noj shkoly. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1984.
5. Shurpaeva M.I. Osnovnye problemy obucheniya russkomu yazyku uchaschihsya-dagestancev na nachal'nom 'etape v usloviyah dagestansko-russkogo dvuyazychiya. Mahachkala: Izdatel'stvo «NII pedagogiki», 2000.
6. Shurpaeva M.I. Osobennosti formirovaniya i razvitiya navykov pervonachal'nogo chteniya v processe obucheniya russkomu yazyku kak vtoromu. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 131 - 133.
Статья поступила в редакцию 21.05.18
УДК 378
Petrova N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Southern Federal University, (Rostov-on-Don, Russia),
E-mail: klnp13@mail.ru
INFORMATION CULTURE OF A PERSON AND IT'S FORMATION OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION. The article substantiates a phenomenon of personal information culture in the context of the development of modern information technologies. The characteristic of the information and educational environment as a systemically organized set of information and technical and educational support of the educational process of the university is given. The author's interpretation of an electronic library as a systemic integrity of the informational, technical and cultural components of the information and educational environment of the educational institution is proposed. The author concludes that information and education environment of a university and e-library as its most significant structural element are a necessary means of formation of information culture of future specialists with higher education.
Key words: information culture of person, information and educational environment, structural elements of information and educational environment, electronic library, functions of electronic library.
Н.П. Петрова, д-р пед. наук, проф. Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: klnp13@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье обосновывается феномен информационной культуры личности в контексте развития современных информационных технологий. Дается характеристика информационно-образовательной среды как системно организованной совокупности информационно-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза. Предлагается авторская трактовка электронной библиотеки как системной целостности информационно-технического и культурологического компонентов информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Автор делает вывод о том, что информационно-образовательная среда вуза и электронная библиотека, как наиболее значимый ее структурный элемент, являются необходимым средством формирования информационной культуры будущих специалистов с высшим образованием.
Ключевые слова: информационная культура личности, информационно-образовательной среды, структурные элементы информационно-образовательной среды, электронная библиотека, функции электронной библиотеки.
Проблемное поле данной статьи требует первоначального рассмотрения понятия информационной культуры личности. Это понятие возникло в середине хХ века под влиянием развития информационных технологий [1].
В.Н. Михайловский информационную культуру личности структурирует следующими компонентами: специфическим типом общения, который обусловливает гарантированную вероятность легкого выхода личности в информационное пространство и существование в нем; свободой доступа к информационной жизнедеятельности (на всех уровнях: от глобальных, до локальных); новым типом мышления, развивающимся в контексте постепенного избавления человека от монотонной информационной и интеллектуальной деятельности, а также ориентацией личности на самообразование в сфере информационных проблем и технологий [2].
Н.Б. Зиновьева и А.Н. Дулатова в рамках разработанной концепции информационной культуры личности, в основе которой лежит идея понимания человека как субъекта деятельности, активно воспринимающего и перерабатывающего информацию, трактуют обозначенную культуру в качестве совокупности следующих параметров: 1) теоретического понимания личностью специфических особенностей информации как социокультурного явления; 2) знания человеком социальных закономерностей функционирования информационных потоков; 3) биологических и социальных информационных потребностей; 4) проблем социализации личности под влиянием информации; 5) анализа
информационной культуры с позиции ее различных институтов: семьи, информационных учреждений, средств массовой коммуникации, образовательных заведений, библиотек и их специфических информационных средств; 6) анализа информационной культуры в аспекте ее формирования у личности, то есть в контексте овладения человеком необходимыми информационными ресурсами, формирования у него навыков поиска информации и должной работы с нею в соответствии с поставленными образовательными и профессиональными целями, умениями и навыками поиска информации в текстах, ее последующего переосмысления и творческой переработки [3].
Как полагает Д.С. Синицына, информационная культура, представляя собой продукт разноплановых креативных способностей личности, характеризуется конкретными умениями и навыками специалиста в использовании информационно-технических устройств; его способностью пользоваться в профессиональной деятельности компьютерно-информационными технологиями, базовой основой которых являются различного рода программные продукты; умениями профессионала получать необходимую информацию из различных источников, а также владением навыками ее (информации) аналитической обработки и знаниями специфики информационных потоков в своей профессиональной деятельности. В целом информационную культуру Д.С. Синицына трактует в качестве компьютерной грамотности, включающей в себя способность специалиста грамотно формулировать задачи при осуществлении профессиональ-
ной деятельности средствами компьютерной техники, его умение формально описать эти задачи, а также необходимые знания профессионала в области математического моделирования и соответствующие умения в разработке математических моделей разной степени сложности [4].
По мнению Е.В. Грунта, под информационной культурой следует понимать степень овладения личностью значимой информацией, целостную систему знаний, норм, ценностей, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие специалиста и информационной среды, в полной мере содействуют развитию культуры его личности (в том числе и информационного характера). В этом контексте, как полагает исследователь, информационная культура является одной из форм социального взаимодействия личности с социокультурной средой [5].
Ряд исследователей рассматривают информационную культуру в рамках вопросов образования. Так, Е.А. Медведева понимает обозначенную культуру в качестве специфического критерия информатизации высшей школы, который отражает в себе определенный уровень сформированности у студентов соответствующих знаний, умений и навыков, в полной мере позволяющих будущим специалистам свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его развитии и, следовательно, способствовать эффективному формированию информационной среды вуза и социума в целом [6].
По мнению Е.А. Гнатишиной и Е.В Гнатишиной, информационная культура личности студентов вуза в содержательном контексте структурирована их информационной компетентностью, соответствующим мировоззрением и грамотностью. При этом, по мнению авторов, информационная компетентность представляет собой конструктивный опыт взаимодействия студентов с разного рода информационными источниками. В свою очередь информационное мировоззрение проявляется в качестве совокупности взглядов обучающихся на мир информации и свое место в этом мире (этических убеждений в области использования информации, мотивов, принципах познания и преобразования информационной действительности). А информационная грамотность, как полагают исследователи, является основой формирования у студентов информационной компетентности и информационного мировоззрения и такая грамотность во многом обусловлена самостоятельной работой обучающихся в информационной среде образовательного учреждения [7].
Обращение к исследованиям по проблемам информационно-образовательной среды высшего учебного заведения показывает, что обозначенная среда трактуется отечественными авторами, с одной стороны, в качестве специфического программно-технического комплекса, а с другой - в качестве части образовательной системы вуза. Таким образом, информационно-образовательная среда высшего образовательного учреждения призвана решать не только информационные, программно-технические, но и педагогические проблемы, в том числе и по формированию информационной культуры будущих специалистов [8]. В наиболее общем понимании информационно-образовательная среда рассматривается в виде системно организованной совокупности информационно-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза, неразрывно связанная с его (образовательного процесса) субъектами. Информационно-образовательная среда вуза ориентирует студентов на учебное сотрудничество с преподавателями и сокурсниками, развивает у будущих специалистов такие личностные качества, как организованность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, умение заранее ставить перед собой образовательные цели и планировать свою учебную работу, что является весьма значимым для будущей профессиональной деятельности [9, с. 124].
Необходимым структурным элементом информационно-образовательной среды вуза является электронная библиотека, характеризующаяся совершенно иным качественным уровнем производства, хранения, организационного распределения между субъектами образовательного процесса самой разнообразной учебной информации [9].
Электронные библиотеки в качестве специфического вида информационной системы, которая хранит и использует документы в машиночитаемой форме, имея единый интерфейс доступа к электронным документам, получили самое широкое распространение в российских, в том числе вузовских, библи-
отеках. Это объясняется тем, что оперирование информаций в электронном формате позволяет: надежно хранить информацию в течение неограниченного времени, осуществлять ее оперативный поиск по ключевым словам, обеспечивать свободный и удобный как индивидуальный, так и коллективный доступ к актуальной информации через персональные компьютеры и различного рода информационные сети, тиражировать сформированный электронный продукт в традиционной бумажной форме, тем самым руководствуясь всеми основными достоинствами испытанных временем методов предоставления информации ее потребителям [10].
А.Б. Антопольский и К.В. Вигурский предложили авторское и достаточно исчерпывающее определение понятия электронной библиотеки. Электронную библиотеку, по мнению авторов, следует понимать в качестве информационной системы, обусловливающую возможность надежного сохранения и эффективного использования разноплановых коллекций электронных документов (имеются в виду текстовые, изобразительные, звуковые, видео и др. документы), сконцентрированных и локализованных в этой системе, а также поступающих в нее через разнообразные телекоммуникационные каналы. При этом, как полагают исследователи, основная задача электронной библиотеки связана с необходимой интеграцией информационных ресурсов и эффективной навигацией в них. Интеграцию информационных ресурсов А.Б. Антопольский и К.В. Вигур-ский понимают в качестве их систематизации в целях работы (средствами универсальных интерфейсов) с различной информацией, учитывая необходимость сохранения всех ее свойств, специфику предоставления потребителям и их (потребителей) пользовательские возможности манипулирования с этой информацией. В свою очередь под эффективной навигацией в электронной библиотеке (в том числе вузовской) названные авторы понимают возможность для пользователей искать и находить актуальную для них информацию с наиболее большей полнотой и необходимой точностью при наименьших затраченных личностных усилиях [10, с. 79 - 80].
В целом электронную библиотеку высшего образовательного учреждения отечественные авторы рассматривают в двух базовых значениях: в качестве информационно-технического компонента информационно-образовательной среды вуза, так как обозначенная библиотека функционирует на основе информационных технологий, с помощью которых обеспечиваются ввод, хранение и свободный доступ к образовательной информации, и в культурологическом значении, так как формирование фондов электронной библиотеки вуза представляет прежде всего работу с культурным контентом, поскольку предметом деятельности обозначенной библиотеки является не просто информация, а информация в её социокультурном контексте [8, с. 102]. Все вышесказанное позволяет сформулировать вывод о том, что электронную библиотеку вуза правомерно рассматривать в виде системной целостности информационно-технического и культурологического компонентов информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Это определяет следующие функции обозначенной среды и электронной библиотеки, как ее важнейшей составляющей, в формировании информационной культуры студентов вуза:
- образовательную функцию, которая состоит в информационном обеспечение процесса формирования обозначенной культуры у будущих специалистов, как в рамках аудиторных занятий, так и в условиях самостоятельной работы студентов;
- научную функцию, состоящую в информационном обеспечении научно-исследовательской работы по информационным проблемам, проводимой в педагогическом вузе;
- справочно-информационную функцию, ориентированную на удовлетворение всех запросов студентов и преподавателей в актуальной информации по всему спектру информационных проблем;
- фондообразующую функцию, которая состоит в постоянном пополнении фонда электронной библиотеки необходимыми современными материалами и источниками [11].
Все сказанное позволяет констатировать следующее: информационно-образовательная среда вуза и электронная библиотека, как наиболее значимый ее структурный элемент, являются необходимым средством формирования информационной культуры будущих специалистов с высшим образованием.
Библиографический список
1. Задонская И.А. Информационная культура личности. Право и общество. 2015; Т. 10, № 2: 98 - 103.
2. Михайловский ß.H. Формирование научной картины мира и информация. Санкт-Петербург, 2004.
3. Зиновьева Hb., Дулатова А.К Информационная культура личности. Москва, 2007.
4. Синицын Д.С. Психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.
5. Грунт Е.В. Социологический анализ информационной культуры личности. Известия Уральского федерального университета. Серия: Общественные науки. 2010; Т. 73, № 1: 51 - 67.
6. Медведева Е.А. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования. Рязань, 2011.
7. Гнатишина Е.А., Гнатишина Е.В. Технология формирования информационной культуры в подготовке педагогов профессионального обучения. Вектор науки ТГУ. 2012; № 1 (8): 46 - 58.
8. Агеев В.К Электронная библиотека: новое средство социальной коммуникации: монография. Москва, 2010.
9. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. Москва, 2002.
10. Антопольский А.Б., Вигурский К.В. Концепция электронных библиотек. Электронные библиотеки. 1999; Т. 2, Вып. 2: 70 - 80.
11. Толстова HA Формирование организационно-педагогической компетентности будущего учителя информатики в образовательном процессе вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2013.
References
1. Zadonskaya I.A. Informacionnaya kul'tura lichnosti. Pravo iobschestvo. 2015; T. 10, № 2: 98 - 103.
2. Mihajlovskij V.N. Formirovanie nauchnojkartiny mira i informaciya. Sankt-Peterburg, 2004.
3. Zinov'eva N.B., Dulatova A.N. Informacionnaya kul'tura lichnosti. Moskva, 2007.
4. Sinicyn D.S. Psihologo-pedagogicheskie usloviya obucheniya informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.
5. Grunt E.V. Sociologicheskij analiz informacionnoj kul'tury lichnosti. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya: Obschestvennye nauki. 2010; T. 73, № 1: 51 - 67.
6. Medvedeva E.A. Informacionnaya kul'tura kak kriterij informatizacii vysshego obrazovaniya v sovremennyh usloviyah reformirovaniya. Ryazan', 2011.
7. Gnatishina E.A., Gnatishina E.V. Tehnologiya formirovaniya informacionnoj kul'tury v podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya. Vektor nauki TGU. 2012; № 1 (8): 46 - 58.
8. Ageev V.N. 'Elektronnaya biblioteka: novoe sredstvo social'noj kommunikacii: monografiya. Moskva, 2010.
9. Il'chenko O. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya setevogo obucheniya. Moskva, 2002.
10. Antopol'skij A.B., Vigurskij K.V. Koncepciya 'elektronnyh bibliotek. 'Elektronnye biblioteki. 1999; T. 2, Vyp. 2: 70 - 80.
11. Tolstova N.A. Formirovanie organizacionno-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschego uchitelya informatiki v obrazovatel'nom processe vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2013.
Статья поступила в редакцию 27.05.18
УДК 372.8:78:004.032.6
Sukhova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: alt-dissovet@mail.ru
Reshetova O.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: alt-dissovet@mail.ru
THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS UNDER MASTER'S PROGRAM ON THE SUBJECT "FOREIGN LANGUAGE FOR BUSINESS" IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCE APPROACH. The article deals with goals and objectives of business foreign language teaching in the context of competence approach. The mastering of a foreign language is seen as an ability of performing a communicative activity on the basis of knowledge, skills and skills formed in the process of teaching. The main methods and forms of organization of independent work of students and its importance in the formation of foreign competencies are considered. The presented material allows to conclude that the decisive role in organizing of the independent work belongs to the educational and methodological materials with a special view to the independent work.
Key words: independent work of students, Business Foreign Language, education, competence approach, competence.
О.В. Сухова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: alt-dissovet@mail.ru
О.П. Решетова, канд. фил. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: alt-dissovet@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье раскрываются цели и задачи обучения деловому иностранному языку в контексте компетентностного подхода, в рамках которого владение иностранным языком рассматривается как способность к выполнению коммуникативной деятельности на основе сформированных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Рассматриваются основные методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся и её значение в формировании иноязычных компетенций. Представленный материал позволяет сделать вывод, что решающая роль в организации самостоятельной работы обучающихся принадлежит учебно-методическим материалам со специальной ориентацией на самостоятельную работу.
Ключевые слова: самостоятельная работа обучающихся, деловой иностранный язык, образование, компетент-ностный подход, компетенция.
Цель обучения определяется потребностями общества, возможностями и условиями обучения, именно социальный заказ общества и государства определяет направления развития и изменения методологических подходов в обучении иностранным
языкам. Потребностью общества сегодня является коммуникативная составляющая владения иностранным языком, подкрепляемая общекультурными знаниями, этнокультурой и интеллектом обучающихся. Для реализации своих профессиональных