УДК 330.34
Повышение инновационной активности дотационного региона как фактор его экономического развития
Инна Николаевна Казакова Inna Nikolaevna Kazakova
В статье рассмотрены основные вопросы по созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности, значению внедрения инноваций как фактора конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и систем.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, экономическое развитие, инвестиционно-инновационная активность.
Экономическое пространство России характеризуется высокой внутренней неоднородностью. Это касается не только разнообразия природно-ресурсного потенциала, но и достигнутого уровня экономического развития отдельных регионов.
Необходимость изменения приоритетов развития экономики страны, перехода ее на инновационные рельсы является предметом обсуждения и ученых, и представителей органов власти всех уровней. Особенно этот подход актуален для дотационных регионов, не обладающих собственной сырьевой базой, так как в последние годы особенно серьезной проблемой становится именно увеличение количества экономически проблемных, дотационных субъектов страны.
Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его возможностью обеспечить положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экологического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала локализованного на его территории. Региональное хозяйство, в отличие от предприятия не может быть обречено на ликвидацию, то есть на механическое прекращение его функций, особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов.
Дотационный регион-это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Вместе с тем, дотационные регионы не должны только ждать поступлений из федерального центра, они должны пытается использовать свой инновационный потенциал. Все это делает необходимым разработку основ региональной инновационной политики, предусматривающей недопущение и сглаживание резких территориальных диспропорций, при этом, необходима разработка такой государственной политики, которая позволила бы достичь долгосрочного экономического роста в проблемных регионах, преимущественно за счет внутренних резервов и с максимально эффективным использованием имеющихся ресурсов.
В современном механизме инновационных процессов возрастает роль региональной составляющей, определяющая финансовую самостоятельность регионов, распоряжение местными ресурсами, ответственность местных органов власти за социальное развитие. Все это создают необходимую основу и мотивы эффективного воздействия на регулирование и поддержку инвестиционно - инновационной активности регионов.
В складывающейся ситуации возможности для оказания финансовой поддержки регионам за счет средств федерального бюджета значительно сокращаются. В то же время необходимость такой поддержки, определяемая не столько инвестиционными, сколько уже социальными условиями, многократно усиливается как со стороны регионов-реципиентов, так и регионов-доноров. Поэтому, в условиях неизбежной ограниченности финансовых ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровнях, становится актуальной проблема постепенного сокращения объемов финансовой поддержки, оказываемой федеральным правительством проблемным регионам, и их переориентация на поиск и использование внутренних источников экономического роста. Таким образом, задача использования природно-ресурсного разнообразия регионов, максимальной реализации их особенных «сравнительных преимуществ», которым обладает каждый регион, поддержания процессов повышения их конкурентоспособности на основе формирования «конкурентных преимуществ» и использования накопленного в регионах интеллектуального потенциала приобретает важное значение. Реализация такого сценария развития не только способствовала бы преодолению экономической нестабильности и растущей дотационности многих российских регионов, но и быстрейшему выходу экономики страны из кризисной ситуации. Поэтому повышение акцента на использовании внутренних источников экономического роста, сдерживающих влияние внешних эффектов на экономическое развитие регионов, может обеспечить России поддержание устойчивости в самых сложных глобальных ситуациях. (1)
Важнейшей характеристикой новой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста.
Между тем, инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов как объективных, так и субъективных.
К объективным факторам относят факторы, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести следующие экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:
- закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
- закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
- законы спроса и предложения, которые определяют экономический механизм связи между производством и потреблением;
- закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
- закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы «цикла».(2)
Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
- инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
- денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;
- стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;
- поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.(3)
При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии развития хозяйствующих систем.
Методология технологической модернизации экономики региона должна формироваться на основе нефинансовой парадигмы экономического развития, то есть при условии определенной ограниченности ресурсов (что приобретает особенную актуальность в условиях экономического спада) и на основе промышленной реструктуризации экономики региона. Последнее предполагает сворачивание неэффективных отраслей в пользу динамичного развития перспективных отраслей, определяющих «сравнительные преимущества» региона и позволяющих «выращивать» его «конкурентные преимущества».
Необходимость технологических преобразований как приоритетного направления экономической политики определяется не только уровнем накопленного научно-исследовательского потенциала в регионе, но и
глубиной тех экономических вызовов, с которым он сталкивается. Поэтому наиболее сильные побуждения к технологическим преобразованиям возникают в экономически неблагополучных регионах, особенно в периоды глобальной экономической нестабильности. Переход к построению новой технологической системы в регионах является наиболее эффективным для преодоления их дотационности.
Для сохранения и приумножения научного потенциала, повышения конкурентоспособности экономики региона, а также для стимулирования инновационной деятельности необходимо реализовать следующие меры:
- освободить прибыль, направляемую на внедрение новых технологий, финансирование исследований и разработок, от налогообложения;
- применять методы ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов, что способствовало бы наращиванию объемов собственных и заказных исследований и разработок, приобретению новых объектов промышленной собственности и т.д.;
- создать систему государственного и частного страхования (возможно частичного) инвестиций в сферу инновационной деятельности, поддерживать страховые компании, принимающие на себя кредитные риски, связанные с освоением инновационной продукции;
- способствовать созданию и развитию малых фирм, обеспечивающих разработку и передачу новых технологий, в том числе путем предоставления им стартового капитала;
- организовать центры трансфера новых технологий для НИИ, вузов и бесприбыльного сектора науки. (2)
Правительством РФ своевременно поставлена стратегическая задача для нашей страны-переход к инновационному развитию. Это не только позволит диверсифицировать экономику и значительно сократить ее зависимость от добычи и экспорта природных ресурсов, но и окажет положительное влияние на стабилизацию денежно-кредитной ситуации в стране, а также повысит ее устойчивость к периодически возникающим проблемам в мировой экономике. Однако основной предпосылкой для создания инновационной экономики в нашей стране является технологическая модернизация ее регионов. Стратегическая направленность на сокращение сырьевой зависимости и переход к технологически-ориентированному сценарию развития становится важным условием обеспечения жизнеспособности экономики большинства российских регионов в условиях растущего дефицита финансовых ресурсов. Следует отметить методологическую вариативность решения данной задачи. Можно применить два подхода: отраслевой и территориально-пространственный. В рамках реализации отраслевого подхода предполагается выделение определенных, приоритетных промышленных сегментов, которым оказывается государственная финансовая, техническая, законодательная, институциональная и прочие виды поддержки. Развитие этих приоритетных промышленных отраслей должно придать импульс развитию процессов технологического обновления в других отраслях экономики. Однако
значительные проблемы, затронувшие в настоящее время многих отраслевых гигантов, большие объемы капиталовложений, требуемые для их модернизации и трудности получения заемных ресурсов на российском и зарубежном финансовом рынках, делает практически невозможным осуществление отраслевого сценария технологической модернизации российской экономики.
В отличие от отраслевого, в рамках территориальнопространственного подхода технологическая модернизация должна первоначально осуществляться в отдельных, прежде всего экономически проблемных, регионах. В силу сложившихся трудностей, а также в соответствии с логикой мирового технологического развития данное исследование основывается на территориально-пространственном подходе к осуществлению технологической модернизации экономики нашей страны. Это предполагает исследование технологически-ориентированного развития экономики регионов как важной предпосылки для реформирования российской экономики в целом и ее перехода на инновационный путь развития.
Исчерпание источников для продолжения экономического развития в рамках сложившейся модели хозяйствования, рационализация финансовой поддержки со стороны федерального правительства должно стать побудительным мотивом для экономически проблемных регионов к началу поиска и внедрения принципиально новых подходов к стимулированию экономического роста. Это, в свою очередь, предполагает изменение региональной технологической системы, сворачивание технологически отсталых отраслей и развитие технологически более передовых, менее затратных и более конкурентоспособных отраслей промышленного производства, локализованных в пределах конкретной территории.
Успехи, достигнутые отдельными проблемными регионами в направлении преодоления кризисных процессов и дотационности на основе формирования новой региональной технологической системы, могут стать моделью для выбора вектора экономического развития и в других российских регионов. Учитывая то, что каждый российский регион обладает особенными «сравнительными преимуществами», на всем экономическом пространстве могут быть реализованы различные варианты технологически-ориентированного развития. Экономическая политика, осуществляемая в регионах в направлении их технологической модернизации, будет способствовать усилению процессов конвергенции, то есть выравниванию уровней экономического развития между ними. Как следствие, технологическое разнообразие региональных экономических стратегий при одновременном повышении экономического развития дотационных регионов до уровня регионов-доноров может стать реальной и мощной основой для укрепления экономического и политического пространства на всей территории России и создать условия для повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Формирование единого экономического пространства предполагает не только дальнейшее совершенствование внутрироссийского разделения труда на основе углубления технологической специализации регионов, но и достижение каждым из них высокого уровня развития в рамках избранной региональной технологической специализации. Определение специфической для каждого региона технологической специализации должно осуществляться, во-первых, в соответствии со «сравнительными преимуществами» каждого региона, во-вторых, в соответствии с
накопленным интеллектуальным капиталом (определяющим возможности региона по созданию технологических инноваций), в третьих, в соответствии со структурной политикой (политикой, направленной на улучшение структуры регионального промышленного производства), в-четвертых, в соответствии со специфическими для каждого региона ограничениями на пути экономического развития и необходимостью формирования особенного типа региональной технологической политики.
Высокий уровень технологического развития субъектов РФ также является важным условием для усиления их интеграционного
взаимодействия в рамках единого экономического пространства. Только в случае увеличения разнообразия производимых в стране товаров,
технологический уровень которых сопоставим с наиболее передовыми мировыми достижениями, можно будет утверждать о создании условий для устойчивого развития российской экономики. В этой связи переход к инновационному развитию, являющийся для России императивом, возможен только в условиях симметричного развития, предполагающего достижение одинаково высокого уровня экономического развития всех регионов при условии углубления технологических различий между ними. В условиях симметричного развития регионы отличаются содержанием своей технологической политики (некоторые регионы, к примеру, будут
специализироваться в области биотехнологий, другие - в производстве полупроводников и т д.) и стремятся к достижению высоких результатов в своей специфической рыночной нише. В то же время углубление технологической специализации каждого региона создаст «эффект притяжения» между субъектами РФ и будет способствовать усилению внутренних интеграционных процессов в нашей стране.
Литература
1. Гохберг Л.М. Новая инновационная система для «новой экономики». - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
2. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики.- 2008. - № 3(15). - С. 28-35.
3. Симачев Ю.В. Направления и факторы реформирования промышленных предприятий //Экономический журнал ВШЭ. - 2009. -№3. - С.328-347.