Родионова Н.Д.
доцент кафедры «Экономическая теория»
Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ
В статье рассматривается трансформация принципов и приоритетов социальноэкономической политики региона в условиях перехода на инновационный путь развития, обеспечение которого предопределяется масштабной модернизацией экономики региона.
Ключевые слова: проблемный регион, инновационное развитие экономики,
модернизация, экологическая политика реструктуризации экономики.
Результатом нарастания региональных диспропорций зачастую становится образование и специфически непропорциональное развитие так называемых проблемных регионов, где не наблюдается устойчивая положительная динамика социально-экономических показателей и не снижается уровень их дотационности. В этих случаях кризисные процессы и явления обладают мультипликативным эффектом и нередко блокируют возможности воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов, то есть происходит деградация ресурсного, хозяйственного, социального и экономического потенциала территорий.
В настоящее время значительная часть субъектов Российской Федерации могут быть отнесены к категории таких «проблемных» регионов, в которых ограничения темпов роста связаны не с недостаточным производственным и природно-ресурсным потенциалом, ас их неэффективным использованием. Так, Ростовская область имеет колоссальные конкурентные преимущества перед другими субъектами, создающие благоприятные условия для привлечения инвестиций: выгодное географическое расположение; важнейшее геополитическое значение для России; развитая транспортная инфраструктура; высокий природноресурсный потенциал; высокоразвитая промышленность; богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности; наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы; высокий потребительский спрос. Несмотря на это, в общем
зачете РФ по основным макроэкономическим показателям Ростовская область не входит даже в 30 лучших субъектов1.
Основной причиной создавшейся ситуации видится неэффективная с точки зрения затратности ресурсов модель экономики, приводящая к диспропорциям в структуре региональной экономики, обусловленными чрезмерной избыточностью потребления энергоресурсов, слабой развитостью перерабатывающих высокотехнологичных отраслей промышленности, низкой долей ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, недостаточно развитым инновационным сектором, ограничивающим производство и использование инновационных разработок в практике хозяйствующих субъектов.
Ведущие ученые страны отмечают парадоксальную ситуацию «бедные регионы - богатая природа», которая оборачивается «деградацией экосистемных услуг в попытке бедных районов повысить уровень материального благосостояния на основе традиционных природоэксплуатирующих подходов. Очевидно, что для сохранения природы регионы должны идти на определенные экономические жертвы, ограничивая свою экономическую активность в области
природоэксплуатирующих и загрязняющих производств, которые составляют
~ 2 подавляющую часть российской экономики» .
Администрацией Ростовской области поставлена цель выхода из разряда дотационных регионов, однако по прогнозам специалистов, осуществленным с использованием существующей методики распределения трансфертов, в ближайшие годы Ростовская область не сможет снизить уровень зависимости от средств федерального бюджета , что требует коренной трансформации принципов и приоритетов реализуемой в регионе социально-экономической политики.
Выход из разряда дотационного субъекта возможен только в случае обеспечения достаточно высоких темпов роста, обеспечивающих увеличение
1 V
Ефименко А.А. Реализация социально-экономическом политики региона в условиях реформирования межбюджетных отношений. Автореф. на соиск канд .экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2010.
2 Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экосистемные услуги и экономика. - М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009. - 108 с.
3 Ефименко А.А. Реализация социально-экономической политики региона в условиях реформирования
межбюджетных отношений. Автореф. на соиск.канд .экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2010.
налогооблагаемой базы и собственные доходы регионального бюджета. На современном этапе развития региона выходом из сложившейся ситуации является переход на инновационный путь развития, однако существенным моментом при этом должен стать учет экологических факторов при реализации инновационных стратегий. Современные общемировые тенденции и реалии модернизации экономик и их инновационного развития таковы, что основными приоритетами в обязательном порядке становятся требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду, при соблюдении требований экономической эффективности.
Несмотря на сложность положения, предопределенную кризисом, для государства и регионов сейчас создается уникальная ситуация, когда можно предотвратить сползание экономики к сырьевому типу и заложить основы инновационной экономики. Экологизация экономики, развитие «экологически чистого» производства и инноваций должны поддерживаться всем спектром
4
экономических инструментов .
Современная ситуация в экономике предоставляет уникальное «окно возможностей» для проведения путем использования инструментов экологической политики реструктуризации экономики, перехода от ресурсной модели развития к преимущественно инновационному развитию. Экологическая политика может быть активно использована в качестве преодоления кризисных тенденций в экономике5.
Таким образом, обеспечение инновационного пути экономики проблемных российских регионов (и Ростовской области, в частности) возможно путем ее модернизации на основе современных эффективных технологий, учитывающих природоохранные факторы.
Само понятие модернизации произошло от французского слова «modernisation», от modeme — новейший, современный, однако в науке и практике может быть истолковано по-разному (табл. 1).
4 Бобылев С.Н. Экология и экономика: приоритеты развития / Материалы круглого стола в Институте современного развития. - Режим доступа: www.riocenter.ru/ru/news/5325.
5 Юргенс И.Ю., Захаров В.М. Обращение к Президенту Российской Федерации. М.: Институт устойчивого развития / Институт современного развития, Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, 2009.
Таблица 1 - Некоторые подходы к толкованию понятия «модернизация»6
Источник Трактовка содержания
Большая советская энциклопедия Изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, например, М.(обновление) технического оборудования, производственного процесса и т. п.
Г лоссарий, http://www.glossary.ru/ Взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся ростом специализации и дифференциации труда; бюрократией; формированием политических институтов современного типа; открытой стратификационной системой; высокой мобильностью; ослаблением традиционных ценностей: семьи, религии, морали; ростом индивидуализма и т.д.
Г.Н. Соколова // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г. Общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми
А. Анурин. Основы социологических знаний: глоссарий к книге Совокупность социальных изменений во всех социальных институтах, сопровождающих процесс индустриализации
Большой словарь по социологии, проект http://www.rusword.com.ua/ Придание современного характера ч.-л., приспособление к современным стилям, взглядам, идеям, вкусам, потребностям..
Глоссарий по социологии ВГУЭиС, 2000 г. Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Это более широкий социальный процесс, чем индустриализация или переход к капитализму.
Волков Ю. Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге / Ю. Волков, И. Мостовая, 1998 г. Совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.
М. Леви, У. Мур, Д. Медоуз и др. Общество будет считаться модернизированным в большей или меньшей степени в зависимости от количественного соотношения живых и неживых используемых источников энергии или в зависимости от величины потребления энергии на человека
Н. Смелсер Процесс структурно-функциональной дифференциации и образования соответствующих форм интеграции, включая лучшую адаптивность, эффективную организацию и новые институциональные образцы
П. Винер Целостный процесс в важнейших сферах общества (культурной, политической, экономической, управленческой). Наряду с этими определениями существуют также различные интерпретации ее стадий в отдельных
6 Составлено автором.
странах и взаимосвязи с характером социальной структуры и общественной системы в целом.
С. Айзенштат Определяет "модерную систему" как систему, способную обеспечить постоянные перемены; поэтому модернизация понимается как "серия исторических процессов", включая европейские революции, начиная с XVII в.
Можейко М.А. Концепция модернизации. Новейший философский словарь: — Минск: Книжный Дом, 2003. Концепция модернизации - один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно — теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества. Параллельна концепции индустриализации, рассматривающей процесс превращения традиционного аграрного общества в индустриальное с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда.
Гавров С. Модернизация России: постимперский транзит // Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-3Z2.htm Макропроцесс перехода от традиционного к современному обществу - обществу модерности
Как видно из данных, представленных в табл. 1, понятие модернизации толкуется весьма неоднозначно. Следует согласиться с мнением Гаврова С. О в том, что сегодня понятие модернизации рассматривается преимущественно в трех различных значениях :
1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;
2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;
3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.
К сожалению, в Российской Федерации сложилось представление в большей степени о догоняющей модернизации, которая, может быть лишь временным решением проблем. Модернизацию необходимо рассматривать как процесс, требующий своего постоянного возобновления. Фактически речь идет о
7 Гавров С. Модернизация России: постимперский транзит // Режим доступа:
http://www.bibliotekar.ru/gavrov-3/2.htm.
целостном механизме модернизации социально-экономической системы региона, который обеспечивал бы ее регулярное, постоянное обновление с учетом приоритетности экологических императивов на современном этапе развития.
Если говорить о модернизации в ее третьей трактовке, то требования масштабного технологического переоборудования экономики региона на основе экологически чистых, безотходных технологий, энерго- и ресурсо-сберегающих современных технологий есть основная специфика и необходимость современного этапа развития человеческой цивилизации в целом и ее отдельных государств и регионов.
Модернизация в этом случае становится основным способом перехода к устойчивому развитию общества. В развитых странах данный процесс осуществляется с использованием механизмов внедрения наилучших доступных технологий, обеспечивающих соблюдение более приемлемых экологических параметров антропогенного воздействия на окружающую среду.
Термин «наилучшая существующая технология» заимствован из Директивы 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений»8. Определение, данное в Директиве о комплексном контроле и предотвращении загрязнения, звучит следующим образом: «Наиболее
эффективные новейшие разработки для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования конкретных технологий в качестве базы для установления разрешений на выбросы / сбросы (загрязняющих веществ) в окружающую среду с целью предотвращения загрязнения, или, когда предотвращение практически невозможно, минимизации выбросов / сбросов в окружающую среду в целом».
Таким образом, трактовка НДТ включает в себя следующие принципиальные критерии:
• под «технологией» понимается как используемая технология, так и способ, с помощью которого объект спроектирован, построен, эксплуатируется и выводится из эксплуатации;
Framework Directive 2005/32/EC for the setting of eco-design requirements for energy using products (EuP). EC (2005).
• под «доступной» понимается технология, которая достигла уровня, позволяющего обеспечить ее практическое внедрение в соответствующем секторе промышленности с учетом экономической и технической обоснованности, принимая во внимание затраты и преимущества; при этом субъект хозяйственной деятельности, на котором предполагается внедрение такой технологии, должен иметь к ней доступ, вне зависимости от того, разработана ли обсуждаемая технология в том государстве-члене ЕС, в котором предполагается ее использование;
• под «наилучшей» понимается технология, основанная на достижении общего высокого уровня защиты окружающей среды.
При использовании такого подхода модернизация экономики проблемных регионов обеспечит двойной эффект: увеличение темпов роста и улучшение экологической обстановки. Однако взаимозависимость экономических и экологических параметров здесь даже несколько шире: фактически речь идет об улучшении экономической ситуации за счет решения экологических проблем общества, являющихся сейчас одним из основных ограничивающих факторов развития.
В этой связи целесообразно поддержать ряд мер, предлагаемых группой ведущих российских ученых, с целью модернизации экономики на основе
~9
наилучших доступных технологий :
1. Предоставление государственной поддержки при условии соблюдения экологических требований и перехода к экологически более «чистому» производству. Смещение отраслевых акцентов10 поддержки конкретных предприятий с сырьевых отраслей на производство наукоемкой продукции.
2. При реструктуризации «портфеля проектов», финансируемых с использованием государственных средств (и средств бюджетов субъектов РФ),
9 Юргенс И.Ю., Захаров В.М. Обращение к Президенту Российской Федерации. М.: Институт устойчивого развития / Институт современного развития, Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды
Общественной палаты РФ, 2009.
10
Здесь следует отметить, что в настоящее время отраслевой подход определения приоритетов используется практически во всех программах, реализуемых в Ростовской области; необходимо заменить его на так называемый «функциональный» или «горизонтальный» подход, обеспечивающий формирование системы приоритетов исходя из общерегиональных экономических и социальных проблем, ограничивающих развитие всех отраслей экономики региона.
отказ в первую очередь от масштабных инфраструктурных и энергетических природоёмких проектов с высокими экологическими рисками.
3. Стимулирование, в том числе налоговое, использования «наилучших доступных технологий». Для топливно-энергетического комплекса российской экономики это позволит заменить высокозатратную разработку новых месторождений повышением эффективности использования действующих. Для Ростовской области это позволит значительно увеличить ограниченные в настоящее время объемы производимой энергии и обеспечить региону энергетический резерв для повышения объемов потребления растущими фондами промышленности и ЖКХ.
4. Разработка экономических механизмов поддержки экологизации экономики, включая страхование, налоги, кредиты, субсидии, тарифы, пошлины и пр. и поддержка локальных инициатив устойчивого природопользования (устойчивое лесопользование, высокопродуктивное «экологически чистое» сельское хозяйство, традиционное природопользование, развитие экотуризма и др.).
5. Экологизация политики государственных и муниципальных закупок, внедрение требований по энергетической эффективности и экологической ответственности товаров и услуг, закупаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
6. Модернизация в российском законодательстве системы снижения негативного воздействия на окружающую среду. В первую очередь, это касается процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), совершенствования системы экологических платежей, экологического контроля. Необходимо обеспечить соответствие российской системы принятым международным стандартам и требованиям экологических конвенций и международных финансовых институтов. В рамках экологического контроля необходимо сосредоточиться на наиболее экологически опасных объектах и проблемных предприятиях с целью предотвращения и ликвидации последствий возможных аварий, чрезвычайных ситуаций
техногенного характера, грубых нарушений. Одновременно можно ослабить давление на предприятия, не относящиеся к опасным экологическим объектам.
7. Укрепление природоохранных учреждений и институтов. Сегодняшнее состояние природоохранных структур не позволяет им в достаточном объеме выполнять даже установленные природоохранным законодательством функции. Необходимо привлечение значительных интеллектуальных ресурсов и инвестирование средств в создание новых элементов.
8. Повышение уровня экологического управления в российских государственных и частных компаниях и финансовых институтах. Правительство России может оказать содействие развитию добровольных рыночноориентированных механизмов модернизации на основе наилучших доступных технологий, экологической ответственности бизнеса путем введения законодательных требований о маркировке товаров по уровню энергоэффективности и т.п.
9. Использование поддержки со стороны международного сообщества для повышения энергоэффективности, сокращения выбросов и перевооружения производства за счет реализации неиспользованных квот на выбросы парниковых газов согласно Киотскому протоколу за период 2008-2012 гг., осуществления совместных проектов, определения позиции России на переговорах о перспективах развития до 2050 г.
В дополнение к сформированным предложениям необходимо добавить, что осуществление реформ в направлении модернизации экономики на основе наилучших доступных технологий должно осуществляться в условиях продуманной и скоординированной с регионами политики. В частности, на уровне регионов должны быть сформированы соответствующие региональные структуры, уполномоченные, во-первых, отслеживать параметры устойчивого развития региона, позволяющие оценить эффективность реализуемой в нем политики, во-вторых, взаимодействовать с местным населением и бизнес-сообществом в процессе непосредственного обсуждения и согласования их индивидуальных и региональных инновационно-инвестиционных планов, разрабатываемых с использованием наилучших доступных технологий, а также
обеспечивать «обратную связь» федеральным правительственным структурам, посредством которой должны вноситься определенные коррективы в разрабатываемые общефедеральные программы. Существенную роль при этом должны играть институты экспертных сообществ региона и открытость для широких масс населения информации по планируемым инновационноинвестиционным проектам, что позволит населению принимать непосредственное участие в выборе приоритетов развития местной экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Ефименко А.А. Реализация социально-экономической политики региона в
условиях реформирования межбюджетных отношений. Автореф. на соиск........канд
.экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2010.
2. Юргенс И.Ю., Захаров В.М. Обращение к Президенту Российской Федерации. М.: Институт устойчивого развития / Институт современного развития, Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, 2009.
3. Framework Directive 2005/32/EC for the setting of eco-design requirements for energy using products (EuP). EC (2005).
4. Гавров С. Модернизация России: постимперский транзит // Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-3/2.htm.
5. Бобылев С.Н. Экология и экономика: приоритеты развития / Материалы круглого стола в Институте современного развития. - Режим доступа: www.riocenter.ru/ru/news/5325.
6. Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экосистемные услуги и экономика. - М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009.