Научная статья на тему 'Повышение эффективности структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности региона (на примере Республики Башкортостан)'

Повышение эффективности структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности региона (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исянбаев М. Н., Шарафутдинова З. А.

В статье проанализирована эффективность функционирования предприятий перерабатывающей промышленности в Республике Башкортостан с учетом инновационных факторов. Рассмотрены механизмы стимулирования структурно-технологической модернизации данной сферы производства. Сделан вывод о том, что функционирование перерабатывающей промышленности при нарастающей конкуренции на продовольственном рынке требует повышения эффективности использования производственного потенциала с учетом инновационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исянбаев М. Н., Шарафутдинова З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности региона (на примере Республики Башкортостан)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 336.717

повышение эффективности структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности региона (на примере республики Башкортостан)

м. н. исянбаев,

доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором проблем региональной экономики E-mail: SPREISEI@gmail. ru

з. а. шарафутдинова,

кандидат экономических наук, научный сотрудник сектора проблем региональной экономики E-mail: zulfiyaash@mail. ru Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАИ

В статье проанализирована эффективность функционирования предприятий перерабатывающей промышленности в Республике Башкортостан с учетом инновационных факторов. Рассмотрены механизмы стимулирования структурно-технологической модернизации данной сферы производства. Сделан вывод о том, что функционирование перерабатывающей промышленности при нарастающей конкуренции на продовольственном рынке требует повышения эффективности использования производственного потенциала с учетом инновационной составляющей.

Ключевые слова: структурно-технологическая модернизация, перерабатывающая промышленность, инновационная деятельность, эффективность, предприятие.

несовершенные формы и пути реформирования производственных отношений в экономике страны привели к спаду объемов производства и снижению эффективности производственного потенциала регионов. это тяжело отразилось и на перерабатывающей промышленности, так как ее эффективность зависит не только от рационального использования внутренних резервов производства, но и от объема, стоимости и качества поставляемого сырья, от эффективности сельскохозяйственного производства. Перерабатывающая промышленность находится под воздействием кризисных явлений, происходящих как внутри данного вида экономической деятельности, так и в технологически взаимосвязанных с ним сферах агропромышленного комплекса.

Перерабатывающая промышленность ориентирована на обеспечение потребности населения в конечной продовольственной продукции для текущего потребления, на создание запасов и резервов, ресурсов для экспорта. Деятельность предприятий перерабатывающей промышленности направлена на неуклонное увеличение производства продуктов питания для удовлетворения возрастающего спроса населения при одновременном сокращении затрат труда и материальных средств на получение единицы продукции. Одним из условий устойчивого развития перерабатывающей промышленности, повышения эффективности использования ее производственного потенциала является структурно-технологическая модернизация.

Структурная модернизация перерабатывающей промышленности региона направлена на обеспечение структурной перестройки данного вида экономической деятельности на основе научно-технических и технологических инноваций в производственном потенциале, повышения эффективности региональных комплексов перерабатывающих производств, обеспечения их высокой конкурентоспособности в глобальной экономике в целях достижения устойчивого социально-экономического развития региона, повышения уровня и качества жизни населения. Технологическая модернизация перерабатывающей промышленности призвана обеспечить техническое и технологическое обновление действующего производственного потенциала данного сектора экономики, превратить 160 п технические и технологические нововведения в основной фактор ее развития, обеспечить ускоренное развитие высокотехнологических видов деятельности, рост научно-технического и производственного потенциала перерабатывающей промышленности [5].

В структуре промышленности Российской Федерации и ее регионов, в частности, Республики Башкортостан перерабатывающая промышленность за-

нимает достаточно устойчивую позицию. однако в последние годы наблюдается тенденция замены производимых в регионах страны продуктов питания импортом. Так, в период 2005-2010 гг. удельный вес производства продукции перерабатывающей промышленности в структуре объема отгруженной продукции по обрабатывающим производствам Республики Башкортостан снизился на 0,4 % и составил 6,6 %, уступая лишь объему отгруженной продукции нефтепереработки (54,7 %) и химических производств (13,7 %). Индекс производства продукции сферы экономики в республике в 2011 г. составил 103,7 % к предыдущему году (рис. 1).

Финансово-экономический кризис обозначил проблему обеспечения продовольственной безопасности, являющейся важнейшей частью национальной безопасности страны и предполагающей такое состояние развития агропромышленного комплекса, которое независимо от внешних и внутренних условий обеспечивает население страны по доступным ценам экологически чистыми продуктами питания отечественного производства.

В Республике Башкортостан, по данным Баш-кортостанстата, в период 2005-2010 гг. произошло сокращение производства отдельных видов продукции перерабатывающей промышленности, особенно сахара-песка - на 64,2 %, крупы - в 3 раза. Производство растительного масла увеличилось в 4,4 раза, минеральной воды - в 2 раза, цельномолочной продукции - на 59 %. Резкий скачок в росте объемов

140

120

100 -

[103,7

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ьу^ч Российская Федерация

Республика Башкортостан

Рис. 1. Индекс производства продукции перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан и Российской Федерации в 2000-2011 гг, % к предыдущему году

переработки маслосемян объясняется модернизацией производственной структуры и технологических процессов ОАО «Чишминское».

Программа развития животноводства муниципальных районов Республики Башкортостан на 2007-2010 гг. позволила достичь некоторой стабилизации обеспечения сырьем мясомолочной промышленности республики.

Ввод в действие производственных мощностей в перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан за счет нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий осуществляется низкими темпами. Деятельность предприятий характеризуется недозагруженностью производственных мощностей: имеющиеся мощности предприятий мясной, кондитерской, хлебопекарной, мукомольно-крупяной используются менее чем на 50 % (табл. 1).

Источник: составлено по данным Башкортостанстата.

Источник: составлено по данным Башкортостанстата и Росстата.

Снижение использования производственных мощностей на перерабатывающих предприятиях Башкортостана объясняется слабой сырьевой и материально-технической базой, узким ассортиментом продукции, неготовностью предприятий к построению качественно новых экономических отношений с производителями сырья и торговыми организациями на основе взаимной заинтересованности, усилившейся конкуренцией импортной продукции, отсутствием эффективных форм государственного регулирования.

Степень износа основных фондов перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан к концу 2010 г. составила 41,4 % (табл. 2).

Изношенные основные фонды должны быть выведены из оборота и заменены в связи с тем, что они требуют больших затрат на ремонт. Темпы технологической модернизации в перерабатываю-

Таблица 1

Степень использования среднегодовых мощностей перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан в 2005-2010 гг., %

Вид продукции 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Мясо, включая субпродукты I категории (промышленная переработка) 30,2 30,2 32 35,5 33,6 16,8

Колбасные изделия 69,1 70,4 91,8 71,3 56,9 58,0

Консервы мясные 22,9 35,1 37,7 27,9 52,1 59,4

Консервы плодоовощные 76,3 93,8 96,3 98 56,8 46,6

Сахар-песок 96,3 96,5 94,5 94,6 97,8

Животное масло 44,5 46 37 39,8 32,1 29,2

Сыр сычужный 65 66,8 75,4 71,9 80,4 59,9

Цельномолочная продукция 58,5 58,7 62,7 66,6 67,5 72,3

Безалкогольные напитки 57,9 61,2 84,9 80 58,8 72,4

Минеральные воды 80,8 79,5 76,4 67,2 62,9 76,0

Кондитерские изделия 50,8 51,9 46 46,9 30,4 26,9

Хлеб и хлебобулочные изделия 30,1 30,6 34,4 33,6 33 34,0

Макаронные изделия 35,6 24,9 24,6 - - -

Мука 35,9 33,6 23 44 43 43,6

Крупа 36,6 21,9 16,9 20,9 9,1 1,3

Таблица 2

Уровень использования основных производственных фондов в перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан за 2005-2010 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 г. к 2005 г., %

Коэффициент обновления 17,3 15,8 13,6 14,3 10,4 18,2 105,2

Коэффициент выбытия 10,1 16,9 8,9 2,7 10,8 14,8 146,5

Коэффициент ликвидации 1,6 0,5 0,8 0,7 1,0 0,8 50,0

Степень износа 35,4 35,4 36,7 39,9 40,9 41,4 119,7

Фондоотдача 2,66 2,85 3,02 3,20 5,52 3,77 141,6

Фондоемкость 0,38 0,35 0,33 0,31 0,18 0,27 70,7

щей промышленности характеризует коэффициент обновления оборудования [2, 13]. На предприятиях перерабатывающей промышленности республики в 2010 г. он составил 18,2 %, почти в 2 раза выше коэффициента обновления в среднем по всей обрабатывающей промышленности Башкортостана. В то же время, несмотря на высокие затраты на обслуживание основных фондов, уровень фондоотдачи растет. Предприятия перерабатывающей промышленности республики отгрузили в 2010 г. продукции на 3,77 руб. на единицу основных фондов. наблюдается тенденция снижения фондоемкости. Это свидетельствует об улучшении использования основных производственных фондов в данной сфере экономики.

Современная экономическая обстановка, в которой осуществляется деятельность предприятий перерабатывающей промышленности, характеризуется нестабильностью. Исследования показывают, что необходимым условием повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции предприятий перерабатывающей промышленности является модернизация структуры производства и внедрение новых технологических процессов [1]. При этом модернизация все чаще осуществляется через реиндустриализацию на основе инноваций и хайтека, диверсификацию на основе повышения доли наукоемких видов экономической деятельности в структуре производства и экспорта, т. е. центр тяжести конкурентной борьбы лежит в сфере инноваций и технологий [8].

Анализ работы предприятий перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан показывает, что инновационная активность их невелика, но в динамике увеличивается и составляет в настоящее время 10,2 %. Более объективным показателем, который отражает масштабы

Источник: составлено по данным Башкортостанстата и Росстата.

инновационной деятельности в обрабатывающих секторах экономики, является показатель удельного веса инновационной продукции в общем объеме производства. Динамика данного показателя по Республике Башкортостан нестабильна, в 2010 г. его значение было ниже, чем по России на 0,8 п. п. (табл. 3).

В республике произошло сокращение удельного веса затрат от общей их суммы на технологические инновации в производстве продукции перерабатывающей промышленности с 27,7 % - в 2006 г. до 5,2 % - в 2010 г. Достаточно высокий удельный вес в структуре затрат на технологические инновации, на приобретение машин и оборудования (в 2010 г. -88,2 %) является положительным моментом, т. к. внедрение высокопроизводительного оборудования позволяет улучшить качество производимой продукции, а также достичь энергосбережения на всех технологических процессах, что является значительным резервом ресурсосбережения на предприятиях перерабатывающей промышленности.

С другой стороны, по причине недостаточного финансирования такие виды затрат, как затраты на новые исследования и разработки, приобретение прав на патенты, лицензии, имеющие важнейшее значение для перспективного развития инновационной деятельности, не производились. Низкий удельный вес на маркетинговые (1,4 %) и организационные (0,005 %) инновации обуславливает невостребованность предприятиями перерабатывающей промышленности значительной части законченных научно-технических разработок.

Для сравнительной оценки эффективности структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности Российской Федерации, Республики Башкортостан и прилегающих регионов авторами был произведен расчет

Таблица 3

Инновационная активность организаций в производстве пищевых продуктов, %

Удельный вес организаций, осуществлявших Удельный вес инновационных товаров

Год инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров

Республика Российская Республика Российская

Башкортостан Федерация Башкортостан Федерация

2006 3,3 8,8 - 4,7

2007 8,9 8,5 2,8 5,3

2008 7,5 9,9 1,1 4,6

2009 12,5 9,5 3,0 4,8

2010 10,2 9,5 4,1 4,9

коэффициента эффективности структурно-технологической модернизации (рис. 2).

Анализ эффективности структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности регионов России показал в динамике повышение показателя в 4,5 раза, в 2010 г. он составил 5,9. Это свидетельствует об увеличении произведенной инновационной продукции в расчете на рубль совокупных затрат на структурно-технологическую модернизацию данной сферы производства. Однако по России в среднем в расчете на 1 руб., затраченный на инновационную деятельность в 2010 г., было получено продукции на 10,7 руб., что практически в 2 раза больше, чем в Республике Башкортостан.

Активизация инновационной деятельности в перерабатывающей промышленности республики необходима в целях формирования эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства, способного обеспечить продовольственную безопасность региона и повышение качества жизни населения. Для реализации инновационного потенциала в данной сфере экономики необходима система мероприятий, охватывающая весь цикл: разработку, внедрение, освоение, производство, маркетинговые исследования и анализ эффективности инноваций. Основные направления инновационной деятельности, которые необходимо внедрять в перерабатывающей промышленности республики, по мнению авторов, следующие: 1) технологические инновации, предполагающие внедрение безотходных технологий, позволяющие максимально извлекать все ценные

Коэффициент эффективности

структурно-

технологической модерниз ации

компоненты сырья, превращая их в полезные продукты, повышая тем самым доходность производства и обеспечивая условия охраны окружающей среды от антропогенного воздействия материального производства;

2) внедрение ресурсосберегающих технологий с использованием современного и энергоэффективного оборудования, характеризующихся максимально полезным выходом продукции и минимумом отходов, на основе современных методов обработки;

3) ассортиментные инновации - производство продуктов лечебно-профилактического назначения с учетом современных медико-биологических требований для улучшения структуры питания населения; разработка рецептур и технологического режима получения новых видов продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, стойких в хранении;

4) разработка и внедрение антимикробных упаковок, предупреждающих потребителей об испорченных продуктах питания.

К инновационной деятельности в перерабатывающей промышленности относятся также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, поиск и создание информации о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм, поиски партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта [11]. Для реализации потенциала структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности необходимо сбалансированно применять организационные,

2006

2007

2000

2009

2010

Республика Татарстан Самарская область Российская Федерация

ШШ Удмуртская Республика Р^п Оренбургская область 17777773 Свердловская область —#— Республика Башкортостан

Источник: составлено по данным [9].

Рис. 2. Эффективность структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности

в регионах Российской Федерации в 2006-2010 гг.

экономические и правовые механизмы, способствующие обеспечению продовольственной безопасности.

Формирование и эффективное функционирование инновационной инфраструктуры предполагает синергетическое взаимодействие субъектов хозяйствования при создании и внедрении инновационных продуктов. Создание организационных структур, обеспечивающих интеграцию научной, образовательной и производственных сфер деятельности с максимальным использованием потенциала высшей школы, позволит поддержать отечественных производителей, нарастить производство продуктов питания [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях формирования инновационной деятельности в перерабатывающей промышленности регионов повышается роль информационного механизма. Он реализуется с помощью организации оперативной и фундаментальной научно-технической информации о новейших достижениях отечественной и зарубежной науки и техники; распространения нововведений на основе разнообразных контактов разработчиков и потребителей, технических и организационных новшеств; аккумулирования маркетинговой информации о состоянии рынка потребительских товаров, рынка технологий и рынка промышленной (интеллектуальной) собственности [7]. Для формирования условий, способствующих оперативному доведению информации о нововведениях до перерабатывающей промышленности, для активизации структурно-технологической модернизации необходимо создавать региональные центры информационно-статистических и консультационных услуг, поддерживающие тесное сотрудничество с органами управления АПК, вузами, научно-исследовательскими институтами, предприятиями, уже внедрившими перспективные технологии по примеру центров сельскохозяйственного консультирования.

В перерабатывающей промышленности регионов России преобладают субъекты малого и среднего предпринимательства, которые ориентируются в основном на местные источники сырья, материалов и на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом и которые не способны оказывать существенное влияние на насыщение местного потребительского рынка товарами собственного производства [6]. Для поддержки наиболее интересных проектов субъектов малого предпринимательства, в том числе и в перерабатывающей промышленности

Республики Башкортостан в 2006 г. был создан Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан. Фонд активно участвует в общественно-государственных мероприятиях в рамках государственной поддержки малого предпринимательства для привлечения предпринимателей к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству.

Активизация инновационной деятельности в перерабатывающей промышленности помимо венчурного финансирования в значительной степени зависит от формирования благоприятного инвестиционного климата. В этих целях в республике в системе регионального инвестиционного законодательства были приняты два закона:

• Закон Республики Башкортостан от 31.10.2011 № 454-з «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в Республике Башкортостан» устанавливает инвесторам пониженную налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет, в размере 13,5 % (при базовой ставке 18 %) на срок от 1 до

5 лет в зависимости от объема осуществленных капитальных вложений;

• Закон Республики Башкортостан от 31.10.2011 № 455-з «О внесении изменения в ст. 3 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» предусматривает освобождение инвесторов от уплаты налога на имущество организаций на срок от 1 до 5 лет в зависимости от объема осуществленных капитальных вложений. Пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций и льгота по налогу на имущество организаций устанавливаются для инвесторов, состоящих на налоговом учете на территории Республики Башкортостан и заключивших с правительством Башкирии инвестиционное соглашение

06 условиях реализации того или иного приоритетного инвестиционного проекта, а также осуществивших капитальные вложения. Вектор приоритетов государственной программы в сфере сельского хозяйства постепенно смещается от непосредственного производства в сторону переработки сельскохозяйственной продукции и транспортировки. В рамках оказания государствен-

ной поддержки перерабатывающим предприятиям в проекте государственной программы развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусмотрено выделение субсидированных кредитов на развитие предприятий данной сферы экономики. Программа предусматривает обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации на основе проведения комплексной модернизации материально-технической базы производства и переработки продукции сельского хозяйства, обеспечение населения страны продовольствием на уровне рекомендуемых рациональных норм потребления, развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, совершенствования государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Для увеличения диверсифицированного, модернизированного и инновационного потенциала страны одной из стратегических задач государства является создание экономического механизма для обновления все более устаревающей технологической базы. В этих целях следует снять все ограничения развертывания модернизации (высокие пошлины на импортное оборудование, защита недобросовестного отечественного производителя, ограничения участия иностранного капитала в совместных капиталоемких проектах и др.); восстановить в полном объеме инвестиционный налоговый кредит; превратить амортизацию из расчетно-бух-галтерской категории в гибкий механизм воспроизводства основного капитала [8]. В условиях кризиса, когда объемы финансирования инвестиций за счет привлеченных средств - заемных или бюджетных сокращаются, именно собственные средства в виде чистой прибыли и амортизации выступают внутренним фактором экономического развития предприятия, модернизации технологической базы.

Одним из экономических механизмов стимулирования структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности регионов России является установление оптимального налогового режима. С одной стороны, необходимы налоговые льготы, обеспечивающие стимулирование инновационной деятельности, поддержку коммерциализации результатов фундаментальных и поисковых исследований, освоение и распространение новых технологий и инновационных решений. Например, сокращение или полная отмена НДС,

снижение уровня налога на прибыль для малых инновационных предприятий и инжиниринговых структур [4].

Приоритеты инновационной промышленной политики в регионах должны носить не отраслевой, а межотраслевой характер. Для снижения зависимости от импортных поставок оборудования было принято постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N° 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Одним из решений этой проблемы может быть снижение налогового бремени в сфере АПК. Выплата НДС отнимает слишком много средств в сферах производства, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, в частности, до 40 % всех налоговых платежей в машиностроении. Снижение этого налога до 13 % позволило бы уменьшить налоговую нагрузку машиностроителей на 12 % и повысить темпы роста капиталовложений в этих сферах экономики до 13-14 % в год. Определенный эффект могло бы принести также предоставление «налоговых каникул» в отношении вновь создаваемых производств [10].

Другим фактором, способствующим структурно-технологической модернизации перерабатывающей промышленности, является усиление налоговой ответственности. Устаревшее оборудование не позволяет осваивать новые технологии и тем самым не способствует росту производительности труда, повышению экологичности производства. Вывод из эксплуатации низкоэффективного устаревшего оборудования возможен через повышение ставки налога на имущество организаций. В случае оставления либо вовлечения предприятием в производство полностью самортизированного объекта основных средств оно уплачивает налог на имущество по максимальной ставке 2,2 % от первоначальной стоимости этого оборудования, скорректированной с учетом коэффициентов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития РФ. Таким образом, устанавливаемая налоговая ответственность предприятия за использование в производстве физически и морально устаревшего оборудования окажет на последних стимулирующее воздействие к модернизации технической базы [3].

Необходимым условием достижения продовольственной безопасности регионов страны является устойчивое развитие перерабатывающей промышленности. Сбалансированное воздействие государства через организационные, экономические и правовые механизмы для стимулирования структурно-технологической модернизации предприятий перерабатывающей промышленности позволит обеспечить эффективность функционирования, конкурентоспособность данного вида экономической деятельности в средне- и долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Адамеску А. А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал. 1993. № 10. С.60-71.

2. Бакланов П. Я. Пространственные системы производства (микроструктурный уровень анализа и управления). М.: Наука, 1986.

3. Гусев А. Б., Шилов М. А. Технологическая модернизация экономики регионов как фактор сбалансированного развития территории России. URL: http://www. urban-planet. org/article_36.html.

4. Жекова О. А. Особенности инновационного процесса в отраслях пищевых производств // Пищевая промышленность, 2005. № 12. С. 8-12.

5. Ивантер В. В., КомковН. И. Перспективы и условия инновационно-технологического развития

экономики России // Проблемы прогнозирования, 2007. № 3. С. 3-20.

6. Исянбаев М. Н., Байгильдина А. У. Модернизация структуры экономики региона и занятость. Уфа: АН РБ, Гилем, 2011.

7. Исянбаев М. Н. Методологические основы региональной структурной политики. Уфа: Гилем, 2006.

8. Круглова Н. Организационный механизм управления. URL: http://www. inventech. ru/lib/right/ right-0010.

9. Модернизация российской экономики: структурный потенциал / под ред. Н. И. Ивановой, Ю. В. Куренкова. М.: ИМЭМО РАН, 2010.

10. Оболенский В. Насущные задачи развития отечественной промышленности. URL: http://finanal. ru/011/nasushchnye-zadachi-razvitiya-otechestvennoi-promyshlennosti?

11. Санду И. С., Тарасова Л. П. Развитие инновационной деятельности в отраслях пищевых производств / Стратегия развития пищевой промышленности: по материалам Х Междунар. науч.-практ. конф. М., 2004.

12. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6.

13. ЧалдаеваЛ. А. Экономика предприятия. М.: Юрайт, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.