экономика, предпринимательство и право
Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2016 ISSN 2222-534Х
>
издательство
Креативная экономика
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
повышение эффективности стратегических факторов развития инвестиционной деятельности Апк региона
Шомахова М.А.1
1 Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Нальчик, Россия
аннотация:_
В статье на основе учета специфики и особенностей организации инвестиционных процессов в регионе дается обоснование необходимости создания действенной региональной инфраструктуры инвестиционной деятельности, выявляются и структурируются основные проблемы развития исследуемого направления, предлагаются механизмы развития инвестиционной деятельности СКФО.
ключевые слова: инвестиционная деятельность, агропромышленный комплекс, инновационное развитие, инновационно-инвестиционный потенциал, организационно-экономический механизм, зерновой подкомплекс, валовый сбор и урожайность зерна, Северо-Кавказский федеральный округ
Improving the efficiency of strategic development factors of the investment activity of regional agro-industrial complex
Shomakhova M.A.1
1 Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Russia
В условиях современной экономики потенциальные возможности и горизонты роста региональной экономической системы определяются не только естественными преимуществами региона, но и уровнем его инвестиционного развития. Необходимо создание оптимальных условий для организаций, реализующих инвестиционные проекты. Кабардино-Балкарской республике, как и другим регионам, где недостаточно развита инновационная сфера, необходимо наращивание в экономике инновационных систем, ее глубокая качественная реструктуризация, активизация инновационной деятельности.
Внедрение технико-технологических, организационно-экономических и инновационной составляющих в экономике КБР предусматривает как общую реструктуризацию хозяйственного комплекса в пользу адекватных инновационному типу экономики отраслей и сфер, так и качественную трансформацию производства на основе внед-
рения достижений НТП, приближения производимой продукции и услуг к уровню высокоразвитых стран, а на этой основе — повышение ее конкурентоспособности на общероссийском и мировом рынках [1] (Луа^Шу, Тагпа, 8око1оу, Stefanovskiy, 2014). Крупнейшим народно-хозяйственным комплексом страны, жизненно важным сектором экономики является агропромышленный комплекс. На его долю приходится 1/6 валового национального продукта (30%), % основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется 2/3 (75%) потребительских товаров.
Агропромышленный комплекс национальной экономики представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. В структуре АПК выделяют три основных звена. Каждое из этих звеньев выполняет определённую функцию.
Первое звено — самое мощное, центральное — сельское хозяйство (45% продукции). Оно отличается от остальных отраслей тем, что его развитие зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, главным и незаменимым средством труда является земля. В сельском хозяйстве выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство и животноводство; лесное хозяйство.
Второе звено — обслуживающее — производство средств производства для сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей его продукцию. Это звено предопределяет общий уровень интенсификации АПК: обеспечивает сельхозтехникой, удобрениями, комбикормами и т.п.
abstract:_
In the article, on the basis of specifics and peculiarities of organizing investment processes in the region we justify the need to create effective regional infrastructure for investment activities; we also identify the main development problems of the research direction and suggest the development mechanisms for investment activities of the NCFD.
keywords: investment activity, agro-industrial complex, innovative development, innovative and investment potential, organizational and economic mechanism, grain subcomplex, gross yield and grain yield, North Caucasus Federal District
Received: 27.10.2016 / Published: 30.12.2016
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shomakhova M.A. (kbniish2OO70yandex.ru)
citation:_
Shomakhova M.A. (2016) Povysheniya effektivnosti strategicheskikh faktorov razvitiya investitsionnoy deyatelnosti apk regiona [Improving the efficiency of strategic development factors of the investment activity of regional agro-industrial complex]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 6. (4). — P. 397408. doi: 10.18334/epp.6.4.36875
Третье звено — это отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье; отрасли, занимающиеся заготовкой, хранением, транспортировкой и реализацией продукции АПК, отрасли лёгкой промышленности [2] (Овта$1тоу, Ототоу, Ьвусквпко, 2014).
Агропромышленный комплекс — это сложная социально-экономическая система, которая включает в себя предприятия с разными формами собственности и хозяйствования. Государственное регулирование должно обеспечить результативное функционирование АПК как единого механизма с учётом равенства субъектов всех форм хозяйствования, на основе согласования их интересов. Кроме этого, АПК является и сложной биотехнологической системой. В сельском хозяйстве используются важнейшие естественные средства производства — земля, вода и др. На результаты хозяйственной деятельности большое влияние оказывают природно-климатические и метеорологические условия, которые определяют рисковый характер производства в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство, ввиду того, что эта отрасль наиболее капи-тало- и энергоемка, наименее привлекательно для инвесторов и предпринимателей. По своему развитию сельское хозяйство уступает пищевой и перерабатывающей промышленности, которая использует импортное сырье, объём которого растёт быстрее, чем внутреннее производство. Поэтому государственное регулирование и поддержка развития АПК — объективная необходимость рыночной экономики.
Кабардино-Балкарская республика в числе наиболее привлекательных для инвестирования регионов Северо-Кавказского федерального округа. Здесь оптимально совмещаются благоприятный инвестиционный климат и кадровый потенциал, ведется активная работа по повышению бизнес-привлекательности предприятий. В процессе реализации нацпроектов заметно выросли денежные отчисления на поддержку и развитие приоритетных направлений аграрного сектора экономики, активизирован инвестиционный процесс.
Инновационно-инвестиционный потенциал региона необходимо рассматривать как открытую, динамическую, вероятностную социально-экономическую подсистему региона, способную к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.
Динамичная и неопределенная среда, подверженная быстрым качественным изменениям, выдвигает новые задачи управления инновационным развитием, которые
об авторе:_
Шомахова Марьяна Адальбиевна, младший научный сотрудник (kbniish2OO70yandex.ru)
цитировать статью:_
Шомахова М.А. Повышения эффективности стратегических факторов развития инвестиционной деятельности АПК региона // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — Том 6. — № 4. — С. 397-408. doi: 10.18334/ерр.6.4.36875
не могут быть решены на основе традиционного системно-ориентированного менеджмента или прямого заимствования зарубежного опыта. Переход к инновационному развитию требует не столько оптимизации ресурсов и мобилизации инновационного потенциала, сколько системной трансформации институциональной структуры экономики. Инновационное развитие региона отличается синергетическим эффектом: внедрение инноваций в одной отрасли вызывает внедрение нововведений и в ряде других отраслей, что в результате порождает фазу подъема экономического цикла во всей экономической системе. Поэтому именно активное внедрение инноваций может послужить толчком к выходу из мирового финансового кризиса. Основными условиями, способствующими притоку инвестиционных ресурсов в экономику Кабардино-Балкарской республики, должны стать:
• создание привлекательной законодательной базы для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств;
• повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
• расширение финансовой базы инвестиций за счет широкого применения инвестиционных товаров и привлечения к ним стратегических инвесторов;
• двусторонние соглашения с иностранными инвесторами о взаимном поощрении и содействии инвестициям.
Одним из важных составляющих элементов стратегического развития региона является производство зерна. Кабардино-Балкарская республика имеет благоприятные условия для возделывания зерновых культур, развитую базу его переработки и семеноводство. Наращивание производства кукурузы на зерно в республике даст не только экономический рост непосредственно в самой зерновой отрасли и сельском хозяйстве, но и мультипликативно окажет значительное положительное влияние на все отрасли и сферы экономики региона. Место и роль кукурузы на зерно в экономике Кабардино-Балкарской республики определяется не только ее удельным весом в валовой и товарной продукции сельского хозяйства вообще и растениеводства в частности, но и объемами используемых и привлекаемых производственных ресурсов, масштабами и скоростью товарооборота. Использование производственного потенциала реальных производителей зерна и применение научно обоснованных инновационных методов позволяет получать максимальную выгоду производителям зерновой продукции.
В таблице 1 оцениваются объемы валового сбора и урожайности кукурузы на зерно в хозяйствах всех категорий в 2015 г. по регионам РФ. По нашим расчетам, заметно изменение отдельных экономических показателей регионов РФ за 2014-2015 гг. Данные свидетельствуют о том, что наиболее высокий уровень валового сбора зерна наблюдается на протяжении указанных 2 лет в Кабардино-Балкарской Республике и Ставропольском крае. Самые низкие показатели (валового сбора кукурузы на зерно за 2015г. — 11,0 тыс. т., а урожайность — 19,8 ц/га) наблюдаются в Чеченской Республике. Этот факт возможно объяснить тем обстоятельством, что сельское насе-
Таблица 1
валовый сбор и урожайность кукурузы на зерно в хозяйствах всех категорий в 2015 г. в разрезе регионов рФ
валовой сбор, тыс. тонн Урожайность, ц с 1 га убранной площади
2014 2015 2015 в % к 2014 2014 2015 2015 в % к 2014
российская федерация 11332,1 12684,9 111,9 43,6 49,0 112,4
северо-кавказский федеральный округ 2367,1 2437,8 103,0 51,2 46,7 91,2
Республика Дагестан 67,6 63,3 93,7 34,5 33,6 97,4
Республика Ингушетия 56,2 45,6 81,2 33,7 29,1 86,4
Кабардино-Балкарская Республика 717,4 758,8 105,8 58,2 55,5 95,4
Карачаево-Черкесская Республика 181,4 283,9 156,5 52,3 50,5 96,6
Республика Северная Осетия-Алания 574,8 458,6 79,8 61,5 49,7 80,8
Чеченская Республика 9,2 11,0 118,8 16,2 19,8 122,2
Ставропольский край 760,5 816,5 107,4 44,9 41,5 92,4
Источник: по данным Росстата за 2015 г.
ление за годы реформ было вынуждено ориентироваться на обеспечение продуктами питания в связи со значительным сокращением рабочих мест, связанных с сельским хозяйством [3].
Инвестиционная политика всегда является составной частью региональной экономической политики. Учитывая нестабильность общей социально-экономической политики и отказ государства от финансовой и другой поддержки АПК, инвестиционную политику в регионе следует ориентировать на рыночную экономическую политику, основанную на конкурентных преимуществах. Региональная инвестиционная политика должна оказывать активно-адаптивное влияние на стабилизацию и развитие социально-экономической политики в регионе. Это должно выражаться не только в улучшении параметров развития социальной сферы, но и в прямом участии населения как в реализации инвестиционных проектов в качестве исполнителя, так и в финансировании их в качестве массового инвестора.
Эффективно устойчивая региональная политика невозможна без создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе. Речь идет о совокупности экономико-правовых регуляторов инвестиционной деятельности, использую-
щих достаточно широкий спектр возможностей долевого участия, системы гарантий, налоговых, финансовых и таможенных льгот и т.д. Активная региональная инвестиционная политика должна иметь соответствующее информационное обеспечение. При этом следует признать, что любая централизованная и систематизированная информация сама по себе имеет большую ценность, чем частичная или полная. С целью снижения излишних инвестиционных затрат и повышения конкурентоспособности конечной продукции АПК необходимо, прежде всего, собрать, обработать и систематизировать информацию об инвестиционных предложениях и инвесторах в регионе, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. В соответствии со сложившейся ситуацией и оценкой тенденций развития АПК КБР предполагается, что инновационно-инвестиционная политика АПК на ближайшую перспективу должна ориентироваться на сохранение и поддержание существующего производственного потенциала, создание быстро окупаемых инновационно- инвестиционных проектов, закупку современной техники для внедрения новых технологий производства, на долевую поддержку государства сельскохозяйственных товаропроизводителей [4] (СЫпепоу et al., 2008).
Создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса является одной из главных задач региональной экономической политики. В Кабардино-Балкарской республике выработан комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки. Принят закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 г. № 23-Р3 «Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской республики» [3], организован коллегиальный совещательный орган — Совет при Президенте Кабардино-Балкарской республики по инвестициям, приняты документы стратегического развития, а именно: «Стратегия развития Кабардино- Балкарской республики до 2030 г.». Для усиления деятельности бизнеса принято постановление правительства КБР «Об Инвестиционном фонде Кабардино-Балкарской республики», утверждены республиканская целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности КБР» на 2012-2015 гг., режим предоставления льготы по налогу на имущество организаций и снижения ставки налога на прибыль организаций субъектам инвестиционной деятельности, которые осуществляют свои проекты в регионе. В целях удачного решения стратегических задач по наращиванию экономических возможностей аграрного сектора и исполнения приоритетных национальных проектов необходим системный подход, основной целью которого является реализация мер по повышению уровня и качества жизни села, устранение нехватки квалифицированных рабочих и специалистов в сельском хозяйстве, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, благоустроенным жильем.
Правительство Кабардино-Балкарской республики предпринимает меры для решения проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона как стратегически важной задачи обеспечения устойчивого развития региона. По оценке географи-
ческих и природно-климатических факторов, обеспеченности квалифицированными кадрами республика является инвестиционно-привлекательной территорией. Низкий уровень экологического риска делает республику особенно привлекательной для развития агропромышленного комплекса и туристического сектора. Однако, как было уже отмечено, уровень инвестиционной активности не соответствует ее инвестиционной привлекательности. Среди всех прочих причин, тормозящих поток инвестиций в АПК, можно выделить следующие:
— практически отсутствуют земельные участки с развитой инженерной инфраструктурой, которые могли бы быть привлекательны для инвесторов;
— не осуществляется поддержка инвестиций;
— отсутствуют механизмы государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;
— в республике отсутствует система продвижения продукции АПК на внутреннем и внешнем рынках.
Как известно, на инвестиционный климат региона оказывают влияние множество разнообразных факторов:
• экономические факторы, включающие общее состояние экономики, позиционирование экономического положения региона (подъем, спад, стагнация, режим использования рабочей силы, ресурсное обеспечение региона);
• финансовые, отражающие положение в валютной, финансовой и кредитной системе страны и региона, доступность финансовых средств из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита, доля убыточных хозяйствующих субъектов на территории региона, состояние регионального бюджета;
• социальные и социокультурные факторы, характеризующие уровень жизни населения; потребление продуктов питания, жилищные условия; систему обязательного социального страхования; здравоохранение; правонарушения; организованность рабочего класса, сила профсоюзного движения;
• политические, предполагающие характеристику взаимоотношений федерального центра и региональных властей; степень доверия населения к региональной власти; уровень социальной стабильности, межнациональные и межконфессиональные отношения;
• экологические факторы, определяющие экологическую безопасность региона.
Для обеспечения реализации намеченных инвестиционных программ немаловажна
законодательная защита интересов частных инвесторов. Ключевыми направлениями здесь являются стабильное обеспечение населения российскими продовольственными товарами, защита экономических интересов отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынке, развитие аграрной науки, внедрение в агробизнес инновационных технологий.
Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 11-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» обязывает качественно и эффективно проводить программу модернизации АПК,
призванную обеспечить продовольственную безопасность и самодостаточность на территории РФ и региона. Весь ассортимент продукции должен быть конкурентоспособным и экологически чистым. Эффективное производство с высокой добавленной стоимостью должно быть подкреплено стабильностью роста доходов непосредственных производителей, а также соответствующими налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней [5].
К основным проблемам в инновационно-инвестиционной сфере региона можно отнести:
• недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций аграрного сектора экономики; выделяемые бюджетные инвестиции не обеспечивают расширенное воспроизводство в АПК и не отвечают потребностям роста экономики;
• несовершенство системы обеспечения доступности выделяемых бюджетных ассигнований на развитие сельхозпроизводства между субъектами разных организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций;
• несовершенство форм и методов стимулирования и контроля целевого использования инвестиционных средств;
• недостаточное развитие инновационно-инвестиционного сотрудничества с отечественными и иностранными партнерами;
• плохая информированность о состоянии дел в сфере развития и государственной поддержки предпринимательства, защиты прав и интересов субъектов малого бизнеса;
• нехватка квалифицированных специалистов для сферы бизнеса из-за повышения качества стандартов бизнес-образования;
• недостаточность условий для расширения доступа малых предприятий на рынок государственных и муниципальных закупок;
• нерешенность проблемы выхода на российские и международные рынки конкурентоспособной продукции малых предприятий республики;
• неэффективное функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего доходность сельхозпроизводителей.
• низкий уровень оплаты труда, занятости в сельском хозяйстве сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, соответствующий уровень их жизни.
• низкий уровень занятости населения в сельских поселениях.
• недостаточное использование потенциала научных исследований и инновационной деятельности.
• неурегулированность вопросов землепользования в республике.
На основе проведенного анализа выявлено, что основными формами эффективного инновационно-инвестиционного развития региона является:
• сохранение динамики и основных принципов комплексного планирования развития территорий;
• рациональное размещение производительных сил;
• диверсификация сельской экономики и обеспечение занятости сельского населения;
• построение эффективной системы взаимодействия крупных, средних и малых форм хозяйствования, включая организации сельскохозяйственной кооперации.
Активизация привлечения инвестиций в инновационные проекты АПК региона:
• при формировании местных и региональных бюджетов рекомендуется разработка плана по организации работ по привлечению инвестиций в наукоемкие производства АПК для получения финансовой поддержки и доведения до уровня инновационных проектов;
• привлечение научного сообщества региона и бизнеса для объединения усилий по обеспечению АПК качественным селекционным материалом отечественного производства.
• сдерживание роста цен естественных монополий на энергетические ресурсы и коммунальные услуги;
• создание лизинговых схем финансирования, в том числе с привлечением создаваемых государственных лизинговых компаний;
• проведение рекламы региональных инновационно-инвестиционных проектов за рубежом.
Для повышения инновационно-инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса в области структурных преобразований необходимо:
• изменение структуры агропромышленного производства за счет стимулирования инновационной активности предприятий и увеличения удельного веса высокотехнологичных производств с высокой степенью переработки в структуре АПК. В качестве приоритетов принимается освоение производства принципиально новых видов продукции и технологий и расширение рынков их сбыта;
• техническое перевооружение предприятий, оптимизация производственных процессов для обеспечения сбалансированности технического уровня аграрной отрасли с другими отраслями экономики;
• содействие процессам интеграции и образованию крупных конкурентоспособных корпоративных структур;
• увеличение доли инвестиций, направляемых в наукоемкие высокотехнологичные производства;
• изменение структуры производства товаров в направлении производства товаров с высокими потребительскими свойствами по ценам, приемлемым для широких слоев населения; расширение внутренних рынков сбыта за счет импортозамещения;
• изменение структуры затрат в сторону уменьшения расходов на энергоносители, материалы, комплектующие изделия на основе использования энергоресурсосберегающих технологий;
• изменение территориального размещения объектов АПК и субъектов агропромышленной деятельности для более рационального использования территорий.
Таким образом, предлагаемый организационно-экономический механизм развития инвестиционной деятельности в АПК КБР обусловливает:
• установление специфических конкурентных преимуществ территории и выбор методов их формирования;
• выявление долгосрочных конкурентных рыночных сегментов и разработку стратегий их завоевания;
• формирование условий осуществления интеграции региона в мировое хозяйство и способность создавать индивидуальные региональные конкурентные преимущества в приоритетных сегментах экономики.
Известно, что одним из основных видов деятельности на территории СКФО является сельское хозяйство, где основной отраслью является зерноводство. Валовой сбор зерна в 2013 г. увеличился на 28,8% по сравнению с 2012 г. Причем следует отметить, увеличение сбора зерна наблюдается в каждой республике, входящей в состав СКФО [6].
Рассмотрим динамику экономических показателей, характеризующих условия и результаты инвестиционной деятельности в РФ, которая представлена в таблице 2.
Данные таблицы 2 показывают позитивную тенденцию основных параметров инвестиционной деятельности. Доля валового накопления в ВВП до 2013 г. увеличилась и достигла 24,5%, но в 2014 г.снизилась до 22,6%. Тем не менее валовой внутренний продукт России в 2000-2003 годах увеличился в 9,14 раза, а отношение валового накопления основного капитала к ВВП составляло в среднем 21,7%. Следовательно, он показывает, что валовое накопление слабо питает совокупный рост. В промышленности недостаточно объемов инвестиций для развития; степень износа основных фондов возросла и составила 47,7%. В обновлении основных фондов наблюдается положительная динамика — увеличился ввод в действие в стоимостном выражении, а также коэффициент обновления, достигнув 5% в 2014 г. стабильно положительная динамика инвестиций на душу населения (в 11,4 раза в 2014 г. по сравнению с 2000 г.) доля инвестиций в основной капитал в ВВП также увеличилась и составила 19,9% в 2014 г.
По сравнению с 2014 г., экспорт российской продукции аграрного сектора увеличился на 14% и составил 19,1 млрд долларов. Но, несмотря на такой значительный рост, сумма импорта в этой отрасли экономики превышает уровень экспорта более чем в 2 раза. По итогам 2014 г. экспорт с/х продукции составил 40,9 млрд долларов, что на 9,1% меньше, чем в предыдущем году [7] ^^таШоуа, 2014).
В целом в настоящее время Кабардино-Балкария с ее сильным сельскохозяйственным, рекреационным, научно-техническим потенциалом и природно-климатическими условиями в современных границах Российского государства приобретает особое значение. По оценке зарубежных и отечественных экспертов, КБР обладает значительным инновационно-инвестиционным потенциалом.
Таблица 2
Динамика экономических показателей, характеризующих условия и результаты инвестиционной деятельности в РФ
Показатели /Годы 2000 2005 2012 2013 2014
Валовой внутренний продукт: млрд руб. 7305,6 21625,4 46308,5 62218,4 66755,3
На душу населения, тыс. руб. 49,8 150,3 324,1 435,1 465,8
Валовое накопление: млрд руб. 1365,7 4338,7 10472,7 15223,9 15077,0
Доля валового накопления в ВВП, % 18,7 20,1 22,6 24,5 22,6
Инвестиции в основной капитал: млрд руб. 1165,2 3611,1 9152,1 12586,1 13255,5
На душу населения, тыс. руб. 7,9 25,2 64,0 88,0 92,5
В процентах к валовому внутреннему продукту 15,9 16,7 19,8 19,7 19,9
Иностранные инвестиции в экономику России, млн долл 10958 53651 114746 154570 170180
Степень износа основных фондов (на начало года),% 41,7 43,5 47,1 47,9 47,7
Ввод в действие основных фондов: млрд руб. 843,4 2943,7 6275,9 10338,5 12086,1
Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах),% 1,8 3,0 3,7 4,8 5,0
Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики Россия в цифрах, 2015 г.
Неоспоримыми аргументами привлекательности региона являются плодородные сельскохозяйственные угодья, богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности, благоприятные природно-климатические условия, способствующие развитию индустрии туризма и отдыха. В сочетании с выгодным геополитическим расположением все это создает необходимые предпосылки для успешной реализации различных проектов, сулящих выгоду инвесторам, способным трезво оценить имеющиеся возможности.
•
источники:
1. Аварский Н.Д., Тарна В.В., Соколов Ж.Е., Стефановский В.Г. Рынок органической продукции России: современное состояние и потенциал развития // Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 5. — с. 29-37.
2. Герасимов А.Н., Громов Е.И., Левченко С.А. Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития. / монография. — Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2014. — 192 с.
3. Инвестиции в России. / Стат.сб. Россия в цифрах, 2015. — 290 с.
4. Чиненов М.В. и др Инвестиции. / учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008.
5. Корпорация развития Северного Кавказа. [Электронный ресурс]. URL: http:// krskfo. ru/index. html.
6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks. ru.
7. Шомахова М.А. Повышение инвестиционной привлекательности зернового подкомплекса АПК РФ // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 8.
REFERENCES:
Investitsii v Rossii [Investments in Russia] (2015). M.. (in Russian).
Avarskiy N.D., Tarna V.V., Sokolov Zh.E., Stefanovskiy V.G. (2014). Rynok organiches-koy produktsii Rossii: sovremennoe sostoyanie i potentsial razvitiya [The market of organic products in Russia: current state and development potential]. The Economics of agriculture in Russia. (5). 29-37. (in Russian).
Chinenov M.V. i dr (2008). Investitsii [Investments] M.: KNORUS. (in Russian).
Gerasimov A.N., Gromov E.I., Levchenko S.A. (2014). Severo-Kavkazskiy federalnyy okrug: otsenka sostoyaniya iperspektiv sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [North-Caucasian Federal District: assessment of the state and prospects of socio-economic development] Stavropol: AGRUS Stavropolskogo gos. agrarnogo un-ta. (in Russian).
Shomakhova M.A. (2014). Povyshenie investitsionnoy privlekatelnosti zernovogo pod-kompleksa APKRF [Improving investment attractiveness of the grain subcomplex of the agrarian and industrial complex of the Russian Federation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8). (in Russian).