Научная статья на тему 'Формирование эффективного механизма инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской республики'

Формирование эффективного механизма инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созаева Т. Х., Жантудуева Х. М.

Проблемы устойчивого экономического роста необходимо рассматривать в контексте с проблемами повышения инвестиционной привлекательности, что, в свою очередь, определяет крайнюю актуальность постоянного государственного регулирования инвестиционной деятельности на основе разработки единой государственной стратегии. Роль государственного регулирования инвестиционной сферы неизбежно будет возрастать в соответствии с формирующимися тенденциями мирового развития. На данном этапе она заключается в необходимости разработки новой инвестиционной политики, адаптированной к современной модели конкурентоспособной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного механизма инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской республики»

формирование эффективного механизма ИНВЕСТИЦИОННОЙ

привлекательности кабардино-балкарской республики

т.х. созаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Финансовый менеджмент и инвестиции»

Х.М. ЖАНТУдУЕВА, аспирант кафедры

«Финансовый менеджмент и инвестиции» Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В. М. Кокова

Проблемы устойчивого экономического роста необходимо рассматривать в контексте с проблемами повышения инвестиционной привлекательности, что, в свою очередь, определяет крайнюю актуальность постоянного государственного регулирования инвестиционной деятельности на основе разработки единой государственной стратегии. Роль государственного регулирования инвестиционной сферы неизбежно будет возрастать в соответствии с формирующимися тенденциями мирового развития. На данном этапе она заключается в необходимости разработки новой инвестиционной политики, адаптированной к современной модели конкурентоспособной экономики.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инвестиционная привлекательность, инвестиционный риск, экономический рост, конкурентоспособность, внешнеторговая деятельность, инновационный тип развития экономики.

Создание благоприятного инвестиционного климата, оживление инвестиционной деятельности и достижение экономического роста остаются одними из главных проблем для Кабардино-Балкарской Республики (КБР). Большое значение приобретают:

• наличие регионального законодательства, обеспечивающего прозрачность инвестиционного процесса;

• стабильность правового поля, так как для любого инвестора важнейшими условиями яв-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

ляются предсказуемость нормативно-правовой базы, стабильность и динамичность развития всех отраслей экономики региона;

• обеспечение льготных условий для функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта;

• усиление внимания к вопросам качества банковского сектора, потому что реализация стратегии развития банковского сектора — важнейшее условие устойчивого развития экономики.

Все приведенные факторы являются основными слагаемыми повышения национальной продовольственной безопасности как региона, так и всей Российской Федерации.

Характеризуя современное состояние экономики КБР, отметим, что одной из наиболее важных отраслей экономики КБР является агропромышленный комплекс (АПК). В сельском хозяйстве республики формируется примерно 60 % конечного продукта АПК и более 30 % ВРП. Благоприятные почвенно-клима-тические и экономические условия способствуют эффективному животноводству и возделыванию большинства сельскохозяйственных культур. Основным направлением специализации в сельском хозяйстве является производство зерна, подсолнечника, овощей, плодов. С 2003 по 2007 г. в АПК КБР наблюдалось увеличение производства продукции сельского —-.._-43

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития КБР [5]

Год 2007 г.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 в % к 2003 г.

Численность населения, тыс. чел. 898,9 896,9 894,0 891,5 891,3 99,1

Среднегодовая численность занятых в 315,7 316,1 310,6 309,7 312,2 98,9

экономике, тыс. чел.

ВРП, млн руб. 25 997,4 29 052,9 36 833,4 41 788,3 -

ВРП на душу населения, руб. 28 886,0 32 354,9 41 132,8 46 813,4 -

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по

видам деятельности, млн руб.:

добыча полезных ископаемых 74,4 94,3 121,2 -

обрабатывающие производства 9 109,9 9 818,3 11 403,0 -

производство и распределение электроэнер- 2 853,8 3 458,8 4 426,7 -

гии, газа и воды

Индекс промышленного производства, в про- 116,2 104,4 121,5 109,5 106,6

центах к предыдущему году

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 13 148,2 14 842,2 14 705,1 15 775,5 18 143,4 138

Оборот розничной торговли и общественного 15 355 18 873 23 674 29 007 36 406 237,1

питания, млн руб.

Платные услуги населению, млн руб. 4 826,1 5 606,8 6 790,5 7 955,3 8 984,5 186,2

Доходы консолидированного бюджета, млн руб. 5 483,9 6 395,0 8 627,7 11 088,7 15 001,4 273,5

Расходы консолидированного бюджета, млн руб. 5 743,6 6 466,3 8 959,3 10 561,6 14 566,3 253,6

Дефицит (профицит) консолидированного бюд- -259,7 -71,3 -331,6 527,1 435,1 -

жета, млн руб.

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения КБР. Статистический сборник. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по КБР. — Нальчик. 2008. 122 с.

хозяйства на 138 % или 4 995,2 млн руб. (табл. 1), чему способствовала реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлениям «Ускоренное развитие животноводства» и «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». По производству продукции сельского хозяйства на душу населения КБР занимает второе место в Южном федеральном округе (ЮФО) после Краснодарского края1.

Важной частью экономического потенциала республики является промышленность, где формируется до 60 % общей суммы собственных доходов бюджета. В хозяйственном комплексе республики предприятия промышленности создают 12 % ВРП. Промышленный комплекс образуют 203 крупных и средних предприятия; 1 658 малых предприятий. В числе конкурентоспособной продукции: вольфрамовый ангидрит, молибденовый концентрат, медный прокат, кабельная продукция, оборудование нефтехимического комплекса, рентгеновская аппаратура, алмазный инструмент. По объему отгруженной продукции КБР занимает 8-е место среди субъектов ЮФО и 70-е по России [4].

Площадь территории КБР составляет 12 470 км2, занимает 83-е место по Российской Феде-

1 URL: Шр:// www. есопотуйэг. т.

рации и 10-е место по ЮФО. Из всей площади 15,2 % занимают леса, 12,8 % — воды, 32 % — сельскохозяйственные угодья, 24 % — пастбища, 16 % — прочие земли. Население республики на начало 2008 года составляло 891,3 тыс. чел. Среднегодовая численность занятых в экономике, составив в 2007 г. 312,2 тыс. чел., уменьшилась по сравнению с 2003 г. на 3,5 тыс. чел. Доля КБР в общероссийской численности населения в 2007 г. составила 0,6 %2.

Важной составной частью экономического потенциала КБР является рекреационный комплекс, созданный на базе использования лечебных минеральных источников и уникальных природных условий. Туристско-рекреационный комплекс КБР рассматривался как одно из главных направлений Федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России» на 2008-2012 гг. 3.

В объеме ВРП ЮФО в 2006 г. КБР занимала 8-е место. В структуре ВРП республики в 2006 г. (рис. 1) наибольшую долю имели сельское хозяйство — 27,3 %, торговля — 26,8, промышленность — 12 и строительство — 10,3 %, а наименьшую — транспорт (2,8 %) и чистые налоги (3,5 %)4.

2 URL: http:// www. economykbr. ru.

3 URL: http://www. polpred. com.

4 URL: http:// www. economykbr. ru.

□ 17,2 ■ 2,8

□ 26,8

3,5 и 12

И 10,3

Ы Промышленность 0 Сельское хозяйство □ Строительство Н 27 3 ® Торговля

■ Транспорт И Другие отрасли 0 Чистые налоги

Рис. 1. Структура ВРП Кабардино-Балкарской Республики, %

5 497 , 7

5 509, 3

5^29,8 '

12 754,4»

6 443,0

Млн руб.

14 000-1 12 00010 0008 0006 0004 000 2 000

0 -I-1-1-1-1-1

2003 2004 2005 2006 2007 Год

Рис. 2. Объем инвестиций в основной капитал

Наиболее перспективными направлениями развития экономики республики являются сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство строительных материалов и туризм. Создание с помощью инвестиций современной инфраструктуры туристской и курортной отрасли позволит не только увеличить доходы республиканского бюджета, но и стимулировать развитие

смежных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, увеличить количество рабочих мест и доходов граждан. Кроме того, развитие туризма и курорта должно стать основным фактором повышения инвестиционного климата КБР, вхождения в систему российского и международного рынка.

Кабардино-Балкарская Республика характеризуется ростом объемов инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в экономику КБР за 2003—2007 гг. увеличился в 2,3 раза (рис. 2). В 2007 г. в развитие КБР было инвестировано 12 754,4 млн руб. в основной капитал, это на 7 256,7 млн руб. превышает данный показатель в 2003 г.

Основная часть инвестиций была направлена на строительно-монтажные работы, развитие транспорта и связи, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Относительно небольшая доля (около 12 %) была направлена на образование, науку, здравоохранение и государственное управление.

На развитие сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в 2007 г. было направлено 1,4 % инвестиций, это на 1 % ниже, чем в 2003 г. На обрабатывающее производство было направлено в 2007 г. 5,0 % инвестиций, что на 33,8 % меньше по сравнению с 2003 г. Наибольшая сумма инвестиций была направлена на производство и распределение электроэнергии, воды и газа (см. табл. 2). По федеральной целевой программе «Юг России» на

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в % к итогу)

Показатель Год

2003 2004 2005 2006 2007

Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100

В том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,4 2,2 1,9 3,1 1,4

рыболовство, рыбоводство 0,1 0,0 0,0 - -

добыча полезных ископаемых 3,2 0,0 0,0 - 0,0

обрабатывающие производства 38,8 10,6 4,6 8,1 5,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 14,6 23,3 25,7 27,7 40,0

строительство 1,6 2,5 4,0 8,0 7,0

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 0,1 1,1 1,6 2,1 2,6

гостиницы и рестораны 0,0 0,0 0,0 - 0,1

транспорт и связь 22,3 37,3 24,4 12,2 18,1

в том числе связь 11,9 23,0 3,3 2,9 8,9

финансовая деятельность 0,6 0,9 1,3 1,7 1,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,2 7,5 6,1 4,9 1,4

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,6 6,1 13,5 13,3 5,4

образование 2,6 3,9 9,4 8,2 7,5

здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,3 2,1 3,6 5,5 5,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 4,6 2,5 3,9 5,2 4,2

Источник: Кабардино-Балкария в цифрах: Статистический ежегодник. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по КБР. — Нальчик. 2008. С. 238.

Таблица 3

Оборот организаций и инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности в 2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Оборот организаций Инвестиции в основной капитал

Млн руб. В % к итогу Млн руб. В % к итогу

Всего 6124,0 100,0 85,3 100,0

В том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 70,6 1,2 21,2 24,9

обрабатывающие производства 1 713,2 28,0 32,1 37,6

строительство 1 048,5 17,1 - -

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 530,2 41,3 29,1 34,1

гостиницы и рестораны 78,8 1,3 - -

транспорт и связь 195,0 3,2 - -

из него связь 111,7 1,8 - -

здравоохранение и предоставление социальных услуг 13,6 0,2 - -

прочие виды экономической деятельности 474,1 7,7 2,9 3,4

Источник: URL: Шр:// www. есопотукЬг. т.

2008—2012 гг. предполагалось, что в гостиничный бизнес и сервис будет привлекаться частный капитал, но в 2007 г. он составил лишь 0,1 % от общей суммы инвестиций.

По темпам развития среди субъектов Южного федерального округа КБР вышла на второе место в двух базовых отраслях — промышленности и сельском хозяйстве. Объем работ в строительстве в 2007 г. почти на 30 % превышал уровень 2006 г., инвестиции в основной капитал — в 1,6 раза5.

Оборот малых предприятий в 2007 г. составлял 6 124,0 млн руб., а инвестиций — 85,3 млн руб. (табл. 3). Наибольший оборот приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования и обрабатывающие производства.

Привлечение инвестиций в экономику региона в современных условиях невозможно без активизации усилий региональных властных структур, направленных на снижение инвестиционного риска и на повышение инвестиционной привлекательности в регионе.

Частные инвестиции с 2003 по 2007 г. увеличились в 1,5 раза (44,8 %) (рис. 3). Государственные инвестиции увеличились на 0,4 % (в 2003 г. они составляли 23,7 %), муниципальные — на 1,5 % (2003 г. — 0,2 %). Смешанные инвестиции же сократились до 27,2 % (2003 г. — 31,0 %), совместные - увеличились на 3,4 % (2003 г. - 0,3 %). С 2003 по 2007 г. поступлений иностранных инвестиций в республику не было.

66,7

3,83,7

' Шр:// www. minгegion. ги.

1,7 24,1

□ инвестиции в основной капитал В государственные И частные I

Ш совместные российские и иностранные

ш россииские □ муниципальные И смешанные российские

Рис. 3. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в % к итогу).

Укреплению финансовой базы инвестиционной деятельности на региональном уровне может служить передача в доходную часть бюджетов определенной доли доходов от внешнеэкономической деятельности.

Предприятия, организации и учреждения КБР осуществляют сотрудничество с партнерами за рубежом по разным направлениям - в области торговли, строительства, науки, образования и культуры. Определенное взаимодействие - в первую очередь культурное - имеется с представителями зарубежных диаспор, в таких государствах, как Иордания, Турция, Сирия, США, Германия.

В настоящее время КБР имеет полномасштабные договоры и соглашения о сотрудничестве с 22 субъектами Российской Федерации. В рамках подписанных документов, а также в результате учреждения представительств КБР по торгово-экономическим вопросам КБР сотрудничает с

рядом регионов Северо-Западного, Южного, Приволжского, Сибирского федеральных округов. Сотрудничество осуществляется в сфере взаимопоставок продукции (услуг), создания совместных предприятий.

Внешнеторговый оборот является объективной оценкой конкурентоспособности предприятий республики на мировом рынке и важным фактором оздоровления экономики КБР. Экспортно-импортные операции в КБР осуществляют около 300 юридических и физических лиц — участников внешнеэкономической деятельности. Больше половины внешнеторгового оборота республики (70 %) приходится на страны дальнего зарубежья, среди которых ведущую роль играют Германия, Нидерланды!, Турция, Франция, Италия. На страны ближнего зарубежья приходится около трети внешнеторгового оборота республики [1]. Внешнеторговый оборот по КБР увеличился за 8 лет на 45,6 млн долл. США (рис. 4), в том числе: экспорт — на 8 млн долл., импорт — на 37,6 млн долл. Особую актуальность приобрели проблемы защиты внутреннего рынка, формирования благоприятной нормативно-правовой среды, соответствующей сегодняшним потребностям участников внешнеторговой деятельности.

В структуре экспорта основную долю занимает продукция нефтехимического комплекса, которая поставляется в основном на рынки Западной Европы.

К основным проблемам, затрудняющим развитие внешнеэкономической деятельности, можно отнести:

1) слабое развитие международного сотрудничества в сфере обмена результатами интеллектуальной деятельности;

2) географическую удаленность КБР от основных мировых торговых рынков;

3) недостаточную конкурентоспособность основной массы товаров, производящихся в КБР;

4) недостаток у предприятий свободных финансовых средств, что не позволяет им освоить выпуск новых видов конкурентоспособной на мировых рынках продукции;

5) недостаточный уровень координации, контроля и стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий со стороны государственных органов власти.

Рассматривая предпосылки инвестиционной привлекательности региона и наличия различных конкурентных преимуществ и отставаний, отметим, что, с одной стороны, не существует в России таких регионов, в которых не было бы конкурентных преимуществ, необходимых для привлечения частных инвесторов, но, с другой стороны, для каждого региона могут быть определены направления совершенствования конкурентного облика, предполагающие как более эффективное использование его сильных сторон, так и устранение, компенсацию слабых составляющих.

Главным приоритетом современной структурно-инвестиционной политики КБР должно стать развитие экспортоориентированных обрабатывающих производств и сфер, обеспечивающих улучшение качества жизни населения. Экономический рост происходит в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Правительству КБР необходимо уделить внимание вопросам защиты отраслей региональной экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствованию товарной структуры экспортно-импортных операций, созданию благоприятных правовых условий работы предприятий в сфере внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Для любого инвестора важнейшими условиями бизнеса являются предсказуемость нормативно-правовой базы, стабильность и динамичность

70 60 50 40 30 20 10 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

♦ Внешнеторговый оборот 12,4 12,3 10,8 8,9 21,3 55,5 47,6 58

■ Экспорт 6,6 4,3 3 3,6 10,6 42,9 22,9 14,6

А Импорт 5,8 8 7,8 5,3 10,7 12,6 24,7 43,4

• Внешнеторговый оборот

■ Экспорт

■ Импорт

Рис. 4. Внешняя торговля КБР, млн долл.

развития региона. Самым большим недостатком законов об инвестиционной деятельности всех субъектов ЮФО является отсутствие четких гарантий сохранения условий работы участников инвестиционной деятельности [6].

В ближайшие годы в КБР предполагается реализация 35 крупных инвестиционных проектов. Пять проектов в сфере туризма были представлены на международной инвестиционной выставке в Каннах: развитие курортных зон «Чегет», «Чипер-Азау», «Эльбрус», «Юсенги», создание туристско-рекреационного комплекса «Джылы-Су» [3].

Необходимым шагом, способствующим оживлению инвестиционного сектора, должно стать возрастание роли государства как субъекта управления, оказывающего воздействие на процесс перераспределения финансовых и материальных потоков в определенных направлениях, обеспечивающих в перспективе достижение устойчивого развития. Эффективное осуществление инвестиционной политики и реализация стратегии экономического роста возможны только в условиях синтеза интересов регионов и страны в целом.

Сдерживающее влияние на динамику инвестиционного спроса оказывают такие факторы, как ускорение стоимости строительства, низкая мобильность капитала из сырьевых в обрабатывающие отрасли и сферу услуг, медленное развитие механизмов трансформации сбережений населения и банковских пассивов в инвестиции.

В республике назрела объективная необходимость разработки механизма концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создания стимулов для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.

При формировании инвестиционного потенциала предлагается:

1) совершенствовать налоговый механизм;

2) с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке можно прибегнуть к изменению процентной ставки Центробанка;

3) совершенствовать валютную политику, способствующую созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения;

4) повысить устойчивость и надежность функционирования фондового рынка.

По итогам одиннадцатого рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, подготовленного Рейтинговым агентством «Эксперт РА», по рангу инвестиционного климата КБР отнесена к регионам группы 3С2, для кото-

48 -

рых характерен «незначительный потенциал и высокий риск», наряду с Республикой Карелией, Республикой Марий Эл, Карачаево-Черкесской Республикой, Сахалинской, Курганской областями и другими регионами. Вместе с тем на протяжении длительного времени уровень инвестиционного риска в КБР характеризовался как «незначительный» и «умеренный»6.

Для развития экономики региона необходима стратегия инновационного прорыва - создание региональной инновационной системы, технополисов и технопарков, органа для поиска венчурных инвестиций. Закономерной особенностью социально-экономического прогресса большинства развитых государств современного мира стала интенсивная переориентация региональных экономических систем на инновационный тип развития. Последний характеризуется превращением инноваций в решающий фактор экономического роста. Основой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является конкуренция самостоятельных и экономически ответственных фирм, заинтересованных в выживании, расширенном воспроизводстве и максимизации сферы влияния в условиях меняющейся экономической среды. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже некоммерческий риск инвестиционной деятельности в регионе, тем выше его инвестиционная привлекательность и, как следствие, тем выше в нем инвестиционная активность. Формирование эффективного направления в инвестиционной привлекательности региона - залог стабилизации и будущего подъема (рис. 5).

Причина низкой инвестиционной активности в республике, кроме прочих известных факторов, связанных с безопасностью, заложена в самих реципиентах-получателях инвестиций. Практически все субъекты хозяйствования проявляют исключительную пассивность в вопросах НИОКР, планирования ассортимента, производства, сбыта и материально-технического снабжения, да и во многих других вопросах эффективного менеджмента и развития человеческого потенциала. Рыночная неадаптированность и низкая конкурентоспособность субъектов хозяйствования являются и сегодня основной проблемой, препятствующей инвестированию.

В целях содействия инвестиционной деятельности в КБР учреждено «Агентство инвестиций и развития КБР». На данное агентство возложены

6 URL: Шр:// www. Мэг-шта! ги.

Проведение кадастровой оценки земель, разработка механизма предоставления бюджетных кредитов

Формирование перечня важнейших объектов технического перевооружения и нового строительства

Разработка стратегии

инновационного

прорыва

Активизация участия банковского сектора в сфере кредитного и прямого банковского инвестирования средств

Предоставление: налогового инвестиционного кредита,

государственных гарантий, поручительств малым предприятиям, использование механизма страхования

Создание

некоммерческого органа стратегических инвестиций, необходимого для поиска венчурных инвестиций, работы на фондовых рынках, осуществления лизинговых операций

Инвестиционный климат

Увеличение прямого поступления средств за счет развития курортно-рекреационного комплекса

РЕГИОН КБР )

Механизм оперативного получения информации об инвестиционных нуждах хозяйствующих субъектов

Анализ

межрегиональных товарных потоков

Развитие выставочно-ярмарочной деятельности

Укрепление международного авторитета и создание положительного имиджа региона, совершенствование внешнеэкономической деятельности

Подготовка управленцев, способных работать в высокоинтеллектуальных сферах бизнеса, принимать высокоэффективные решения, связанные с инвестированием, разработкой новых инвестиционных и инновационных программ

Развитие

телекоммуникационной и

инвестиционной

инфраструктуры

Повышение конкурентоспособности секторов экономики

Выступление региона в качестве центра планирования и организации инвестиционного процесса

Синтез интересов региона и страны в целом

Рис. 5. Механизм инвестиционной привлекательности КБР

функции по привлечению инвесторов в респуб-лику7.

Осуществление инвестиционной стратегии должно сопровождаться в обязательном порядке, во-первых, повышением эффективности инвестиций, которые в нынешних условиях не выделяются только из государственного кармана, а, скорее, зарабатываются самими хозяйствующими субъектами; во-вторых, улучшением всех параметров инвестиционного процесса как по вертикали, так и по горизонтали экономики, в том числе выравниванием экономики регионов; в-третьих, мак-

' URL: Шр:// www. есопотуИэг. т.

симальным использованием имеющегося производственного, природного и научного потенциалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного решения этой задачи необходимо организовать эффективное управ -ление всем инвестиционным процессом, куда могут быть включены:

1) определение конкретных целей инвестирования, отражающих как количественные, так и качественные параметры социально-экономического развития на долгосрочный период;

2) осуществление эффективного мониторинга инвестиционных процессов, направленного на выявление сильных и слабых сторон стратегии инвестирования, определение текущих тенденций и выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию инвестиционной политики;

3) обеспечение согласованности и скоординирован-ности в процессе разработки и реализации общегосударственных и региональных инвестиционных программ;

4) формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством составления каталогов или иных документов, отражающих инвестиционные намерения предприятий и других приравненных к ним структур; проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций, составление прогнозов инвестирования по отраслям и регионам, формирование портфеля инвестиционных проектов, бизнес-планов и др., соответствующих международным стандартам и обладающих высокой экономической эффективностью;

5) усиление роли и значения регионов в стратегии инвестирования, развитие регионального инвестиционного законодательства и поддержка инвестиционных намерений инвесторов со сторо-

- 49

ны местных органов власти в рамках компетенции регионов [2].

Важно отметить, что устойчивый экономический рост региона во многом определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе и прежде всего в кредитовании реального сектора. Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала таких отраслей, как промышленность, строительство, инфраструктура и сельское хозяйство. Инвестиционная деятельность со стороны государства должна быть выражена не только как осуществление прямых капитальных вложений, но и как государственное стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом.

При анализе проблем устойчивого экономического роста необходимо рассмотрение проблем повышения инвестиционной активности, а это, в свою очередь определяет крайнюю актуальность постоянного государственного регулирования инвестиционной деятельности на основе разработки единой государственной стратегии. Роль государственного регулирования инвестиционной сферы неизбежно будет возрастать в соответствии с формирующимися тенденциями мирового развития. На данном этапе она заключается в необходимости разработки новой инвестиционной политики, адаптированной к современной модели конкурентоспособной экономики.

Для повышения инвестиционного климата должны быть:

• предоставлены гарантии инвесторам, что к ним не будут применяться действия, обязывающие производить дополнительные финансовые вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта и не ухудшающие стартовые условия;

• созданы инвестиционные агентства, которые будут осуществлять рекламу региона, формировать список приоритетных инвестиционных проектов, администрирование мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;

• снижены бюрократические препятствия для получения необходимых согласований, привлечены в регион крупные налогоплательщики;

• заранее оговорены, в договорах фиксированный размер участия в прибылях и в риске всех сторон инвестиционного проекта;

• созданы межрегиональные льготные страховые фонды, функционирующие в интересах

предприятий и в значительной части пополняемые за счет средств региональных бюджетов, мобилизуемых при выпуске муниципальных долговых обязательств;

• представлены данные по муниципальному долгу, введены наряду с номинальной оценкой долга его стоимостная оценка на рыночной основе;

• в целях учета и контроля необходимо: отражать просроченную задолженность и просроченные проценты по долгу; проводить такое же отражение долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ и муниципальными органами власти;

• структурированы счета бухгалтерского учета для возможности использования данных бухгалтерского учета в качестве данных налогового учета;

• обращено внимание иностранных инвесторов на техноемкие и инновационные отрасли, созданы условия для активного доступа иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, в страхование, связь и внешнюю торговлю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кабардино-Балкария в цифрах: Статистический ежегодник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по КБР. — Нальчик. 2008. - 266 с.

2. Махмудов Э, Тухлиев С. Стратегия инвестирования, ее особенности и возрастающая роль в социально-экономических преобразованиях // Финансы и кредит. 2005. № 1. С. 43—45.

3. Программа социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007—2011 годы.

4. Созаева Т. Х., Туменова С. А, Байсултанов А. С. Приоритеты развития Кабардино-Балкарской Республики в условиях саморазвития регионов. // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 17. С. 21—29.

5. Социальное положение и уровень жизни населения КБР. Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КБР. — Нальчик. 2008. — 122 с.

6. Четвериков Р. Инвестиционное законодательство республик Северного Кавказа: анализ современного состояния и направления совершенствования //Инвестиции в России. 2005. № 7. С. 3—8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.