ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 33
Буркальцева Диана Дмитриевна,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела,
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Киселев Рэм Олегович,
заместитель председателя комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов Государственного совета Республики Крым, г. Симферополь, Российская Федерация. Османова Эльнара Усеиновна,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики, финансов и учета,
Севастопольский филиал
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Севастополь, Российская Федерация. Котелевская Юлия Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса, Севастопольский филиал,
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Севастополь, Российская Федерация. Курако Лилия Валерьевна,
специалист по направлению «Реклама и связи с общественностью», г Симферополь, Российская Федерация.
Burkaltseva Diana Dmitrievna,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management,
Professor at the Department of Advertising, Public Relations and Publishing, Institute of Media Communications, Media Technologies and Design, VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation. Kiselev Rem Olegovich,
Deputy Chairman of the Committee on Health Care, Social Policy and Veterans Affairs of the State Council of the Republic of Crimea, Simferopol, Russian Federation. Osmanova Elnara Useinovna,
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Accounting, Sevastopol Branch,
G.V. Plekhanov University of Economics, Sevastopol, Russian Federation.
122
Kotelevskaya Julia Viktorovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Head of the Department of Management, Tourism and Hotel Business,
Sevastopol Branch,
G.V Plekhanov University of Economics,
Sevastopol, Russian Federation.
Kurako Lilia Valerievna,
Specialist in Advertising and Public Relations,
Simferopol, Russian Federation.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЫМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
INCREASING THE EFFICIENCY OFADVERTISING OF OBJECTS OF TOURIST AND RECREATIONAL INFRASTRUCTURE OFTHE CRIMEA USING NEW
INFORMATION TECHNOLOGIES
В работе рассмотрен инструмент повышения эффективности рекламы объектов туристско-рекреационной инфраструктуры Республики Крым посредством использования информационных технологий. Проведен анализ тенденций развития объектов туристско-рекреационной инфраструктуры Республики Крым. Дана характеристика экономической сущности рекламы в современных условиях. Рассмотрены виды современных информационных технологий и их роль в достижении конкурентного преимущества. Выявлены тенденции развития объектов туристско-рекреационной инфраструктуры Республики Крым. Определена специфика развития рекламно-информационных технологий в туристско-рекреационном бизнесе Республики Крым. Проведен анализ актуальных инструментов рекламной деятельности, применимых в сфере туристских услуг Республики Крым. Предложен проект продвижения объекта туристско-рекреационной инфраструктуры Крыма с использованием новых информационных технологий на примере Сакского кластера.
Ключевые слова: информационные технологии, туристско-рекреационная инфраструктура, продвижение услуг, реклама, Республика Крым.
The paper considers a tool for increasing the effectiveness of advertising objects of the tourist and recreational infrastructure of the Republic of Crimea through the use of information technology. The analysis of trends in the development of objects of tourist and recreational infrastructure of the Republic of Crimea was carried out. The characteristic of the economic essence of advertising in modern conditions is given. The types of modern information technologies and their role in achieving a competitive advantage are considered. The trends in the development of objects of tourist and recreational infrastructure of the Republic of Crimea are revealed. The specificity of the development of advertising and information technologies in the tourist and recreational business of the Republic of Crimea is determined. The analysis of relevant promotional tools applicable in the field of tourist services of the Republic of Crimea has been carried out. A project is proposed to promote the object of the tourist and recreational infrastructure of the Crimea using new information technologies on the example of the Saki cluster.
Keywords: information technologies, tourist and recreational infrastructure, promotion of services, advertising, Republic of Crimea.
ВВЕДЕНИЕ
Среди важнейших проблем, связанных с реализацией туристско-рекреационной продукции, следует отметить: значительную конкуренцию, множество формальных требований к турам, путевкам, значительные расходы на оформление, сложности с поиском клиентов.
В связи с этим необходима реализация новых возможностей для создания положительного имиджа компаний в сфере рекреации и туризма, что позволит повысить интерес со стороны потенциальных клиентов и привести к расширению целевой аудитории.
В Республике Крым развитие туризма является одним из приоритетных направлений развития экономики.
В настоящее время сфера туризма Крыма переживает непростые времена. Это связано со снижением доходов населения, а также последствиями распространения вируса COVID-19. В этих условиях необходимо искать новые инструменты для продвижения туристско-рекреацион-ных услуг.
123
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Цель работы — разработать проект продвижения объекта туристско-рекреационной инфраструктуры Крыма с использованием новых информационных технологий.
Для этого потребуются:
• провести анализ тенденций развития объектов туристско-рекреационной инфраструктуры Республики Крым;
• дать характеристику экономической сущности рекламы в современных условиях;
• рассмотреть виды современных информационных технологий и их роль в достижении конкурентного преимущества;
• выявить тенденции развития объектов туристско-рекреационной инфраструктуры Республики Крым;
• выделить специфику развития рекламно-информационных технологий в туристско-рекреаци-онном бизнесе Республики Крым;
• проанализировать актуальные инструменты рекламной деятельности, применимые в сфере туристских услуг Республики Крым;
• разработать проект продвижения объекта туристско-рекреационной инфраструктуры Крыма с использованием новых информационных технологий на примере Сакского кластера.
Предмет исследования — теоретико-методологические основы повышения эффективности рекламы объектов туристической инфраструктуры Крыма с использованием новых информационных технологий.
База исследования — объекты туристической инфраструктуры Республики Крым на примере Сакского кластера.
Научная новизна заключается в разработке проекта продвижения объекта туристической инфраструктуры Крыма на основе исследования региональных особенностей рекламы туристических услуг Республики Крым с использованием новых информационных технологий.
Основные исследования в области маркетинга, рекламы в туризме представлены в работах исследователей, в частности: Гончарова И.В., Дроздова Ю.А., Лиханова В.В., Морозов М.А., Морозова Н. С., Панкрухин, А.П., Розанова Т.П., Спирченко М.А., ТарановаЮ.В., Цимбал A.B., а также: Борден Н.Х., Фелтон А.П., Котлер П., Вебстер Ф. Были использованы материалы и других авторов и экспертов, а также стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Саки Республики Крым до 203 0 года, стратегия социально-экономического развития Сакского района Республики Крым до 203 0 года, интернет-ресурсы [1-33].
В работе использовали следующие методы: эмпирические методы исследования, теоретический анализ экономической, научной и методической литературы по теме исследования, количественные и статистические методы исследования. РЕЗУЛЬТАТЫ
Экономическая сущность рекламы в современных условиях
В условиях конкурентной рыночной экономики каждая компания стремится к максимальному удовлетворению потребностей клиентов, и поэтому реклама является решающим фактором в конкуренции. Каждый этап цикла покупки товара или услуги имеет свои особенности в рекламе.
Реклама — это специфическая деловая деятельность с целью распространения информации, полученной в результате рассмотрения отраслями, службами, общественными организациями и т.д. и организованного ведения бизнеса, такого как продажи. Сформированная таким образом реклама оказывает сильное влияние на общественное или личное сознание потребителей, может вызвать заранее определенную реакцию у определенной группы потребителей [ 1, с. 54].
Закон Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.1995 № 108-ФЗ дает универсальное толкование рекламы. «Реклама—информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и предприятиях, распространяемая во всех формах и средствах (рекламная информация), направленная на неопределенное большое количество людей, предназначенная формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и предприятиям и содействовать реализации товаров, идей и предприятий» [2].
124
Для того чтобы реклама сохранялась в памяти, воспринималась как желаемая информация и эффективно реализовывалась, необходим налаженный канал связи между рекламодателем и зрителем.
Основными целями рекламы являются [3]:
• привлечь внимание покупателей;
• предоставить покупателям возможность узнать больше о продукте;
• позволить потребителям сформировать определенные знания о самих товарах и услугах;
• создать благоприятный имидж компании-производителя, а также товарный знак;
• формирование положительной оценки компании;
• поощрение потребителей покупать именно этот продукт у этой компании, а не у конкурентов;
• способствовать продвижению товаров и услуг;
• повторное информирование потребителей о компаниях и продуктах.
В процессе постановки рекламных целей обычно учитывается позиционирование товарного бренда в товарной категории, этапы и продолжительность жизненного цикла продукта, степень привязанности потребителя к продукту, рыночная ситуация продукта и услуги и т.д.
Поэтому основной целью рекламы является своевременное предоставление потребителям необходимой информации о товарах и услугах, их характеристиках, условиях покупки. В процессе достижения конкретной цели рекламы мы будем решать ее шаг за шагом.
Реклама позволяет создавать и использовать прямые личные связи между компанией и ее клиентами.
Цель рекламы не достигается, если она не выполняется с правильной функциональностью.
Информация и коммуникация являются основными или прямыми экономическими функциями рекламы, а все остальные функции прилагаются к ней [3].
Рекламодатели оказывают неправомерное влияние на обычное содержание средств массовой информации, которые они используют,—редакционную позицию газеты или сюжет телевизионного шоу. Однако такому влиянию противодействует, по крайней мере, в случае финансово сильных медиакомпаний, зависимости рекламодателя от СМИ для передачи сообщения [3].
Реклама — это специфическая деловая деятельность с целью распространения информации, полученной в результате рассмотрения отраслями, службами, общественными организациями и т.д. и организованного ведения бизнеса, такого как продажи. Сформированная таким образом реклама оказывает сильное влияние на общественное или личное сознание потребителей, может вызвать заранее определенную реакцию у определенной группы потребителей.
На рынке товаров и услуг реклама следует по тому же пути, что и в остальной части предприятия. Для этого важно подумать о средствах, с помощью которых они должны быть вовлечены, и о том, чего они могут достичь, приняв стратегию, сочетающую деловые и маркетинговые цели.
Поскольку цели рекламы очень разнообразны, тип и средства распространения, такие как варианты производства, элементы, составляющие рекламу как систему, действительно различны.
Таким образом, реклама—это форма информационной деятельности, которая связывает производителей и потребителей. На данном этапе реклама выходит за рамки узкого круга информационных действий, которые направляют поток информации к коммуникационной функции. Реклама используется для «обратной связи» с потребителями.
Эти отношения могут контролировать продвижение товаров на рынке, создавать определенную систему требований к предмету рекламы, интегрировать покупателей и координировать маркетинговую деятельность компаний.
Виды современных информационных технологий и их роль в достижении конкурентного преимущества
В современном обществе большинству компаний и организаций необходимо совершенствовать информационные технологии, поскольку они имеют дело с огромными пластами информации.
Безусловным фактором, относящийся к новым информационным технологиям при разработке и продвижении рекламных продуктов, является использование ИКТ. Как отмечает Польская С И.,
125
медиа (средства и способы передачи) в структуре ИКТ занимают самую непосредственную роль, используя инструменты доверия: «Искусственный интеллект (MachineLearning, нейросети); блок-чейн, Data Science (Big Data Analiytics); интернет вещей (IoT); роботизация процессов (RPA); компьютерное зрение и распознавание; дополненная и виртуальная реальность (AR/VR); биометрия; роботы (механические); прогностическое кодирование, автоматизированное составление документов, технологии квантовых вычислений» [4].
Продукты медиасреды — это вычислительная техника, офисное оборудование, коммуникационное оборудование, ОС и сетевые ОС, системное ПО, прикладное ПО; информационно-аналитические услуги, консультации, обучение, сервис, информация, безопасность [5, с. 137].
В процессе совершенствования информационных технологий нужно уделять внимание нескольким аспектам:
• разработке, улучшению, внедрению технологической базы, которая непосредственно занимается обрабатыванием и сохранением полученной информации;
• «использованию современных, четких, разносторонних знаний во всех сферах деятельности человека» [6].
«Своевременное использование новых информационных технологий на предприятиях влияет на многие сферы деятельности, а именно на уровень производительности» [6].
Всемирная паутина несет в себе огромные преимущества, она упрощает жизнь, ускоряет поиск информации, увеличивает производительность при правильном использовании.
Не так давно, чтобы люди узнали о новом товаре или услуге, нужно было купить место в печатных изданиях. На данный момент в интернете без труда можно отыскать необходимую информацию, высказаться или проявить свои способности, не проходя при этом строгий контроль, не подвергаясь цензуре и критике.
Информационная технология обработки информации используется для оптимизации операций с использованием большого потока данных, для их обработки. Особенно удобно использование для часто повторяющихся действий. При помощи специально созданных алгоритмов информация структурируется и становится удобной для дальнейшего использования любым сотрудником компании.
Информационные технологии состоят из различных элементов. Самыми важными из них является: интерфейс, интерпретатор, база знаний и модуль создания систем. Стоит отметить, что продуктивная работа ИТ во многом зависит от характеристик данных элементов.
Поскольку любая компания развивает свой бизнес в условиях, полных риска и неопределенности, она постоянно сталкивается с проблемами выживания, непрерывности и развития бизнеса. Чтобы справиться с этой задачей, нужно постоянно менять свою стратегию поведения, быть лучше своих конкурентов, расширять свою долю рынка и завоевывать сердца клиентов.
Не проходит и дня, чтобы на рынке товаров и услуг не появилось что-то новое, интересное. И подача информации о себе играет далеко не последнюю роль.
Считается, что, если компания хочет занимать лидирующую позицию среди конкурентов она должна обладать информацией, но тут более значимую роль играет отбор, анализ и применение этих данных в своих целях для «решения своих стратегических вопросов. Информационные технологии — важная составляющая успешной конкурентоспособной компании и инструментом для высокой эффективности.
Интернет для бизнеса раскрывает огромный потенциал и возможности, богатую перспективу развития. Если компания есть в пространстве глобальной паутины, она на шаг впереди тех, кто работает только офлайн.
На рынке мобильных приложений представлено столько разных приложений, что для того, чтобы развиваться, становиться лучше конкурентов и зарабатывать лояльное отношение клиентов, каждой компании необходимо свое приложение [6].
Оно может решать самые разнообразные задачи: покупка товаров и услуг, просмотр информации, рассылка по электронной почте, обучение языкам, улучшение навыков.
126
Рынок мобильных приложений — очень перспективное направление развития. По статистическим данным в 2021 году пользователи по всему миру загрузили около 1400 миллиардов мобильных приложений и потратили в общей сложности 1350 миллиардов долларов. По сравнению с 2020 годом эти показатели увеличились на 8% и 25% соответственно. Ожидается, что использование облачных технологий станет тенденцией в «развитии ИТ-инфраструктуры. За появлением облачных сервисов стоит идея переноса сложных задач с маломощных машин на сверхмощные машины (мэйнфреймы)» [7].
Преимущества информационных технологий очевидны, но нельзя не учитывать риски. Безопасность размещения информации в интернете и конфиденциальность данных—это один из главных минусов, который не позволяет перенести всю информацию в облако. Но есть и еще один аргумент, мешающий перейти на облачное хранение, это зависимость от подключения к интернету.
Внедрять новые ИТ необходимо очень аккуратно, продумав все до мелочей. В этом процессе должны принимать участие все сотрудники, а не только руководство. Сначала определяются сферы, в которые необходимо внести изменения. ИТ должно отвечать всем требованиям, решать поставленные задачи, упростить работу, иметь срок и бюджет. А также нужен менеджер, который будет нести ответственность за управление и работу проекта.
Анализ новейших информационно-коммуникационных интернет-технологий и затрат на интернет-рекламу, используемых для продвижения продуктов и услуг в России, показал, что поисковый маркетинг, объявления и медийная реклама являются наиболее популярными среди рекламодателей.
Сотрудники должны понимать для чего внесены те или иные изменения, мотивированы разобраться в новом инструментов. Иначе, это дорогое нововведение не только будет вредно для развития бизнеса, но и станет пустой тратой бюджета [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что «это меняет способ конкуренции в трех направлениях. Во-первых, достижения в области информационных технологий меняют структуру промышленности. Во-вторых, информационные технологии предоставляют мощные и эффективные средства для создания конкурентных преимуществ, таких как снижение затрат и повышение производительности. В-третьих, развитие информационных технологий часто создает совершенно новый тип бизнеса поверх существующих компаний. Например, в 2001 году среди существующей компании «Яндекс» родилась система контекстной рекламы «Яндекс.Директ»» [8].
Итак, продвижение является единым комплексом, объединяющим участников, каналы и приемы коммуникаций, главная функция которого — формирование спроса и стимулирование сбыта. С помощью правильного выбора стратегии продвижения рекламного продукта и достигается высокое конкурентное преимущество товара или услуги на рынке.
Поскольку любая компания развивает свой бизнес в условиях, полных риска и неопределенности, она постоянно сталкивается с проблемами выживания, непрерывности и развития бизнеса. Чтобы справиться с этой задачей, нужно постоянно менять свою стратегию поведения, быть лучше своих конкурентов, расширять свою долю рынка и завоевывать сердца клиентов.
В рекламе эффективность — главная задача. Эффект рекламной кампании определяется соотношением степени соответствия целям, поставленным рекламой и достигнутым при минимальных затратах.
В настоящее время международный и внутренний туризм является одной из самых развитых и компьютеризированных отраслей. ИТ используют все составные элементы: авиакомпании, гостиницы, туристические фирмы. Именно поэтому туризм стал доступным для большинства потребителей.
В настоящее время интернет стал хорошей рекламной площадкой для любого бизнеса. Многие компании создают и постоянно вносят изменения на своих веб-сайтах. Потребители перед покупкой обращаются к интернету в поисках дополнительной информации и отзывов.
Таким образом, интернет-технологии и правильно выбранная стратегия продвижения влияет на успех позиционирования товара или услуги.
127
Тенденции развития объектов туристско-рекреационной инфраструктуры Республики Крым
В последние годы Республика Крым стала очень привлекательной зоной для отдыха и оздоровления. В связи с этим руководство страны предприняло определенные меры по развитию инфраструктуры, и, похоже, поток туристов в Крым увеличится.
Крымский полуостров имеет богатейшую историю, удивительную культуру, интересную природу и приятный климат. «Сочетание этих факторов является основой для развития туристической индустрии в регионе и отличной основой для формирования современного международного туристического центра» [9].
Нельзя не отметить и живописные ландшафты Крыма, которые славятся далеко за пределами полуострова. Ещё один из факторов — это грязелечебные курорты. Крым считается колыбелью российской научной школы грязелечения, и за многие годы проведения клинических испытаний и опыта успешного лечения грязями данное направление курортологии в республике стало одним из лучших на территории России.
И, конечно, один из наших главных лечебных факторов — морское побережье. Крым расположен между двух морей — Азовским и Чёрным, особенно большим спросом, пользуется побережье Чёрного моря.
Каждый из перечисленных факторов подчёркивает своеобразие Крыма и его уникальность, а все вместе — делают Крым неповторимым.
Крымский полуостров имеет массу преимуществ: живописные ландшафты, красивая природа, приятный климат, богатая культура и история. Кроме того, отдельного внимания заслуживают здравницы. Более 40 соленых озер, более 100 минеральных источников, лечебная грязь.
Использовать только это направление нельзя, хоть оно и стало приоритетным для развития туризма в Республике Крым [10].
Последние события, связанные с пандемией во всем мире, внесли свои коррективы в развитие туристической отрасли, как в мире, так и в Крыму. Из-за угрозы распространения короновирусной инфекции, власти закрыли абсолютно все санатории на территории Крыма на неопределенный срок. Данная ситуация внесла свои коррективы в туристическую сферу деятельности.
Однако в данный период времени, эту проблему, можно преобразовать в положительный исход. Крымскому полуострову необходимо продвигать себя как лечебно-оздоровительный комплекс, привлекая туристов, в первую очередь позаботиться о своем здоровье.
По нашему мнению, тема «здоровья» сейчас актуальна для всего мира и многие туристы, хотят не только отдохнуть, но и поправить своё здоровье. Поэтому, например, санаторий «Полтава-Крым», санаторий «Сакрополь» включили в свои услуги «Восстановление после COVID-19».
Для того чтобы Крым стал более привлекательным местом отдыха и оздоровление, следует открывать новые санаторно-оздоровительные комплексы, с более прогрессивными методами оздоровления, использовать новое, эффективное оборудование, повышая комфорт и качество обслуживания клиентов.
На рисунках 1-3 представлено число лечебно-профилактических организаций в Республике Крым.
«Число лечебно-профилактических организаций в муниципальных образованиях республики в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, увеличилось на 243 единицы, из них в городских округах Симферополь — на 135, Феодосия — на 44, Ялта — на 27, Евпатория — на 18, в Белогорском муниципальном районе — на 12. Данному факту способствовало развитие сети центров здоровья, учреждений восстановительного лечения в рамках национального проекта «Здравоохранение» [11].
Если рекламная компания крымского туризма будет выстроена грамотно, то поток туристов должен увеличиться, а значит нужно стремиться не только привлечь новую аудиторию, но и удовлетворить ее потребность.
На современном уровне качество услуг туристического бизнеса в Крыму отстает от мирового уровня, этот фактор снижает конкурентоспособность на международном рынке. Важную роль в формировании туристического имиджа Крыма еще с древних времен играли приморские территории.
128
2016 2017 2018 2019 2020
Ф Респу блика Крым
Рис. 1. Число лечебно-профилактических организаций в Республике Крым, единиц (Составлено по [11])
Туристический бизнес является важной частью развития экономики Крыма. Однако если рассматривать отрицательные стороны развития туристической отрасли на 2022 год в Республики Крым, то можно выделить такие особенности:
• недостаток финансирования, из-за чего закрываются малые туроператоры и отели;
• недостаточное количество объектов для отдыха и развлечений (такими объектами могут быть тематические парки);
• недостаточное количество инвестиций в развитие местной экономики;
• работа отделов маркетинга недостаточно эффективна.
Все эти факторы не дают развиваться крымскому туризму в полной мере.
Также стоит отметить, что наиболее явные угрозы развития туризма в Крыму заключаются в усиленной конкуренции и разорение малых предприятий, а также поглощение их крупными монополиями.
Главная ценность Крыма, как туристического объекта, определяется ландшафтными, климатическими, пляжными, культурно-историческими и археологическими ресурсами, а также минеральными водами и лечебными грязями.
Самое популярное место отдыха—Южный берег Крыма. Однако в последние годы каждый регион Крымского полуострова продумывает определенную рекламную стратегию для увеличения туристического потока. Поэтому происходит переориентация туристов на западный и восточный берег региона.
Специфика развития рекламно-информационных технологий в туристско-рекреационном бизнесе Республики Крым
Регион уникален тем, что на территории Крыма собраны разнообразные природные и лечебные факторы. Климатолечение, курортология — это основное предназначение. Климат в Крыму действительно особый: он целебный, его свойства были замечены уже многие десятилетия и даже столетия назад, и люди, которые приезжают на территорию полуострова, получают заряд энергии, здоровья на долгое время.
Туристическая индустрия в современном обществе немыслима без рекламы. Эффект рекламной кампании определяется соотношением степени соответствия целям, поставленным рекламой и достигнутым при минимальных затратах.
В настоящее время международный и внутренний туризм является одной из самых развитых и компьютеризированных отраслей. ИТ используют все составные элементы: авиакомпании, гостиницы, туристические фирмы. Именно поэтому туризм стал доступным для большинства потребителей.
129
Ялта
Феодосия
Судак
Саки
Красноперекопск
Керчь
Евпатория
Джанкой
Армянск
Алушта
Симферополь
V
3 3 3 3
1дз—
Z150
]70
29 29 ] 32
29 29 23 23 23
40
40
38
38
38
3
15
31 31 28 27 31
85 79
73
] 106
□ 2020 год
□ 2019 год
□ 2018 год
□ 2017 год
□ 2016 год
70 69 69
2
21 3 21 3
Г1
] 348
0 50 100 150 200 250 300 350 400
Рис2. Число лечебно-профилактических организаций в городских округах Республики Крым,
единиц (Составлено по [11])
130
Черноморский район
Советский район
Симферопольский район
Сакский район
Раздольненский район
Первомайский район
Нижнегорский район
Ленинский район
Красноперекопский район
Красногвардейский район
Кировский район
Джанкойский район
Белогорский район
Бахчисарайский район
33
33
33
33
33
31
31
31
3 1
■30"
ДО □ 32
П36 □ 37
ЗГ
31 31
36 36
J49"
37
41 41 41 41 41
46 46 46 46 46
31 31 31
28 28 28 28 28
Ц59
62 62 63
45 45 46
57
48 48 48
76 76
□ 2020 год
□ 2019 год
□ 2018 год
□ 2017 год
□ 2016 год
66
72 72 72 72
76 76 76 76 76
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Рис. 3. Число лечебно-профилактических организаций в муниципальных районах Республики Крым, единиц (Составлено по [11])
131
0
После внедрения информационных технологий в индустриальный туризм, осуществился проход по нескольким ступеням. Основной целью которых, является повышение эффективности туристических компаний за счет автоматизированных процессов, основанием для которых, послужило использование новых информационных технологий.
На сегодняшний день ИТ-технологии имеют важное значение для технологического туристс-ко-рекреационного развития, определяемое несколькими специфическими особенностями.
Ядро туристического рынка Республики Крым составляют туроператоры, работающие в отрасли туризма, объединившей услуги своих и других компаний, чтобы создать новый самостоятельный продукт для туристов — комбинированный (массовый) тур и туристические агентства (компания, которая выступает посредником в продаже комбинированных туров).
В ряд услуг, оказываемых туристам, продукты включены в пакетные туры с комплексными услугами для размещения, питания, снабжение транспортом, обзор культурных памятников, отдых, спорт, экскурсии и прочее (включая специальные продукты с сувенирами, потребляемые туристами). Туристическое потребление определяется расценками на продукты для туристов, используемые затем для удовлетворения туристов. Весь ряд услуг объединен в набор и включен в турпакет.
В современной индустрии туризма сбор с последующей обработкой, применением и передачей информативных сведений являются неотъемлемой частью повседневной деятельности. Услуги, оказываемые туристам, не подлежат выставлению или изучению в точке, где осуществляется реализация какой-нибудь услуги, наряду с другими промышленными товарами либо товары, в которых нуждаются потребители.
ИТ-системы, используемые в туристической индустрии, включены в автоматизированное системное управление (АИС), системное бронирование, «видеосистемы, телефонную связь, системы, транслирующие телеконференции, системы, передающие информацию об авиакомпаниях, электронных денежных переводах и мобильной связи. Упомянутые выше технологические системы, которые находятся под зорким оком отдельных туристических компаний, отелей и авиакомпаний, а развертываются совместно».
Использование информационных технологий каждым туристическим сегментом туризма имеет отношение ко всем участникам системы. В качестве примера приведем внутреннюю систему, с помощью которой управляется отель, — вполне возможно подключение к мировой паутине, представляющей собой основу для подключения к другим системам бронирования отелей [13, с.47].
Отсюда вывод: индустрия туризма управляется системой, в которой коммуникационные и компьютерные технологичные процессы имеют связь между собой. Учитывая эти факторы, мы можем думать о туризме как о сервисе с высокой интеграцией.
Работа с информацией, ее сбор, обработка и принятие на ее основе правильных решений — основа успешной организации современного туристического бизнеса. О его значении в туристической индустрии судят по тому, что он сделал сектор услуг в несколько раз более продуктивным.
Невозможно представить себе деятельность туристического агентства без соединения с Интернетом. Интернетом пользуются во всех бизнес-процессах, составляющих основу, связанную с поиском и привлечением клиентов в туристическое агентство, а также созданием туристических продуктов. Сотрудникам агентства или клиентам открыт доступ к информационным Интернет-центрам в любой промежуток времени.
Интернет и работу турагенства разделить невозможно. От поиска новых клиентов до приобретения клиентом определенного тура. Прелесть интернета в том, что для всех участников информация становится доступной круглосуточно с любой точки мира.
Основываясь на базе данных о путешествиях, опубликованных во Всемирной паутине, агент, занимающийся распределением туров, должен выбрать одну из предложенных услуг с последующим вводом данных, а турист получает доступ к данным по внутренней базе туристического агента. Система произведет автоматический расчет, изменившихся тарифов в данном времени, с учетом нестандартного размещения, запросы, а также выполнит ряд других функций. Затем со-
132
трудники агентства могут отслеживать различные этапы получения брони в реальном времени и оценивать, насколько загружены отели, ведущие к ним маршруты и т.п.
Доступ к различным справочным данным в режиме реального времени, в частности, о странах, тарифах, ценах, погоде в мире и т.д.
Открытие доступа в глобальное системное бронирование с последующим резервированием.
Возможность создать новые маркетинг-каналы, продвигающие услуги, в которых нуждаются туристы, например, путем создания Интернет-портала своей компании, где пользователи могут легко найти информацию, знакомящую туристов с условиями отдыха, расценками на услуги и т.п.
Многие виды туризма в нашей стране зародились в Крыму, а первая в России туристическая организация была создана в 1890 году и носила название «Крымский горный клуб», а позднее «Крымско-Кавказский».
Республика Крым обладает настоящими способностями возвышения степени производительности туристических услуг При этом, развитие, популярность и их эффективность обусловлены, прежде всего, выбором правильной рекламной стратегии.
Итак, в настоящее время современное применение новых информационных технологий является неизбежным. Индустрия туризма относится к одной из отраслей экономики, где в больших массах используются современные технологии и компьютерные решения.
Региональная реклама в Крыму представлена не только стандартными подходами, но инновационными.
Например, Сакский военный клинический санаторий им. Н.И. Пирогова первые среди здравниц Республики Крым внедрили современную «автоматизированную информационную систему, предназначенную для быстрого и удобного выбора времени прохождения назначенных процедур, составления оптимального графика лечения для каждого пациента» и оптимизации деятельности всех медицинских подразделений [14].
Современные информационные и коммуникационные технологии влияют и изменяют поведение потребителей. Прежде всего, сетевые технологии, особенно Интернет, быстро распространились среди населения. Это приводит к появлению новых возможностей для бизнеса для продвижения своих линий и даже появлению совершенно новых бизнес-моделей. Но, например, новые средства сбора информации, сравнения продуктов и получения предлагаемых услуг также открываются для потребителей. Кроме того, благодаря современным технологиям стоимость координации поведения спроса в особой степени снижается, поэтому в результате для большинства потребителей становится возможным выгодное объединение их спроса.
Особый характер предлагаемых услуг, неразрывность потребительских процессов и услуг, обусловлены скоростью потока информации, а также быстрым и эффективным прибытием в широкий круг потенциальных клиентов, имеющего особое значение в туризме.
«Интернет-маркетинг взаимодействует с комплексом дочерних отраслей, включающих не только баннерную рекламу и public relations, но и изучение спроса потребительской аудитории, освоение алгоритмов формирования высокой эффективности рекламных компаний, способов правильного позиционирования торговой марки на рынке, технологии электронной торговли. Это позволяет интернет-маркетингу стремительно эволюционировать и влиять на развитие турбизнеса» [28].
Из-за меняющейся роли интернет-рекламы, которая с годами возрастала, после ее преобразования она превратилась в новую популярную площадку для продвижения товаров, в особенности туристских продуктов.
Индустрия цифровой рекламы переживает огромный рост, и ожидается, что мировые расходы на цифровую рекламу вырастут на 13,2% до 435,83 млрд. долл. к 2023 г [3].
В отличие от традиционных средств массовой информации, которые используют каналы массовой коммуникации, такие как газеты, телевидение, радио и т.д., для распространения сообщений, ориентированных на предоставление информации потенциальным клиентам, а не на вовлечение пользователей, реклама основывается на использовании ИТ-технологий.
Сегодня туристическая индустрия Республики Крым использует рекламную стратегию на нескольких платформах, которая помогает им общаться с аудиторией по нескольким каналам,
133
таким как электронная почта, блоги, социальные сети и мобильные устройства, для дальнейшего расширения охвата и привлечения внимания клиентов и, следовательно, создания незабываемых впечатлений и контента, который приносит выдающийся бренд.
Однако туристические кампании используют как цифровые, так и традиционные способы рекламы, чтобы ориентироваться на свою аудиторию.
Сегодня маркетологи выбирают множество приложений и методов информационных технологий для повышения эффективности своего маркетинга, применяя различные методы для общения с пользователями. Например, кампания «MRIYA Resort&SPA» в Ялте использовала YouTube в качестве одной из ключевых платформ для охвата аудитории своей целевой аудитории. Разумеется, это один из пунктов их маркетингового комплекса для продвижения услуг кампании с помощью персонализированной рекламы rnYouTube.
ИТ-технологии все быстрее внедряются в крупные и мелкие организации для прямого общения со своей целевой аудиторией и удовлетворения ее потребностей. Информация и технологии открывают перед рекламодателями множество возможностей для сбора и анализа данных, собранных с использованием нескольких источников, и разработки целевой рекламы.
Поскольку конкуренция в Республике Крым становится все более жесткой, сегодня предприятия принимают стратегии для удовлетворения потребностей потребителей, отображая релевантную рекламу. Благодаря новым информационным технологиям в рекламной деятельности бренд может создать надежный канал связи со своими потребителями, тем самым формируя лояльность к бренду и положительное впечатление.
Инновации в туристической сфере следует применять в первую очередь в новых технологиях рекламы полуострова на российском рынке. Необходимо совершенствовать технологии продвижения крымского турпродукта на различных ярмарках, выставках. Следует продумать глобальный фронтальный маркетинг и позитивное информирование о Крыме.
Итак, развитие рекламно-информационных технологий в туристическом бизнесе Республики Крым не стоит на месте. ИТ позволяют настроить не только эффективную работу организаций, но и увеличить спрос на оказываемые услуги, т.е. выступают в качестве продвижения кампании.
Актуальные инструменты рекламной деятельности, применимые в сфере туристско-рекреа-ционных услуг Республики Крым
Региональная реклама в Крыму представлена не только стандартными подходами, но инновационными. Так, на территории Крыма проводятся различные форумы, пресс-конференции, встречи, посвященные проблеме туризма, например, «Открытый Крым».
Рекламу региону часто делают «лидеры мнений», популярные блогеры, публичные личности, которые приезжают на полуостров с целью отдыха.
Также можно часто встретить региональные продукты, например, «Крымский лимонад», «Крымский молочник». Это повышает уровень лояльности потребителя к имиджу региона.
Помимо этого, в Крыму популярно продвижение с использованием интернет-каталогов, например, «resorts-crimea.com», «resorts-russia.ru» и «lovelyhotels.ru» являются лидерами поисковых систем Яндекс и Google по рекламе отдыха в Крыму.
Хорошо развиты интернет-коммуникации для продвижения туристических объектов, однако, они используются не в полной мере. В Крыму большое количество туристических интернет-порталов, на которых можно найти актуальную информацию, адреса, достопримечательности и т.д.
Анализ новейших информационно-коммуникационных интернет-технологий и затрат на интернет-рекламу, используемых для продвижения туристических продуктов и услуг в России, показал, что поисковый маркетинг, объявления и медийная реклама являются наиболее популярными среди рекламодателей.
Видов современного интернет-маркетинга большое количество, однако «большой популярностью у современных рекламодателей пользуется маркетинг в социальных сетях, или SMM-маркетинг, представляющий собой комплекс мероприятий по продвижению продукта в социальных сетях».
«Важным преимуществом SMM-маркетинга является его комплексная работа с клиентами, направленная на создание и поддержание имиджа, успех продаж, поддержку клиентов, сбор отзы-
134
вов клиентов и многое другое» [19]. В то же время существует большое количество инструментов для размещения различных типов контента.
Таким образом, инновации в туристической сфере следует применять в первую очередь в новых технологиях рекламы полуострова на российском рынке. Необходимо совершенствовать технологии продвижения крымского турпродукта на различных ярмарках, выставках. Следует продумать глобальный фронтальный маркетинг и позитивное информирование о Крыме.
Особенное внимание для повышения эффективности туристических услуг Республики Крым следует уделить использованию ИКТ, SMM-технологий и современных digital-каналов.
Крымскому полуострову необходимо продвигать себя как лечебно-оздоровительный комплекс, привлекая туристов, в первую очередь, с заботой о своем здоровье и здоровье близких людей.
Для того чтобы Крым стал более привлекательным местом отдыха и оздоровления, следует открывать новые санаторно-оздоровительные комплексы с более прогрессивными методами оздоровления, использовать новое, эффективное оборудование, повышая комфорт и качество обслуживания клиентов.
Если рекламная стратегия крымского туризма будет выстроена грамотно с внедрением новых информационных технологий, то поток туристов неизменно будет расти.
Разработка проекта продвижения объекта туристско-рекреационной инфраструктуры Крыма с использованием новых информационных технологий на примере Сакского кластера
Безусловным фактором, относящимся к новым информационным технологиям при разработке и продвижении рекламных продуктов, является использование ИКТ Где медиа (средства и способы передачи) в структуре ИКТ занимают самую непосредственную роль, используя инструменты доверия [4].
Поскольку спрос не успевает за предложением, каждое санаторно-курортное учреждение задумывается о том, каким образом ему обеспечить экономическую целесообразность, повысить доходы и снизить затраты, чтобы быть экономически эффективным предприятием. Что касается увеличения доходности санаториев, то те инструменты и механизмы, которые здравницы используют для своего продвижения на рынке, недостаточно актуальны. Больше часть санаториев находятся в этом отношении примерно на уровне 90-х годов, они не могут начать реализовывать санаторно-курортные услуги в новых условиях. Приведем сравнение с гостиничным бизнесом, где доля интернет-продаж растет: больше половины всех номеров отелей на сегодняшний день продается через систему онлайн-бронирования.
В санаторно-курортной отрасли картина совсем иная: подобным образом реализуется не более 5-10 % путёвок. Остальные продаются по телефонному бронированию, при непосредственном обращении в санаторий, через офис турагентства, туроператора и так далее — то есть путём непосредственного контакта продавца и покупателя. Как только санаторно-курортное учреждение появится в сети, научится правильно себя там позиционировать, продвигать и продавать свои услуги, его дела пойдут вверх.
Смогут ли санатории присоединиться к IT-ресурсам гостиниц? Однозначного ответа нет Ресурсы, которые являются крупными агрегаторами продаж го стиничных услуг, такие как booking. com и тому подобные, не располагают специфическими инструментами для продажи санаторно-курортной путёвки. Сам по себе такой продукт зачастую многостороннее и сложнее, чем гостиничная услуга. ВЫВОДЫ
Рекреация в Крыму является важнейшей частью экономики региона. Ее развитие определяет ряд маркетинговых стратегий, которые используются организациями этой сферы, в том числе турфирмами и отелями, работающими на территории Крыма.
За последние десять лет активно развивалась индустрия рекреации, сервиса и туризма, была организована разветвленная система продвижения туристических услуг, в результате чего в г. Саки и Сакском районе Республики Крым сформировался рекламный рынок.
В рыночных условиях качественный сервис туристических учреждений должен отвечать потребностям людей. Это единственный возможный способ для туристических операторов — проводить соответствующую маркетинговую политику.
135
Интернет-технологии стали самым важным инструментом, который соединяет продавцов и покупателей, поставщиков и клиентов, деловых партнеров и рекламодателей.
На сегодняшний день развитие экономики полуострова определяется уровнем развития турис-тско-рекреационной сферы деятельности. Следует искать новые пути продвижения, поскольку созданная и существующая индустрия туризма ориентирована по большей части на внутреннего потребителя. С существующими общепринятыми в регионе видами туризма появились менее развитые: спортивный, учебный, научный туризм.
На территории Крыма хорошо развита транспортная инфраструктура, представленная практически всеми видами транспорта. Хорошо развита инфраструктура санаторно-курортного туризма, благодаря выгодному рекреационно-географическому положению. Сильной стороной развития туризма в Крыму является разнообразие предоставляемых услуг
Каждое санаторно-курортное учреждение задумывается о том, каким образом ему обеспечить экономическую целесообразность, повысить доходы и снизить затраты, чтобы быть экономически эффективным предприятием. Что касается увеличения доходности санаториев, то те инструменты и механизмы, которые здравницы используют для своего продвижения на рынке, недостаточно актуальны.
Для популяризации санаторно-курортного комплекса Сакского района и для развития лечебно-оздоровительного туризма Республики Крым предлагается рекламный буклет-путеводитель с QR-кодами (рис. 4, 5), куда входит информация о лечебно-оздоровительных возможностях Сакского туркластера. Назначение рекламного буклета — привлечение новых туристов. В данном буклете кратко информируется о достопримечательностях г Саки, Сакского района, приводится
Рис. 4. Макет буклета для Сакского туркластера с QR-кодом [Разворот 1] (Разработано авторами).
136
Рис. 5. Макет буклета для Сакского туркластера с QR-кодом [Разворот 2] (Разработано авторами)
топ-4 санаториев (отдых и оздоровление), дана ссылка на QR-код, который позволяет перейти на туристический портал Республики Крым. Рекламный буклет содержит карту Западного берега Крыма.
Требуется проработка видео-визитки Западного побережья Крыма [cloud.mail.ru/public/Wvy5/ a8yfMRGZU], которое в дальнейшем может быть использовано в целях продвижения туристско-рекреационных услуг.
Дальнейшие исследования необходимо продолжить в рамках оценки повышения эффективности рекламы объектов туристической инфраструктуры Сакского туркластера с использованием новых информационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арустамян, Д.В. Психологические методы воздействия рекламы / Д.В. Арустамян, Е.Д. Байкова // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 731-733.
2. О рекламе: Закон Российской Федерации от 18.07.1995 N° 108-ФЗ [Электронный ресурс].—Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7234/?ysclid=lcjqk5vpx6105690331 (дата обращения: 05.12-09.12.2022).
3. Ветитнев, А.М. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для академического бакалавриата / А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 379 с.
4. Польская С.И. Формирование и развитие предпринимательских сетей в рекреационной сфере (на примере Республики Крым): специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Светлана Игоревна Польская [Электронный ресурс]. — Симферополь, 2022. — 298 с. — Режим доступа: science.cfuv.ru/ wp-content/uploads/2022/04/Польская-С.И.-дисс-1.pdf (дата обращения: 05.12-09.12.2022).
5. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. — М.: Вильямс, 2014. — 495 с.
6. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие / Б.Л. Борисов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 624 с.
7. Китаева А. Рынок мобильных приложений — 2021: тенденции и перспективы / А. Китаева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: vc.ru/u/1367787-anastasiya-kitaeva/552902-rynok-mobilnyh-prilozheniy-2021-tendencii-i-perspektivy?ysclid=lcjqm7mqbt943836 (дата обращения: 05.12-09.12.2022).
137
8. Внучкова, Т.Н. Коммуникативные технологии в сервисе и туризме: учебное пособие для вузов / Т.Н. Внучкова. — Барнаул: Азбука, 2016. — 190 с.
9. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник / Б. А. Соловьев. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 340 с.
10. Суслов, К.В. Конкурентоспособность как экономическое явление / К.В. Суслов // Вестник РЕАН. — 2014. — № 1. — С. 103-105.
11. Объекты инфраструктуры муниципальных образований: сборник. Крымстат — Симферополь, 2021. — 368 с.
12. Попов, С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. — М.: Ось-89, 2013. — 176 с.
13. Рожков, И.Я. Реклама: планка для «профи» / И.Я. Рожков — М.: Юрайт, 2014. — 314 с.
14. Сакский военный клинический санаторий им. Н.И. Пирогова. Лечение (saki-pirogova.ru) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: saki-pirogova.ru/lechenie (дата обращения: 05.12-09.12.2022).
15. Гордеева, Е.В. Знаковые системы в рекламе / Е.В. Гордеева. // Молодой ученый. — 2009. — N° 7 (7). — С. 230-233.
16. Республика Крым в цифрах. 2020 / Н.Н, Григорь, Л.Н. Мысков, Л.Н Петрученко: Крат. стат. сб. Крымстат. — Симферополь, 2021. — 226 с.
17. Дегтярева А.В. Роль рекламы в новой экономике // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 257-261.
18. Машунин, Ю.К. Разработка управленческого решения: Учебное пособие / Ю.К. Машунин. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ 2013. — 111 с.
19. Заялов, М.А., Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.А. Заялов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
20. Сорокина, Е. Реклама и PR—слияние или дифференциация / Е. Сорокина // Рекламные технологии. — 2014. — № 2. — С. 25-28.
21. Нарбутовских Д.П. Информационные технологии в туризме / Д.П. Нарбутовских, Т.Р. Лыкова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: scienceforum.ru/2021/article/2018024075?ysclid=lcjqq3co6g84071002 (дата обращения: 05.12-09.12.2022).
22. Ершова И.В. Санатории: уникальный феномен на туристском рынке, 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/sanatorii-unikalnyy-fenomen-na-turistskom-rynke?ysclid=lcjr48bvv 1233641640 (дата обращения: 05.12-09.12.2022).
23. Блюм, М.А., Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности: Учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2012. — 160 с.
24. Восколович, Н.А. Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Восколович. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
25. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. — 288 с.
26. Боднер, Г. Д. Финансово-экономическое положение Республики Крым в современных условиях развития страны / Г.Д. Боднер // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 3 (44). — С. 14-25.
27. Ирхина, К.С. Формирование санаторно-курортного комплекса на черноморском побережье Республики Крым, города Саки / К.С. Ирхина, Н.А. Моргун // Инженерно -строительный вестник Прикаспия. — 2019. — № 1 (27). — С. 83-90.
28. Лубковская, А.М. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для академического бакалавриата / А.М. Лубковская, В.В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 379 с.
29. Теодорович Н.Н. Роль информационных технологий в развитии турбизнеса / Н.Н. Теодорович, И.Б. Муравьев // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — № 1. — С. 193-206.
30. Россолов, С.Ю. Ведение деловых переговоров посредством электронной почты / С.Ю. Россолов // Современные инновации. — 2017. — № 1 (15). — С. 56-57. — EDN XIHWUJ.
31. Курорт Mriya Resort & SPA 5*: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mriyaresort.com (дата обращения: 05.12-09. 12.2022)
32. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Саки Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: saki.rk.gov.ru/uploads/txteditor/saki/ attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpLi7xFX_1.pdf (дата обращения: 05.12-09.12.2022)
33. Стратегия социально-экономического развития Сакского района Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sakimo.rk.gov.ru/uploads/txteditor/sakimo/attachments/d4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/phpA9TyBI_30.pdf (дата обращения: 05.12-09.12.2022).
SPISOKLITERATURY
1. Arustamyan, D.V Psikhologicheskiye metody vozdeystviya reklamy / D.V Arustamyan, Ye.D. Baykova // Molodoy uchenyy. — 2014. — № 1. — S. 731-733.
2. O reklame: Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 18.07.1995 № 108-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7234/?ysclid=lcjqk5vpx6105690331 (data obrashcheniya: 05.1209.12.2022).
138
3. Vetitnev, A.M. Informatsionnyye tekhnologii v turistskoy industrii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / A.M. Vetitnev, VV. Kovalenko, V.V Kovalenko. — 2-ye izd., ispr. i dop. — M.: Yurayt, 2018. — 379 s.
4. Pol'skaya S.I. Formirovaniye i razvitiye predprinimatel'skikh setey v rekreatsionnoy sfere (na primere Respubliki Krym): spetsial'nost' 08.00.05 - Ekonomika i upravleniye narodnym khozyaystvom: ekonomika predprinimatel'stva: dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk / Svetlana Igorevna Pol'skaya [Elektronnyy resurs]. — Simferopol', 2022. — 298 s. — Rezhim dostupa: science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2022/ 04/Pol'skaya-S.I. -diss-1 .pdf (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022).
5. Porter, M. Konkurentsiya / M. Porter; per. s angl. — M.: Vil'yams, 2014. — 495 s.
6. Borisov, B.L. Tekhnologii reklamy i PR: Uchebnoye posobiye / B.L. Borisov. — M.: FAIR-PRESS, 2001. — 624 s.
7. Kitayeva A. Rynok mobil'nykh prilozheniy — 2021: tendentsii i perspektivy / A. Kitayeva [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: vc.ru/u/1367787-anastasiya-kitaeva/552902-rynok-mobilnyh-prilozheniy-2021-tendencii-i-perspektivy?ysclid=lcjqm7mqbt943836 (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022).
8. Vnuchkova, T.N. Kommunikativnyye tekhnologii v servise i turizme: uchebnoye posobiye dlya vuzov / T.N. Vnuchkova. — Barnaul: Azbuka, 2016. — 190 s.
9. Solov'yev, B.A. Marketing: Uchebnik / B. A. Solov'yev. — M.: INFRA-M, 2015. — 340 s.
10. Suslov, K.V. Konkurentosposobnost' kak ekonomicheskoye yavleniye / K.V. Suslov // Vestnik REAN. — 2014. — № 1. — S. 103-105.
11. Ob'yekty infrastruktury munitsipal'nykh obrazovaniy: sbornik. Krymstat. — Simferopol', 2021. — 368 s.
12. Popov, S.G. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoye posobiye / S.G. Popov. — M.: Os'-89, 2013. — 176 s.
13. Rozhkov, I.Ya. Reklama: planka dlya «profi» / I.Ya. Rozhkov — M. : Yurayt, 2014. — 314 s.
14. Sakskiy voyennyy klinicheskiy sanatoriy im. N.I. Pirogova. Lecheniye (saki-pirogova.ru) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: saki-pirogova.ru/lechenie (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022).
15. Gordeyeva, Ye.V Znakovyye sistemy v reklame / Ye.V Gordeyeva. // Molodoy uchenyy. — 2009. — № 7 (7). — S. 230-233.
16. Respublika Krym v tsifrakh. 2020 / N.N, Grigor', L.N. Myskov, L.N Petruchenko: Krat. stat. sb. Krymstat. — Simferopol', 2021. — 226 s.
17. Degtyareva A.V Rol' reklamy v novoy ekonomike // Molodoy uchenyy. — 2014. — N° 20. — S. 257-261.
18. Mashunin, Yu.K. Razrabotka upravlencheskogo resheniya: Uchebnoye posobiye / Yu.K. Mashunin. — Vladivostok: TIDOT DVGU, 2013. — 111 s.
19. Zayalov, M.A., Marketing turistskikh uslug: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / M.A. Zayalov. — 3-ye izd., ispr. i dop. — M. : Yurayt, 2019. — 191 s.
20. Sorokina, Ye. Reklama i PR—sliyaniye ili differentsiatsiya / Ye. Sorokina // Reklamnyye tekhnologii. — 2014. — № 2. — S. 25-28.
21. Narbutovskikh D.P. Informatsionnyye tekhnologii v turizme / D.P. Narbutovskikh, T.R. Lykova [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: scienceforum.ru/2021/article/2018024075?ysclid=lcjqq3co6g84071002 (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022).
22. Yershova I.V Sanatorii: unikal'nyy fenomen na turistskom rynke, 2019 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/sanatorii-unikalnyy-fenomen-na-turistskom-rynke?ysclid=lcjr48bvv1233641640 (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022).
23. Blyum, M.A., Osnovy ispol'zovaniya sredstv reklamy v kommercheskoy deyatel'nosti: Uchebnoye posobiye / M.A. Blyum, N.V Molotkova. — Tambov: Izdatel'stvo TGTU, 2012. — 160 s.
24. Voskolovich, N.A. Marketing turistskikh uslug: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / N.A. Voskolovich. — 3-ye izd., ispr. i dop. — M.: Yurayt, 2019. — 191 s.
25. Balashov, A.P. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoye posobiye / A.P. Balashov. — M.: Vuzovskiy uchebnik, INFRA-M, 2012. — 288 s.
26. Bodner, G.D. Finansovo-ekonomicheskoye polozheniye Respubliki Krym v sovremennykh usloviyakh razvitiya strany / G.D. Bodner // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 3 (44). — S. 14-25.
27. Irkhina, K.S. Formirovaniye sanatorno-kurortnogo kompleksa na chernomorskom poberezh'ye Respubliki Krym, goroda Saki / K.S. Irkhina, N.A. Morgun // Inzhenerno-stroitel'nyy vestnik Prikaspiya. — 2019. — № 1 (27). — S. 83-90.
28. Lubkovskaya, A.M. Informatsionnyye tekhnologii v turistskoy industrii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / A.M. Lubkovskaya, VV. Kovalenko. — 2-ye izd., ispr. i dop. — M.: Yurayt, 2018. — 379 s.
29. Teodorovich N.N. Rol' informatsionnykh tekhnologiy v razvitii turbiznesa / N.N. Teodorovich, I.B. Murav'yev // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2011. — № 1. — S. 193-206.
30. Rossolov, S.Yu. Vedeniye delovykh peregovorov posredstvom elektronnoy pochty / S.Yu. Rossolov // Sovremennyye innovatsii. — 2017. — № 1(15). — S. 56-57. — EDN XIHWUJ.
139
31. Kurort Mriya Resort & SPA 5*: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mriyaresort.com (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022)
32. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya gorodskoy okrug Saki Respubliki Krym do 2030 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: saki.rk.gov.ru/uploads/txteditor/saki/ attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpLi7xFX_1.pdf (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022)
33. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sakskogo rayona Respubliki Krym do 2030 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: sakimo.rk.gov.ru/uploads/txteditor/sakimo/attachments/d4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/phpA9TyBI_30.pdf (data obrashcheniya: 05.12-09.12.2022).
Статья поступила в редакцию 15 декабря 2022 года Статья одобрена к печати 19 декабря 2022 года
140