УДК: [658.8:004.738.5] (470-13)
Миколайчук А.А.
студентка 3 курса направления подготовки «Экономика» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
Ланковская Е.К.
старший преподаватель кафедры менеджмента и туристского бизнеса, гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ КРЫМА
Статья посвящена актуальному вопросу применения интернет-маркетинга в качестве эффективного инструмента продвижения Республики Крым как туристской дестинации. В статье рассмотрены интернет-агентства Крыма, предлагающие услуги для привлечения потенциальных клиентов. Раскрыты основные этапы внедрения интернет-маркетинга на предприятиях сферы гостеприимства.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, интернет-агентства, SEO, этапы внедрения интернет-маркетинга.
Нынешнее положение туристской отрасли Крыма требует активизации маркетинговой деятельности в направлении продвижения крымских туристских дестинаций на региональные и международные рынки. В связи, с чем возникает необходимость в разработке соответствующих мероприятий продвижения, а именно применения эффективных маркетинговых коммуникаций для продвижения туристской отрасли Крыма через интернет-источники.
Интернет-маркетинг представляет собой практику применения основных аспектов традиционного маркетинга в Интернете, только осуществляемую «цифровыми» методами [1].
Следовательно, интернет-маркетинг — это комплекс мероприятий по продвижению и продаже на рынке товаров и услуг с помощью сетевых технологий Интернет. Интернет-маркетинг включает в себя все элементы традиционного маркетинга, однако, его основным элементом является продвижение продукта на рынке
В тоже время, нельзя не принимать во внимание ряда особенностей интернет-маркетинга, обусловленных фундаментальными отличиями цифровой среды глобальной сети:
- континуальность (неразрывность) во времени и пространстве. Интернет функционирует 24 часа в сутки 365 дней в году практически в любой точке земного шара, следовательно, такой же континуальностью, потенциально, обладает любая маркетинговая акция, проводимая в Интернете;
- универсальность — сетевые протоколы обмена информации (HTTP, SMTP, FTP и др.) одинаково выполняются в любой точке мира;
- многоканальность, характеризуется возможностью использования множества цифровых каналов представления информации.
Интернет-маркетинг включает в себя следующие элементы системы (рис. 1):
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ
интерн ет-брендинг
партизанский маркетинг
прямой маркетинг с использованием е-шаП:
мы1 -маркетинг
продвижение в социальных сетях: БМОи 5ММ
Рис. 1. Элементы интернет-маркетинга
Для продвижения продукта в Интернете необходимо создать Web-сайт, на котором должна быть представлена релевантная информация, а также средства, с помощью которых потребитель может разместить и оплатить заказ.
В настоящее время Интернет-маркетинг — это самостоятельный вид деятельности, который относится к электронному бизнесу. И на сегодняшний момент существует множество сайтов, которые предоставляют маркетинговые услуги (услуги по продвижению сайта в поисковых системах). В связи с этим, основной целью является получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта [1].
В Республике Крым одним из приоритетных стратегических направлений развития является рекреационный туризм, который сегодня нуждается в активном продвижении на региональные и международные рынки. Большинство предприятий гостиничной, туристской и курортной сферы Крыма и сейчас в качестве каналов продвижения используют традиционные методы продажи своих услуг (рис.2) [2].
В целом, как показано на рисунке, процент проникновения систем интернет-бронирования можно оценить как достаточно низкий: так, лишь 32% опрошенных заявили об использовании ведущей международной системы бронирования booking.com, столько же заявили о представленности в российских системах бронирования.
В связи, с чем развитие рекреационного комплекса Крыма посредством интернет-маркетинга является весьма актуальным, так как открывает широкие возможности привлечения потенциальных туристов. На данный момент в Крыму существует ряд интернет-агентств по продвижению, среди которых:
- «Амирон-Лайн» — это интернет-агентство маркетинга и рекламы, специализирующееся на разработке, создании, технической поддержке и продвижении сайтов в Крыму. Заказчиками являются: заводы, клиники стоматологии, салоны красоты, строительные компании, интернет-магазины по продаже сантехники, детских товаров, гостиницы и дома отдыха и т.д. [4];
- Крымский рекламный центр «MOREMEDIA» — рекламное агентство полного цикла, специализирующееся на комплексных рекламных решениях, продвижении бренда, которые направлены на целевую аудиторию того или иного бизнеса. Клиентами являются: более 100 региональных, национальных и международных компаний [5];
Источник: анкетирование участников отрасли средств размещения Крымского ФО
(ноябрь 2014)
Рис. 2. Использование сервисов онлайн-бронирования крымскими гостиницами
интернет-агентство «Продвижение» — комплексное продвижение компаний в Севастополе, Крыму и в России. Проведение бизнес-консультаций, разработка стратегий плана продвижения, расчет бюджета, выполнение согласованных по договору работ и все это как следствие увеличение показателей бизнеса [6].
Таким образом, рассмотренные выше интернет-агентства могут предоставлять возможность, для туристского бизнеса Крыма привлекая как можно больше туристов, тем самым «запуская» его с новой силой.
По официальным данным уже на 2015 год за январь-ноябрь в Крыму отдохнуло 4 млн. 418 тыс. туристов, что на 27,7% выше уровня прошлого года. Данный показатель по численности отдохнувших в Крыму сначала этого года увеличился на 30-35%, который превышает показатели предыдущих лет за аналогичный период [2].
Но для того, чтобы и такая динамика оставалась положительной, необходима качественная раскрутка на просторах интернета. Поэтому следует позаботиться о попадании наибольшего числа материалов веб-ресурса в популярные поисковые системы, такие как: Google и Яндекс, так как именно на эти поисковые системы следует ориентироваться, проводя качественную SEO оптимизацию и продвигая собственные сайты. Данная поисковая оптимизация (SEO) представляет собой двухсторонний процесс оптимизации, направленный на поднятие и добавление позиций сайта по определенным тематическим запросам в поисковых системах [3].
Также залогом успешного продвижения бренда является реклама в социальных сетях, таких как: Facebook, Twitter, Вконтакте, Одноклассники, Google+ и т.д., где вероятность нахождения потенциальных клиентов достаточна высока. Поэтому для владельцев сайтов, проживающих на территории Крыма, главными в плане продвижения является наполнять ресурс контентом, продавать товары, оказывать услуги, информировать по отдельным вопросам и т.д. К тому же продвижение является комплексным процессом, требующим не только большого количества времени, но и достаточного уровня знаний. Поэтому данную часть работ лучше доверить профессионалам в данной области [4].
Услугами интернет-маркетинга пользуется более 60% жителей полуострова. Как известно, что при просмотре требуемой информации в поисковых системах пользователи больше всего доверяют сайтам, расположенным на первых страницах. Положение интернет-ресурса на первых позициях в выдаче по поисковым запросам является залогом постоянного притока новых посетителей (потенциальных клиентов). Попасть в ТОП способен любой сайт, но потребуется приложить не мало усилий, для того чтобы раскрутка была своевременной и качественной [4].
Поэтому планирование и разработка интернет-проекта должна включать следующие этапы (рис. 3) [3]:
\Ьркепшговое исследование рынка б сети Интернет
_ _
Формирований ипгы ^УеЪчмита туристского региона
Создание сайта туристского региона Крыма: создание \иикального стиля.
Размещение сайта региона в сет Интернет, регистрация в поисковых системах, разработка макетов рекламного сообщения и размещение баннеров в туристских каталогах.
Прйлоставлгнпв информации о предприятии и гго деятельности на внутренних и международных туристских выставках и ярмарках
Рис. 3. Этапы внедрения интернет-маркетинга на предприятиях гостиничной, курортной и туристской сферы
На первом этапе проводится анализ рынка в сети Интернет, качественная и количественная оценка активности конкурентов в отраслевом сегменте Интернет-рынка (выявление потенциальных конкурентов, а также степени их воздействия на рынок, анализ сильных и слабых сторон крымского туристского региона). Исследуются формы воздействия на целевые группы (сегментирование потребителей, выделение своей группы потребителей).
На этапе определения конкурентного преимущества: выбирается стратегия сохранения и усиления конкурентного преимущества, проводится анализ опытности конкурентов, то есть применение ими маркетинговых инструментов на практике в полном объеме, выявляются возможных вариантов партнерства в Интернет-пространстве.
Стратегическое позиционирование в сети включает:
- определение критериев эффективности проекта;
- разработку плана маркетинговых мероприятий в Интернет;
- разработку стратегии продвижения проекта.
На этапе разработки PR-кампании в сети Интернет предполагается рассылка пресс-релизов по e-mail, передача информационных материалов через списки рассылок, выпуск собственных электронных туристских газет и журналов и организация подписки на них по email и т.д.
В качестве стимулирования сбыта туристских продуктов используется информация на сайте о скидках на услуги, о возможности получения дисконтных карт и купонов, футболки и прочее с логотипом Крыма, проведение конкурсов, викторин среди потребителей и т.д.
Cпецифика работы интернет-агентств предполагает возможность сотрудничества с разными клиентами. В число таких клиентов входят [4]:
- частные предприниматели;
- бюджетные организации;
- крупные фирмы и компании;
- представители среднего бизнеса и т.д.
Однако, для успешного применения интернет-маркетинга, необходимо соблюдать ряд условий при сотрудничестве с интернет-агентствами, а именно:
- качество услуг не должно быть ниже, чем у конкурентов в той же ценовой категории;
- предприятие должно соблюдать принципы социально-этического маркетинга;
- предприятию необходимо выстраивать доверительные отношения с интернет-агентством, так как для повышения эффективности предпринимательской деятельности нужна 100% прозрачность;
- предприятие должно следовать обоснованным и практическим рекомендациям агентств.
Итак, интернет-маркетинг, посредством применения интернет-коммуникаций путем создания интернет-ресурса и продвижения его в сети Интернет, настолько популярен на сегодняшний момент, что использование его на данном этапе развития туристского сектора экономики в Крыму должно быть обязательным. Так как в современных условиях без внедрения рассмотренных технологий не представляется возможным провести имиджевую кампанию курортно-рекреационного комплекса Крыма, привлечь новых и сформировать лояльность у существующих потребителей крымского туристского продукта. В свою очередь, развитие туристской отрасли не может не влиять на общеэкономическую ситуацию в Республике Крым, укрепляя тем самым его конкурентные позиции в туристском бизнесе.
Список литературы:
1. Маркетинг в интернете. Основы электронного бизнеса. «Интернет-маркетинг». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lessons-tva.info/edu/trainbus/4.html.
2. Министерство курортов и туризма Республики Крым. — Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/.
3. Сергеева Е.А. Продвижение услуг Крымского туристического региона посредством сети Интернет // Весник ДИТБ. Серия: Экономика, организация та управление предприятиям туристической индустрии и туристической отрасли в целом. — 2009. — №13. — С.312-316.
4. АмиронЛайн. Агентство по продвижению сайтов Республики Крым. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://amiron-line.ru/index.html.
5. Интерн-агентство «Продвижение». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://продвижение-крым.рф/.
6. Крымский рекламный центр «MOREMEDIA». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moremedia.center