повышение эффективности развития пищевой промышленности в россии с помощью инструментов стратегического управления
Ялунина Екатерина Николаевна
канд. экон. наук, доцент [email protected]
Гаянова Венера Медетовна
канд. экон. наук, доцент [email protected]
Уральский государственный экономический университет, г. Нижний Тагил
Аннотация
Российская пищевая промышленность переживает в настоящее время кардинальные изменения, активно внедряются на рынок западные корпорации. С вступлением ВТО ужесточается конкуренция между отечественными и зарубежными производителями продовольствия, между российскими и импортными продуктами питания. Это обстоятельство выводит на первый план задачи оптимизации бизнес-процессов, управления производственными ресурсами, обеспечения оптимального взаимодействия систем производства и сбыта пищевой продукции, т.е. объективно требует существенного повышения эффективности управления как отраслью в целом, так и отдельными ее составляющими. Автор в данной статье обозначил проблемы повышения эффективности управления пищевой промышленностью и предлагает применение стратегического управления как основу для решения данных проблем.
Ключевые слова: пищевая промышленность, предприятие, конкуренция, конкурентоспособность, управление, эффективность, стратегическое управление
О
бъективной основой развития пищевой промышленности выступает разделение труда и межотраслевая производственная кооперация, связывающая сельское хозяйство, пищевую промышленность и сопряженные с ними отрасли экономики. Именно сложившиеся тесные
взаимосвязи между этими крупнейшими отраслями сформировали продовольственный комплекс, завершающим звеном которого является пищевая промышленность, именно в ней всплывают просчеты управления взаимодействиями экономического механизма функционирования всего АПК.
Современное состояние АПК
Современный опыт работы предприятий АПК свидетельствует о том, что не обеспечено функционирование агропромышленного комплекса как единого целого. Фактически отрасли комплекса работают экономически обособленно, ориентируясь на свои результаты. Отметим, что в 2013 г. темп роста производства сельскохозяйственной продукции опережал темп роста ВВП, при этом доля сельского хозяйства не увеличилась. Конечно, опережающий рост сельского хозяйства в определенной степени можно объяснить отрицательными показателями его динамики в 2012 г. Но, учитывая спад производства в ряде отраслей промышленности, следует заметить, что именно сельское хозяйство тормозит экономическое падение в национальной экономике [1]. Отсутствует сфокусированная система взглядов на развитие АПК, способствующая решению задач национального уровня и особенно в общей социально-экономической политике национального хозяйства [2]. В статье Н.А. Васильева [3] отмечается, что производство большинства индустриальных стран (отдельные предприятия и отрасли промышленности) гораздо медленнее торговли и финансов адаптируются к открытию рынков. В работе Ю.С. Сердюкова, Н.И. Усенко [4] отмечается ориентация предприятий пищевой промышленности на повышение эффективности технологий, основанных на дешевом импортируемом синтетическом сырье, российское натуральное сырье практически не используется. Данные технологии оказывают негативное воздействие на отечественный рынок сельскохозяйственного сырья, а синтетические продовольственные продукты и их пищевая ценность для человека вызывает сомнение. Агропромышленный комплекс является важнейшим элементом государственной экономической политики, основные цели его неразрывно связаны
современный опыт работы предприятий АПК свидетельствует
о том, что_
не обеспечено_
функционирование агропромышленного комплекса как единого целого
...пищевая промышленность
входящих
в нее отраслей
и производств и разный характер
производственно_хозяйственных
и финансово-экономических отношений, что привело
устойчивых
ограничений
_
с функционированием пищевой промышленности, они заключаются в следующем:
- производство сельхозпродукции соответствующего качества для создания резервов продовольствия;
- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления;
- повышение уровня и качества жизни работников сельского хозяйства;
- повышение эффективности функционирования продовольственного комплекса государства в целом.
Следует признать, что в полной мере эти цели АПК не реализуются.
Совокупность отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности национального АПК как объект управления является нестабильной, мало-формализованной системой. Тем не менее, главными целями государственной политики в сфере управления этого комплекса таются следующие:
оптимизация управления в отраслях, образую-,их продовольственный комплекс;
- формирование механизма обеспечения продовольственной безопасности;
активизация инновационной деятельности в траслях АПК;
вышение качества жизни населения в части питания.
Работа в этих направлениях предполагает пропорциональное развитие отраслей и организаций всех форм собственности и всяческую поддержку органов государственного и регионального управления с целью достижения эффективности управления.
Система показателей, предлагаемая нами для оценки эффективности управления на федеральном уровне, включает оценку:
- совокупного результата улучшения работы агропромышленного комплекса страны;
- степени развития в стране пищевой и перерабатывающей промышленности;
- соотношения достигнутых пищевой отраслью результатов и совокупных затрат по производству и сбыту произведенных пищевых и пищевкусовых товаров;
- обеспеченности покупательского спроса продовольственными товарами отечественного производства;
- улучшения качества и структуры питания населения и степени достижения рекомендуемых физиологических норм потребления. Мониторинг обозначенных показателей на уровне РФ и отдельных регионов не только позволит характеризовать эффективность управления пищевой отраслью, но и ориентируют органы управления на действия в конкретных стратегических направлениях, направленных на ее повышение.
Ограничения, мешающие развитию пищевого производства и пути их смягчения
Анализ эффективности управления пищевой промышленностью на макро- и мезоуровнях позволил выявить наиболее насущные и болезненные ее проблемы. В их число включены:
1) несовершенство механизмов государственного и таможенного регулирования продовольственного рынка стран;
2) неразвитость инфраструктуры пищевой отрасли, основной целью которой является эффективное осуществление производственного процесса;
3) высокая степень зависимости пищевого производства от импортного сырья и колебания мировых цен на него;
4) недостаточное внимание к разработке технических регламентов производства пищевых товаров и контроля качества выпускаемой продукции;
5) низкий уровень рентабельности производства большинства видов пищевой продукции;
6) рост импортозависимости продовольственного рынка страны и регионов и недостаточность конкурентоспособности отечественных продуктов питания;
7) высокая степень износа оборудования пищевых предприятий и большая доля ручного труда в производстве продукции;
8) неблагоприятные условия для инвестирования в малые и средние предприятия отрасли. Макроуправление, направленное на снятие или смягчение выше означенных ограничений в раз-
.заявленные цели
отдельных
направлений
политики, а также прогнозируемые параметры
и ожидаемых результатов
друг друга
на современном этапе _особенно ощущается
необходимость
_в разработке
_общей стратегии
_развития всех
_отраслей, входящих
в агропромышленный _комплекс...
упра
витии пищевого производства, связано, по нашему мнению, с осуществлением следующих структурных преобразований:
- развитие отраслей по первичной переработки сельскохозяйственного сырья, улучшение условий его хранения;
- сокращение потерь связанных с отсутствием достаточных перерабатывающих мощностей, создание которых в отраслях по производству скоропортящегося сезонного сельскохозяйственного сырья позволит осуществлять его переработку в оптимально сжатый срок, а также обеспечит максимальный выход продукции из всего производственного сырья;
- дальнейшее развитие отраслей пищевой промышленности, не обеспечивающих население по физиологическим нормам питания отечественной продукцией;
- развитие отраслей пищевой промышленности, производящих высококачественные в физиологическом отношении и конкурентоспособные с
ностранными аналогами продукты питания на базе ресурсосберегающих и безотходных техно-огий;
- создание новых отраслей и производств по переработке отходов пищевого сырья, что обеспечит увеличение выпуска продукции. Другими словами, приведение пищевой промышленности в состояние, адекватное требованиям времени, должно осуществляться в следующих направлениях:
- увеличение производства пищевых продуктов в количестве, достаточном для обеспечения населения страны;
- освоение новых видов конкурентоспособной и высококачественной продукции с применением современного оборудования;
- укрепление сырьевой базы, обеспечение полной переработки всего произведенного сельскохозяйственного сырья в оптимальный срок;
- диверсификация производства, осуществление структурных сдвигов в производстве, в том числе и слияние наиболее эффективных производств, направленных на поддержание конкурентоспособности пищевых предприятий.
Ради преодоления сложившихся негативных процессов в отраслях пищевой промышленности
необходимы решительные действия со стороны органов управления федерального и регионального уровней.
Система государственного регулирования
Актуальность повышения эффективности макроуправления пищевой отрасли усугубляется тем обстоятельством, что пищевая промышленность имеет сложную структуру, различные модели управления входящих в нее отраслей и производств и разный характер формирования производственно-хозяйственных и финансово-экономических отношений, что привело к образованию устойчивых ограничений развития отрасли. В сложившихся условиях это возможно только на правовой основе государственного регулирования агропромышленного производства. В настоящее время система государственного регулирования, как пищевой промышленности, так и продовольственного комплекса в целом, на федеральном уровне выступает основой формирования системы целей и ограничений в рамках единой общенациональной экономической политики. Целенаправленность и единство макро политики в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности определены следующими правовыми и нормативными актами:
1) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доктрина продовольственной безопасности (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);
3) Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-Р) (см.рис.);
4) Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-Р. Общие положения);
основная роль_
в представленных
программных_
документах_
отводится частному
сектору, однако_
создание условий для привлекательности и активного ведения бизнеса не созданы
_ Рис. Взаимодействие различных направлений государственной политики
__и стратегии развития пищевой промышленности
илш
составители
стратегического _плана учли, что
далеко не все
техническое
оснащение для развития
Следует отметить, что заявленные цели и мероприятия отдельных направлений государственной литики, а также прогнозируемые параметры нансирования и ожидаемых результатов не гда согласуются, а порой просто взаимоисклю-ают друг друга. В связи с этим при разработке мер по развитию пищевой промышленности на базе системного дхода особое внимание следует обратить на огласованность и взаимный учет направлений здействия на пищевую отрасль с другими вида-и государственной политики. На современном этапе особенно ощущается объективная необходимость активного и четкого участия государства в разработке общей стратегии развития всех отраслей, входящих в агропромышленный комплекс, как главных участников продовольственного рынка России. В опубликованных программных документах главные проблемы пищевой отрасли и бизнеса не нашли подходов к своему перспективному решению и не были отражены в текстах. В качестве основных проблем развития представлены: износ фондов, недоступность сырья и ряд других. Однако практика свидетельствует, что есть и иные ключевые проблемы: завышенные таможенные пошли-
ны, возрастание стоимости сырья и материалов, не производимых в РФ, административные барьеры, низкая доступность финансовых ресурсов и кредитов, нехватка квалифицированных кадров, слабое развитие элементов инфраструктуры и коммуникаций. Основная роль в представленных программных документах отводится частному сектору, однако создание условий для привлекательности и активного ведения бизнеса не созданы. Большей частью, принятые в последнее время государственные программы развития АПК и отдельных его составляющих напоминают декларации благопожеланий, нежели конкретные планы действий или стратегические проекты.
Новые направления стратегического управления
В то же время в стране сформировались новые направления стратегического управления. Основная идея нового подхода - понимание стратегии как средства, позволяющего экономическим системам взаимообогащающего скоординированного эволюционного развития. Именно это предполагает «Стратегия развития пищевой промышленности до 2020 г.».
Реализуя цели государственной политики в этой сфере Стратегия определяет основные задачи отрасли:
- увеличение объемов производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности;
- модернизация производства и наращивание мощностей предприятий отрасли;
- повышение конкурентоспособности продукции, создание условий для обеспечения импортозаме-щения и наращивание экспортного потенциала;
- развитие инфраструктуры и логистики продовольственной группы товаров;
- решение проблем экономического характера в промышленных зонах предприятий. Документом предложены два варианта развития пищевой промышленности России, нацеленные на модернизацию отрасли.
1) Инерционный вариант развития предполагает:
- привлечение инвестиционных средств;
- рост спроса населения;
- развитие сырьевой базы;
в перспективе_
предстоит_
значительно_
повысить_
технический_
уровень пищевой_
промышленности_
за счет увеличения доли технологического
оборудования,_
отвечающего_
современным
технологическим_
требованиям____
в настоящее время
необходимость зработки прогноза развития отраслей пищевой промышленности...
илш
- активизацию мер таможенно-тарифного регулирования.
2) Инновационный вариант развития отрасли рекомендует обеспечить:
- применение инновационных технологий;
- модернизацию производства;
- разработку и применение технических регламентов для пищевой промышленности;
- расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- появление или дальнейшее развитие новых рынков пищевой отрасли;
- доступность отечественного сырья;
- улучшение качественных характеристик сырья;
- решение проблемы упаковки продуктов питания, создание упаковочных технологий и материалов, позволяющих долго хранить продукты;
- учет благоприятной мировой конъюнктуры. Составители стратегического плана учли, что далеко не все предприятия пищевой промышленности имеют необходимое техническое оснащение для развития. Следовательно, одной из основных задач для этой отрасли является создание эффективного взаимодействия производителей
едприятий пищевой отрасли, с целью формиро-:ия современной материальной базы для разви-я отрасли до 2020 г. В перспективе предстоит значительно повысить технический уровень пищевой промышленности счет увеличения доли технологического обору-ования, отвечающего современным технологи-ским требованиям, как в основном, так и вспо-огательном производствах. С этим связаны решения о последовательном инвестировании развития пищевой и обрабатывающей промышленности на долгосрочный период. Данные о плановых инвестициях представлены в таблице.
Отмечая важность принятого стратегического плана развития пищевой и обрабатывающей промышленности до 2020 г., следует обратить внимание на недочеты данного документа. Так, направления развития отрасли по обоим вариантам только продекларированы, но не определены факторы, пути и этапы их практического осуществления, не выделены и количественные индикаторы развития по отдельным направлениям.
Таблица
Объемы инвестиций в развитие ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, млн руб.
Всего за 20132020 гг. В том числе
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Мукомольно-кру-пяная промышленность 18360 1628 1978 2399 2448 2779 2186 2489 2455
Хлебопекарная промышленность 98232 10608 10800 11016 11304 12672 13128 14328 14376
Сахарная промышленность 136700 17600 18600 20300 18800 12100 15800 15900 16600
Молочная промышленность 99700 12078 12141 11688 11585 12672 12788 13172 13576
Мясная промышленность 99150 14300 14200 14900 11000 11350 11100 11500 10800
Плодоовощная консервная промышленность 27110 3200 3260 3300 3500 3250 3430 3530 3640
Масложировая промышленность 98000 13060 13660 8860 12000 14800 12000 12020 11600
Кондитерская промышленность 79900 8500 8900 9200 9700 10400 10900 11000 11300
Крахмалопаточная промышленность 25600 2500 2800 3000 3200 3300 3400 3600 3800
Соляная промышленность 16300 1500 1800 2000 2100 2150 2200 2250 2300
Рыбная промышленность 36856 3386 3592 3960 4389 4784 5169 5638 5938
Производство пищевых продуктов для обеспечения питанием организационных коллективов 41918 1873 2745 5374 6363 636 6400 6400 6400
Всего 777826 90233 94476 95997 96389 97620 98501 101827 102785
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал отраслевой пищевой промышленности 103,1 102,7 101,8 102 101,2 100,9 101,3 102,2
Источник: [5].
недоумение вызывает и 1
Стратегией
не предусмотрено,
_однако
_не исключается
_отдельная его
разработка
)
В з
ЩЩ Вр
ре;
В настоящее время назрела объективная необходимость разработки прогноза развития отраслей пищевой промышленности в разрезе областей, краев и республик независимо от ведомственной принадлежности. При его разработке должны быть намечены не только инвестиции по направлениям размещения отраслей пищевой промышленности, но и на рациональное сочетание типов предприятий с учетом конкретных региональных особенностей.
Достижение цели обеспечения стимулирования необходимого объема производства продовольствия для удовлетворения базовых потребностей людей требует от разработчиков государственных и региональных стратегических программ обязательного учета не только потенциала продовольственного комплекса, но и демографических характеристик населения, норм его рационального потребления, определенных законодательством, аметров потребительской корзины и прожи-чного минимума.
доумение вызывает и то, что бюджетное финансирование Стратегией не предусмотрено, однако не исключается отдельная его разработка. этой связи хочется подчеркнуть, что действен-сть любых программных документов должна опираться на мнение отечественных ученых и практиков в сфере агропроизводства и пищевой промышленности, опыта их функционирования реальной практической нацеленности разрабатываемых и принимаемых программ на развитие данного экономического направления. Несмотря на недочеты, сам факт принятия «Стратегии развития пищевой и обрабатывающей промышленности до 2020 г.» свидетельствует о признании значимости пищевой промышленности в национальной экономике и политике и усилению внимания к совершенствованию управления ею.
Рекомендации по повышению эффективности управления пищевым предприятием
В то же время повышение эффективности управления пищевым предприятием, по нашему мнению, возможно обеспечить на основе следующих рекомендаций.
1) При принятии стратегических решений макро-и мезоуровней в сфере управления пищевой промышленностью важно учитывать международный опыт государственного регулирования деятельности пищевых производств, позволяющий развитым странам защищать национальные интересы, интенсивно развиваться в мировом сообществе. В связи с этим органы федерального и регионального уровня должны возлагать разработку перечня конкретных мер адаптации различных отраслей пищевой промышленности АПК России к условиям работы в ВТО и контролировать доведение этих материалов до субъектов пищевой и перерабатывающей промышленности.
С учетом современной парадигмы управления национальной экономикой необходимо уточнить методологические положения государственного регулирования продовольственного комплекса, его отдельных составляющих, актуализировать совершенствование инструментов и методов государственного регулирования пищевой промышленности России и применение на макро- и мезоуровнях таких новых прогрессивных форм регулирования пищевой промышленности, как:
- целевые программы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
- конкурсная форма размещения инвестиций для реализации программ;
- конкурсы в системе госзакупок и госзаказов в АПК;
- использование процедур банкротства для ликвидации нерентабельных производств, не являющихся производителями эксклюзивной и особо важной продукции;
- предоставление кредитов и льгот для оказания поддержки отечественным производителям сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
2) Создание в отрасли системы стимулирования работы по внедрению безотходных и малоотходных технологий, обеспечивающих комплексное и рациональное использование сельскохозяйственного сырья, что является одним из условий улучшения ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
3) С целью приведения структуры управления пищевой и перерабатывающей промышленнос-
_для повышения
эффективности
и перерабатывающей
_промышленности
_целесообразно
_применение
к финансированию _отрасли
ти современным требованиям целесообразно в системе управления АПК РФ создать единый государственный орган по пищевой и перерабатывающей промышленности. Прямые и конкретные меры воздействия на деятельность пищевых предприятий укрепят финансовую, организационную и нормативно-правовую базу управления предприятий отрасли и повысят эффективность их деятельности и отрасли в целом. 4) Для повышения эффективности управления в каждой подотрасли пищевой и перерабатывающей промышленности целесообразно применение профильного подхода к финансированию отрасли. Суть его состоит в финансировании различных подотраслей не равномерно, а в определенной пропорции, которая бы учитывала прогноз изменения потребления, капиталоемкость подотраслей и необходимость развития собственного производства.
Вывод
1. Изучение теоретических и практических аспектов государственного управления пищевой промышленностью позволяет сделать вывод, что активизация государственного воздействия на экономику и отдельные ее отрасли должна быть системной, четко спланированной и обеспеченной необходимыми ресурсами.
2. Успех государственной экономической политики зависит не столько от степени и качества вме-
тельства государства в хозяйственную полити-отрасли, сколько от уровня управления в самих щевых предприятий, направленного на реали-ацию и согласование индивидуальных и общественных целей и поиск резервов улучшения своей деятельности.
Литература
__1. Анохина М. Роль хозяйственного механизма в
__обеспечении экономического роста агропромыш-
__ленного комплекса // Проблемы теории и практи-
__ки управления. - 2014. - № 7. - С. 121.
__2. Антамошкина Е.Н. Приоритеты аграрной поли__тики в вопросах продовольственной безопас-
__ности // Экономика, предпринимательство и
__право. - 2013. - № 1 (18). - с. 58-66. - http://www.
__creativeconomy.ru/articles/28469/.
3. Васильева Н.А. Проблемы развития пищевой промышленности России в условиях глобальной конкуренции // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7. - С. 103-107.
4. Сердюкова Ю.С., Усенко Н.И. Стратегические приоритеты интеграционного взаимодействия России и Беларуси с позиции обеспечения продовольственной безопасности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 3. - С. 72-82.
5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.10 № 2136-р).
Yekaterina N. Yalunina
Candidate of Science, Economics, Associate professor, Ural State University of Economics, Nizhny Tagil
Venera M. Gayanova
Candidate of Science, Economics, Associate professor, Ural State University of Economics, Nizhny Tagil
Improving the efficiency of the food industry in Russia using the tools of strategic management
_Abstract
Nowadays, the Russian food industry is facing cardinal changes; the western corporations are actively penetrating the market. The competition between domestic and foreign food producers, between the Russian and importfood has becomes tougher after joining the WTO. This circumstance is bringing the task of optimization of business processes, managements of production resources, ensuring optimum interaction of systems of production and sale of food production into the forefront, i.e. objectively demands essential increase of management efficiency of the branch as a whole and its separate components. In this article, the author has indicated problems of increasing the efficiency of the management of the food industry and offered using strategic management as a basis for the solution of these problems.
Keywords: food industry, enterprise, competition, competitiveness, management, efficiency, strategic management