Савкина, Р.В. (2016). Повышение эффективности предприятий общественного питания за счет оптимизации налоговых и страховых выплат. Торгово-экономический журнал, 3(1), 93-112. doi: 10.18334/tezh.3.1.35075
Язык публикации: русский
Russian Journal of Retail Management, 2016, Volume 3, Issue 1
Improving the Efficiency of Public Catering Enterprises due to Tax and Insurance Payments Optimization
Raisa Savkina1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
ABSTRACT_
The article discusses the ways to improve the efficiency by optimizing the tax and insurance payments of the public catering facilities, taking into account the legislative and normative documents of 2016. The right choice of legal organizational form and taxation scheme reduces the tax burden 3 or more times and increase profitability. Recommendations on how to apply for special tax regimes are given. It proves the necessity of planning the tax burden even under the high uncertainty of the business environment.
KEYWORDS_
food services, efficiency, taxation, insurance payments, optimization
CITATION_
Savkina, R.V. (2016). Improving the Efficiency of Public Catering Enterprises due to Tax and Insurance Payments Optimization. Russian Journal of Retail Management, 3(1), 93-112. doi: 10.18334/tezh.3.1.35075
JEL: G22, H21, L21, L66 Original Research Language: Russian
Received: 3 Mar 2016, Published: 30 Mar 2016
© Savkina R.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
► in 2015, the turnover of public catering enterprises was 1293,35 billion rubles, which is by 9.3% higher than in 2014, but the turnover decreased at constant prices by almost 6%, and it decreased by 8.5% in Moscow
► the benchmark rate of return for public catering facilities with the retail space is 1000 rubles per 1 sq. m per month, and 4500 rubles per 1 employee per month for public catering facilities without the retail space
► the patent system of taxation (PST) applies to individual entrepreneurs in 47 activities (listed in article 346.43 of Internal Revenue Code), including retail trade without retail space or with space up to 50 sq. m.; services of public catering with the retail space area for visitors service of no more than 50 square meters for each public catering facility object
► the choice of the taxation system occurs prior to the beginning of the calendar period in which one scheme or another will be applied, so it is necessary to calculate all the necessary targets, to identify opportunities for special schemes application, calculate the tax burden for different schemes and select the scheme with the lowest tax burden
► for the planned indicators on tax payments alignment during the year, which is important for catering companies, where seasonality is present, it is necessary to provide net cost recovery on a seasonally revenues in the planning calculations, and then in the accounting policy
► tax and insurance payments optimization can be effectively managed by their planning and following conscious choice of a taxation scheme and accounting policy
Торгово-экономический журнал, 2016, Том 3, Выпуск 1
Повышение эффективности предприятий общественного питания за счет оптимизации налоговых и страховых выплат
Раиса Савкина1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия
АННОТАЦИЯ_
В статье рассматриваются пути повышения эффективности путем оптимизации налоговых и страховых выплат предприятиями общественного питания с учетом законодательно-нормативных документов 2016 года. Правильный выбор организационно-правовой формы, режима налогообложения позволяет сократить их налоговую нагрузку в 3 и более раза и повысить рентабельность. Даются рекомендации по обеспечению условий применения специальных налоговых режимов. Доказывается необходимость планирования налоговой нагрузки даже в условиях высокой неопределенности бизнес-среды.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
общественное питание, эффективность, налогообложение, страховые выплаты, оптимизация
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Савкина, Р.В. (2016). Повышение эффективности предприятий общественного питания за счет оптимизации налоговых и страховых выплат. Торгово-экономический журнал, 3(1), 93-112. doi: 10.18334^.3.1.35075
JEL: G22, H21, L21, L66 Язык публикации: русский
© Савкина Р.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► в 2015 году оборот предприятий общественного питания составил 1293,35 млрд руб., что на 9,3% больше, чем в 2014 году, но в сопоставимых ценах оборот снизился почти на 6%, в том числе по г. Москве оборот сократился на 8,5%
► базовая доходность для предприятий общественного питания с торговым залом - 1000 руб. за 1 кв. м в месяц, для предприятий общественного питания без торговой площади - 4500 на 1 работника в месяц
► патентная система налогообложения (ПСНО) применяется для индивидуальных предпринимателей по 47 видам деятельности (перечислены в НК РФ ст. 346.43), в том числе розничная торговля без торговых залов или с торговым залом до 50 кв. м.; услуги общественного питания с площадью торгового зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м. по каждому объекту организации общественного питания
► выбор системы налогообложения происходит до начала календарного периода, в котором будет применяться тот или иной режим, поэтому необходимо предварительно рассчитать все необходимые плановые показатели, определить возможности применения специальных режимов, рассчитать налоговую нагрузку при разных режимах и выбрать режим
с наименьшей налоговой нагрузкой
► для выравнивания плановых показателей по налоговым выплатам в течение года, что особенного актуально для предприятий общественного питания, где присутствует сезонность, необходимо в плановых расчетах, а затем в учетной политике предусмотреть списание затрат на себестоимость с учетом сезонного поступления доходов
► оптимизация налоговых и страховых выплат может носить управляемый и эффективный характер за счет их планирования и последующего осознанного выбора как режима налогообложения, так и учетной политики
Об авторах:
Савкина Раиса Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры технологии и организации предприятий питания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва ([email protected])
Введение
Налоговые платежи и страховые взносы являются важной статьей расходов предприятия общественного питания, поэтому их оптимизация в рамках действующего законодательства может принести значительные выгоды. Особенно это актуально в современных условиях кризиса и стагфляции. Регулирование налоговых выплат определяется Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), выплат в страховые фонды -Федеральным законом от 28 ноября 2015 года №347-Ф3 «О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58-2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (вводится с 1 января 2016 года; при этом нормы этого закона действуют до 2018 года включительно).
В соответствии с НК РФ (ст. 8) «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Важными признаками налогов являются обязательность и императивность (Романовский, Малькина, 2012). Предприятия общественного питания являются плательщиками налогов и страховых выплат независимо от формы собственности, системы управления, организационно-правовой формы. В то же время существующая дифференциация налогов при разных режимах налогообложения и страховых выплат при разных организационного правовых формах позволяет значительно (почти в 3 раза) снизить налоговую нагрузку. В связи с тем, что в законодательство на 2016 год внесены изменения, в статье даются рекомендации по оптимизации налогового бремени для предприятий общественного питания и на этой основе повышение эффективности их деятельности с учетом этих изменений (кризис и низкая эффективность предприятий общественного питания привели к тому, что только в г. Москве за 2014-2015 годы около 20% этих предприятий прекратили свое существование).
Система общественного питания России переживает не лучшие времена (сокращается число потребителей, уменьшается прибыльность предприятий, растут затраты). Эти негативные тенденции последних лет можно продемонстрировать нижеприведенными данными.
В 2015 году оборот предприятий общественного питания составил 1293,35 млрд руб., что на 9,3% больше, чем в 2014 году, но в сопоставимых ценах оборот снизился почти на 6%, в том числе по г. Москве оборот сократился на 8,5% (доля оборота предприятий общественного питания в обороте розничной торговли составляет 4,8%, что значительно ниже, чем в развитых странах). При этом сокращается число предприятий (баров, ресторанов, кафе) и в них число мест (таблица).
Таблица
Количество ресторанов, баров, кафе и в них мест (по РФ)
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. в% к 2014 г.
Число ресторанов, баров, кафе (единиц) 63505 66462 70275 76367 73236 95,9
В них мест (тыс.) 3359,7 3588,6 3832,4 4169,9 3980 95,4
Среднее число мест на 1 предприятие 52,9 54,0 54,5 54,6 54,34 99,5
Оборот предприятий общественного питания (млрд руб.) 1043,3 1145,1 1159,9 1183,2 1293,3 109,3
Оборот на 1 предприятие (млн руб.) 16,4 17,23 16,5 15,5 17,7 114,2
Источник расчеты выполнены по данным сайтов РБК, Федеральной службы государственной статистики (выручка дана в действующих ценах)
Спад объемов деятельности предприятий сопровождался увеличением числа убыточных предприятий (по оценкам их доля выросла до четверти от действующих - это потенциальные объекты для ликвидации). В этих условиях необходимо реализовать все возможные меры по сокращению затрат и повышению эффективности деятельности предприятий. В ряду наиболее действенных мер можно выделить оптимизацию налоговых и страховых выплат, которые занимают в затратах около 30%.
Следует обратить внимание, что согласно данным таблицы, предприятия общественного питания в своем большинстве можно отнести к малым (доля предприятий общественного питания официально
отнесенных к малым составляет около 70% от общего числа), что указывает на возможности применения специальных режимов налогообложения и сокращения налоговых выплат. Кроме того, ряд предприятий общественного питания относятся к социально-значимым, для которых имеются льготы по некоторым налогам (при образовательных и здравоохранительных учреждениях).
Предприятие самостоятельно определяет режим
налогообложения в соответствии с нормами Налогового кодекса, объемом и видом деятельности. Переход на тот или иной режим налогообложения носит уведомительный характер. Режимами налогообложения в соответствии с НК РФ являются:
— основная система налогообложения (ОСНО);
— специальные режимы налогообложения, а именно: упрощенная система налогообложения (УСНО); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей (ПСНО); система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (для предприятий общественного питания последние два режима налогообложения в основном не применяются).
Основная система налогообложения включает следующие налоги, актуальные для предприятий общественного питания:
— налог на добавленную стоимость (косвенный налог, не влияющий напрямую на результаты хозяйственной деятельности, но увеличивающий цену реализации продукции, что сказывается на формировании конкурентных преимуществ);
— налог на прибыль;
— налог на доходы физических лиц (выплачивается работниками и не влияет на затраты и прибыльность предприятия);
— налог на имущество (относится к прочим расходам);
— налог на игорный бизнес (для предприятий, имеющих кассы тотализатора, букмекерские кассы: спорт-бары и другие);
—транспортный налог (для предприятий, имеющих транспортные средства и другие самоходные машины);
— земельный налог (для предприятий, имеющих в собственности земельный участок).
В связи с тем, что налоговая база для каждого налога различна, целесообразно каждый вид налога определять и оптимизировать отдельно. Следует отметить, что в налоговые органы вместе с обоснованием учетной политики ежегодно сдается план по налоговым выплатам (по видам и направлениям платежей). Поэтому рассмотрим более подробно вышеназванные налоги и пути их оптимизации.
Основная ставка НДС - 18% от объема реализации продукции и услуг. В то же время на некоторые операции и виды реализуемой продукции и услуг установлены иные ставки НДС (или освобождаются от уплаты этого налога). В частности, для предприятий общественного питания установлены следующие иные условия определения НДС:
1. не подлежит налогообложению:
—реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям (ст. 149, п. 5 НК РФ);
—услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (ст. 149, п. 18 НК РФ).
2. НДС по ставке 10% применяется при реализации (ст. 164, п. 2 НК РФ):
— мяса и мясопродуктов (кроме деликатесных);
— молока и молокопродуктов;
—яйца и яйцепродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли, хлеба и хлебобулочных изделий, крупы, рыбы живой (за исключением ценных пород), море- и рыбопродуктов (за исключением деликатесных), овощей.
Все остальные товары и услуги облагаются НДС со ставкой 18%.
Таким образом, предприятия быстрого питания, а также столовые при промпредприятиях могут начислять НДС на продукцию с пониженной ставкой НДС (10%), но при условии, что в организации ведется раздельный учет продукции с разными ставками.
Кроме того, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика организации и индивидуальные предприниматели, если за три предшествующих последовательных календарных месяца
сумма выручки от реализации товаров и услуг без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей (ст. 145, п. 1 НК РФ).
При реализации товаров и услуг населению соответствующая сумма налога включается в отпускные цены. При этом в ценниках и чеках сумма налога не выделяется.
Сумма НДС, уплаченная поставщикам товаров и услуг, учитывается в стоимости этих товаров (услуг) в случае:
— приобретения товаров, используемых в операциях, освобожденных от уплаты НДС;
— приобретения товаров и услуг организациями, не являющимися налогоплательщиками НДС (например, применяющих УСНО).
Сумма налога, принимаемая к вычету у налогоплательщиков НДС, определяется на основе счетов-фактур по поставкам товаров и услуг, оплаченных налогоплательщиком. При этом предприятие общественного питания обязано вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам и услугам, имеющим разные ставки НДС. При отсутствии раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам и услугам вычету не подлежит (у плательщиков НДС) и в расходы при исчислении налога на прибыль не включаются (освобожденных от уплаты НДС). Вычеты сумм налога по приобретенным основным фондам производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
Сумма НДС, подлежащая выплате в бюджет, определяется как сумма начисленная по ставкам минус суммы к вычету по приобретенным товарам, услугам, основным средствам.
Акцизы выплачивает производитель подакцизных товаров по ставкам, определенным в НК РФ за объемы произведенных и реализованных подакцизных товаров (табачные, спиртосодержащие товары, пиво и другие). В расчетных документах, в счетах-фактурах при получении подакцизных товаров предприятиями общественного питания сумма акциза выделяется отдельной строкой. При этом сумма акциза включается в стоимость получаемого товара. Предприятия общественного питания несут ответственность за покупку подакцизных товаров без акцизных марок (т.е. нелегальных).
НДФЛ выплачивают физические лица находящиеся на территории РФ не менее 183 дней (подряд) от доходов за выполнение трудовых обязанностей, дивидендов, страховых выплат и др. Основная ставка - 13% от величины начисленной заработной платы работнику. Предприятия общественного питания выступают налоговыми агентами,
обеспечивающими правильное и своевременное начисление и перечисление этого налога. С 2016 года предприятия-работодатели должны в полной мере производить налоговые вычеты (исключаются из налоговой базы социальные вычеты - суммы выплат за обучение по основным и дополнительным образовательным программам, профессиональной подготовке и переподготовке по очной форме обучения, но не более 120 тыс. руб., суммы дохода, полученного в налоговом периоде и в размере не более 50 тыс. руб. на обоих родителей -ст. 219 НК РФ; имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство или приобретение на территории РФ домов, квартир долей в квартирах, земельных участков для ИЖС, но не более 2 млн руб. - ст. 220 НК РФ; стандартные и профессиональные налоговые вычеты: родителям на детей до 18 лет, инвалидам и т.д.).
Налог на прибыль организаций - налогооблагаемая база: доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 20% от налогооблагаемой прибыли). Расходы должны быть документально подтверждены и включают расходы на производство и реализацию продукции и услуг, а также внереализационные (доходы и расходы принимаются в расчет без НДС). Для оптимизации этого налога необходимо:
— своевременно и правильно оформлять все списания (малоценного инвентаря, посуды, просроченную дебиторскую задолженность, оборудования);
— перейти на начисление амортизации нелинейным методом, что увеличит амортизационные суммы в первые годы эксплуатации основных средств и сократит налогооблагаемую прибыль (в настоящее время более 90% предприятий общественного питания применяют линейный метод начисления амортизации, что неэкономично).
Налог на имущество организаций- относится к региональным налогам. Налоговая база - среднегодовая балансовая (остаточная) стоимость основных средств (ставка не более 2,2%). При этом 1 и 2 амортизационные группы исключаются из налоговой базы. Оптимизация этого налога предполагает уменьшение остаточной стоимости основных средств за счет применения ускоренной амортизации, списания морально и физически устаревшего оборудования, проведения восстановительных работ за счет затрат на текущий ремонт. Кроме этого, объектом налогообложения налога на имущество может быть кадастровая стоимость недвижимого имущества (отдельно стоящих нежилых
помещений), назначение которого в соответствие с кадастровыми паспортами предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или фактически используется для этих целей. В отношении объектов недвижимого имущества, по которым определяется кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается дифференцировано по регионам. В частности, для г. Москвы установлены следующие ставки налога на имущество от кадастровой стоимости: 2014 г. - 1,5%, 2015 г. - 1,7%, 2016 г. - 2,0%.
Транспортный налог (региональный налог) выплачивают предприятия общественного питания, имеющие в составе основных фондов транспортные средства (это в основном предприятия, осуществляющие доставку продукции на дом). Налог установлен в рублях за л.с. в зависимости от мощности двигателя. Целесообразно для оптимизации этого налога приобретать транспортные средства в лизинг (что сократит сумму основных средств и транспорт будет на балансе у лизингодателя). Кроме того, возможно использование личного транспорта работниками с выплатой работнику компенсации (эти расходы включаются в прочие расходы при определении налоговой базы на прибыль, что помимо транспортного налога ведет к сокращению налога на прибыль).
Налог на игорный бизнес (региональный налог) выплачивают предприятия общественного питания, имеющие кассы тотализатора (например, на спортивные игры) или букмекерские конторы (мы не рассматриваем игровые зоны, где имеются казино, игровые автоматы). Налог определяется в рублях за каждый объект региональными налоговыми органами по факту их регистрации. Этот налог не играет существенной роли в повышении эффективности деятельности предприятий общественного питания.
Земельный налог (местный налог) выплачивают собственники земли. Налоговая база - кадастровая стоимость земли. Ставки дифференцированы в зависимости от качественных характеристик земельного участка от 0,3% до 1,5%. В связи с тем, что предприятия общественного питания располагаются или в арендованных помещениях, или на арендованных землях, то в их налоговой нагрузке данный налог не существенен.
Как известно, с 1 января 2010 года из налоговой системы исключен ЕСН (единый социальный налог), налогооблагаемой базой которого являлись выплаты физическим лицам доходов в виде заработной платы и
другие выплаты, включаемые в расходы на оплату труда. ЕСН заменен на обязательные страховые взносы, налоговой базой которых (как и ЕСН) являются выплаты в пользу физических лиц. В то же время стразовые выплаты включаются в налоговую нагрузку (в соответствии с методикой ФНС). Оплата обязательного пенсионного страхования производится в соответствии с законодательством РФ по ставке 22% с суммы не превышающих 796 тыс. руб. годового дохода работника (для 2016 года), свыше этой суммы - 10%; в фонд социального страхования - ставка 2,9% с суммы выплат на 1 физическое лицо до 718 тыс. руб. в год (с превышения этой суммы - 0%) для 2016 года, федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%, территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 3% со всей начисленной суммы. ФЗ от 28.06.2014 № 188-ФЗ изменяет законодательную базу по страхованию (Закон введен с 1 января 2015 г.). В частности, все лица, временно пребывающие на территорию Российской Федерации, считаются застрахованными, и работодатели выплачивают страховые взносы в полном объеме независимо от времени трудового договора. Страховыми взносами не облагаются компенсационные выплаты при увольнении, если они не превышают 3-х месячного заработка (если больше, то страховые взносы начисляются). Пониженные страховые взносы могут применяться для индивидуальных предпринимателей (ИП). В 2015 году для ИП фиксированные платежи в пенсионный фонд составляли 18288 рублей + 1% от суммы доходов, превышающих 300 тыс. руб. В фонд медицинского страхования - фиксированная сумма 3600 руб. в год. Размер предельных годовых выплат ежегодно индексируется в соответствии с ростом МРОТ. Так, 2016 году МРОТ составляет 6204 руб., в соответствии с этим фиксированные выплаты в 2016 г. для ИП составляют в пенсионный фонд 19356,48 руб., в фонд обязательного медицинского страхования - 3796,85 руб., (т.е. общая сумма фиксированных выплат составляет 23153,33 руб.). Кроме того, в пенсионный фонд ИП начисляет 1% от суммы доходов, превышающих 300 тыс. руб. При этом общая сумма выплат не должна превышать 154851,84 руб. (в пенсионный фонд). Эта мера в определенной мере будет способствовать легализации выплат работникам.
Кроме того, в зависимости от класса предпринимательского риска устанавливаются обязательные выплаты в страховой фонд от травматизма и несчастных случаев на производстве в размере от 0,2% до 8,5% в зависимости от вида экономической деятельности (в соответствии с
федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О классификации профессиональных рисков по видам экономической деятельности»). Ставки обязательных взносов по этим страховым выплатам определены Приказом Минтруд России от 25.12.2012 г. № 625н. В частности, предприятия общественного питания вошли в 1 группу и для них установлена ставка в размере 0,2% от фонда оплаты труда.
Кроме основной системы налогообложения предприятия могут применять специальные режимы налогообложения, обеспечивая минимизацию затрат по налоговым выплатам в рамках правового поля.
При упрощенной системе налогообложения (УСНО) предприятие освобождается (ст. 346.13 НК РФ) от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций. Кроме того, оно не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, указанных в статьях 151 и 174.1 НК РФ). При УСНО и ЕНВД налог на имущество выплачивается только на объекты недвижимости, на которые определяется кадастровая стоимость, в том числе нежилые помещения (отдельно стоящие), Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (если имущество используется для предпринимательской деятельности).
Упрощенная система налогообложения применяется, если по итогам девяти месяцев доходы не превысили 45 млн. рублей (с ежегодной индексацией на коэффициент - дефлятор) - годовой доход не должен превышать 60 млн руб. (для 2013 года). Для 2015 года коэффициент дефлятор для определения предельного дохода установлен 1,147, для 2016 года - 1,329 (что в сумме составляет 79,74 млн руб. в год для 2016 года). Кроме того, остаточная стоимость основных средств не должна быть более 100 млн руб. (с 2013 г. остаточная стоимость нематериальных активов не указывается); а средняя численность работников не должна быть более 100 человек (по сравнению со среднесписочной численностью при расчете средней численности учитываются внешние и внутренние совместители). На упрощенную систему налогообложения не могут переходить казенные и бюджетные учреждения.
Организации и ИП, перешедшие на ЕНВД по отдельным видам деятельности вправе применять УСНО для остальных видов деятельности с учетом ограничений по доходам, численности работающих и стоимости основных средств (ст. 345, п. 4). Если налогоплательщик применяет
одновременно УСНО и ПСНО для определения величины ограничения по доходам, численности работников и стоимости основных средств учитываются доходы от обоих видов деятельности. Налогоплательщик, применяющий УСНО вправе перейти на иной режим налогообложения, уведомив налоговые органы не позднее 15 января года, в котором он будет применять другой режим налогообложения.
Объектом налогообложения при УСНО могут быть или доходы (от реализации и внереализационные), или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговым периодом является календарный год, а отчетным -квартал (нарастающим итогом).
Налоговые ставки при налогообложении дохода - 6%, при налогообложении дохода, уменьшенного на расходы - 15%. Если объектом налогообложения являются доходы, то начисленная сумма налога (6%) уменьшается на сумму страховых взносов, но при этом сумма налога по УСНО не может быть уменьшена более чем на 50%.
При определении расходов, уменьшающих доходы в целях налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, в сумму расходов включаются и НДС по приобретенным товарам и услугам. Если сумма налога меньше минимальной ставки, то налогоплательщик начисляет налог в размере 1% от доходов. Если при этом образуется убыток, то он включается в расходы в будущих периодах.
В связи с тем, что налог по УСНО перечисляется в региональные бюджеты, регионам предоставляется право с 2016 года уменьшать ставку налога с 6% до 1% или с 15% до 5% (соответственно). Поэтому социально-значимые предприятия общественного питания могут претендовать на снижение ставок по этой системе налогообложения.
Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности (14 видов деятельности перечисленных в НК РФ ст. 346.26),в том числе: оказание бытовых услуг (региональные органы власти определяют группы и подгруппы видов деятельности, оказывающие бытовые услуги), услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств, стоянке автомашин, розничная торговля в магазинах с площадью менее 150 м2, предприятия общественного питания с торговым залом менее 150 м2, услуги по временному проживанию с площадью помещений менее 500 м и других предполагает определение вмененного дохода (потенциально возможного дохода налогоплательщика, рассчитанного с учетом
совокупности условий: базовой доходности, корректирующих коэффициентов).
Справочно: Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (на 1 м2 торговой площади, на 1 работника и т.д.), характеризующего вид предпринимательской деятельности в различных сопоставляемых условиях. Базовая доходность по видам деятельности и физическим показателям дана в Налоговом кодексе (ст. 346.29).
Предприятия, применяющие ЕНВД, не платят налог на прибыль, на имущество, НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей), не являются налогоплательщиком НДС. При осуществлении нескольких видов деятельности, по которым возможно применение ЕНВД, учет ведется раздельно по каждому виду деятельности. Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход является квартал. Налоговая ставка - 15% величины вмененного дохода. Вмененный доход (ВД) за месяц определяется по следующей формуле:
ВД=!^хК1ХК2ХКФ
где: БД - сумма базовой доходности (дана в Налоговом кодексе),
руб.;
КД -количество календарных дней в месяце;
КФ - фактическое количество дней применения ЕНВД за месяц;
ФП - физический показатель (количество работников, площадь торгового зала предприятия общественного питания);
К1 - коэффициент дефлятор (2013 год - 1,569; 2014 год -1,672; 2015 год - 1,798; 2016 год - 2,083);
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность условий ведения предпринимательской деятельности (регион, ассортимент реализуемой продукции и услуг и их социальная значимость, территориальной размещение и т.д.).
Базовая доходность для предприятий общественного питания с торговым залом - 1000 руб. за 1 кв. м. в месяц, для предприятий общественного питания без торговой площади - 4500 на 1 работника в месяц. Значение корректирующего коэффициента устанавливают региональные и муниципальные органы власти на весь календарный год и должен быть в пределах от 0,005 до 1,0. В г. Москве региональные
коэффициенты дифференцированы для предприятий общественного питания от 0,7 до 1,0.
Сумма налога, определенная по ЕНВД за налоговый период, уменьшается на сумму:
— страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное медицинское страхование;
— платежей по договорам добровольного личного страхования.
При этом сумма налога по ЕНВД может быть уменьшена не более
чем на 50%. Следует отметить, что расчеты показывают, что это ЕНВД самая выгодная система налогообложения для предприятий общественного питания, хотя на ней работают не более 5% предприятий.
Патентная система налогообложения (ПСНО) применяется для индивидуальных предпринимателей по 47 видам деятельности (перечислены в НК РФ ст. 346.43), в том числе - розничная торговля без торговых залов или с торговым залом до 50 кв. м.; услуги общественного питания с площадью торгового зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м. по каждому объекту организации общественного питания. Максимальное среднее число работников не должно превышать 15 человек. Объектом налогообложения является потенциально возможный доход, максимальный размер которого определен в НК РФ в размере 1 млн руб. На уровне регионов предельные размеры потенциально возможного дохода могут быть увеличены от 3 до 10 раз в зависимости от вида деятельности и численности населения региона (свыше 1 млн. человек). В частности, в г. Москве установлены дифференцированные суммы потенциально возможного дохода в среднем от 2 млн руб. по торговле и общественному питанию. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДФЛ, НДС, налога на имущество и прибыль. Для применения ПСНО предприниматель подает заявление в налоговый орган за 10 дней до применения ПСНО. Документ, удостоверяющий право ИП применять ПСНО является патент, который выдается от 1 месяца до 1 года.
Налоговая ставка 6% от потенциально возможного дохода.
Выбор системы налогообложения происходит до начала календарного периода, в котором будет применяться тот или иной режим. Поэтому необходимо предварительно рассчитать все необходимые плановые показатели (финансового плана1), определить возможности
1 Об этом подробнее в: Савкина, Р.В. (2014). Планирование на предприятии (2-е изд.). М.: Дашков и К.
применения специальных режимов, рассчитать налоговую нагрузку при разных режимах и выбрать режим с наименьшей налоговой нагрузкой.
Следует отметить, что не существует единой методики расчета налоговой нагрузки. Сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на предприятии, можно выделить следующие спорные моменты:
— использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц. Большинство авторов (Романовский, Малькина, 2012) не рекомендуют принимать этот налог при расчете налоговой нагрузки, так как предприятие уплачивает его из средств работника, а не из собственных денежных средств (налоговый агент);
—учитывать ли в расчете косвенные налоги.
Не вдаваясь в подробности данной дискуссии считаем необходимым проводить расчеты налоговой нагрузки в процентах к доходам 2-мя способами: 1 - включить в налоговые платежи все налоги, включая страховые выплаты и НДФЛ (совокупная налоговая нагрузка); 2 -исключить НДФЛ из налоговой нагрузки (налоговая нагрузка предприятия):
НН=^х100
где: НН -налоговая нагрузка (в%);
н - сумма налогов и страховых выплат (руб.);
д - доход (выручка в руб.).
Сравнивая налоговую нагрузку (с учетом НДФЛ) по предприятиям общественного питания г. Москвы было определено, что самая низкий% зафиксирован по ЕНВД (7-9%), при ПСНО - 8-10%; при УСНО (доходы) с учетом уменьшения на сумму страховых выплат - 11-14%, при УСНО (доходы, уменьшенные на величину расходов) - 12-14%, при ОСНО - 2530%. При этом самый популярный режим налогообложения в 2015 году был УСНО (по г. Москве).
Многие авторы оптимизацию налоговых выплат связывают с правильным выбором учетной политики (по сути с налоговым учетом)2. Не оспаривая данный тезис, следует отметить, что учетная политика помогает оптимизировать налоговую базу по конкретному виду налога.
2 Вылкова, Тарасевич, 2015; Пансков, В.Г. (2013). Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Книжный мир.
Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговых кодексом способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Цель учетной политики - регулирование платежей в бюджет и внебюджетные фонды в рамках возможностей налогового законодательства РФ и субъектов РФ. В частности, на предприятии зачастую ставится цель - уменьшение налоговых выплат за счет использования возможных льгот, увеличения затрат, относимых на себестоимость, ведения раздельного учета по реализации товаров и услуг, имеющих разные налоговые ставки (НДС), применения наиболее экономичных режимов налогообложения. Эта цель вполне законна и при грамотном планировании и последующим ведении налогового учета дает ощутимую экономию затрат предприятию по уплате налогов, формирует условия стабильного и эффективного его развития. Кроме того, для выравнивания плановых показателей по налоговым выплатам в течение года, что особенного актуально для предприятий общественного питания, где присутствует сезонность, необходимо в плановых расчетах, а затем в учетной политике предусмотреть списание затрат на себестоимость с учетом сезонного поступления доходов. При этом прямые расходы относятся по мере их возникновения, а постоянные по мере формирования адекватных доходов.
К мероприятиям, обеспечивающим стабильную и равномерную по месяцам и кварталам налоговую базу, относится применение (обоснование) статей: «доходы будущих периодов» (если расходы в отдельные месяцы превышают доходы), или «расходы будущих периодов», (если доходы в «высокий сезон» значительно превышают расходы).
Так как при планировании налоговых выплат расчеты ведутся по каждому виду налога, каждому объекту налогообложения и направлениям выплат раздельно, в заявленной учетной политике необходимо обоснование системы учета и определения налогооблагаемой базы по каждому виду налога. Завершающим показателем является расчет налоговой нагрузки.
Выводы
Таким образом, оптимизация налоговых и страховых выплат может носить управляемый и эффективный характер за счет их планирования и последующего осознанного выбора как режима налогообложения, так и учетной политики. Такая практика позволит сократить налоговую нагрузку и повысить размер чистой прибыли (нетто-результата эксплуатации инвестиций = чистая прибыль + амортизация).
Итогом налогового планирования и обоснования учетной политики могут быть:
— обоснованное уменьшение прибыли и налога на прибыль;
— изменение структуры баланса за счет уменьшения стоимости основных средств;
— использование счетов «расходы (доходы) будущих периодов», когда на основе договоров на оказание услуг (продажи товаров) включается механизм увеличения расходов (доходов);
— списание дебиторской задолженности на затраты, срок и платежи по счетам которых уже наступили;
— осуществление всех видов списаний на основе актов (непригодность оборудования, готовых изделий и т.д.);
— применение ускоренной амортизации.
ИСТОЧНИКИ:
Вылкова, Е.С., Тарасевич, А.Л. (2015). Агрессивное налоговое планирование в международных и российских реалиях. Вестник Забайкальского государственного университета, 6, 95-103.
Романовский, М.В., Малькина, И.Н. (2012). Обеспечение устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов и корпораций в условиях финансовой нестабильности. В книге Финансовые рынки Европы и России: устойчивость национальных финансовых систем: поиск новых подходов (Ч. 1; С. 10-14). Сб. материалов Международной научно-практической конференции. СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
Пансков, В.Г. (2013). Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Книжный мир.
Савкина, Р.В. (2014). Планирование на предприятии (2-е изд.). М.: Дашков и К.